Научная статья на тему 'МНОГОМЕРНОСТЬ ВРЕМЕНИ В ХРОНОТОПЕ ГОРОДА ДЛЯ РОССИЯН «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»'

МНОГОМЕРНОСТЬ ВРЕМЕНИ В ХРОНОТОПЕ ГОРОДА ДЛЯ РОССИЯН «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
время / хронотоп / «третий возраст» / пространство / time / chronotope / "third age" / space

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Штомпель Людмила Александровна, Штомпель Олег Михайлович

Статья посвящена уточнению тех измерений, которые характеризуют время в целостности хронотопа города. Показано, что в практиках освоения городского пространства и в целом – в хронотопе города обнаруживается многомерность времени. Прослежена связь многомерности времени с практиками освоения открытых публичных пространств россиянами «третьего возраста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONALITY OF TIME IN THE CHRONOTOPE OF THE CITY FOR RUSSIANS «THIRD AGE»

One of the aspects of the complex structure of life in modern cities is that being at any point in space is not limited to a single temporal coordinate, but involves a whole set of temporal dimensions. The purpose of the article is to identify the multidimensionality of time within the urban chronotope based on an analysis of the practices of developing open public spaces by Russians of the “third age”. We study the range of possible temporal dimensions that characterize the stay in a particular place in the urban space, and then illustrate the multiplicity of these dimensions based on the method of observation and analysis of time diaries of citizens of the ";third age". Time in the chronotope of the city is represented by several dimensions. The multidimensionality of time in the city chronotope enables citizens of the “third age” to build a more harmonious strategy for their life behavior.

Текст научной работы на тему «МНОГОМЕРНОСТЬ ВРЕМЕНИ В ХРОНОТОПЕ ГОРОДА ДЛЯ РОССИЯН «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»»

Научная статья УДК 304.44

Б01 10.18522/2072-0181-2023-115-22-29

МНОГОМЕРНОСТЬ ВРЕМЕНИ В ХРОНОТОПЕ ГОРОДА ДЛЯ РОССИЯН «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

R.A. WmoMnmb, O.M. WmoMnmb

MULTIDIMENSIONALITY OF TIME IN THE CHRONOTOPE OF THE CITY FOR RUSSIANS «THIRD AGE»

L.A. Shtompel, O.M. Shtompel

Понятие «хронотоп» актуализируется в современном научном дискурсе не только в связи с так называемом «пространственном поворотом» [1] в современной гуманитаристике, но и по мере выработки методологических инструментов для выявления сложности, противоречивости современных городов, определения динамики их развития и осознанием того, что пребывание в любой точке пространства не ограничивается более единственной временной координатой, а сопровождается изменением положения на многих шкалах времени. В связи с этим цель данной статьи состоит в уточнении того измерения, которое характеризует время в целостности хронотопа города, и в обосновании многомерности времени.

Понятие «хронотоп» было введено в гуманитарный научный дискурс благодаря работе М.М. Бахтина, хотя он сам ссылался на его обоснование в теории относительности А. Эйнштейна и на доклад А. А. Ухтомского о хронотопе в биологии. Но если для М.М. Бахтина это понятие выражало «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [2, с. 236], то

Штемпель Людмила Александровна - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116 , к. 239. тел. +7(863) 218-40-00 доб. 21027, e-mail: lashtompel@sfedu.ru;

Штемпель Олег Михайлович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116 , к. 239. тел. +7(863) 218-40-00 доб. 21027, e-mail: omshtompel@sfedu.ru.

для нас оно фиксирует неразрывность временных и пространственных характеристик любых процессов, протекающих в обществе. Специфика социальных процессов, как известно, состоит в единстве материально-вещественных и духовных сторон любой человеческой деятельности, что неизбежно сказывается на социальном пространстве и социальном времени: они существуют не как готовые вместилища активностей людей, а только в единстве с практиками освоения, проживания и присвоения пространства/времени. Поэтому положение субъекта в каком-то конкретном месте пространства и моменте времени (а точнее, практики, которые он в этом месте и времени осуществляет) всегда репрезентирует цельность пространственных и темпоральных характеристик не только этого места (его истории, практик освоения и присвоения, приписываемых смыслов, восприятия и оценивания в настоящий момент и т.д.), но и самого субъекта: его духовных устремлений (намерений, целей, воспоминаний, переживаний), возраста (не только в календарном смысле, но и как концентратора жизненного опыта), реально осуществляемых в этом месте занятий, их длительности и т.д. Осмысление этого единства пространства и време-

Liiidmila Shtompel - Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences, Southern Federal University, 344065, Rostov Region, Rostov-on-Don, per. Dneprovsky, 116, room 239, tel. +7(863) 218-40-00 ext. 21027, e-mail: lashtompel@sfedu.ru;

Oleg Shtompel - Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences, Southern Federal University, 344065, Rostov Region, Rostov-on-Don, per. Dneprovsky, 116, room 239, tel. +7(863)218-40-00 ext. 21027, e-mail: omshtompel@sfedu.ru.

ни в социогуманитарном знании формировалось двумя способами. Первый состоял в изучении по отдельности пространственных и временных особенностей практик и мироощущения людей традиционного общества; второй - в воссоздании выражения в мифосознании первобытных обществ пространства через время и времени - через пространство, основанием чего являлся синкретизм первобытного мышления. Работ второго типа гораздо меньше. Среди них назовём исследования М. Элиаде [3] и Наполеона Шаньона [4].

Что касается раздельного осмысления пространства и времени (как основания будущего понимания их единства) в этнологии, или культур-антропологии, то здесь следует отметить доминирование интереса именно к пространству, хотя известный российский этнолог и социальный антрополог В. А. Тишков считает, что реализация интереса «к практикам освоения и использования пространства в разных обществах и в разных средах недостаточна» [5, с. 14]. Гораздо меньшее внимание уделялось времени, которое изучалось как категория жизнедеятельности и мироощущения людей аграрных обществ. При этом историки культуры и этнологи, исследуя пространственные и темпоральные аспекты человеческой жизни в рамках традиционного общества, основное внимание уделяли детерминированности пространственных и временных представлений культурой [6; 7]. Но было ли представление о целостности пространства/времени, то есть о хронотопе эмическим представлением людей традиционной культуры (то есть их собственным представлением об устройстве мира), или оно появляется при концептуальном осмыслении традиционного сознания - это вопрос, требующий специального изучения. В.А. Дмитриев отмечает: «А.Я. Гуревич, являясь сторонником концепции хронотопа, всё же при представлении фактического материала раздельно рассматривал пространство и время феодальной Европы» [8, с. 270.].

Таким образом, в исследованиях этнологов, антропологов и историков культуры понятие «хронотоп» употребляется для обобщающей теоретической характеристики комплекса особенностей мироощущения людей традиционного общества, но не для выражения отрефлекси-рованного самими представителями древних и традиционных обществ единства пространства и времени. Такого рода осознание единства пространства и времени характерно именно для современного сознания, особенно в условиях

высокоурбанизированного общества. В условиях урбанизации местом апробации всех социальных процессов (вспомним утверждение Р. Парка о городе как социальной лаборатории [9]) являются города, поэтому аппликация понятия «хронотоп» к городу выглядит достаточно обоснованной.

Под пространством города мы подразумеваем места, располагающиеся на территории города, в которых протекает повседневная жизнь людей. Эти места воспринимаются горожанами визуально, аудиально, тактильно; они характеризуются определённым уровнем безопасности, степенью соответствия экологическим нормативам (в том числе - показателями шума и загрязнения), эстетическим предпочтениям и т.д. Все эти различия, отличающие одно место городского пространства от другого, «снимаются» содержательной спецификой той деятельности, которая в них осуществляется. Это и дало возможность Р. Ольденбургу выделить «третье место», наряду с первыми двумя, отличающимися друг от друга именно своей содержательной наполненностью: дом, работа, свободное время [10]. Но есть ещё один фактор, объединяющий все места городского пространства - это время. Действительно, пространство не существует отдельно от того, что реально разворачивается в нём. Процессу-альность тех практик, которые осуществляются в пространстве (семейная жизнь, работа, обучение, досуг и т.д.) заставляют рассматривать пространство в единстве со временем. Поэтому важнейшим достижением социогуманитарной мысли для осмысления городского пространства мы считаем понятие «хронотоп», выражающее единство места и времени.

История становления понятия «хроното-пия города», а также российские и зарубежные исследовательские практики применения этого понятия к аналитической модели городов прослежена в статье Е.Я. Бурлиной. Для этого автора важно показать, как в пространстве городов формируются и закрепляются смыслы культуры, исторически изменчивые значения жизни и, соответственно, каким образом «совместная деятельность горожан корректируется определенными матрицами пространства-времени, выработанными культурой, укорененными в том или ином городе» [11, с. 86.]. При этом в центре исследовательского интереса - изменяющиеся во времени духовные напластования, закреплённые в городском «теле», в его зданиях и районах, в публичных пространствах, существенно различающихся даже в рамках одного и того же горо-

да. Время при этом выполняет функцию не только хронологической линейки, на которой отмечаются разные культурные и цивилизационные типы, представленные в «теле» города, в его меняющихся пространствах, но преставляет собой совокупность следов о совместной деятельности горожан, корректирующейся «определенными матрицами пространства-времени» [там же]. Это и заставляет автора использовать понятие «хронотоп». Но даже в этом случае время мыслится как одномерное образование, так как длительность любого исторического периода исчисляется одним числом. Однако время обладает более широкими возможностями, оно не только многолико, а многоразмерно. Это связано не только с переплетением объективных длительностей и последовательностей стадий разных социальных процессов, но и со специфической особенностью человеческой деятельности ориентироваться на разные временные представления. И если в некоторых исследованиях переплетением этих «ликов» можно пренебрегать, то в случае исследования хронотопа города, т.е. рассмотрения единства пространства и времени, единства мест и моментов времени, которые «привязаны» к ним, учёт разных размерностей длительностей (а также ритмов, направленностей, скорости и т.д.) необходим.

Таким образом, время применительно к пространству города «открыло себя» с новой стороны: оказалось, что оно не одномерно, а многомерно. Если исходить из того, что пространство создаётся действиями, которые в нём совершаются, то каждое место соотносится с несколькими временами, связанными с этими действиями. Во-первых, одно и то же «место» городского пространства могут в разное время суток использовать люди разных поколений - здесь происходит наложение друг на друга двух измерений времени: времени суток и календарного возраста. Во-вторых, чтобы совершить акт простого пребывания в определённом месте, туда надо прибыть, затратив на перемещение какое-то время. Это время есть не у всех, следовательно, к первым двум измерениям добавляется ещё одно измерение. В-третьих, в каждом месте пребывания человек находится определённое количество времени: прибавляется ещё одно измерение. Планируемое время пребывания в месте может увеличиться (например, один человек встретил интересного собеседника и не захотел сокращать разговор) или, напротив, уменьшиться (началась гроза или рядом разыгралась драка и т.п.).

В-четвёртых, в сознании каждого человека доминируют разные ориентации на время: на прошлое, на настоящее или на будущее, детерминированные современной им культурой и опытом собственной жизни. В этой связи очень важно замечание Иржи Шубрта об интенциях на разные модусы времени, как их видели Э. Гуссерль и М. Хайдеггер. Если Э. Гуссерль обращал внимание на способность запоминания (сохранение сознания прошлого) и интенцио-нальное различение прошлого и настоящего, то М. Хайдеггер выделял интенцию к будущему, понимая её как первичный феномен изначальной и подлинной темпоральности. Забота о том, что находится впереди, открывает множество разнообразных возможностей перед человеком для его собственной жизни. Таким образом, индивид направляется не только своим прошлым, но и будущим. В этом и состоит открытость к обретенному бытию настоящего [12]. А для нашего исследования эти замечания подтверждают необходимость введения ещё нескольких измерений времени в модель хронотопа: измерения длительности присутствия в месте и измерений прошлых намерений и будущих целей.

Следует также отметить исчезновение из сознания людей в конце ХХ в. характерных для эпохи модерна чётких границ между прошлым, настоящим и будущим, в результате чего возникает состояние, которое можно описать формулой будущего больше нет, а настоящее переполнено прошлым (его иногда называют «глубоким сейчас») [13, с. 8]. Это новое состояние сознания делает очевидной возросшую силу и значимость индивидуальных ориентаций во времени.

В-пятых, временное измерение пространства трансформируется и архитектурно-дизайнерскими способами. Действительно, декорирование места, его стилизация под разные архитектурные стили или действительное присутствие памятников архитектуры разных эпох может отсылать к разным историческим периодам и смыслам. Наконец, пребывание в конкретном, определённом месте (и, соответственно, действие в нём) означает осуществление одного из видов широкого репертуара человеческих повседневных занятий: от работы (находиться и работать в открытом публичном пространстве могут работники общепита, торговцы, ремонтники, дворники и т.д.) до оздоровительных занятий (йога, бег, танцы и т.д.). Таким образом, многомерность времени определяет динамический характер хронотопа. Для иллюстрации динамического характера единства пространства и времени из-

берём в качестве вида активности действующих субъектов не работу, а свободное время, а самих субъектов дифференцируем в зависимости от их возраста.

Трансформация жизненных практик горожан, осуществляемых в постоянно меняющихся условиях жизни в городе, неизбежно приводит к изменению их стилей жизни, жизненных приоритетов, смене избираемых занятий в свободное время и в целом - к изменениям темпоральной и пространственной организации их жизни. Впрочем, справедлива и обратная зависимость: изменения объективных пространственных и временных положений горожан (пространственно-временных координат их повседневной жизни) влияют на их жизненные установки и реализуемые практики. Среди этих изменений объективного временного положения выделим изменения на хронологической шкале жизни человека, т.е. его возраст.

Возраст выступает существенной детер-минантой многих видов активности человека, в том числе того, насколько интенсивно он использует те или иные места городского публичного пространства, особенно открытые - парки и скверы, площади и бульвары, набережные и пляжи, стадионы и велосипедные дорожки и т.д. Степень активности в использовании городских публичных пространств различна и относительно времени суток, и относительно времени года, и относительно календарного возраста человека. Наши наблюдения за поведением людей в парках города Ростова-на-Дону и на любимой ростовчанами улице Пушкинской подтверждают, что люди разных возрастов «делят» городское пространство между собой во времени: в разное время суток в этих открытых публичных пространствах доминируют разные по возрасту люди. Это доминирование может приводить к сочетанию людей разных возрастов, а может сопровождаться вытеснением из открытого публичного пространства каких-то групп горожан. Что делает Пушкинскую столь любимой и постоянно наполненной людьми всех возрастов? Не только её удачное расположение в центре города, но и обустройство: разнообразные деревья, кусты и цветники, множество скамеек, красивые и ухоженные здания (отреставрированные особняки Х1Х-начала ХХ в. и новые многоэтажные дома) и «точки притяжения»: четыре вуза, две библиотеки, поликлиники, кафе и рестораны, близость к театрам и паркам и т.д. Следует отметить и то, что посреди улицы располагается бульвар, что превращает Пушкинскую в отличную пешеход-

ную зону. Ограничение движения транспорта на некоторых её участках ещё больше расширяет возможности для прогулок и общения горожан. В результате здесь с утра до позднего вечера находятся люди, не только проживающие поблизости и не только спешащие по делам, но и горожане, специально приезжающие сюда из других районов, чтобы насладиться красотой этого места и встретиться с друзьями.

Наблюдения, которые мы проводили совместно со студентами Южного федерального университета, начиная с 2014 г., показывают, каким образом парк им М. Горького - главная аллея которого удобная транзитная зона между ул. Пушкинской и центральной улицей города Б. Садовой, выполняет свои функции, в том числе функцию места отдыха горожан. В праздничные дни парк полон жителями города, начиная с 10.00 до 22.00. Контингент посетителей по часам распределяется следующим образом: с 10-ти до 15-ти часов в нём преобладают семейные пары, родители с детьми, пожилые люди; с 15-ти до 18-ти часов -семейные пары, родители с детьми, подростки, молодежь; с 18-ти до 22-х часов - выпившие родители с детьми, нетрезвые подростки и молодежь. С 22-х часов в парке остаются молодые пары и нетрезвые лица.

В непраздничные дни с 10-ти до 12-ти часов парк наполняется гуляющими с детьми мамами, а также пожилыми людьми, сидящими на скамейках и прогуливающимися в одиночку или парами. Гуляют и владельцы домашних животных. По центральной аллее с раннего утра люди идут на работу, учёбу, а затем, пересекая Б. Садовую, следуют на Центральный рынок. В поведении людей не замечены признаки спешки, суетливости. С 12-ти часов в парке появляются школьники, они проходят по верхней аллее, большинство спускается в «цветочный партер». Некоторых из младшешкольников сопровождают пожилые люди. Молодые мамы с колясками собираются вместе, иногда занимая две трети дороги. Аллея для них не транзит, а прогулочная зона. По центральной аллее в спешке проходят и люди среднего возраста. В некоторые дни в 2023 г. мы наблюдали организованные группы пожилых людей, занимающихся оздоровительной гимнастикой.

С 15-ти до 19-ти часов контингент посетителей остается тем же. К нему присоединяются подростки, у которых закончились занятия в образовательных учреждениях, а также молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Характер по-

ведения подростков - шумный, веселый, иногда вызывающий (громкий смех, бранные слова). Характер поведения молодых - людей более спокойный, в основном - это пары, которые медленно гуляют по аллее и затем спускаются в нижний партер парка. В этот же период в парке начинают появляться бездомные люди в грязной одежде с большими сумками и пакетами. Иногда они садятся на скамьи рядом с отдыхающими здесь людьми, вызывая их неприязнь. Активно работают в парке попрошайки. Каждый день на «своих участках» замечены одни и те же лица. К концу дня их назойливость возрастает. Часам к 18-ти -19-ти часам они резко пропадают из парка.

Период с 19-ти до 20-ти часов - самый активный по «людности»: в это время можно увидеть наиболее широкий контингент посетителей. К 21.00 парк покидают родители с детьми, пожилые люди, подростки. Остаются молодежь, владельцы домашних животных, люди, совершающие пробежку и немногочисленные нетрезвые лица. В последние годы парк меняется в лучшую сторону, но он явно не использует свой потенциал в плане рекреации и оздоровления, в том числе - пожилых людей.

Пространства российских городов являются предметом заботы многих акторов: городских служб по благоустройству территории, законодателей, утверждающих нормы и правила, регламентирующих использование городской среды, активистов и обычных заинтересованных горожан. При этом сами горожане по-разному оценивают состояние городской среды, её визуальное и аудиальное наполнение, в чём мы убедились, проведя в 2018 г. опрос жителей всех типов городов Южного федерального округа [14]. Но, помимо оценок городской среды, её соответствия смыслам культуры, интересно проследить, какие возможности предоставляет современный город (в единстве его пространственных и временный характеристик) для реализации повседневной жизни горожан в целом и, в частности, для горожан первых лет пенсионного возраста, который стали называть «третьим возрастом» [15]. Это особенно важно в связи с тем, что население России стремительно стареет, продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость снижается. Другими словами, не только родные и близкие, но и всё общество заинтересовано в создании условий для активной и здоровой жизни людей пенсионного возраста.

В создании таких условий можно выделить два типа стратегий: одна состоит в вытеснении пожилых и старых из активной жизни,

из публичных пространств и сосредоточении их в домах престарелых или даже в целых городах для пенсионеров. В качестве примера можно привести Сан-Сити (Sun City) в США и ещё около 500 подобных поселений. В Сан-Сити есть удобные дома, развитая инфраструктура, (в том числе, бассейны, поля для игры в гольф, боулинг-центры, лунопарк), центры занятости. Поселиться здесь могут люди, которые достигли пенсионного возраста, купили в этом месте дом (или квартиру) и обрели действительно организованную и разнообразную жизнь, включая различные кружки, занятия спортом и качественное медицинское обслуживание. Однако здесь предусмотрена изолированность от людей других возрастов: регламентировано время посещений родственниками, запрещено посещение бабушек и дедушек детям до 18 лет [16]. Это сделано из благих намерений: чтобы не нарушать покой остальных проживающих. Однако изолированность пожилых здесь налицо - изолированность, которая более всего уничтожает основу собственно человеческого существования - отношения между людьми. Ещё Г. Зиммель писал о том, что общество существует там, где многие индивиды вступают во взаимодействие. Только в контексте взаимодействия возникают и многообразные смыслы пространства - пространства, заселённого людьми, причём людьми, различающимися по многим основаниям, в том числе - по возрасту. Некоторые исследователи расценивают такого рода концентрацию пожилых и старых людей среди себе подобных как «геттоизацию пожилых людей» [17].

Конечно, реализация стратегии концентрации пожилых и старых людей в одном месте для обеспечения ухода за ними, с одной стороны, нужна, поскольку в обществе, действительно, есть одинокие и беспомощные люди, у которых не осталось близких людей, способных о них заботиться. Поэтому развитие объектов социального обеспечения - таких, как дома престарелых, медицинские учреждения и реабилитационные центры для поддержания здоровья, необходимо поддерживать. Но являются ли они достаточными, исчерпывающими способами для решения проблем пожилых и старых в плане поддержания качества достойной жизни, реализации их потребности жить полноценно, пусть и с поправкой на состояние физического состояния.

Другая стратегия предполагает всемерное вовлечение пожилых и старых людей в коммуникацию с людьми других поколений. Комму -

никация осуществляется (или, напротив, сворачивается) как в реальных, так и в виртуальных пространствах. Открытые публичные пространства - это те места, в которых наглядно, воочию и непосредственно передаётся опыт поведения, общения, мышления от одних поколений - другим. Открытые городские пространства тем и хороши, что физически они уже наличествуют, их предметное наполнение надо «додумать», а «додуманное» реализовать. И, конечно, надо реабилитировать пенсионный возраст в глазах молодых, научить видеть не внешние формы, а красоту достоинства, зрелости и ума. Дестиг-матизация пожилого и старческого возраста - это большая работа, первым этапом которой должно стать более активное вовлечение пожилых и старых людей в открытые городские пространства, а не сегментация их по времени и пространству.

Вынужденное или принудительное исключение из жизни общества - потеря работы, сворачивание контактов с членами семьи (которые могли переехать в другой город или даже в другую страну), с друзьями (которые тоже могли уехать или даже умереть), сложность в освоении новых технологий, пронизывающих современную жизнь - всё это в дополнение к собственной физической немощности и болезням, а также рутинизации повседневной жизни ещё более усиливают чувство одиночества, покинутости, ненужности. В качестве компенсации многие пожилые и старые люди могли бы выбрать общение в новых социальных кругах, волонтёрскую деятельность, занятия по увлечениям, хобби (которые, как известно, дают новый импульс к развитию и открывают возможность для знакомства с новыми людьми), а также прогулки и физические упражнения (ходьба, гимнастика, танцы) на свежем воздухе.

Какие же открытые публичные пространства (места) неформальных коммуникаций между представителями разных поколений и интеграции старшего поколения в сферы жизни, выходящие за рамки семьи, можно выделить в современном городе? В советское время это были скамейки возле подъездов и беседки во дворах многоквартирных домов, доступные для всех, и в первую очередь - для самих пожилых. Вернее, эти «места» занимали представители разных поколений в зависимости от времени суток: днём -пожилые и старые, ранним вечером - молодые родители с детьми, взрослые, играющие в домино или в карты, поздним вечером - молодые люди, влюблённые и т.д. Таким образом, одно и то же место в разное время использовалось

разными поколениями. Оно же было местом их встречи, а иногда и конкуренции. Но не только дворы, но и открытые публичные пространства городов активно использовались. К ним мы относим бульвары, парки, набережные, пляжи. Именно в этих пространствах возможно более широкое развёртывание коммуникаций между людьми разных поколений.

Как реализуют пожилые и старые люди эти возможности в современных городах? Для ответа на этот вопрос обратимся к некоторым результатам проведённого нами при поддержке РНФ* в январе-мае 2023 г. исследования. Метод - ведение дневников времени в течение трёх дней. Полученные результаты делились на три для получения среднего значения каждого вида активности. К 20 июня 2023 г. было заполнено 116 дневников времени. Анализ полученных данных показал, что в среднем горожане «третьего возраста» гуляют на свежем воздухе 23 минуты в день, причём для женщин в выходные дни продолжительность прогулок в среднем составляет 27 минут, а для мужчин - 16 минут, в будни - 30 и 18 минут, соответственно. Но за этими средними цифрами спрятана ещё большая пропасть между тем, что советуют геронтологи и реальностью. Так, согласно дневнику лишь одного из респондентов, оказалось, что он проводит на свежем воздухе 6 часов 6 минут, единицы показали значения от 1 часа до 2 часов с четвертью, подавляющее же большинство пенсионеров не гуляют вовсе.

Имеющиеся в городах финансовые ресурсы способны обеспечить более эффективное развитие городской социальной инфраструктуры в виде уже имеющихся парков и скверов.

Анализ теоретических работ по проблеме и результаты собственных социологических исследований позволили уточнить существующее понимание измерения времени в модели хронотопа города. Рассмотрение только одного среза этой модели - связь между открытыми публичными пространствами (местами отдыха в парке) и пенсионным возрастом горожан - обозначил многомерную связь (связи) пространством и времени.

Анализ показал, что развитие российских городов требует дальнейших изменений

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00134 (ИА^:// rscf.ru/en/project/23-28-00134/) «Социальное участие людей старшего возраста в российских регионах в постпандемический период» в Южном федеральном университете.

в направлении развития социальных услуг для пожилых и старых людей. Но и сами пожилые люди должны поверить, что время после 60 лет - это время не дожития, а жизни. А поверив, начать делать практические шаги в развитии, а не сворачивании своей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. См: Бахман-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре /пер. с нем. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 504 с.

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.

3. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2020. 235 с.

4. Chagnon N.A. Yanomamö. San Diego, 1992. 266 p.

5. Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Этнографическое обозрение. 2004. № 1. С. 14-31.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.

7. Тишков В.А. Восприятие времени // В.А. Тишков Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 260-276.

8. Дмитриев В.А. Пространство и время в традиционной культуре: историографический аспект историко-культурного изучения // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Сер. 2. Вып.4. С. 267-280.

9. См: Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 3-12.

10. См: Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 456 с.

11. Бурлина Е.Я. Хронотопия города // Koinon. 2021. Т. 2. № 3. С. 84-108.

12. См: Subrt J. Time: The Key to the Analysis of Social Reality. In: The Sociology of Time. Palgrave Mac-millan, Cham., 2021.

13. Завадский А., Суверина К., Склез В. Предисловие // Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2019. C. 7-42.

14. См: Ценность города и ценности горожан: монография /под общ.ред. Л.А.Штомпель. Ростов-н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального унта, 2019. 304 с.

15. См: Мокрогуз Е.Д. Образование людей «третьего возраста»: социокультурный анализ тенденций развития // Человек и образование. 2015. № 4(45). С. 169-173.

16. Город солнца 55+: как пенсионеры в США живут по своим правилам [Электронный ресурс] - Ре-

жим доступа: https://primamedia.ru/news/743310/ (дата обращения: 20 июня 2023 г.).

17. Mamoru HARUNA, Yuko YABUTA, Mai TAMU-RA, Makoto TAKAGI, Kazunobu UEHARA. A Verification Study on Developing Plan of New Type Aged-welfare Facilities Considering Utilization of Unused Land at Suburb Area of Kusatsu-city // Journal of Construction Management JSCE. 2005. Volume 12. Р. 359-368.

REFERENCES

1. Bahman-Medik D. Kulturnye povoroty. Novye orien-tiry v naukah o kulture / Per. s nem. [Cultural twists. New landmarks in the sciences of culture]. Moscow: New Literary Review, 2017. 504 p.

2. Bahtin M.M. Bahtin M. M. Voprosy literatury i esteti-ki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow: Publishing House of Fiction, 1975, pp. 234-407.

3. Eliade M. Aspekty mifa [Aspects of myth]. Moscow: Academic Project, 2020. 235 р.

4. Chagnon N.A. Yanomamo. San Diego, 1992. 266 p.

5. Tishkov V.A. Etnograficheskoe obozrenie. 2004, No 1, pp. 14-31.

6. Gurevich A.JA. Kategorii srednevekovoj kultury [Categories of medieval culture]. Moscow: Publishing house «Art», 1972. 318 р.

7. Tishkov V.A. Tishkov V.A. Rekviem po etnosu: issle-dovanija po sotsialno-kulturnoj antropologii [Requiem for an Ethnos: Studies in Socio-Cultural Anthropology]. Moscow: Science, 2003. pp. 260-276.

8. Dmitriev V.A. Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta, 2007, Series 2. Release.4, pp. 267-280.

9. Park R.. The City as a Social Laboratory // Sotsio-logicheskoe obozrenie, 2002, Vol. 2, No 3, pp. 3-12.

10. Oldenburg R. Trete mesto: kafe, kofejni, knizhnye magaziny, bary, salony krasoty i drugie mesta «tuso-vok» kak fundament soobschestva [The great good place: cafes, coffee shops, bookstores, bars, hair salons and other hangouts at the heart of a community]. Moscow: New Literary Review, 2014. 456 p.

11. Burlina E.JA. Koinon, 2021, Vol. 2, no 3, pp. 84-108.

12. Subrt J. Time: The Key to the Analysis of Social Reality. In: The Sociology of Time. Palgrave Macmil-lan, Cham., 2021.

13. Zavadskij A., Suverina K., Sklez V. Politika affekta. Muzej kak prostranstvo publichnoj istorii [The politics of affect. Museum as a space of public history]. Moscow: New Literary Review, 2019. pp. 7-42.

14. Tsennost goroda i tsennosti gorozhan: monografija / pod obsch.red. L.A.Shtompel [The value of the city and the values of citizens]. Rostov-on-Don; Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University, 2019. 304 p.

15. Mokroguz E.D. Chelovek i obrazovanie, 2015, No. 4(45), pp.169-173.

16. Gorod solntsa 55+: kakpensionery v SSHA zhivutpo svoimpravilam [City of the sun 55+: how US retirees live by their own rules] Available at: https://primam-edia.ru/news/743310/ (accessed 20 June 2023).

17. Mamoru HARUNA, Yuko YABUTA, Mai TAMU-RA, Makoto TAKAGI, Kazunobu UEHARA. A Verification Study on Developing Plan of New Type Aged-welfare Facilities Considering Utilization of Unused Land at Suburb Area of Kusatsu-city // Journal of Construction Management JSCE. 2005. Volume 12. P. 359-368.

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 21.09.2023.

The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 11.09.2023; accepted for publication 21.09.2023.

Научная статья УДК 297.1

DOI 10.18522/2072-0181-2023-115-29-36

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦЕПЦИИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Д.А. Гусенова

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF NOMADISM ON THE FORMATION OF THE CONCEPT OF TRAVEL IN THE ARAB-ISLAMIC CULTURE

D.A. Gusenova

Как известно, культура кочевников уже давно признаётся в качестве аутентичной, коренным образом отличающейся от так называемой оседлой культуры, а номадизм - исторической формой освоения обширных пространств через сохранение в определенных экологических условиях племенной системы и выстраивании кочевого типа хозяйствования. В политогенезе номадизм также рассматривается в качестве воплощения «альтернативных государственному "проектов "социально-политической эволюции» [1, с. 10]. Здесь можно привести несколько исторических примеров. Это и полукочевой народ Сахары - туареги, и казачьи поселения до XVII в., и т.д., когда номады могли в буквальном смысле перевезти весь свой хозяйственный уклад в более безопасное место «где бы то ни было» [2, с. 138], поэтому процесс формирования организованной силы в лице госаппарата протекал несколько иначе, чем у оседлых народов.

Гусенова Джамиля Адамкадиевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук факультета психологии и философии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», 367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, д. 16, каб. 406а, e-mail: gusenowa03111978@yandex.ru.

Применительно к арабским племенам, в современном исламоведении существует расхожее мнение о том, что не столько политико-бюрократическая целесообразность, сколько монотеистическая религия - ислам явился тем «аргументом», который позволил Мухаммеду объединить, идеологически «скрепить» разрозненные арабские племена. О несоответствии процесса становления государственности на Аравийском полуострове «стандартной концепции исторического развития» пишет и А.С. Матвеев, отмечая, что «степные» или «кочевые империи» строились не на фундаменте стратификационной дихотомии «богатый-бедный», а по вектору «кочевник, скотовод-земледелец», воспроизводя политическую власть не через легитимацию насилия и политическое господство, а посредством перманентных военных походов, с последующим перераспределением доходов от дани, и набегов на соседние страны, как, например, Золотая Орда [3, с. 450]. О вооружении и военном искусстве кочевников, в частно-

Gusenova Dzhamilya Adamkadievna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Sciences of the Faculty of Psychology and Philosophy, Dagestan State University, 367026, Makhachkala, I. Shamil Ave., 16, room. 406a, e-mail: gusenowa03111978@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.