Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДООБРАЗВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДООБРАЗВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камракова Наталья Юрьевна, Цатурян Марина Оганесовна

В статье раскрывается сущность понятия «корпоративная культура», рассматривается специфика исследуемого организационного явления в контексте образовательной сферы, исследуется ценностно-смысловая структура корпоративной культуры профессионального педагогического сообщества. На данной основе ставится цель по разработке и апробации модели формирования командообразования как ключевой ценности в структуре корпоративной культуры сотрудников образовательной сферы. Приводятся данные первичного опроса, позволяющего констатировать исходный уровень представленности командообразующей ценности в ценностно-смысловом единстве корпоративной культуры сотрудников педагогической сферы, на основе которых разрабатывается модель, включающая комплекс тренинговых мероприятий, направленных на сплочение команд сотрудников образовательной сферы. На основе количественного и качественного осмысления полученных данных формулируется вывод об эффективности апробированной модели, а также приводится перечень практических рекомендаций, направленных на усиление ценностно-смыслового единства корпоративной культуры сотрудников образовательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камракова Наталья Юрьевна, Цатурян Марина Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF COMMAND EDUCATION IN SYSTEM OF CORPORATE CULTURE OF EMPLOYEES OF EDUCATIONAL SPHERE

The article reveals the essence of the concept of "corporate culture", examines the specificity of the investigated organizational phenomenon in the context of the educational sphere, examines the value-semantic structure of the corporate culture of the professional pedagogical community. On this basis, the goal is to develop and test a model for the formation of team building as a key value in the structure of the corporate culture of employees in the educational sphere. The data of the initial survey, which allows to state the initial level of representation of the team-building value in the value-semantic unity of the corporate culture of the teaching staff, are given, on the basis of which a model is developed, including a set of training events aimed at uniting the teams of the educational sector employees. Based on the quantitative and qualitative interpretation of the data obtained, a conclusion is formulated about the effectiveness of the tested model, and a list of practical recommendations aimed at strengthening the value-semantic unity of the corporate culture of employees of the educational sphere is provided.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДООБРАЗВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ»

Психология

УДК 159.9.612.821

кандидат психологических наук Камракова Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДООБРАЗВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «корпоративная культура», рассматривается специфика исследуемого организационного явления в контексте образовательной сферы, исследуется ценностно-смысловая структура корпоративной культуры профессионального педагогического сообщества. На данной основе ставится цель по разработке и апробации модели формирования командообразования как ключевой ценности в структуре корпоративной культуры сотрудников образовательной сферы. Приводятся данные первичного опроса, позволяющего констатировать исходный уровень представленности командообразующей ценности в ценностно-смысловом единстве корпоративной культуры сотрудников педагогической сферы, на основе которых разрабатывается модель, включающая комплекс тренинговых мероприятий, направленных на сплочение команд сотрудников образовательной сферы. На основе количественного и качественного осмысления полученных данных формулируется вывод об эффективности апробированной модели, а также приводится перечень практических рекомендаций, направленных на усиление ценностно-смыслового единства корпоративной культуры сотрудников образовательной сферы.

Ключевые слова: корпоративная культура, ценностно-смысловое единство, командообразование, сотрудники образовательной сферы, психолого-педагогическая модель.

Annotation. The article reveals the essence of the concept of "corporate culture", examines the specificity of the investigated organizational phenomenon in the context of the educational sphere, examines the value-semantic structure of the corporate culture of the professional pedagogical community. On this basis, the goal is to develop and test a model for the formation of team building as a key value in the structure of the corporate culture of employees in the educational sphere. The data of the initial survey, which allows to state the initial level of representation of the team-building value in the value-semantic unity of the corporate culture of the teaching staff, are given, on the basis of which a model is developed, including a set of training events aimed at uniting the teams of the educational sector employees. Based on the quantitative and qualitative interpretation of the data obtained, a conclusion is formulated about the effectiveness of the tested model, and a list of practical recommendations aimed at strengthening the value-semantic unity of the corporate culture of employees of the educational sphere is provided.

Keywords: corporate culture, value-semantic unity, team building, employees of the educational sphere, psychological and pedagogical model.

Введение. По наблюдениям и оценкам большинства отечественных и зарубежных ученых исследования корпоративной культуры имеют достаточно длительную историю. Так, еще в 30 годы XX века американскими психологами во главе с Э. Мэйо была проведена серия научных экспериментов, положившая своеобразное начало в изучении психологических закономерностей формирования тех или иных параметров, определяющих качественные и количественные характеристики корпоративной среды. Обобщение и осмысление более позднего эмпирического опыта позволило исследователям приблизиться к пониманию существенной роли не технократических, а именно психологических, «скрытых» механизмов функционирования организации на основе выработки общих ценностей субъектов труда. На данной основе можно выделить следующее определение корпоративной культуры, как совокупности моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде, а также внутренней интеграции и показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации [1; 6].

Корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека и весь коллектив вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов. Следует также отметить, что корпоративная культура отдельно взятой организации является частью и своеобразно «откликается» на специфику культуры региона, государства, нации и общества в целом.

В настоящее время повышенный интерес к исследованиям корпоративной культуры, наблюдаемый в различных профессиональных сферах, можно объяснить тем, что в любом профессиональном сообществе ведущее значение приобретает изучение некого базового механизма, объединяющего, обобщающего и усиливающего профессиональные решения субъектов труда. Большинство современных исследований рассматривают корпоративную культуру в качестве главной организационной составляющей, обеспечивающей практическое повышение эффективности работы организации [3; 4].

Практическое изучение и последующее формирование тех или иных ценностей корпоративной культуры в педагогическом профессиональном сообществе приобретает особую актуальность, ввиду наличия многочисленных кризисных явлений, наблюдаемых в исследуемой профессиональной сфере. Так, отсутствие единообразия в психолого-педагогических концептуальных подходах в рамках реализации командных педагогических проектов, разрозненность в признании эффективности тех или иных практических психолого-педагогических мер может привести к дестабилизации всей структуры корпоративной культуры профессионального педагогического сообщества за счет девальвации таких корпоративных ценностей как командообразование, ответственность за результат, доверие, взаимоуважение, надежность.

Итак, на основе вышеуказанных положений нами была поставлена научно-практическая цель, направленная на разработку и апробацию модели формирования ключевых ценностей корпоративной культуры сотрудников сферы образования.

Изложение основного материала статьи. В ходе ранее полученных результатов исследований (декабрь-январь 2020 г.), в ходе опроса представителей педагогического профессионального сообщества нам удалось доказать особую важность и значимость такой ценности, как командообразование в формировании корпоративной культуры в образовательной сфере.

Командообразование, или тимбилдинг (от англ. «team building» - построение команды) - термин, обычно используемый в контексте бизнес-процессов и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы групп сотрудников. Идея командных методов работы заимствована из мира спорта, и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70 годы XX века в деловой среде США и Западной Европы. В отечественной науке и практике метод командообразования также принимает все большее значение, что может быть связано со спецификой развития корпоративной культуры как в частных, так и в государственных организациях [2].

При этом как отечественными, так и зарубежными авторами накоплен значительный фактический материал по методам создания команд, особенностям процесса развития команды и психологическим факторам, способным оказывать влияние на работу сотрудников в команде.

Командное образование является одной из ключевых ценностей корпоративной культуры и направлено на создание групп равноправных профессионалов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие организации, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления сотрудниками [3].

Следует также отметить, что процессы командообразования и актуализированная готовность сотрудников взаимодействовать в команде являются ключевыми в структуре корпоративной культуры в связи с наблюдаемой значимостью проектной деятельности, представляющей собой в сфере образования отдельный тренд. Так, поэтапный процесс разработки и апробации модели формирования командообразования, как ведущей ценности корпоративной культуры в сфере образования, может решить задачу повышения уровня вовлеченности педагогов в реализуемые совместные действия, коллективные проектные решения, что, безусловно, отразится на показателях эффективности профессиональной педагогической деятельности.

Для реализации поставленной цели нами было организовано научно-практическое исследование на базе образовательных учреждений г. Вологды. В выборочную совокупность вошло 10 образовательных организаций, что позволило нам изучить ценностно-смысловое единство корпоративной культуры представителей профессионального сообщества в целом, а не отдельно взятой организации. Итоговую группу опрошенных сотрудников из исследуемых образовательных организаций составили 150 респондентов. В экспериментальной работе последующего этапа, направленного на апробацию разработанной нами модели, приняли участие 60 человек. Отбор единиц счета и последующего наблюдения в выборочную совокупность на каждом из этапов многоступенчатого отбора происходил случайным образом.

В качестве основных методов научно-практической работы выступили: теоретический анализ исходного состояния готовности взаимодействовать в команде педагогических работников образовательных организаций г. Вологды; специально разработанная авторская анкета, направленная на фиксацию уровня командообразования как ключевой ценности корпоративной культуры.

На первом этапе разработанной программы исследовательской работы нами были получены результаты стартовой диагностики ценностно-смысловой сферы, выявлен диагностический профиль парциально-параметрических проявлений ценностно-смысловых ориентиров педагогов и на данной основе зафиксирован исходный уровень командообразующей корпоративной ценности сотрудников образовательных организаций г. Вологды [5].

Для реализации поставленных целей был проведен опрос при помощи специально разработанной стандартизированной анкеты, включающей в себя комплекс вопросов, поэтапно раскрывающих содержательное наполнение исходного и итогового уровня командообразования. В опросе приняли участие респонденты различных категорий с разным стажем работы в образовательной организации.

В ходе обработки и последующего анализа полученных ответов опрошенных был выделен исходный профиль командообразующей ценности корпоративной культуры представителей педагогического профессионального сообщества. На основе качественного и количественного осмысления полученного массива стартовых эмпирических данных по исследуемому вопросу мы можем сформулировать выводы, которые явились отправной точкой для разработки модели по формированию командообразования, как ключевой ценности корпоративной культуры сотрудников образовательной сферы.

Итак, больше половины (63%) опрошенных сотрудников ощущают себя частью коллектива и примерно половина респондентов (51,4%) считают, что взаимоотношения в коллективе примерно такие же, как и в других коллективах. На данной основе становится очевидной необходимость практической реализации практической модели, направленной на еще большее усиление корпоративного духа и повышения уровня командообразования коллектива сотрудников образовательных организаций г. Вологды.

В психолого-педагогических исследованиях научно-экспериментальная модель проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности и способ движения к нему, определяемый внешней и внутренней детерминацией. Модель формирования командообразования может быть представлена как поэтапный переход от теоретического проектирования к практическим решениям, основанным на внедрении тренинговых тимбилдинговых мероприятий в командах сотрудников образовательной сферы [7].

Основным принципом и идейным посылом реализации тренинговой программы явилось положение о том, что в современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества [8].

Программа тренинга командообразования рассчитана на построение доверия внутри группы, выработку навыков взаимодействия и, соответственно, сплочение коллектива. В качестве основных задач тренинговой работы, направленной на формирование командообразующей ценности в структуре корпоративной культуры, можно выделить следующие: формирование и усиление общего командного духа путем сплочения педагогов;

развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих психолого-педагогических задач; получение эмоционального и физического удовольствия от результатов совместной работы; осознание себя единой командой.

Разработанная нами модель, включающая комплекс тренинговых командообразующих мероприятий, была апробирована на втором, формирующем этапе научно-практической работы, реализованном по сценарию 4 экспериментального плана Дж. Кэмпбелла для двух рандомизированых групп. Экспериментальную и контрольную группу составила доля респондентов, продемонстрировавших в ходе ранее проведенного опроса невысокий уровень осознания важности ценностей командообразования, сотрудничества и доверия в коллективе в общей структуре корпоративной культуры сотрудников сферы образования.

Ключевой особенностью реализуемой тренинговой программы являлась её специфическая целевая ориентированность на педагогов, включенных в совместные педагогические проекты. Основными технологиями работы в рамках реализации тренинга командообразования явились такие технологии как: общегрупповая дискуссия, деловые игры и упражнения, психогимнастические упражнения, рефлексия и осмысление полученного опыта командной работы.

Таким образом, усиление общегрупповой синергии в решении задач разработки проектов, развитие командного духа и межличностных отношений внутри коллектива позволили существенно повысить уровень осознания значимости такой ценности как командообразование в общей структуре корпоративной культуры сотрудников образовательной сферы.

На завершающем этапе научно-исследовательской работы была проведена повторная диагностика уровня командообразования в экспериментальной и контрольной группах сотрудников образовательных организаций г. Вологды. В результате проведенной диагностики были получены данные, на основе анализа которых мы можем оценить результативность реализованной модели, включающей комплекс тренинговых мероприятий по командообразованию [5].

По данным итогового опроса субъективное ощущение себя частью команды участников экспериментальной группы тренинга повысилось на 20% (ф*эмп = 2,22**); желание участвовать в командной работе возросло на 10% (ф*эмп = 1,99*); положительная оценка участниками тренинга взаимоотношений в педагогическом коллективе выросла на 15% (ф*эмп = 2,12**). Позитивная обратная связь со стороны участников тренинговых мероприятий по командообразованию, сформулированная как на общегрупповом, так и индивидуальном уровнях, позволила также убедиться в эффективности и действенности реализованной программы. В частности, участниками тренинга было сформулировано мнение о целесообразности и полезности реализации подобных практических занятий в решении задач командообразования и развития командного духа, а также выражено желание дальнейшего участия в подобных коллективных мероприятиях.

Выводы. Полученные данные позволяют сделать объективный вывод о том, что реализованная модель является эффективным средством в решении задачи формирования командообразующей функции в общей структуре копоративной культуры сотрудников образовательных организаций г. Вологды.

Апробированная и доказавшая свою эффективность в педагогическом коллективе модель, может быть использована в исходном, либо модифицированном виде и в других группах субъектов труда различных организаций для решения задачи развития и усиления командообразующей ценности корпоративной культуры.

Практическая реализация тренинговой программы в контексте специфики разнообразия и постепенного обогащения профессионального командного опыта педагогов через внедрение ценностных ориентиров командной работы позволила, на наш взгляд, развить ключевые смыслы практической совместной деятельности, как важнейшие субъективные элементы корпоративной культуры образовательных организаций.

На основе качественного и количественного осмысления полученного массива эмпирических данных по исследуемому вопросу мы можем предложить следующие общие рекомендации, направленные на усиление и углубление ценностно-смыслового единства корпоративной культуры сотрудников образовательных организаций.

Актуализация ценностно-смыслового единства корпоративной культуры сотрудников происходит на практике через обеспечение преемственности и согласованности процессов организации производства, управления и контроля. Здесь мы можем предложить как желательный некий принцип управления человеческим капиталом в рамках формируемой корпоративной культуры. Данный принцип предполагает с одной стороны четкое взаимодействие и разделение задач сотрудников, а с другой стороны опору на диалогические формы взаимодействия, партнерские коллегиальные взаимоотношения, конструктивные дискуссионные обсуждения решаемых рабочих задач.

Формирование общей структуры, а также отдельных ценностно-смысловых элементов корпоративной культуры образовательных организаций может быть реализовано через рекомендации, связанные с повышением уровня оперативности субъектного включения и последующей практической реализации задачи со стороны сотрудников. Данная рекомендация может быть реализована на практике через четкое определение критериев выполнения профессиональных целей и задач для сотрудников (например, использование методики SMART в процессе заблаговременной постановки целей).

Исследуемая в нашей работе ценность, связанная с приоритетностью создания в организации единой команды, носит, безусловно, базовый уровень и может быть воспроизведена на практике исключительно в контексте комплексной актуализации всех названных выше ценностей и рекомендаций, связанных с их развитием и углублением.

Итак, результаты работы позволяют говорить о достижении поставленной научно-практической цели исследования. Кроме того, собран достаточно объемный массив эмпирических данных, качественно-количественное изучение которого может быть продолжено, углублено и осмыслено в контексте новых поставленных целей, задач и рабочих гипотез.

Литература:

1. Базанова, О.С. Организационное поведение и организационная культура / О.С. Базанова. - Москва: Лаборатория книги, 2012. - 111 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141634 (дата обращения: 15.01.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей. - Текст: электронный.

2. Балашов, А.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А.И. Балашов,

И.Д. Котляров, А.Г. Санина. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 320 с.

3. Генкин, Б.М. Системы управления человеческими ресурсами // Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям / Б.М. Генкин. - Москва: Академия, 1999. - С. 333-360

4. Журавлев, А.Л. Тенденции развития организационной психологии / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 2. - С. 77-88

5. Камракова, Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / Н.Ю. Камракова, И.В. Фокина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет. - Вологда: ВоГУ, 2021. - 84 с.

6. Трандина, Е.Е. Организационная психология: учебное пособие / Е.Е. Трандина, М.О. Цатурян; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет. - Вологда: ВоГУ, 2020. - 80 с.

7. Цатурян, М.О. Изучение психологической компетентности педагогов как фактора формирования Образа - Я старшеклассников / М.О. Цатурян // Казанская наука. Серия: Психологические науки. - 2011. -№2. - С. 404-408.

8. Цатурян, М.О. Изучение рефлексивного компонента психологической компетентности педагогов / М.О. Цатурян // Психология и психотехника. - Москва: Нота Бене. - 2011. - №11. - С. 85-89.

Психология

УДК 373.2

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Койчуева Лида Махсютовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и развития Акбашева Рахила Сегидуловна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Аджиева Аминат Исмаиловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается организация тьюторского сопровождения обучающихся на основе методики психологического воздействия. Тема статьи актуальна как для обучающихся в средних учебных заведениях, так и для студентов ССУЗов и ВУЗов. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней учитываются увлечения, способности обучающихся, стимулируется интерес к дальнейшему обучению, к самостоятельно отобранным целям во время учебы. В педагогике тьютор - это наставник, сопровождающий, помогающий процессу самообразования, личному образовательному поиску, осуществляющий содействие в разработке и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Преподаватель и тьютор - взаимодополняющие позиции в общем порядке образования. Педагог знает чему, как и зачем учить. Тьютор - не тот, кто дает знание, пусть даже полученное вследствие самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.

Ключевые слова: тьютор, педагог, преподаватель, наставник, самообразование, обучающийся.

Annotation. This article discusses the psychological methods of organizing tutor support for students. The topic of the article is relevant both for students in secondary educational institutions and for students of secondary educational institutions and universities. The practical significance of the article lies in the fact that it takes into account the hobbies, abilities of students, stimulates interest in further learning, in self-selected goals during study. In pedagogy, a tutor is a mentor who accompanies, helps the process of self-education, personal educational search, contributing to the development and implementation of educational projects and programs. Teacher and tutor are complementary positions in the general educational order. The teacher knows what, how and why to teach. A tutor is not one who knows, even if the received one gives self-education, but one who transfers the experience of the Teaching.

Keywords: tutor, teacher, teacher, mentor, self-education, student.

Введение. Тьюторство - это отдельная культура, основывавшаяся в истории вместе с культурой преподавания психологии и обучения. Культуре тьюторства около девятисот лет. Сейчас массовый характер тьюторство принимает в удаленных способах обучения, но в них уже оно не похоже на очные виды Появляется надобность в воссоздании классической тьюторской позиции, очного тьюторства [2].

Цель исследования: рассмотреть тьюторское дело в процессе преподавания психологии.

Задачи, поставленные в статье:

- рассмотреть построение работы тьютора;

- исследовать виды тьюторского сопровождения о обучающихся.

Методы исследования:

- теоретический анализ, обобщение и трактовка педагогической и психологической литературы по теме статьи;

- исследование и обобщение педагогического и психологического опыта по изучаемой теме.

Теоретическую основу методов исследования способов организации тьюторского сопровождения

обучающихся составили основополагающие идеи о тьюторстве при обучении студентов и учащихся, организации деятельности и реализации психологических образовательных программ.

В ходе этого сопровождения тьютор поправляет разнообразные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной деятельности и профориентации), введенные в нынешнем образовательном учреждении в ориентации на определенного обучающегося. Этим обучающемуся дается возможность личного предпочтения профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.