Научная статья на тему 'Многомерность источников финансирования некоммерческих организаций'

Многомерность источников финансирования некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1147
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NON-COMMERCIAL ORGANIZATION / SOURCES OF FINANCING / CHARITY / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутьева Д. А.

Некоммерческая организация для обеспечения успешной и эффективной работы привлекает различные виды ресурсов. Многомерность источников финансирования позволяет некоммерческим организациям оставаться независимыми ни от государства, ни от бизнеса. В статье рассмотрен весь спектр источников финансирования, выявлены преимущества и недостатки каждого из них и степень их доступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-dimensionality of financing sources for non-commercial organization (Russia, St. Petersburg)

Non-commercial organizations attract various types of resources for their effective activity; multi-dimensionality of financing resources allows non-commercial organization to remain independent from the state or business. The article discusses the whole spectrum of financing resources, discusses their advantages and disadvantages, as well as the degree of their accessibility

Текст научной работы на тему «Многомерность источников финансирования некоммерческих организаций»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

— обеспечить обмен опытом с представителями зарубежных компаний, решавших аналогичные задачи;

— организовать тренинговое сопровождение проектов

В завершение отметим, что развитие малого инновационного предпринимательства является важнейшим направлением

формирования национальной системы венчурного инвестирования в России. Его неразвитость, а, следовательно, отсутствие полноценного спроса на венчурный капитал являются главными причинами, сдерживающими развитие венчурного финансирования инновационной деятельности.

Литература

1. Иванова И.А. Перспективы развития венчурного бизнеса в России // Реформы в России и проблемы управления — 2008. —

С. 41-52.

2. Ильина С.М. Венчурное финансирование. — М.: Академический проект, 2012. — 327 с.

3. Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования // Российский путь в экономике. — 2010. — №7. — С. 47-58.

4. Обзор рынка прямых и венчурных фондов в России за 2012г. — СПб.: РАВИ, 2012. — 286 с.

5. Овчинников С.Г. Инновационное ускорение как фактор экономического развития // Инновации. — 2009. — № 3. — С. 76-81.

6. Сергиенко Я.В. К вопросу об организации венчурного финансирования в рыночной экономике [Электронный ресурс] / URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/154716.html

7. Трифонов Е.С. Условия и предпосылки функционирования венчурного финансирования в современных условиях России // Журнал научных публикаций. — 2012. — № 4. — С. 76-81.

МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.А. Кутьева,

аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

[email protected]

Некоммерческая организация для обеспечения успешной и эффективной работы привлекает различные виды ресурсов. Многомерность источников финансирования позволяет некоммерческим организациям оставаться независимыми ни от государства, ни от бизнеса. В статье рассмотрен весь спектр источников финансирования, выявлены преимущества и недостатки каждого из них и степень их доступности.

Ключевые слова: некоммерческая организация, источники финансирования, благотворительность, предпринимательская деятельность.

УДК 336:334.72 ББК 65.261.93

В современном мире существует много возможностей финансирования деятельности некоммерческих организаций. Однако многие некоммерческие организации в России испытывают трудности с обеспечением ликвидности. В этой связи проблема, затронутая в данной статье, представляет научный и практический интерес для российского третьего сектора экономики.

Некоммерческая организация может привлекать тот или иной источник финансирования в зависимости от организационно-правовой формы; предусмотренных уставом видов деятельности; особенностей своей бюджетной политики; возможности ведения предпринимательской деятельности. Положение организации тем устойчивее, чем разнообразнее источники финансирования.

По частоте финансирования выделяется однократное, периодическое и текущее финансирование. Однократное финансирование зачастую связано с особыми событиями в некоммерческой организации, такими как создание филиала или начало крупного проекта. Периодическое финансирование основывается на эпизодически происходящих событиях (например, годовое массовое мероприятие, приобретение оргтехники). Оно может быть как регулярное, так и нерегулярное. Текущее финансирование требует непрерывного привлечения средств. Оно находится во взаимосвязи с созданной инфраструктурой, требующей постоянного содержания (например, заработная плата штатных сотрудников, арендная плата, коммунальные платежи).

Источники финансирования могут быть классифицированы и по продолжительности предоставления капитала или

замораживания средств. Срочные средства в противоположность бессрочным имеются в распоряжении у организации на ограниченный период времени. По сроку выделяются следующие виды финансирования с определенными временными горизонтами:

• Краткосрочное — продолжительность составляет меньше года.

• Среднесрочное — продолжительность финансирования от одного до пяти лет.

• Долгосрочное — продолжительность больше пяти лет.

Количество возможных инструментов финансирования в некоммерческом секторе необъятно. Так инструменты финансирования по происхождению капитала различаются на внутреннее и внешнее финансирование. При внешнем финансировании средства в некоммерческую организацию направляются от третьих лиц (физических или юридических). При внутреннем финансировании средства возникают у самой организации. Как правило, внешние источники финансирования составляют превалирующую долю в структуре поступлений. Внутренние же источники в основном не развиты в российских организациях, лишь малая доля некоммерческих организаций опирается на внутренние доходы.

Выделяют четыре основных внешних субъекта финансирования:

1) государство (органы государственной власти и местного самоуправления)

2) бизнес или корпоративное сообщество

3) частные (физические) лица

4) международные и российские фонды

195

[1

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Одним из основных субъектов финансирования в России является государство. В ст.31 Федерального Закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» приведены формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления [2].

Государственное финансирование осуществляется в таких формах, как:

1) Прямое бюджетное финансирование, которое выделяется на отдельные программы, приоритетные направления в виде целевых субсидий

2) Возмездное оказание услуг в рамках государственного заказа — через контракты, гранты

3) Софинансирование

Органы государственной власти и местного самоуправления могут предоставлять и неденежные ресурсы в виде писем поддержки, рекомендаций, помещений или транспорта.

Органы государственной власти финансируют: общественно-полезные проекты, имиджевые для государства; проекты с большим количеством благополучателей или проекты, которые быстро дают результаты. Органы местного самоуправления предпочитают выделять финансирование на проекты, ориентированные на население местной территории.

Прямое бюджетное финансирование является одним из традиционных источников дохода некоммерческих организаций. Однако, регулярно получая субсидирование из государственного бюджета, некоммерческие организации могут быть не заинтересованы в развитии. В большинстве западных стран применение данной формы финансирования существенно сократилось.

Государственный заказ выдается государственными органами и оплачивается из средств государственного бюджета на изготовление продукции, проведение работ, выполнение услуг, в которых государство заинтересовано. Он выдается на конкурсной основе и представляет собой финансирование на основе договора и под конкретный результат. Данная форма финансирования стимулирует конкуренцию за бюджетные средства со стороны некоммерческих организаций. Государственные ресурсы на конкурсной основе реализуются через предоставление грантов и заключение контрактов.

Под софинансированием понимается, как система смешанного финансового участия, так и такая схема финансирования, согласно которой каждая денежная единица частной помощи сопровождается выделением определенного объема государственной помощи. Существенное преимущество данной схемы финансирования состоит в том, что некоммерческий сектор финансируется не только государством, но и стимулируется приток частных инвестиций в третий сектор, развивается социально ответственный бизнес. Софинансирование в нашей стране находится на пути развития, в то время как в Великобритании она достаточно широко используется с 80-х годов ХХ века.

В соответствии с тенденцией зафиксировано: чем меньше заинтересованность политики и администрации в решении задач, тем ниже оказывается стимулирование и финансирование деятельности. Однако не всегда легко определить, что точно является «интересом» для государства.

Одним из известных субъектов финансирования являются российские и международные фонды, которые предоставляют гранты на определенные, четко проработанные цели. Грантода-тель определяет условия, на которых он предоставляет грант, целевое использование которого грантополучатель подтверждает документально в форме отчета. При поиске финансирования некоммерческим организациям необходимо учитывать наличие ограничений, которые имеет каждый фонд: миссия и целевая группа фонда, географический регион, тип получателей, тип поддержки, размер финансирования и продолжительность проекта.

Взаимодействие бизнес-сообщества с некоммерческими организациями в нашей стране пока не развито. Доля поступлений от коммерческих структур в общих поступлениях некоммерческой организации ничтожно мала. Выделяют следующие виды финансовой поддержки от коммерческого сектора:

— прямое финансирование организации / проекта в виде благотворительной помощи или пожертвований,

— оплаты части расходов по проводимым мероприятиям,

— предоставление рабочего времени своих сотрудников (корпоративное добровольчество),

— предоставление собственных услуг, продукции / оборудования или помещения на безвозмездной основе.

Большинство компаний занимаются благотворительностью, преследуя экономические выгоды: улучшение имиджа в обществе, демонстрация социальной ответственности, реклама своего товара с целью увеличения его продажи, привлечение новых сотрудников. Коммерческие организации занимаются спонсорством, исходя из маркетинговой стратегии. Спонсорство — продвижение компании в обмен на рекламу и паблисити. Спонсор оценивает эффективность инвестиций с точки зрения узнаваемости бренда, количества потребителей, получивших информацию о спонсоре. Участниками спонсорства выступают две стороны: компания, предоставляющая денежные средства / товары / услуги, и некоммерческая организация их получающая в обмен на определенные привилегии. Компании выступают спонсорами в целях продвижения и развития собственного бизнеса. Они спонсируют некоммерческую организацию до тех пор, пока это отвечает их целям.

Спонсорство и социально-ориентированный маркетинг являются новыми средствами обращения к покупателю, так как в СМИ наблюдается перенасыщение информацией, и люди уже её не воспринимают так, как хотели бы компании. На данный момент спонсорство является самым быстрорастущим методом маркетинговой коммуникации в мире.

В России одним из перспективных направлений является социально-ориентирванный маркетинг, который очень популярен в мире, особенно в США. Социально-ориентированный маркетинг (cause-marketing) — стратегическое продвижение компании с целью увеличения продаж и усиления рыночной позиции с помощью комплекса мероприятий, которые в том числе поддерживают некоммерческую организацию. В социально-ориентированном маркетинге участвуют три стороны: бизнес, некоммерческая организация и физические лица.

В США уже в 1990-х годах спонсорство и социально-ориентированный маркетинг стали составляющими долгосрочной маркетинговой стратегии компании. В России они являются сравнительно новым явлением.

В настоящее время в России развивается услуга «pro bono» (от лат. pro bono publico — ради общественного блага), которая безвозмездно оказывается частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут оплатить подобную помощь. Практика pro bono широко распространена в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Например, в США юридические фирмы, подписавшие Декларацию принципов pro bono, оказывают бесплатно юридическую помощь приблизительно от 60 до 100 часов в год в расчете на одного юриста [4]. Российский Центр координации юридической помощи pro bono (Russian Pro Bono Clearinghouse) функционирует с осени 2007 г. и является проектом, реализуемым Институтом «Право общественных интересов» (PILnet). Задача Центра заключается в налаживании постоянной связи между некоммерческими организациями, которым необходима помощь в решении различных юридических проблем, и юридическими фирмами, которые могут предоставить подобную помощь некоммерческим организациям бесплатно [5]. Также существуют и «юридические клиники», оказывающие услуги pro bono. Оказание данного вида услуг регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1]. Но пока ещё мало некоммерческих организаций знают о возможности безвозмездно получить юридическую помощь.

В 2012 г. Российский филиал фонда — CAF Россия провел исследование благотворительной деятельности крупнейших российских банков [6]. Полученные результаты оказались неутешительными: 47 банков, которые входят в рейтинговый список лучших банков страны, направили на благотворитель-

1 96

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

а

ность 1,17% от прибыли. Однако наблюдается рост отчислений, направляемых на благотворительность: за три квартала 2012г. исследованные банки потратили на 21,3% больше, чем за тот же период 2011 г. Дети являются самыми популярными благополучателями, далее поддержку получают такие сферы, как здравоохранение, образование, культура, помощь малообеспеченным слоям населения, Русская православная церковь, спорт, экология и забота о природе и помощь в случаях катастроф. Большинство банков дополняют деятельность государства. Банки вовлекают в благотворительность не только своих клиентов через специальные сервисы и продукты, но и своих сотрудников через добровольческую деятельность.

В Германии за последние десятилетия появились банки, чья деятельность частично или полностью направлена на консультирование и на финансирование некоммерческих организаций. Некоторые банки поддерживают религиозные организации, другие — только экологические проекты и т.д. Как правило, некоммерческие организации обслуживаются бесплатно в банках и беспрепятственно получают кредиты под низкие проценты. В России ситуация кардинально другая: банки очень редко выдают кредиты, так как не признают полученные гранты, субсидии и пожертвования некоммерческими организациями в качестве гарантии кредитоспособности. Стоимость обслуживания в банке некоммерческих организаций приравнена к коммерческим компаниям.

Относительно неразвитым в России источником финансирования выступает помощь от физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), которая может быть выражена в виде денежных пожертвований, пожертвований в виде имущества, передачи имущества по завещанию, передачи имущества в пользование некоммерческой организации (как правило, от её членов и участников). Частные лица, как правило, жертвуют небольшие денежные суммы. Количество людей, которые повторно осуществляют пожертвования значительно меньше, чем тех, которые делают это впервые. Мотивирующими факторами выступают: вера в то, что внесенное пожертвование улучшит ситуацию; некоторые жертвуют на эмоциях; других волнует судьба организации. Физические лица предпочитают жертвовать организациям, чья деятельность направлена на помощь детям-инвалидам, сиротам, неимущим пожилым людям; экологическим организациям. Некоммерческие организации получают пожертвования через реализацию благотворительной продукции (значки, открытки), организацию благотворительных акций или мероприятий, почтовую рассылку, целевые банковские благотворительные счета, СМС-сервис или Интернет, ящики для пожертвований, установленные в гипермаркетах.

В настоящее время основными инструментами поддержки некоммерческих организаций, являются краудсорсинг и кра-удфандинг, суть которых заключается в финансировании и нематериальной поддержке (передача знаний, контактов) общественно значимых задач людьми, жертвующими денежные средства на проекты, как правило, через Интернет. Краудфан-динг объединяет денежные ресурсы, а краудсорсинг — добровольную работу для достижения общей цели. Данный источник финансирования сейчас популярен в Европе. Как правило, таким образом финансируются проекты в сфере культуры.

В 2011 г. благотворительные пожертвования в США составили 298,42 млрд долл., из них: 73% были сделаны физическими лицами; 5% — компаниями; 14% — фондами и 8% — завещания. Из собранных пожертвований 71% был направлен на церковь, 13% — на образование, 4% — на культуру и искусство. Остальная сумма была направлена на здравоохранение, окружающую среду и т.д. Во всем мире происходит рост финансирования со стороны частных лиц. В России хоть и наблюдается приток финансирования со стороны коммерческих структур и физических лиц, но, тем не менее, это ещё не стало привычным явлением.

На практике внешние источники финансирования можно классифицировать по степени легкости привлечения средств следующим образом:

Из самых доступных для привлечения источников финансирования можно выделить поддержку, оказываемую юриди-

ческими и физическими лицами. Коммерческая компания готова поддерживать некоммерческую компанию, если их цели совпадают. В случае поддержки со стороны физических лиц некоммерческим организациям не надо собирать документацию и писать заявки, нужно лишь найти ту целевую аудиторию, которая была бы заинтересована в реализации проектов и мероприятий, которые есть у организации. Люди, которые жертвуют деньги организации, прежде всего, заинтересованы в развитии ее проектов, им важен результат. Как правило, некоторые из них жертвуют не только деньги, но и время, если их волнует судьба проекта или организации. Государственное финансирование не так легко получить: необходимо подготовить большой объем документации, а также составить заявку на финансирование, которая в первую очередь удовлетворяла бы целям государственной поддержки и была бы сопоставима с уставными целями.

Второй составляющей денежных поступлений являются: внутренние доходы, к которым относят вступительные и членские взносы; взносы учредителей; выручка от реализации товаров и услуг; доходы, получаемые от аренды собственности некоммерческой организации (помещение, аппаратура и т.д.); проценты по депозитным счетам; доходы от вкладов; операции с ценными бумагами; доходы от проведения специальных благотворительных мероприятий.

Вступительные и членские взносы могут быть единовременными или периодическими поступлениями от учредителей (членов, участников) некоммерческой организации. Размер, сроки и порядок поступлений от учредителей (членов, участников) определены в учредительных документах.

Согласно статье 24 п. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах». Предпринимательская деятельность помогает более полно реализовать миссию организации, она способствует исполнению текущих обязательств, которые возникают практически ежедневно у любой некоммерческой организации, тем самым улучшая свой имидж в глазах контрагентов. Ведь внешнее финансирование относительно нестабильно, и может возникнуть финансовая несостоятельность у организации, когда одни проекты уже закончились, а другие ещё не начались или по ним задерживается финансирование, в то время как ежемесячно необходимо осуществлять такие расходы, как: коммунальные платежи, арендная плата, плата за пользование средствами связи и интернет, банковское обслуживание и т.д. В последнее время очень тяжело привлечь внешнее финансирование на такие расходы, но без них не существует ни одно юридическое лицо. Другая трудность выражается в том, что некоммерческие организации получают субсидии и гранты частично или полностью только после завершения проекта, поэтому многие вынуждены отказываться от данных внешних источников.

Предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности могут быть следующие:

• миссия, ради которой создавалась некоммерческая организация, может быть успешнее реализована;

• привлечение новых источников финансирования может расширить деятельность некоммерческой организации, не противоречащую Уставу;

• организация станет финансово независимой, если у неё появится дополнительный источник финансирования;

• организация сможет привлечь новых сотрудников, расширив штат или создать стимулы для имеющихся сотрудников через обеспечение постоянной занятости и повышения заработной платы. Как правило, в некоммерческой организации сотрудники заняты на неполную ставку строго в соответствии с имеющимися проектами;

• некоторые организации имеют в своей собственности конференц-залы, оборудование, которое может приносить доход, сдавая его в аренду.

197

[1

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Существуют также и препятствия, которые мешают некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью. Основными являются: изменчивость и ужесточение законодательства; незнание и страх заниматься предпринимательской деятельностью. Соответствие предпринимательской деятельности сущности и ценностям некоммерческой организации является неоднозначным вопросом.

Денежные средства, которые находятся в распоряжении у некоммерческой организации, можно инвестировать, если донор (грантодатель или жертвователь) не запрещает. К основным принципам инвестирования относятся доходность или прибыльность, возвратность и ликвидность. Принимая решение о вложении средств, некоммерческая организация должна учитывать срочность и рискованность инвестиций. Депозит или срочный вклад в банке обладает меньшей доходностью и риском по сравнению с инвестированием на рынке ценных бумаг. В свою очередь на рынке ценных бумаг акции средних и малых компаний обладают наивысшей доходностью и риском, а государственные облигации — наименьшей. Некоторые банки сейчас тоже предлагают инвестиционные продукты, такие как брокерское обслуживание, паевые инвестиционные фонды и доверительное управление, которые расширяют возможности для инвестиций на финансовых рынках. В основном некоммерческие организации при возникновении денежных резервов отдают приоритет инвестированию имеющихся средств в депозиты, чем в ценные бумаги. Некоммерческие организации могут в том случае прибегнуть к инвестированию, если они имеют денежные средства на реализацию проектов, которыми не воспользуются в течение нескольких месяцев. При инвестировании необходимо учитывать и законодательные ограничения.

Подводя итоги структурному содержанию как внешних, так и внутренних источников финансирования следует выделить спонсорство, социально-ориентированный маркетинг, услуги «pro bono», краудсорсинг и краудфандинг в качестве новых для России возможностей привлечения финансирования, которые, несомненно, получат развитие в ближайшие годы. Ещё одним новым способом финансирования деятельности некоммерческих организаций для российской практики является формирование целевого капитала, который образуется из трёх источников: пожертвований, имущества, полученного по завещанию, неиспользованного дохода от доверительного управления целевым капиталом [3]. Являясь долговременным источником финансирования, целевой капитал уменьшает зависимость от разовых пожертвований, что приводит к финансовой стабильности организации. Данный способ финансирования направлен в основном на поддержку образования.

Для успешного привлечения и расширения доступности источников финансирования в России необходимо реализовать следующие направления:

— создание социально-ориентированных банков, которые непосредственно работали бы с некоммерческими организациями,

— установление налоговых льгот на федеральном уровне для бизнеса, готового стимулировать развитие некоммерческих организаций.

Наличие в штате фандрайзера и финансового менеджера, в задачи которых входит привлечение соответствующих источников финансирования из всей многомерности, является главным условием обеспечения бесперебойной работы организации.

Литература

1. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ. URL: http:// base.garant.ru/12191964/ (дата обращения: 09.09.2013).

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/ (дата обращения: 09.09.2013).

3. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ.

URL: http://base.garant.ru/12151312/ (дата обращения: 09.09.2013).

4. http://www.advgazeta.ru/arch/25/114 (дата обращения: 20.02.2013)

5. http://www.pilnet.ru (дата обращения: 10.03.2013)

6. http://www.cafrussia.ru/files/blocks/banks_report.pdf (дата обращения: 30.01.2013)

СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Е. Смирнова,

доцент кафедры налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г Москва), кандидат экономических наук, [email protected]

В статье рассмотрены налоговые риски, которые возникают при осуществлении операций организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и возможности их снижения.

Ключевые слова: налог, налоговые проверки, налоговый риск, упрощенная система налогообложения

УДК 336.22:330.131.7 (045) ББК 65.261.411

В экономической литературе нет единства в определении понятия «налоговые риски». Налоговые риски классифицируют по отдельным налогам и по видам деятельности или операциям. В частности, рассматриваются:

• налоговые риски непризнания расходов для целей налогообложения прибыли;

• налоговые риски, связанные с отказом в получении налогового вычета;

• налоговые риски, связанные с признанием лиц взаимозависимыми в судебном порядке;

• налоговые риски, связанные с незаконным использованием товарного знака;

1 98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.