МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЫ
Ф. Р. Зотова, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Камского государственного института физической культуры (г. Набережные Челны)
Автором теоретически обоснована необходимость модернизации образовательной системы; раскрыты позитивные и негативные результаты педагогических инноваций в системе общего образования. В статье рассмотрены структурные компоненты модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок, сохранению и укреплению здоровья современных школьников, представлены результаты апробации автором предлагаемой модели.
В процесс образования и воспитания детей и подростков внедряются множество инновационных образовательных моделей, в которых акцент сделан прежде всего на раннем вовлечении детей в предметное обучение, увеличении суммарной информационной и психологической нагрузки, интенсификации учебной деятельности, тесном слиянии новых интеллектуальных технологий с обучающими программами. При этом двигательный компонент активности либо остается неизменным, либо существенно ущемляется за счет возрастания статического компонента в режиме дня школьника. Подобные подходы могут привести к нарушениям процесса адаптации к условиям обучения, выражающимся в значительном нервно-эмоциональном напряжении. Неадекватные нагрузки на фоне прогрессирующего накопления утомления в последующем вызывают функциональные расстройства и снижение уровня здоровья учащихся инновационных школ3. Ситуация усугубляется катастрофическим снижением физической активности учащихся школ нового типа и их мотивации к занятиям физическими упражнениями, потерей у них интереса к физической культуре4.
Нашими исследованиями5 установлено, что современные школьники в свободное время отдают предпочтение малоактивным формам досуга (чтение книг, работа за компьютером, просмотр фильмов и т. п.); лишь 19 % опрошенных
В конце XX — начале XXI в. российское общество, переживающее этап радикальных социально-экономических и политических реформ, потребовало от системы образования динамичного реагирования и адаптации к преобразованиям. Изменение основных ориентиров, принципов, базовых ценностей общественного развития, необходимость удовлетворения потребности общества в подготовке высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, которые могут быстро адаптироваться к изменениям в социальной среде, являются важными факторами активизации инновационных процессов в системе образования1.
Анализ тенденций развития системы образования показывает, что большинство общеобразовательных учреждений в той или иной степени включены в инновационные преобразования. Под влиянием инновационных процессов изменяются не только отдельные компоненты системы — цели, содержание, методы и технология обучения, — но прежде всего ее сущностная, парадигмальная основа. Широкое распространение получают школы нового типа, для которых, при всем многообразии стратегий их развития, приоритетными являются личност-но развивающая направленность и гуманистический характер образовательного процесса2. Содержание образования в инновационных школах приобретает принципиально новые черты: профиль-ность, интегративность и вариативность.
© Ф. Р. Зотова, 2005
активно занимаются физической культурой. При этом проблема гиподинамии наиболее ярко выражена в инновационной школе, что обусловлено высокой учебной загруженностью гимназистов (лицеистов).
Результаты анализа социально-экономических условий и образа жизни школьников свидетельствуют о том, что у многих из них наблюдается несоответствие режимных моментов гигиеническим требованиям: у гимназистов в среднем на 1—2 ч короче ночной сон, подготовка домашних заданий у большинства (65,9 %) занимает 3—4, а у 9,2 % — 5— 7(!) ч. 27,2 % респондентов заканчивают подготовку домашних заданий позднее 22 ч; более 70,0 % в выходные дни вообще не бывают на свежем воздухе, 38,6 — проводят на улице не более 1 ч в день, а 36,4 % — не более 2 ч.
Изучив более 4 тыс. медицинских карт учащихся гимназий, мы установили, что к окончанию учебы очень многие имеют 2—3 и даже 4 хронических заболевания; при переходе к предметному (5-й класс) и профильному (11-й класс) обучению в гимназиях наблюдается прирост количества часто болеющих детей; более половины гимназистов заканчивают учебный год с признаками ярко выраженного утомления.
Таким образом, повышение качества образования в современной школе (гимназии, лицее) с особой остротой ставит вопрос о предупреждении перегрузок и сохранении здоровья учащихся этих школ. Родители и гимназисты как бы поставлены перед выбором: или качественное образование, или качество здоровья. В поисках выхода из данной ситуации нами была разработана модель деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья учащихся, схематически представленная на рисунке. В ней отражены методологический, методический, содержательный, процессуальный, управленческий компоненты системы деятельности педагогического кол-
лектива. Все структурные единицы модели состоят в функциональной взаимозависимости и взаимосвязи.
Системообразующим ядром разработанной нами модели является цель организации системы деятельности педагогического коллектива.
Модельными характеристиками системы являются:
— задачи организации системы деятельности педагогического коллектива;
— дидактические условия, определяющие ценность системы деятельности педагогического коллектива;
— содержание деятельности педагогического коллектива;
— формы и методы работы педагогического коллектива;
— структура управления деятельностью педагогического коллектива;
— результат деятельности педагогического коллектива.
Предупреждение учебных перегрузок, переутомления и формирование физически и психически здоровой личности, способной к саморазвитию и успешной социализации, — основная цель, которая определяет содержание и функции всех компонентов разработанной системы.
Цель и задачи функционирования системы деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления, снижения психического и физического здоровья современных школьников определяют 8 дидактических условий.
Содержательный компонент модели отражает отдельные направления и пункты деятельности педагогического коллектива, которые должны быть использованы в организации данной системы. При разработке содержательного компонента направления деятельности педагогического коллектива были объединены под конкретные дидактические условия. Например, индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании (первое дидактическое условие) реализуется в следующих
содержательных элементах деятельности:
— индивидуализация объема учебной нагрузки и темпа обучения;
— дифференциация учебных заданий с учетом реальных учебных возможностей;
— учет психофизиологических и возрастно-половых особенностей учащихся при обучении и воспитании.
Процессуальный компонент разрабатываемой модели представлен формами и методами работы педагогического коллектива по реализации цели предлагаемой модели. Формы и методы работы в модели находятся в тесной взаимосвязи с содержательным компонентом и систематизированы по этому признаку: содержательный компонент реализуется через определенные формы и методы деятельности (8 дидактических условий —> 8 содержательных компонентов —> 8 групп форм и методов).
Управленческий компонент модели — это лица, ответственные за отдельные направления и формы работы педагогического коллектива по реализации поставленной цели: администрация школы; учителя-предметники; учителя биологии; учителя основ безопасности жизнедеятельности; учителя физической культуры; педагог-психолог; педагог — организатор внеклассной работы; классный руководитель; медицинский работник; родители.
При моделировании системы работы школы по предупреждению учебных перегрузок, переутомления учащихся современной школы и формированию у них психического и физического здоровья предусматривается активное соучастие самого школьника в решении проблемы, его включенность в адекватные виды деятельности.
Высокая работоспособность, отсутствие учебных перегрузок и переутомления, высокое качество здоровья — это результат реализации модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных пе-
регрузок, переутомления, психического и физического оздоровления школьников.
Необходимым этапом построения и анализа модели является ее экстраполяция на реальный учебно-воспитательный процесс. Так, в ходе апробации созданной модели мы разработали экспериментальную программу повышения двигательной активности школьников. Программа включала в себя следующие элементы:
— увеличение количества уроков физической культуры (ФК) до 3 раз в неделю (по мнению многих авторов, 2 урока физической культуры в неделю восполняют двигательный дефицит только на 11 %). Третий урок ФК имел преимущественно тренирующую (развивающую) направленность, обучающий компонент практически отсутствовал; в конце каждого занятия проводились релаксационный и психоформирующий тренинги, направленные на овладение навыками психорегуляции, способствующие снижению тревожности у школьников;
— повышение моторной плотности третьего урока физической культуры за счет применения метода круговой тренировки (комплексы круговой тренировки менялись через 6 недель);
— обучение основам психической саморегуляции в заключительной части вводимого урока физической культуры;
— стимулирование самостоятельной двигательной активности школьников через домашние задания по физической культуре;
— ежемесячный контроль выполнения домашних заданий на уроке ФК;
— проведение спортивно-оздоровительных занятий (СОЗ) на улице (СОЗ являются обязательными в Татарстане с 1999 г. и проводятся 1 раз в неделю);
— выступление на родительских собраниях (не менее 2 раз в год) по результатам мониторинга физической и функциональной подготовленности учащихся, содержанию домашних заданий ФК, формам организации активного семейного досуга.
Модель .1СНТШ1ЫМКТК1 ПВДёкГаГНЧССКПГО КШИСЫ 1Ш ВО II ре IV нрс-жк 1111К1
1!^|^Ч- И**«. №11IIН И VII пришли № !. I' ■ ]М'МММ * ущиШМИ 1ЛКЦ.1Ы
i з
«Ні НІ
ї * * = £ “O Ü
Ü S s Í В з 5 5
.-.'Л ¡С..І 7!
ИИ-Nil
Г А ї =-ї
£ë‘S
Ш * £
: г ÍTrt
¡¡Є у
= а а ІГ
ІіН!-
iijíl'
£-и
її
їі*ї
Іі
ag
7~ С ¥
І - ЇЙ ш-ш
: з
4| ’
а І І *
g Е
5». і Іі І 1 |І І |[і>
11 il і
jî S V І '4¡
ті 5Ї і.
.к ■£á* -
-slhijf 'І І? І і'і IÍ gï s Ms é : = " '
Is II1 іІі і Ьїї.3|к“ =
І із
шшн Н І ні
fiijji!! sNt«
Ц.=5 :ш! Si Mili il = -d- H i і 1 S .H ï U 1 s J = r“ I £ії£ 1 ¡í| «i h “ ^ aKa2
= І ï Ï 9 ? Е !|І 1 ф pi* Л L £ -1 ; [1| Ш > ! ^ - з з p¡ !» S = É II g-
1] * = ill î í ї 2 і = |Н. Ni H Ü1 Я 11 ^ iiài g 1 = ; ¡¡Il gN? ¡S*a - i - É, - 1 ■ E1-3 N ; i a =■ .j í : h ziiii i! gal gl І S3 E| -
Ш ЦІ ill |s¡ is i !¡| ï і „ 1 ï ï Si ü ^ f* : її і F :'g lai F Ê ? î!‘
= □ в - ¡IÜIÎ! iïi*i і і “ Œ І. І ï h t Iі і HI h
aiS її! Л ï ? î E = la ? î ï='?ï. ï Í- Í ~ i± if í_l~¿ ,ë ; = H M¿ 4
tï lîi 1 >s I = ¡ II! іШії ва| ü к = Í'S _ Я &. = - г _. ± -Г. ill 1(1 III
111 til і - a s ®ї З 3 a sjí ï Œ : 1:'=1 a H |h Ф ¡; 1 m і І ¡,|>
i a- Ї
■=
- i
= 'm
j a
_j 11 г и 1
Ч
IN m
EX 1 С Ej
■-■■ m Ш Ш 1 f \ £ E І S I 3 Ї -•£*
; і i 5* ? = к Ü |J"l
j £
u
iE
H
! 1
пі
< >
ї
я
S
S
S
I
£
v>
it
3
В
, гиеп: !
5ышая [иб^питаобшкть геутс-мв у^цбны* кеиф^о* * псщугрцщиии, внюїзпач^вз здоровья
С целью определения эффективности разработанной программы был осуществлен формирующий педагогический эксперимент. К исследованию были привлечены учащиеся 4 классов, из них 2 — экспериментальные. Количество исследуемых составило 100 чел., в том числе 56 мальчиков.
Перед началом эксперимента (вторая неделя сентября) и по его завершению (последняя неделя мая) было проведено комплексное тестирование учащихся исследуемых классов по 7 контрольным упражнениям, а также изучение их морфофункциональных показателей, заболеваемости.
Контрольное тестирование позволило выявить положительное изменение изучаемых параметров в экспериментальных классах. Прирост в контрольных упражнениях у учащихся экспериментальных классов составил от 4,2 до 30,0 %, у учащихся контрольных классов — от 0,8 до 20,0 %. Важными результатами выполнения экспериментальной программы физического воспитания являются увеличение суточной двигательной активности учащихся экспериментальных классов на 20,6—28,7 %, достоверное повышение у них функциональных показателей (ЖЕЛ, жизненного индекса, становой тяги), приобретение определенных знаний и умений по регуляции психоэмоционального состояния. Научившись простым приемам психорегуляции, гимназист может использовать их в период участия в олимпиадах по учебным предметам, перед выполнением контрольной работы, при проявлении тревожности и волнения.
В рамках формирующего эксперимента нами было разработано методическое руководство для учителей, завучей и медицинских работников общеобразовательных учреждений по физиоло-го-гигиеническим и педагогическим основам рационализации учебно-воспитательного процесса в школе, где рассмотрены способы психодиагностики и коррекции утомления и переутомления.
освещены формы и методы работы по повышению внешнего и внутреннего комфорта общеобразовательных учреждений, оптимизации условий обучения и нормализации учебной нагрузки. Отзывы на методическое руководство со стороны учителей, завучей, медработников свидетельствуют об актуальности и своевременности такой разработки.
В ходе опытно-экспериментальной работы были апробированы отдельные формы и методы деятельности педагогического коллектива по повышению ва-леологической культуры учащихся 5— 6-х классов и их родителей; определены «участки работы» для учителей-пред-метников, медицинского работника, классных руководителей, педагога-пси-холога, педагога-организатора.
На родительских собраниях классные руководители рассматривали различные аспекты физического, психического и нравственного здоровья учащихся современной школы — причины и последствия факторов риска для здоровья учащихся, способы диагностики и коррекции утомления и переутомления, рационализации учебного труда школьников. Применялись и другие формы работы с родителями — организация совместного активного отдыха детей и родителей, семейной гостиной, диспутов и конкурсов на валеологическую тематику.
Направленность изменений позволяет говорить о действенности предложенной экспериментальной программы:
— во-первых, экспериментальная программа оптимизации двигательной активности современных школьников способствовала более выраженному положительному приросту морфофункциональных показателей, физической подготовленности, приобретению элементарных умений и навыков регуляции психического состояния. Результатом реализации программы стало увеличение количества учащихся, посещающих спортивные секции и кружки (на 11 %). Учащиеся экспериментальных классов приобрели знания и умения по диагнос-
тированию и коррекции утомления и переутомления, рационализации учебного труда, овладели простейшими способами аутотренинга;
— во-вторых, родители приобрели знания и умения по рационализации режима жизни учащихся и коррекции их переутомления, стали чаще участвовать в активных формах отдыха класса;
— в-третьих, к концу формирующего эксперимента у многих педагогов, участвовавших в нем, были выявлены повышение уровня активности в контроле и коррекции утомления и переутомления учащихся, активно-положительное отношение к ФК, ценностное отношение к своему здоровью.
Таким образом, экспериментальная проверка эффективности разработанной модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению перегрузок, сохранению и укреплению здоровья учащихся современной школы позволила оценить ее достоинства и недостатки, осуществить ее коррекцию и усовершенствование. В частности, такое соприкосновение модели с действительностью дало нам возможность внести ряд поправок и дополнений при разработке содер-
жательного и процессуального компонентов исследуемой системы.
Результаты проведенной опытно-экс-периментальной работы на основе данной модели являются подтверждением ее целесообразности и практической значимости.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. об этом: Гершунский Б. (л Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированной образовательной концепции) / Б. С. Гершунский. М., 1997 ; Коршунова Н. Л. Социопрактические аспекты инновационной педагогической идеи / И, Л. Коршунова Я Педагогика. 2000. № 7. С. 3—12.
2 См.: Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Ж, В. Бондаревская // Педагогика. 1997. №4. С.11—17.
3 См.: Антропова М. Б. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Б. Антропова // Нар. образование. 1998. № 9/10. С. 171—174 ; Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения — среда обитания» f В. Р. Кучма. М., 2003.
4 См.: Антонюк С. Д. Влияние дифференцированных режимов ДА на ФП и ФР подростков, обучающихся в школах различного типа : дис. ... канд; пед, наук / С. Д. Антонюк. М., 1991.
5 См.: Зотова Ф. Р. Переутомление учащихся и его предупреждение в условиях современной школы : моногр. / Ф. Р. Зотова. Казань, 2004.
Поступила 05.05.05.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ идентичности УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. В, Николаева, зав. кафедрой начального образования Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доцент
Автор дает определение профессиональной идентичности учителя начальных классов и рассматривает его специфические профессионально важные качества в условиях вариативности и обновления начального образования. В статье обосновывается необходимость создания эффективных условий для оптимального развития профессиональной идентичности учителя начальных классов, приводится пример конкретного педагогического средства, оправдывающего себя в системе повышения квалификации. Таким средством является педагогическая студия.
Создание эффективной системы на- дуктивных технологий обучения в начального образования находится в пря- чальной школе. Актуальным процессом
мой зависимости от обновления его изменения образовательной ситуации в
структуры и содержания, разработки про- начальной школе выступает вариативное
© М. В. Николаева, 2005