http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-4(21)-62-66
МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРИДНЕСТРОВЬЯ КАК МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛДАВИИ
Д.В. Басова
Приднестровско-молдавский конфликт, часто рассматриваемый в рамках геополитического противостояния России и Запада и шире - выбора в пользу демократии и антидемократии1 - имеет, помимо прочего, цивилизационное измерение. За период более чем 20-летней независимости Приднестровью (ПМР) удалось создать не только достаточно эффективные институты власти и независимую политическую элиту2, но и реализовать на практике идентификационную модель - приднестровскую идентичность. Последняя явилась основополагающим инструментом в процессе построения государственности, консолидировав общество и обозначив внешнеполитический вектор развития. Об успехах данной модели говорит тот факт, что, несмотря на мультиэтничный характер приднестровского общества, курс 1
1 Nodia G. External Influence and Democratization: The revenge of geopolitics. The Johns Hopkins University Press. vol. 25. N. 4. October 2014. Pp. 139-150
2 Харитонова Н.И. Атрибуты государства в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. / Н. И. Харитонова. [Электронный ресурс]. // Государственное управление. Электронный вестник. - Выпуск № 37. - 2013. - Режим доступа :http://ejournal. spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/ vipusk_37._aprel_2013_g._/pravovie_i_ polititcheskie_aspekti_upravlenija_/kharitonova. pdf [Kharitonova N. I. Atributi gosudarstva v nepriznannoy Pridnestrovskoy Moldavskoy Respublike. / N.I. Kharitonova. [Elektronniy resurs]. // Gosudarstvennoe upravleniye. Elektronniy vestnik. -VipuskNo 37. -2013. - Rezhim dostupa: http://ejournal.
spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk____37._
aprel_2013_g._/pravovie_i_polititcheskie_aspekti_
upravlenija_/kharitonova.pdf]
внешней и внутренней политики реализуется в едином направлении (например, расширяется проект «Евразийское Приднестровье»). Исходный тезис данной статьи содержит следующее положение: потенциально мо-
дель приднестровской идентичности могла бы послужить инструментом разрешение «конфликтов идентичности»3для руководства Молдавии, которую в современных реалиях раздирают этнополитические противоречия (согласно PoliticalRiskIndex, 2014)4.
ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ:
СТРУКТУРА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
Становление приднестровской идентичности можно отнести к 1992 году - когда ПМР провозгласила независимость. Обретенная независимость выражалась не только в политико-территориальном отделении от Молдовы, но и в культурно-цивилизационном разделении пространства, которое некогда было единым в составе советской империи.
3 Штански Н. Особенности урегулирования «конфликтов идентичности»: пример Приднестровья. / Н. Штански. [Электронный ресурс]// Медиацентр «Евразийское Приднестровье». 23.01.15. - Режим доступа: http://eurasian.su/ article/osobennosti-uregulirovaniya-konfliktov [Shtanski N. Osobennosti uregulirovaniya “konfliktov identichnosti: primer Pridnestrovya. / N. Shtanski [Elektronniy resurs] // Mediacentr “Evraziyskoye Pridnestrovye”. 23.01.15. - Rezhim dostupa:http://eurasian.su/article/osobennosti-uregulirovaniya-konfliktov]
4 Moldova: Country Review. CountryWatch. / Country Watch Review [Electronic resource] // Houston. Texas. 2014. - Mode of access: http://www.countrywatch. com/Intelligence/CountryReviews?CountryId=116
62 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
Первоначально территориальное разделение Молдовы и ПМР было оформлено в результате противостояния вектора «румы-низации», который был принят молдавским руководством в 1989 году и советского вектора, направленного на сохранении Союза и советского прошлого5. Таким образом, приднестровская идентичность в первой половине 90-годов XX века воспроизводила советские образы и символы, которые в свете распада Советского союза и возрождения националистических движений в постсоветских республиках, стали приобретать сакральный характер. Примерами обозначенной тенденции могут служить следующие факты: героизация Г. Котовского (в виде установления ему памятника, именования центральных улиц и площади); сравнение боев в городе Бендеры со Сталинградской битвой 1942-1943 гг.6, прославление генерала А. Лебедя7 и образ российской армии как единственного гаранта безопасности;
Примерно с 2000-х годов наблюдается трансформация приднестровской идентичности: частичный отход от советского прошлого и создание качественно новой модели самоидентификации. Данная модель включала в себя одновременно экстраполяцию духовных символов России (в частности, Российской империи) и соединение мультикультурной традиции на данной террито-
5 O’Loughlin J., Kolossov V., Tchepalyga A. National construction, Territorial separatism and Post-Soviet geopolitics in the Transdniester Moldovan Republic /
J. O’Loughlin, V Kolossov, A. Tchepalyga. [Electronic resource] // Post-soviet Geography and Economics. - 2014. - Mode of access: http://dx.doi.o rg/10.1080/10889388.1998.10641081
6 Воловой Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника приднестровской трагедии / Г.П. Воловой // Бендеры: Полиграфист. - 1993. [Volovoy G.P. Krovavoe leto v Benderakh. Khronika pridnestrovskoy tragedii / G. P. Volovoy // Bendery: Poligraphist. - 1993.]
7 «В Приднестровье состоялось открытие ме-
мориальной плиты в честь генерала Александра Лебедя». [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных Дел ПМР. 14.02.2015. Режим доступа: http://mfa-pmr.org/ru/fzL
[“V Pridnestrovye sostoyalos otkrytie memorialnoy plity v chest generala Aleksandra Lebedya” [Elektronniy Resurs] Ministerstvo Inostrannih Del pMR. 14.02.15. - Rezhim dostupa: http://mfa-http://mfa-pmr.org/ru/fzL]
рии. Подобное положение подтверждается героизацией русских полководцев, особенно культивирование подвига А. Суворова8, выставлением на зданиях в Тирасполе и Бендерах флагов Российской империи, а также памятник на трех языках( украинском, молдавском и русском) конституции Орлика, которая, как считается, была первой принятой конституцией в мире, задолго до принятия Американской конституции9.
Сегодня основными постулатами для идейно-политического конструкта - «приднестровская идентичность» - являются:
1. мирное сосуществование трех основных этнических групп - русских, молдаван и украинцев;
2. единство трех народов по поводу внешне- и внутриполитического развития ПМР;
3. соотнесение населением ПМР себя с понятием «приднестровец»;
4. осуждение румынского экспансионизма;
5. ориентация на Россию и проект «Евразийский регион» как конечная цель внешней политики.
Иными словами, приднестровская идентичность оформилась не только во внешнеполитическом дискурсе руководителей ПМР, но и была успешно инкорпорирована в гражданское общество. Кроме того, приднестровская идентичность легализирует существующие в ПМР властные структуры и консолидирует обществом10 * *. Несмотря на то, что политическая элита Приднестровья неоднократно подчеркивала свое «неизбежное» вхождение в состав
8 Наличие улиц имени Суворова в Тирасполе и Бендерах, изображение Суворова на валюте -приднестровских рублях и т.д.
9 Из материалов музея Бендерской трагедии, г. Бендеры
10 Штански Н. Особенности урегулирования
«конфликтов идентичности»: пример Приднестровья. / Н. Штански. [Электронный ресурс]// Медиацентр «Евразийское Приднестровье». 23.01.15. - Режим доступа: http://eurasian.su/ article/osobennosti-uregulirovaniya-konfliktov [Shtanski N. Osobennosti uregulirovaniya “konfliktov identichnosti: primer Pridnestrovya. / N. Shtanski [Elektronniy resurs] // Mediacentr “Evraziyskoye Pridnestrovye”. 23.01.15. - Rezhim dostupa: http://eurasian.su/article/osobennosti-
uregulirovaniya-konfliktov ]
COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015 63
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
российского истеблишмента11, тем самым отказывая себе в какой-либо уникальности, она в процессе собственного развития трансформировалась в концепт, единственный в своем роде и направленный на пробуждение самосознания у населяющих данную территорию народов. Это положение иллюстрирует тот факт, что примерно 30 % населения ПМР. имеющие российские паспорта, не чувствует особой привязки к России12. Парадокс «приднестровской идентичности» заключается в том, что она оказывается «более русской» и наиболее полно отражающей идею «Русского мира», чем так называемая «национальная идея» в самой России. И это обстоятельство разграничивает идентичности приднестровцев и россиян. Можно предположить, что наличие особой, отличной от русской идентичности в дальнейшем приведет к отказу от про-российского вектора во внешней политике и к укоренению идеи о построении подлинного независимого государства.
ПРЕИМУЩЕСТВА «ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» ДЛЯ МОЛДАВИИ
На фоне затянутого переговорного процесса и неудавшихся попыток достичь компромисса между Молдавией и ПМР часто говорят о том, что два государства смотрят в разные стороны и не имеют никакой общности культурных кодов. На наш взгляд, такой подход к данному конфликту только усиливает идентификационный раскол, который потенциально мог бы быть преодолен на уровне гражданского общества через имплементацию одной и той же модели идентичности. В данном случае, определенными преимуществами обладает модель «приднестровской идентичности», которая, как было замечено выше, успешно была реализована на практике.
11 Актуальные вопросы внешней политики Приднестровья (2012-2013 гг.). / Н.В. Штан-ски. (обш. ред.) - Тирасполь. - Выпуск 1. -2014. [Aktualniye voprosy vneshney politiki Pridnestrovya (2012-2013 gg.). /N. Shtanki (obsch. Red.) - Tiraspol. - Vipusk 1. - 2014.]
12 Выступление Председателя Верховного Совета ПМР М.П. Бурла на весенней конференции, посвященной евразийской интеграции Приднестровья. - 2014.
Современная проблема молдавского общества состоит в том, что в нем отсутствует четко выраженное представление о «молдаванах» как особой категории. Молдавию разделяют этно-политические противоречия, которые локализуются в пространстве: например, на юге - про-русские настроения среди гагаузов и болгар в Тараклии; на востоке - в большей степени про-румынские силы ввиду близости с румынской границей и т.д. Из всего этого калейдоскопа идентичностей не сформирована одна, которая бы объединяла всю страну не на этническом основании, а на основе гражданской принадлежности к Молдавии13. Обратный пример демонстрирует ПМР, которой удалось объединить разнородное общество, костяк которого составляют три народа - русские, украинцы и молдаване. Помимо данного пункта среди основных положений приднестровской модели можно выделить:
1. недискриминационный характер и апелляция к мультикультурализму;
2. гибкое совмещение образов прошлого и настоящего;
3. четкое разделение между гражданственностью и национальностью с приоритетом первого компонента;
4. апелляция к общему духовному наследию, а не к стратегии «выживания».
Кроме того, главным преимуществом приднестровской модели является ее многоуровневый характер. Можно проследить наличие трех уровней идентичности: индивидуального, группового (русские, украинцы, молдаване, евреи) и государственного. Причем индивидуальный и групповой уровни внутренне не противоречат государственному, а органично вписаны в него, о чем свидетельствуют данные научно-исследовательской лаборатории
ПГУ им. Шевченко14. Помимо названных
13 March L. From Moldovanism to Europeanization? Moldova’s communists and nation building/
L. March// Nationalities papers. - Vol. 35. -No. 4. - 2007.
14 Возрастает число тех, кто называет себя «приднестровцем», а также тех. кто указывает свою этническую принадлежность и при этом. [Электронный ресурс]: http://novostipmr.com/ ru/news/15-01-13/okolo-3-zhiteley-respubliki-ne-otnosyat-sebya-k-kakoy-libo
64 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
трех уровней просматривается еще один -общеславянский, который носит пока скорее трансцендентный характер. Тем не менее, в рамках приднестровской идентичности он выражен в идее восстановления «Русского мира» по всем его ментальнокультурным граница, а практическим инструментом данного процесса выступает созданный Евразийский Союз.
Так, преодоление внутрицивилизационного раскола, провоцирующий внутриполитический кризис, возможно при формировании собственно молдавской идентичности, которая имманентно была бы непротиворечивой и объединяющей. Тем не менее, модель приднестровской идентичности, которая потенциально могла бы послужить примером для молдавского руководства, имеет серьезный недостаток, а именно: ее конструирование происходило в рамках регионального размежевания и противопоставления себя и внутреннего «Другого», представленного центром в Кишиневе. В отличие от классической схемы выделения центром внутреннего «Другого»15, произошел обратный процесс - противопоставления региона (ПМР) центру. Следовательно, пока сохраняется такое региональное противопоставление, сохраняются линии размежевания между приднестровцами и собственно молдаванами. В перспективе, вполне реалистичным представляется сценарий, при котором политическая элита Молдавии на практике культивирует идею об особой молдавской идентичности, имманентные характеристики которой воспроизводили бы приднестровскую идентичность. Но для такого шага требуется, во-первых, политическая воля молдавских руководителей; во-вторых - модернизация «приднестровской идентичности» в сторону сближения с молдавской путем отказа от выделения «внутреннего Другого» в дискурсе лидеров обеих сторон конфликта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенного анализа можно констатировать, что «приднестровская идентичность», сконструированная первоначально на основе советской, в современном контексте стала независимым политическим инструментом, легализующим властные структуры в ПМР и сам политический процесс на данной территории. В связи с тем, что центр - непосредственно Молдавия - ослаблен изнутри отсутствием единого видения внешнеполитического развития, приднестровская идентичность была противопоставлена как положительная во всех смыслах альтернатива, что существенно укрепило ее позиции среди гражданского населения в Приднестровье. На практике приднестровская идентичность содержит в себе те универсальные черты и положения, которые в условиях «замороженного» конфликта могли бы быть использованы как инициативы для сближения Молдавии и ПМР. Именно многоуровневый характер приднестровской идентичности служит тем ключевым преимуществом, которое позволило бы объединить политические видения и взгляды двух сторон конфликта и нивелировать цивилизационный раскол.
15 Johnson C., Coleman A. The internal Other:
Exploring the dialectical relationship between regional exclusion and the construction of national identity // Annals of the Association of American geographers. 2012. Vol. 102. No. 4. P. 863-880
COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015 65
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
Многоуровнеая идентичность Приднестровья как модель построения государства для современной Молдавии
Дарья Владимировна Басова, студентка Факультета политологии МГИМО (У) МИД России.
Аннотация: в статье рассматривается эволюция наднациональной идентичности в Приднестровье, предпосылки к ее формированию и особенности ее институционального и символического выражения.
Ключевые слова: критическая геополитика, наднациональная идентичность, Приднестровье, приднестровская идентичность, Молдавия, nation-building.
Multilevel Identity in Transnistria as a Model of Statebuilding for a Modern Moldova
Daria Vladimirovna Basova, BA student, School of Political Affairs, MGIMO University.
Abstract: The article focuses on the evolution of sub-national identity of Transnistria, the prerequisites for its formations and the features of its institutional and symbolic representation.
Key words: critical geopolitics, sub-national identity, Trasdnistrea, identity of Transdnistrea, Moldova, nation-building.
66
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015