Научная статья на тему 'Мобилизация молодёжи в государственные трудовые резервы в 1940–1941 гг'

Мобилизация молодёжи в государственные трудовые резервы в 1940–1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1081
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ / МОБИЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / ШКОЛЫ ФЗО / УЧИЛИЩА / КОНТИНГЕНТ ПРИЗЫВАЕМОЙ МОЛОДЁЖИ / ИСТОЧНИКИ / SYSTEM OF STATE LABOUR RESERVES / MOBILIZATION OF THE YOUTH / FACTORY-PLANT APPRENTICESHIP SCHOOLS / VOCATIONAL SCHOOLS / CONTINGENT OF THE CALLED-UP YOUTH / SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хрынова Татьяна Алексеевна

В статье представляется опыт мобилизации молодёжи в учебные заведения Государственных трудовых резервов накануне и в начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., рассмотрен механизм управления мобилизацией, методы формирования контингента призываемой молодёжи и распределение её по направлениям подготовки рабочих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хрынова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobilization of the youth into the statelabour reserves in 1940–1941

The article presents the experience of mobilizing the youth into educational institutions of the State labour reserves on the eve of and at the beginning of the Great Patriotic War of 1941–1945; it describes the mechanism of mobilization management, the methods of forming the contingent of the youth called up for the service and its distribution by the areas of manpower training.

Текст научной работы на тему «Мобилизация молодёжи в государственные трудовые резервы в 1940–1941 гг»

Гуманитарные науки

© Хрынова Т.А.

МОБИЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В 1940 - 1941 гг.

В статье представляется опыт мобилизации молодёжи в учебные заведения Государственных трудовых резервов накануне и в начале Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., рассмотрен механизм управления мобилизацией, методы формирования контингента призываемой молодёжи и распределение её по направлениям подготовки рабочих кадров.

Система Государственных трудовых резервов, мобилизация молодёжи, школы ФЗО, училища, контингент призываемой молодёжи, источники.

стране. Это положение было вызвано, в частности, введением в 1939 году всеобщей воинской повинности. Таким образом, возникла необходимость в кратчайшие сроки организовать массовую подготовку квалифицированных рабочих из числа городской и колхозной молодёжи.

Важнейшим мероприятием, направленным на решение этих задач, стало создание системы Государственных трудовых резервов.

Исследование процесса призыва (мобилизации) молодёжи в государственные трудовые резервы представляется актуальным ввиду слабой изученности данной проблемы. Особенно важно, что этот процесс может рассматриваться как способ действий при решении масштабных народнохозяйственных задач. Призыв молодёжи в трудовые резервы в 1940 году и в последующие военные годы не случайно назывался мобилизацией, он носил массовый характер и затронул все области, края, республики СССР.

В 1940 году советский народ продолжал работу по выполнению третьего пятилетнего плана. В условиях надвигающейся войны политическое и хозяйственное руководство СССР активизировало проведение курса на ускоренное создание на востоке страны второй промышленной и сельскохозяйственной базы. Сюда направлялись растущие капиталовложения и материальные средства, техника и люди. Развитие производственной базы в Восточной Сибири требовало значительного увеличения здесь трудовых ресурсов. Проблема наличия государственного резерва рабочих кадров обострилась и в целом по

ХРЫНОВА Татьяна Алексеевна младший научный сотрудник ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

Источниками исследования того, как проходил этот процесс в Вологодской области, являются материалы Государственного архива Вологодской области, сборники партийных и государственных документов, публикации периодической печати тех лет. Они дают достоверную информацию о мобилизации молодёжи в трудовые резервы как явлении, не имеющем аналогов (за исключением мобилизации в ряды действующей армии).

Начало формированию трудовых резервов страны положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О Государственных трудовых резервах СССР». В преамбуле Указа отмечалось: «Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики, заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности. Перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодёжи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности» [1].

Указом о трудовых резервах Совету народных комиссаров СССР было предоставлено право «ежегодно призывать (мобилизовать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и сельской молодёжи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16 - 17 лет - для обучения в школах фабрично-заводского обучения» [1]. Указом гарантировалось полное государственное обеспечение молодёжи на период учёбы. В документе определялось, что «все, окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, считаются мобилизованными и обязаны отработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию

Главного управления трудовых резервов». Согласно Указу, закончившие обучение в системе Государственных трудовых резервов получали временную отсрочку от призыва в Красную Армию и в Военно-морской флот до истечения срока, обязательного для работы на государственных предприятиях.

Система Государственных трудовых резервов становилась централизованным органом воспроизводства квалифицированной рабочей силы в масштабах всей страны.

Руководящим органом системы было Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР. Соответствующие органы управления создавались в союзных республиках, краях и областях.

Функции Главного управления трудовых резервов, обеспечивающие стабильную и бесперебойную работу системы, включали:

- составление планов подготовки трудовых резервов в СССР по профессиям с последующим их утверждением Совнаркомом СССР и осуществление контроля за их выполнением;

- руководство комплектованием ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО как путём призыва (мобилизации) по решению СНК СССР, так и при помощи открытого добровольного набора городской и сельской молодёжи;

- составление планов распределения трудовых резервов, подготовленных в ремесленных училищах (РУ), железнодорожных училищах (ЖУ) и школах ФЗО, с последующим утверждением в СНК СССР и контролем за использованием трудовых резервов наркоматами и ведомствами;

- учёт Государственных трудовых резервов СССР;

- руководство обучением городской и сельской молодёжи в РУ ЖУ в школах ФЗО определённым производственным профессиям;

- разработку и утверждение учебных планов и программ РУ ЖУ и школ ФЗО, разработку и издание для них учебников и учебных пособий;

- разработку и внесение на утверждение СНК СССР смет расходов на содержание училищ и школ.

Согласно Постановлению Совета народных комиссаров от 2 октября 1940 года «О призыве городской и колхозной молодёжи в ремесленные училища и школы ФЗО», с апреля 1941 года в стране развернулась активная работа по призыву (мобилизации) молодёжи в трудовые резервы.

22 апреля 1941 года Постановлением Правительства СССР были установлены контрольные цифры численности призываемой молодёжи по областям, краям, республикам.

В Приказе начальника Главного управления трудовых резервов от 26 апреля 1941 года № 281 «О подготовке Государственных трудовых резервов в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищах в 1941 году» было дано указание приступить к подготовке приёма молодёжи в учебные заведения трудовых резервов путём призыва (мобилизации) в областях, краях и республиках:

а) в школы ФЗО в период с 5 по 20 июня 1941 года принять 325000 человек из числа городской, колхозной и другой сельской молодёжи мужского пола в возрасте 16 - 17 лет;

б) в ремесленные, железнодорожные училища в период с 5 по 20 августа 1941 года принять 329000 человек из числа городской и колхозной молодёжи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет;

в) в ремесленные и железнодорожные училища в августе 1941 года в порядке открытого (добровольного) набора принять 35000 человек городской молодёжи женского пола в возрасте 15 - 16 лет

с соответствующим уменьшением контингента призываемых (мобилизуемых) из числа городской молодёжи мужского пола [2].

Мобилизация молодёжи в трудовые резервы в Вологодской области проходила организованно и в сроки, согласно плану набора.

Общий контингент призываемой в школы ФЗО молодёжи составлял 3450 человек, в том числе городской молодёжи - 400 человек, колхозной и другой сельской молодёжи - 3050 человек. В ремесленные и железнодорожные училища планировалось призвать по районам 3200 человек, в том числе городской молодёжи - 200 человек, колхозной молодёжи - 3000 человек. Но в последующем план призыва менялся. Было решено в кратчайшие сроки дополнительно призвать из Вологды, Сокола, Череповца, Великого Устюга 400 человек городской молодёжи в школы ФЗО, увеличив тем самым контингент призываемой молодёжи до 3450 человек. Так, в ремесленные и железнодорожные училища было набрано 4150 человек (вместо 3200).

Кроме этого, было признано необходимым призвать из Вологодской области для укомплектования школ ФЗО в Мурманской области 450 человек, в Карело-Финской ССР - 600 человек. Для укомплектования ремесленных и железнодорожных училищ Мурманской области было дополнительно призвано из Вологодской области 600 человек, для училищ г. Ленинграда - 2000 человек. В школы ФЗО в 1941 году было подано дополнительно 3309 заявлений.

Областное и городские управления трудовых резервов принимали участие в работе исполнительных комитетов городских, областных Советов депутатов трудящихся по установлению контингента призыва по каждому городу и району и помогали в организации работы призывных комиссий.

Отбор молодёжи призывными комиссиями осуществлялся в первую очередь среди воспитанников детских домов Народного комиссариата просвещения. При этом комиссии руководствовались утверждёнными инструкциями по призыву и медицинскому отбору молодёжи. Воспитанников детских домов из сельских местностей принимали в учебные заведения трудовых резервов за счёт контингента сельской молодёжи, городских - городской. В порядке открытого добровольного набора принимались девушки - воспитанницы детских домов в возрасте 15 - 16 лет в ремесленные и железнодорожные училища.

Призванная молодёжь обеспечивалась верхней одеждой, обувью, двумя сменами белья и продуктами питания на пути следования к месту обучения. Перевозка набранной молодёжи проходила централизованно под руководством Главного управления трудовых резервов.

В областном Управлении трудовых резервов был составлен план межобластных и внутриобластных перевозок призванной молодёжи в школы ФЗО. Перевозка в Карело-Финскую ССР и Мурманскую область осуществлялась железнодорожным и водным транспортом из Вологды. Так, 26 июня 1941 года двумя эшелонами туда было отправлено 1050 человек. Транспортировка до места назначения призванной молодёжи осуществлялась специальными поездами, сформированными из пассажирских вагонов, в каждом из которых должно было помещаться не более 64 человек при следовании эшелона больше двух суток. Эшелоны формировались на станции «Вологда». Для обслуживания каждого из них областным отделом здравоохранения было выделено два медицинских работника. Отправка 150 человек была осуществлена пароходом.

Внутриобластные перевозки призванной молодёжи осуществлялись водным и железнодорожным транспортом. Во время прибытия молодёжи к конечному пункту на станциях и пристанях дежурили ответственные лица из школ ФЗО.

Согласно плану распределения, количество учащихся в школах ФЗО по Вологодской области должно было составлять 2400 человек, а в ремесленных и железнодорожном училищах - 1550 человек. География планового призыва охватывала фактически все районы и города областного подчинения.

В таблице 1 представлены плановые показатели распределения призываемой молодёжи в школы ФЗО Вологодской области.

Плановая численность контингента по районам и городам определялась количеством проживающего в них населения и сложившейся структурой хозяйства. Однако в ходе выполнения плановых заданий имели место отклонения, вызванные уровнем организационной и разъяснительной работы. Однако в целом по области поставленные задачи в основном были решены, при этом увеличение контингента учащихся обусловило появление новых: возникла необходимость в расширении сети учебных заведений трудовых резервов.

Согласно решению Исполкома Вологодского областного Совета депутатов трудящихся в мае 1941 года, были дополнительно созданы ремесленные училища и школы ФЗО: в г. Устюжне было открыто ремесленное училище с контингентом 250 человек; школа ФЗО № 4 металлистов была реорганизована в ремесленное училище № 5 металлистов с контингентом 300 человек.

Дополнительно были открыты школа ФЗО строителей в г. Череповце с контингентом 200 человек, школа ФЗО строителей в г. Вологде на базе треста «Вологда-промстрой» с контингентом 230 человек.

Таблица 1. План формирования призываемого контингента молодёжи Вологодской области в школы ФЗО

Наименование районов, городов Численность призываемых (человек)

Бабушкинский 50

Белозерский 80

Биряковский 40

Борисово-Судский 30

Верховажский 80

Великоустюгский 125

Волховский 100

Кирилловский 110

Кичменгско-Городецкий 165

Лежский 40

Междуреченский 40

Мяксинский 30

Никольский 195

Нюксенский 100

Павинский 100

Петриневский 20

Пришекснинский 30

Рослятинский 70

Сокольский 50

Сямженский 50

Тарногский 90

Тотемский 150

Усть-Алексеевский 60

Устюженский 150

Чебсарский 50

Череповецкий 100

г. Великий Устюг 75

г. Сокол 40

г. Череповец 30

г. Вологда 150

Итого 2400

Государство полностью взяло на себя содержание системы Государственных трудовых резервов [6]. Школы ФЗО и училища, согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 апреля 1941 года, обеспечивались помещениями, необходимым оборудованием, инструментом, инвентарём, а также материалами, необходимыми для обучения и выполнения производственных заказов.

Под особый контроль была взята деятельность наркоматов по обеспечению трудовых резервов одеждой, обувью, бельём, постельными принадлежностями, спецодеждой и обувью.

В Вологодской области в ходе выполнения заданий по мобилизации и организации обучения обнаружилась существенная нехватка учебных помещений, поэтому для размещения учащихся ремесленных, железнодорожного училищ и школ ФЗО призыва 1941 года по решению областных и местных органов власти трудовым резервам были переданы деревянные и кирпичные здания, а также вновь строящиеся дома.

Общее количество принятых в учебные заведения молодых людей Вологодской области в 1941 году представлено в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Численность принятых в школы ФЗО Вологодской области в 1941 году

Перечень школ Принято, человек

Школа ФЗО № 1 при Вологодском железнодорожном узле 280

Школа ФЗО № 2 лесного дела при Тотемском леспромхозе Народного комиссариата леса 360

Школа ФЗО № 3 строителей в Вологде 290

Школа ФЗО № 4 строителей в Череповце, организуемая вновь при Череповецком горсовете 240

Школа ФЗО № 5 речников при судоремонтном заводе им. Национального флота в Великом Устюге 370

Школа ФЗО № 6 деревообделочников при Лензаводе № 40 в Соколе 190

Школа ФЗО № 7 речников при судоверфи им. Желябова в Устюжне 200

Школа ФЗО № 8 стройматериалов, организованная вновь при втором кирпичном заводе областного отдела строительной промышленности 150

Итого 2080

Таблица 3. Численность принятых в училища ФЗО Вологодской области в 1941 году

Перечень училищ Принято, человек

Железнодорожное училище № 1 при паровозоремонтном заводе Народного комиссариата путей сообщения в Вологде 200

Ремесленное училище № 2 бумажников при бумажном комбинате им. Куйбышева в Соколе 150

Ремесленное училище № 3 речников при Народном комиссариате речного флота в Вологде 350

Ремесленное училище № 4 связи на базе ФЗУ связи в Великом Устюге 100

Ремесленное училище № 5 металлистов на базе ФЗО при заводе «Северный коммунар» - создано вновь 200

Ремесленное училище № 6 текстильщиков, организованное вновь на базе ФЗО Красавинского льнокомбината в пос. Красавино 300

Ремесленное училище № 7 мебельщиков, организованное вновь на базе Устюженского райпромкомбината 250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ремесленное училище № 8 металлистов, организованное вновь на базе Великоустюгской школы механизации 250

Итого 1800

Таким образом, в 1940 - 1941 гг. школы фабрично-заводского обучения Вологодской области должны были принять на обучение 1670 человек, а приняли 2080, план приёма был перевыполнен на 24,6%.

Училища системы Государственных трудовых резервов Вологодской области в 1940 - 1941гг., как и школы ФЗО, перевыполнили план приёма молодёжи на 125%, что говорит о высокой организации работы.

Массовая мобилизация молодёжи в Государственные трудовые резервы стала не только крупнейшим народнохозяй-

ственным мероприятием, но и фактором большой социальной значимости, обусловившим профессиональное определение и материальную поддержку молодёжи в сложнейший исторический период. Поэтому изучение истории создания Государственных трудовых резервов имеет актуальное значение не только в контексте исторической науки, но и в использовании накопленного системой профессионального образования опыта, который может быть использован в целях ускорения модернизации экономической и социальной сферы современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1940. - № 37.

2. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 4793. - Оп. 2. - Л. 2.

3. Ильин, А.С. Рождение трудовых резервов [Электронный ресурс] / А.С. Ильин. - Режим доступа: htt://www.gramota.net/materials/3/2011/6-1/19.html

4. Котляр, Э.С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Э.С. Котляр. - М.: Высшая школа, 1975. - 240 с.

5. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917 - 1967 гг. Сборник докладов за 50 лет [Текст]. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 2.

6. Хрынова, Т.А. Развитие сети и контингентов учебных заведений трудовых резервов в 1941 году (на примере Вологодской области) [Текст] / Т.А. Хрынова // Молодые исследователи - регионам: материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов в 2-х т. -Вологда: ВоГТУ 2009. - Т. 2. - С. 329.

7. Хрынова, Т.А. Система государственных трудовых резервов: вклад в дело Великой Отечественной войны (по материалам архивов Вологодской области [Текст] / Т.А. Хрынова // Историческое краеведение и архивы: материалы областной научно-практической конференции 18 марта 2010 г. - Выпуск 17. - Вологда, 2010. - С. 170-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.