Рецензии
Священник Игорь Иванов
МНОГООБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА. Рецензия на монографию: The Cambridge Intellectual History of Byzantium (edited by Anthony Kaldellis, Niketas Siniossoglou). Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 798p.
Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию, посвященную истории византийской интеллектуальной традиции. При этом излагается краткое содержание частей и разделов книги и показывается, насколько широко ученые попытались отобразить византийскую мысль в многоплановости ее проявлений: педагогическая, гуманитарная, научная, богословская и мистическая линии тесно переплетаются в этом обзоре наследия византийских интеллектуалов. Тщательность подборки сюжетов для монографии демонстрирует высокий уровень научного исследования. Издание весьма своевременное, поскольку изучение истории византийской образованности на данный момент является одним из ключевых направлений в зарубежных и отечественных междисциплинарных исследованиях. Книга будет интересна как студентам, так и преподавателям истории науки, культурологии, философии и богословия.
Ключевые слова: Византия, философия, богословие, наука, образованность, интеллектуализм, Э. Калделлис.
В ноябре 2017 года в издательстве Кембриджского университета (Cambridge University Press) вышла в свет коллективная монография «Кембриджская интеллектуальная история Византии» (The Cambridge Intellectual History of Byzantium), составленная под редакцией двух ведущих западных историков византийской мысли — Энтони Калделлиса (Anthony Kaldellis) и Никиты Синиоссоглу (Niketas Siniossoglou). В авторский коллектив вошли 36 ученых из разных стран мира. Среди них можно встретить такие известные имена как Дэвид Брэдшоу, Эндрю Лаут, Пол Магдалино, Тимоти Миллер, Доминик О'Меара, Микеле Трицио, Дэвид Дженкинс, Анна Жиркова и др. Книга состоит из шести частей, библиографического списка, предметного и именного указателей. Всего в монографии 38 глав, распределенных по 6 разделам. Общий объем этого труда насчитывает 798 страниц.
Пару слов нужно сказать о редакторах монографии. Энтони Калделлис — профессор классической филологии в университете штата Огайо (Ohio State University), автор многочисленных переводов, статей и книг по византийской тематике. Наиболее известны такие его работы: «Византийская республика: народ и власть в новом Риме» (The Byzantine Republic: People and Power at New Rome1, 2015), «Этнография после
Священник Игорь Анатольевич Иванов — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igivan74@mail.ru).
1 Перевод на русский язык этой книги см.: Калделлис Э. Византийская республика: народ и власть в Новом Риме. СПб. : Дмитрий Буланин, 2016. Поясняя свой метод, автор отмечает, что «данная книга — ревизионистская: она ставит целью усомниться в устоявшемся мнении и предложить альтернативные модели, которые лучше объясняют факты, или объясняют факты, которых устоявшиеся модели избегают» (Калделлис Э. Византийская республика... С. 15). Можно считать, что это общий подход ученого: выявлять замалчиваемые в науке стороны своеобразия византийского мира.
Античности» (Ethnography after Antiquity, 2013), «Эллинизм в Византии» (Hellenism in Byzantium, Cambridge 2008) и «Христианский Парфенон» (The Christian Parthenon, Cambridge 2009). Никита Синиоссоглу — научный сотрудник Национального греческого научно-исследовательского фонда (Афины), историк философии, автор таких монографий как: «Платон и Феодорит: христианское усвоение платоновской философии и греческое интеллектуальное сопротивление» (Plato and Theodoret: The Christian Appropriation of Platonic Philosophy and the Hellenic Intellectual Resistance, 2008), «Радикальный платонизм в Византии» (Radical Platonism in Byzantium, 2011) и др. Э. Калделлис и Н. Синиоссоглу — признанные специалисты в области истории византийской культуры и цивилизации, скрупулезно развенчивающие мифы о Византии, сложившиеся на основе предубежденных общих мест в европейской науке XVIII-XIX веков.
Первая часть «Передача знания» (The Transmission of Knowledge) посвящена вопросам византийской образованности и включает в себя такие разделы как: «институциональные установления: императорский двор, школы, Церковь, монастыри» (Institutional settings: the court, schools, church, and monasteries, автор: Jonathan Harris); «византийская книжность» (Byzantine books, автор: Inmaculada Pérez Martín), «вопрошания и ответы» (Questions and answers, автор: Stephanos Efthymiades), «классическое образование: византийский вклад» (Classical scholarship: the Byzantine contribution, автор: Eleanor Dickey); «интеллектуальные связи с арабским миром» (Intellectual exchanges with the Arab world, авторы: Dimitris Gutas, Anthony Kaldellis и Brian Long).
Во второй части «Науки Слова» (Sciences of the Word) рассматриваются не только филологические дисциплины, но и вопросы искусствоведения и права, развивавшиеся в рамках византийской пайдейи. Это следующие разделы: «риторика и теория ораторской речи» (Rhetoric and rhetorical theory, автор: Stratis Papaioannou), «византийская литературная критика и классическое наследие» (Byzantine literary criticism and the classical heritage, автор: Manolis Bourbouhakis), «искусствоведческие теории» (Theories of art, автор: Charles Barber), «правовая мысль» (Legal thought, автор: Bernard Stolte).
В третьей части «Науки мира» (Sciences of the World) помимо обобщающего очерка «Научные концепции в Византии» (Conceptions of science in Byzantium, автор: Dominic O'Meara ) речь идет о естественных науках, таких как: астрономия (Astronomy, автор: Anne Tihon) и астрология (Astrology, автор: Paul Magdalino); магия и оккультные науки (Magic and the occult sciences, автор: Richard Greenfield) наряду с алхимией (Alchemy, автор: Gerasimos Merianos), а также говорится о медицинской теории и практике (Medical thought and practice, автор: Timothy S. Miller).
Четвертая часть монографии, называющаяся «Философия и богословие в средневековой Византии» (Philosophy and Theology in Middle Byzantium), — самая большая по объему, более 200 страниц (с. 271-478). Кроме того, она поделена на три раздела: 1. Платоновская тематика; 2. Аристотелевская тематика; 3. Персоналии в контексте истории византийской мысли.
Предваряют эти разделы две концептуальные главы: 1. Философия и 'византийская философия' (Philosophy and 'Byzantine philosophy', авторы: Dimitris Gutas и Niketas Siniossoglou); 2. Формирование патристической традиции (The formation of the Patristic Tradition, автор: John A. McGuckin).
В первом разделе три главы посвящены таким сюжетам: византийская рецепция неоплатонизма (The Byzantine reception of Neoplatonism, автор: Tuomo Lankila); платонизм от Максима Исповедника до палеологовского периода (Platonism from Maximos the Confessor to the Palaiologan period, автор: Andrew Louth); фатум, свобода выбора и божественный промысел — от неоплатонизма к Иоанну Дамаскину (Fate, free choice, and divine providence from the Neoplatonists to John of Damascus, автор: Ken Parry).
Во втором разделе повествуется о следующих вопросах: логика в Византии (Logic in Byzantium, автор: Christophe Erismann); присутствие аристотелевской мысли в византийском богословии (The presence of Aristotle in Byzantine theology, автор: David Bradshaw); а также о том, как проходило чтение и комментирование Аристотеля (Reading and commenting on Aristotle, автор: Michele Trizio).
В третьем разделе особо говорится о трех наиболее значимых, по мнению составителей, представителях византийской богословско-философской традиции: преподобном Максиме Исповеднике (Maximos the Confessor, автор: Phil Booth), преподобном Иоанне Дамаскине (John of Damascus' philosophy of the individual and the theology of icons, автор: Anna Zhyrkova) и монахе Михаиле Пселле (Michael Psellos, автор: David Jenkins). Завершает раздел глава о споре между философами и богословами при династии Комнинов (Trials of philosophers and theologians under the Komnenoi, автор: Michele Trizio).
Пятая часть «Философия и богословие в поздней Византии» (Philosophy and Theology in Late Byzantium) показывает дополнительную сферу интересов западных историков мысли по данному вопросу. Здесь мы видим и рассмотрение проблематики богословских разногласий с Западом в период 1054-1300гг. (Theological debates with the West, 1054-1300, автор: Tia Kolbaba), и изложение проблематики исихастских споров (The Hesychast controversy, автор: Norman Russell), и осмысление интеллектуальных корней православного мистического богословия (Orthodox mystical theology and its intellectual roots, автор: Andrew Louth), и изучение каббалистики в Византии (Kabbalah in Byzantium, автор: Moshe Idel), а также анализ знакомства византийцев с трудами Фомы Аквинского (Aquinas in Byzantium, автор: Marcus Plested). Завершает эту часть глава «Богословие, философия и политика в контексте Ферраро-флорентийского собора» (Theology, philosophy, and politics at Ferrara-Florence, автор: Marie-Hélène Blanchet).
Четвертая и пятая части, посвященные богословско-философской тематике, занимают более 300 страниц текста монографии, то есть почти четыре десятых от общего объема. Это наглядно говорит о том, насколько актуально сейчас изучение этой тематики в западной византинистике.
В шестой части (Politics and History) затрагиваются вопросы осмысления политики и истории на примере отдельных сюжетов: 1. Василия: идея монархии в Византии, 600-1200 (Basileia: the idea of monarchy in Byzantium, 600-1200, автор: Paul Magdalino); 2. Историография как политический спор (Historiography as political debate, автор: Dimitris Krallis); 3. Концепции упадка от Метохита до Ибн Халдуна (Theories of decline from Metochites to Ibn Khaldun, автор: Teresa Shawcross); 4. Плифон, Схоларий и чрезвычайное положение поздневизантийского государства (Plethon, Scholarios, and the late Byzantine state of emergency, автор: Niketas Siniossoglou); 5. Византийское наследие в политической мысли раннего периода Нового времени (The Byzantine legacy in early modern political thought, автор: Paschalis M. Kitromilides).
Конечно, широта охвата материала, наверное, заставляла составителей думать о приоритетах при выборе тем и персоналий, предлагаемых в качестве наиболее значимых и показательных для византийской интеллектуальной традиции. К сожалению, не все имена получили характеристику, адекватную их месту в византийской интеллектуальной традиции. Так, например, выдающемуся эрудиту, святому Фотию, патриарху Константинопольскому, уделяется в общей сложности несколько десятков страниц, а ученейшему монаху Никифору Влеммиду всего семь страниц. Архиепископ Фессалоникийский, богослов и полемист Нил Кавасила упоминается на восьми страницах, а его племянник, ученый-энциклопедист и богослов-исихаст, Николай Кавасила — на четырех.
Что касается привлечения исследований православных богословов и философов, ссылки на них не особо часто встречаются на страницах столь академической монографии. Византологи и патрологи, протопресвитер Иоанн Мейендорф и протоиерей Георгий Флоровский упоминаются дважды, а фамилии протопресвитера Александра Шмемана, В. Н. Лосского и Л. А. Успенского не встречаются в принципе. Про упоминание работ современных российских ученых-византологов даже говорить не приходится. Зато есть разовые ссылки на Н. Гартмана, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра и М. Хайдеггера. Удивляет и тот факт, что единожды упоминается крупнейший историк византийской философии и богословия ХХ века — Василий Татакис. Будем считать, что эти недостатки компенсируются знакомством читателя с малоизвестными византийскими интеллектуалами, такими как Максим Плануд, Иоанн Цец,
Симеон Сиф, Мануил Мосхопул и др. В целом монография заслуживает пристального внимания и изучения со стороны современных исследователей византийской мен-тальности, как в ее светском, так и в духовном проявлении. Соответственно, книгу можно рекомендовать студентам и аспирантам светских и духовных высших учебных заведений.
Источники и литература
1. The Cambridge Intellectual History of Byzantium (edited by Anthony Kaldellis, Niketas Siniossoglou). Cambridge: Cambridge University Press, 2017. — 798p.
2. Калделлис Э. Византийская республика: народ и власть в Новом Риме. СПб. : Дмитрий Буланин, 2016.
Priest Igor Ivanov. The Variety of Byzantine Intellectualism. A Review of The Cambridge Intellectual History of Byzantium (edited by Anthony Kaldellis, Niketas Siniossoglou). Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 798 p.
The article is a review of a collective monograph devoted to the history of the Byzantine intellectual tradition. This concludes the brief content of the parts and sections of the book and shows how widely scientists tried to portray Byzantine thought in the multifaceted nature of its manifestations: the pedagogical, humanitarian, scientific, theological and mystical lines are closely intertwined in this review of the heritage of Byzantine intellectuals. The carefulness of the selection of plots for the monograph demonstrates a high level of scientific research. The publication is very timely, since the study of the history of Byzantine education at the moment is one of the key directions in foreign and domestic interdisciplinary research. The book will be of interest to both students and teachers of the history of science, cultural studies, philosophy and theology.
Keywords: Byzantium, philosophy, theology, science, education, intellectualism, Anthony Kaldellis.
Priest Igor Anatolievich Ivanov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages and Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (igivan74@mail.ru).