Научная статья на тему 'Модель формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза'

Модель формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ран Н. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организационно-управленческой компетентностью студентов технического вуза, показана модель ее формирования. Выявлены и обоснованы педагогические условия успешной реализации данной модели в практике вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ран Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The paper investigates the questions, connected with forming of organizational and administrative competence of students of technical institute of higher education, the model of its forming is shown. Pedagogical conditions of successful realization of this model in the practice of the institute of higher education are revealed and proved.

Текст научной работы на тему «Модель формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза»

УДК 378

H.A. Ран*

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организационно-управленческой компетентностью студентов технического вуза, показана модель ее формирования. Выявлены и обоснованы педагогические условия успешной реализации данной модели в практике вуза.

Ключевые слова: компетентность, организационно-управленческая компетентность, подходы к обучению, педагогические принципы.

В связи с требованиями рынка труда в настоящее все более актуальным становится формирование организационно-управленческой компетентности специалиста, необходимой ему для дальнейшего успешного профессионального развития и карьерного роста. Требования новых Государственных образовательных стандартов по формированию организационно-управленческих компетенций в учебном процессе вуза остаются без должного внимания. Таким образом, возникает необходимость разработки и внедрения в практику вуза педагогических условий для эффективного формирования данных компетенций.

В результате анализа и обобщения имеющихся определений понятий и подходов к структурированию организационно-управленческой компетентности [2] выделяем следующие ее компоненты.

1) Эмоциональная компетентность как способность выпускника создать и сплотить коллектив, личная привлекательность (харизма), его авторитетность и влиятельность для коллег, способность повести за собой и выступить в роли наставника.

2) Интеллектуальная компетентность как способность создавать условия для нахождения лучших вариантов решений задачи и оптимальных вариантов поведения. Это степень умения заставлять думать и решать нестандартные задачи.

3) Коммуникативная компетентность — способность вести переговоры, устанавливать конструктивные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными, эффективно устанавливать и поддерживать деловые контакты.

4) Должностная компетентность — качества и умения, которые человек должен проявлять, чтобы достичь эффективности в должности, роли, задании.

5) Персональная компетентность — личностные аспекты, которые подразумевают навыки, достижения и результаты человека.

6) Организационная компетентность, которая базируется на готовности и способности выпускника создавать необходимые условия для эффективной работы коллектива и отдельных работников.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил создать модель формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза (см. рисунок).

* © Ран H.A., 2013

Ран Наталья Алексеевна ([email protected]), кафедра экономических и информационных систем Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Л. Толстого, 23.

Целевой блок

Цель - формирование организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза:

эмоциональной компетенции

интеллектуальной компетенции

коммуникативной компетенции

должностной компетенции

персональной компетенции

организационной компетенции

Теоретико-методологические основы подходы: личностно -ориентированный, компетентностный, вариативный, деятельностный, культурологический; педагогические принципы педагогической целесообразности, интегративности, нелинейности, автономии студентов, гуманизма, социального закаливания, сотрудничества, ценностной ориентации._

Содержательный блок

Теоретико -методическое направление (дисциплины ГСЭ, ЕН, факультативный курс «Профессиональная этика и этикет ») Ценностно-ориентирующее направление (организация и проведение производственной практики, НИРС, дип -ломного проектирования) Профессионально-личностная подготовка (воспитательная работа со студентами во внеучебной деятельности)

П юцессуальный блок

Традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов). Активные инновационные Формы обучения по 3 разделам: 1) Производственная практика. 2) Студенческая научно-исследовательская работа. 3) Дипломное проектирование. Формы обучения по 4 разделам воспитательной работы со студентами: 1) Адаптация студентов 1 курса. 2) Организация проживания студентов в общежитиях. 3) Патриотическое, духовное и физическое воспитание студентов. 4) Организация студенческого творчества.

методы обучения (когнитивно-ориентированные технологии, деятельностно-ори -ентированные технологии, личностно -ориентированные технологии).

I

Педагогические условия

1. Обеспечение соответствия содержательного блока модели компонентам видовой структуры организационно-управленческой компетентности и требованиям рынка труда

2. Комплексная реализация основных направлений(теоретико-методического, ценностно-ориентирующего, направления профессионально-личностной подготовки) содержательного блока модели формирования организационно-управленческой компетентности

3. Использование технологий квазипрофессиональной деятельности в организации учебного процесса при организационно-управленческой подготовке студентов в рамках отдельных дисциплин профессионального цикла.

I

Результативный блок

Рис. Модель формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза

Разработанная модель относится к структурно-функциональному типу и рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативного. Такой набор блоков обусловлен требованием единства и целостности образовательного процесса:

— целей программы, выраженных в форме компетенций, — целевой блок;

— дисциплин (форм учебной работы) и образовательных технологий (методов обучения) — содержательный и процессуальный блоки;

— средств и способов оценки достижений студентов (контроля формирования компетенций) — результативный блок.

Целевой блок включает основную цель и задачи формирования организационно-управленческой компетентности у студентов технического вуза, структурные характеристики которой представлены единством эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, должностной, персональной, организационной компетенций. Теоретико-методологическим основанием реализации целевого блока является комплекс научных принципов и подходов.

Среди основных принципов формирования организационно-управленческой компетентности выделены следующие: педагогической целесообразности, интегративнос-ти, нелинейности (одновременное использование различных источников получения информации), автономии студентов (открытость информации о структуре курса, требованиях к выполнению заданий, содержании контроля и критериях оценки), гуманизма, социального закаливания, сотрудничества и ценностной ориентации [3].

Смысл формирования организационно-управленческой компетентности студентов в современных условиях видится и в том, чтобы, опираясь на перечисленные принципы, создать условия для самоопределения студента, его самореализации и развития. В этом суть личностно-ориентированного подхода к обучению. Реализуя данный подход, необходимо соблюдать разумный баланс между образовательными задачами, интересами студентов и работодателей.

Интересы, свобода выбора осуществляются в процессе деятельности. Опора на деятельностный подход позволяет наполнить определенным содержанием педагогическое взаимодействие, целенаправленно влиять на формирование потребностей личности в организационно-управленческой деятельности.

Компетентностный подход дает возможность определить структуру модели (эмоциональный, интеллектуальный, коммуникативный, должностной, персональный, организационный компоненты).

Обязательным условием реализации концепции формирования организационно-управленческой компетентности является предоставление на выбор широкого спектра деятельностей для студентов с целью удовлетворения познавательных потребностей, приобретения уникального опыта. Индивидуальность личности проявляется и формируется в ситуации свободного выбора. Таким образом, реализуется вариативный подход к обучению.

Одним из теоретических оснований системы формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза является культурологический подход, в основе которого лежит ориентация на профессиональные корпоративные ценности. Насыщение образовательной среды образцами организационно-управленческой деятельности способствует развитию профессиональных интересов, корпоративной культуры студентов.

Комплекс методологических подходов реализуется по направлениям, которые определены в рамках содержательного блока формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза [5].

Содержательный блок модели реализуется по трем направлениям организационно-управленческой подготовки студентов:

1) теоретико-методическое направление ориентировано на изучение материала на занятиях всех циклов учебных дисциплин. Для целенаправленного формирования организационно-управленческой компетентности студентов нами разработан и введен в вариативную часть социально-экономического цикла факультативный курс «Профессиональная этика и этикет», в рамках которого формируются общекультурные и профессиональные компетенции, составляющие в совокупности организационно-управленческую компетентность;

2) ценностно-ориентирующее направление (специальная подготовка) осуществляется за счет организации и проведения производственной практики, научно-исследовательской работы студентов (НИРС), дипломного проектирования. Производственная практика позволяет студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время изучения в вузе базовых и профильных учебных дисциплин. Создание предпосылок для самореализации личностных творческих способностей студентов будет способствовать:

— всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской деятельности;

— формированию у студентов устойчивой потребности в созидательной общественно значимой деятельности;

— развитию у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;

— рациональному использованию студентами своего свободного времени;

— предоставлению студентам возможности испробовать в процессе учебы свои силы на различных направлениях экономики, техники и культуры;

— привлечению студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству.

Рекомендовано широкое внедрение НИРС с I курса обучения в вузе.

Итоговая государственная аттестация, включающая в себя государственный экзамен (по решению вуза) и выпускные квалификационные работы (ВКР), является действенным средством формирования организационно-управленческой компетентности выпускников вузов. Дипломное проектирование представляет завершающий этап в подготовке студентов к организационно-управленческому аспекту будущей профессиональной деятельности.

ВКР представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать организационно-управленческие способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией;

3) направление профессионально-личностной подготовки осуществляется за счет самообразования и воспитательной работы со студентами во внеучебной деятельности.

Данное направление предполагает развитие профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, необходимых для овладения организационно-управленческими компетенциями: работоспособности, коммуникабельности, способности к творчеству и самоуправлению. Данное направление подготовки студентов реализуется за счет самообразования и воспитательной работы со студентами во внеучебной деятельности: кураторская работа, организация культурно-массовых мероприятий, кружковых секций.

Внеучебная деятельность включает в себя механизмы организации самоподготовки, исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, средства вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальную работу и психологические тренинги. Идея ответственности и инициативы самих студентов требует изменения методики преподавания, смещения активности преподавателя на самостоятельное учение, активность студентов, способствуя тем самым развитию их организационно-управленческой компетентности.

Процессуальный блок представлен практическими действиями по формированию компонентов организационно-управленческой компетентности по трем направлениям содержательного блока. Для его реализации используются разнообразные средства обучения [4].

Взаимосвязи между блоками модели формирования организационно-управленческой компетентности студентов обеспечиваются комплексом педагогических условий.

Первое педагогическое условие — соответствие содержательного блока модели компонентам структуры организационно-управленческой компетентности. Реализация этого педагогического условия предусматривает выполнение следующих задач: переструктурирование содержания и методики преподавания дисциплин с учетом формирования организационно-управленческой компетентности и внедрение в практику вуза новой дисциплины «Профессиональная этика и этикет».

Второе педагогическое условие предусматривает необходимость комплексной реализации основных направлений содержательного блока модели формирования организационно-управленческой компетентности. Реализация его предполагает соблюдение принципа преемственности видов учебной и внеучебной деятельности, а также междисциплинарные связи и межпредметную интеграцию с целью обеспечения формирования всех компонентов организационно-управленческой компетентности.

Третье педагогическое условие заключается в применении технологий квазипрофессиональной деятельности в организации учебного процесса [1], которые предполагают формирование организационно-управленческих компетенций в рамках отдельных дисциплин профессионального цикла. Организация аудиторной самостоятельной работы студентов в рамках образовательного процесса обеспечивает знание и понимание контекста профессиональной деятельности, требующей организационно-управленческих компетенций.

Результативный блок включает критерии, показатели сформированности организационно-управленческой компетентности у студентов, а также средства ее измерения и оценки.

Разработанная модель формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза позволяет целенаправленно готовить конкурентоспособного и высокопрофессионального выпускника технического вуза.

Библиографический список

1. Беспалова П.В. Формирование информационно-технологических компетенций будущих специалистов-документоведов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: [б. и.], 2011. 24 с.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 400 с.

5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20—26.

N.A. Ran*

THE MODEL OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The paper investigates the questions, connected with forming of organizational and administrative competence of students of technical institute of higher education, the model of its forming is shown. Pedagogical conditions of successful realization of this model in the practice of the institute of higher education are revealed and proved.

Key words: competence; organizational and administrative competence, training approaches, pedagogical principles.

* Ran Natalia Alekseevna ([email protected]), the Dept. of Economic and Information Systems, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.