Научная статья на тему 'Многоуровневая идентичность Приднестровья как модель построения государства для современной Молдавии'

Многоуровневая идентичность Приднестровья как модель построения государства для современной Молдавии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
436
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА / НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРИДНЕСТРОВЬЕ / ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛДАВИЯ / NATION-BUILDING / CRITICAL GEOPOLITICS / SUB-NATIONAL IDENTITY / TRASDNISTREA / IDENTITY OF TRANSDNISTREA / MOLDOVA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Басова Дарья Владимировна

В статье рассматривается эволюция наднациональной идентичности в Приднестровье, предпосылки к ее формированию и особенности ее институционального и символического выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multilevel Identity in Transnistria as a Model of Statebuilding for a Modern Moldova

The article focuses on the evolution of sub-national identity of Transnistria, the prerequisites for its formations and the features of its institutional and symbolic representation.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая идентичность Приднестровья как модель построения государства для современной Молдавии»

http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-4(21)-62-66

МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРИДНЕСТРОВЬЯ КАК МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛДАВИИ

Д.В. Басова

Приднестровско-молдавский конфликт, часто рассматриваемый в рамках геополитического противостояния России и Запада и шире - выбора в пользу демократии и антидемократии1 - имеет, помимо прочего, цивилизационное измерение. За период более чем 20-летней независимости Приднестровью (ПМР) удалось создать не только достаточно эффективные институты власти и независимую политическую элиту2, но и реализовать на практике идентификационную модель - приднестровскую идентичность. Последняя явилась основополагающим инструментом в процессе построения государственности, консолидировав общество и обозначив внешнеполитический вектор развития. Об успехах данной модели говорит тот факт, что, несмотря на мультиэтничный характер приднестровского общества, курс 1

1 Nodia G. External Influence and Democratization: The revenge of geopolitics. The Johns Hopkins University Press. vol. 25. N. 4. October 2014. Pp. 139-150

2 Харитонова Н.И. Атрибуты государства в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. / Н. И. Харитонова. [Электронный ресурс]. // Государственное управление. Электронный вестник. - Выпуск № 37. - 2013. - Режим доступа :http://ejournal. spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/ vipusk_37._aprel_2013_g._/pravovie_i_ polititcheskie_aspekti_upravlenija_/kharitonova. pdf [Kharitonova N. I. Atributi gosudarstva v nepriznannoy Pridnestrovskoy Moldavskoy Respublike. / N.I. Kharitonova. [Elektronniy resurs]. // Gosudarstvennoe upravleniye. Elektronniy vestnik. -VipuskNo 37. -2013. - Rezhim dostupa: http://ejournal.

spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk____37._

aprel_2013_g._/pravovie_i_polititcheskie_aspekti_

upravlenija_/kharitonova.pdf]

внешней и внутренней политики реализуется в едином направлении (например, расширяется проект «Евразийское Приднестровье»). Исходный тезис данной статьи содержит следующее положение: потенциально мо-

дель приднестровской идентичности могла бы послужить инструментом разрешение «конфликтов идентичности»3для руководства Молдавии, которую в современных реалиях раздирают этнополитические противоречия (согласно PoliticalRiskIndex, 2014)4.

ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ:

СТРУКТУРА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

Становление приднестровской идентичности можно отнести к 1992 году - когда ПМР провозгласила независимость. Обретенная независимость выражалась не только в политико-территориальном отделении от Молдовы, но и в культурно-цивилизационном разделении пространства, которое некогда было единым в составе советской империи.

3 Штански Н. Особенности урегулирования «конфликтов идентичности»: пример Приднестровья. / Н. Штански. [Электронный ресурс]// Медиацентр «Евразийское Приднестровье». 23.01.15. - Режим доступа: http://eurasian.su/ article/osobennosti-uregulirovaniya-konfliktov [Shtanski N. Osobennosti uregulirovaniya “konfliktov identichnosti: primer Pridnestrovya. / N. Shtanski [Elektronniy resurs] // Mediacentr “Evraziyskoye Pridnestrovye”. 23.01.15. - Rezhim dostupa:http://eurasian.su/article/osobennosti-uregulirovaniya-konfliktov]

4 Moldova: Country Review. CountryWatch. / Country Watch Review [Electronic resource] // Houston. Texas. 2014. - Mode of access: http://www.countrywatch. com/Intelligence/CountryReviews?CountryId=116

62 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

Первоначально территориальное разделение Молдовы и ПМР было оформлено в результате противостояния вектора «румы-низации», который был принят молдавским руководством в 1989 году и советского вектора, направленного на сохранении Союза и советского прошлого5. Таким образом, приднестровская идентичность в первой половине 90-годов XX века воспроизводила советские образы и символы, которые в свете распада Советского союза и возрождения националистических движений в постсоветских республиках, стали приобретать сакральный характер. Примерами обозначенной тенденции могут служить следующие факты: героизация Г. Котовского (в виде установления ему памятника, именования центральных улиц и площади); сравнение боев в городе Бендеры со Сталинградской битвой 1942-1943 гг.6, прославление генерала А. Лебедя7 и образ российской армии как единственного гаранта безопасности;

Примерно с 2000-х годов наблюдается трансформация приднестровской идентичности: частичный отход от советского прошлого и создание качественно новой модели самоидентификации. Данная модель включала в себя одновременно экстраполяцию духовных символов России (в частности, Российской империи) и соединение мультикультурной традиции на данной террито-

5 O’Loughlin J., Kolossov V., Tchepalyga A. National construction, Territorial separatism and Post-Soviet geopolitics in the Transdniester Moldovan Republic /

J. O’Loughlin, V Kolossov, A. Tchepalyga. [Electronic resource] // Post-soviet Geography and Economics. - 2014. - Mode of access: http://dx.doi.o rg/10.1080/10889388.1998.10641081

6 Воловой Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника приднестровской трагедии / Г.П. Воловой // Бендеры: Полиграфист. - 1993. [Volovoy G.P. Krovavoe leto v Benderakh. Khronika pridnestrovskoy tragedii / G. P. Volovoy // Bendery: Poligraphist. - 1993.]

7 «В Приднестровье состоялось открытие ме-

мориальной плиты в честь генерала Александра Лебедя». [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных Дел ПМР. 14.02.2015. Режим доступа: http://mfa-pmr.org/ru/fzL

[“V Pridnestrovye sostoyalos otkrytie memorialnoy plity v chest generala Aleksandra Lebedya” [Elektronniy Resurs] Ministerstvo Inostrannih Del pMR. 14.02.15. - Rezhim dostupa: http://mfa-http://mfa-pmr.org/ru/fzL]

рии. Подобное положение подтверждается героизацией русских полководцев, особенно культивирование подвига А. Суворова8, выставлением на зданиях в Тирасполе и Бендерах флагов Российской империи, а также памятник на трех языках( украинском, молдавском и русском) конституции Орлика, которая, как считается, была первой принятой конституцией в мире, задолго до принятия Американской конституции9.

Сегодня основными постулатами для идейно-политического конструкта - «приднестровская идентичность» - являются:

1. мирное сосуществование трех основных этнических групп - русских, молдаван и украинцев;

2. единство трех народов по поводу внешне- и внутриполитического развития ПМР;

3. соотнесение населением ПМР себя с понятием «приднестровец»;

4. осуждение румынского экспансионизма;

5. ориентация на Россию и проект «Евразийский регион» как конечная цель внешней политики.

Иными словами, приднестровская идентичность оформилась не только во внешнеполитическом дискурсе руководителей ПМР, но и была успешно инкорпорирована в гражданское общество. Кроме того, приднестровская идентичность легализирует существующие в ПМР властные структуры и консолидирует обществом10 * *. Несмотря на то, что политическая элита Приднестровья неоднократно подчеркивала свое «неизбежное» вхождение в состав

8 Наличие улиц имени Суворова в Тирасполе и Бендерах, изображение Суворова на валюте -приднестровских рублях и т.д.

9 Из материалов музея Бендерской трагедии, г. Бендеры

10 Штански Н. Особенности урегулирования

«конфликтов идентичности»: пример Приднестровья. / Н. Штански. [Электронный ресурс]// Медиацентр «Евразийское Приднестровье». 23.01.15. - Режим доступа: http://eurasian.su/ article/osobennosti-uregulirovaniya-konfliktov [Shtanski N. Osobennosti uregulirovaniya “konfliktov identichnosti: primer Pridnestrovya. / N. Shtanski [Elektronniy resurs] // Mediacentr “Evraziyskoye Pridnestrovye”. 23.01.15. - Rezhim dostupa: http://eurasian.su/article/osobennosti-

uregulirovaniya-konfliktov ]

COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015 63

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

российского истеблишмента11, тем самым отказывая себе в какой-либо уникальности, она в процессе собственного развития трансформировалась в концепт, единственный в своем роде и направленный на пробуждение самосознания у населяющих данную территорию народов. Это положение иллюстрирует тот факт, что примерно 30 % населения ПМР. имеющие российские паспорта, не чувствует особой привязки к России12. Парадокс «приднестровской идентичности» заключается в том, что она оказывается «более русской» и наиболее полно отражающей идею «Русского мира», чем так называемая «национальная идея» в самой России. И это обстоятельство разграничивает идентичности приднестровцев и россиян. Можно предположить, что наличие особой, отличной от русской идентичности в дальнейшем приведет к отказу от про-российского вектора во внешней политике и к укоренению идеи о построении подлинного независимого государства.

ПРЕИМУЩЕСТВА «ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» ДЛЯ МОЛДАВИИ

На фоне затянутого переговорного процесса и неудавшихся попыток достичь компромисса между Молдавией и ПМР часто говорят о том, что два государства смотрят в разные стороны и не имеют никакой общности культурных кодов. На наш взгляд, такой подход к данному конфликту только усиливает идентификационный раскол, который потенциально мог бы быть преодолен на уровне гражданского общества через имплементацию одной и той же модели идентичности. В данном случае, определенными преимуществами обладает модель «приднестровской идентичности», которая, как было замечено выше, успешно была реализована на практике.

11 Актуальные вопросы внешней политики Приднестровья (2012-2013 гг.). / Н.В. Штан-ски. (обш. ред.) - Тирасполь. - Выпуск 1. -2014. [Aktualniye voprosy vneshney politiki Pridnestrovya (2012-2013 gg.). /N. Shtanki (obsch. Red.) - Tiraspol. - Vipusk 1. - 2014.]

12 Выступление Председателя Верховного Совета ПМР М.П. Бурла на весенней конференции, посвященной евразийской интеграции Приднестровья. - 2014.

Современная проблема молдавского общества состоит в том, что в нем отсутствует четко выраженное представление о «молдаванах» как особой категории. Молдавию разделяют этно-политические противоречия, которые локализуются в пространстве: например, на юге - про-русские настроения среди гагаузов и болгар в Тараклии; на востоке - в большей степени про-румынские силы ввиду близости с румынской границей и т.д. Из всего этого калейдоскопа идентичностей не сформирована одна, которая бы объединяла всю страну не на этническом основании, а на основе гражданской принадлежности к Молдавии13. Обратный пример демонстрирует ПМР, которой удалось объединить разнородное общество, костяк которого составляют три народа - русские, украинцы и молдаване. Помимо данного пункта среди основных положений приднестровской модели можно выделить:

1. недискриминационный характер и апелляция к мультикультурализму;

2. гибкое совмещение образов прошлого и настоящего;

3. четкое разделение между гражданственностью и национальностью с приоритетом первого компонента;

4. апелляция к общему духовному наследию, а не к стратегии «выживания».

Кроме того, главным преимуществом приднестровской модели является ее многоуровневый характер. Можно проследить наличие трех уровней идентичности: индивидуального, группового (русские, украинцы, молдаване, евреи) и государственного. Причем индивидуальный и групповой уровни внутренне не противоречат государственному, а органично вписаны в него, о чем свидетельствуют данные научно-исследовательской лаборатории

ПГУ им. Шевченко14. Помимо названных

13 March L. From Moldovanism to Europeanization? Moldova’s communists and nation building/

L. March// Nationalities papers. - Vol. 35. -No. 4. - 2007.

14 Возрастает число тех, кто называет себя «приднестровцем», а также тех. кто указывает свою этническую принадлежность и при этом. [Электронный ресурс]: http://novostipmr.com/ ru/news/15-01-13/okolo-3-zhiteley-respubliki-ne-otnosyat-sebya-k-kakoy-libo

64 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

трех уровней просматривается еще один -общеславянский, который носит пока скорее трансцендентный характер. Тем не менее, в рамках приднестровской идентичности он выражен в идее восстановления «Русского мира» по всем его ментальнокультурным граница, а практическим инструментом данного процесса выступает созданный Евразийский Союз.

Так, преодоление внутрицивилизационного раскола, провоцирующий внутриполитический кризис, возможно при формировании собственно молдавской идентичности, которая имманентно была бы непротиворечивой и объединяющей. Тем не менее, модель приднестровской идентичности, которая потенциально могла бы послужить примером для молдавского руководства, имеет серьезный недостаток, а именно: ее конструирование происходило в рамках регионального размежевания и противопоставления себя и внутреннего «Другого», представленного центром в Кишиневе. В отличие от классической схемы выделения центром внутреннего «Другого»15, произошел обратный процесс - противопоставления региона (ПМР) центру. Следовательно, пока сохраняется такое региональное противопоставление, сохраняются линии размежевания между приднестровцами и собственно молдаванами. В перспективе, вполне реалистичным представляется сценарий, при котором политическая элита Молдавии на практике культивирует идею об особой молдавской идентичности, имманентные характеристики которой воспроизводили бы приднестровскую идентичность. Но для такого шага требуется, во-первых, политическая воля молдавских руководителей; во-вторых - модернизация «приднестровской идентичности» в сторону сближения с молдавской путем отказа от выделения «внутреннего Другого» в дискурсе лидеров обеих сторон конфликта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе проведенного анализа можно констатировать, что «приднестровская идентичность», сконструированная первоначально на основе советской, в современном контексте стала независимым политическим инструментом, легализующим властные структуры в ПМР и сам политический процесс на данной территории. В связи с тем, что центр - непосредственно Молдавия - ослаблен изнутри отсутствием единого видения внешнеполитического развития, приднестровская идентичность была противопоставлена как положительная во всех смыслах альтернатива, что существенно укрепило ее позиции среди гражданского населения в Приднестровье. На практике приднестровская идентичность содержит в себе те универсальные черты и положения, которые в условиях «замороженного» конфликта могли бы быть использованы как инициативы для сближения Молдавии и ПМР. Именно многоуровневый характер приднестровской идентичности служит тем ключевым преимуществом, которое позволило бы объединить политические видения и взгляды двух сторон конфликта и нивелировать цивилизационный раскол.

15 Johnson C., Coleman A. The internal Other:

Exploring the dialectical relationship between regional exclusion and the construction of national identity // Annals of the Association of American geographers. 2012. Vol. 102. No. 4. P. 863-880

COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015 65

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

Многоуровнеая идентичность Приднестровья как модель построения государства для современной Молдавии

Дарья Владимировна Басова, студентка Факультета политологии МГИМО (У) МИД России.

Аннотация: в статье рассматривается эволюция наднациональной идентичности в Приднестровье, предпосылки к ее формированию и особенности ее институционального и символического выражения.

Ключевые слова: критическая геополитика, наднациональная идентичность, Приднестровье, приднестровская идентичность, Молдавия, nation-building.

Multilevel Identity in Transnistria as a Model of Statebuilding for a Modern Moldova

Daria Vladimirovna Basova, BA student, School of Political Affairs, MGIMO University.

Abstract: The article focuses on the evolution of sub-national identity of Transnistria, the prerequisites for its formations and the features of its institutional and symbolic representation.

Key words: critical geopolitics, sub-national identity, Trasdnistrea, identity of Transdnistrea, Moldova, nation-building.

66

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.