Что можно сказать на основании результате исследования? Прежде всего, можно сделать вывод о том, что у большинства родителей профессия учителя ещё пользуется уважением, а вот 45% учащихся считают наоборот. Это дает основания предполагать, что статус учителя в школе среди учеников находится на низком уровне.
Для большинства учащихся и родителей, пол и возраст современного педагога не имеет значения. А вот на личные качества они обращают особое внимание. Так 75% школьников желают видеть перед собой уравновешенного, терпимого и умеющего прощать. В свою очередь родители предпочтение отдают профессиональным качествам педагога: умению увлечь свои предметом, обладание грамотной и выразительной речью.
Также в ходе исследования учащимся был задан вопрос: «Был ли в твоей жизни учитель, которому хотелось подражать?», ответ на который нас разочаровал. У 66% опрошенных не было в жизни педагога, которому хотелось подражать, лишь 34% назвали фамилии педагогов, которые совпадают с их представлениями об идеальном современном педагоге. Ответы учащихся подтверждают и тот факт, что для современных детей внешний вид учителя не играет большой роли (68%), для них важнее взаимопонимание и умение педагога увлечь своим предметом. Нехватку взаимопонимания отметили и родители.
Анализ исследования определил направления по работе с кадрами. Конечно, чтобы поднять престиж профессии недостаточно экономических решений, учителя должны больше работать над собой, над своим индивидуальным имиджем. Необходима целенаправленная работа всего коллектива по повышению статуса учителя, налаживанию атмосферы в коллективе, в котором бы комфортно себя чувствовали педагоги и учащиеся. Ведь имидж самого образовательного учреждения напрямую зависит от имиджа педагогов, которые в нём работают.
Список литературы
1. Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа / П. Берд пер. с англ. Т.А. Сиваковой. - Москва: Амалфея, 1997. - 371 с.
2. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - Москва: Синтон, 2005. - 305 с.
3. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя / А.А. Калюжный // Вестник интегративной психологии. - Ярославль-Москва: МАПН, 2004. - №2.
4. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - Москва: Владос, 2004. -394 с.
5. Калюжный А.А. Развитие имиджа учителя в контексте Я-концепции и стилей педагогического взаимодействия. // Социальный психолог. - 2005. - № 2.
УДК: 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Донина И. А., Гопкина А. Н., 2018 доктор педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава
Мудрого, г. Великий Новгород магистрант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению проблемы формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг. Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями и требованиями предъявляемыми к дошкольным образовательным организации и к современному педагогу в рамках федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. В данной статье особое внимание уделено компонентам готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг, а также модели, необходимой для их эффективной реализации.
Ключевые слова: продвижение, готовность, образовательная услуга, модель.
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR PROMOTING EDUCATIONAL SERVICES
I. A. Donina, Hopkina A. N., 2018 doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, Novgorod state University named after Yaroslav the
Wise, Veliky Novgorod undergraduate, Novgorod state University named after Yaroslav the Wise
Annotation: this article is devoted to the problem of formation of readiness of teachers of preschool educational institutions for promoting educational services. The importance of this problem is caused by changes and requirements imposed to the preschool educational organization and to the modern teacher within the Federal state educational standard and the professional standard of the teacher. In this article, special attention is paid to the components of readiness of teachers of preschool educational organizations for promoting educational services, as well as the model which is necessary for their effective implementation.
Key words: promotion, readiness, educational service, model.
В последние годы в образовательных организациях происходят значительные изменения: снижение государственного объёма финансирования, возросшие требования родителей к деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО). Изменения коснулись и системы нормативно -правовых документов образовательной организации. В связи с принятием таких документов как " Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" и "Профессиональный стандарт педагога" возникает необходимость в поиске новых путей формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к профессиональной деятельности. В настоящее время появляется потребность видеть современного педагога: мобильного, инициативного, способного к нестандартным трудовым действиям, ответственного и самостоятельного в принятии решения, а также готового к переменам [1].
Необходимость подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональному росту в условиях информатизации и развития новых наукоемких технологий, декларируется в содержании «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» на период до 2025 г.
Как отмечает С.А. Езопова, «современный педагог и специалист дошкольной образовательной организации вынужден решать целый ряд новых задач, которые связаны с общей политикой государства, потребностями развития общества в целом», одной из таких задач является деятельность по продвижению образовательных услуг, являющаяся частью профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации [6, с. 143].
Мы, вслед за И. А. Дониной, понимаем под продвижением образовательных услуг, деятельность образовательных организаций, направленную на информирование, убеждение и напоминание потребителям об услугах образовательной организации, в том числе дополнительных, через разнообразные методы, средства и технологии[2 с. 27; 3 с. 164; 4 с. 85; 5 с. 41].
Для успешной реализации данной деятельности необходимы квалифицированные, подготовленные кадры, обладающие готовностью к её реализации. Прежде чем говорить о понятии "готовность педагогов к продвижению образовательных услуг" необходимо рассмотреть понятие "готовность".
Согласно Е. М. Алексахиной и Е. П. Белозерцевой, готовность рассматривается как положительное отношение к будущей деятельности, устойчивые мотивы, наличие профессионально-значимых качеств личности, определенной совокупности профессиональных знаний, опыт их применения на практике. Опираясь на данное понятие, мы рассмотрели готовность к продвижению образовательных услуг как положительное отношение и сформированность необходимых теоретических и практических знаний, умений в области продвижения услуг [7, с. 128]
Готовность педагогов к продвижению образовательных услуг включает в себя систему взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно -оценочный. Поясним суть каждого из них.
Говоря о мотивационной готовности педагогов ДОО относительно деятельности по продвижению образовательных услуг, следует отметить, что
данный компонент предполагает наличие у педагога свойств и качеств личности, позволяющих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в области продвижения образовательных услуг, стремиться к саморазвитию и самообразованию в данном направлении деятельности.
Следующим, не менее важным компонентом профессиональной готовности педагога, является когнитивный компонент или теоретическая подготовка. Данный компонент предполагает наличие определённых знаний в области продвижения образовательных услуг и готовность к их целенаправленному и систематическому использованию в педагогической практике [8, с. 71]. Педагоги должны иметь представления о сущности, задачах, целях продвижения; знать и владеть основными средствами и формами продвижения, знать особенности их применения на практике и т.д.
Деятельностный компонент готовности педагогов предполагает наличие умений перевести знания в область практического применения. Так говоря о продвижении образовательных услуг, педагоги должны уметь использовать в своей деятельности разнообразные средства и формы продвижения; владеть всей необходимой информацией о деятельности ДОО, его услугах и уметь конструктивно донести это до родителей; владеть современными технологиями; повышать уровень компетентности педагогов в данной деятельности.
Под рефлексивно - оценочным компонентом профессиональной деятельности педагогов мы понимаем готовность педагога к мобилизации, актуализации своих профессиональных возможностей и оценка их результатов на всех этапах деятельности.
Для успешной реализации данных компонентов нами разработана модель формирования готовности педагогов ДОО к продвижению образовательных услуг.
Опираясь на понятия "модель" А. И. Богатырёва и В. А. Штофф, под моделью мы понимаем целостный процесс, совокупность компонентов, подходов, форм, методов, принцип и условий которого направлена на обучение педагогов, на приобретение ими знаний и умений в области деятельности по продвижению образовательных услуг.
Содержание и структура модели представлена нами как система взаимосвязанных блоков: концептуально - целевой, содержательно - технологический, результативно - оценочный блоки.
Одним из ведущих блоков является концептуально -целевой, в котором цель разработанной модели определяется как формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг. Для эффективной реализации модели нами были определены основополагающие принципы: системности, рефлексивности, кооперативности, актуализации, самостоятельности. Данные принципы позволяют определить сущность и содержание представленной модели [9. с. 23].
Следующим основным блоком является содержательно - технологический блок. Данный блок включает в себя компоненты готовности, условия, а также методы и формы, необходимые для их формирования. Для реализации представленных выше компонентов готовности необходимо создание специальных условий. Под определением "условия" понимается совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения [7, с. 268].
Опираясь на содержание компонентов готовности к продвижению образовательных услуг, мы выделили 3 группы условий:
1. Социально - психологические: формирование благоприятного климата в коллективе;
2. Мотивационно - развивающие: обучение педагогов, помощь и сопровождение при обучении, создание продуктов деятельности;
3. Материально - технические - оснащённость современной техникой, применение эффективных технологий [10, с.310].
Говоря о данных условиях, для реализации компонентов готовности педагогов к продвижению образовательных услуг, на наш взгляд, целесообразно использовать такие формы и методы работы как: педагогический совет; семинар; семинар - брифинг; дискуссия; видеоуроки; ярмарка педагогических идей; метод ситуационного анализа; деловая игра; мастер - класс; тренинг.
Данные формы и методы условно можно разделить на теоретические и практические, однако в нашем исследовании каждый из перечисленных методов включает в себя все компоненты готовности педагогов в реализуемой модели.
Таким образом реализуя содержательно - технологический блок модели, необходимо обозначить важность последнего блока - рефлексивно - оценочного, который содержит в себе диагностический инструментарий исследования: критерии сформированности компонентов готовности и уровни готовности. Данный блок выполняет функции анализа достижения поставленной цели по формированию готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг, когда успешно реализованы составляющие компоненты готовности.
Критериями сформированности готовности педагогов к продвижению образовательных услуг выступают компоненты структуры готовности: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно - оценочный. Мы считаем, что должны быть сформированы все компоненты, так как они образуют систему, и несформированность какого-либо из них обозначает ситуацию несформированности всей готовности к деятельности по продвижению услуг.
Таким образом, говоря о необходимости разработки и применения данной модели на практике, целесообразно отметить, что её реализация должна осуществляться как комплекс условий необходимых для сформированности компонентов готовности к профессиональной деятельности по продвижению образовательных услуг и оценки её результативности.
Список литературы
1. Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
2. Донина И.А.Проблема становления маркетинговой компетентности руководителя образовательного учреждения / И.А.Донина// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2011. № 64. С. 26-28.
3. Донина И.А.Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессионально-личностная характеристика / И.А.Донина// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 164.
4. Донина И.А., Яблокова Л.В.Экспериментальное исследование готовности педагогов образовательной организации к маркетинговой деятельности / И.А.Донина, Л.В.Яблокова// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 85-88.
5. Донина И.А., Яблокова Л.В. готовность педагогов дошкольной организации к маркетинговой деятельности / И.А.Донина, Л.В.Яблокова// В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 40-41.
6. Езопова С.А Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 201 с.
7. Самыгин, С. И. Педагогика и психология высшей школы / С. И. Самыгин. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 544 с.
8.Сиденко А.С. Статья. — Инновационные проекты и программы в образовании. — 2012. — № 2. — С. 68-77.
9. Шерайзина Р. М. Модель внутрифирменного обучения педагогических работников вобщеобразовательной организации / Р.М.Шерайзина, Е.А. Медник // Человек и образование. 2015. № 1 (42).с. 22-26.
10. Шерайзина Р.М., Донина И.А.Становление и развитие современного руководителя образовательного учреждения / Р.М.Шерайзина, И.А.Донина// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 309-312.