Научная статья на тему 'Модель Единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности'

Модель Единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информационная система / информационная инфраструктура / единое информационное пространство государственных органов / уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности / полицейская деятельность на основе оперативных данных и информации / информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений / information / information system / information infrastructure / unified information space of the state bodies authorized to carry out operational investigative activities / police activities based on operational data and information / information analytical support for the activities of operational units

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гор Георгиевич Саркисян

Актуальность разработки и предложения авторской модели единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обусловлена развитием информационных технологий, а также серьезными сложностями, с которыми сталкиваются традиционные модели правоохранительной деятельности, характеризующиеся реагированием на уже произошедшие факты. В статье рассмотрены понятие и сущность единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на оперативнорозыскную деятельность. Обозначены цели, принципы формирования и развития такого пространства, а также меры по построению его в Российской Федерации. Постановка проблемы: в эру повсеместной информатизации и формирования информационного общества единое информационное пространство является важнейшим и обязательным условием, а также характеристикой развитого государства. В каждом государственном органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, закреплены специальные подразделения по формированию и ведению информационных систем. Однако несмотря на общие цели и задачи данной деятельности, каждое ведомство выстраивает свою систему информационно-аналитического обеспечения в зависимости от потребностей и штатной структуры, что имеет существенные недостатки, в особенности, закрытость информации, имеющейся в распоряжении одного отдельно взятого органа, для ее использования оперативными подразделениями других ведомств. В свою очередь привлечение одними оперативно-розыскными органами информационных возможностей других ведомств требует дополнительных соглашений, времени и средств, что не вполне отвечает современным требованиям эффективности и роста общественного спроса на финансовую эффективность, т. е. «делать больше меньшей ценой». Цель исследования: на основе анализа накопленного опыта и существующих научных подходов к информационно-аналитическому взаимодействию государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, разработать и предложить авторскую модель единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Методы исследования: диалектика, герменевтика, анализ, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов). Результаты и ключевые выводы: в результате проведенного исследования разработана и предложена для внедрения в Российской Федерации модель единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Процесс построения единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, видится целесообразным осуществлять поэтапно, в связи с чем мероприятия разделены на первоочередные специальные (внутриведомственные) для организации работы внутри каждого участвующего ведомства с целью последующей интеграции в единое пространство (унифицированные понятия; типовое законодательство; объединение имеющихся учетов; идентичную структуру и задачи информационно-аналитических подразделений) и общие (межведомственные), применимые после реализации первоочередных специальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гор Георгиевич Саркисян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of the Unified Information Space of State Bodies Authorized to Carry out Operational Investigative Activities

The relevance of development and proposal of the author’s model of a unified information space of the state bodies authorized to carry out operational investigative activities is due to development of information technologies, as well as serious difficulties faced by traditional models of law enforcement activity, characterized by responding to facts that have already occurred. The article considers the concept and essence of the unified information space of state bodies authorized for operational investigative activities. The goals, principles of formation and development of such a space, as well as measures to build it in the Russian Federation are outlined. The problem statement: in the era of widespread informatization and the formation of an information society, a single information space is the most important and mandatory condition, as well as a characteristic of a developed state. Each state body carrying out operational investigative activities has special units for the formation and maintenance of information systems. However, despite the general goals and objectives of this activity, each department builds its own system of information and analytical support, depending on the needs and staffing structure, which has significant drawbacks, in particular, the secrecy of information available to one individual body for its use by operational units of other departments. In turn, the involvement of information capabilities of the other departments by some operational search agencies requires additional agreements, time and money, which does not fully meet the modern requirements of efficiency and the growth of public demand for financial efficiency, so «doing more at a lower price». The purpose of the study: based on the analysis of the accumulated experience and existing scientific approaches to the information and analytical interaction of the state bodies authorized to carry out operational search activities, to develop and propose an author’s model of a unified information space of state bodies authorized to carry out operational search activities. The research methods: dialectics, hermeneutics, analysis, content analysis (when selecting and studying material on the topic); comparative law (when studying legal phenomena and theories of the normative legal acts). The results and key conclusions: as a result of the conducted research, a model of a unified information space of state bodies authorized to carry out operational investigative activities has been developed and proposed for implementation in the Russian Federation. The process of building a single information space of state bodies authorized to carry out operational investigative activities seems expedient to be carried out in stages, in connection with which the activities are divided into priority special (intradepartmental) for organizing work within each participating agency for the purpose of subsequent integration into a single space (unified concepts; model legislation; combining existing records; identical structure and tasks of information and analytical departments) and general (interdepartmental), applicable after the implementation of priority special ones.

Текст научной работы на тему «Модель Единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности»

38

GOR GEORGIYEVICH SARKISYAN, Senior Lecturer of the Operative Investigative Activity Organization Department, Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

Scientific Specialty: 12.00.12 — Criminalistics, Forensic Expert Activity, Operational Investigative Activity.

ГОР ГЕОРГИЕВИЧ САРКИСЯН,

старший преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

УДК 343.985

DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-38-47

Дата поступления статьи: 5 июля 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.

Модель Единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности

The Model of the Unified Information Space of State Bodies Authorized to Carry out Operational Investigative Activities

Аннотация

Актуальность разработки и предложения авторской модели единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обусловлена развитием информационных технологий, а также серьезными сложностями, с которыми сталкиваются традиционные модели правоохранительной деятельности, характеризующиеся реагированием на уже произошедшие факты. В статье рассмотрены понятие и сущность единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на оперативно-розыскную деятельность. Обозначены цели, принципы формирования и развития такого пространства, а также меры по построению его в Российской Федерации.

Постановка проблемы: в эру повсеместной информатизации и формирования информационного общества единое информационное пространство является важнейшим и обязательным условием, а также характеристикой развитого

Abstract

The relevance of development and proposal of the author's model of a unified information space of the state bodies authorized to carry out operational investigative activities is due to development of information technologies, as well as serious difficulties faced by traditional models of law enforcement activity, characterized by responding to facts that have already occurred. The article considers the concept and essence of the unified information space of state bodies authorized for operational investigative activities. The goals, principles of formation and development of such a space, as well as measures to build it in the Russian Federation are outlined.

The problem statement: in the era of widespread informatization and the formation of an information society, a single information space is the most important and mandatory condition, as well as a characteristic of a developed state. Each state body carrying out operational investigative activities has special units for the formation and maintenance of information systems. However,

государства. В каждом государственном органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, закреплены специальные подразделения по формированию и ведению информационных систем. Однако несмотря на общие цели и задачи данной деятельности, каждое ведомство выстраивает свою систему информационно-аналитического обеспечения в зависимости от потребностей и штатной структуры, что имеет существенные недостатки, в особенности, закрытость информации, имеющейся в распоряжении одного отдельно взятого органа, для ее использования оперативными подразделениями других ведомств. В свою очередь привлечение одними оперативно-розыскными органами информационных возможностей других ведомств требует дополнительных соглашений, времени и средств, что не вполне отвечает современным требованиям эффективности и роста общественного спроса на финансовую эффективность, т. е. «делать больше меньшей ценой».

Цель исследования: на основе анализа накопленного опыта и существующих научных подходов к информационно-аналитическому взаимодействию государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, разработать и предложить авторскую модель единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Методы исследования: диалектика, герменевтика, анализ, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов).

Результаты и ключевые выводы: в результате проведенного исследования разработана и предложена для внедрения в Российской Федерации модель единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Процесс построения единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, видится целесообразным осуществлять поэтапно, в связи с чем мероприятия разделены на первоочередные специальные (внутриведомственные) для организации работы внутри каждого участвующего ведомства с целью последующей интеграции в единое пространство (унифицированные понятия; типовое законодательство; объединение имеющихся учетов; идентичную структуру и задачи информационно-аналитических подразделений) и общие (межведомственные), применимые после реализации первоочередных специальных.

despite the general goals and objectives of this activity, each department builds its own system of information and analytical support, depending on the needs and staffing structure, which has significant drawbacks, in particular, the secrecy of information available to one individual body for its use by operational units of other departments. In turn, the involvement of information capabilities of the other departments by some operational search agencies requires additional agreements, time and money, which does not fully meet the modern requirements of efficiency and the growth of public demand for financial efficiency, so «doing more at a lower price».

The purpose of the study: based on the analysis of the accumulated experience and existing scientific approaches to the information and analytical interaction of the state bodies authorized to carry out operational search activities, to develop and propose an author's model of a unified information space of state bodies authorized to carry out operational search activities.

The research methods: dialectics, hermeneu-tics, analysis, content analysis (when selecting and studying material on the topic); comparative law (when studying legal phenomena and theories of the normative legal acts).

The results and key conclusions: as a result of the conducted research, a model of a unified information space of state bodies authorized to carry out operational investigative activities has been developed and proposed for implementation in the Russian Federation.

The process of building a single information space of state bodies authorized to carry out operational investigative activities seems expedient to be carried out in stages, in connection with which the activities are divided into priority special (in-tradepartmental) for organizing work within each participating agency for the purpose of subsequent integration into a single space (unified concepts; model legislation; combining existing records; identical structure and tasks of information and analytical departments) and general (interdepartmental), applicable after the implementation of priority special ones.

Ключевые слова: информация; информационная система; информационная инфраструктура; единое информационное пространство государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности; полицейская деятельность на основе оперативных данных и информации; информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений.

Key words: information; information system; information infrastructure; unified information space of the state bodies authorized to carry out operational investigative activities; police activities based on operational data and information; information analytical support for the activities of operational units.

40

Сегодня, в условиях стремительного развития общества и построения цифровой экономики эволюционируют формы и методы преступной деятельности и, соответственно, борьбы с ней со стороны правоохранительных органов. Традиционно сложившиеся модели правоохранительной деятельности, которые характеризуются, как правило, реагированием на уже произошедшие факты, сталкиваются с очевидными и объяснимыми сложностями. Современные технологии и их всеобщее внедрение и, соответственно, рост числа преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выступают новыми угрозами общественной безопасности. В свою очередь все больше перемещается в информационное пространство и деятельность по обеспечению общественной безопасности, защите прав и свобод человека и гражданина [1]. Изменение структуры преступной деятельности, а также агрессивные формы экстремизма в совокупности с радикализацией, потенциально провоцирующие терроризм и произошедшие в мире террористические акты обуславливают необходимость развития и внедрения цифровых информационных систем нового поколения и национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Данная деятельность, а также деятельность по интеграции, активному информационному обмену и централизованному анализу данных и информации, и во всех правоохранительных органах, и на всех уровнях является на сегодняшний день наиболее важными сферами для государства [4, с. 139-140].

В связи с этим при создании конкурентных преимуществ государственных органов ключевыми факторами являются информация и оперативные данные. Причем в этом отношении оперативные подразделения, входящие в их структуру как особые субъекты реализации правоохранительных функций в вопросах выявления, раскрытия, предупреждения и профилактики преступлений, в большей мере нуждаются в таких преимуществах, потому как стратеги-

ческое превосходство, основанное на владении информацией, знаниями и оперативными данными, повышает эффективность не только борьбы с организованной преступностью, в том числе международного характера, но и деятельности государства по обеспечению общественной безопасности [2, с. 7-13].

Вместе с тем реализация модели правоохранительной деятельности, основанной на управлении и максимально эффективном использовании оперативных данных и аналитической информации, предусматривает наличие соответствующей структуры, позволяющей осуществлять сбор, обработку данных, формировать информационные системы, использовать в строгом соответствии с национальными законами и международными стандартами в области прав человека сведения и информацию, полученные по результатам аналитической деятельности. Построение такой модели подразумевает изменение и совершенствование государственной политики в вопросах координирования деятельности государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, по сбору, обработке, хранению и передаче информации, формированию, интеграции и использованию информационных систем, в том числе посредством применения методик аналитической работы. Указанные изменения, в первую очередь, необходимы органам с развитой территориальной инфраструктурой [6, с. 148-151].

Поэтому, в нынешних условиях повсеместной информатизации и построения цифрового общества, важным условием развитого и конкурентного государства, способного обеспечить безопасность своих граждан, является наличие выстроенной системы информационного пространства [5, с. 24-26]. Основой такого пространства являются информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную и аналитическую поддержку деятельности государственных органов, в том числе наделенных полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности [3, с. 15-23].

Оперативники, как правило, не всегда располагают упреждающей информацией о преступлениях, а также информацией о лицах, их замышляющих, подготавливающих или совершивших. В то время как от полноты, объективности и оперативности информации зависит правильность и эффективность принимаемых управленческих решений в борьбе с преступностью.

Каждый осуществляющий оперативно-розыскную деятельность государственный орган в соответствии с возложенными на него задачами и структурой выстраивает собственную и, как правило, закрытую от других систему информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений. Такой подход решает лишь часть поставленных перед правоохранителями задач и имеет ряд существенных недостатков. Главным недостатком является закрытость и недоступность информации одного государственного органа для ее использования оперативными подразделениями других ведомств.

В связи с чем создание и внедрение в деятельность государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, единой информационной платформы, могло бы существенно повысить эффективность решения поставленных перед ними задач.

Решению данной проблемы, а также развитию информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности призвана предлагаемая для создания и внедрения в Российской Федерации модель «Единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (далее — ЕИП), под которым автором предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и инфраструктуры, позволяющих по общим правилам и на основе единых принципов обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также максимально полно удовлетворить их информационные потребности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, при сохранении национального информационного суверенитета и возможности информационного взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности с международным информационным пространством» [8, с. 161].

Построение данной модели необходимо начать с выстраивания и организации в каждом участвующем государственном органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, схожей системы информационно-аналитического обеспечения ее оперативных подраз-

делений, с последующей интеграцией в единое информационное пространство.

Основополагающие принципы построения и внедрения в Российской Федерации модели ЕИП:

1) универсальность и централизованность информационных систем и входящих в них баз данных на всех уровнях и во всех органах;

2) межведомственный характер формирования информационных систем;

3) максимальных охват различных категорий объектов и физических лиц;

4) комплексность, сочетание нескольких идентификационных биометрических методов в отношении одного объекта;

5) связь основной и сопутствующей информации об объекте с его биометрическими данными;

6) межведомственность учетов о регистрируемых лицах и объектах;

7) конфиденциальный характер персональных данных сотрудников правоохранительных органов, придание данной информации статуса государственной тайны;

8) автоматизация информационных процессов, как следствие — снижение влияния «человеческого фактора» и увеличение результативности;

9) активизация и внедрение результатов научных исследований по созданию программных продуктов интеллектуального поиска в неструктурированной тестовой информации, системы извлечения данных и систем распознавания образов, а также технологий управления знаниями, адаптировав их к правоохранительным аспектам рассматриваемых органов;

10) обеспечение быстрого доступа, в том числе дистанционного, к информации в пределах компетенций, с учетом недопущения разглашения и утечки конфиденциальной информации, и др.

Требования и условия, необходимые для внедрения ЕИП:

1) в рамках применимой правовой системы, правил обращения и защиты данных, должен быть разрешен и обязателен обмен данными и информацией между участвующими государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и включенными в систему единого информационного пространства;

2) должны быть приняты достаточные меры для защиты персональных данных лиц, фигурирующих в информации, собранной для целей анализа;

3) должны быть организованы исчерпывающие меры, необходимые для обеспечения защиты личности и безопасности сотрудничающих лиц;

4) обмен данными и предоставление доступа к банкам данных должны быть организованы посредством четко определенных и соот-

42

ветствующих национальному законодательству и международным стандартам механизмов и каналов связи;

5) уполномоченные органы могут устанавливать специальные механизмы и форматы с целью получения и использования соответствующих данных и информации из источников, являющихся внешними по отношению к государственным учреждениям, включая местные органы власти, неправительственные организации, гражданское общество, частный сектор, региональные и международные организации, средства массовой информации и общественность, при условии, что эти механизмы находятся в пределах применимых внутренних и международных правовых рамок. Эти механизмы должны также предусматривать соответствующие гарантии для обеспечения того, чтобы власти не получали доступ к таким данным в нарушение прав человека и защиты данных;

6) посредством принятия официальных решений необходимо разработать и внедрить унифицированные стандарты оценки информации, включая коды (уровни доступа) обработки и использования;

7) все сотрудники правоохранительных органов должны владеть знаниями об этих кодах и применять их ко всей информации, которую они получают и предоставляют;

8) создание на федеральном уровне специальной структуры с соответствующими региональными подразделениями, которая должна быть укомплектована представителями различных государственных органов;

9) создание системы подготовки кадров: качественный отбор персонала, надлежащая подготовка и обучение аналитиков, руководителей и иных лиц, знающих и умеющих использовать аналитические материалы оперативной разработки;

10) представители различных правоохранительных органов и других органов, включенных в систему, должны иметь доступ к данным и информации своего учреждения, иметь право на обмен и использование данных и информации других органов/учреждений в части, необходимой для выполнения возложенных на них функций;

11) необходимы разработка и внедрение взаимозависимых, совместимых или одноплатфор-менных ИТ-структур (ИТ-оборудование и программное обеспечение), подходящих для целей единого информационного пространства;

12) должны быть созданы надлежащие защитные механизмы, включая подробные процедуры ведения учета и внутреннего контроля, а также четко определенные и зарегистрированные уровни доступа;

13) вопросы безопасности должны охватывать вопросы физической безопасности, без-

опасности документов, информационной безопасности и безопасности персонала, включая дополнительную проверку сотрудников.

Комплекс мероприятий по построению ЕИП:

Процесс построения ЕИП должен происходить поэтапно, поэтому мероприятия по их построению разделены на первоочередные специальные (внутриведомственные) для организации работы внутри каждого участвующего ведомства с целью последующей интеграции в единое пространство (унифицированные понятия; типовое законодательство; объединение имеющихся учетов; идентичную структуру и задачи информационно-аналитических подразделений) и общие (межведомственные), применимые после реализации первоочередных специальных.

Первоочередные специальные (внутриведомственные) мероприятия:

1. Совершенствование правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в соответствии с общей концепцией и с учетом дальнейшего построения ЕИП.

2. Построение иерархической системы оперативно-аналитических (информационно-аналитических) подразделений и определение их функционала в соответствии с общей концепцией и с учетом дальнейшего построения ЕИП.

3. Повышение эффективности управления и взаимодействия подразделений по горизонтали и по вертикали.

4. Объединение и интеграция имеющихся баз данных на всех уровнях.

5. Совершенствование процесса формирования имеющихся информационных систем по следующим направлениям:

а) максимальный охват различных категорий физических лиц;

б) комплексность, сочетание нескольких идентификационных биометрических методов в отношении одного объекта;

в) связь оперативно-значимой и сопутствующей информации об объекте с его биометрическими данными;

г) объединение учетов о регистрируемых лицах, содержащих информацию, относящуюся к одному объекту;

д) централизация учетов на федеральном уровне;

е) конфиденциальный характер персональных данных сотрудников правоохранительных органов, придание данной информации статуса государственной тайны;

ж) межведомственный и межгосударственный характер криминалистической регистрации;

з) автоматизация информационных процессов, как следствие — снижение влияния

«человеческого фактора» и увеличение результативности;

и) обеспечение быстрого дистанционного доступа к оперативно - значимой информации в пределах компетенций, с учетом недопущения разглашения и утечки конфиденциальной информации;

6. Внедрение и эксплуатация специализированных информационно-аналитических систем (ИАС) и автоматизированных систем информационно-аналитической поддержки подразделений (АС ИАП), ориентированных на поддержку принятия решений.

7. Разработка программ-конверторов, позволяющих интегрировать базы данных и системы, осуществлять комплексную автоматическую обработку информации на различных информационных комплексах и уровнях (центральных, локальных, специализированных).

8. Создание и внедрение единой технической платформы и программного обеспечения для формирования и ведения информационной системы.

9. Создание и ведение системы биометрической информации с занесением в нее фотоизображений, дактилоскопической и иной информации о лицах, причастных к совершению преступлений в области таможенного дела;

10. Внедрение в практическую деятельность результатов научных исследований и современных программных продуктов интеллектуального поиска в неструктурированной тестовой информации типа TextMining, системы извлечения данных и систем распознавания образов (DataMining), а также технологий управления знаниями (KnowledgeManagement), адаптировав их к правоохранительным аспектам таможенной деятельности.

11. Активный информационный обмен с другими правоохранительными и государственными структурами:

- организация доступа к информационным массивам правоохранительных и контролирующих органов;

- прием и передача на регулярной основе информации с взаимодействующими правоохранительными органами;

- направление и исполнение запросов и заданий оперативно-аналитических (информационно-аналитических) подразделений взаимодействующих органов.

12. Активный сбор информации из открытых электронных источников информации с подключением к сети Интернет.

13. Проведение дальнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию специализированных информационно-аналитических систем.

14. Подготовка кадров для информационно-аналитических подразделений, имеющих специальное образование. Данный вопрос с каждым годом становиться актуальней, т. к. свободное обращение с современными информационными технологиями и владение навыками анализа являются залогом успеха правоохранительной деятельности будущего. Как и в других структурах, такую подготовку необходимо осуществлять еще при обучении в вузах МВД России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие рекомендации (межведомственные):

После унификации и выведения на новый уровень системы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в каждом правоохранительном органе необходимо проведение межведомственных мероприятий по следующим четырем направлениям:

- нормативное регулирование;

- построение единой структуры (ФДОД);

- организация единого функционала и материально-технического обеспечения;

- подготовка кадров и повышение квалификации.

1. Нормативное регулирование.

Разработка и принятие нормативного правового акта (возможно, Указа Президента или постановления Правительства) по созданию на федеральном уровне с соответствующими региональными подразделениями централизованного федерального департамента по оперативным данным (ФДОД) или Федерального управления правоохранительной деятельностью и т. д., укомплектованного представителями государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в частности, МВД России, ФСБ России, ФСИН России и таможенных органов Российской Федерации и др.

В данном нормативном акте необходимо будет отразить следующие основные вопросы:

а) закрепление понятий («единое информационное пространство государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности», «информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений», «информационно-аналитическое взаимодействие государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности», например, предлагаемые автором:

- «под «информационно-аналитическим обеспечением деятельности оперативных подразделений» предлагается понимать деятельность специальных субъектов оперативно-розыскной деятельности по формированию, ведению, использованию и совершенствованию функционирования информационных систем оперативно-разыскной информации, призванную

44

на основе результатов оперативно-аналитической работы обеспечить сотрудников оперативных подразделений совокупностью сведений в виде систематизированной аналитической информации, необходимой им для эффективного осуществления возложенных на них задач и функций» [9, с. 214-215];

- под «информационно-аналитическим взаимодействием государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности» предлагается понимать нормативно урегулированные, согласованные по целям, задачам, методам, силам и средствам, действия либо совместную деятельность по формированию, ведению, использованию и совершенствованию как самостоятельных ведомственных, так и единой межведомственной, информационных систем оперативно-разыскной информации, направленных на организацию обеспечения сотрудников оперативных подразделений совокупностью сведений в виде систематизированной аналитической информации, необходимой им для эффективного осуществления возложенных на них задач и достижения целей взаимодействия;

б) субъекты, входящие в ФДОД;

в) определение направлений и форм взаимодействия, порядка обмена информацией, обращения к ресурсам ведомств, проведения совместных аналитических мероприятий, а также самостоятельного проведения аналитических мероприятий по запросам и заданиям в пользу заинтересованного ведомства на основе имеющихся возможностей и информационных ресурсов;

г) организация формирования и ведения всеми участниками единой информационной системы, с разграничением прав и обязанностей;

д) обеспечение надлежащими защитными механизмами, включая подробные процедуры ведения информационных систем и внутреннего контроля, а также четко определенные и зарегистрированные уровни доступа для разных категорий сотрудников;

е) порядок согласования усилий субъектов взаимодействия при проведении ими совместных аналитических мероприятий;

ж) защита информации, конспирация, защита персональных данных, защита сотрудничающих лиц, собственная безопасность и т. д. Кроме того, вопросы безопасности должны охватывать вопросы физической безопасности, безопасности документов и безопасности персонала, включая обязательную дополнительную проверку персонала;

з) ведение критериев оценки деятельности по осуществлению взаимодействия;

и) установление ответственности за уклонение от взаимодействия, нарушение законности в процессе деятельности ФДОД;

к) порядок назначения и увольнения сотрудников подразделений ФДОД;

л) порядок назначения и снятия полномочий с членов Совета руководителей ФДОД и его руководителя - Председателя ФДОД;

м) материально-техническое, финансовое и научно-техническое обеспечение деятельности ФДОД и др.

2. Построение единой структуры (ФДОД).

Создание единого централизованного федерального департамента по оперативным данным (ФДОД) на федеральном уровне с соответствующими региональными подразделениями.

Подразделения ФДОД должны быть укомплектованы представителями государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, например, МВД России, ФСБ России, ФСИН России, таможенных органов Российской Федерации и др.

Для руководства такой структурой может быть создан совет руководителей с избранным либо назначенным высшими органами власти председателем.

Главным подразделением будет Федеральный департамент по оперативным данным. Основная его роль заключается в координации деятельности, разработке правовой и руководящей документации, формировании единой централизованной информационной системы федерального уровня, проведении особо сложных и масштабных аналитических мероприятий, контроле деятельности региональных управлений ФДОД, отчетности перед руководством страны.

К основным обязанностям относятся:

- разработка и осуществление ежегодного федерального плана (программы) деятельности;

- составление и представление руководству страны анализа криминогенной обстановки и прогноза преступности, в том числе организованной;

- разработка и представление аналитических материалов для принятия управленческих решений и планирования политики правоохранительных органов на федеральном уровне;

- организация работы по сбору и обработке информации, формированию и ведению информационных систем на федеральном уровне;

- информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений на федеральном уровне, а также исполнение запросов и заданий региональных подразделений ФДОД;

- методическое обеспечение, контроль, оценка и координация деятельности региональных ФДОД;

- деятельность в качестве национального бюро связи с иностранными правоохранительными органами и организациями по работе

в области получения и обработки оперативных данных;

— анализ своей деятельности с последующим внесением руководству предложений по профессиональному развитию на местном, региональном и федеральном уровнях.

Региональное управление ФДОД охватывает задачи правоохранительных органов на уровне региона ведения. Его основными задачами и обязанностями является выявление общих региональных криминальных угроз, обмен соответствующей информацией и предоставление возможностей и ресурсов для поддержки деятельности на местном и региональном уровнях. Региональное управление ФДОД должно находиться на территории региона ведения и возглавляться руководителем того же ранга, что и руководители региональных управлений правоохранительных органов. Региональное управление ФДОД организует и обеспечивает работу своих подчиненных подразделений, вносит в случае необходимости предложения о создании на местном уровне своих подразделений. Его основная роль заключается в информационно-аналитическом обеспечении оперативно-розыскной деятельности на соответствующем региональном уровне [7].

К основным обязанностям относятся:

— составление и представление руководству региона анализа криминогенной обстановки и прогноза преступности, в том числе организованной;

— разработка и представление аналитических материалов для принятия управленческих решений и планирования политики правоохранительных органов на региональном уровне;

— организация работы по сбору и обработке информации, формированию и ведению информационной системы на региональном уровне;

— передача для интеграции региональной информационной системы в федеральную согласно разработанному графику;

— информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений на региональном уровне;

— методическое обеспечение, контроль, оценка и координация деятельности местных ФДОД (при наличии).

Районный отдел/отделение регионального управления ФДОД, в зависимости от размера и структуры, должно в первую очередь отвечать за сбор оперативной информации на местном уровне, внесение ее в специализированные системы и передачу в региональное управление ФДОД.

К основным обязанностям относятся:

— организация работы по сбору и обработке информации, формированию и ведению информационной системы на районном уровне;

— передача для интеграции региональной информационной системы в региональную согласно разработанному графику;

— при наличии достаточной штатной численности и структуры могут осуществлять информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности на районном уровне.

3. Организация единого функционала и материально-технического обеспечения.

С целью организации единого функционала и возможностей, информационно-аналитическим подразделениям взаимодействующих ведомств необходима разработка межведомственного типового положения информационно-аналитического подразделения правоохранительного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в котором четко регламентированы: порядок формирования информационных систем; сроки и формат предоставления материалов, обработки и внесения информации из них; перечислены подразделения, принимающие участие в формировании и роль каждого в формировании; описаны возможности информационно-аналитических подразделений; определены направления и формы взаимодействия; порядок обмена информацией и предоставления удаленного доступа к ресурсам и др.

С материально-технической точки зрения необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

1) создание и внедрение единой технической платформы и программного обеспечения (взаимозависимые, совместимые или одноплатфор-менные ИТ-структуры: оборудование и программное обеспечение) для формирования и ведения централизованной интегрированной информационной системы;

2) разработка программ-конверторов, позволяющих интегрировать имеющиеся и используемые сейчас базы данных и системы, осуществлять комплексную автоматическую обработку информации на различных информационных комплексах и уровнях (центральных, локальных, специализированных);

3) формирование и ведение всеми участниками единой централизованной информационной системы, с разграничением прав и обязанностей;

4) обеспечение доступа сотрудников ФДОД к данным и информации своего учреждения, а также ко всем имеющимся базам данных, информации и оперативным данным, содержащимся в региональных и местных подразделениях и правоохранительных органах;

5) обеспечение надлежащими защитными механизмами, включая подробные процедуры ведения информационных систем и внутреннего,

46

и внутриведомственного контроля, а также четко определенные и зарегистрированные уровни доступа для разных категорий сотрудников;

6) разработка и внедрение федеральной системы классификации и кодирования информации при ее обработке и использовании с распределением в сектора по уровням доступа;

7) обеспечение всех взаимодействующих органов системами закрытой связи и передачи данных для оперативного обмена и возможности удаленного подключения к ресурсам;

8) внедрение надежной системы защиты информации и конспирации.

4. Подготовка кадров и повышение квалификации

Система подготовки кадров для реализации модели ЕИП должна включать в себя: качественный отбор персонала, надлежащую подготовку и обучение аналитиков, руководителей и иных лиц, знающих и умеющих свободно использовать аналитические материалы оперативной разработки, информационные технологии системы ЕИП, программное обеспечение, правила обработки, кодирования и введения информации в информационную систему, а также порядок ее использования, обмена и выдачи.

Обучение сотрудников аналитических подразделений является на сегодняшний день острейшей проблемой, решать которую необходимо в первоочередном порядке. Выходом представляется комплексное и оптимальное использование всех форм обучения, имеющихся

Список литературы:

1. Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 (ст. 11) // Рос. газ. 2014. № 298.

2. Денисов В. В., Яковец Е. Н. Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. Москва, 2017.

3. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологических конфликтов высокой интенсивности и социальной опасности: курс лекций. Москва, 2003.

4. Саркисян Г. Г. Особенности информационно-аналитического обеспечения уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности государственных органов Российской Федерации и стран-участников ОБСЕ // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55).

на сегодняшний день и планируемых к внедрению в ближайшем будущем, с учетом современных достижений техники и науки, а также положительного опыта и передовой педагогической мысли в процессе обучения сотрудников информационно-аналитических подразделений в рамках системы ведомственного высшего и дополнительного профессионального образования.

Следует подчеркнуть, что подготовка и переподготовка сотрудников информационно-аналитических подразделений должна занимать особое место в системе ведомственного профессионального образования. В качестве примера и основы, частично, может быть рассмотрен опыт подготовки и организации деятельности зарубежных полицейских аналитических служб. Так, например, в США реализуется три основных принципа успешной деятельности аналитических служб:

— систематизация информационных ресурсов, формируемых и используемых службами, должна обеспечивать их оперативный и эффективный поиск для целей анализа;

— вся поступающая информация подлежит законодательной защите;

— к назначению на должности аналитиков (оперативников-аналитиков) могут представляется только специалисты, умеющие извлекать из имеющихся массивов информации связи и новые сферы проникновения преступности [10, с. 64-69].

References:

1. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii: utverzh-dena Prezidentom Rossijskoj Federacii 25 deka-brya 2014 g. № Pr-2976 (st. 11) // Ros. gaz. 2014. № 298.

2. Denisov V. V., Yakovec Ye. N. Organizaciya infor-macionno-analiticheskogo obespecheniya oper-ativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutren-nih del: uchebnoe posobie. Moskva, 2017.

3. Manojlo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. Gosu-darstvennaya informacionnaya politika v uslovi-yah informacionno-psihologicheskih konfliktov vysokoj intensivnosti i social'noj opasnosti: kurs lekcij. Moskva, 2003.

4. Sarkisyan G. G. Features of information and analytical support athorised to carry out operational-investigative activities of state bodies of the Russian Federation and OSCE countries // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior Affairs of Russia. 2019. № 1 (55).

5. Sarkisyan G. G. Informacionno-analiticheskoe obe-spechenie deyatel'nosti operativnyh podrazdelenij (na primere tamozhennyh organov Rossii): sbornik

5. Саркисян Г. Г. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений (на примере таможенных органов России): сборник материалов I Международной научно-практической молодежной конференции «Правовое регулирование общественных отношений на Земле и в космическом пространстве» (9-10 ноября 2018 г.). Самара, 2018.

6. Саркисян Г. Г. Аналитическая работа оперативных подразделений органов внутренних дел: сборник материалов Международного конкурса на лучшую научную публикацию молодых ученых. Москва, 2018.

7. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).

8. Саркисян Г. Г. Особенности формирования единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (на примере ПДОДИ ОБСЕ) // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 3 (90).

9. Саркисян Г. Г. Современное состояние и проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 4 (91).

10. Яковец Е. Н. Соотношение «полицейской работы на основе оперативных данных и информации», практикуемой странами - участницами ОБСЕ, и отечественного оперативно-розыскного анализа // Оперативник (сыщик). 2018. № 3 (56).

materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj molodezhnoj konferencii «Pravovoe reguliro-vanie obshchestvennyh otnoshenij na Zemle i v kos-micheskom prostranstve» (9—10 noyabrya 2018 g.). Samara, 2018.

6. Sarkisyan G. G. Analiticheskaya rabota opera-tivnyh podrazdelenij organov vnutrennih del: sbornik materialov Mezhdunarodnogo konkur-sa na luchshuyu nauchnuyu publikaciyu molo-dyh uchenyh. Moskva, 2018.

7. Sarkisyan G. G. Information support for activity for operational units of Internal Affairs Bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2 (46).

8. Sarkisyan G. G. Osobennosti formirovaniya edi-nogo informacionnogo prostranstva gosudarst-vennyh organov, upolnomochennyh na osush-chestvlenie operativno-rozysknoj deyatel'nosti (na primere PDODI OBSE) // YUrist"-Pravo-ved". 2019. № 3 (90).

9. Sarkisyan G. G. Sovremennoe sostoyanie i prob-lemy informacionno-analiticheskogo obespe-cheniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Yurist"-Pravoved". 2019. № 4 (91).

10. Yakovec Ye. N. Sootnoshenie «policejskoj raboty na osnove operativnyh dannyh i informacii», praktikuemoj stranami — uchastnicami OBSE, i otechestvennogo operativno-rozysknogo analiza // Zhurnal Operativnik (syshchik). 2018. № 3 (56).

Для цитирования:

For citation:

Саркисян Гор Георгиевич. Модель Единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 38-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sarkisyan Gor Georgiyevich. The model of the Unified information space of state bodies authorized to carry out operational and investigative activities // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 38-47.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.