DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-4-57-62 УДК 32(045)
многоликий фАШИЗМ: опыт осмысления понятия
Сургуладзе Вахтанг Шотович, канд. филос. наук, ведущий эксперт Аналитической группы «С.Т.К.»,
Москва, Россия
Аннотация. В условиях роста социального неравенства и усугубления проблем, связанных с необходимостью налаживания культурного диалога между представителями разных цивилизаций, особую актуальность приобретает новое осмысление такого социально-политического феномена, как фашизм. В политологическом смысле понятие «фашизм» как выражение правой социально-политической ориентации сохраняет свою актуальность и должно всесторонне исследоваться, особенно в условиях, когда радикализация настроений общества имеет под собой серьезные основания: рост социального неравенства, безработицы, ухудшение криминогенной обстановки, значительный приток иммигрантов - представителей иной культурной среды, активизация политических и общественных групп, готовых использовать радикальную риторику для достижения собственных целей и прихода к власти. Радикализация политической среды на Украине и в других странах, беспорядки на расовой почве в США, вызванный беспрецедентным притоком иммигрантов рост ультраправых настроений в Западной Европе, вызов, брошенный миру Исламским государством (запрещенная в РФ организация),- все эти факторы говорят о том, что фашизм как радикальное идейное направление и политическая практика не утрачивает своей актуальности, а при определенных обстоятельствах вполне может снова стать политической практикой. В статье предпринята попытка систематизации подходов к осмыслению содержания понятия «фашизм» и разных аспектов проявления данного феномена.
Ключевые слова: идеология; фашизм; национал-социализм; политические режимы
MANY FACEs OF FAsCIsM:
ATTEMPT OF COMPREHENsION OF THE CONCEPT
Surguladze V. Sh., PhD of Philosophy, "S.T.K." Analytical group leading expert, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. In the context of rising social inequalities and worsening problems associated with the need to establish a cross-cultural dialogue between representatives of different civilisations, of particular urgency is a new understanding of the socio-political phenomenon of fascism. In the political sense of the word fascism as an expression of the right socio-political orientation remains relevant and should be comprehensively investigated, especially in conditions when the radicalization of the society's structures has serious grounds - the growth of social inequality; unemployment; the deterioration of the criminal situation; a significant influx of immigrants-representatives of a different cultural environment; the activation of political and social groups willing to use radical rhetoric to achieve their own goals and come to power. The radicalization of the political environment in Ukraine and other countries, the racial problems in the United States caused by the unprecedented influx of immigrants, the growth of ultra-right sentiments in Western Europe, the challenge posed to the world by the Islamic State (prohibited organization in Russia) - all these facts suggest that fascism as a radical ideological direction and political practice does not lose its relevance, and under certain circumstances may well become a political practice again. The author attempts to systematise approaches to understanding the concept of fascism, represent a summary of different aspects of the fascism phenomenon. Keywords: ideology; fascism; national-socialism; political regimes; political science
Феномен фашизма относится к числу тех категорий, которые достаточно сложно определить. Например, большая часть советских словарей определяла фашизм как «террористическую диктатуру наиболее реакционной и агрессивной буржуазии» [1-3], «идеологию и политику воинствующего шовинизма и расизма» [4, 5], «ударную силу международной реакции» Однако подобные определения-штампы не дают реального представления о том, чем был фашизм в широком смысле, тем более учитывая, что не все режимы, относимые к фашистским, были расистскими [6-8].
К сожалению, в советской действительности справочные издания зачастую становились инструментом пропаганды, а не надежным подспорьем в научном поиске. Тем не менее продираясь сквозь идеологические дебри, даже в советских справочниках можно найти крупицы неидеологизированной информации, дающей представление о наиболее характерных чертах, общих для всех режимов фашистского типа.
марксистско-ленинское,
западное и постсоветское
осмысление фашизма
Отдельная тема в постижении фашизма — работы авторов-коммунистов. Интерес к фашизму заметен в работах В. И. Ленина [9]. Уже на раннем этапе своего возникновения этот феномен вызывал большие опасения у деятелей международного коммунистического движения, например у Клары Цеткин [10]. Значительное внимание фашизму уделял Г. М. Димитров [11]. Уже в 1920-1930-е гг. стали появляться работы с попытками систематизации знаний о фашизме [12-13]. После Второй мировой войны акценты в массовом сознании несколько сместились, да и в научном сообществе фашизм стал прочно ассоциироваться с немецким национал-социализмом. Тем не менее даже в этих условиях появлялись отдельные специализированные исследования данной темы [14-15].
После распада СССР издаваемые в России справочники стали постепенно менять стилистику определения фашизма. Например, в Иллюстрированном энциклопедическом словаре (2000) отмечается, что «многие черты фашизма
1 Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Русский язык; 1988. 608 с.
присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (например, „класс" или „нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, „маоизма", „красных кхмеров" и др.» [16]. Есть основания полагать, что уравнение в указанном справочном издании фашизма со сталинизмом с акцентом на практику упомянутых режимов — проявление либеральной идеологической волны, захлестнувшей российское общество 1990-х гг. Примечательно, что та же идеологическая тенденция уравнивания сталинизма и фашизма прослеживается в «Истории философии» Мартина Оливера [17], и это неудивительно для представителя либерального англосаксонского мира. Даже термин «фашизм» в книге не употребляется. Заменой ему служит «тоталитарное государство», к которому автор относит и Советский Союз — портрет Сталина соседствует со сдвоенным изображением Гитлера и Муссолини. При этом размеры портрета советского лидера раза в три крупнее — излюбленный способ западных пропагандистов, использующих косвенное внушение и подрыв национального самосознания других народов, попытка внушить читателям мысль о том, что фашизм и коммунизм — одно и то же.
Достаточно комплексное и нейтральное определение фашизма дается в энциклопедии Britannica, в которой он рассматривается как «философия государственного управления, которая делает акцент на превосходстве и процветании государства, безусловном поклонении его лидеру, подчинении индивидуальной воле власти государства и жестком подавлении разногласий». При таком режиме «ценится военная сила, в то время как либеральные и демократические ценности дискредитируются. Фашизм возник в 1920-1930-х гг. частично из страха перед растущей мощью рабочего движения. Он отличался от его современника коммунизма (который практиковал И. В. Сталин) своей защитой элиты бизнеса и землевладельцев и их представлений о классовой системе» 2. Вообще в серьезных запад-
2 Настольная энциклопедия Britannica. В 2 т. М.: АСТ, Астрель; 2006.
ных справочных изданиях (если сравнивать с советскими аналогами) часто дается более взвешенная и деидеологизированная характеристика фашистских режимов [18].
Основным нюансом, который упускался из виду в советской пропаганде и написанных в ее идейном русле научных изданиях, было слишком «германоцентричное» понятие фашизма и смешение терминов. В узком историческом смысле фашизм — политическое движение Италии 1920-1940-х гг. [19-21]. В широком — политический термин, обобщающий такие черты различных государств, идеологий и режимов, как крайне правая ориентация и диктатура. В частности, к режимам, которые принято рассматривать как фашистские, относят Португалию Салазара [22] и Испанию Франко, в которых идеология носила достаточно традиционный, консервативный, преемственный характер, а установлению режима предшествовал затяжной экономический и политический кризис, сопровождавшийся дестабилизацией общества, нападками на католическую церковь, секуляризацией и сломом традиционных, устоявшихся общественных норм.
И в Испании, и в Португалии (как, впрочем, и в других странах) авторитарные режимы фашистского типа оказывались ответом военных, имущих классов и церкви, а часто и традиционно настроенного крестьянства на распространение левых настроений. И в этом отношении советская пропаганда не лгала — режимы действительно были военными и реакционными, реагировавшими на слишком быстрые, прогрессивные (с марксистской точки зрения) изменения, которые реально носили революционный характер, так как ломали устоявшиеся нормы и мораль.
К политическим режимам фашистского типа в широком смысле можно отнести военные хунты в Латинской Америке (Чили, Парагвай), режим черных полковников в Греции, расистские режимы в Южной Африке и Южной Родезии.
общие черты режимов фашистского типа
Для понимания общей сущности режимов фашистского типа важно разделить понятие «фашизм» по категориям: а) тип общественного устройства, б) идеология, теория и практика правоэкстремистских политических движений,
в) интеллектуально-эстетическая традиция [23, 24].
Последняя особенно важна, так как сложна для понимания, неочевидна и часто недооценивается, хотя именно на интеллектуально-эстетической традиции в значительной степени базируется эклектичное здание фашистской идеологии.
Похожие социальные процессы, протекавшие в Европе 1920-1930-х гг., выдвигали и в других странах мира схожие политические режимы, которые обрели в СССР и западных демократиях источник формирования сильной негативной идентичности. Представители фашистского авторитаризма усиливали собственное по-новому формулируемое самосознание примерами из жизни аналогичных режимов, выступавших в роли значимого другого: Италия, Германия, Испания, Португалия и ряд других государств встали на фашистский путь, помогая друг другу.
Выявляя общие черты режимов фашистского типа, можно выделить следующие особенности.
1. Широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономической политики, в том числе в псевдосоциалистическом духе, как это было в гитлеровской «национал-социалистической» Германии, «национал-синдикалистских» Испании и Португалии.
2. Значительный демагогический элемент в пропаганде с целью создания социальной базы для фашистских партий и организаций. Вопрос демагогии при осмыслении феномена фашизма особенно важен в связи с тем, что в практике режимов фашистского типа идеология часто выступает в сугубо инструментальной, а не ценностной плоскости — ее охотно меняют вместе с обстоятельствами [25, 26]. Эта особенность становится заметной при сравнении идеологической практики, существовавшей в СССР, с режимами Муссолини в Италии и Франко в Испании. Последние режимы постепенно меняли идеологические установки, в то время как в Советском Союзе они обрели черты сакральных текстов [27, 28].
3. Демагогическое содержание идеологических установок тесно связано с иррационализмом, мистицизмом и антиинтеллектуализмом. В частности, это выразилось в том, что у фашизма нет никакой крупной систематизиро-
ванной интеллектуальной работы по политической философии, вследствие чего принципы фашизма не получили четких очертаний [29]. Характерно, что расходившаяся громадными тиражами книга Альфреда Розенберга считалась учебником нацистской партийной идеологии, но сам Гитлер, по воспоминаниям Альберта Шпеера, говорил, что это «малопонятный бред, написанный самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит. И вообще Гитлер удивлялся, что подобная книга вышла столь большим тиражом» [30]. Фриц Тиссен был еще категоричнее: «„Миф ХХ века" — вымученный продукт эдакого Вольтера без мозгов. Геринг как-то поинтересовался моим мнением о книге, заметив: „Мне она кажется абсолютно идиотской"» [31].
4. Эклектизм фашистской идеологии с широким использованием теорий и доктрин, появившихся до возникновения фашизма. В испанском случае эклектизм идеологии отразился даже в названии партии — Испанская фаланга традиционалистов и хунт (собраний) национал-синдикалистского наступления (Falanga Española Tradicionalista y de las Juntas de Ofensivas Nacional Sindicalistas). Это название объединило в себе большую часть тех ценностей и взглядов на жизнь, которые отстаивал Франко, буржуазные католические слои испанского общества, на которые он опирался, и многочисленные праворадикальные группы и объединения («хунты») [32-34].
5. Милитаризм.
6. Элитизм и вождизм (фюрер в Германии, дуче в Италии, каудильо в Испании).
7. Оценка государства как высшей ценности.
8. Отрицание классовой борьбы как губительной для государства (интегрализм, корпоративизм, национал-синдикализм, национал-социализм). При этом буржуазная, классовая подоплека фашизма проявлялась постоянно.
Так было в Италии, те же тенденции наблюдались и во время гражданской войны в Испании, когда вина людей становилась «очевидной» в силу их профессии: предполагалось, что чистильщик сапог уже только из-за своего рода занятий, несомненно, является коммунистом. Классовый шовинизм аристократии и буржуазии противостоял здесь классовому экстремизму рабочих. Отстаивание традиционных ценностей и вера в превосходство привилегированных классов приводили к размышлениям о том, что возрождение Испании требует уничтожения трети мужского населения страны, а гражданская война началась из-за улучшения санитарных условий жизни, в результате которых главари коммунистов не погибли при рождении [32].
Фашизм стал выражением чаяний средних и высших классов и людей, стремившихся к ним примкнуть либо с ними себя ассоциировавших. В частности, буржуазная классовая природа фашизма проявлялась в идеализировании многодетной патриархальной семьи, что в силу материальных причин было неприемлемо для рабочих, которые просто не могли позволить себе соблюдение патриархальных добродетелей [20]. Патриархальная буржуазная семья была идеалом и в фашистской Италии, и в национал-социалистической Германии, и в франкистской Испании.
>:< >:< >:<
Указанные особенности фашистских движений и их общие черты свидетельствуют о том, что «фашизм» как собирательный термин — достаточно неопределенное понятие и для ясности его осмысления полезно использовать более конкретные определения политических движений исходя из их принадлежности к определенной стране и эпохе в более узком и конкретном контексте.
список источников
1. Лёхин И. В., Струве М. Э. Краткий политический словарь. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Политиздат; 1969. 397 с.
2. Школьный словарь иностранных слов. Иванов В. В., ред. М.: Просвещение; 1983. 207 с.
3. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Красин Ю. А., Плетнёв Э. П. Введение в марксистское обществознание. М.: Политиздат; 1989. 304 с.
4. Музрукова Т. Г., Нечаева И. В. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык; 1995.
5. Краткий политический словарь. Оников Л. А., Шишлин Н. В., ред. 3-е изд., доп. М.: Политиздат; 1983. 367 с.
6. Ludwig E. Talks with Mussolini. Boston: Little, Brown and Company; 1933. VIII + 230 p.
7. Payne S. G. Fascism: Comparison and Definition. University of Wisconsin Press; 1983. 242 p.
8. Сургуладзе В. Ш. «Государство создает нацию»: Идеология и практика итальянского фашизма. Вопросы национализма. 2016;1(25):104-141.
9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. В 55 т. М.: Изд-во политической литературы; 1967-1970.
10. Цеткин К. Наступление фашизма и задачи пролетариата. Доклад на расширенном пленуме Исполкома Коминтерна. М.: Красная новь; 1923. 48 с.
11. Димитров Г. Наступление фашизма и задачи коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма. Доклад и заключительное слово. VII Всемирный конгресс коммунистического Интернационала. М.: Партиздат ЦК ВКП(б); 1935. 128 с.
12. Сандомирский Г. Закат фашизма. Вопросы современности. Ленинград: Прибой; 1925. 188 с.
13. Гейден К. История германского фашизма. М. — Л.: Государственное социально-экономическое издательство; 1935. 394 с.
14. Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М.: Наука; 1977. 296 с.
15. Галкин А. А. Германский фашизм. Изд. 2-е, доп. М.: Наука; 1989. 352 с.
16. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Бородулин В. И., Горкин А. П., Гусев А. А. и др., ред. М.: Большая Российская энциклопедия; 2000. 1038 с.
17. Мартин О. История философии. Минск: Белфаксиздатгрупп; 1999. 192 с.
18. Blackburn S. The Oxford Dictionary of Philosophy. 2nd edition. Oxford University Press; 2005. 408 p.
19. Устрялов Н. В. Италия — колыбель фашизма. М.: Алгоритм; 2012. 240 с.
20. Ридли Д. Муссолини. М.: АСТ; 1999. 448 с.
21. Pollard J. F. The Fascist Experience in Italy. London: Routledge; 1998. 163 p.
22. Новейшая история. 1939-1975 гг. Александров В. В., ред. М.: Высшая школа; 1977. 624 с.
23. Грицанов А. А., Румянцева Т. Г. Фашизм. Новейший философский словарь. Грицанов А. А., сост. Минск: Изд-во В. М. Скакун; 1998. 896 c.
24. Румянцева Т. Г. Освальд Шпенглер. Минск: Книжный дом; 2008. 192 с.
25. Устрялов Н. В. Германия: В круговороте фашистской свастики. М.: Алгоритм; 2012. 272 с.
26. Генри Э. Гитлер над Европой? Гитлер против СССР. М.: Русский раритет; 2004. 488 с.
27. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (19621986 гг.) М.: Автор; 1996. 688 с.
28. Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: Российская политическая энциклопедия; 2006. 440 с.
29. Oakeshott M. J. The Social and Political Doctrines of Contemporary Europe. American edition. New York: Cambridge University Press; 1950.
30. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск: Русич; 1998. 720 с.
31. Тиссен Фриц. Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната. 1939-1945. М.: Центрполиграф; 2008. 255 с.
32. Ходжес Г. Э. Франко: Краткая биография. М.: АСТ, Ермак; 2003. 382 с.
33. Payne S. G. Falanga: A History of Spanish Fascism. Stanford University Press; 1961. 316 p.
34. Пожарская С. П. Франсиско Франко и его время. М.: Алгоритм; 2014. 352 с.
references
1. Lyokhin I. V., Struve M. E. Brief political dictionary. 2nd ed. Moscow: Politizdat; 1969. 397 p. (In Russ.).
2. School dictionary of foreign words. Ivanov V. V., ed. Moscow: Prosveshhenie; 1983. 207 p. (In Russ.).
3. Burlatskij F. M., Galkin А. А., Krasin YuA., Pletnyov E. P. Introduction to Marxist social science. Moscow: Politizdat; 1989. 304 p. (In Russ.).
4. Muzrukova T. G., Nechaeva I. V. Brief dictionary of foreign words. Moscow: Russkij yazyk; 1995. 396 p. (In Russ.).
5. Brief political dictionary. Onikov L. А., Shishlin N. V., eds. 3rd ed. Moscow: Politizdat; 1983. 367 p. (In Russ.).
6. Ludwig E. Talks with Mussolini. Boston: Little, Brown and Company; 1933. VIII + 230 p.
7. Payne S. G. Fascism: Comparison and Definition. University of Wisconsin Press; 1983. 242 p.
ryMAHMTAPHblE HAyKM. BECTHMK OMHAHCOBOrO yHMBEPCMTETA ♦ 4'2019
8. Surguladze V. Sh. "The state creates the nation": Ideology and practice of the Italian fascism. Voprosy nacionalizma. 2016;1(25):104-141. (In Russ.).
9. Lenin V. I. Complete works. 5th ed. Vol. 55. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoj literatury; 1967-1970. (In Russ.).
10. Tsetkin K. The assault of fascism and the task of the proletariat. Report at the enlarged plenary session of the Comintern Executive Committee. Moscow: Krasnaya nov; 1923. 48 p. (In Russ.).
11. Dimitrov G. The assault of fascism and the task of the Communist international in the struggle for the unity of the working class against fascism. Moscow: Partizdat TsK VKP(b); 1935. 128 p. (In Russ.).
12. Sandomirskij G. The decline of fascism. Issues of our time. Leningrad: Priboj; 1925. 188 p. (In Russ.).
13. Gejden K. History of the German fascism. Moscow-Leningrad: Gosudarstvennoe sotsial'no-ehkonomicheskoe izdatel'stvo; 1935. XXXVI+394 p. (In Russ.).
14. Lopukhov B. R. History of the fascist regime in Italy. Moscow: Nauka; 1977. 296 p. (In Russ.).
15. Galkin A. A. The German fascism. 2nd ed. Moscow: Nauka, 1989. 352 p. (In Russ.).
16. Illustrated encyclopaedic dictionary. Borodulin V. I., Gorkin A. P., Gusev A. A. et al., eds. Moscow: Bol'shaya Rossijskaya ehntsiklopediya; 2000. 1038 p. (In Russ.).
17. Martin O. History of philosophy. Minsk: Belfaksizdatgrupp, 1999. 192 p. (In Russ.).
18. Blackburn S. The Oxford Dictionary of Philosophy. 2nd edition. Oxford University Press; 2005. 408 p.
19. Ustryalov N. V. Italy — a fascism cradle. Moscow: Algoritm; 2012. 240 p. (In Russ.).
20. Ridli D. Mussolini. Moscow: AST; 1999. 448 p. (In Russ.).
21. Pollard J. F. The Fascist Experience in Italy. London: Routledge; 1998. 163 p.
22. Modern history 1939-1975. Aleksandrov V. V., ed. Moscow: Vysshaya shkola; 1977. 624 p. (In Russ.).
23. Gritsanov A. A., Rumyantseva T. G. Fascism. In: The latest philosophical dictionary. by Gritsanov A. A., comp. Minsk: Izdatel'stvo V. M. Skakun; 1998. 896 p. (In Russ.).
24. Rumyantseva T. G. Oswald Spengler. Minsk: Knizhnyj dom; 2008. 192 p. (In Russ.).
25. Ustryalov N. V. Germany: in the swastika cycle. Moscow: Algoritm; 2012. 272 p. (In Russ.).
26. Genri E. Hitler over Europe? Hitler against USSR. Moscow: Russkij raritet; 2004. 488 p. (In Russ.).
27. Dobrynin A. F. Strictly confidential. Ambassador in Washington under six U.S. presidents (1962-1986). Moscow: Avtor; 1996. 688 p. (In Russ.).
28. Gajdar E. T. The fall of the Empire. Lessons for modern Russia. Moscow: Rossijskaya politicheskaya entsiklopediya; 2006. 440 p. (In Russ.).
29. Oakeshott M. J. The Social and Political Doctrines of Contemporary Europe. American edition. New York: Cambridge University Press; 1950.
30. Shpeer A. Reminiscence. Smolensk: Rusich; 1998. 720 p. (In Russ.).
31. Tissen F. I paid Hitler. Confession of the German magnate. 1939-1945. Moscow: Tsentrpoligraf; 2008. 255 p. (In Russ.).
32. Khodzhes G. E. Franco: brief biography. Moscow: AST, Ermak; 2003. 382 p. (In Russ.).
33. Payne S. G. Falanga: A History of Spanish Fascism. Stanford University Press; 1961. 316 p.
34. Pozharskaya S. P. Francisco Franco and his time. Moscow: Algoritm; 2014. 352 p. (In Russ.).