Научная статья на тему 'Модель формирования институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения'

Модель формирования институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ / АВИАСТРОЕНИЕ / ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гафиатуллин Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения»

имеющимся производственным, финансовым, инвестиционным потенциалом. Большое место в общей государственной поддержке сельского хозяйства республики имеет работа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, которая направлена на выполнение задач, определенных республиканской целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 годы» и на реализацию потенциальных возможностей сельскохозяйственных организаций региона.

Библиографический список

1. О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на

2008-2012 годы»: Закон Республики Марий Эл от 21.10.2007 г. № 70-З // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aris.mari.ru/ (дата доступа: 01.08.2010).

2. О республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»: постановление Правительства Республики Марий Эл [от 15.04.2009 г. № 96] // Собр. законодательства РМЭ. - 2009. - № 5, ст. 258.

3. О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на

2009-2012 годы»: постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.06.2009 г. № 149 // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aris.mari.ru/ (дата доступа: 01.08.2010).

4. Разработка региональных продовольственных программ в условиях рынка: методические рекомендации / И.И. Дуданов. - М.: Колос; РГУ, 2008. - 63 с.

5. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maristat.gks.ru/ (дата доступа: 01.08.2012).

В.А. Гафиатуллин

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ

Ключевые слова: управление, стратегия, тактика, бизнес-операция, авиастроение, институт, институциональная среда.

Современная политика руководства России направлена на повышение уровня конкурентоспособности всех секторов экономики. Для достижения поставленной цели используется полный перечень всевозможного ресурсного, институционального, инфраструктурного обеспечения. Исторически сложилось так, что крупные компании (группы компаний) имеют наиболее перспективные преимущества перед иностранными контрагентами, а авиастроение всегда являлось и является флагманом российского рынка. Комплекс предприятий авиастроения на сегодняшний день претерпевает существенные преобразования, имеющие своей

© Гафиатуллин В.А., 2013

ключевой целью обеспечение в первую очередь высокого качества товара (воздушный транспорт) и услуги (перевозки). Следует заметить, что серьезные трансформации происходят и в смежных отраслях, а именно целый комплекс изменений в области конструкторских решений, поиск инновационных подходов в управлении, попытки закрепления позиций на зарубежных рынках и т.п. Многогранность и сложность структурного состояния предприятий авиастроения предопределяет необходимость создания начальных, институциональных условий формирования будущих инструментов развития отрасли.

Как уже говорилось ранее, историческая ментальная составляющая играет не меньшую, а зачастую решающую роль в принятии любого рода управленческих решений, что преимущественно связано с человеческим фактором. В этой связи можно утверждать о высокой актуальности представления комплекса формальных и неформальных правил в процессе управления предприятиями авиастроения. Не менее важное значение имеют инструменты практической реализации разработанных инициатив формального уровня и эволюционно-исторических преобразований неформального уровня, тем самым создавая возможность, с одной стороны, формировать качественную институциональную среду, а с другой - иметь поддержку заинтересованных сторон и населения.

Также необходимо не забывать о программно-целевом подходе как инструменте практической реализации теоретического обоснования институциональных основ. Программы, проекты, мероприятия наряду с ресурсным обеспечением и бизнес-процессами являются основополагающими элементами, создающими возможность претворить в жизнь разработанные управленческие решения. Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что создание и обоснование модели формирования институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения является актуальной задачей, создающей основу реализации любых инновационных подходов.

Определение уровней институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения требуется для того, чтобы точнее выявить место формирования основных проблемных зон инновационного развития структуре общей стратегии отрасли. Базой для определения любой институциональной структуры может служить традиционная иерархия правил:

1) формальные;

2) неформальные.

Сравнительно простое видение уровней институциональной системы, тем не менее, довольно точно характеризует структуру как совокупность формальных и неформальных правил. Обладая обширными ресурсными возможностями, авиационно-строительная отрасль имеет значительный потенциал формирования формальных правил, тем самым создавая условия для общего институционального развития. Также следует сказать о хороших коренных факторах основания неформальных правил, которые в отдельных случаях могут создавать некоторое преимущество, в том числе и при стартовых условиях.

Для оценки эффективности правил деятельности с точки зрения хозяйствующих агентов можно привести следующий перечень факторов влияния, довольно полно отражающий весь спектр требований и оценок выделенных субъектов [1, с. 128-129]:

- степень формализации правила (степень детализации, с которой прописаны и утверждены условия его соблюдения);

- выгодность/затратность выполнения правила (уровень трансакционных издержек соблюдения/несоблюдения правила);

- соответствие правила долгосрочным интересам хозяйствующего субъекта;

- степень всеобщности/специфичности правила (оценка применяемости в различных сегментах);

- эффективность поддержания правила (сила формальных и неформальных санкций его несоблюдения);

- укорененность правила (степень соответствия существующим правилам);

- справедливость правила (удовлетворение хозяйствующих агентов с точки зрения моральных оценок).

Институциональное преобразование требует детального осмысления по причинам, связанным с качеством функционирования институтов, определяющих сферу деятельности отдельной отрасли. Формальные и неформальные элементы инновационных преобразований создают тенденции дальнейшего развития, что сказывается на стратегическом потенциале всей авиационно-строительной отрасли.

Более подробно рассматривая представленную иерархию институциональных правил, можно заметить следующее [2].

Первый уровень представляет собой формальный уровень с определяющими институционными основами в форме законодательного направления. Данный уровень подвержен воздействию в сфере федеральных инициатив, регионального и муниципального правового поля, а также объема полномочий и ответственности отраслевых задач. Степень воздействия и преобразования формального уровня невысока, т.к. содержит элементы более высокого порядка по сравнению с отраслевыми.

Второй уровень представляет собой неформальный уровень с основами в виде исторических, ментальных, традиционных и т.п. типов правил. Институты данного уровня развиваются вместе с обществом и воздействуют на сферы, которые существенно влияют на функционирование формальных институтов.

Основой формирования формального уровня могут служить комплекс законодательных норм, а также итоги использования программно-целевого подхода в виде совокупности программ развития авиации и авиационно-строительного комплекса. В этой связи можно говорить о двух уровнях формальных правил регулирования.

Первый уровень представляет комплекс федеральных законов [3], регулирующих отношения общего развития авиации, оборонный заказ, инструменты военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Второй уровень определен совокупностью программ развития [4] и определяет общую стратегию развития отрасли, гражданской авиации и авиационной промышленности.

Далее представим содержание формального уровня институциональной системы управления комплексом предприятий авиастроения в виде совокупности схем (см. рис. 1, 2).

Рис. 1. Законодательные компоненты формального уровня институциональной системы управления комплексом предприятий авиастроения

Рис. 2. Компоненты формального уровня институциональной системы в виде программ развития авиации и авиационно-строительного комплекса

Представленные материалы позволяют утверждать, что основным документом, определяющим основные направления развития авиационной отрасли в будущем, является такой документ, как «Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года» [5]. Указанная Стратегия обозначает не только основную проблему развития отрасли в целом - несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной про-

мышленности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли, но и определяет комплекс мероприятий по ее преодолению.

Основным итогом реализации стратегии должно стать принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции авиапромышленности России на мировом авиарынке (включая рынок самой России и СНГ), фактическое возвращение отрасли на этот глобальный рынок в качестве одного из мировых центров авиастроения.

Достижение поставленной цели определяется через совокупность мероприятий:

1) модернизация имеющихся на авиационном рынке продуктов;

2) создание новых, конкурентоспособных продуктов;

3) проведение качественной маркетинговой политики.

Если рассматривать указанные выше мероприятия, то следует говорить о достаточно хорошем экономическом подходе к обоснованию процесса поведения экономических агентов на авиационном рынке. Как можно видеть, основу реализации стратегии в целом и достижения поставленной цели должны образовать инновации, что характеризует систему как часть общегосударственной политики развития России. Оценивая качество состава всего формального уровня институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения, можно утверждать о достаточной начальной готовности нормативно-правовой базы развития отрасли, в том числе и в инновационном направлении.

Далее можно остановиться на рассмотрении неформального уровня институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения. Предлагаемый уровень правил, так же, как и формальный, требует обоснования через два подуровня. Принципом классификации выберем степень возможного воздействия со стороны отрасли на создание, изменение или создание с нуля неформальных правил (комплекса правил). Перечень элементов неформального уровня институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения представим в табл. 1.

Таблица 1

Элементы элементов неформального уровня институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения

Элементы неформального уровня

Возможно влияние Невозможно (слабое) влияние

Технология История

Правила поведения Традиции

Менталитет Легенды

Философия Слухи

Ритуалы Привычки

Язык общения -

Образцы для поведения -

Этика -

Адаптация -

Следует оговориться, что указанный перечень полностью не отражает весь список возможных неформальных правил. Это связано с тем, что каждый элемент комплекса предприятий авиастроения как системы имеет отдельные особенности и институты. В связи с тем что целью выявления неформальных элементов институционального уровня является обоснование его учета при принятии разного рода управленческих решений на всех уровнях заинтересованных лиц, то требуется не столько полный перечень факторов, сколько теоретическое видение и понимание необходимости определения указанных параметров.

Обобщая все вышесказанное, можно резюмировать, что институциональная среда управления комплексом предприятий авиастроения представляет собой сложную многоуровневую систему, основу развития которой должен составить инновационный подход.

Далее можно приступить к формированию обобщенной модели институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения, основанной не только на ранее представленных элементах формального и неформального уровней, но и определяющей форму принятия управленческих решений (стратегия - тактика - бизнес-операции), с определением факторов воздействия внешней среды (см. рис. 3). Предлагаемую модель можно представить в виде следующих характеристик:

1) характеристика формального уровня представляет собой совокупность двух основных частей:

• общая процедура принятия решений в структуре управления: стратегия - обобщенное видение, философия, цели; тактика - инструментальная основа реализации; бизнес-операции - практическая реализация.

• формализация правовых процедур: законы - правовая основа возможностей принятия любого рода решений; политики, программы, проекты - перевод прогнозного видения в плановые за-

дачи;

- ресурсное обеспечение - создание базы реализации выработанной стратегии;

- действия - непосредственное воплощение стратегии.

Следует заметить, что процедура принятия непосредственных управленческих решений напрямую взаимосвязана с формализацией правового поля. Формирование стратегии отталкивается от законодательных основ, и далее на основе установленных правовых рамок возможно создание иерархии в виде политик, программ и проектов, которые, в свою очередь, создают начальную инерцию тактических действий с обоснованием необходимого объема ресурсов. Заключительной стадией являются бизнес-операции с последовательной систематизацией и организацией непосредственных управленческих решений;

2) характеристика неформального уровня представляет совокупность среды управления с возможностью влияния и без нее. На основе проведенного ранее анализа можно утверждать, что одна из категорий обладает взаимным воздействием с формальным уровнем, а другая воспринимает только влияние на себя, но при этом является базой при определении любого решения, так как в нее изначально, естественным образом заложены основы мен-тальности психолого-управленческих процедур;

Внешняя среда

Рис. 3. Обобщенная модель институциональной среды управления комплексом

предприятий авиастроения

3) внешняя среда - это обязательное условие любого процесса. Степень ее воздействия определяется как уровнем развития формальных институтов, так и величиной зрелости не формальных, т.е. уровнем приятия будущих решений обществом. В этой связи можно при-

нять присутствие внешней среды как одного из факторов институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения. Следует также заметить, что ПЭСТ(Э)-факторы (политико-правовые, экономические, социально-демографические, технологические, экологические факторы) необходимо рассматривать не только как источник возникновения потенциальных угроз, но и как поле формирования возможностей, а также как катализатор институциональных инициатив;

4) по итогам рассмотрения обобщенной модели институциональной среды управления комплексом предприятий авиастроения, необходимо выделить группы барьеров, возможных при практической реализации предлагаемого подхода. Критерием проявления барьеров можно выбрать степень неопределенности возникающей между составными элементами модели. Обобщенное видение барьеров и причин их появления можно представить в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика барьеров, при взаимоотношениях в институциональной среде управления комплексом предприятий авиастроения

№ п/п Барьер Характеристика

1 Барьер взаимодействия Неопределенность, возникающая в процессе взаимодействия между формальным и не формальным уровнем

2 Барьер видения Неопределенность, возникающая при прогнозировании поведения во внешней среде

3 Барьер управления Неопределенность, возникающая в процессе практической реализации утвержденной стратегии

Выявив перечень возможных барьеров, необходимо определиться с потенциальными инструментами их преодоления. Следует изначально оговориться, что полного преодоления достигнуть практически невозможно, так как институциональная среда подвержена постоянным колебаниям и изменениям, вследствие чего добиться уровня стабильности представляется маловероятным. В такой среде скорее можно двигаться к частичному сглаживанию, а не к полному устранению барьеров.

В качестве инструментов преодоления можно выделить следующие:

- барьер взаимодействия - снижение степени неопределенности, возможен при использовании инструментов информирования, разъяснительных процедур, экспертных оценок, а также общественного обсуждения новых законодательных инициатив;

- барьер видения - снижение уровня, возможно добиться, используя мониторинговые процедуры. Такой выбор вызван особенностями влияния самой внешней среды, которая проецирует правовые ограничения и неформальные рамки, но при этом степень воздействия на саму среду со стороны предприятий авиастроения не столь велика;

- барьер управления - возможно преодоление, используя инструмент контроля с определением механизмов более жесткого управления при использовании всех видов ресурсного обеспечения стратегии.

Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что институциональная среда управления комплексом предприятий авиастроения формируется и управляется через совокупность формальных и неформальных правил, состоит из системы стратегических инициатив, тактических задач и действий в виде бизнес-операций и как любая структура испытывает на себе влияние внешней среды.

Библиографический список

1. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы /В.В. Радаев. - С. 128-129.

2. Гойхер О.Л. Снижение трансакционных издержек в процессе инвестирования экономики региона: монография / О.Л. Гойхер. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. - 176 с.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 года № 10-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legis.ru/misc/doc/860/; Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 года № 213 ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105713/; Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 года № 114 ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/179054/

4. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 7.07.2011 г. № 556) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svavia.ru/info/docs/doc92.html; Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/10; Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/8

5. Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/8

С.М. Горлов

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ОТРАСЛЕЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: институциональное проектирование, частное и государственное партнерство, формальные институты, отрасли перерабатывающей и пищевой промышленности, третья и четвертая блок-сферы АПК.

Следует отметить, что проектирование институтов, регулирующих воспроизводственный процесс в системе агропромышленного комплекса (АПК), предполагает разработку правил поведения перерабатывающих предприятий и государства, которые позволяют осуществлять адекватный выбор инструментов воздействия на развитие отраслей пищевой индустрии. В настоящее время этот процесс происходит в условиях перехода от импорта правил и

© Горлов С.М., 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.