Научная статья на тему 'Модель формирования и модификации рыночных структур в информационной экономике'

Модель формирования и модификации рыночных структур в информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хвалько А. А.

В статье определены ключевые характеристики модели формирования и модификации рыночных структур в информационной экономике. Показано наличие объективной необходимости и возможности разработки модели, выявлены причины и условия появления новых рыночных структур и дана их характеристика, указаны особенности поведения и специфика государственного регулирования их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION AND UPDATING OF MARKET STRUCTURES IN INFORMATION ECONOMY

The article deals with key characteristics of model of formation and updating of market structures in information economy. The model under discussion is proved to be necessary. The author highlights the reasons why new market structures appear and describes their characteristic features

Текст научной работы на тему «Модель формирования и модификации рыночных структур в информационной экономике»

Следовательно, процесс создания ТНК в России во многом обеспечивается государством. Прекратив дискуссии о поисках баланса между частными и государственными секторами в ключевых отраслях экономики, власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг интересов государства, кроме нефтегазовой отрасли, электроэнергетической и атомной промышленности, уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазодобывающая промышленность, металлургия [2. С. 27 - 32].

Таким образом, процесс транснационализации российских предприятий приобретает устойчивую тенденцию и внушает уверенность в развитии отношений по пути создания социально-ориентированной экономи-

ки. Практика вносит коррективы в отношения собственности, «возвращая» роль государства, отнятую приватизацией. Вместе с тем закономерно возрастает и значение макроэкономического стратегического планирования, поскольку только планово-рациональное взаимодействие фирм и корпораций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России.

1. Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы: транснационализация и российский бизнес // Вопросы экономики. 2006. № 12.

2. Цветков В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики // Экономист. 2007. № 3.

УДК 330.1

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И МОДИФИКАЦИИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

A.A. Хвалъко,

кандидат экономических наук, соискателъ кафедры общей эконо-

мическои

СГСЭУ

теории,

Эффективность функционирования отраслевых рынков в значительной мере обусловливается поведением на них продавцов и покупателей. От продуктовой стратегии и практики ценообразования, от организации потребителей и степени их влияния на эти процессы зависит поведение производителей. Исходя из ситуации, последние принимают решения об увеличении или уменьшении инвестиций, определяются с рекламной стратегией, развивают или ослабляют инновационную активность в расчете на максимизацию частного результата. И производители, и потребители стремятся изменить законодательные условия, в которых осуществляется сопряжение производства и потребления. По линии государства и гражданских институтов формируются ограничения поведения производителей и потребителей на отраслевом рынке: формируются некие поведенческие правила и традиции правового, административного и нравственного характера, задается определенный уровень взаимоотношений производителей и покупателей на отраслевом рынке.

В свою очередь, рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация - количество продавцов и покупателей, наличие и высота барьеров входа и выхода, степень дифференциации продукта, развитость сети рыночной инфраструктуры, - становится доминирующим фактором развития предприятия, детерминантой выбора предприятием долгосрочных и краткосрочных целей, общей основой его поведения на рынке.

Современная теория рыночных структур концентрирует внимание на трех группах проблем. Первая охватывает вопросы теории фирмы: масштаб, сферу деятельности, организацию, поведение. Вторая - проблемы несовершенной конкуренции, в частности условия обретения рыночной власти, формы ее проявления, факторы сохранения и утраты, ценовое и неценовое соперничество (отбор товаров, выбор цены и объема выпуска, реклама, политика нововведений). Третья группа проблем связана с политикой общества в отношении бизнеса: антимонопольная (проконкурент-ная) политика, регулирование рынка, управление государственными предприятиями, дерегулирование, либерализация условий входа в отрасль и выхода из нее, приватизация, стимулирование технологических и продуктовых нововведений, конкурентоспособность отрасли на мировых рынках.

В настоящее время в области теории рыночных структур модели монополии, монопсонии, олигополии, двойной монополии, монополистической конкуренции нашли отражение во всех учебниках по микроэкономическому анализу. Вместе с тем проблемы несовершенной конкуренции до сих пор считаются дискуссионными, по этому поводу еще не существует

«определенной теории на достаточно развитом уровне» [4. С. VII].

Особого внимания требуют проблемы рынков мо -нополистической конкуренции и олигополии. Разработка моделей таких рынков, исследование закономерностей поведения фирм на них, движения цен, издержек и прибыли сочетаются с изучением воздействия, которое несовершенные рынки оказывают на общее рыночное равновесие, эффективность распределения ресурсов и доходов. Эта проблема связана с оценкой действия государства по регулированию цен, слияния и поглощения, информации и производства. В этом разделе обсуждаются проблемы несовершенства рыночного механизма и возможность внерыночных эффектов. Обычно рассматривается несколько критериев социальной цены монополистической власти: снижение эффективности, искажение оптимальных пропорций распределения и потребления благ и ресурсов, снижение общего благосостояния. В последние десятилетия появилось много практических исследований по определению и измерению монополистической власти, т.е. способности фирм, участвующих в олигополистической координации, влиять на цены и объемы выпуска. В связи с этим предприняты попытки измерить ущерб, причиненный таким влиянием.

В экономической литературе излагаются альтернативные взгляды на достоинства монополии и олигополии, на выгоды, которые они могут принести обществу исследуется случай естественной монополии, внедрения принципиально новых технических приемов в условиях мобилизации финансовых ресурсов, разнообразие продукции и распространение информации при содействии монополии.

Учитывая противоречивость и неоднозначность влияния несовершенной конкуренции на общество, анализ форм и методов антитрестовской политики приобретает существенное значение. Исследование несовершенной конкуренции привело к появлению понятия «состязательный рынок», который совмещает в себе черты конкуренции и сознательного взаимодействия участников. В этом случае роль государства должна ограничиваться предотвращением использования определенных недобросовестных приемов, позволяющих приобрести монопольную власть. Эти приемы включают в себя политику цен, направленную на вытеснение конкурентов, промышленный шпионаж и нечестное блокирование доступа на рынок для новых фирм. Изменение экономических условий и структуры рынка формирует «исследовательское поле» для дальнейшей теоретической разработки данной проблемы.

В современных условиях можно говорить о переключении субъекта хозяйствования с отдельно взятой фирмы на сеть взаимодействующих фирм, что ставит на повестку дня вопросы о коллективной конкурентоспособности, результативности, оценке функционирования, о согласовании интересов и стратегий, генерировании совместных активов и стимулов к развитию по отношению к новому субъекту рыночных отношений - сети взаимодействующих фирм. Это направление, по нашему мнению, может оказаться вектором развития теории фирмы и теории рыночных структур, с одной стороны, и создаст теоретический фундамент для развивающихся современных управленческих подходов - с другой.

Согласно авторскому определению рыночная структура - это организация внутренних связей между частями единого целого - рынка, те. отношения продавцов товара друг с другом, покупателей товара друг с другом, продавцов с покупателями, продавцов с потенциальными покупателями и потенциальными конкурентами.

В информационной экономике происходят объективные технологические и рыночные изменения, приводящие к смене доминирующего типа рыночной структуры. Технологические факторы (появление новых технологий и распространение инноваций) приводят к сокращению границ старых отраслей. Рыночные изменения связаны с обострением конкуренции в глобальном масштабе в результате развития транспорта, информатики и средств коммуникации; повышением степени неопределенности внешней среды вследствие существенного замедления темпов роста во всех индустриально развитых странах и усилением тенденции к фрагментации рынков по причине дифференциации потребительского спроса.

В традиционных отраслях уменьшается оптимальный размер фирмы за счет распространения отношений крупного, среднего и малого бизнеса (аутсорсинг). Расширение сферы услуг и инновационного предпринимательства дает толчок развитию малого предпринимательства: чтобы получать высокую прибыль в информационной экономике, совсем не обязательно иметь крупное предприятие.

Изменение доминирующих барьеров входа не по -зволяет оценить отрасль с позиций классических типов рыночных структур. На рынках монополистической конкуренции, имеющих по своему определению сравнительно легкие условия вступления в отрасль, наблюдается тенденция к превращению их в рынки, напоминающие олигополистические с более высокими барьерами входа в отрасль. Олигополистические рынки с увеличением открытости рынка попадают в условия совершенной конкуренции. Монополии, ограниченные государственным регулированием, не в силах противостоять мелким фирмам. Все эти обстоятельства приводят к необходимости рассмотреть изменение классических типов рыночных структур.

Предлагается различать классические рыночные структуры (четыре комбинации таких параметров, как число фирм, высота барьеров входа, тип продукта, степень влияния на цену), доминирующий тип рыночной структуры (рыночная структура, представленная на преобладающем числе рынков), новые рыночные структуры (видовая трансформация классических рыночных структур во времени и пространстве, приводящая к принципиально новой комбинации параметров).

В качестве причин появления новых рыночных структур следует рассматривать изменение отраслевой и размерной структуры экономики в сторону уменьшения оптимального размера фирмы, изменение поведения основных экономических субъектов вследствие замены массового стандартного производства эксклюзивным, узкоспециализированным производством, рассчитанным на адресного потребителя, изменение доминирующих барьеров входа.

Первая разновидность нового типа рыночных структур - сетевая рыночная структура - выступает как совокупность устойчивых, многосторонних, регулярно вос-

производящихся формальных и неформальных взаимосвязей между фирмами, основанных на совместном использовании специфических ресурсов и нового субъекта хозяйствования - сети взаимодействующих фирм. Сеть предполагает выработку совместной стратегии адаптации фирм к изменениям во внешней среде и основана на объединении специфических ресурсов экономических агентов в интересах реализации этой общей стратегии.

Межфирменные сети воспринимаются как способ регулирования взаимозависимости фирм, который, с одной стороны, отличается от внутрифирменного (иерархического) регулирования, с другой - от рыночной координации как ответной реакции на сигналы рынка. Атрибуты сети, такие как процесс координации и структуры межфирменных коалиций, - не просто гибридные формы внутрифирменных и рыночных аналогов, но в своем роде уникальные характеристики, представляющие собой их различные комбинации. В условиях непрерывных и масштабных изменений каждый экономический субъект создает вокруг себя сообщество подобных ему субъектов, отвечающих неким критериям. Данный процесс можно объяснить стремлением экономического субъекта защитить свои интересы и повысить эффективность преумножения имеющихся у него ресурсов. Так образуются устойчивые группы экономических субъектов, связанных между собой самыми разными элементами, - сети. Сетевая организационная структура управ -ления отличается не только особым координационным характером, ей свойственна и адекватная организационная культура в целом. Она основана на принципе децентрализованной ответственности, высокой лояльности к партнерам и самодисциплины.

Сетевые связи характеризуются укорененностью, связанностью, взаимностью (реципрокностью) [2. С. 34], персонифицированным характером отношений [1. С. 142], широкой распространенностью внеэкономических предпочтений и преференций.

Экономические агенты могут не просто встраиваться в существующие структуры, а сознательно вырабатывать ограничения и правила. Они создают общий «проект», в основе которого лежит определенное формальное или неформальное соглашение [3. С. 47 - 95]. Примером такого образования могут служить венчуры, стратегические альянсы и консорциумы, причиной появления которых служит возросшая дефицитность ресурсов «знание» и «время». В процессе поиска оптимального решения на стадии создания нового продукта конкуренция означает лишь дублирование усилий и трату средств. Консорциумы основаны на временных соглашениях между промышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств. Совместные научно-производственные венчуры (особые формы совместной деятельности компаний при сохранении в целом их независимости) не подлежат преследованию по антимонопольному законодательству.

В сетевых структурах заложен элитарный принцип формирования компетенций, исключено дублирование компетенций рабочей силы и производственных мощностей. Вместе с тем отсутствует регулирующая функ-

ция структуры организации, усложнено обеспечение информацией всех участников сети, наблюдаются чрезмерная зависимость от кадрового состава и чрезмерное усложнение отношений, обусловленное разнородностью членов сети, сильная зависимость как от рынка, так и от ресурсов.

Вторая разновидность новых рыночных структур -асимметричная рыночная структура - представляет собой отраслевой рынок с несколькими фирмами, где большую долю рынка занимает одна фирма, по поведению приближающаяся к модели поведения монополиста, а остаточный спрос делят между собой небольшие фирмы-аутсайдеры, для которых цена доминирующей фирмы является ценой рынка. На таком рынке доминирующая фирма обладает возможностью получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде, модель ее действия будет приближаться к монопольному рынку Для фирм-аутсайдеров возможность получения положительной экономической прибыли не исключена: подобное явление носит название «ценовой зонтик» и характерно для отраслей с высокими барьерами для входа, но определяется соотношением их средних издержек выпуска и ценой продаж доминирующей фирмы. Подобная модель близка к совершенной конкуренции аутсайдеров.

Основными поведенческими стратегиями фирм-аут-сайдеров в отношении доминирующей фирмы в асимметричной рыночной структуре являются: а) сотрудничество - усиление их симбиоза (субподряд, франчайзинг аутсорсинг аренда); б) противостояние - конкуренция между мелкими и крупными фирмами; в) нейтралитет - нишевая специализация мелкого бизнеса. В случае, когда сотрудничество является доминирующим типом поведения, асимметричную рыночную структуру можно рассматривать как формальную одноцентровую горизонтальную сеть.

Третья разновидность новых рыночных структур -коллективное (совместное) доминирование. Это ситуация , предполагающая возможность решающего влияния на общие условия обращения товара на рынке со стороны группы хозяйствующих субъектов, имеющих симметричные доли при выполнении следующих условий: незначительные издержки координации действий, отсутствие потенциальной конкуренции и рыночной власти со стороны покупателей. Этот тип рыночной структуры можно рассматривать как формальную многоцентровую горизонтальную сеть.

Четвертая разновидность новых рыночных структур - квазиклассические рыночные структуры, которые по формальным признакам являются классическими, но имеют специфические поведенческие особенности. В противоположность традиционному оптимизационному подходу во внимание принимается выбор нескольких игроков или принимающих решения субъектов с потенциально отличными, но взаимосвязанными критериями. При этом неоднородность конкурентных ус -ловий и самих хозяйственных субъектов предопределяет разнообразие поведенческих стратегий фирм, селективный отбор которых осуществляется рынком.

В информационной экономике наблюдается тенденция к изменению цели функционирования фирмы, проявляющаяся в следующих явлениях: максимизация прибыли и валовой выручки (продаж); обеспечение удов -

летворительного объема чистой выручки и прибыли; максимизация темпа роста продаж; рост расходов на управленческий персонал и на вознаграждение менеджеров.

В теории конкурентных цен «реальность существования» фирмы не имеет значения: воображаемые субъекты действия, преследуя простую цель, реагируют на предполагаемые изменения условий и в результате изменяют цены, объемы закупок и производства. Два аспекта (дедуцированные изменения и реально наблюдаемые изменения цен, объемов закупок и производства, порождаемые изменением условий) близ -ки между собой: в реальном мире число фирм настолько велико, что достаточно лишь некоторым из них вести себя в соответствии с теорией; прибыли фирм всего лишь «нормальны», те. избыточные прибыли почти равны нулю из-за конкурентного давления со стороны новичков (полиполистического давления), так что прибыли ниже максимально достижимого уровня являются в экономическом смысле потерями.

Эти два аргумента не имеют силы для теорий монополистических и олигополистических цен. В этих теориях фирмы должны существовать в реальности, так как объяснение изменений цен, объемов закупок и производства является одновременно и объяснением решений некоторых конкретных фирм, т.е. организаций, объединяющих людей, склонных действовать часто непредсказуемым образом.

Попытки разработки схем олигополистического и монополистического поведения, связанных с типами организаций или с типами людей, наделенных властью принимать окончательные решения, не увенчались успехом. Даже если принятие решений в конкретной фирме было удовлетворительно смоделировано (например, с помощью компьютерной программы), обычно такая модель оказывалась неприменимой в других случаях, для предсказания поведения в других фирмах. Эти поведенческие схемы не соответствовали постулату максимизации прибыли. В этой ситуации целесообразен возврат к более простым и менее реалистичным моделям олигополистической и монополистической фирмы. Первый подход заключается в применении полиполистической модели, дающей удовлетворительные объяснения и позволяющей предсказать ситуации, которые можно охарактеризовать как олигополистические. Аналитик может обратиться к моделям олигополистической или монополистической фирмы, постулируя самые простые схемы поведения и реагирования на него, отбрасывая специфические установки и «особые» стратегии; там, где эти простые модели олигополистических или монополистических фирм дают совершенно неудовлетворительные предсказания, аналитику приходится идти дальше, включать более специфические типы поведения.

В модели олигополистического поведения лицо, принимающее решение, не испытывая сильного давления конкуренции, имеет целью максимизировать валовую выручку и при этом обеспечить удовлетворительный объем чистой выручки. Эта модель объясняет существующую невосприимчивость к некоторым событиям, влекущим рост затрат. Альтернативой максимизации продаж является максимизация роста темпа продаж. Эта гипотеза предполагает эндогенную связь с прибылью:

часть роста валового дохода может отразиться на прибыли, здесь действуют автоматические ограничители (финансирование инвестиций из прибыли).

Функционирование новых рыночных структур предполагает одновременную реализацию стратегических и нестратегических взаимодействий. В случае стратегических взаимодействий фирмы могут использовать ряд инструментов, классифицируемых в соответствии с быстротой их перенастройки. В коротком периоде цена служит основным инструментом, который фирма мо -жет легко изменить, другие инструменты включают рекламирование и усилия по стимулированию сбыта. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены либо вместе, либо в отдельности; методы производства могут быть перегруппированы и усовершенствованы; производственная мощность - увеличена; характеристики продукта (качество, дизайн, задержка поставки, размещение торговых точек) - изменены. Восприятие продукта потребителями, которое влияет на функцию спроса, может быть изменено при помощи рекламы.

Нестратегическое поведение реализуется в случае, когда предприятия находятся под влиянием переменных, которые они не в состоянии наблюдать или точно оценить: функции их собственных затрат и затрат соперников, состояние спроса или потенциал рынка, стратегические решения соперников. В той степени, в какой некоторые сведения носят частный характер (например, фирма может иметь надежную оценку своих затрат, но не иметь надежной оценки своих соперников ), рыночное взаимодействие можно представить как игру с асимметричной информацией. В случае нестратегического поведения имеют значение исследования, разработки и освоение новых технологий, учет побочного эффекта сети, стандартизация и совместимость, координация ожиданий пользователя, спонсорство и стратегическое поведение со стороны предложения, стимулы к лицензированию.

Специфика новых рыночных структур как объектов экономического регулирования заключается в следующем.

1. Асимметричные рыночные структуры обладают значительной потенциальной способностью к самоорганизации посредством использования нишевой специализации, патентной защиты, разнообразия взаимоотношений доминирующей фирмы и фирм-аут-сайдеров, использования фирмами-аутсайдерами стратегий участия в продукте крупной фирмы и преимуществ крупной фирмы. Возможно искусственное создание конкурентного окружения доминирующей компанией с целью уклонения от государственного регулирования.

2. Сетевые структуры выступают как формально управляемые структуры, представляющие естественную альтернативу как рыночной, так и иерархической координации.

3. Крупные объединения, подобные сложной монополии, ведут к концентрации производства и могут сопровождаться нежелательными монопольными эффектами . В случае если данная структура включает в себя всю вертикальную продуктовую цепочку, то ее склонность к злоупотреблению может усиливаться доминирующим положением. Вместе с тем наличие круп-

ных монополистических структур в отрасли само по себе не является негативным явлением, а лишь требует постоянного мониторинга со стороны антимонопольных органов.

Государственная конкурентная политика в отношении новых рыночных структур должна учитывать следующие ограничения: для квазиклассических рыночных структур - это невозможность использовать количественные критерии для вынесения суждения о степени концентрации на рынке, необходимость ситуационного подхода (case-by-case approach); для асимметричных рыночных структур и сложных монополий - это последовательное применение антимонопольного законодательства в контроле за слияниями и поглощениями и ограничения злоупотребления доминирующим

положением в сочетании с искусственным созданием конкурентной среды и расширением числа рыночных ниш. Сетевые структуры практически закрыты для государственного регулирования.

1. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8.

2. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003.

3. Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2002.

4. Эрроу К. Предисловие // Хаймен Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т. 1.

УДК 321.01

ДИНАМИКА МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В.З. Литвин,

соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

В настоящее время уже очевидно: глобализация и постиндустриализм уже не концепции и теории, как было в 1970 - 1980-х гг, а объективная реальность. С этой реальностью в самых различных ее проявлениях -технологических, финансовых, информационных, политических, культурных, социальных, экологических и т. д. - так или иначе сталкиваются большинство людей, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах. Особенно наглядны изменения в технологической и информационной сферах: развитие новых средств связи, микроэлектроника, компьютеризация, Интернет и т. п. Не так бросаются в глаза, но более важны по своим последствиям сдвиги в финансовой, политической, культурной сферах. Происходят изменения и в ключевых поведенческих характеристиках предприятий, сталкивающихся с вызовами глобализации.

На внутреннем рынке, выступая в качестве единственного производителя товара, монополист находится в уникальном положении. Он обладает неким ресурсом власти, который позволяет ему манипулировать ценой. Если он решает повысить цену продукта, ему не приходится бояться конкурентов, которые, назначая более низкую цену захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. К традиционным ресурсам власти относятся контроль над экономическим ресурсом, доступ к информации, патент, административный ресурс. Властные отношения могут быть формально закреплены в виде владения акциями, членства в советах директоров и наблюдательных советах, в виде права собственности на определенный ресурс [2. С.186; 352 - 393] или же носить неформальный характер.

Все меняется, когда монополист выходит на международный рынок. Те объемы производства, которые были достаточны для обеспечения монопольной власти на внутреннем рынке, на международном рынке могут оказаться недостаточными. Властные отношения носят временный характер: в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса всегда рано или поздно появляются инноваторы, способные потеснить господствующих субъектов власти. Появляются новые формы конкуренции.

Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Всегда существуют условия для проникновения в отрасль новых фирм, если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера). При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем более возможна потенциальная конкуренция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.