Ю. В. Одношовина
МНОГООБРАЗИЕ СМЫСЛОВ МИРА ВЕЩЕЙ В КУЛЬТУРЕ
В статье показано, что многообразие вещей, составляющих область материальной культуры, занимает промежуточное положение между миром фактов и миром знаков. Всякая востребованная вещь обладает как материальным, так и семиотико-информационным бытием. В процессе
функционирования в межчеловеческом общении знаки и значения вещи преобразуются в целое и образуют смысл, при этом одна и та же вещь может иметь несколько смыслов, возникающих в пространстве культуры. Смысловая наполненность вещи базируется на ее культурной принадлежности и индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь может быть представлена как текст, содержание которого наполняется по мере развития способностей человека к его прочтению.
Всякая модель культуры содержит в себе разделение явлений окружающей человека действительности «на мир фактов и мир знаков»1. Это разделение условно, так как давно замечено, что промежуточное положение занимают объекты, искусственно созданные человеком, к которым относятся вещи. Так как вещи не существуют в пространстве культуры независимо от человека, то они содержат информацию, а человек постоянно находится в состоянии ее толкования. В процессе пребывания в мире людей вещи приобретают разнообразные ценностные характеристики, причем ценности не существуют в вещи в качестве объективных свойств, а показывают отношения к ней со стороны человека. Поэтому всякая востребованная вещь обладает как материальным, так и семиотико-информационным бытием. В процессе общения между людьми знаки и значения вещи преобразуются в целое и образуют смысл.
«Смысл» - один из самых расплывчато-неопределенных и потому многозначных терминов. Специально занимавшиеся этой проблемой доктора философских наук Р. И. Павиленис и Г. Л. Тульчинский выявили более десятка его конкретных значений.
Смысл относится к тем явлениям, которые считаются известными, так как постоянно присутствуют как в научном, так и обыденном общении.
Словари русского языка дают следующую трактовку смысла: смысл - это «внутреннее содержание, значение, постигаемое разумом...»2, «идеальное
содержание, идея, сущность...»3.
Понятия смысла и значения часто оказываются взаимозаменяющими. Существенный вклад в исследование проблемы смысла и значения внесла так называемая «аналитическая философия», берущая начало от Б. Рассела и Л. А. Витгенштейна, которая поставила задачу логического анализа языка. Заслуга такого логического подхода заключалась в четком различении обозначаемых предметов (денотатов), их имени и смысла как способа обозначения этих предметов. Как известно, различение смысла и значения восходит к одному из представителей аналитической философии Г. Фреге.
М. С. Каган термином «смысл» обозначает специфически человеческое, культурное явление; поведение животного этим термином описано быть не
может. Потому в науках о природе нет проблемы «смысла» - природные явления приобретают некий смысл, лишь входя в культуру, как, например, лес, превращаемый человеком в сад, парк, бульвар и обретающий тем самым определенную человеческую - духовную, мемориальную, эстетическую -ценность. М. С. Каган не ставил знак равенства между «субъективным» и «личностным» характером смысла. Субъект, по его мнению, может быть и совокупным, в силу чего различаются не только личностные смыслы, но и национальные, сословные, классовые, конфессиональные осмысления одних и тех же явлений. Не совпадают смыслы, вкладываемые в определенные понятия различными философскими школами и в определенные творческие установки различными художественными коллективами.
Различая понятия «смысл» и «значение», М. С. Каган акцентировал внимание на том, что от существительного «смысл» язык образовал глагол «осмыслять», тогда как со «значением» подобная операция невозможна -значение одного объекта для другого существует независимо от моего сознания, мировоззрения, системы ценностей4. А. Леонтьев различал понятия «значение» и «смысл» и указывал на объективность «значения» как отношения одного объекта к другому.
Анализ толкований терминов «значение» и «смысл» позволяет заключать, что они не тождественны. Понятие «смысл» имеет достаточное количество определений, в то время как понятие «значение» определяется примерно одинаково. Значение - это постоянная данность, его можно устанавливать и затем знать, в то время как смысл нечто изменчивое, нерегламентированное, вследствие чего его приходится искать, улавливать, разгадывать, подбирать ключи к раскрытию и т. п. Знак может наполняться разными смыслами при сохранении своего значения.
Смысл - это идеальное, но вместе с тем и живое образование. Смысл, будучи идеальным, по словам Г. Г. Шпета, укоренен в бытии, т. е. он несет на себе в превращенной форме черты бытия, его ценностей. Поэтому он может выполнять функцию медиатора, наряду с мифом, знаком, словом, символом. Идеальные смыслы реализуются в деятельности, воплощаются в ее продуктах, объективируются. О бесспорности объективации смыслов писал П. А. Флоренский. Об этом же писал и Л. А. Витгенштейн, отождествляя смысл с неким возможным фактом.
Хорошим аргументом в пользу признания смысла медиатором служат размышления о нем А. Белого: «Смысл — это со-мыслие, как совесть — это со-вестие, переход вести от одного к другому. Где этого перехода нет, там мы остаемся безвестными друг другу — бессовестными. Смысл — понятие отвлеченного смысла, взятого в круге всех понятий. Смысл жизни — в со-мыслии, со-действии и со-чувствии, в проведении ума в чувство, чувства в волю и в руку, чтобы образовать круг. В умении соединить ум с сердцем открывается мировоззрение целостности»5.
Таким образом, смысл обозначает содержательный аспект столь многообразно проявляющихся способов освоения человеком мира и информационной связи человека с человеком, что «смысл смысла» не может не варьироваться в зависимости от фиксируемого им способа человеческой деятельности. В зависимости от обстоятельств восприятия смыслов одной и той же вещи их может быть несколько.
Необходимость смысла возникает там, где существует необходимость понимания, предполагающего осмысление. Но осмысление необходимо в случае восприятия текста или действительности: материальной, ментальной, социальной и других ее форм. Именно поэтому категория смысла характеризуется таким широким диапазоном сфер приложения. В связи с этим вполне естественно, что смысл - это интердисциплинарное явление. Он интересует культурологию, лингвистику, логику, философию и психологию.
Долгое время, практически на протяжении первой половины XX века, смысловую суть вещи сводили только к функциональным характеристикам, что явно было в значительной степени связано с периодами бедствий, войн, нищеты. На сегодняшний день это представляется неправомерно узким подходом.
В 80-е годы ХХ века проблемы мира вещей активно обсуждались на страницах отечественного журнала «Декоративное искусство». Здесь впервые серьезно рассматривались проблемы индивидуального восприятия повседневных вещей, их переживания и знаковой наполненности. Философы, культурологи, искусствоведы указывали на эмоционально-смысловой характер восприятия
вещи. В 1985 году Г. С. Кнабе предлагал обратить внимание на содержательность
6
вещи и выделял три основных аспекта:
- социальный, связанный с выражением знакового смысла, общественного положения или идеологической ориентации владельца. Вещь-знак способна показать место человека в социальной системе, но для этого, как правило, она должна находиться среди других вещей, в контексте, ансамбле, уточняющем ее смысл;
- духовный, связанный с индивидуализацией вещи, воспринятой ранее как символ, с признанием ее самодостаточности и духовной связи с человеком. «Нет ничего сложнее, чем познавать единичные вещи», подчеркивал М. Эпштейн ;
- «социологический» аспект, предполагающий наличие в вещи закрепленных мировоззренческих установок, идеологических и других подобных смыслов.
Культурные смыслы - это смыслы, связанные с культурными объектами как со знаками, т. е. являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Эти смыслы формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением. Культурные смыслы рассматриваются, как правило, в контексте общих проблем культуры. Сегодня это предмет изучения в культурной семантике, и культурные смыслы можно определять многообразно.
Любая искусственно созданная вещь обладает различными функциями, но наиболее часто употребляемо деление смыслов вещи на утилитарные и символические («вещность» и «знаковость»). Это означает, что потенциально вещь может быть использована и как вещь, и как знак. С этой точки зрения история вещей может быть представлена как движение по шкале семиотичности: в каждый отдельно взятый момент своего существования вещь обладает тем или иным семиотическим статусом, который определяется конкретным соотношением «знаковости» и «вещности». При этом семиотический статус прямо пропорционален «знаковости» и обратно пропорционален «вещности».
Изменение семиотичности вещей на современном этапе прослеживается легче, чем в древности, благодаря большей гибкости информационной структуры общества. Инновация, первоначально возникшая в силу практических потребностей, впоследствии может легко приобрести знаковый характер (под
воздействием, например, механизма моды) именно благодаря заложенной в ней потенциальной способности быть знаком.
Ю. М. Лотман обращал внимание на то, что любую вещь одновременно можно использовать и как собственно вещь, и как знак, символ; причем знаковый смысл может пониматься различным образом. Символический характер вещей может пониматься и как объективное свойство вещей, делающее возможность использовать их в качестве исторического источника. Ю. М. Лотман в связи с этим пишет: «Следует напомнить, что памятники материальной культуры, орудия производства в создающем и использующем их обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, с другой - концентрируя в себе опыт предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и передачи информации. Для современника, имеющего возможность получить эту информацию по многочисленным более прямым каналам, в качестве основной выступает первая функция. Но для потомка, например археолога или историка, она полностью вытесняется второй. При этом, поскольку культура представляет собой структуру, исследователь может извлечь из орудий труда не только информацию о процессе производства, но и сведения о структуре семьи и иных форм организации коллектива»8.
Выявление и определение характера смыслов вещей в культуре представляет собой проблему в философско-культурологических исследованиях,
о чем свидетельствует наличие различных вариантов определений культурных смыслов вещей.
Исследователь культуры И. В. Коняхина выделяет четыре смысла культуры, закрепленные в вещах: 1) утилитарно-функциональный, где одна и та же функция может выражаться в различных формах и вещь должна быть оценена с точки зрения функционального совершенства; 2) эмоционально-личностный, где вещь - атрибут внутреннего мира человека, она воплощает для человека психологическую реальность памяти, фантазии, переживаний; 3) историкокультурный, когда вещь предстает как экспонат музея, предмет антиквариата, вещь - представитель эпохи; 4) культурно-символический смысл, когда вещь -
9
символ, знак .
Общая структура поиска смысла воспроизводится в концепции М. М. Бахтина. В ней рассматриваются четыре элемента, влияющие на смысловое значение вещей. Во-первых, психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственная форма), узнавание конкретных характеристик, выделяющих его из всего остального мира. Во-вторых, «узнавание его (знака) как знакомого или незнакомого», выявление общего значения универсального смысла. В-третьих, это понимание значения «в данном контексте» (ближайшем и более далеком), выяснение культурных смысловых детерминант. Наконец, в-четвертых, присутствие оценочного момента в понимании, «активно-диалогическое понимание (спор-согласие)»10.
Опираясь на вышеизложенное, в работе по философии дизайна Т. Ю. Быстрова предлагает следующую систему смысловых уровней вещей11:
1. Онтологический или бытийный смысл. Вещь может быть значима для человека самим фактом существования, особенно в случае соответствия свойств вещи душевному состоянию человека.
2. Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи,
как и онтологический. Вещь всегда есть ответ на определенную потребность человека. Полнота удовлетворения этой потребности, соответствие
эргономическим и экономическим показателям, удобство, комфорт тоже выступают критериями оценки.
3. Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей и т. п. Вещь в контексте других вещей исторически может менять свой знаковый смысл, давать совершенно различную информацию о своих владельцах и о себе.
4. Аксиологический или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях и т. п. По своей направленности он близок знаковому, но более субъективирован, индивидуализирован, связан с образом жизни, манерой поведения конкретного человека.
5. Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках, «генотипе» (В. Р. Аронов) вещи, с другой стороны, ее исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью и т. п. Знание первоистока, «первообраза» (Г. Земпер) будет не просто вычленением первоначальной морфологической структуры. Оно может придать вещи дополнительную ценность в глазах человека.
6. Культурно-символический смысл вещи проявляется в пересечениях всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа. И. В. Коняхина называет в качестве наиболее распространенных символов культуры зеркало, окно, крест, очки, имея в виду значение, приобретенное вещами в процессе пользования на протяжении веков, зафиксированное общественным сознанием, передаваемое изустно либо в художественных произведениях и вызывающее устойчивые ассоциации при контактах с ними: очки - символ милой рассеянности, интеллигентности; зеркало - символ наличия зазеркалья и нашего акег ego, окно -прорыв в пространство, движение навстречу миру.
7. Личностно-ассоциативный смысл. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями. Известно, что любимой игрушкой может быть самая старая и на взгляд постороннего совершенно уродливая. Точно также среди повседневных вещей те, что служат дольше и вернее всего, могут цениться наиболее высоко в силу простого нахождения рядом, сопровождения, совместной жизни.
8. Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения
моды, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Мода формирует
основные потребности в вещах. «Мода отличается от нормы тем, что регулирует
систему, ориентируя ее не на некоторое постоянство, а на изменчивость. Мотивы
перемены моды, как правило, остаются непонятными тому коллективу, который
12
регулируется ее правилами», - подмечает Ю. М. Лотман .
9. Художественно-образный смысл. Наличие художественной образности вовсе не обязательно для вещей, хотя способно придать им дополнительную выразительность и самобытность.
Требование единства всех смысловых и предметных слоев вещи является обязательным условием ее существования, смысловая наполненность вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой - на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится
текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, то есть ее смысл, наполняется по мере развития способностей человека к ее прочтению. Поэтому все смыслы вещей будут в первую очередь связаны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе.
Примечания
I Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. Статьи по типологии культуры /
Ю. М. Лотман. - Таллин, 1992. - С. 14.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и
фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - Изд. 4-е, доп. - М., 2006. - С. 737.
3 Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ; СПб., 1997. - С. 1116.
4 См.: Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган ; Санкт-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманит. наук. - СПб., 1997. - С. 52.
5 Белый, А. Ритм и действительность / А. Белый // Красная книга культуры : сб.
ст. / АН СССР, Науч. совет по философ. и соц. пробл. науки и техники, Центр
наук о человеке. - М., 1989. - С. 175.
6 См.: Кнабе, Г. С. Язык бытовых вещей / Г. С. Кнабе // Декоративное искусство.
- 1985. - № 1. - С. 39-43.
7 См.: Эпштейн, М. Реалогия - наука о вещах / М. Эпштейн // Декоративное искусство. - 1985. - № 6. - С. 22.
8 Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. - 2-е изд., испр. - М., 2005. - С. 14.
9 См.: Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль : введение в философию дизайна /
Т. Ю. Быстрова. - Екатеринбург, 2001. - С. 162.
10 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - М., 1986. - С. 361.
II См.: Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль... С. 177.
12 Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 3. Статьи по истории русской
литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки / Ю. М. Лотман. - Таллин, 1993. - С. 340.