М.А. Блюмин
Мода XX века на международных аукционах
В начале XXI века работы выдающихся модельеров и дизайнеров прошлого столетия уже относятся к разряду произведений искусства и привлекают серьезное внимание музейных специалистов, частных коллекционеров и просто ценителей моды. Именно для них один из самых известных аукционных домов Christie's с регулярной периодичностью проводит торги, где можно приобрести предметы из коллекций haute couture и prêt-à-porter, созданные вплоть до конца 1990-х годов. Многие из выставляемых предметов одежды и аксессуаров являются настоящими раритетами и обладают несомненной исторической и художественной ценностью.
Как правило, вещи на данные тематические аукционы Christie's собираются в течение определенного времени и их владельцами являются разные люди. В редких случаях предметы одежды известных модельеров и дизайнеров XX века попадают на аукцион в составе какого-то одного собрания произведений искусства, выставляемого к продаже частным лицом.1 Однако, в последнее время на аукционах стали появляться целые коллекции, составленные ценителями и знатоками моды прошлых десятилетий.
К числу таких уникальных явлений можно отнести частное собрание Марка Хедвея и Кэти Родригез - владельцев бутиков в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Разбираясь в тонкостях современной моды, они стали пионерами коллекционирования предметов верхней одежды, платьев и целых ансамблей, созданных знаменитыми модельерами 1930-1990-х годов. Начало формирования коллекции относится к 1996 году, и в течение последующих лет Хедвей и Родригез постоянно заботились о ее пополнении новыми произведениями. На сегодняшний день они обладают одним из самых впечатляющих частных собраний авангардной моды XX века. Безусловно, состав коллекции несет отпечаток личных пристрастий и, вместе с тем, демонстрирует понимание его владельцами моды как сложного социокультурного явления, в котором нашли отражения политические, экономические и художественные реалии. Поэтому каждое десятилетие представлено знаковыми фигурами модельеров и дизайнеров, особенно чутко ощущавшими пульс своего времени.
В 2008 г. Хедвей и Родригез приняли решение выставить на аукцион Christie's часть своего собрания. Подготовленная ими к торгам коллекция
получила название «Возрождение: авангардная мода». Аукцион состоялся в Лондоне 30 октября 2008 г., собрав в зале всех желающих побороться за право обладать выдающимися произведениями модельеров и дизайнеров прошлого столетия. Среди них были представлены творения Ив Сен-Лорана, Пьера Кардена, Пако Рабанна, Андре Куррежа, Осси Кларка, Вивьен Вествуд, Нормы Камали, Аззедина Алайи, Иссей Мияки и других. Из 229 выставленных лотов было продано 164 на общую сумму 270 925 английских фунтов.
Представляется важным и целесообразным ознакомиться более подробно с особенностями прошедшего аукциона, что позволит определить уровень произведений, появляющихся на антикварном рынке, и тот ценовой диапазон, который сегодня существует на предметы моды XX века. Результаты данного аналитического исследования, в свою очередь, предоставляют возможность увидеть какие перспективы открываются перед музеями и частными коллекционерами по формированию и развитию собственных собраний западноевропейской одежды и аксессуаров прошлого столетия.
Пако Рабанна следует отнести к главному фавориту аукциона, прошедшего в Лондоне 30 октября 2008 г. Хорошо известно, что изобретенные Пако Рабаном новые формы и структуры оказали существенное влияние на мировую моду. Взяв на вооружение достижения научно-технического прогресса, он стал создавать модели из металлических пластинок и виниловых волокон. Выполненные из них платья, блузы, жакеты вызвали наибольший интерес у публики. Об этом свидетельствует самый высокий уровень цен на предметы одежды Пако Рабанна, установленные на аукционе. Так платье из алюминиевых пластинок из коллекции 1967/1968 гг. было продано за 15 000 фунтов. Среди других четырнадцати лотов, представляющих творчество Пако Рабан-на, заслуживает внимания кожаная куртка с алюминиевыми пластинками, сделанная специально для Бриджит Бардо. Последний факт, видимо, также отразился на уровне цены куртки: она была продана за 9 375 фунтов. Другие платья и жакеты из меха, металлических пластинок и пластика в среднем были оценены в 5 000 фунтов.
Пьер Карден стал следующим известным модельером, чьи произведения вошли в коллекцию «Возрождение: авангардная мода». Карден создавал смелые по форме и цвету модели одежды, в полной мере отражавшие эстетику своего времени. В 1960-е годы кутюрье представил публике свою версию одежды космического стиля и прочно приобрел имидж «авангардиста моды». Из этой коллекции на аукцион был выставлен плащ «Сателлит». Особый акцент Пьер Карден сделал на крое плаща в форме круга и блестящий красный цвет виниловой ткани. Два круглых кармана с белой отделкой под-
черкивали образ космического спутника. Безусловно, что данный лот являлся одним из самых важных, и он нашел своего покупателя за 5 000 фунтов. В других моделях Пьера Кардена, выставленных на аукцион, смело сочетались синтетические материалы с кожей, шерстью, хлопком, платья, юбки, сарафаны, пальто 1960-1970-х гг. демонстрировали чрезвычайно оригинальный крой. Их стоимость варьировалась от 875 фунтов до 2 250 фунтов. Именно за эту цену было продано пальто «Казак» в русском стиле. Кроме того, Пьер Карден в 1960-е годы делал украшения из дерева и металла. В сочетании со строгим геометрическим кроем его моделей одежды, они создавали незабываемый образ женщины «от Кардена». Данные украшения были необычны для своего времени и отличались массивными формами, тяготеющими к скульптуре. На аукцион было выставлено два таких украшения, проданные за 1 250 и 3 750 фунтов.
В авангарде художественной жизни прошлого столетия находился и другой известный Кутюрье - Ив Сен-Лоран, чья деятельность стала одной из самых интересных страниц моды XX века. Поэтому не удивительно, что Хедвей и Родригез считали важным и необходимым включить его произведения в свое собрание. На аукцион было выставлено одиннадцать произведений Сен-Лорана, из которых особого внимания заслуживает женский костюм «Сафари» из коллекции «Saharienne». Данная коллекция была представлена на подиуме в 1968 году, и она ошеломила тогда современников своей необычностью и простыми формами кроя. Костюм «Сафари», сшитый из хлопка, состоял из бриджей и рубашки с длинными рукавами цвета «хаки» и вызывал устойчивые ассоциации с одеждой колониальных стран Африки и Дальнего Востока. С одной стороны, такой интерес модельера к колониальным мотивам был связан с детскими воспоминаниями о Мараккеше, где он родился, с другой стороны - с впечатлениями от путешествий в зрелом возрасте. Но, наверное, наиболее важной особенностью коллекции «Saharienne» стало сходство с камуфляжной формой солдат, воевавших во Вьетнаме. Это воспринималось своеобразным вызовом в разгар вьетнамской войны. Не вызывает сомнения, что участники аукциона были хорошо знакомы с историей коллекции «Saharienne». Это во многом объясняет тот факт, что при оценке в 1 000-1 500 фунтов, костюм «Сафари» был продан за 10 000 фунтов. Вместе с тем, следует отметить, что остальные десять лотов, представляющие модели Ив Сен-Лорана, демонстрировали достаточно невысокий ценовой диапазон. Так вечернее платье их коллекции haute couture 1965/1966 гг. ушло с молотка за 2 000 фунтов, а пальто в русском стиле, представляющее коллекцию prêt-à-porter 1980-х гг. - всего за 1 375 фунтов.
Среди самых активных революционеров моды XX века особое место принадлежит знаменитому английскому дизайнеру Вивьен Вествуд. В 1971 г. она, вместе с вдохновителем стиля панк и продюсером группы «Sex Pistols» Малколмом Маклареном, открыла магазин одежды в Челси. Почувствовав одними из первых закат эры хиппи, Вествуд и Макларен стали искать новые способы выражения в одежде, вдохновляясь молодежными субкультурами. В 1974 году их магазин стал называться «Секс», и здесь продавалась одежда в стиле «панк». В 1977 году магазин получил новое название «Крамольники», а с 1981 году он стал известен под именем «Конец света». За это время менялись не только вывески, но и сам стиль одежды Вивьен Вествуд, однако неизменным оставался ее провокационный подход к моде. При этом в своих моделях дизайнер всегда уделяла большое внимание крою моделей и их безукоризненному исполнению. Произведения Вивьен Вествуд стали самой многочисленной группой вещей, выставленной на аукцион - более пятидесяти лотов. При этом хронологически они смогли охватить все периоды творчества знаменитого английского дизайнера - вплоть до начала 1990-х годов. К числу самых дорогих лотов следует отнести шапку в виде короны из осенне-зимней коллекции 1986/1987 гг., проданную за 2 250 фунтов. Также можно отметить платья из коллекции «Ностальгия грязи», представленной в 1982 г. Это был первый опыт участия Вествуд и Макларена в Неделе моды в Париже. Основной акцент был сделан ими на конструкции моделей и рисунках тканей, цитировавших живописные произведения А. Матисса, П. Пикассо, Э. Уорхола и других художников. Стоимость платьев на аукционе колебалась от 500 фунтов до 1 250 фунтов. Юбки, платья, брюки, футболки из других коллекций можно было приобрести также по достаточно низкой цене: от 500 фунтов до 875 фунтов. Модели одежды и аксессуары, продававшиеся в бутике «Крамольники» в период с 1977 по 1980 гг. были оценены участниками аукциона в 1 000 - 1 125 фунтов. Таким образом, на торгах в Лондоне 30 октября 2008 года была предоставлена редкая возможность приобрести по средним и низким ценам произведения, сделанные одним из самых авангардных дизайнеров XX века - Вивьен Вествуд.
Осси Кларк и Зандра Роудз стали другими известными британскими дизайнерами 1960-1970-х годов, вещи которых так же пользовались большой популярностью среди современников. Они обратились к чувственности ар-деко и вернули популярность растительным узорам. На аукционе каждый из дизайнеров был представлен несколькими лотами. Так, например, платья Осси Кларка можно было приобрести как за 875 фунтов, так и за 3 125 фунтов. Длинное желтое платье-пальто, сшитое Зандрой Роуз в 1969 г., было
продано за 4 000 фунтов. Кроме того, следует отметить произведения Андре Куррежа, Аззедина Аллайи, Нормы Камали, Исей Мияки, Джанни Версачи, которые вызвали большой интерес со стороны ценителей моды и при их продаже получили достаточно высокий денежный эквивалент.
К чрезвычайно важным предметам, редко попадающим на аукцион, необходимо отнести кожаное пальто для езды на автомобиле, изготовленное в 1930-е гг. фирмой «Гермес». Несмотря на то, что история этой марки началась еще в 1837 г., лишь в конце 1920-х гг. она стала производить предметы женской одежды и аксессуары. Одно из ранних пальто из темно-коричневой кожи было оценено в 4 000 фунтов.
Таким образом, прошедший в Лондоне аукцион с коллекцией «Возрождение: авангардная мода» из крупнейшего частного собрания Марка Хедвея и Кэти Родригез, предоставил уникальную возможность познакомиться с произведениями выдающихся модельеров и дизайнеров прошлого столетия. Среди выставленных на продажу предметов, безусловно, были те, которые смогли бы не только пополнить гардероб светских красавиц, но и занять достойное место в музейных и частных коллекциях. Принимая во внимание, что Россия, вплоть до середины 1980-х годов, находилась в определенной творческой изоляции, этот период в истории мирового дизайна одежды сегодня представляется особенно интересным для его глубокого изучения и осмысления. В условиях ситуации сложившейся сегодня на международном антикварном рынке, видится очень важным и целесообразным заняться формированием и развитием такой коллекции, которая в будущем смогла бы стать основой музея моды XX века.
1 Одним из таких примеров может служить коллекция Мадам Х, которая была выставлена на продажу аукционным домом Chtisties 4 марта 2004 года. В эту коллекцию входили также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства Западной Европы, России и Востока. См. каталог: Collection de Madame X: Furniture, Works of Art, Pictures, Couture. - London, Chtistie s. - 4 March, 2004.