Научная статья на тему 'Множественная фемининность'

Множественная фемининность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1450
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ИНВЕРСИОННАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ИНФАНТИЛЬНАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ДЕФОРМИРОВАННАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ПРЕСТИЖНАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / ИМИТАЦИОННАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / NORMATIVE FEMININITY / INVERSION FEMININITY / ANDROGYNOUS FEMININITY / INFANTILE FEMININITY / DISTORTED FEMININITY / RESTRICTIVE FEMININITY / NATURAL FEMININITY / PRESTIGE FEMININITY / IMITATION FEMININITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

В статье излагается типология фемининности с позиции гендерной социологии. Автор анализирует типы фемининности в двух аспектах: власть / подчинение и потребление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plural femininity

The article describes the a typology of femininity, viewed from the perspective of the sociology of gender. The author analyzes the types of femininity in two aspects: power / submission and consumption.

Текст научной работы на тему «Множественная фемининность»

Section 11. Sociology

Section 11. Sociology Секция 11. Социология

Ilynykh Svetlana Anatol’evna, Novosibirsk State University of Economics and Management, professor E-mail: [email protected]

Plural femininity

Abstract: the article describes the a typology of femininity, viewed from the perspective of the sociology of gender. The author analyzes the types of femininity in two aspects: power/submission and consumption.

Keywords: normative femininity, inversion femininity, androgynous femininity, infantile femininity, distorted femininity, restrictive femininity, natural femininity, prestige femininity, imitation femininity.

Ильиных Светлана Анатольевна, Новосибирский государственный университет экономики и управления, профессор, E-mail: [email protected]

Множественная фемининность

Аннотация: в статье излагается типология фемининности с позиции гендерной социологии. Автор анализирует типы фемининности в двух аспектах: власть/подчинение и потребление.

Ключевые слова: нормативная фемининность, инверсионная фемининность, андрогинная фемининность, инфантильная фемининность, деформированная фемининность, ограничительная фемининность, естественная фемининность, престижная фемининность, имитационная фемининность.

Фемининность в рамках гендерной социологии представляет собой значительный научный и обыденный интерес. Занимаясь гендерной проблематикой более десяти лет, автор хотела бы предложить собственную типологию фемининности, не претендуя на завершенность и полноту. Эта типология базируется на гендерной теории (более подробно см. работу [2]). В рамках данной статьи мы не будем останавливаться на изложении основных идей гендерной теории, укажем лишь, что фемининность, как и все понятия гендерной теории, не является однозначной. Она множественна.

Стоит сказать также и о другом основании, которое положено нами в основу типологии. Речь идет о потреблении. Это понятие чаще всего в гендерной теории упускается из вида. Но вместе с тем, оно имплицитно играет серьезную роль в жизни каждой женщины. Рассматривая потребление в русле гендерной теории, можно увидеть, что и этот процесс

находится в тисках власти и подчинения. Иными словами, женское потребление несвободно от гендерных практик. Оно конструируется ими. Здесь стоит учесть два обстоятельства. Потребление, с одной стороны, это процесс конструирования идентичности с помощью товаров и услуг [1, 47]. Но с другой стороны, на этот процесс конструирования огромное влияние оказывает гендерная практика (см. работы [3], [4]). Полагаясь на эти два обстоятельства, мы и предлагаем типы фемининностей.

С позиции власть/подчинение нами предлагаются такие типы фемининности как, нормативная, инверсионная, андрогинная, инфантильная, деформированная. Нормативная и инверсионная представляют собой, условно говоря, два полюса. Остальные типы располагаются между этими полюсами. Укажем сразу, что «плотность» представленных нами типов весьма и весьма незначительна. Иными словами, еще остаются скрытые ресурсы для

128

Секция 11. Социология

исследования иных типов фемининности между указанными полюсами.

Нормативная фемининность соответствует женскому хабитусу с ориентацией на традиционно закрепившиеся в общественном сознании женские ценности. К таковым в первую очередь относятся ценности семьи и материнства. В соответствии с ними выстраиваются все модели женского поведения. Ориентация на семью и материнство так или иначе сказывается и на чертах характера: конформности, эмпатичности, доброте, простоте, заботливости. С точки зрения гендерной социологии некоторыми негативными аспектами этой фемининности могут быть чрезмерная внутренняя сосредоточенность на неукоснительном исполнении женских ролей в семье и чувство вины в том случае, когда идеального исполнения не происходит. Представительницы нормативной фемининности могут в некоторых случаях вообще отказаться от карьерного продвижения во имя семьи и детей и впоследствии испытывать горечь и неудовлетворение от такого собственного выбора.

Инверсионная фемининность. Женщины с этим типом феминнности обладают чрезмерной маскулинизацией. Инверсионная фемининность — это жизнь в соответствии с хабитусом уверенности в себе, большей степени личностной автономности, независимости во взглядах и поведении, низкой конформности. Женщины, обладающие такой феминн-ностью, нередко агрессивны, вспыльчивы, склонны к эмоциональной неустойчивости. Они деловиты и активны. Их мышление, поведение и личностные черты расцениваются окружением как «мужские». Появляются нехарактерные для нормативной фемининности черты характера — авторитарность, дефицит эмоционального сочувствия, избегание близости и отношений привязанности.

Этот тип фемининности является противоположным полюсом нормативной фемининности. Избегая «женского», представительницы инверсионной фемининности крайне сложно выстраивают отношения с мужчинами и детьми. Создав собственную семью, женщины с рассматриваемым типом фемининности нередко начинают бороться за лидерство с мужем, детьми, создавая режим «непрерывной войны» по любому поводу. Они крайне болезненно реагируют на критику.

Андрогинная фемининность. Это срединный тип. Модели поведения здесь отличаются высоким уровнем сочетания и «женского» и «мужского». Женщины, у которых наблюдается достаточно

высокий уровень андрогинной фемининности, имеют большую степень спонтанности и эмоциональной насыщенности жизненного процесса. Они могут выражать разные эмоции: и те, что характерны нормативной фемининности — плакать, проявлять сентиментальность, бояться и т. п. и те, что свойственны для инверсионной фемининности — гневаться, быть вспыльчивой и т. д.

У женщин с андрогинной фемининностью преобладают такие качества, как уравновешенность и рассудительность. С точки зрения гендерной социологии они успешно сочетают мужские и женские качества, роли, стили жизни. Андрогинная фемининность соответствует женскому хабитусу с одновременной ориентацией на традиционно закрепившиеся в общественном сознании женские ценности и на мужские ценности. Именно это и может обеспечить более успешную самореализацию в личной жизни и карьере по сравнению с крайними вариантами фемининности.

Инфантильная фемининность. В этом типе женщины поведенчески берут инициативу в свои руки, пытаются занимать активную лидерскую позицию и быть самодостаточными. Иногда внешне их поведение напоминает поведение женщин, обладающих «инверсионной» фемининностью. Однако, если у последних их паттерны поведения продиктованы личной убежденностью в лидерстве, независимости, а также особенностями склада мышления, то у первых — это «игра во взрослых». Личностная незрелость проявляется в таких чертах характера, как неумение проявлять необходимый конформизм, стремление контролировать других, недостаток эмпатии, нетерпимость. Представительницы инфантильной фемининности опасаются традиционных женских ролей — жены и матери. Они, безусловно, скрывают этот страх от других, бравируя феминистскими лозунгами независимости. Инфантильная фемининность нередко развивается из-за отсутствия влиятельных образцов нормативной фемининности в ближайшем окружении.

Деформированная фемининность. Женщины с таким типом имеют модели поведения, которые сопряжены с алкоголизмом, наркоманией, отказом от своих родившихся детей и другими деструктивными паттернами. Эти женщины могут даже иметь черты характера, внешне соответствующие нормативной фемининности, однако по содержанию противостоящие им. К примеру, отказываясь от детей (оставляя их в детском доме, бросая на произвол судьбы и т. д.) представительницы деформированной

129

Section 11. Sociology

фемининности, с одной стороны, отдают себе отчет, что только женщина может выполнить необходимую для общества функцию деторождения и материнства, но с другой стороны, они не имеют ценностных ориентаций нести ответственность за своих детей.

С позиции гендерной социологии у представительниц деформированной фемининности имеет место личностная деформация, обусловленная, возможно, такой же фемининностью, имеющейся у матери. Вероятно, причиной такой фемининности может быть проблемная социализация, насилие в семье. Отказываясь от детей, женщина фактически отказывается от части своей фемининности.

Все указанные типы фемининности мы рассматривали в аспекте власть/подчинение. Представленными фемининностями не исчерпывается вся типология женских образов. Как мы уже указывали, гендерная методология позволяет нам проанализировать фемининности также и в другом аспекте, а именно с позиции потребления. Здесь мы предлагаем выделить такие типы фемининности как, ограничительная, естественная, престижная и имитационная.

Ограничительная фемининность. Она проявляется в том, что женщины удерживают себя от разного рода предметов потребления — пищи, одежды, путешествий, развлечений и т. д. «Ограничитель» включается практически во всех случаях потребления, иногда даже и при удовлетворении необходимых жизненных потребностей. С позиции гендерной социологии такой тип фемининности связан с крайне подчиненной позицией, которая избирается женщинами добровольно. При этом ограничения трактуются женщинами как самопожертвование. Самым сложным в данном случае является то, что часть женщин с рассматриваемым типом, испытывая базальную неудовлетворенность жизнью, не может выбрать другие модели поведения, считая свою модель как долженствование (так должно быть, я так должна делать).

Естественная фемининность. Как правило, обладательницы такой фемининности имеют андрогин-ную фемининность (с позиции власть/потребление). Женщины делают выбор в процессе потребления, основываясь на реальной необходимости. Безусловно, оставаясь обладательницами женской природы, они могут совершать спонтанные акты потребления, после которых, однако, не остается «следов горечи». Несравненными достоинствами этого типа является возможность полной самореализации своей социальной и индивидуальной субъектности.

С позиции гендерной социологии женщина может свободно выбирать роли в аспекте потребления без ущемления своих интересов и потребностей. Это позволяет сохранять удовлетворенность собой, своей жизнью, а также создает возможность оставаться самодостаточной, не впадая в зависимость любого плана.

Престижная фемининность. Женщины — обладательницы такой фемининности являют собой пример потребителей престижных товаров для достижения определённого общественного статуса и демонстрации его окружающим. Представительницы престижной фемининности с помощью статусных вещей стремятся не только выделяться среди других, но и привлекать людей с равным и большим достатком, формировать «свой круг». На престижную фемининность «работает» консюмеризм.

С точки зрения гендерной социологии главным скрытым аспектом является то, что обладательницы рассматриваемой фемининности — это тоже престижный товар. У представительниц престижной фемининности ключевую роль играет либо их женский атрибут — внешность, либо уже имеющиеся властные ресурсы (родительские деньги, связи т. д.). Как ни печально, но такой престижный товар как престижная фемининность в обществе консюмеризма подвергается оценке и ранжированию, как любой другой товар.

Имитационная фемининность. Обладательницы этого типа являют собой слабый и незрелый тип личности. Женщины, имеющие имитационную фемининность, склонны следовать модным трендам в питании, одежде, прическе, отдыхе, имитируя жизнь значимых влиятельных людей. В русле гендерной социологии рассматриваемый тип фемининности содержательно имеет сходство с ограничительным типом. То есть связан с крайне зависимой позицией, которая, в отличие от ограничительного типа, существует имплицитно. Зависимость от «значимых других» приводит к тому, что женщины находятся в непрерывной погоне за статусными индивидами и неизбежным уходом от личностной самореализации. В данном случае возможны ситуации отсутствия удовлетворенности и самореализации.

Подведем итоги. Мы выявили, что в русле гендерной социологии фемининность может быть множественной. Рассмотренная типология, безусловно, не претендует на полноту, но вместе с тем, отражает имплицитную множественность аспектов женского пола. Стоит предположить, что ожидают своего исследования другие женские типы, у которых обнаружатся новые аспекты отношения к себе и окружающему миру.

130

Секция 11. Социология

Список литературы:

1. Ильин В. И. Креативный консюмеризм как тренд современного общества потребления//Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - № 5. - с. 41-54.

2. Ильиных С. А. Гендерная теория управления//Идеи и идеалы. - 2012. - Т. 1. - № 2. - с. 115-116.

3. Ильиных С. А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода//Идеи и идеалы. -

2011. - Т. 1. - № 4. - с. 131-144.

4. Ильиных С. А. Женский топ-менеджмент с точки зрения социологии управления//Вестник НГУЭУ -

2012. - Т. 2. - № 4. - с. 113-123.

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.