ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
Рис. 3. Динамика средней частоты (MPF) электромиограммы четырехглавой мышцы бедра при увеличении интенсивности от 25% до 100% МПС.
Значения представлены как среднее ± о х t (0,95, 9). Звездочкой отмечены статистически значимые (р<0,01) различия между эксцентрическим и концентрическим режимами
зоне от 80 % до 100 % МПС. Данная динамика MPF при максимальных и околомаксимальных уровнях производства силы соответствует результатам ранее проведенных исследований [4] и говорит о том, что большинство ДЕ уже активизировано и не отображает каких-либо физиологических феноменов.
Вывод. Основываясь на полученных результатах и теоретическом обосновании, мы можем заключить, что более высокая
средняя частота ЭМГ в эксцентрическом режиме сокращения согласуется с теорией, что быстро сокращающиеся ДЕ избирательно рекрутируются во время эксцентрических сокращений. Таким образом, бол ьшая рефлекторная возбудимость высокопороговых эфферентов, улучшение их сократительных способностей, возможность достижения более высокого крутящего момента (т. е. механической нагрузки) при использовании супрамаксимальных нагрузок в эксцентрической фазе движения может дать конкурентное преимущество для развития силовых показателей и гипертрофии мышечной ткани, что наиболее актуально в скоростно-силовых видах спорта.
References
1. Filligoi, G.C. Detection of hidden rhythms in surface EMG signals with a nonlinear time-series tool / G.C. Filligoi, F. Felici // Medical Engineering & Physics. - 1999. - Vol.21, №6-7. - Р. 439-448.
2. Maximal eccentric and concentric strength discrepancies between young men and women for dynamic resistance exercise / D.B. Hollander [et al.] // J. Strength Cond. Res. - 2007. - Vol. 21, №1. -Р. 34-40.
3. Pasquet, B. Specific modulation of motor unit discharge for a similar change in fascicle length during shortening and lengthening contractions in humans / B. Pasquet, A. Carpentier, J. Duchateau // Journal of Physiology. - 2006. - Vol.577, №2. - Р. 753-765.
4. Relationships between surface EMG variables and motor unit firing rates / А. Christie // Eur. J. Appl. Physiol. - 2009. - Vol.107, №2. -P. 177-185.
5. Residual force enhancement following eccentric contractions: a new mechanism involving titin / W.G. Herzog [et al.] // Physiology. - 2016. - Vol.31, №4. - Р. 300-312.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
многоуровневая организация психологичЕскои службы в спорте
Доктор психологических наук, профессор А.Н. Николаев1
1Псковский государственный университет, Псков
УДК^С 796.01:159.9
Ключевые слова: психологическая помощь, психологическое обеспечение, психологическая подготовка спортсменов.
Введение. Тренер в процессе учебно-тренировочной деятельности со спортсменами реализует четыре основные функции спорта: воспитательную, образовательную, оздоровительную и соревновательную [1, 2]. Основной интерес тренеров, как правило, состоит в росте спортивных результатов учеников для предстоящих побед на соревнованиях.
Психологическую подготовку к соревнованию, наряду с физической подготовкой, технической и тактической, должен осуществлять тренер. Однако на практике психологическая подготовка спортсменов остается в стороне. Более того, задачи психологической подготовки спортсменов в большинстве случаев даже не ставятся в учебно-тренировочных планах. Именно этим и объясняется тот факт, что в спортивные команды часто требуется психолог (особенно имеющий опыт работы со спортсменами - спортивный психолог). Сказанное не исключает работы тренеров по психологической помощи спортсменам.
Цель исследования - обоснование методического обеспечения психологической помощи в организации тренировочного процесса.
Методика и организация исследования. Психологическая подготовка спортсменов должна сводиться к их обучению: своевременному выявлению и профилактике такого рода проблем и средств устранения этих проблем, то есть тренер должен обучать спортсменов средствам диагностики, профилактики и устранения психологических проблем.
MULTILEVEL ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE IN SPORTS
Dr.Sc. Psych., Professor A.N. Nikolaev1
1Pskov State University, Pskov
Поступила в редакцию 26.12.2019 г.
Кроме того, он должен обучать спортсменов средствам максимальной реализации спортивно-соревновательных резервов, средствам поддержания благоприятного психологического климата в команде и всему тому, что включает в себя психологическое обеспечение спортивной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Психологическая помощь спортсменам осуществляется на трех уровнях. 1-й уровень - психологическая самоподготовка спортсмена, которая является центральной в системе психологического обеспечения спортивных команд. На 2-м уровне проводится обучение психологической подготовке спортсменов тренерами или спортивными психологами, что подразумевает проведение тренингов, решение ситуационных задач в виде кейсов. На 3-м уровне осуществляется обучение тренеров навыкам психологического сопровождения и поддержки тренировочного процесса.
Вывод. Организация психологической помощи должна включать средства и методы самообучения спортсмена достижению психологической устойчивости, способности самостоятельно справляться со своими проблемами - как говорится, к «каждой ситуации психолога не приставишь».
Литература
1. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб.: ГАППО, 2005. - 344 с.
2. Солдатова Г.В. Система психологического сопровождения спортсменов как парадигма в подготовке психологов спорта / Г.В. Солдатова // Теория и практика управления образовательным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: Вестник БПА. - Вып. 1144. - СПб.: БПА, 2013. - С. 54-57.
Информация для связи с автором: [email protected]
№ 4 • 2020 Апрель | April
http://www.teoriya.ru