Научная статья на тему 'Модель эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ'

Модель эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AESTHETIC DEVELOPMENT / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / ДЕТСКИЕ ШОУ-ПРОГРАММЫ / CHILDREN'S SHOWS / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ARTISTIC AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олешкевич Кирилл Игоревич

Актуальность эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ определяется социальной значимостью вопросов гуманизации, важностью задач по эстетическому развитию личности, способной к саморазвитию и эстетическому самосовершенствованию, необходимых для полноценного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the aesthetic development of children of primary school age by means of show-programs is determined by the social significance of the issues of humanization, the importance of the tasks on the aesthetic development of personality, capable of self-development and aesthetic self-improvement necessary for full development of society.

Текст научной работы на тему «Модель эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ»

^ Социально-культурная деятельность

Примечания

1. Зуев, Д. С. Вопросы регулирования государственных долговых обязательств в условиях финансового кризиса / Д.С. Зуев // Сборник материалов научно-практической конференции Московского городского университета управления Правительства Москвы. - М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, - 2010.

2. Лаптева, Г. Я. Культурные индустрии: от ресурсов к политике / Г.Я. Лаптева // Экология культуры: [инф. бюллетень]. - Архангельск, 2008

3. Методические рекомендации к разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / Министерство экономического развития и торговли РФ. - М., 2011.

4. Мокрый, В. С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления / В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 5.

5. Социально-экономическое положение России. - 2011. - № 8.

6. Чичканов, А. В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): дис. ... доктора социологических наук / А.В. Чичканов. - М., 2008.

7. Шишкин, С. В. Экономика социальной сферы / С.В. Шишкин // Комплексная целевая программа «Культура Москвы (2011-2013 гг.)». - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

ОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ШОУ-ПРОГРАММ

К. И. Олешкевич

Московский государственный университет культуры и искусств

Актуальность эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ определяется социальной значимостью вопросов гуманизации, важностью задач по эстетическому развитию личности, способной к саморазвитию и эстетическому самосовершенствованию, необходимых для полноценного развития общества.

Ключевые слова: эстетическое развитие, дети младшего школьного возраста, детские шоу-программы, художественно-педагогические технологии.

The relevance of the aesthetic development of children of primary school age by means of show-programs is determined by the social significance of the issues of humanization, the importance of the tasks on the aesthetic development of personality, capable of self-development and aesthetic self-improvement necessary for full development of society.

Key words: aesthetic development, children of primary school age, children's shows, artistic and educational technology.

Актуальность эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ определяется социальной значимостью вопросов гуманизации, важ-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-ап

ностью задач по эстетическому развитию личности, способной к саморазвитию и эстетическому самосовершенствованию. Анализ философских, культурологи-

1 ь 2012 103-106 103

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

ческих, искусствоведческих и педагогических концепций эстетического развития детей средствами искусства (Аристотель, Платон, Фома Аквинский, К. Шефтсбери, И. Кант, Ф. Шиллер, В. Гете, Г. Гегель, К.Г. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм, А.П. Валиц-кая, Е.С. Громов, В.И. Жуковский, Э.В. Ильенков, Д.Б. Кабалевский, Ю.М. Лотман, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлян-ская, Б.М. Неменский, Д.И. Пивоваров, С.Л. Рубинштейн, П.В. Соболева и др.) показал, что средства искусства призваны формировать эстетическую культуру личности в качестве одного из условий обогащения эстетического восприятия общества в целом. Взаимодействие искусства и педагогического воздействия в эстетическом развитии личности ребенка младшего школьного возраста основывается на идее передачи средствами шоу-программ опыта эмоционально-ценностного отношения к миру с целью формирования эстетического восприятия личности, ее осознанных чувств к искусству, развития педагогически положительных качеств, моральной регуляции поведении.

Во многих научных работах (Т.К. Мурманцева, Ю.Г. Абрамова, Н.Б. Крылова, Ф. Хатчесон, Д. Юм, Э. Берк, Г. Хоум и др.) отмечается, что в основе зрелищных форм досуга для детей может быть заложена мощная образовательная философия и педагогическое воздействие, направленные на эстетическое развитие каждого зрителя, на удовлетворение его эмоциональных, познавательных, социальных и других потребностей.

Однако следует отметить и недостаток в исследованиях вариантов практической реализации вопроса, качественной диагностики эстетического развития ребенка младшего школьного возраста средствами шоу-программ. Как следствие, богатый эстетический, воспитательный, образовательный и развивающий потенциал зрелищных форм досуга, в частности шоу-программ, полностью не раскрывается.

Анализ современных шоу-программ для детей в Москве показал слабое отражение в них художественного, педагогического

и эстетического аспектов, недостаточное использование потенциала шоу-программ в эстетическом развитии личности ребенка, ориентацию преимущественно на развлечение.

В связи с этим остро стоит вопрос выявления эффективных художественно-педагогических технологий, а также необходимости разработки вариативных, научно обоснованных моделей, направленных на эстетическое развитие, саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка младшего школьного возраста.

Модель эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ включила в себя: целевой и процессуально-содержательный компоненты; критериальный, функциональный, развивающий (общие и частные методы, виды и формы) блоки; компоненты и уровни эстетического развития; художественно-педагогические условия (частные и общие), частные и общие принципы эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ, их характеристики.

Рассмотрим модель подробнее.

Цель - эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ.

Задачи:

1. Формирование морального сознания (моральных знаний).

2. Формирование эстетического восприятия и его ценностной ориентации.

3. Развитие эстетических качеств.

4. Формирование эстетических чувств.

5. Формирование эстетических отношений.

6. Формирование моральной мотивации поведения.

Исходя из поставленных задач, компонентами эстетического развития явились: сформированность морального сознания (моральных знаний), сформирован-ность эстетического восприятия и ценностной ориентации, развитость эстетических чувств, сформированность эстетических качеств, эстетических отношений, моральной мотивации поведения.

J

Критериальный блок включил в себя когнитивный, ценностно-мотивационный, а также деятельностный критерии эстетического развития.

К уровням эстетического развития мы отнесли высокий, средний, низкий и неудовлетворительный.

Функциональный блок модели предполагает адаптацию, развитие личности ребенка в организации воспитательного пространства шоу-программы и включает в себя ценностно-ориентированные, социально-адаптивные, культурообразую-щие, а также рекреационные компоненты.

Развивающий блок предполагает реализацию определенных методов и форм, которые рассматриваются нами как взаимосвязанные способы деятельности артистов (персонажей) и зрителя (ребенка), направленные на эстетическое развитие ребенка. В него вошли общие и частные методы. Общие методы: метод убеждения, метод побуждения к сопереживанию, методы педагогической организации и самоорганизации спонтанных групп детей (коллективная игра), методы детской самодеятельности (метод самоанализа, метод самокритики, метод самопознания, методы самовоспитания, самообучения, самообразования, самообладания, самоограничения, самоконтроля и самостимулирования); методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию; подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к чувству; подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к воле и поступку. К специальным (частным) методам мы отнесли: метод поэтапных открытий; метод единства восприятия и созидания (практической работы); метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания; метод привлечения на беседах после просмотра шоу-программы по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поис-

^ Социально-культурная деятельность

ковой деятельности, метод свободы в системе ограничений; метод диалога; метод эмоционально-образного осмысления репертуара и др.

Кроме того, нами были выявлены принципы воспитательно-образовательной деятельности шоу-программ, фундаментальные: антропологический, гуманистический, аксиологический, культурологический, си-нергетический принципы, принцип дифференциации и индивидуализации воздействия на зрителя, принцип природосообраз-ности, а также деятельностного подхода. Частными принципами явились: принцип освоения вживанием; принцип постоянства связи с жизнью; принцип единства формы и содержания в процессе восприятия шоу-программы; принцип создания потребности в приобретении моральных знаний и эстетическом наслаждении.

Структурным компонентом модели являются художественно-педагогические технологии эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ. Разработанный нами комплекс педагогических условий включил в себя: учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ; формирование мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание морально-психологической атмосферы; реализация проблемного поля воспитания; высокий уровень эстетической культуры актера; использование игровых технологий; реализация индивидуализации в эстетическом развитии ребенка младшего школьного возраста; эстетическо-функциональный анализ зрелищных произведений искусства; создания специальных ситуаций творческого общения.

Итак, модель рассматривается нами как определенные рамки, в которые заключен процессуальный аспект художественно-педагогического действия - эстетического развития личности ребенка младшего школьного возраста. С таких позиций данная модель представляет собой практическое и теоретическое руководство, при

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

котором возможно обеспечение преемственности эстетического, творческого, художественного и общекультурного формирования личности ребенка, оптимально отвечающего современным социокультурным требованиям общества.

Апробация модели и художественно-педагогических технологий в общеобразовательной школе №8 г. Дмитрова привела

к положительной динамике в результатах экспериментальной работы по эстетическому развитию детей младшего школьного возраста, что позволило нам сделать вывод о значимости выявленных художественно-педагогических технологий, а также разработанной модели эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ.

ССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ

И. С. Яценко

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается построение основных понятий исследования проблемы воспитания мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Представленные в литературе многочисленные определения понятия «мировоззрение», помимо того, что вызывают разногласия среди самих авторов, не учитывают в достаточной степени психолого-педагогический аспект исследования проблемы.

Ключевые слова: понятийно-категориальный аппарат исследования, воспитание мировоззрения, участники хореографических коллективов, учреждения дополнительного образования детей. In article creation of the main concepts of research of a problem of education of outlook at participants of choreographic staff of institutions of additional education of children is considered. The numerous definitions of the concept "outlook" presented in literature besides that it causes disagreement among authors, don't consider sufficiently psychological pedagogical aspect of research of a problem. Key words: conceptual and categorial device of research, outlook education, participants of choreographic collectives, establishments of additional education of children.

106 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 106-111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.