Костенко Юлия Константиновна, Недогреева Наталия Герасимовна
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ..
pedagogical sciences
УДК 37.013.46
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Костенко Юлия Константиновна, аспирант кафедры «Физики и методико-информационных технологий» Недогреева Наталия Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физики и методико-информационных технологий» Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. В рамках изучения проблемы формирования навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников в статье отражено авторское видение проблемы моделирования и организации продуктивного сотрудничества учащихся старших классов. Являясь частью коммуникативных универсальных действий, продуктивное сотрудничество выступает неотъемлемой частью воспитания мобильной личности современного выпускника, способного ставить и достигать поставленные цели и задачи в условиях стремительной модернизации общества, что соответствует требованиям стандартов второго поколения. Под формированием навыков продуктивного сотрудничества автор подразумевает специально организованный с процесс выработки у субъектов плодотворной деятельности умения ставить и достигать совместные задачи и цели, направленные на созидание и обеспечивающие положительный результат, что связано с четкой мотивацией в соответствии с самостоятельным и сознательным рефлексивным применением уже существующих знаний и умений. Однако, это представляется не легкой задачей без четкого планирования и структурирования действий, представления конечного результата, что и является обоснованием построения педагогической модели формирования навыков продуктивного сотрудничества, служащей «идеалам» педагогической практики, включающей в свой состав целевой, организационно-функциональный, технологический и результативный блоки. Наиболее эффективно и успешно данная модель реализуется во внеурочной деятельности, входящей в состав воспитательной работы школы и являющейся ее неотъемлемой частью. Внеурочная деятельность позволяет осуществить более свободное и творческое общение учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, потребностями и интересами, тем самым поднимая мотивацию к учению и осуществлению продуктивного сотрудничества со сверстниками.
Ключевые слова: образование, старшеклассники, продуктивное сотрудничество, формирование навыков и умений, компоненты умения сотрудничать, педагогическая модель, коммуникативные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность.
THE MODEL OF FORMATION SKILLS OF PRODUCTIVE COOPERATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
© 2017
Kostenko Juliya Konstantinovna, post-graduate student of «Physics and metodiko-information technologies» Nedogreeva Nataliya Gerasimovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Physics and metodiko-information technologies» Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, Astrahanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reflects the author's view on the problems of modeling and organization of productive cooperation of high school students. These problems are based on studying the problems of forming students' skills in productive cooperation. Productive cooperation is a part of universal communication activities and is an integral part of the education of the mobile personality of a modern graduate who meets the standards of the second generation. This moment is a specially organized process of the subject's development of fruitful activities ability to set and achieve joint goals and objectives aimed at the creation and providing a positive result that is a clear motivation in accordance with the self-conscious and reflexive use of present knowledge and skills. However, it should have a clear planning and actions representing the result, which is the justification of the pedagogical model, also serving "ideals" of teaching practice, and including the target, organizational-functional, technological and effective components. This model is effectively and successfully implemented in extracurricular activities, which is part of the school's academic work. Extracurricular activities allow students to communicate more freely and creatively, according to their age, needs and interests, thereby increasing the motivation to learn and carry out productive cooperation with peers.
Keywords: education, high school students, productive cooperation, the formation of skills and abilities, components of the ability to cooperate, pedagogical model, communicative universal educational actions, extracurricular activities.
Одной из задач исследования, посвященного формированию навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников, является разработка педагогической модели. Необходимость изучения данного процесса и его моделирования возникла в связи с реформированием российского образования на всех его уровнях, что повлекло неизбежность переосмысление аппарата моделирования, адекватно описывающего сложные и открытые социальные процессы учащихся старшего школьного возраста, стоящих на пороге реальной взрослой жизни. Для создания наиболее эффективной и валидной модели необходимо проанализировать основополагающие понятия проблемы.
Начнем с определения терминов «навык» и «формирование», основываясь на анализе толковых словарей (С.И. Ожегов [1], Д.Н. Ушаков [2]), психологических словарей и работ по психологии (Л.А. Карпенко [3], С.Л. Рубинштейн [4]), педагогических словарей и трудов по педагогике (А.С. Воронин [5], Н.С. Дашина [6], В.М. Полонский [7]), можно выделить базовые опреде-
ления, придающие смысл исследованию.
Так при раскрытии понятия «навык» С.Л. Рубинштейн писал об автоматизированных компонентах сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения [4, с. 612-613]. Здесь особый интерес представляет термин «вырабатываются», по причине понимания современными источниками под «формированием навыка» именно «выработку навыка», т.е. процесс, достигающийся путем выполнения упражнений, способствующим совершенствованию и закреплению действия, что говорит о формировании навыков [8].
В педагогическом толковании навык - это умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения [5, с. 59]. В то время как умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному
134
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Костенко Юлия Константиновна, Недогреева Наталия Герасимовна МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ...
использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка [5, с. 116]. А формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов в том числе воспитания. Формирование подразумевает законченности человеческой личности, достижение уровня зрелости и устойчивости [6, с. 8].
Формирования учебных умений и навыков является длительным процессом, многие из них формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Для формирования умений было выделено четыре группы условий: формирование мотивации действий ученика, обеспечение правильного выполнения нового действия, воспитание его желаемых свойств, превращение действия в умственное путем его поэтапной отработки [9].
Построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками относится к коммуникативной части универсальных учебных действий [10, с. 69-70] и обеспечивает формирование социальной компетентности, включая сознательную ориентацию на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми [11, с. 7]. В свою очередь структура умения сотрудничать включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивацион-ный, коммуникативно-деятельностный. Когнитивный компонент умения сотрудничать предполагает осознанную замену непродуктивной активности на продуктивную активность посредством способности ребенка к рефлексии, осмыслению результатов взаимодействия. Эмоционально-мотивационный компонент содержит побудительное начало и представляет собой эмоционально-окрашенное отношение и оценивание себя и партнера как субъектов взаимодействия, общения и личностей. Коммуникативно-деятельностный компонент выражается в способности к совместным по достижению поставленной цели действиям на основе самосознания и определяется результатами деятельности сопровождается мимикой, жестикуляцией, пантомимой, локомоцией и речью, т.е. всем, что проявляется при взаимодействии людей друг с другом. [12, с. 33-44]. По утверждению А.С. Белкина сотрудничество предусматривает четкое осознание единства целей, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач и взаимное делегирование полномочий [13, с. 145].
Проведенный анализ привел к пониманию, что под формированием навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников понимают специально организованный с процесс выработки у субъектов плодотворной деятельности умения ставить и достигать совместные задачи и цели, направленные на созидание и обеспечивающие положительный результат, что связано с четкой мотивацией в соответствии с самостоятельным и сознательным рефлексивным применением уже существующих знаний и умений.
Теоретическое обоснование построения модели основано на анализе и изучении общих вопросов моделирования, раскрытия его методов и понятия «модель» в педагогических исследованиях (С.А. Бешенков [14],
A.И. Богатырев [15], Э.Н. Гусинский [16], А.Н. Дахин [17-18], Ю.О. Делимова [19], В.И. Загвязинский [20],
B.В. Краевский [21], В.И. Михеев [22], В.М. Монахова [23], А.В. Цыганов [24], В.А. Штофф [25] и др.) и вопросах построения модели развития навыков продуктивного сотрудничества (Е.А. Александрова [26], В.Ф. Северина [27], Г.А. Хромченко [27] и др.). В результате исследования становится возможным сделать вывод, что педагогическое моделирование «работает» на идеалы, к которым стремиться педагогическая практика. Такой «идеал» требует управляющего воздействия и корректировки промежуточных результатов. При этом очень важно
и необходимо сопоставление результатов, полученных в ходе построения и исследования модели с оригиналом. Такое сопоставление ведется несколькими взаимодополняющими способами. Для этого разрабатываются специальные критериально-диагностические методики и используются статистические методы обработки полученных результатов, подтверждающие их достоверность. Также говоря об эффективности разработанной педагогической модели (совпадение прогнозируемого результата и реальности с наперед заданной точностью, высокая степень достоверности) вводят понятие валид-ность или адекватность модели. Следует учитывать, что модель не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в собственном пространстве, поэтому пи конструировании моделей приходится балансировать на границе их полноты и валидности. Перспектива видится в построении комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы [24, с. 140]. Являясь интегративным, метод моделирования позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимента с построением логических конструкций и научных абстракций [15].
Являясь обязательной неотъемлемой частью образовательной деятельности внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности и как нельзя лучше подходит для реализации свободного общения и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность учащихся, подобранная с учетом их возможностей и интересов, обеспечивающая условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности. Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить в каникулярные, выходные и праздничные дни [28].
В результате исследования сущностных характеристик продуктивного сотрудничества учащихся старшего школьного возраста во внеурочной деятельности была разработана модель его формирования, которая представлена как совокупность взаимосвязанных элементов многоуровневой педагогической системы: субъектов продуктивного учебного сотрудничества, целей, задач, принципов, педагогических условий, функций, содержания, форм, направлений, видов, технологий, методов и результатов процесса развития продуктивного сотрудничества во внеурочной деятельности. Элементы были объединены в четыре блока, взаимодействие которых обеспечивает единство и функционирование всей системы: целевой, организационно-функциональный, технологический и результативный. Построение модели изучаемого процесса обеспечивает сжатие информации, при котором отбрасываются многие несущественные факторы, благодаря чему появляется возможность сконцентрировать внимание на наиболее значимых элементах и способах их взаимодействия, т.е. на тех составных частях процесса и тех связях, и отношениях, от которых в наибольшей степени зависит ее качественное состояние и перспективы развития. Каждая педагогическая модель имеет свою структуру, которая определяется основной целью и задачами, а также спецификой рассматриваемого процесса и условиями, в котором он происходит.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание и планирование. Это является необходимым условием продуктивной педагогической деятельности [29], позволяющим смоделировать субъекту деятельности траекторию собственного развития, осуществить самодвижение и коррекцию собственного саморазвития [30, с. 26]. При организации продуктивного сотрудничества оно определяет структурную основу программ деятельности учащихся. Целевой компонент модели включает цели и конкрет-
Костенко Юлия Константиновна, Недогреева Наталия Герасимовна pedagogical
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ... sciences
ные задачи организации продуктивного сотрудничества старшеклассников во внеурочной деятельности [31, с. 520]. Целью реализации модели является формирование навыков позитивного продуктивного взаимодействия через осуществление сотрудничества обучающихся в свободное от учебы время. Данная цель реализуется через комплекс требующих решения задач: выявить недостаточность сформированности навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников; изучить возможность организации продуктивного сотрудничества во внеурочной деятельности; разработать комплекс внеурочных мероприятий; создать условия для формирования навыков продуктивного сотрудничества во внеурочной деятельности; оценить итоговый уровень сформиро-ванности навыков продуктивного сотрудничества.
Для достижения поставленных целей и реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации [31, с. 525]. Представляемый в виде организационно-функционального блока, содержащего функции, теоретическую основу (методологические подходы в педагогическом исследовании), принципы и педагогические условия организации продуктивного сотрудничества старшеклассников.
Технологический блок и результативный блок включают в себя этапы организации внеурочной деятельности, направления, виды и формы, а также технологии и методы ее проведения и соответственно диагностику уровня сформированности навыков продуктивного сотрудничества и его компонентов (мотивационно-целе-вой, субъектный, деятельностный, рефлексивно-оценочный). Основные этапы организации: подготовительный, организационный, практический, рефлексивно-обобщающий.
Подводя итог, следует сделать вывод, что модель формирования навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во внеурочной деятельности - это взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность рекомендаций, позволяющая от теоретического понимания проблемы перейти к практическим действиям и проследить динамику процесса, включающая: целевой, организационно-функциональный, технологический, рефлексивный блок. Целевой блок определяет цели и задачи описываемого процесса. Организационно-функциональный раскрывает совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения, отражает взаимодействие учащихся друг с другом, их сотрудничество, а также организацию образовательного процесса. Он включает теоретическую основу, принципы, педагогические условия и функции развития навыков продуктивного сотрудничества учащихся. Технологический блок включает основные этапы, виды, направления, формы, технологии и методы организации продуктивного сотрудничества во внеурочной деятельности старшеклассников. И результативный блок, предполагает диагностику и выявление достижения максимально возможного уровня развития навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во внеурочной деятельности. Полученные результаты диагностики следует рассматривать не только как констатацию достигнутого уровня развития коммуникативных УУД и навыков продуктивного сотрудничества, но и как данные, необходимые для разработки дальнейшей траектории коллективного познавательного развития учащихся. Необходимо отметить, что формирование навыков является длительным процессом и зависит как от личностных качеств субъектов деятельности, так и правильно подобранных форм, средств, технологий и методов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. 736 с.
2. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Аделант», 2013. 800 с. 136
3. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
6. Дашина Н.С. Юнита 2. Общая педагогика. М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. 60 с.
7. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. 512 с.
8. Память и деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/9_8679_struktura-proizvodstvennogo-potentsiala.html
9. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Тема 7. Усвоение знаний, умений и навыков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/ page/l4l5/hec/aismontas/7.html
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе; от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
12. Зайцева М.Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий: Монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 203 с.
13. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
14. Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 336 с.
15. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_ bogatyrev%20a.i..doc.htm.
16. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. 248 с.
17. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. № 1(3), т. 2. С. 11- 20.
18. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. №4. С. 21-26.
19. Делимова, Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. №3 (19). С. 33-38.
20. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной научно-практической конференции. Пермь. 2004. С. 6-10.
21. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом процессе // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. 120 с.
22. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: научно-методическое пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами методики педагогических исследований. М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
23. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя // Школьные технологии, 2001. №4. С. 48-65.
24. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб., 2010. № 136. С. 136-143._
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Костенко Юлия Константиновна, Недогреева Наталия Герасимовна МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ...
25. Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: Наука, 1973. 128с.
26. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.
27. Северина В.Ф., Хромченко Г.А. Модель развития продуктивного учебного взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2015. №2 (51). С. 117-121.
28. Письмо Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 № 09-3564 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosmetod. ra/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/obshchestvoznanie/normativnye-dokumenty/ pismo-minobmauki-rossii-o-vneurochnoj-deyatelnosti-i-realizatsii-dopolnitelnykh-obshcheobrazovatelnykh.html
29. Бобылева О.А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения в отечественной дидактике: середина 50-х - 80-е гг. XX века: дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2008.
30. Гумерова Н.Л. Развитие педагогического целепо-лагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход: дис. канд. пед. наук. М., 2008.
31. Сластенин В.А. Педагогика // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576с.
Статья поступила в редакцию 14.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.