Научная статья на тему 'Модель формирования конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности'

Модель формирования конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / FOOD INDUSTRY ENTERPRISES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писаренко В. В., Процюк Н. Ю.

Рассмотрены ключевые аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности. Сформулированы наиболее важные параметры обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, разработана модель формирования конкурентоспособности этих предприятий в современных условиях хозяйствования. Определены основные предпосылки обеспечения конкурентоспособности современного пищевого предприятия путем внедрения так называемых «кластеров» в систему пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODEL OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES COMPETITIVENESS

Key aspects of ensuring food industry enterprises competitiveness are considered. The most important parameters of ensuring enterprises competitiveness are formulated, the formation model of these enterprises competitiveness in modern managing conditions is developed. The main prerequisites of ensuring competitiveness by introduction of so-called "clusters" in system of food industry are defined.

Текст научной работы на тему «Модель формирования конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности»

УДК 339.137.2:664.002.6:334.716

В. В. Писаренко, Н. Ю. Процюк

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПОЛТАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ, УКРАИНА

V. V. Pisarenko, N. Yu. Protsyuk FORMATION MODEL OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES' COMPETITIVENESS POLTAVA STATE AGRARIAN ACADEMY, UKRAINE

Аннотация. Рассмотрены ключевые аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности. Сформулированы наиболее важные параметры обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, разработана модель формирования конкурентоспособности этих предприятий в современных условиях хозяйствования. Определены основные предпосылки обеспечения конкурентоспособности современного пищевого предприятия путем внедрения так называемых «кластеров» в систему пищевой промышленности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия пищевой промышленности, инновационное развитие, менеджмент качества, кластеры.

Владимир Викторович Писаренко

Vladimir Viktorovich Pisarenko доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]

Введение. Особое место в деятельности предприятий агропродовольственной сферы принадлежит определению конкурентоспособности предприятия. Особую остроту проблема обеспечения конкурентоспособности приобретает для предприятий пищевой промышленности. Из-за высоких требований к качеству продукции этой отрасли, некачественного менеджмента, низкой активности и эффективности инновационной деятельности, несовершенства бизнес-процессов и других причин большое количество пищевых предприятий оказались не готовы к адекватному поведению на рынке. Поскольку на данный момент конкурентная борьба на мировых и внутренних рынках обостряется, каждое предприятие-товаропроизводитель пытается направить свои усилия на захват как можно большей доли рынка и привлечь большее количество потенциальных потребителей. В современной конкурентной борьбе, при всей ее остроте и динамизме, выигрывает тот, кто анализирует ситуацию на рынке и борется за свои конкурентные позиции. Процесс обеспечения конкурентоспособности является

Summary. Key aspects of ensuring food industry enterprises' competitiveness are considered. The most important parameters of ensuring enterprises' competitiveness are formulated, the formation model of these enterprises' competitiveness in modern managing conditions is developed. The main prerequisites of ensuring competitiveness by introduction of so-called "clusters" in system of food industry are defined.

Key words: competitiveness, food industry enterprises, innovative development, quality management, clusters.

Наталья Юрьевна Процюк

Natalya Yurevna Protsyuk E-mail: [email protected]

неотъемлемым этапом стратегического управления и связан с решением проблемы быстрого достижения запланированных результатов в условиях меняющейся внутренней среды и ситуации на рынке.

Существование в условиях финансового кризиса заставило предприятия пищевой промышленности разрабатывать меры противодействия.

Интенсивный рост биотехнологий, наращивание объемов производства компьютеров и программного обеспечения, химической промышленности и ряда других инновационных технологий обусловили существенный прогресс в традиционных отраслях, к которым относится продовольственный комплекс.

По технологическим и экономическим критериям пищевая промышленность и сельское хозяйство являются высокоинтегрированными олтраслями, и естественно, что неурожаи, конъюнктурные колебания цен на сырье и материалы приводят к колебанию спроса и предложения на отдельные виды продукции.

Тем не менее, наиболее существенным элементом повышения эффективности конкурентоспособности оказался организационный фактор, связанный

с территориальными объединениями производителей, когда перед широким кругом конкурентов выступает не отдельное предприятие, а региональное промышленное инновационное объединение, которое имеет возможность сократить свои трансакционные издержки благодаря совместной исследовательской, технологической и экономической кооперации своих участников. В данном случае для такого объединения важно разработать модель, которая повысит их конкурентоспособность на рынке.

Проблемы конкурентоспособности продукции отечественных аграрных и пищевых предприятий находятся в центре внимания известных ученых. Решению актуальной научной проблемы повышения уровня конкурентоспособности аграрной продукции на внешних рынках и диагностике ее проблем посвящены научные труды Лупенко Ю. А., Малика М. И., Гришова И. Ю., Куделя В. В., Крюковой И. А., Шабатуры Т. С., Саблука П. Т., Непочатен-ко А. А., Худолей Л. М., Чупис А. В., Борисовой В. А. Портер М., Ансофф И., Градова А. П., Дикань В. Л., Иванова И. Б., Герчикова И. Н., Мазараки А. А., Ушакова Н. М., Литвиненко А. Т., Смолина И. В., Балабанова И., Шишкова А. Е. и других.

Вместе с тем, сложность и многоаспектность обозначенной проблемы требует дальнейших научных исследований в контексте менеджмента качества и финансового обеспечения инновационного развития аграрной экономики и основных ее приоритетных отраслей.

Проблемам конкурентоспособности посвящен ряд работ многих ученых-экономистов. М. Х. Мыс-кина, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают, что конкурентоспособным следует считать такое предприятие, которое обладает выраженной компетентностью, то есть делает лучше, чем его конкуренты. И именно сохранение конкурентоспособности позволяет предприятию привлекать и сохранять потребителей.

И. Бланк определяет конкурентоспособность предприятия как систему оценочных характеристик хозяйственной деятельности предприятия, влияющей на результаты соперничества с другими предприятиями на потребительском рынке.

А. Юданов определяет понятие конкурентоспособности как способность предприятия производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию. Автор отмечает, что конкурентоспособность предприятия зависит от общей эффективности его деятельности и определяется совершенством использования ресурсов предприятия.

А. Градов толкует смысл понятия «конкурентоспособность» как сравнительное преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкуренция - неотъемлемая составная часть развитого рынка пищевой промышленности. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках пищевой промышленности.

Первый этап анализа конкуренции на исследуемом рынке - изучение основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:

• Численность и размеры конкурирующих компаний пищевой промышленности;

• Барьеры проникновения на рынок пищевой промышленности;

• Различия в стратегии конкурентов;

• Особые мотивы для конкуренции на данном рынке.

Численность конкурирующих компаний и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на рынке борется значительное число компаний примерно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации товаров пищевой промышленности.

Компания, которая поставила перед собой задачу повышения своей конкурентоспособности на рынке, необходимо достичь целей:

• повышение эффективности работы персонала;

• снижение себестоимости услуг;

• оптимизации управления бизнес-процессами компании;

• повышение своих рейтингов.

Инструментом повышения конкурентоспособности товаров и услуг в настоящее время повсеместно признается менеджмент качества. В рамках кон -цепции менеджмента качества указанные задачи решаются путем повышения качества производимых товаров, что, в свою очередь, предполагает нацеленность всех участников обслуживающих бизнес-процессов на конечного потребителя.

Непрерывное совершенствование является одним из условий успеха. В постоянно меняющемся мире, в условиях жесткой конкуренции обеспечение стабильности уже не может быть достаточной гарантией успешной деятельности компании в длительном временном промежутке. Постоянное улучшение за счет использования новых технологий, внедрения инноваций и поощрение инициативы сотруд-

ников может стать ключом к достижению высокого уровня конкурентоспособности на рынке. При этом в компаниях, достигших делового совершенства, чрезвычайно высокая роль стратегического планирования. В условиях стремительного изменении внешних условий, чтобы сохранить устойчивость, организация нуждается в четком курсе, продвигающей организацию к достижению долгосрочных целей. Кроме того, грамотное планирование помогает находить в большом количестве нововведений те, которые будут максимально эффективны именно для данной компании.

Процессы, которые должны быть при этом организованы с максимальной эффективностью, хорошо известны:

• грамотный выбор целевого сегмента, который обеспечит простоту и результативность продаж;

• клиентоориентованный продакт-менеджмент, который обеспечит создание продукта, понятного производителю и агенту;

• актуальный расчет базового тарифа, который должен быть составлен в соответствии с возможностями продаж, емкостью избранного рынка и рыночными ориентирами;

• квалифицированная подготовка продаж, которые обеспечат компанию необходимым количеством договоров, учитываемых при формулировке политики сбыта;

• своевременное предотвращение убытков.

В современных условиях устойчивость и конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности напрямую зависит от устойчивости региональных и национальных агросистем. В настоящее время объединение предприятий пищевой промышленности (кластеры) взаимосвязанных отраслей должны стать движущей силой развития региональной агроэкономики.

Пищевая промышленность является одной из приоритетных отраслей аграрной экономики. Ее развитие определяется прежде всего положением в сельском хозяйстве, экономике государства, интегриро-ванностью с аграрными товаропроизводителями, а также политической, экологической, финансовой, инновационной и другими составляющими. Актуальность проблем продовольственной безопасности страны и качества продукции аграрной и пищевой сфер производства подчеркивается в условиях геополитической ситуации.

Украина начинает постепенно переориентировать свой экспорт сельхозпродукции с рынков СНГ на другие, в том числе - европейские. Если в целом экспорт страны выглядел примерно так: СНГ - 21 %, ЕС - 27 %, Азия - 34 %, Африка - 34 %, то за последнее время структура экспорта изменилась: в страны ЕС - выросла до 39,1 %, а СНГ - уменьшилась до

16,1 %. И это только начало - с 15 мая 2014 г. Европа открыла свой рынок для украинских товаров. Однако здесь есть ряд вопросов, требующих неотложного решения.

Достаточно важный вопрос - это не только количественные квоты и пошлины, а вопрос признания украинской продукции по безопасности и качеству. Здесь нам еще совместно с отраслевыми ассоциациями, производителями, с Верховной Радой нужно сделать много шагов, чтобы гармонизировать наше законодательство с требованиями ISO (International Organization for Standardization). Для развитых стран практика национальных стандартов - это зона добровольного их выполнения. Это самоконтроль, ответственность самих производителей. Вторым уровнем является национальный стандарт. И только третьим уровнем является государственный контроль, он не носит такого тотального характера.

Украине необходимо минимум 2-3 года напряженной работы, чтобы получить выход на европейский рынок по всем видам продуктов. И эта напряженная работа включает как принятие необходимых законодательных актов, так и совершенствование бизнес-практик. Нужно достаточно радикально пересмотреть подходы к вопросу качества и безопасности и разработать новую редакцию закона о качестве и безопасности пищевой продукции.

Другой спорный момент заключается в том, что выработка 60 % валовой сельскохозяйственной продукции приходится на мелкие хозяйства или фермеров. Они производят 80 % молока, 90 % овощей и т. д. Но качество, безопасность и организация этих рынков и этих мелких производителей отсутствует. Поэтому без решения этого вопроса, одним из ключевых моментов которого является развитие сельскохозяйственной обслуживающей кооперации или так называемого кластерного подхода, и без решения этой системы, говорить о повышении качества, безопасности продукции и ее конкурентоспособности бесперспективно.

Но это организационный фактор, а есть еще другие вопросы, такие как коррупция. Только монополии идут на рынки, другие - не могут идти. Только одна государственная компания вышла на рынок Китая, и все вокруг этого покрыто туманом. Это рынок не для производителей, а рынок для власти, чтобы делать на этом бизнес. Если коррупция не будет системно истребляться, то в Украине в этом потенциальном направлении экспорта будет сложная перспектива. Сами налоговые условия в Украине абсолютно неприемлемы для кооперации или для работы мелких фермерских хозяйств. Налоговая нагрузка на мелкого фермера больше, чем на сельхозпредприятия и на аграрный холдинг.

В настоящее время перерабатывающие территориально-производственные комплексы должны стать движущей силой развития региональной агро-экономики. Проведенные различные исследования показывают, что растущая степень экономической свободы и самостоятельности перерабатывающей сферы АПК регионов, в свою очередь, оказывают заметное влияние не только на направленность социально-экономического развития (прогрессивную и регрессивную) регионов, но и на факторы и инструменты, обеспечивающие их конкурентоспособность и социально-экономическую устойчивость.

Региональные инновационные предприятия пищевой промышленности имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу.

Во-вторых, предприятия пищевой промышленности, входящие в объединения, имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизацию затрат на внедрение инноваций.

В-третьих, важнойособенностью инновационных предприятий пищевой промышленности является наличие в их составе гибких предпринимательских структур - малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.

В-четвертых, региональные инновационные объединения предприятий чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям.

Каждое отдельно взятое агропромышленное объединение взаимодействует с агроинновационным кластером региона в процессах разработки более эффективных инвестиционных проектов и финансовых механизмов их реализации. По сравнению с отдельно взятым сельскохозяйственным предприятием или холдингом, кластер имеет большие возможности включения в целевые региональные и другие программы, получение льготных кредитов, техники по лизингу, а, следовательно, возможности инновационного развития и повышения конкурентоспособности, выхода на межрегиональные и международные рынки, обеспечение гарантированной закупки продукции у сельхозтоваропроизводителей, господдержки на основе государственно-частного партнерства.

Однако, такие кластеры являются в большей степени экспериментальным для Украины, и в целом такая практика не получила широкого распространения. Но существенные изменения во внешней среде за последние годы, вступление Украины в ВТО и, соответственно, открытие границ для зарубежных компаний, экономический кризис, ко -торый существенно ослабил украинских производителей, приводят к обострению конкуренции между национальными товаропроизводителями и продовольственными ТНК.

Поэтому, по нашему мнению, наиболее эффективной формой защиты первых является широкое распространение пищевых кластеров, под которыми понимается локально-иерархическое объединение вертикально и горизонтально интегрированных компаний, финансовых и предпринимательских структур, которые обеспечивают высокую ценовую, инновационную и технологическую конкуренцию выпускаемой продукции.

Результаты. Адаптированную под современные нужды модель формирования конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности можно представить следующим образом (рисунок).

Как видим, данная модель является более вертикально интегрированной по сравнению с обычной моделью организации производства, а также включает ряд вспомогательных производств (добавки, тара).

Выводы. Конкуренция является неотъемлемой и фундаментальной частью рыночной экономики. По нашему мнению, предприятия пищевой промышленности должны, во-первых, оптимизировать свои бизнес-процессы, ликвидировав неэффективные звенья и повысив качество и скорость работы. Во-вторых, необходимо осуществлять процесс самосовершенствования за счет использования новых технологий, внедрения инноваций и поощрение инициативы сотрудников.

Технологический уровень развития украинского агропромышленного комплекса в целом и пищевой промышленности в частности остается достаточно низким. Выходом для повышения конкурентоспособности может стать создание кластеров - региональных объединений предприятий разных форм собственности.

Кластерный подход может рассматриваться как институт развития перерабатывающей промышленности региональной экономики, как новый инструмент регионального управления процессами обеспечения продовольственной безопасности на основе укрепления межотраслевых связей и использования принципов эффективной агропромышленной, научно-технической и инновационной региональной политики.

Рисунок - Модель формирования конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности

Список литературы

1 Бланк И. А. Торговый менеджмент. - К.: Украинско-финский шститут менеджмента и бизнеса, 1997. - 408 с.

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1998. - 800 с.

3 Пщсумки дiяльностi страхових компанш у 2009 рощ. [Електронний ресурс] / Державна комiсiя з ре-гулювання ринку фшансових послуг Украши. - 2010. - Режим доступу: http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/ downloads/dpn/sk_ 2009.pdf

4 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд. - М.: Ас-соц. авторов и издателей «Тандем»; ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 384 с.

5 Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Градова. - 3-е изд., испр. - СПб.: Спец-Лит, 2000. - 588 с.

6 Диверсифшащя промислового виробництва Украши в умовах мiжнародноi економiчноi штеграцп (на прикладi харчово' промисловосп): Автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.05.01 [Електронний ресурс] / В. О. Котляренко; Ки'в. нац. екон. ун-т. - К., 2004. -19 с.

7 Коляденко С. В. Кластери як один з штегро-ванихформувань в АПК // Збiрник наукових праць ЧДТУ. - № 22. - С. 256-260.

8 Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: 1993. - В 3-х т. - Т. 1

9 Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 496 с.

10 Портер М. Международная конкуренция: кон -курентные преимущества стран. - Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

11 Соколенко С. И. О кластеризации в странах ОЧЭС. - Деловой вестник. - № 12 (163). - 2007. - С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.