даже опытные матери могут испытывать эмоциональные трудности в процессе беременности. При этом они могут быть совершенно не связаны со здоровьем женщин, а обусловлены исключительно социальными факторами.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что ситуация первой беременности действительно является для многих будущих матерей стрессогенным фактором. Такие беременные являются группой риска и нуждаются в особом наблюдении психологов и специалистов пренатальной диагностики.
Библиографический список
1. Психологическая готовность к материнству: хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 328 с.
2. Скрицкая Т.В. Материнство как социально-обусловленный феномен. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: hpsy.ru/public (дата обращения 20.01.16).
3. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.
4. Шведко Т.В. Материнство как социальный институт современного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grani2.kznscience. m/partiripants/sekriya2/ShvedkoTV/ (дата обращения 21.01.16).
5. Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nicemed.ru/nmed-407.html (дата обращения 19.01.16).
УДК 378.013
Токарева Елена Александровна Железовская Галина Ивановна
доктор педагогических наук, профессор Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
[email protected], [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
В настоящей статье предлагается авторская модель формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата. В предлагаемой модели выделяются взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-деятельност-ный, содержательно-технологический и оценочно-результативный. Целевой блок обеспечивает направленность изучаемого процесса. Организационно-деятельностный определяет средства, этапы и функции. Содержательно-технологический блок включает методы и формы формирования коммуникативной культуры. В оценочно-результативном блоке сосредоточены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры. Внедрение описанной модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата, осуществляющееся на базе Саратовского государственного университета, показало положительную динамику в коммуникативном развитии студентов, повышение уровня их самооценки и самоуважения, уверенности и смелости в коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная культура, модель формирования, структура модели, компонентный состав.
Разработка модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, современная ситуация в обществе предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам будущего специалиста, поэтому образование должно обеспечить целостное развитие личности студента: обладание высоким уровнем коммуникативной культуры, творческим мышлением, способностью решать традиционные и нестандартные задачи, находить оптимальные пути их решения. Во-вторых, образование должно способствовать развитию и формированию студента не только как носителя совокупности знаний и норм поведения, но также общечеловеческих и профессиональных ценностей.
Первое направление моделирования - это определение базовых принципов как исходных положений, на которые будет опираться наша теоретическая позиция. На наш взгляд, формирование коммуникативной культуры студентов бакалавриата обеспечит следующая система принципов:
- принцип активности;
- принцип эмоциональной доминанты личностного развития;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип системности;
- принцип коллективизма;
- принцип гуманности.
Исследование проводилось на базе факультета экономики и менеджмента Саратовского государственного аграрного университета им. Н.В. Вавилова. Предлагаемая нами модель организации обучения касается, прежде всего, будущих экономистов. Но мы полагаем, что она может быть использована при обучении студентов разных специальностей.
На основе работ И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозовой, Ю.К. Бабанско-го, Л.В. Поздняка, Л.Г. Семушиной [2, с. 55-165], посвященных рассмотрению модели как системы со множеством взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания и образования, мы выделили
96
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Токарева Е.А., Железовская Г.И., 2016
следующие блоки: целевой, организационно-де-ятельностный, содержательно-технологический и оценочно-результативный.
Целевой блок разработанной модели обеспечивает направленность изучаемого процесса и включает в себя: социальный заказ, цель, задачи педагогической деятельности. С учетом социального заказа общества на высококвалифицированных специалистов, умеющих успешно справляться со своими профессиональными задачами, а также с учетом требований новых профессиональных стандартов, ориентиром которых является повышение качества образования студентов, выделена главная цель процесса моделирования - повышение уровня сформированнности коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач: формирование мотивацион-но-ценностного отношения к коммуникативной культуре в целом и ее структурным формам в частности; построение особой воспитательной среды образовательного пространства с целью воздействия на целевые и жизненные ориентиры студентов с учетом их индивидуальных личностных особенностей; развитие умений и навыков коммуникации.
Формирование коммуникативной культуры студентов бакалавриата реализуется посредством определенных средств, этапов и функций, которые составляют организационно-деятельностный блок настоящей модели. К основным средствам формирования коммуникативной культуры относятся сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, творческие задачи.
Нами были выявлены следующие функции коммуникативной деятельности: развивающая, коммуникативная, социокультурная, воспитательная, обучающая, творческо-преобразующая.
Процесс формирования коммуникативной культуры проходит в три этапа, образующих замкнутый цикл: на подготовительном этапе происходит анализ и диагностика мотивов, ценностей, сформированности знаний и умений в области коммуникации. Преобразующий этап включает в себя формирование коммуникативных умений и навыков, опыта саморегуляции, управление педагогическим процессом, коррекцию и самокоррекцию взаимодействия участников педагогического процесса. Заключительный этап содержит диагностику и анализ результатов педагогического процесса, сравнение результатов с поставленной целью и определением необходимых мер коррекции для эффективной реализации педагогической модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата.
Содержательно-технологический блок включает в себя методы и формы формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата.
К основным методам относятся объяснительные и логические, которые необходимо использовать на первом этапе формирования коммуникативной культуры. Значимым является метод проблемного обучения; метод креативного решения проблем; кейс-метод; подготовка научных докладов к конференциям, коллоквиумам; игропрактикум; групповые дискуссии, диспут; диалог; викторины, «круглые столы». Создаваемые условия для самостоятельного осмысления проблемы (представляются противоположные точки зрения на проблему, высказываются сомнения в достоверности выводов, предоставляется возможность находить собственные примеры), находятся в приоритете.
В процессе педагогической деятельности предлагается использование различных форм деятельности: аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельная работа. На аудиторных занятиях рассматриваются вопросы, которые требуют глубокого теоретического осмысления. Такие занятия способствуют проявлению самостоятельности студентов при изучении отдельных теоретических вопросов, формируют начальные умения, учащиеся знакомятся с принципами анализа различных проявлений коммуникативной культуры и в разных ситуациях, а также - с основными принципами анализа элементов коммуникативной культуры, развивают и закрепляют социальные навыки коммуникации.
Во внеаудиторных занятиях важно правильно провести инструктаж, использующийся в процессе педагогической практики непосредственно перед выполнением учебной или практической работы и включающий в себя объяснение цели предстоящей работы, описание организации и технологии выполнения, опору на ключевые понятия и упражнения, основная цель которых - совершенствование и коррекция общения в процессе практики, закрепление коммуникативных навыков и поведения в ситуациях, реально встречающихся в процессе практики.
Самостоятельная работа студентов представляет собой деятельность без помощи и поддержки преподавателя. Основное внимание уделяется коммуникативной деятельности студента, побуждающей к самоанализу и совершенствованию этой деятельности.
Одним из важных блоков процесса формирования коммуникативной культуры является оценочно-результативный блок, в рамках которого осуществляется мониторинг динамики формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата. Данный блок включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры.
Проблемой выявления уровней и критериев сформированности коммуникативной культуры студентов бакалавриата занимались многие иссле-
Таблица1
Модель формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата
Целевой блок
цель задачи
формирование коммуникативной культуры студентов формирование мотивационно-ценностного отношения к коммуникативной культуре в целом и ее структурным формам в частности; построение особой воспитательной среды образовательного пространства с целью воздействия на целевые и жизненные ориентиры студентов с учетом их индивидуальных личностных особенностей; развитие умений и навыков коммуникации; повышение образовательного и культурного уровня студентов
Y ■у
Организационно-деятельностный блок
средства
сказкотерапия | арт-терапия | игротерапия | творческие задачи
этапы формирования
подготовительный — преобразующий — заключительный
диагностика мотивов, ценностей, сформированности знаний и умений в области коммуникации формирование коммуникативных умений и навыков, опыта саморегуляции (тренинги, тесты, рефлексия коммуникативного поведения, самооценка, взаимооценка) диагностика и анализ результатов педагогического процесса, сравнение результатов с поставленной целью и определение необходимых мер коррекции
Содержательно-технологический блок
формы методы
аудиторные занятия метод проблемного обучения
внеаудиторные занятия метод креативного решения проблем
самостоятельная работа кейс-метод
подготовка научных докладов к конференциям, коллоквиумам
игропрактикум
групповые дискуссии
диалог
t I
Оценочно-результативный блок
критерии
когнитивный ^ ^ | поведенческий ^ ► | личностный
уровни
очень высокий | высокий | средний | ниже среднего | низкий
Оценка достигнутых результатов и их коррекция
дователи (А.Л. Андреев, О.Г. Назарова, А.К. Маркова, О.Н. Ионова, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина и др.). В настоящей работе мы придерживаемся пятиуровневой шкалы, принятой в системе высшего образования, включающей в себя следующие уровни сформированности коммуникативной культуры студентов: низкий, средний, выше среднего, высокий, очень высокий, которые мы охарактеризовали определенными количественными и качественными показателями.
Под критерием понимается признак, на основании которого производится оценка, определе-
ние или классификация чего-либо, мера суждения, оценки какого-либо явления. Наполнением критериев сформированности коммуникативной культуры служат определенные знания, умения, способности и личностные качества студента. Синтез когнитивного (собственное убеждение в способности успешного поведения в коммуникативной деятельности, наличие уверенности), поведенческого (применение отдельных коммуникативных техник, инициатива в межличностном взаимодействии) и личностного (высокий уровень самооценки и самоуважения человека: личностный комфорт, сте-
98
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
пень самоприятия, источник самоудовлетворенности самим собой; личностная позиция) критериев позволяет выявить и описать уровни сформирован-ности коммуникативной культуры студентов бакалавриата.
В целом, модель формирования коммуникативной культуры студентов бакалаврита может быть представлена в виде таблицы, разработанной нами в процессе исследования (см. табл. 1).
Все компоненты модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата взаимосвязаны и представляют собой целостность. Так, цель формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата определяет содержание процесса ее формирования; цель и содержание требуют определенных методов, средств и форм организации процесса формирования коммуникативной культуры; необходимы контроль и оценка процесса формирования коммуникативной культуры. Взаимосвязь блоков является предпосылкой целостного и непрерывного процесса подготовки будущих специалистов.
Предложенная нами модель основана на комплексном, многоаспектном подходе, предполагающем тесную взаимосвязь аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности. Она представляет собой сложное структурное образование, комплекс целевого, организационно-дея-тельностного, содержательного-технологического и оценочно-результативного блоков. Внедрение описанной выше модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата, осуществляющееся на базе Саратовского государственного университета, показало наличие положительной динамики в коммуникативном развитии, повышение уровня самооценки и самоуважения, уверенности и смелости в коммуникативной деятельности. Эти результаты позволяют
говорить об эффективности предложенной модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата.
Библиографический список
1. Андреев А.Л. Культурное пространство студента // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 55-65.
2. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009. - 179 с.
3. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -С. 61-66.
4. Косникова А.Ю. Модель формирования профессиональной компетентности будущих переводчиков в процессе обучения переводу // Известия высшего учебного заведения. Поволжский регион. - 2013. - № 1. - С. 172-179.
5. Мироненко А.В. Этнокультурная социализация подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца: дис. ... канд. пед. наук. -Орел, 2014. - 193 с.
6. Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999. -175 с.
7. Романова О.В. Особенности организации образовательного процесса в структуре информационной дидактики // Известия Тульского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 517-527.
8. Ядровская М.В. Модели в педагогике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// cyberleninka.rU/article/n/modeli-v-pedagogike (дата обращения: 22.12.2015).