Проблемы экономики и менеджмента
УДК 337
Н.А. Бондарева
преподаватель, кафедра оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения, НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»»
МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЯ-МЕНЕДЖЕРА УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В условиях модернизации образования руководство учреждениями системы среднего профессионального образования подвергается изменениям, и имеет большое значение как фактор, определяющий цели, задачи и стратегию развития учреждения. В современных условиях руководитель расценивается как менеджер. В настоящей работе рассмотрено применение модели бизнеспроцесса подготовки руководителя-менеджера учреждения среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что в результате применения системы бизнес-процессов успешно формируются профессиональные компетенции менеджера, а совокупность логически связанных бизнес-процессов позволяет организовать бизнес-процесс с учетом личных особенностей обучающихся.
Ключевые слова: бизнес-процесс, модель бизнес-процессов, менеджер, компетенция.
N.A. Bondareva, Moscow financial and industrial university «Sinergiya»
MODEL OF BUSINESS PROCESS OF PREPARATION OF THE HEAD-MANAGER OF ESTABLISHMENT OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract. In the conditions of modernization of education the management of establishments of system of secondary professional education is exposed to changes, and is of great importance as a factor defining the purposes, tasks and strategy of development of establishment. In modern conditions the head is regarded as the manager. In the real work application of model of business process of preparation of the head-manager of establishment of secondary professional education is considered. The conclusion that as a result of use of system of business processes professional competences of the manager are successfully formed is drawn, and set of logically connected business processes allows to organize business process taking into account personal features being trained.
Keywords: business process, model of business processes, manager, competence.
Современные документы Правительства, касающиеся развития образования в России, придают большое значение вопросам управления. Существует проблема создания квалифицированного управленца, который бы в условиях конкуренции, рационализма, усиливающихся потоков информации и изменчивости реальности мог бы безошибочно создать систему управления профессиональным образовательным учреждением с целью выпуска специалиста, соответствующего потребностям общества. Так, государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1] ставится задача подготовки менеджеров, а Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 [2] предусматривается увеличение доли занятого населения в прохождении повышения квалификации и профессиональной подготовки.
Новым направлением в высшем и среднем профессиональном образовании является его регионализация, то есть первичным становится запрос региона, его развитие и
№ 4 (20) - 2013
25
Проблемы экономики и менеджмента
насыщение рынка труда и профессий, ослабление социальной напряженности. В 2013 году по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляется «Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных вузов с предприятиями и учреждениями профессионального образования других уровней в интересах развития приоритетных отраслей экономики в субъектах Российской Федерации».
Кластерный подход предполагает взаимодействие, партнерство, сотрудничество, диалог между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями.
Произошла реорганизация учреждений начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) в форме слияния. Цели и задачи этих профессиональных образовательных учреждений изначально разные: в системе НПО - преимущественно воспитательные, имеющие социальный характер, а в системе СПО - образовательные. Слияние этих учреждений - трудный психологический процесс для всех участников: руководителей, обучающихся и инженерно-педагогического персонала. Это проявляется в необходимости применения гибких методов руководства, разработке новых образовательных программ, адаптации к новым условиям обучающихся и инженерно-педагогического состава, сотрудничестве с предпринимателями и окружающим социумом. В условиях изменяющихся законодательных актов и недостаточного финансирования деятельность руководителя особенно затруднена и требует дополнительной подготовки в области экономики, права, менеджмента.
Подготовка руководителя-менеджера учреждения среднего профессионального образования может рассматриваться как бизнес-процесс создания продукта - менеджера, необходимого для успешного управления учреждением среднего профессионального образования в современных условиях.
Успешная управленческая деятельность зависит от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, направленности, опыта, способностей, условий деятельности. Эти факторы влияют на формирование профессиональных компетенций менеджера образовательного учреждения.
В работах М.И. Магура и М.Б. Курбатовой обращается внимание на то, что руководители образовательных учреждений, обладая высоким уровнем профессионализма, не имеют достаточной управленческой практики. Они проявляют инертность в дальнейшей стратегии развития образовательных учреждений, изменении структуры приема, открытии новых специальностей, внедрении инновационных форм обучения.
Данную проблему следует рассматривать глубже, во взаимосвязи с многолетней привычкой к безграмотному руководству, существовавшей в командноадминистративной системе, когда руководитель осуществлял организационный менеджмент. Общепризнанными качествами, свойственными руководителям, являлись: высокий уровень профессиональных знаний, ответственность, способность работать с
26
№ 4 (20) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
людьми, но не высокий уровень управленческой практики. Следовательно, есть все основания утверждать, что низкий уровень конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования и соответствия их требованиям времени в значительной степени определяются низким качеством управления. Л.М. Якубова считает, что «негативная управленческая деятельность политиков, экономистов, производителей материальных благ и других, неумение управлять все более усложняющимися процессами вытекают, в определенной мере, из незнания, непонимания и невнимания субъектов управления к управлению как главному инструменту достижения гармонии в обществе, что чревато непредсказуемыми последствиями».
Управленческая деятельность в современных экономических условиях отличается установкой на демократизацию и создание деловых партнерских отношений в коллективе, что должно найти отражение также в новых подходах к подготовке руководителей учреждений образования в системе повышения квалификации. По мнению С.А. Щенникова «необходимо создание новых моделей, определенных конструкций в сознании человека, которые позволяют ему ориентироваться в нашем быстроизменяющемся мире». Отсюда вытекает необходимость создания новых образовательных технологий. Руководитель-менеджер стремится к выполнению работы своим способом, то есть стремится к автономии. Д. Дворкин отмечает, что автономию приравнивают к свободе, самоуправлению, суверенитету, свободе воли, достоинству, целостности, индивидуальности, независимости, ответственности, самопознанию, самоуверенности, критическому размышлению. Таким образом, современный управленец должен иметь профессиональные характеристики, то есть ключевые компетенции. В.В. Краевский определяет компетенции как «обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность можно рассматривать как индикатор того, как менеджер, руководитель среднего профессионального учреждения, может повысить свою квалификацию, оценить свою деятельность относительно лучшего из возможных вариантов выполняемой работы. В свою очередь это приводит к улучшению работы образовательного учреждения в целом.
Совокупность ключевых компетенций выступает как модель менеджера-руководителя учреждения среднего профессионального образования. Процесс формирования модели руководителя-менеджера состоит из совокупности бизнес-процессов, которые представляют собой информационные потоки.
В международных стандартах ISO 9000:2000, описывающих требования к системе управления качеством продукции организаций, употребляется термин «процесс», который является синонимом термину «бизнес-процесс». Данные стандарты приняты в большинстве стран мира, в том числе в Российской Федерации «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2008», и применимы к организациям любых форм собственности и видов деятельности. Их используют для создания и понимания системы управления качеством, для формализации успешной деятельности
№ 4 (20) - 2013
27
Проблемы экономики и менеджмента
организации, ее постоянного улучшения. Создание и описание схем процессов, количества и зависимостей их элементов между собой является основной задачей, так как позволяет выявить и установить функциональные взаимосвязи операций, порядок их выполнения, наиболее рациональное использование ресурсов и убрать все лишние элементы.
Данную систему бизнес-процессов успешно можно использовать в дополнительном образовании - в системе профессиональной подготовки или переподготовки специалистов, в данном случае руководителей учреждений системы СПО.
Вопросы современной подготовки кадров, формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов, определения содержания основных и дополнительных программ, взаимодействия с работодателями обсуждались в марте 2013 года. В рамках Международного форума «Оценка качества и аккредитации программ профессионального образования» на базе Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Президент, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Ю.Б. Рубин охарактеризовал проблемы рынка труда, которые должны быть учтены в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Модель бизнес-процесса подготовки руководителя-менеджера (рис. 1) состоит из следующих частей: вход в бизнес-процессы - описание бизнес-процессов - обеспечение бизнес-процессов - бизнес-процесс управления - выход из бизнес-процессов. Все части имеют смысл необходимости, тогда приобретается именно та компетенция, которую необходимо сформировать на данном этапе руководства образовательным учреждением.
Рассмотрим сущность вышеперечисленных этапов.
Вход в бизнес-процессы является заказом государства или общества на профессионально подготовленный продукт, который по окончании подготовки может сразу включиться в экономический процесс и успешно в нем функционировать. То есть дальнейшая подготовка имеет правильно и четко сформулированную цель: сформировать определенные профессиональные компетенции, чтобы после окончания подготовки продукт мог вступить в другой бизнес-процесс или продолжить обучение с формированием других бизнес-процессов. При моделировании необходимо учитывать смысл выхода из бизнес-процесса, так как если продолжения не будет, то данный бизнес-процесс не имеет смысла.
Другой этап - описание бизнес-процессов. Он включает изучение потребности в данном продукте общества, то есть потребности в руководителе-менеджере. На современном этапе это не только документы правительства, но и регионов. Актуальность регионального подхода в обеспечении экономики необходимыми профессиями определяет смысл подготовки руководителей-менеджеров учреждений СПО. Руководители, работая в системе кластера, определяют стратегию учреждения СПО, удовлетворяют потребности экономики региона в работниках и тем самым снижают уровень безработицы и социальной напряженности.
28
№ 4 (20) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Вход в
Рисунок 1 - Схема модели бизнес-процессов
На данном этапе также происходит бизнес-процесс изучения управления руководителей учреждений СПО. Применяются методы наблюдения, беседы, анкетирования, изучение документов. Изучить работу руководителя не так просто за короткое время. Специфика психологии руководителя, его образование, мотивация руководства, амбиции, ограниченность во времени затрудняют изучение. Поэтому наиболее приемлемыми методами явились такие, как посещение собраний, педсоветов, беседы с персоналом и студентами.
Вся полученная информация подвергалась анализу, выявлялись проблемы в управлении учреждением. Выявилось, например, что имеются расхождения в оценке желаемого и действительного. Руководитель твердо уверен, что он компетентен в своем действии, а на самом деле действие ошибочно, а компетенция не сформирована. Эффективность управления низкая. Большой проблемой, касающейся большей части руководителей являются коммуникации: неумение доказать, привести веские аргументы, объединить персонал. Другой проблемой является принижение компетенции разработки и внедрения инноваций.
Поэтому главная задача этого бизнес-процесса определить какую именно профессиональную компетенцию необходимо сформировать в процессе бизнесобразования.
Третий этап включает бизнес-процессы, которые действуют как информационные потоки, направленные непосредственно на обучающихся. Так как у каждого обучающегося определена своя цель и компетенция, то и дальнейшее обучение носит ин-
№ 4 (20) - 2013
29
Проблемы экономики и менеджмента
дивидуальный характер. Такой подход отличает бизнес образование от общепринятых курсов повышения квалификации. Все задания определяются провайдером, специалистом в области обучения менеджменту. Этому придает большое значение первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы В.Ш. Каганов: «...обеспечивают эффективность обучения персонала и корпорации в целом: программа корпоративного обучения, организация-провайдер корпоративного обучения; система корпоративного обучения» [5]. Поэтому на данном этапе определяются методы и подходы как бизнес-процессы: интерактивные методы, компетентностный и контекстный подходы, модульные программы, моделирование руководителя-менеджера, определение проекта как итога обучения. Все эти элементы в совокупности связаны между собой и воздействуют на обучаемого.
Конечно, у руководителей нет возможности постоянно присутствовать в бизнесцентре и часто отвлекаться от работы, поэтому предусматривались методы кейса, консультирования, поддержки, деловые игры. Также и временные рамки отсутствовали; компетенция формировалась до момента эффективного их применения.
Следующий этап - бизнес-процесс управления. Он предполагает контроль и самоконтроль за профессиональным ростом в виде фиксирования личных достижений в профессиональном портфолио. За основу взята разработка структуры профессионального портфолио Т.Г. Новиковой, как инструмента оценки обучения [7]. Многие ученые считают данный оценочный инструмент эффективным и актуальным, так как он помогает построить перспективы развития личности в профессиональной сфере, приучает к самообразованию и объективной самооценке.
Приведенная выше модель бизнес-процессов создания руководителя-менеджера способствует упорядочению процесса подготовки, повышению его эффективности и качества.
На рисунке 2 приведена диаграмма результативности обучения при применении модели бизнес-процессов.
□ Начало обучения
□ Середина обучения
□ Окончание обучения
Рисунок 2 - Диаграмма результатов обучения В результате не осталось руководителей I уровня, а количество II уровня снизи-
30
№ 4 (20) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
лось на треть, III уровень увеличился в два раза. И только количество менеджеров составило 22% вместо 7%.
Обучающиеся IV уровня отличались активностью, инициативностью, стремлением к познанию.
В заключение необходимо сделать следующие выводы.
Созданная модель бизнес образования руководителей учреждений СПО может быть использована для других категорий обучающихся, если будет выполнено условие потребности определенных компетенций в профессиональной сфере. При этом к структуре модели предъявляются требования: она должна быть логичной, лаконичной, количество элементов не должно превышать семи. Элементы модели бизнес-процессов должны друг друга дополнять, составляя совокупность как одно целое. Как показало исследование, обучение становится наиболее эффективным, если учитываются личные качества обучающихся. В этом случае у них возникает четкая цель, которую в процессе обучения они стараются реализовать.
Список литературы:
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6735.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2336.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Дата введения 31.08.2001
4. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнеспроцессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
5. Каганов В.Ш. Система оценки и характеристики качества корпоративного обучения // Качество образования. - 2012. - № 12. - С. 46.
6. Ковалев С.М. Технология структуризации. Четыре шага описания организации / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев // Консультация директора. - 2004. - № 12. - С. 24
7. Новикова Т.Г. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков // Директор школы. - 2008. - № 2. - С. 32-35.
8. Волков П.Д. Теория бизнес-процессов в модернизации системы образования [Электронный ресурс] // Информационная среда образования и науки. - 2011. - Вып. 1. - URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2011/num_3_2011/ (дата обращения: 21.04.2013)
9. Красноруцкая Н.Г. Образовательный кластер в инновационной инфраструк-
туре региональной системы профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». - URL: http://kafedra-
forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokulturnaya_rol/krasnorutskaya_ng/ (дата обращения:
21.04.2013)
№ 4 (20) - 2013
31
Проблемы экономики и менеджмента
List of references:
1. On approval of the state program of the Russian Federation «Development of Education» for 20132020: Resolution of the Government of the Russian Federation of 22.11.2012 № 2148-r // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2012. - № 48. - Art. 6735.
2. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 № 599 «On measures for implementation of the state policy in the sphere of education and science» // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2012. - № 19. - Art. 2336.
3. GOST R ISO 9000-2001. Quality management system. Fundamentals and vocabulary. Introduction date 31.08.2001
4. Repin V.V. The process approach to management. Business process modeling / V.V. Repin, V.G. Eliferov. - M. Mann, Ivanov and Ferber, 2012.
5. Hagan V.S. The system of evaluation and analysis of the quality of corporate training // The quality of education. - 2012. - № 12. - P. 46.
6. Kovalev S.M. Technology structuring. Four steps describe the organization / S.M. Kovalev, V.M. Kovalev // Advice Officer. - 2004. - № 12. - P. 24
7. Novikov T.G. «Portfolio» - a new and efficient tool for estimating / T.G. Novikov, M.A. Pinsk, A.S. Prutchenkov // Director of the school. - 2008. - № 2. - P. 32-35.
8. Wolves P.D. The theory of business processes in the modernization of the education system [Electronic resource] // Information Environment Education and Research. - 2011. - Issue. 1. - URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2011/num_3_2011/ (date accessed: 21.04.2013)
9. Krasnorutskiy N.G. Education Cluster in the innovation infrastructure of the regional system of voca-
tional education [Electronic resource] // Internet Forum in the Russian scientific conference with international participation «Pedagogy of the modern world». - URL: http://kafedra-
forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokulturnaya_rol/krasnorutskaya_ng/ (date accessed: 21.04.2013)
32
№ 4 (20) - 2013