Антропова Марина Юрьевна, к.пед.н., доцент ун-та им.Сунь Ятсена (Гуанчжоу, Китай),
АНО ВО «РосНОУ».
Москва, Россия
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОГО WECHAT)
MOBILE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS (THE EXAMPLE OF CHINESE WECHAT)
Аннотация
В статье рассказывается о возможностях и преимуществах мобильных технологий при обучении студентов-бакалавров русскому языку как иностранному в университете Китая. Представлен педагогической опыт организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов с использованием популярного ресурса WeChat в их мобильных устройствах (девайсах).
Ключевые слова: мобильные устройства, мобильные приложения, русский язык как иностранный, китайские студенты
Abstract
The article describes the opportunities and advantages of mobile technologies in teaching Russian as a foreign language at the University of China to undergraduate students. Pedagogical experience in organizing the learning process and self students studying using popular mobile App WeChat is provided in the article.
Keywords: mobile devices, mobile Apps, Russian as a foreign language, Chinese students
Введение
Использование мобильных технологий, основанных на мобильных устройствах, уверенно вошло во все сферы нашей жизни, включая образование. Мобильные устройства -смартфоны, айфоны и т.п. - начинают играть роль «третьего экрана» информации после телевидения и компьютеров. Массовое использования мобильных устройств в передовых странах, таких, как Китай, делает их отличным техническим инструментом и средством обучения для организации и обеспечения образовательного процесса.
Если информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и
распространения информации и использования их в образовательном процессе, то мобильные технологии, применяемые в мобильном обучении, - MobileLearning, или mLeaming — как новом направлении в педагогике и образовании, предполагающем обучение с помощью мобильных ИКТ-технологий, мы рассматриваем как группу устройств и технологий, позволяющих осуществлять коммуникацию и информационный обмен без привязки к стационарной аппаратуре [2].
Теория
К мобильным технологиям, или мобильным ИКТ технологиям «относят мобильные телефоны, смартфоны и коммуникаторы, карманные компьютеры (PDA), устройства GPS, МРЗ-плейеры, возможности беспроводного выхода в Интернет (Wi-Fi), мобильные камеры, планшетные компьютеры, переносные звуковые и мультимедийные гиды, переносные пульты для игр и т.п. [1]. Например, смартфон является компактным хранилищем электронной версии учебника и рабочей тетради к учебнику по иностранному языку, аудио-и видеосопровождения к ним, портативным проигрывателем аудио- и видеофайлов и миникомпьютером с доступом к информации в интернете посредством сети Wi-Fi или мобильной связи [3].
Мобильные технологии в образовании, на наш взгляд, являются необходимым инструментом формирования информационной культуры личности. Также они открывают, с одной стороны, возможность создания специфического персонализированного профессионально ориентированного мобильного пространства, что соответствует современной компетентностно-ориентированной концепции образования, в которой акцент делается на обучении умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике; с другой стороны, позволяют преподавателю учитывать индивидуальные особенности обучающегося, вовремя производить диагностику проблем, выстраивать индивидуальный темп обучения и т.д., так как обучающийся может иметь мгновенный и постоянный доступ к аутентичным ресурсам, учебным материалам и программам, выполнять задания, общаться с участниками учебного процесса в любое время и в любом месте. Мобильные устройства обеспечивают голосовое, текстовое и визуальное общение и, благодаря доступности, простоте использования и сравнительной дешевизне, позволяют не только создавать, накапливать и классифицировать информацию в любом формате на виртуальном облаке, но и обмениваться ею, демонстрировать ее, получать отзывы и критические замечания о ней, что также чрезвычайно актуально для учебного процесса [6].
На эту тему появилось уже достаточное количество научных исследований, основанных на практическом использовании мобильных технологий в обучении иностранным языкам, в которых утверждается идея, что использование мобильных (смарт) устройств не отвергает традиционные методы и не подрывает их значение, а скорее поддерживает и завершает весь процесс обучения, предлагая альтернативные формы распространения знаний и воплощения их в жизнь [2 - 8]. Естественно, что при обучении иностранным языкам уже традиционно используют ИКТ, где неотъемлемой частью стали такие инструменты, как видео, подкасты, банки, электронные платформы, приложения и веб-сайты, доступные посредством
219
компьютеров или смартфонов и других девайсов.
Таким образом, обучение иностранным языкам, в том числе, русскому языку как иностранному, основывающееся на мобильных технологиях и возможностях Интернета, где мы используем легкие, компактные, портативные устройства, может быть ещё успешнее. Оно также хорошо подходит для смешанной формы обучения иностранным языкам, дает возможность использовать новые способы разработки учебного контента; может быть хорошим поддерживающим инструментом при обучении людей с особыми потребностями; подходит для дистанционных форм обучения [7].
Данные и методы
В данной статье мы рассматриваем использование мобильного обучения и мобильных технологий при обучении русскому языку как иностранному (РКИ) в китайском вузе, прежде всего в целях мотивации и оптимизации процесса обучения китайских студентов-бакалавров. А значит, создания полноценной интерактивной среды обучения РКИ, которую с использованием мобильных устройств можно назвать профессионально ориентированным мобильным пространством [6]
С помощью методов наблюдения, анкетирования и проблемно-ориентированного поиска мы предположили, что использование возможностей китайских ресурсов для мобильных устройств, таких, как программа WeChat, качественно влияет на эффективность учебного процесса.
WeChat - это мобильная коммуникационная система для передачи текстовых и голосовых сообщений, разработанная китайской компанией Tencent, первый релиз которой был выпущен в январе 2011 года. Приложение доступно на iPhone, а также на телефонах под управлением Android, BlackBerry, WindowsPhone, Symbian и J2ME/S40, также существует веб-интерфейс и клиент для PC (Windows и OS X, которые, однако, требуют установки на смартфоне для аутентификации, при этом такая возможность доступна лишь пользователям Android, iOS и WindowsPhone). По состоянию на 2013 год, в WeChat было зарегистрировано 300 миллионов пользователей; из них 70 миллионов за пределами Китая [10].
Сначала программа была названа Weixin, но потом в апреле 2012 переименована в WeChat для международного рынка. На сегодняшний день эта программа является номером один в мире по загрузкам и количеству пользователей. Фактически это текстовой и голосовой мессенджер с расширенными возможностями, среди которых: поддержка 18 языков, включая русский; наличие элементов социальной сети; выбор забавных стикеров и игр. Чтобы скачать программу можно зайти на официальный сайт www.wechat.com.
В ходе исследования студентам 1,2 и 4 курса факультета русского языка университета имени Сунь Ятсена (г.Гуанчжоу) были предложены ряд вопросов в процессе анкетирования13. При ответе на вопрос «Какими мобильными приложениями вы больше
13 Sun Yat-sen University (SYSU) - государственное высшее учебное заведение в Китае. Начал вести академическую деятельность как SYSU в 1924 году. В Университете обучается 51639 студентов, работает 3596 преподавателей. Имеет 220
всего пользуетесь», где надо было проставить места от одного до пяти, 95 процентов опрошенных на первое место для связи и общения поставили WeChat. Второе и третье места заняли приложения электронных словарей - You dao, Qian Yi, Zhi hu. Для изучения русского языка был назван русско-китайский словарь Цянь И Цы Ба. QQ (словарь, видео, новости, развлечения, музыка) назвали 50% опрошенных, поставив этот ресурс на второе и третье места. Популярными являются приложения Bilibili и Kinsoft (просмотр фильмов, прослушивание музыки), Taobao и Jing Dong (покупки), Weibo (видео, новости), Microblog (блоги). Они были поставлены опрашиваемыми на четвертое и пятое места в равных долях. Только по одному из опрошенных упомянули ВКонтакте и Googte по понятным причинам: в Китае данные Интернет-ресурсы запрещены официально.
В целом, студенты расставили по целям использования приложения и программы, доступные в мобильных устройствах, в порядке убывания с 1 по 5 места: для связи и общения, для использования электронных словарей, для покупок, для заказа еды, для путешествий. 100% китайских студентов так или иначе называли WeChat. При ответе на вопрос, где они его используют, 100 % ответили, что в мобильных устройствах (в телефоне). В каких целях: 100% для общения (первое место в рейтинге опроса); 60% для учёбы (второе место в рейтинге опроса); 60% в личных целях - развлечения, фото, моменты (третье место в рейтинге опроса); 80% для покупок (четвертое место в рейтинге опроса); 60% всего понемногу (пятое место в рейтинге опроса).
Таким образом, мы видим, что Интернет-ресурс WeChat является для китайских студентов, как впрочем, и для большинства китайских потребителей, наиболее популярным на сегодняшний момент. Поэтому методической задачей иностранного преподавателя является овладение возможностями данного ресурса и его использование при применении мобильных технологий в учебном процессе преподавания РКИ.
Полученные результаты
Рассмотрим возможности использования WeChat в практике преподавания РКИ непосредственно в аудитории и за ее пределами в качестве одного из средств обучения, учитывая, что использование ИКТ- и мобильных технологий в учебном процессе имеет ряд преимуществ: привлечение актуальных форм и методов в аудиторную и внеаудиторную работу; повышение мотивации студентов за счет возможности активного участия в творческой работе; увеличение доли самостоятельной работы студента; экономия учебного времени; доступ к разнообразным аутентичным материалам; большая степень иллюстративности; сокращение голосовой нагрузки преподавателя и т. д.[4]. При этом мобильные технологии, в отличие от просто ИКТ-технологий, обеспечивая возможность обработки информации на иностранном языке с вовлечением различных каналов ее восприятия и воспроизведения, представляют собой своего рода комплексное средство обучения, которое студент может использовать для самостоятельного изучения иностранного языка в целях мотивации и совершенствования [3]. Так, на сегодняшний день существует
126 направлений обучения. Входит в 12 лучших вузов Китая. Согласно университетскому рейтингу журнала «Таймс» оценивается как один из 400 лучших университетов мира.
большое количество мобильных приложений, разработанных специально для изучения иностранных языков, что является одним из преимуществ мобильных технологий. Например, 27 июня на портале «Образование на русском» была опубликована информация, что «Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы представила первое в мире и на сегодняшний день единственное в мире мобильное приложение для подготовки к тесту по русскому языку как иностранному - TORFL GO.» [9].
Эти приложения сами по себе могут выступать в роли средств обучения и контроля, поэтому соответственно классифицироваться [7]. Они позволяют студенту быстро, в любом месте и в любое время найти нужную информацию, в том числе и на иностранном языке по любой тематике, включая профессиональную.
В результате анализа приложений, доступных в WeChat, Интернет-источников, бесед со студентами, анкетирования студентов факультета русского языка университета имени Сунь Ятсена, часть результатов которого представлены выше, были выявлены некоторые популярные мобильные приложения и программы для самостоятельного изучения русского языка: Qian Yi (русско-китайский словарь), Урок русского языка начинается (пер. с кит., обучающий ресурс), Ruclub (обучающий ресурс), RussianCenter (новости Русского центра и видеоуроки), Sinocom (новости о Китае), Russian Club (новости о России). Все эти мобильные приложения доступны в WeChat. Поэтому студенты заходят в них с мобильных устройств, изучают самостоятельно, делятся интересной информацией из них, обсуждают её в группах, созданных с русским преподавателем в целях общения в процессе изучения РКИ. (100% опрошенных студентов в ходе анкетирования ответили, что они состоят в одной группе с однокурсниками и преподавателями, часто смотрят информацию в общей группе и им удобно получать задание от преподавателя в общей учебной группе именно в WeChat.)
Таким образом, мы видим, что в учебном процессе WeChat используется:
1) в аудиторногй работе (на занятии): в качестве наглядного средства обучения, когда через него передаются в группу определенный файл (текстовой, голосовой, музыкальный) или изображение (рисунки, схемы, таблицы, фото, видео); в качестве контрольного материала (файл с заданием для контроля, в т.ч. с тестами), выполняемого в аудитории; в качестве обучающего материала, если на занятии необходимо обратиться к какому-либо обучающему ресурсу, доступному в WeChat; в качестве результата проектной работы студентов, когда выполняется мобильная презентация или группой, или индивидуально;
2) во внеаудиторной работе: в качестве средства коммуникации с участниками социальной сети/группы; получения наглядной и иной информации для проектной деятельности; для проверки и коррекции выполнения домашней работы по видам речевой деятельности, в частности, чтению и аудированию;
3) для самостоятельной работы: в качестве мотивации к выполнению проектной работы и представления ее результатов с помощью мобильных презентаций; в качестве источника информационных и иных материалов для подготовки домашней работы; для обращения к обучающим ресурсам по РКИ для получения учебных и иных материалов, необходимых для
успешного обучения;
4) как носитель мобильной технологии, например, с использованием QR-кодов.
QR-код (англ. quickresponse — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. Существуют многочисленные способы использования QR-кодов в образовательном процессе: от проведения игр до создания резюме. Самый простой способ —размещение QR-кодов на информационных листках или плакатах для получения дополнительной информации о планируемых мероприятиях, конкурсах, образовательных сайтах и т.д.[2].
Заключение
Обобщая идеи использования мобильных технологий в обучении РКИ китайских студентов с использованием WeChat, можно говорить об их эффективности в организации и обеспечении образовательного процесса для формирования так называемого профессионально ориентированного мобильного пространства. Мобильные технологии, обладая интерактивностью, относительной доступностью, адекватностью, способностью к мотивации, гибкостью и, конечно, мобильностью, активно используются в учебном процессе в разнообразных формах деятельности преподавателя и студента, что можно представить в виде небольшой таблице.
Таблица 1.
Задачи использования мобильных технологий в обучении РКИ посредством WeChat
Аудиторная работа Проектная работа С амостоятельная работа
наглядность контроль коррекция наглядность рефлексия QR^ саморефлексия мотивация
Без сомнения, стремительное распространение мобильного интернета и девайсов привнесло в учебный процесс огромные возможности. Развивающийся образовательный тренд MobileLearning - мобильное обучение с использованием мобильных технологий -имеет большие перспективы стать образовательным мейнстримом.
Список литературы
1. Абрамов Р. Н. Мобильные коммуникационные технологии и повседневность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.o1djourssa.ru/2006/4/9bAbramov.pdf (дата обращения 25.05.2018).
2. Илюшкина М.Ю. Mobilelearning или информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранного языка//журнал «Педагогическое образование в России», 2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/mobi1e-1earning-i1i-informatsionno-kommunikatsionnye-tehno1ogii-v-rabote-prepodavate1ya-inostrannogo-yazyka(дата обращения 21.06.2018).
3. Новосельцева Н.В. Мобильные технологии в организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе //Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2017. [Электронный ресурс]. -URL: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/mobi1nye-tehno1ogii-v-organizatsii-samostoyate1noy-
raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения 25.06.2018).
4. Новосельцева Н. В. Мобильные приложения как средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Лингвистические и методологические аспекты в преподавании иностранных языков: сб. науч. ст. /отв. ред. Б. В. Соктоева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос. унта, 2016. — 68 с.
5. Скорикова Т.М. Смарт-технологии как эффективное средство обучения межкультурной коммуникации// Научно-исследовательский журнал «Кросс-культурные исследования: образование и наука « (CCS&EC) - № 1: март, 2016 г. С. 69-74
6. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-proЫemy-integratsii-moЫlnyh-prilozheniy-v-uchebnyy-protsess(дата обращения 20.06.2018).
7. Титова С. В., Авраменко А. П. Мобильное обучение иностранным языкам. — М.: Икар, 2014.- 224 с.
8. Kukulska-Hulme A., Pettit J., Bradley L., Car-valho A., Herrington A., Kennedy D., Walker A. Mature students using mobile devices in life and learning // International Journal of Mobile and Blended Learning. 2011. № 3 (1). Р. 18-52.
9.https://pushkininstitute.ru/news/2482?bx sender conversion id=1376728(дата обращения 27.06.2018).
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/WeChat(дата обращения 20.06.2018).