2009 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 8. Вып. 3
РЕЦЕНЗИИ
Т. Е. Андреева, В. К. Дерманов МНОГОЛИКИЕ ИННОВАЦИИ
Рецензия на коллективную монографию:
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. 3. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. — 624 с.
В значимости развития инноваций и управления знаниями в современной экономической ситуации уже нет необходимости никого убеждать. Знания считаются одним из ключевых ресурсов создания и поддержания конкурентного преимущества в современной постиндустриальной экономике [Нонака, Такеучи, 2003; Теесе, 1998]. Действительно, многие современные тенденции развития рынков, например, глобализация, развитие новых технологий, интенсификация конкуренции, существенно снижают роль традиционных материальных ресурсов в обеспечении конкурентоспособности компании. Даже в отраслях, где земля или капитал продолжают занимать значимое место, лидерами становятся те, кто больше и раньше других узнает о том, как эти ресурсы эффективнее всего использовать, не говоря уже о целом спектре относительно новых отраслей, которые целиком и полностью построены на создании и применении знаний. Новое знание позволяет компании опережать конкурентов, предпринимая инновационные действия, и таким образом получать так называемые шумпетерианские ренты. По мнению ряда экономистов, именно основанная на инновациях конкуренция может служить базой успешного развития в постиндустриальной экономике знаний [Иошег, Ки^шап, 2004].
В последние несколько лет устойчивый интерес к указанной проблематике сформировался и в России: об инновационном развитии страны сегодня немало говорят и пишут ученые и политики, спорят и рассуждают журналисты. Более того, переживаемый нами кризис сделал очевидным то, о чем уже в течение 10-15 лет настоятельно предупреждали специалисты, — дальнейшее развитие экономики России несовместимо с ее современной структурой.
© Т. Е. Андреева, В. К. Дерманов, 2009
Однако что же необходимо делать, чтобы стимулировать инновационное развитие и эффективно управлять знаниями на уровне как государства, так и отдельно взятой компании? В России стали появляться публикации, пытающиеся сформулировать некоторые ответы на этот сложный вопрос, — как переводные, так и оригинальные (см., напр.: [Нонака, Такеучи, 2003; Мильнер, 2006; Гаврилова, Муромцев, 2007; Руус, Пайк, Фернстрём, 2008; Андреева, Гутникова, 2009]). Весной 2009 г. Издательский Дом «ИНФРА-М» выпустил в свет книгу «Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями» под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Б. 3. Мильнера, представляющую собой еще одну попытку рассмотреть этот злободневный вопрос. В подготовке этой, весьма емкой по содержанию, коллективной монографии приняли участие 28 (!) авторов. Проблема инновационного развития была рассмотрена специалистами из разных областей знаний — среди авторов и экономисты, и философы, и юристы, и представители технических наук. Этот плюрализм мнений, представляющий концепции и подходы к инновационному развитию различных смежных дисциплин, является отличительной чертой данного издания. Рецензируемая книга представляет собой многогранный калейдоскоп, отражающий проблематику управления инновациями и интеллектуальными ресурсами во всем ее многообразии, и, безусловно, будет востребована в силу ее чрезвычайной злободневности.
Книга формально состоит из трех разделов. Первый из них посвящен теории и тенденциям развития инновационной экономики, второй — интеллектуальным ресурсам, третий — формам и методам управления знаниями. Однако в содержательном плане работа представляет собой своеобразную аналитическую матрицу. Прежде всего читатель найдет в книге следующие уровни анализа:
♦ макроуровень, включающий анализ глобальных тенденций инновационного развития, проблем инновационной инфраструктуры, инновационной стратегии, государственной политики в сфере инновационного развития;
♦ мезоуровень, охватывающий анализ интеллектуальных ресурсов, интеллектуального предпринимательства, проблем управления инновациями в рамках фирмы;
♦ микроуровень, на котором исследуются проблемы инженерии знаний, инновационного поведения индивида, а также приводится анализ психологических аспектов управления знаниями.
Вместе с тем сама оценка инновационного развития дается с разных точек зрения. Выделим лишь основные из них:
♦ экономическую;
♦ управленческую;
♦ социально-психологическую;
♦ информационно-технологическую;
♦ правовую.
Понятно, что эта градация несколько условна, так как многие разделы книги носят междисциплинарный характер. Данная попытка классификации приведена нами лишь для того, чтобы подчеркнуть масштаб проделанной авторами работы.
Будущий читатель, несомненно, составит собственное мнение о книге. Нам же представляется разумным остановиться лишь на некоторых, наиболее интересных или требующих отдельного внимания, аспектах.
Прежде всего следует обратить внимание читателя на то, что в содержательном плане во главу угла анализа инновационного развития поставлена теория экономического развития, а не роста. Именно с нее авторы книги начинают анализ всего комплекса вопросов, связанных с инновационным развитием экономики. Это важно подчеркнуть, поскольку, в отличие от ортодоксального неоклассического подхода, теория развития (эволюционная теория) воспринимает «экономику как самоорганизующуюся систему, действие которой обусловлено в значительной мере ее интеллектуальными ресурсами, эволюцией знаний и, что важно, активностью новаторов, трансформирующих интеллектуальные продукты в новые блага» [Инновационное развитие..., 2009, с. 27]. Вместе с тем авторы отдают себе отчет в том, что ортодоксальная неоклассика господствует в современной фундаментальной экономической науке, а теория развития занимает «периферийное положение». (Последнее, кстати, проявляется и на примере рецензируемой книги. Она начинается с поиска факторов роста, да и в тексте понятия «рост» и «развитие» используются в основном как синонимы.) В практическом же плане авторы книги вновь и вновь обращают внимание читателей на тот тупик, в который ведет нашу экономику экспортно-сырьевая модель развития. Нам еще раз напоминают, что рост доли производства сырьевых товаров в общем объеме экспорта страны в долгосрочном плане снижает темпы экономического роста страны.
Значительная часть книги посвящена общеуправленческой перспективе анализа. Авторы рассматривают проблематику управления интеллектуальными ресурсами с позиции отдельной организации и пытаются найти ответы на вопросы о том, какие управленческие решения должны быть приняты для обеспечения ее конкурентоспособности. Одним из интересных подходов является анализ интеллектуальных ресурсов как объекта управления. Нельзя не согласиться с авторами книги, которые отмечают, что «инновационность в качестве важнейшей черты современной экономики заключается прежде всего в способности трансформировать знания (итог научной и образовательной деятельности) в новые продукты, процессы, услуги» [Инновационное развитие., 2009, с. 262].
В монографии широко представлен прикладной уровень управления интеллектуальными ресурсами. Авторы анализируют вопросы перестройки управленческой деятельности и новейшие формы организации управления знаниями. При этом анализ идет с двух различных взаимодополняющих сторон — внутри- и межфирменной координации соответственно. При этом, исследуя формы межфирменной кооперации и их преимущества для инновационной деятельности, авторы предлагают интересную, но весьма нетрадиционную трактовку сути интеллектуальной организации. Прежде всего не совсем ясно, является ли сам термин «интеллектульная организация» вариантом перевода понятий «knowledge intensive organization» или «knowledge organization». Кроме того, авторы указывают, что «эти организации гораздо меньше по размерам, имеют... горизонтальную и весьма „невысокую" иерархическую структуру. Число сотрудников невелико, большинство из них молоды. в таких организациях много внештатных работников, занятых не на постоянной, а на субконтрактной основе» [Инновационное развитие., 2009, с. 560].
На наш взгляд, представленная авторами трактовка несколько узка — плоская организационная структура действительно часто применяется в интеллектуально-емких компаниях, однако это не единственный вариант организационного дизайна, позволяющий решать инновационные задачи. Размер же организации и возраст ее сотрудников тоже представляют собой спорные критерии выделения данной организационной формы. В книге также вводится новая категория формы организации — «рыночно-интел-лектуальное предприятие» [Инновационное развитие., 2009, с. 561]. Описание, предложенное авторами, заставляет усомниться в том, насколько такое предприятие действительно является новой формой организации работы, или же это — просто характеристика успешного предприятия, которое эффективно управляет потоками внешних и внутренних знаний. К сожалению, краткость описания данной формы не дает возможности полностью оценить и воспринять позицию авторов.
Осуществленное в работе исследование коммуникативных ресурсов управления знаниями затрагивает как концептуальный, так и прикладной уровень анализа. Авторы рецензируемой книги, по сути, представляют всю управленческую деятельность (и в особенности деятельность по управлению знаниями) как совокупность целенаправленных актов коммуникации — с сотрудниками компании, ее клиентами, партнерами и т. д. Анализ управления знаниями сквозь такую призму позволяет обогатить как концептуальное понимание, так и прикладной инструментарий управления знаниями. Единственным моментом, требующим дополнительного уточнения, является описание феномена «инновационной коммуникации» [Инновационное развитие., 2009, с. 521-525]. Из текста не до конца ясно,
является ли этот термин эквивалентом «управления инновациями» в рамках коммуникативного подхода к управлению и какую дополнительную ценность для организации дает его применение к анализу организационных процессов.
В книге объемно представлена социально-психологическая перспектива анализа, фокусирующаяся на особенностях поведения отдельных индивидов и взаимодействия между ними в экономике знаний и инновационной организации. Исследование вопросов, связанных с интеллектуальным предпринимательством, концентрируется на микроуровне анализа, а именно: на рассмотрении индивида и его конкурентоспособности в экономике знаний. Авторы представляют относительно новую концепцию «интеллектуального предпринимательства», утверждая, что как раз этот навык является основным источником индивидуальных конкурентных преимуществ. В основе этого понятия лежит способность к порождению новых знаний, однако авторы считают, что для успеха в обществе знаний ее одной недостаточно, и расширяют перечень требуемых характеристик интеллектуальным бесстрашием, информационной грамотностью, толерантностью к информационной избыточности и недостаточности и сильной мотивацией к порождению нового знания. Авторы также анализируют вызовы и задачи, встающие перед системой образования в современном обществе, в свете необходимости развития навыка интеллектуального предпринимательства. К сожалению, за рамками книги остался ряд вопросов, обсуждение которых помогло бы более четко определить границы обозначенного феномена, — например, чем он отличается от «творческой деятельности» или «класса интеллектуалов». Однако, на наш взгляд, несмотря на необходимость некоторых концептуальных уточнений, введение в оборот подобного термина весьма полезно, так как позволяет внести большую ясность в сопряженную дискуссию о работниках интеллектуального труда (или интеллектуальных работниках, как иногда это трактуется в русскоязычной литературе).
Анализируемая в книге тема корпоративной культуры и управления творческими процессами акцентирует внимание на том, что организационная культура может быть одним из ключевых факторов, способствующих успешному протеканию творческих процессов в организации; в ней рассматривается, какими характеристиками должна обладать культура для реализации данного потенциала. Учитывая, что в литературе эти тезисы чаще всего иллюстрируются примерами западных компаний, особый интерес в монографии представляют эмпирические данные из современной российской действительности.
Немалое внимание в монографии уделяется социальному взаимодействию как важному аспекту управления знаниями в организации. Это особенно видно на примере анализа социальных сетей и их роли в управ-
лении знаниями в организации. В книге рассматриваются разные виды социальных сетей, отличия последних от других групповых форм рабочего взаимодействия и способы их использования и развития для целей повышения эффективности управления знаниями. Как показывает проведенный анализ, найти четкую грань между социальными сетями и сообществами в организации весьма сложно, однако базовое отличие состоит в том, что сообщества обычно объединены какой-либо совместной целью.
Управление интеллектуальными ресурсами не обходится без анализа психологических аспектов. В развитие проблематики организационной культуры в монографии интенсивно обсуждаются ее характеристики, которые способствуют именно обмену знаниями. Необходимо отметить, что при изучении психологических аспектов творческого функционирования групп авторы опираются на результаты собственных прикладных исследований в российских компаниях. Последнее, в условиях скудности отечественных эмпирических данных по данной проблематике, придает полученным результатам особую ценность. Следует также выделить тезис о том, что создание знаний в организации является глубоко социальным феноменом по своей природе, что во многом созвучно с базовыми идеями Нонаки и Такеучи.
В книге, как отмечалось, широко представлен и информационно-технологический аспект управления знаниями. По мнению авторов, для того чтобы интеллектуальные и информационные системы действительно приносили пользу, в них должны быть заложены правильные и нужные знания и информация, структурированные и формализованные правильным и удобным для дальнейшего использования образом. Именно этими проблемами, возникающими на домашинном этапе обработки знаний, — их добычей, структурированием и формализацией — занимается инженерия знаний. В книге дается обзор современных информационных технологий управления знаниями, систематизированный по типам решаемых ими задач. Простые и наглядные примеры делают материал доступным широкому кругу читателей.
Исследование правовых основ управления знаниями представляет в рецензируемой книге правовую перспективу анализа управления знаниями. Авторами рассматриваются вопросы правового обеспечения инновационного развития, основы правового регулирования инновационной, научной и научно-технической деятельности и системы образования. Представляется, что в современных условиях стратегическую значимость правовых моментов невозможно переоценить.
Итак, мы предприняли попытку дать краткий обзор содержания рецензируемой работы. Он наглядно демонстрирует, что авторам удалось представить комплексную картину современных исследований в сфере инновационного развития и управления знаниями. Отличительной особенностью книги является опора на новейшие как зарубежные, так и российские исследования.
Используемые авторами примеры активно разрушают распространенное заблуждение о том, что обсуждаемая проблематика актуальна только для компаний высокотехнологичных отраслей. Напротив, в современном мире знания представляют собой важный ресурс для большинства организаций.
Многогранность, разнообразие подходов к феномену инноваций являются, несомненно, основным преимуществом рецензируемой монографии. Каждая глава в ней, представляя собой отчасти самостоятельный сюжет, обладает высокой ценностью, что лишний раз доказывает высокую компетентность ее авторов. Однако, на наш взгляд, в этом же кроется и определенный недостаток книги — в ней не всегда прослеживается концептуальная четкость. Ортодоксальная теория роста соседствует с теорией экономического развития, управление интеллектуальным капиталом — с управлением знаниями, под инновациями понимается как НИОКР (процесс создания новшеств), так и собственно инновации (как «конечный результат деятельности по реализации на рынке нового или усовершенствованного продукта»). Некоторая эклектичность, в свою очередь, затрудняет выход на систему концептуально взаимосвязанных практических рекомендаций. Вместе с тем понятно, что устранить некоторую концептуальную разрозненность в коллективе, состоящем из 28 серьезных, сложившихся ученых, скорее всего, невозможно.
Фрагментарность концепции может породить у неискушенного в проблематике читателя вопрос о логике этого издания. Как различные подходы к управлению инновационным развитием соотносятся друг с другом? Как они взаимосвязаны между собой? Как повысить эффективность управления инновационным развитием за счет их комплементарного использования? Учитывая, что, как упоминалось выше, в литературе эти подходы в ряде случаев преподносятся как независимые (а нередко и как конфликтующие), поиск консенсуса обогатил бы позицию, лежащую в основе данной публикации.
К определенным недостаткам рецензируемой книги можно отнести проблемы с терминологической интеграцией. Вполне объяснимо, что в большом авторском коллективе одинаковые термины иногда используются в разном понимании. Однако в некоторых случаях авторы применяют разные термины для обозначения одного и того же феномена (например, «неявные» и «тацит-ные» знания). Кроме того, переводные термины используются рядом авторов в нетрадиционной форме (уже упоминавшиеся «тацитные» знания (tacit knowledge) [Инновационное развитие., 2009, с. 520], а также «практические сообщества» (communities of practice), «реляционное представление фирмы» [Инновационное развитие., 2009, с. 564] (видимо, имеется в виду relational view of the firm). К сожалению, эти терминологические нестыковки привносят в текст монографии некоторую дисгармонию.
Кроме того, следует отметить, что при всей широте охвата различных аспектов инновационного развития, вопросы макроуровня — госу-
дарственной инновационной политики и политики в сфере образования, находятся в фокусе рассмотрения рецензируемой книги и представлены в ней наиболее глубоко. В свою очередь, за рамками рассмотрения остались, например, такие проблемы, как особенности и задачи управления персоналом организации в свете управления знаниями, взаимосвязь управления знаниями со стратегией фирмы и выработка стратегии управления знаниями, организационный дизайн, поддерживающий решение задач управления знаниями, без которых изучение проблематики управления инновациями в организациях представляется недостаточно системным.
Однако, несмотря на высказанные выше замечания, рецензируемая монография имеет высокую научную ценность. В ней впервые в отечественной литературе под одной обложкой собраны материалы о разнообразных аспектах управления инновациями (макро- и микроэкономических, психологических, технологических и даже юридических) на различных уровнях — от государства до отдельного индивида, что, несомненно, сделает рецензируемую монографию книгой, с благодарностью востребованной самой широкой аудиторией ученых и практиков управления.
Литература
Андреева Т., Гутникова Т. Управление знаниями: Хрестоматия. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. Гаврилова Т., Муромцев Д. Интеллектуальные технологии в менеджменте. СПб.: Изд-во
«Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. 3. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. Мильнер Б. 3. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006. Нонака И., Такеучи X. Компания — создатель знания. М.: Олимп Бизнес, 2003. Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ.; под ред. В. К. Дерманова. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008.
Romer P. M., Kurtzman J. The Knowledge Economy // Handbook on Knowledge Management 1: Knowledge Matters. Berlin: Springer-Verlag, 2004. P. 73-87. (Рус. пер.: Ро-мер П. М. Экономика знаний // Управление знаниями: Хрестоматия / Под ред. Т. Е. Андреевой, Т. Ю. Гутниковой. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. С. 19-36.)
Teece D. J. Capturing Value from Knowledge Assets: The New Economy, Markets for Know-How, and Intagible Assets // California Management Review. 1998. Vol. 40. N 3. P. 55-79.
Статья поступила в редакцию 6 июля 2009 г.