УДК 004
Леонтьева Д.Е.
магистрант 3 курса факультета заочного и вечернего обучения Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (г. Санкт-Петербург, Россия)
МОБИЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: в работе рассмотрено понятие мобильного маркетинга, выделены его ключевые особенности, а также недостатки. Рассмотрена необходимость внедрения информационных систем в маркетинговую деятельность для сбора, обработки и анализа ключевых метрик рекламы. Сделан подбор программного обеспечения, которое поможет устранить эти проблемы.
Ключевые слова: мобильное приложение, маркетинг, реклама, конкуренция, аналитика мобильных приложений.
Реклама играет ключевую роль в привлечении и удержании внимания потенциальных клиентов. Она убеждает их, создает необходимость приобрести те или иные товары и услуги, которые предлагает рекламодателем. В своей работе [4, с. 19] У. Н. Кульбида и А. В. Зыкина отмечают, что основная цель рекламы заключается не столько в том, чтобы убедить целевую аудиторию не только купить продукт, сколько в зарождении реакции на рекламное сообщение, что может после вылиться в дальнейшее взаимодействие.
С распространением смартфонов и растущим вниманием к образу жизни, ориентированному на мобильные устройства, мобильный маркетинг стал важнейшим аспектом современных рекламных кампаний для многих компаний и отраслей [5]. Он предполагает продвижение товаров, услуг или брендов с помощью индивидуальных стратегий, разработанных специально для мобильных устройств. Большинство авторов, например, М. Акулич [2, с. 39.]
или Л. Бугаев [3, с. 112], исследующих феномен мобильного маркетинга, определяют его как метод продвижения компании с использованием мобильных устройств и/или сотовой связи. Такой же подход преобладает и среди западных исследователей [7, с. 135].
Этот вид маркетинга позволяет компаниям взаимодействовать с клиентами более персонализированно и оперативно, учитывая геолокацию пользователя и возможности интерактивного контента. В результате мобильный маркетинг становится важным компонентом общей маркетинговой стратегии, направленной на повышение вовлеченности и улучшение пользовательского опыта. Этот маркетинговый подход использует отличительные особенности мобильных телефонов, планшетов и аналогичных портативных устройств для взаимодействия с целевой аудиторией и привлечения ее внимания. Среди основных типов такой рекламы выделяет: баннерную рекламу, тизерную рекламу, контекстную рекламу, рекламные статьи, таргетированную рекламу в социальных сетях, push-уведомления, рекламу в мобильных приложениях, всплывающие окна (pop-up), рекламу в email, рекламу на тематических сайтах, а также рекламу в поисковых системах, интернет-аукционах и сетях мгновенных сообщений.
Для достижения лучшего эффекта рекламодатели должны сосредоточиться на взаимодействии с потребителем (вложить личный характер в рекламное сообщение на мобильном устройстве) и актуальности того, что предлагать людям (того, что они на самом деле ценят). Мобильная реклама, несмотря на все плюсы, также имеет потенциал раздражать больше, чем большинство других видов рекламы, за счет своего интрузивного характера [6]. Ее появление зачастую нарушает пользовательский опыт (например, по такому принципу появляются всплывающие окна, автовоспроизведение видеороликов при прочтении материалов). Такая гиперперсонализация граничит с нарушением цифровой приватности, а невозможность игнорирования подобных блоков способствует негодованию и когнитивной перегрузке [1, с. 115].
Несмотря на удобство использования мобильных приложения как для пользователей, так и для маркетологов, рекламные интеграция нацеленные на его установку осложнены созданием ссылок с UTM-метками для верного отслеживания и атрибуции по каналам. Путь пользователя после просмотра рекламы будет состоять из нескольких этапов: перехода по ссылке в магазин приложений, поиск нужного приложения, установка и при необходимости регистрация и покупка. Такой усложненный CJM лишь подчеркивает необходимости не просто внедрения информационных систем, но также поддержание их стабильной работы и настройки сквозной аналитики. Существуют два основных типа статистики мобильных приложений - для отслеживания внешней и внутренней статистики. Внешняя статистика направлена на работу с лидами, пришедшими из среды. Автоматически собирается информация по ключевым метрикам (клики, установки), атрибутируется информация по существующим каналам или заносится в органический трафик. Это позволяется отслеживать эффективность источников трафика и определять наиболее результативные каналы.
Инструменты аналитики мобильных приложений - это специализированные программные платформы, которые собирают, обрабатывают и анализируют данные о взаимодействии пользователей с приложением. Для сбора подобной информации используются такие платформы как Яндекс.AppMetrica, AppsFlyer, Adjust и другие. Внутренняя статистика отслеживает и фиксирует активность внутри приложений. Здесь ключевыми метриками будут считаться «возвращаемость» посетителей, длительность пребывания в приложении и совершение определенных действие в нем. Такие данные помогают понять как пользователи взаимодействуют с приложением, какие разделе наиболее популярны, а какие нет. Для подобного анализа можно использовать такие платформы как Mixpanel, Amplitude или Firebase.
Выбор той или иной платформы будет завесить от размера компании, количества бизнес-процессов и объема обрабатываемой информации.
Приложения также позволяют отследить наличие фрода, который создает иллюзию эффективности рекламных кампаний. Для минимизации рисков средства аналитики оснащены антифродовым режимом, который выявляет аномальное поведение пользователей (например, высокий процент кликов и и низкую конверсию в установку мобильного приложения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаркова О.С. Исследование реакции потребителя на мобильную рекламу // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 115-117;
2. Акулич М. Мобильный маркетинг. — М.: Издательские решения, 2019. — 158 с.;
3. Бугаев Л. Мобильный маркетинг: Как зарядить свой бизнес в мобильном мире. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 213 с.;
4. Кульбида У.Н, Зыкина А.В. Информационные системы и технологии. // Омский научный вестник. — 2017. — № 3 (197). — С. 123-129;
5. Рынок мобильной рекламы в 2024 году увеличится почти в половину // https://w.sostav.ru/publication/mobilnyj-marketing-67576.html;
6. Савоськина А. Какие размеры и форматы мобильной рекламы приносят наибольший доход // ЭТ // https://nt.technology/ru/blog/mobilnaya-reklama/;
7. Хофакер Ч. Диджитал-маркетинг. - Элгар Паблишинг Лимитед, 2018. -224 с
Leontieva D.E.
St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions (St. Petersburg, Russia)
MOBILE MARKETING: DEFINITION, PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract: the paper examines the concept of mobile marketing, highlights its key features, as well as disadvantages. The necessity of introducing information systems into marketing activities for collecting, processing and analyzing key advertising metrics is considered. A selection of software has been made to help eliminate these problems.
Keywords: mobile application, marketing, advertising, competition, mobile application analytics.