Научная статья на тему 'Многоуровневая практико-ориентированная подготовка КА дров в вузах по приоритетным направлениям развития экономики России'

Многоуровневая практико-ориентированная подготовка КА дров в вузах по приоритетным направлениям развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / КОЛЛЕДЖ В СТРУКТУРЕ ВУЗА / MULTILEVEL PRACTICE-ORIENTED TRAINING / APPLIED BACHELOR DEGREE / UNIVERSITY COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Кухарь Владимир Денисович, Руднев Сергей Александрович, Христич Татьяна Юрьевна

Освещаются вопросы, связанные с функционированием в вузах системы многоуровневой подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России. Приведены основные результаты анализа подготовки специалистов различных уровней в вузах России, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Кухарь Владимир Денисович, Руднев Сергей Александрович, Христич Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL PRACTCE-ORIENTED TRAINING OF UNIVERSITY PERSONNEL IN PRIORITY FIELDS OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

This article deals with the quisteons about functioning of multilevel practice-oriented training ofpersonnel in priority fields of economic development in Russia. It represents the major results of analysis of personnel training at different levels of Russian universities, realizing the main professional educational program.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая практико-ориентированная подготовка КА дров в вузах по приоритетным направлениям развития экономики России»

Alexander Kharlamov, PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen Branch of State Architectural University in the city of Tobolsk,

Vyacheslav Ermakov, Doctor of Pedagogical Science, Professor, tmfk [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Mikhail Gryazev, Doctor of Engineering Science, Professor, Rector, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 377.5:378.1

МНОГОУРОВНЕВАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ВУЗАХ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В.Н. Скрябин, В.Д. Кухарь, С.А. Руднев, Т.Ю. Христич

Освещаются вопросы, связанные с функционированием в вузах системы многоуровневой подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России. Приведены основные результаты анализа подготовки специалистов различных уровней в вузах России, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО).

Ключевые слова: многоуровневая практико-ориентированная подготовка, прикладной бакалавриат, колледж в структуре вуза.

Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер: 10.9039.2014 от 30.01.2014.

Развитие инновационной экономики России, характеризующееся повышением производительности труда, снижением энергоемкости и материалоемкости продукции, использованием высоких технологий, обусловливает необходимость создания и модернизации 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Ключевое значение для решения этой задачи имеет подготовка квалифицированных кадров широкого спектра: рабочие, специалисты среднего звена, практико-ориентированные специалисты с высшим образованием.

При этом для каждого уровня производственных кадров определена своя «ниша», т.е. определенные трудовые функции, выполняемые ими во взаимосвязи на всех этапах жизненного цикла изделия: от разработки технической документации до выпуска готовой продукции и постпродажного обслуживания.

Эффективной моделью подготовки всей «линейки» кадров является кластерное взаимодействие предприятий, вузов и профессиональных образовательных организаций. Оптимальной является реализация модели в

рамках многоуровневой практико-ориентированной подготовки одного вуза.

Подготовка специалистов для высокотехнологичных наукоемких производств требует качественно новых подходов к образовательному процессу на основе вузовской фундаментальной подготовки и усиления практико-ориентированной компоненты образования, характерной для реализации программ среднего профессионального образования. Эти подходы апробированы в режиме экспериментальной деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» [1]. В эксперименте участвовал Тульский государственный университет совместно с предприятиями обороннопромышленного комплекса Тульской области. Результаты эксперимента показали, что наиболее эффективной является подготовка практикоориентированных бакалавров в рамках отраслевого образовательного кластера в вузах, имеющих в своей структуре колледж.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р [2] утвержден план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В соответствии с «дорожной картой» удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования к 2018 году должен составить 30 %.

Программы прикладного бакалавриата обеспечивают освоение будущими специалистами производственно-технологических, прикладных или практико-ориентированных видов профессиональной деятельности, в том числе рабочих профессий. Одним из основных условий практикоориентированной подготовки кадров для высокопроизводительных рабочих мест является широкое использование ресурсов предприятий, в том числе развитие базовых кафедр на предприятиях, обеспечивающих прак-тико-ориентированную подготовку по формированию и закреплению профессиональных компетенций будущих специалистов, привлечение ведущих специалистов к образовательному процессу, использование производственных мощностей предприятий.

Возможна также реализация программ прикладного бакалавриата в формате сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями, имеющими современную, сопоставимую с реальным производством лабораторную и учебно-производственную базу, преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом производственной деятельности в соответствующей профессиональной отрасли. Однако, при организации сетевого обучения возникают проблемы финансового регулирования передачи средств федеральных образовательных организаций

высшего организации в бюджеты субъектов Российской Федерации для профессиональных образовательных организаций, что обусловлено отсутствием в настоящее время нормативных правовых актов, определяющих механизм передачи бюджетных ассигнований.

В наиболее благоприятной ситуации оказываются вузы, которые имеют в своей структуре колледжи, обладающие развитой инфраструктурой для реализации практико-ориентированных программ по совпадающим специальностям СПО и направлениям подготовки уровня бакалавриата.

Использование ресурсов колледжей в системе многоуровневой прак-тико-ориентированной подготовки специалистов в вузе является предметом отдельного исследования.

В рамках проектной работы по теме «Оптимизация структуры и объемов подготовки кадров по программам СПО в образовательных учреждениях ВПО с учетом потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации» [3], выполненной в 2013 году, были составлены программы оптимизации 150 подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций высшего образования.

С целью изучения состояния многоуровневой подготовки кадров по приоритетным специальностям (УГС) СПО и совпадающим направлениям подготовки высшего образования, а также реализации программ прикладного бакалавриата, проведен анализ программ оптимизации вузов.

В ходе анализа выявлено, что в вузах ведется подготовка по 74 приоритетным специальностям 20 укрупненных групп специальностей СПО. Всего реализуется 553 образовательных программы СПО, из которых 430 программ соответствуют направлениям подготовки уровня академического бакалавриата, что составляет 77,7 %. При этом в этих вузах реализуется или планируется к реализации 161 образовательная программа прикладного бакалавриата, т.е. 29 %. Таким образом, соотнесение программ прикладного бакалавриата с программами СПО свидетельсвует о том, что потенциал колледжей вузов, реализующих программы СПО, используется не в полной мере.

Наиболее массовыми укрупненными группами специальностей СПО, по которым подготовка ведется практически во всех федеральных округах Российской Федерации, являются следующие УГС: 08.00.00 Техника и технологии строительства, 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика, 15.00.00 Машиностроение,

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия,

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Данные о состоянии использования опыта реализации программ СПО в программах прикладного бакалавриата на 1 января 2014 года представлены на рис. 1.

си

ю

о

и

о

Рис. 1. Анализ использования опыта реализации программ СПО в программах прикладного бакалавриата

Рассмотрим более подробно структуру образовательных программ УГС 15.00.00 Машиностроение. В данной укрупненной группе реализуется 4 приоритетные специальности: 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», 15.02.04 «Специальные машины и устройства», 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)», 15.02.08 «Технология машиностроения». Количество реализуемых образовательных программ распределено по специальностям неравномерно. Наибольшее распространение имеют образовательные программы по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» (41 образовательная программа), причем соответствие этой специальности направлениям подготовки высшего образования в вузах прослеживается по 33 образовательным программам, что составляет 81 %, в том числе 14 программ прикладного бакалавриата (35 %). Данные о состоянии по всем специальностям УГС 15.00.00 Машиностроение на 1 января 2014 г. приведены на рис. 2.

ям ВО 20 (72%) ПБ 6 (2296)

Соответствуют направлениям ВО 3 (6096)

Программы ПВО

Ш 15.02,01 Монтаж и техническая эксплуатация = 15.02.07 Автоматизация технологических

промышленного оборудования (по отраслям) = процессов и производств (по отраслям)

:: 15.02.04 Специальные машины и устройства 15.02.08 Технология машиностроения

Рис. 2. Анализ использования практико-ориентированной компоненты реализации программ СПО

по УГС 15.00.00Машиностроение

Выявлены также укрупненные группы специальностей, по которым ведется малое и даже единичное количество образовательных программ СПО.

Так, по УГС 10.00.00 Информационная безопасность реализуется 4 образовательных программы СПО по специальности «Информационная безопасность автоматизированных систем». Число реализуемых программ прикладного бакалавриата - 1.

По УГС 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии реализуется 3 образовательных программы СПО по специальностям «Биотехнические медицинские аппараты и системы», «Оптические и оптико-электронные приборы и системы», «Авиационные приборы и комплексы». По первым двум специальностям реализуются или планируются к реализации программы прикладного бакалавриата.

По УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии реализуется одна образовательная программа по специальности «Биохимическое производство». Профиль вуза соответствует специальности СПО, программа прикладного бакалавриата не реализуется.

Таким образом, резервы использования потенциала колледжей в структуре вуза для повышения эффективности реализации практикоориентированных программ высшего образования не исчерпаны.

В рамках исследования проведен также анализ многоуровневой практико-ориентированной подготовки специалистов в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет». Спектр подготовки специали-

стов ориентирован на развивающиеся рынки труда Тульского региона. Сведения о состоянии подготовки рабочих и специалистов по специальностям СПО и направлениям высшего образования приведены в таблице.

Спектр подготовки практико-ориентированных кадров

различных уровней

Укрупненные группы специальностей и направлений Специальности СПО Квалификация Рабочие профессии

я а а ю о Є “ І К е ч ^ а к Прикладной баклавр Старший техник Техник

08.00.00 Техника и технологии строительства 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий + + + • Электромонтажник по освещению и осветительным сетям; • Электромонтажник по ремонту и обслуживанию электрооборудования

09.00.00 Информатика и вычислительная техника 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы + + + • Оператор электронных и электронновычислительных машин

09.02.03 Программирование в компьютерных системах + + • Оператор электронных и электронновычислительных машин

10.00.00 Информационная безопасность 10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем + + • Оператор электронных и электронновычислительных машин

15.00.00 Машиностроение 15.02.04 Специальные машины и устройства + + + + • Токарь-фрезеровщик; • Оператор станков с программным управлением; • Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

15.02.08 Технология машиностроения + + + • Токарь-фрезеровщик; • Оператор станков с программным управлением; • Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

Окончание

Укрупненные группы специальностей и направлений Специальности СПО Квалификация Рабочие профессии

. і 8 І е Ч с Я Є к ^ и й вр он р 3 і 4 ч ка лк к иа а® В Старший техник Техник

15.00.00 Машиностроение 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) + + + • Токарь-фрезеровщик; • Оператор станков с программным управлением; • Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением; • Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок; • Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта + + + + • Токарь-фрезеровщик; • Слесарь по ремонту автомобилей; • Водитель автомобиля

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) + + • Токарь-фрезеровщик; • Слесарь по ремонту дорожностроительных машин и тракторов

Из анализа следует, что в Тульском государственном университете 100 % реализуемых специальностей СПО являются приоритетными и относятся к техническим специальностям, которые востребованы предприятиями Тульского региона для работы на высокотехнологичных рабочих местах. Выявлено

100 %-е совпадение специальностей СПО и направлений подготовки уровня академического бакалавриата.

На базе университетского колледжа созданы условия для реализации практико-ориентированных программ прикладного бакалавриата. Так,

в 2014 году в соответствии с контрольными цифрами приема начинается реализация программ прикладного бакалавриата по четырем совпадающим со специальностями СПО направлениям подготовки: «Строительство», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

В 2015 году спектр программ прикладного бакалавриата планируется пополнить направлением «Информатика и вычислительная техника».

Таким образом, анализ состояния системы многоуровневой практи-ко-ориентированной подготовки специалистов, соотнесенный с потребностями региональной экономики, является одним из основных факторов, формирующих стратегию развития самой системы.

Система многоуровневой практико-ориентированной подготовки специалистов становится самодостаточной при наличии в структуре вуза колледжей, реализующих приоритетные для экономики Российской Федерации специальности СПО, совпадающие с направлениями подготовки академического бакалариата. При этом колледжи имеют развитую инфраструктуру, необходимую и достаточную для реализации практикоориентированной компоненты программ прикладного бакалавриата. Кроме того, взаимовлияние элементов системы может вызвать обратный процесс, когда расширение спектра направлений подготовки по программам прикладного бакалавриата инициирует открытие в вузе новых специальностей СПО.

Функционирующая в рамках отраслевого образовательного кластера система многоуровневой практико-ориентированной подготовки специалистов является гибкой и способна реагировать на запросы предприятий для удовлетворения кадровых потребностей инновационной экономики региона.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] http:// old.mon.gov.ru/Документы/prav/obr/5650.

2. План мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р [Электронный ресурс]

http://garant.ru/ИПО/Прайм/Документы ленты прайм/План мероприятий.

3. Оптимизация структуры и объемов подготовки кадров по программам СПО в образовательных учреждениях ВПО с учетом потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации: отчет о

НИР (заключит.) / Тульский гос. университет; рук. Скрябин В.Н.; исполн.: Агуреев И.Е. [и др.]. Тула, 2013. 1245 с.

Скрябин Виталий Николаевич, канд. техн. наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Кухарь Владимир Денисович, д-р техн. наук, профессор, проректор по научной работе, Science@tsu. tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Руднев Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор, проректор по учебной работе, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Христич Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

MULTI-LEVEL PRACTCE-ORIENTED TRAINING OF UNIVERSITY PERSONNEL IN PRIORITY FIELDS OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

V.N. Skryabin, V.D. Kukhur, S.A.Rudnev, T. Yu. Khristich

This article deals with the quisteons about functioning of multilevel practice-oriented training of personnel in priority fields of economic development in Russia. It represents the major results of analysis of personnel training at different levels of Russian universities, realizing the main professional educational program.

Key words: multilevel practice-oriented training, applied bachelor degree, university

college.

Skryabin Vytaly Nickolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S. I. Mosin, TSU, tstctula@,gmail.com, Russian, Tula, Tula State University.

Kukhar Vladimir Denisovich, doctor of technical sciences, the prorector of science, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

Rudnev Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, the prorector of education work, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

Hristich Tatyana Yuryevna, the manager of scientific-methodic centre of the Technical college named after S. I. Mosin, tstctula@,gmail.com, Russian, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.