УДК 378 ББК 74.480
Павелко Галина Александровна аспирант г. Костанай Pavelko Galina Alexandrovna
Post-graduate Kostanay
Модель формирования обобщенных информационных умений
будущих учителей Future Teacher's Generalized Information Skills Forming Model
В данной статье рассматривается структурно-функциональная модель формирования обобщенных информационных умений у будущих учителей и комплекс педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
The given article is devoted to the description of structurally-functional model of the forming generalized information skills of the future teachers and pedagogical environmental complex necessary for its effective functioning.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, обобщенные информационные умения, педагогические условия, технологии.
Key words: structurally-functional model, generalized information skills, pedagogical environmental complex, technologies.
Изучение состояния выбранной нами проблемы формирования обобщенных информационных умений у будущих учителей в теории и практике высшей школы позволило сделать вывод о том, что обобщенные информационные умения не формируются самостоятельно, а требуют специальных усилий. Поэтому перед нами встала задача построения специальной модели, обеспечивающей в процессе профессионально-педагогического образования формирование именно обобщенных информационных умений.
С учетом специфики исследуемой проблемы нами была разработана
структурно-функциональная модель формирования обобщенных информационных умений будущих учителей. Структурные компоненты раскрывают и внутреннюю организацию процесса их формирования обобщенных информационных умений у будущих учителей. К структурным компонентам модели относятся: мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и результативный. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической модели. Функциональные компоненты модели представлены функциями управления педагогов и самоуправления студентов, к числу которых мы относим: целеполагающую, диагностирующую, информирующую, регулирующую, оценивающую.
Мотивационно-целевой компонент включает в себя мотив, цель и задачи исследования. Данный компонент направлен на развитие устойчивой познавательной активности и стремления к применению информационных знаний в процессе профессиональной деятельности. Мотивационно-целевой компонент стимулирует дальнейшее освоение и дальнейшее развитие полученных информационных знаний, побуждает к реализации соответствующих умений. Моти-вационная составляющая данного компонента реализуется через формирование устойчивых мотивов к овладению более высоким уровнем обобщенных информационных умений, через формирование мотивационно-ценностного отношения к информационной деятельности, через формирование потребности к овладению современными информационными технологиями и осознание будущими учителями важности своей профессиональной деятельности. Целеполагающая составляющая реализуется через влияние преподавателя на педагогический менталитет будущих учителей, через создание у студентов целевых установок на формирование обобщенных информационных умений и развитие у них способности к решению информационных задач.
Содержательно-процессуальный компонент обеспечивает усвоение студентами информационных знаний, обобщенных информационных умений, необходимых для информационной деятельности и фактически представляет
собой курс «Современные информационные технологии в образовании», построенный на основе дисциплинарных связей учебных дисциплин психолого-педагогического цикла с дисциплинами специализации и на использовании специальным образом подобранной системы проектных заданий.
Под проектным заданием мы понимаем самостоятельную работу студентов, выполненную под руководством педагога и направленную на создание информационных объектов. Проектные задания направлены на изучение и совершенствование учебно-познавательной деятельности, на мыслительную деятельность, на формирование умений переносить знания с одного предмета на другой, т. е. обобщенных информационных умений. При выполнении проектных заданий ведущая роль принадлежит преподавателю, его личностным и профессиональным качествам, его умению преобразовывать и модернизировать ранее имеющиеся знания у студентов, направив их на систематизацию и на формирование обобщенных умений.
Реализация разработанного нами спецкурса включает три этапа. На первом этапе осуществляется теоретическая подготовка по усвоению и использованию студентами целостной системы знаний об информационных процессах, о новых информационных технологиях в учебном процессе и предполагает решение информационно-исследовательских задач. На втором этапе - практическая подготовка, направленная на формирование у студентов умений искать, представлять, обрабатывать, хранить, использовать, передавать информацию для проектирования и разработки педагогических информационных объектов, необходимых для решения информационно-технологических задач в процессе профессиональной деятельности. На третьем этапе - методическая подготовка, включающая передачу студентам специальных знаний теории организации процесса обучения с применением информационных технологий, разработки и использования педагогических информационных объектов в профессиональной деятельности, а также в процессе формирования у них определенных умений и навыков, необходимых для решения информационно-методических задач. В процессе подготовки студентов к решению информационных задач был исполь-
зован обобщенный план информационной деятельности, разработанный нами на основе анализа работ А. Н. Леонтьева [3] и Л. М. Фридмана [4], включающий следующие этапы: анализ задачи, проектирование плана решения задачи, технологическую реализацию плана решения задачи, анализ и проверку полученных результатов, реализацию полученных результатов.
Для педагогического управления процессом формирования обобщенных информационных умений в ходе спецкурса нами был использован ряд методов, средств, форм.
В качестве методов формирования обобщенных информационных умений будущих учителей использовались, наряду с традиционными методами, исследовательский метод, метод проблемного изложения, видеометод и метод проектов. В качестве средств обучения - статические средства; средства новых информационных технологий: компьютеры, мультимедийные проекторы, активные экраны, педагогические программные средства, телекоммуникации. Особое внимание в учебном процессе мы уделяли обучающим программным средствам, к числу которых мы относим электронное учебное пособие с элементами мультимедиа. Основными формами организации обучения были лекция (проблемная лекция, лекция-визуализация [1]: слайд-лекция, интерактивная лекция [2], видеолекция, мультимедиа-лекция), практическое занятие, самостоятельная работа над проектным заданием. На основе анализа работ по методике преподавания информатики, опыта собственной профессиональной деятельности мы выделили условно два вида проблемной лекции, которые эффективно использовались нами при изучении спецкурса «Современные информационные технологии в образовании»: проблемно-содержательная, проблемно-технологическая. Суть проблемно-содержательной лекции заключается в том, что учебная проблема сводится к различным точкам зрения к содержанию учебной информации. Суть проблемно-технологической лекции заключается в том, что учебная проблема заключается в выборе оптимальной технологии разработки того или иного педагогического программного средства. Помимо проблемной лекции, мы использовали такую форму организации обучения в вузе, как лекция-визуализация. Она
представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами информационных технологий или аудиовидеотехники.
Модификацией лекции-визуализации, по нашему мнению, являются слайд-лекции, интерактивные лекции, видеолекции, мультимедиа-лекции. Главное отличие данных лекций заключается в подходе к визуализации информации. Под слайд-лекцией мы понимаем организационную форму обучения, в которой учебный материал представлен в виде компьютерных слайдов со звуковым сопровождением, визуализированных на экране с помощью видеопроектора, управляемого компьютером.
Иным видом лекции-визуализации, который использовался нами в процессе формирования ОИУ, была интерактивная лекция. Интерактивная деятельность на такой лекции предусматривает диалоговое общение со студентами, опосредованное техническими средствами. Не отходя от доски, мы предъявляли новую информацию, управляя компьютером, акцентировали внимание на важных моментах с помощью специальных инструментов.
Следующим видом лекции-визуализации являются видеолекции. В процессе формирования обобщенных информационных умений мы не использовали данный вид лекции-визуализации в чистом виде. При проведении слайд-лекции мы использовали сочетание демонстрационных материалов - презентаций PowerPoint и обучающих видеофайлов, подготовленных в Cam Studio, представляющих собой записанные в видеофайл действия мыши на экране монитора компьютера, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации.
При проведении мультимедиа-лекции нами применялось разработанное электронное учебное пособие с элементами мультимедиа «Проектирование и разработка педагогических программных средств» для знакомства аудитории с новым материалом. В процессе проведения лекции мы демонстрировали важные моменты теории, видеоролики, встроенные в электронное учебное пособие.
Результативный компонент модели предполагает выделение критериев уровня сформированности обобщенных информационных умений и реализу-
ется в процессе определения для конкретного студента уровня сформирован-ности данных видов умений. Исходя из цели нашего исследования и определения понятия обобщенных информационных умений и их видов, мы определили критерии, по которым можно судить об уровнях сформированности обобщенных информационных умений: мотивационный, когнитивный, операционный. Рассматривая обобщенные информационные умения будущего учителя как сложное, интегративное образование, мы выделили три показателя по каждому критерию, которые позволили нам количественно и качественно измерить исследуемые умения.
К мотивационному критерию нами отнесены следующие показатели: мотивация, направленная на решение информационно-исследовательских задач; мотивация, направленная на решение информационно-методических задач; мотивация, направленная на решение информационно-технологических задач. К когнитивному критерию отнесены: знания, необходимые для решения информационно-исследовательских задач; знания, необходимые для решения информационно-методических задач; знания, необходимые для решения информационно-технологических задач. К операционному критерию - умения решать информационно-исследовательские задачи; умения решать информационно-методические задачи; умения решать информационно-технологические задачи. Каждый из показателей раскрывается через ряд признаков, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия.
Для измерения уровней сформированности показателей мотивационного критерия мы воспользовались опросником В. К. Гербачевского, позволяющим выявить структуру мотивационных тенденций. Сформированность показателей когнитивного критерия определялась путем определения среднего приведенного балла успеваемости по оценкам студентов, полученным по контрольным работам, оценкам за экзамен по спецкурсу. Рассматривая операционный критерий, мы использовали следующие параметры, характеризующие его сфор-мированность: коэффициент полноты выполнения действий, коэффициент
успешности развития умения решать информационные задания, коэффициент эффективности.
На основании выделенных критериев мы выявили три уровня сформиро-ванности обобщенных информационных умений будущих учителей: низкий, средний, высокий.
Таким образом, функциональные и структурные компоненты структурно-функциональной модели находятся в тесном взаимодействии и обеспечивают целостность процесса формирования обобщенных информационных умений у будущих учителей.
Реализация структурно-функциональной модели формирования обобщенных информационных умений у будущих учителей, согласно нашему исследованию, требует учета следующих принципов: целостности, технологичности, открытости, гибкости и мобильности.
Для повышения эффективности функционирования модели необходим адекватный набор педагогических условий, представляющих собой совокупность мер учебно-воспитательного процесса, соблюдение которых способствует наиболее эффективному формированию обобщенных информационных умений. Исходя из возможностей теоретико-методологических подходов, содержательных особенностей разработанной модели, сущностной характеристики формируемого вида умений, нами были выявлены следующие условия: 1) осознание студентами важности информационной деятельности и овладение соответствующими знаниями и умениями, необходимыми для ее осуществления; 2) активизация самостоятельной информационной деятельности студентов посредством использования в учебном процессе мультимедийно-технологического комплекса в сочетании с методическим инструментарием; 3) применение в образовательном процессе проектных заданий по созданию профессионально ориентированных информационных объектов.
Первое условие. Осознание студентами важности информационной деятельности и овладение соответствующими знаниями и умениями, необходимыми для ее осуществления с включением механизмов рефлексии, позволяет
сделать процесс формирования обобщенных информационных умений более управляемым. Информационная деятельность с включением механизмов рефлексии будет проявляться в следующем: мотивационной и практической готовности к анализу информационной обстановки в сфере своей педагогической деятельности; рефлексии и прогнозировании результатов своей информационной деятельности; самооценке собственных возможностей в использовании информационных технологий, информационных ресурсов; сформированности положительной мотивации к осуществлению информационной деятельности; наличии собственной профессиональной позиции, включающей замыслы и идеи по получению и преобразованию информации; применении информационных технологий в профессиональной деятельности для решения информационных задач; осознанном отношении к себе как к педагогу, владеющему информационными технологиями. Реализуется условие через целенаправленную деятельность педагога по актуализации и использованию интеллектуальных и материальных средств, создающих устойчивую потребность у будущих учителей в осознании информационной деятельности и овладении информационными знаниями и обобщенными информационными умениями.
Второе условие. Использование мультимедийно-технологического комплекса в сочетании с методическим инструментарием обеспечивает более высокую по сравнению с традиционной методикой степень активизации самостоятельной информационной деятельности студентов, познавательной самостоятельности и проявления профессионально важных качеств личности.
Сущность данного условия заключается в использовании в учебном процессе в сочетании двух составляющих - технологической и методической, к которым мы отнесли мультимедийно-технологический комплекс и методический инструментарий.
Мультимедийно-технологический комплекс представляет собой совокупность средств новых информационных технологий. В содержание комплекса мы включили электронное учебное пособие с элементами мультимедиа «Проектирование и разработка педагогических программных средств» и программно-
технологический комплекс «Активный экран». В структуру электронного учебного пособия с элементами мультимедиа «Проектирование и разработка педагогических программных средств» по спецкурсу «Современные информационные технологии в образовании» мы включили три крупных модуля. Модуль «Организационный» содержит ряд блоков: блок ориентировки, включающий в себя оглавление, вступительное слово авторов электронного учебного пособия с элементами мультимедиа; справочный блок, включающий в себя помощь по курсу, библиографию, глоссарий; блок контроля и самоконтроля, включающий итоговый тест и проектные задания, предусматривающие проверку со стороны преподавателя; методический блок, содержащий методические рекомендации по проектированию электронного учебного пособия с элементами мультимедиа и требования к их разработке. Модуль «Содержательный» включает разделы «Создание педагогических программных средств в MS PowerPoint», «Создание педагогических программных средств в HTML, MS FrontPage», «Создание педагогических программных средств в Macromedia Flash», «Автоматизация эксперимента и статистическая обработка данных в MathCAD», являющиеся основными структурными элементами электронного учебного пособия, обладающие смысловой и содержательной законченностью. Каждый из разделов содержит ряд блоков: теоретический материал, практический материал, видеоматериал, контрольные вопросы, тесты по разделу. Модуль «Технологический» включает технологию разработки средств тестового контроля знаний по следующим блокам: MS Excel, MS PowerPoint (VBA), HTML.
Методический инструментарий представляет собой совокупность методов обучения в условиях использования новых информационных технологий (проблемный метод, метод проектов, исследовательский и видеометод) и научно-методических рекомендаций по проведению занятий с использованием средств новых информационных технологий. Реализуется условие в процессе использования на учебных занятиях электронного учебного пособия с элементами мультимедиа «Проектирование и разработка педагогических программных средств», программно-технологического комплекса «Активный экран» и сово-
купности методов (исследовательского, проблемного изложения, видеометода, метода проектов).
Третье условие. Применение в образовательном процессе проектных заданий по созданию профессионально ориентированных информационных объектов нацеливает студентов на будущую профессиональную деятельность, дает возможность дальнейшего профессионального роста, позволяет методически грамотно организовывать и проводить занятия посредством использования возможностей информационных технологий и развивать творческий потенциал будущего специалиста. К профессионально ориентированным информационным объектам будущих педагогов мы отнесли информационные объекты, которые применяются в процессе преподавания учебных дисциплин в школе. Ориентировочная основа действий будущего учителя по решению информационных задач на создание профессионально ориентированных информационных объектов также складывается из ряда формальных действий и операций, которые для отдельной задачи наполняются конкретным содержанием и представляют собой алгоритмическое предписание или обобщенный план информационной деятельности по решению информационных задач. Реализуется условие в процессе выполнения студентами проектных заданий по разработке презентаций обучающего характера, тестовых программ контроля знаний, электронных учебных пособий с элементами мультимедиа, компьютерных справочников, словарей, электронных учебно-методических комплексов и других педагогических программных средств.
Выявленный комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для процесса формирования обобщенных информационных умений у будущих учителей, отражает специфику этого процесса и позволяет регулировать его.
Данные, полученные нами в результате проведенной работы, позволили выявить позитивную тенденцию в формировании у будущих учителей обобщенных информационных умений с использованием разработанной структурно-функциональной модели, функционирующей на основе выявленных и обоснованных нами педагогических условий.
Библиографический список
1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -Учебник для вузов - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М. : «Высшая школа», 1991. - 208 с.
3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : В 2-х томах / А. Н. Леонтьев. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с.
4. Фридман, Л. М. Методы формирования ориентировочной основы умственных действий по решению задач [Текст] / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 51-61.
Bibliography
1. Bordovskaya, N. V. Pedagogics Pext] / N. V. Bordovskaya, А. А. Rean -Textbook for University Students - St. P. : «Piter» Publishing House, 2000. - 304 p.
2. Verbitsky, А. А. Active Learning at High School : Contextual Pext] / А. А. Verbitsky. - М. : «Vysshaya Shkola», 1991. - 208 p.
3. Leontyev, А. N. Elected Psychological Works ^ext] : in 2 Volumes / А. N Leontyev - V. 2. - М. : Pedagogika, 1983. - 320 p.
4. Fridman, L. М. Methods of Approximate Basis Formation for Intellectual Activities on Coping with Sums ^xt] / L. М. Fridman // Questions of Psychology - M. - 1975. - № 4. - Р. 51-61.