МОБИЛИЗАЦИЯ
БИЗНЕСА
АНДРЕЙ
МОСКАЛЕНКО
Мобильные устройства (смартфоны, планшеты и ноутбуки) уже прочно интегрировались в корпоративную ИТ-среду, так что без них трудно представить себе работу сотрудников многих специальностей. Причем сценариев использования подобных устройств множество. Они выступают заменой обычного настольного персонального компьютера, служат мобильным помощником во время разъездов, а благодаря специальным приложениям иногда способны выполнять роль узкоспециализированных устройств — например, кассовых терминалов. Безусловно, корпоративные пользователи предъявляют несколько иные требования к устройствам, нежели частные лица. К таким требованиям можно отнести наличие максимально возможного количества средств коммуникации, прочность устройств и, пожалуй, самое важное — безопасный доступ и хранение данных.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГАДЖЕТ
Многие еще помнят, как крупные компании в штыки встречали просьбы своих сотрудников позволить им использовать для работы личные устройства. Для этого нужно было «прописать» гаджеты в корпоративной сети, а департаменты ИТ-безопасности воспринимали это как потенциальную брешь в обороне от киберугроз. Прошло несколько лет, технологии безопасности подтянулись до необходимого уровня — и в корпоративном мире появилась концепция BYOD (от англ. bring your own device — «принеси свое собственное устройство»), которой сегодня следует все больше и больше компаний. Как считает директор по продажам и работе с B2B-партнерами компании Samsung Electronics Rus Илья Федорушкин, концепция BYOD может быть применима даже организациями с повышенными требованиями к информационной безопасности. «Безусловно, идеальное решение — пользоваться сертифицированными управляемыми устройствами, — замечает эксперт, — но и для BYOD на рынке есть эффективные решения, обеспечивающие информационную безопасность». «Проще всего, конечно, запретить сотрудникам пользоваться посторонними устройствами, особенно когда с точки зрения количества видов и моделей их целый «зоопарк», — говорит
С точки зрения производительности и функциональности разница между устройствами профессиональными (для бизнеса) и любительскими (для личного пользования) почти стерлась. Однако вендоры не сдаются, предлагая все новые специализированные устройства для корпоративного сектора. В последнее время их активность сместилась в категорию мобильных гаджетов.
глава представительства ESET в России и СНГ Денис Матеев. — Но может пострадать производительность труда. Поэтому лучше все-таки разрешить — и наладить защиту от киберугроз».
Если ноутбуки давно освоились в офисах, то планшеты в корпоративную среду проникают очень медленно. Было время, когда многие сотрудники пытались использовать планшеты на рабочем месте. Однако практика показала, что они не очень удобны для работы с обычными офисными приложениями. Исполнительный директор компании Fun-box Альберт Алиев, тем не менее, видит для них четкую нишу в бизнесе. Планшеты удобны там, где есть простые типовые операции. Например, они могут заметно облегчить электронный документооборот на складе, если работники станут принимать товар, используя смартфон или планшет в качестве сканера для штрих-кода. Правда, для этого корпорациям нужно заказывать специальное приложение и интегрировать его с программой автоматизации склада. И западные компании делают это уже повсеместно, а российские — в редких случаях. Бросается в глаза эксперту и наше отставание в этом вопросе в розничной сфере: «В России я пока нигде не встречал мобильных кассовых терминалов, скажем, на базе iPad, а в США и Южной Корее — это сейчас практически норма».
МОБИЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
«Персональный компьютер, «тонкий клиент», КПК, планшет, смартфон... — перечисляет директор по продуктам и вице-президент ФГ «Лайф» Алексей Михайлик. — Мы уже
тридцать лет живем в непрерывной череде революций в области персональных вычислений. Мобильные устройства давно стали частью рабочего места, которое, кстати, само становится все более мобильным. Автомобиль, кофейня, приемная партнера, вагон метро — тоже стали рабочим местом. И именно это диктует требования к устройствам — их размеру, весу, емкости аккумулятора».
«Развитие мобильных устройств идет вперед вместе с технологическим прогрессом, — вторит ему менеджер по развитию бизнеса клиентских систем компании Fujitsu Сергей Грибанов. — Появление новых технологий найдет свое отражение в ноутбуках, планшетах, смартфонах и прочих мобильных устройствах». Пожалуй, сегодня самым актуальным и ожидаемым улучшением мобильных устройств является время автономной работы. Пока этот вопрос решается только увеличением емкости батарей. «Вполне вероятно, что в скором времени появятся аккумуляторы нового поколения, которые позволят существенно увеличить время автономной работы», — предполагает эксперт.
«На рынке сейчас уже достаточно много устройств в формфакторах «трансформер» и «два в одном», — продолжает тему технологических новшеств, присущих мобильному сегменту, Александр Белоглинцев, менеджер по маркетингу клиентских продуктов компании Dell в России, Казахстане и Центральной Азии. — Со временем такие устройства, несущие в себе функционал полноценных ПК, должны становиться тоньше и легче. Также стоит ожидать развития беспроводных подключений, приходящих на смену подключению периферийных устройств, сетевых интерфейсов и дисплеев по проводу». Пока на устройства «два в одном» приходится небольшая доля рынка мобильных устройств
НОВИНКИ
КОРПОРАТИВНОГО
СЕГМЕНТА
«Неубиваемый»
Dell Latitude 14 Rugged
Старт продаж в России: 30 июня Стоимость: от 86 000 руб.
Новый ноутбук корпоративного класса обеспечивает повышенный уровень защищенности от воздействия агрессивной внешней среды. Устройство успешно прошло испытания на соответствие американскому военному стандарту безопасности. Выдерживает падение при транспортировке (с высоты 91 см), устойчив к пыли, вибрации, сотрясениям и влажности. Система способна полноценно работать при экстремальных температурах — от -29 до +60 градусов Цельсия. Защищен от пыли и вертикальных капель под углом до 15°.
«Неразряжаемый»
«Нетяжелый»
Sony Xperia Z4 Tablet
Fujitsu
Stylistic Q665
Старт продаж в России: 1 июля Стоимость: от 52 990 руб.
«Таблетка» с Bluetooth-клавиатурой ВКВ50 обладает превосходным дизайном, защитой от пыли и влаги и оснащена восьмиядерным 64-разрядным процессором Qualcomm Snapdragon 810. Возможность наклонять экран в пределах 0-130° и тачпад на клавиатуре обеспечивают максимальный комфорт при печати. Аккумулятор емкостью 6 000 мА/ч может работать еще дольше с режимом энергосбережения Stamina. Устройство может подключаться через Wi-Fi к принтеру и проектору. Это самый легкий (389 г) и тонкий (6,1 мм) планшет с 10-дюймовым экраном в мире.
Представлен в Европе: 13 июля Стоимость: будет зависеть от страны и конфигурации
Новый безвентиляторный 11,6-дюймовый (29,5 см) планшетный компьютер бизнес-класса в сегменте «два в одном» разработан на базе процессора Intel Core M. Снабжен полноценной ОС от Microsoft и подсоединяемой клавиатурой. «Таблетка» может работать на протяжении всего дня без подзарядки батарей, имеет антибликовый дисплей повышенной прочности с перьевым и сенсорным вводом, поддержку сетей 4G/LTE, а также средства безопасности корпоративного класса. Продажи стартовали в июне в Японии, где в минимальной комплектации устройство стоит около $1,3 тыс.
для бизнеса. Тем не менее именно этот сегмент растет, и, по мере адаптации стратегии мобильности в компаниях, ожидается продолжение роста.
Однако основные потрясения, по мнению Алексея Михайлика, ожидают нас в области неожиданного использования стандартных гаджетов или их компонентов, в том числе и в бизнесе: «Процессор современных смартфонов в тысячи раз мощнее компьютера, который управлял посадкой американского модуля на Луну, а камера смартфона мощнее, чем система линз в большинстве микроскопов... Это открывает неизведанные возможности для разработчиков отраслевых решений на базе стандартных мобильных устройств».
Грань между мобильными корпоративными устройствами и гаджетами для массового сегмента основательно размыта. Глядя на устройство, сложно сказать, предназначено оно для бизнес-пользователя или для домашнего
применения
НЕ НОУТБУКОМ ЕДИНЫМ
Сергей Грибанов уверен, что мобильные устройства заняли прочные позиции в бизнес-сегменте, но сейчас в корпоративном сегменте, да и на ИТ-рынке в целом, не самые лучшие времена. «Рынок переживает существенный спад, что, безусловно, отразится и на корпоративном сегменте, — считает он. — Кроме того, стоит отметить существенное давление на традиционные мобильные устройства со стороны ультрамобильных устройств и носимой электроники.
В свою очередь, Алексей Михайлик наблюдает на рынке последовательную реализацию следующих тенденций: фаблеты (смартфоны с большими дисплеями 5,5-6 дюймов) вытесняют планшеты (особенно с диагональю 7-8 дюймов), 10-дюймовые планшеты превращаются в «прикроватный» гаджет, а остатки десктопов вытесняются неттопами (стационарный аналог нетбука — миниатюрный сетевой ноутбук), стоимость которых в ближайшие год-два будет стремиться к $30-50.
Илья Федорушкин отмечает также постепенное вытеснение ноутбуков планшетами. Но на полное их замещение он не рассчитывает — по причине неготовности соответствующей экосистемы с необходимым функционалом для планшетов и смартфонов в обозримом будущем. Тем не менее разработка такой экосистемы, по его словам, продолжается, и количество подобных приложений растет.
Сокращение продаж ноутбуков в целом под влиянием планшетов подтверждает и менеджер по коммуникациям сети магазинов электроники «Связной» Сергей Тихонов. По его данным, в первом квартале 2015 года в России было
реализовано на 50% меньше устройств, чем годом ранее. По словам Тихонова, планшеты в качестве рабочего инструмента очень популярны, например, у сотрудников, работающих «в полях», — торговых представителей, промоутеров, экспедиторов, курьеров и т. д. Их востребованность в корпоративном сегменте обусловлена несколькими факторами. Так, средняя стоимость планшета существенно ниже и составляет менее 10 тыс. рублей (у ноутбука — 26 тыс.). А по техническим характеристикам «таблетки» постепенно приближаются к ноутбукам. Что касается программного обеспечения, то для систем Android, iOS и Windows Phone, формирующих весь рынок планшетных компьютеров, уже доступны те же офисные программы, что и для стационарных ПК.
При этом к планшетам предъявляются не менее жесткие требования, чем к ноутбукам. «Большинство пользователей подбирают устройства, которые позволяют организовать полнофункциональное рабочее место в офисе (как правило, с подключением настольной док-станции) и одновременно с комфортом работать в поездке, — добавляет Александр Белоглинцев. — Безусловно, востребованы и возможности интеграции в существующую корпоративную ИТ-инфраструктуру, управления устройствами и использования бизнес-приложений».
Как предполагает Сергей Тихонов («Связной»), до определенного момента продажи ноутбуков продолжат сокращаться, однако полностью из корпоративного сегмента они не уйдут: «Скорее, будет происходить миграция со стационарных ПК на ноутбуки».
НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!
«Смерть десктопа» предсказывали уже много раз, однако ноутбукам так и не удалось окончательно вытеснить этого «мастодонта» с рынка устройств для конечных пользователей, даже действуя сообща с планшетами. «Несмотря на то, что их мощность постоянно растет, обычный компьютер все еще является лучшим устройством для работы с «тяжелыми» программами, — говорит Сергей Тихонов. — Комбинацию «системный блок + монитор + периферия» в компаниях используют и будут использовать целые категории специалистов и структурные подразделения». К таковым можно отнести, например, дизайнеров, архитекторов и разработчиков ПО — им возможностей мобильных устройств часто не хватает. Кроме того, особенность стационарного ПК в том, что таким крупным отделам организации, как бухгалтерия или кадровая служба, частая замена рабочих компьютеров на более мощные не требуется. Между тем вполне приличные стационарные ПК для них можно укомплектовать по цене около 15 тыс. рублей за штуку.
Более категоричен по поводу десктопов Алексей Михайлик из ФГ «Лайф». «Эти динозавры на самом деле уже вымерли, даже если кое-где в офисах еще и попадаются, — говорит он. — У многих моих знакомых есть, к примеру, «офисный» ноутбук, который никогда не покидает стен кабинета, и «домашний» планшет, который никогда не выносят из квартиры. Много места они не занимают, а рабочие процессы с их помощью организовать гораздо удобнее». Так что потребитель все равно «голосует» деньгами за мобильные устройства — даже если не предполагает использовать их «мобильным» образом.