ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
Наталия АНТЮШИНА
МНОГОЛИКАЯ АРКТИКА
Усиление интереса международного сообщества к Арктике проявилось на рубеже 1980-1990-х годов, когда по инициативе Финляндии в 1989 году был начат процесс "Рованиеми", который привёл к созданию в 1996 году Арктического совета, объединившего восемь стран1, имеющих выход в Заполярье по морю и/или по суше. Вначале его деятельность была направлена главным образом на охрану природной среды региона. Интерес к хозяйственному присутствию в этом крае возник в связи с глобальным потеплением. Оно и расширение технологических возможностей по мере развития НТП усиливают проникновение человечества в ранее необжитые пространства, в том числе в зону вечной мерзлоты. Деятельность Арктического совета постепенно расширялась. Мир стоит перед перспективой широкого хозяйственного освоения региона.
В начале 2000-х годов все страны-члены Арктического совета, а также Европейский Совет и Северный Совет разработали свои арктические стратегии. Первой была Норвегия, а завершили этот процесс Исландия и Швеция.
Основной задачей Дании в Арктике является сохранение своего влияния на бывшие колонии, которые стали самоуправляющимися территориями, чтобы обеспечить своё участие в освоении природных ресурсов края. Парадокс заключается в том, что ныне дотируемые датским королевством территории - Гренландия и Фарерские острова - в будущем могут стать донорами королевства. Дания претендует на роль лидера в выработке и проведении активной экологической политики в регионе.
Уникальность Исландии в том, что вся её территория полностью располагается на Крайнем Севере. Эта страна стремится служить посредником в международных морских и воздушных перевозках и переговорах по арктическим проблемам, так как её географическое положение способствует выполнению этой роли.
1 Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада, Россия, США.
© Антюшина Наталия Михайловна - к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: арктические стратегии, интересы стран, зона мира и сотрудничества, конфликты и противоречия, инновации, устойчивое развитие.
Основная задача Норвегии в Арктике - найти замену источникам нефтяных и газовых доходов после истощения имеющихся у неё месторождений, чтобы продлить существование социального государства, не имеющего серьёзных финансовых проблем и располагающего одной из самых сильных валют в мире. Приоритетами её арктической политики являются арктические НИОКР, а также подготовка квалифицированных кадров.
Швеция строит арктическую стратегию через призму многостороннего регионального сотрудничества. Будучи лидером освоения альтернативных источников энергии и не имея прямого доступа в арктические моря, Швеция явно не претендует на проведение самостоятельной политики в регионе. Пожалуй, Швеция -единственная страна среди участниц Арктического совета, которая отдаёт приоритет многосторонним действиям по сравнению с национальными мерами.
Финляндия представляет себя на международной арене преимущественно как северную державу - инициатора многогранной программы "Северного измерения", призванную играть активную роль в Арктике в силу исторических и географических факторов. Ей довольно трудно смириться с тем, что в результате итогов Второй мировой войны она утратила прямой выход в Арктические моря. Поэтому она стремится проводить политику в Арктике, опираясь на содействие своих партнёров по ЕС и Северному Совету.
Россия видит в Арктике прежде всего важную ресурсную базу стратегического значения, которая в состоянии обеспечить экономическое развитие страны на длительную перспективу. Её стратегия носит многокомпонентный характер, она предусматривает восстановление позиций в арктической зоне, которые были утеряны в годы перестройки.
США стремятся проявить свою роль в Арктике исходя из того, что они единственная сверхдержава мира. США настаивают на интернационализации морских маршрутов в арктических морях, провозглашают свободу мореплавания. Они связывают с Арктикой обеспечение своей национальной безопасности и будущих энергетических потребностей.
Канада претендует на роль регионального лидера, так как её географическое положение предоставляет ей одну из самых протяжённых береговых линий в регионе - вторую по протяжённости после России. Она делает упор на комплексное освоение своей арктической зоны, стремится улучшить её социально-экономическое развитие, привлекая для этого коренных жителей канадского Севера. Арктическая стратегия Канады играет роль в ежедневной политической жизни страны и в выборных компаниях.
Что касается ЕС, то начиная с 2008 года почти каждый год основные органы ЕС выпускают в свет какой-нибудь новый документ на арктическую тему. Обращает на себя внимание несоответствие между слабостью географического присутствия Союза в полярной зоне и большим объёмом его политической работы, направленной на регион. Арктическая стратегия ЕС имеет истоки в энергетической, морской и экологической политике. Она исходит из того, что преимущества, которыми обладает одна из стран-участниц интеграционного союза, должны стать достоянием и других его участников. В Арктической стратегии ЕС используется концепция экосистемного подхода и принцип допущения хозяйственной деятельности на Крайнем Севере только на основе устойчивого развития. Поддерживаются также идеи перспективного развития арктических НИОКР, свободы и безопас-
ности судоходства, разумного использования биологических и минеральных ресурсов Севера без нанесения вреда окружающей среде и местному населению.
Свою арктическую стратегию разработали также страны Северного совета и Совета министров северных стран. Арктика стала причиной усиления регионального сотрудничества в области внешней политики, политики в области безопасности и обороны. Арктическая повестка дня была принята на заседании Совета министров северных стран в 2009 году, после одобрения доклада, представленного Т. Столтенбергом. Этот политический деятель сформулировал 12 предложений, в том числе по созданию специального объединённого военного отряда, который мог бы осуществлять военные операции в Арктике и патрулировать воздушное пространство Исландии. В этом своеобразном северном НАТО выразили согласие участвовать, наряду с Данией, Исландией и Норвегией, нейтральные Швеция и Финляндия. Новая система военного сотрудничества получила название - Нордефко1.
Арктические доктрины североевропейских стран и ЕС основаны на единой концепции и очень близки по содержанию. Их характеризует концептуальное единство и сходная структура тематики.
Что же представляет собой современная Арктика? Какую роль она играет в мировой политике и экономике? Каково её действительное и потенциальное значение для мирового хозяйства и развития международного сотрудничества? Рассмотрим подробнее ряд аспектов, которые помогут дать ответы на поставленные вопросы.
Особый регион мира
Арктика - это место встречи и взаимодействия четырех цивилизаций: евроазиатской, европейской, американской и местной северной цивилизации. Европейская и атлантическая цивилизации отчасти сотрудничают, отчасти соперничают. В отношении коренных народов Севера эта встреча носит характер угрозы, так как проникновение техногенной цивилизации сужает ареал для автохонной арктической цивилизации, созданной местными народами. Они находятся на до-индустриальной стадии развития, занимаясь традиционными промыслами. Арктика - один из немногих регионов мира, где ещё сохраняется хозяйственная деятельность такого типа.
Арктика - это новый объект международной политики и мирового хозяйства. Специфика состоит в том, что регион не может быть освоен без предварительного согласования между странами целого ряда вопросов. Многие риски, возникающие в Арктической зоне, распространяются на весь регион, поэтому адекватный ответ на них требует международного сотрудничества, выработки общих подходов и стандартов в решении соответствующих вопросов. Таковы вопросы охраны окружающей среды, безопасного полярного судоходства, экстремального туризма, сохранения минеральных и биологических ресурсов, проведения операций по поиску и спасанию, предотвращения техногенных катастроф и т.д. Большинство возникающих здесь угроз и рисков невозможно локализировать, так как они по своей природе не признают национальных государственных границ, проявляясь на всём протяжении региона.
1 Данный термин происходит от сокращенного английского названия: NORDEFCO (Nordic Defence Co-operation).
Кроме восьмёрки стран-участниц Арктического совета, в регионе действуют новые "игроки": Гренландия и Фарерские острова, которые получили от Дании право на самоуправление. С присоединением Исландии к ЕС, этот интеграционный союз получит непосредственный доступ в регион. Новым "игроком" можно считать арктическую пятёрку стран, статус которой в настоящее время не получил юридического оформления и которая конкурирует с Арктическим советом. Интерес к Арктике проявляют ещё примерно два десятка стран, которые имеют доступ в Заполярье только через международные водные пути, тем не менее на основе действующего международного права они могут претендовать на те природные ресурсы региона, которые находятся за пределами экономических зон прибрежных государств.
Особый характер Арктического региона определяется ещё одним обстоятельством. Даже в пределах своих экономических зон, признанных в международном порядке в соответствии с Конвенцией ООН по международному праву и правилами Комиссии ООН по границам континентального шельфа, страны не смогут обладать полной свободой действий, если они решатся на активное освоение нефтяных месторождений с морского шельфа. Другие государства не согласятся освободить такую страну от международной ответственности за негативные последствия в виде, например, разливов нефти в морской водной среде, имея в виду риски для обитателей арктических морей, местного населения и возможное влияние на изменение климата планеты.
Место пересечения морских путей
Арктика - транспортный перекрёсток морских путей из Европы в Азию и Америку и наоборот. Эти пути можно "распечатать" только при помощи ледокольного флота, спутниковой системы связи и обустройства соответствующей инфраструктуры: современных систем навигации, современных портовых сооружений, развития чистой энергетики, не требующей ежегодного завоза крупных масс энергоносителей, организации эффективной системы поиска и спасания и т.д. Проблема также в том, что страны, которые желают использовать северные морские маршруты, склоняются к тому, чтобы объявить их международными путями. Однако эти пути в большей мере проходят в пределах экономических зон России и Канады, следовательно, ответственность за обустройство морских маршрутов и за поддержание их в надлежащем виде (а также за неприкосновенность северных границ) лежит на этих двух государствах, пользоваться же ими хотят многие другие страны. Возникает вопрос: как должно соотноситься в полярных морях национальное и международное регулирование судоходства и систем его обеспечения? Эти вопросы должны быть урегулированы в рамках Международной морской организации на основе разрабатываемого Кодекса полярного судоходства.
Страны-члены СБЕР реализовали научно-исследовательский проект по изучению проблем освоения Северного морского пути1. США, ЕС и международная программа ИНСРОП (Ш8КОР) поддерживают идею интернационализации Северного морского пути. Для его регулярного использования необходимо сделать крупные инвестиции, достигающие по различным оценкам от 40 до 70 млрд дол-
1 Северный морской путь пришел в упадок в 1990-е годы, и он вновь начал использоваться лишь с начала 2000 гг., однако объемы грузооборота намного упали по сравнению с советским периодом.
ларов. Требуется осуществить модернизацию портов и систем связи, обустроить системы мониторинга передвижения судов, организовать ледокольное сопровождение и спутниковое слежение, обеспечить проведение операций по поиску и спасанию, военное патрулирование, регулярно поддерживать системы жизнеобеспечения населения, занятого в эксплуатации Северного морского пути и т.д. При этом необходимо соблюдать соответствие строгим экологическим стандартам. Между "странами флага" и прибрежными государствами могут возникать разногласия по поводу международного судоходства. Эти взаимоотношения регулируются статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву, однако существуют разные толкования статьи. Согласно статье 234, прибрежные страны имеют право вводить стандарты для международного судоходства, однако в ограниченном объёме. США и некоторые внерегиональные страны настаивают на праве свободного прохода по северным морским маршрутам. В то же время Канада и Россия считают, что Северный морской путь и Северо-Западный проход располагаются внутри их внутренних вод. Предстоит согласовать эти позиции. Такая работа проводится в рамках разработки Кодекса полярного судоходства.
Экстремальная климатическая зона
Арктика - географическая зона с экстремальным климатом, малопригодная не только для хозяйственной деятельности, но и для самой жизни человека. Климат характеризуется крайне низкими температурами, угнетающе действующей на психику полугодовой полярной ночью, неблагоприятной для человека геомагнитной обстановкой, сильными ветрами и снежными бурями. Даже прогнозируемое повышение средних температур на 4 градуса, угрожающее затоплением значительных территорий в Европе и Америке, не сделает этот регион комфортным для человека. Именно из-за неблагоприятного климата местные народы никогда не могли достичь высокой численности или создать высокопродуктивную техногенную цивилизацию современного типа. Но коренные народы сильны в другом отношении. В течение многих столетий они существуют как невраждебная часть местной природной среды, которая берёт у неё столько, сколько она может дать человеку без ущерба для своего собственного существования. Таким образом местные народы преуспели в налаживании дружественного взаимодействия с окружающей средой. И в этом отношении они превзошли современную европейскую или атлантическую цивилизации.
Регион военного присутствия и соперничества
В 2000-е годы Арктика превратилась в полигон для демонстрации военной мощи, проведения регулярного морского и воздушного патрулирования северных границ, а также для проведения военных учений с применением воздушных и морских вооружённых сил. Все арктические государства стремятся показать, что они бдительно стоят на страже своих северных границ и экономических интересов вплоть до угрозы применения военной силы. Россия восстанавливает свою военную базу на Новой Земле. Скандинавские страны и Финляндия приняли решение об организации военного сотрудничества в регионе1, регулярно патрулируют свои географические границы, служат объединённым гарантом неприкос-
1 В полной мере эти решения должны быть реализованы в начале 2014 г.
новенности рубежей Исландии. Все циркумполярные государства, кроме России, входят в военный блок НАТО. Поэтому им очень трудно в психологическом плане смириться с тем, что Россия имеет самую протяжённую границу в Арктической зоне и, следовательно, она имеет право претендовать на самую обширную территорию в Арктике. В публикациях на арктическую проблематику употребляются такие сильные выражения, как "Битва за Арктику", "Арктическая гонка", "Арктический театр действий", "Лихорадка в Арктике", "Кому принадлежит Арктика?", что, по-видимому, отражает высокий накал политических отношений между странами в этом географическом регионе.
Главная проблема - это нарушение баланса сил в мировой политике после исчезновения второй сверхдержавы, фрагментарность имеющейся нормативно-юридической основы, регулирующей взаимоотношения стран в регионе, столкновение разнообразных государственных интересов, в разной мере подкрепленных военной силой и экономическим потенциалом. Какие события смогут стать основой для пробы нового расклада сил в регионе, который отчасти будет отражать соотношение сил в мире в целом? На мой взгляд, это может произойти на основе попыток использования природных ресурсов региона на несогласованных в международном плане принципах, например, организация добычи нефти с морского шельфа на основе применения традиционных технологий, которые не гарантируют от загрязнения окружающей среды; такое загрязнение особенно опасно, когда оно происходит в морской среде. На лидерство в регионе претендуют несколько арктических стран одновременно. Не отказываются от активной роли ЕС в Арктике ещё примерно два десятка стран.
В результате в Арктике сложилась непростая ситуация, фактически здесь накопился крупный потенциал конфликтов и противоречий, несмотря на то, что арктические ресурсы на сегодняшний день по большей части малодоступны. В нынешних условиях любая территория - даже необитаемая по причине неблагоприятных для жизни климатических условий - становится объектом притязаний. Положение России осложняет тот факт, что в Арктике ей противостоят не отдельные страны, а содружество стран, объединённых одним военным блоком, которые обычно занимают солидарную позицию по всем спорным вопросам. Фактически в Арктике пересекаются интересы четырех крупных "игроков": США, НАТО, ЕС и России. Малые страны в современных условиях не имеют возможности действовать вопреки интересам крупных держав или блоков, военного или экономического характера.
Начиная с 2007 года Канада осуществляет политику усиления своего военного присутствия в Арктической зоне путём строительства новых военных баз, расширения отрядов военных рейнджеров, усиления береговой охраны, строительства морского флота, пригодного к арктическому судоходству. Канада регулярно уже в течение шести лет проводит в Арктике военные учения под кодовым названием "Нанук", самые крупные из них были связаны с отработкой взаимодействия ВВС, ВМС и сухопутных сил Канады в 2011 году. Учения длятся почти целый месяц. Канадские вооружённые силы ежегодно проводят по три разных военных операции в Арктике: операцию "Нуналивут" - в апреле, "Нунакпут" - в июле и "Нанук" - в августе.
Россия также расширяет военное присутствие в регионе, восстанавливает ранее закрытые военные базы, проводит учения по налаживанию взаимодействия
между разными видами вооружённых сил. Например, в 2012 году в Арктике были проведены крупномасштабные учения Северного флота России с целью повышения боевой готовности и межвидового командно-штабного взаимодействия сил Северного флота, ВВС и сил противовоздушной обороны, а также мотострелковой бригады Западного военного округа. В учениях приняли участие свыше 7 тысяч военнослужащих, 20 надводных кораблей и подводных лодок, более 30 летательных аппаратов и 150 единиц боевой техники. Принято решение о том, что такие учения будут проводиться регулярно.
Страны-члены Северного Совета развивают военное сотрудничество в Арктической зоне, создавая своеобразное североевропейское НАТО. Помимо стран НАТО, в североевропейском военном сотрудничестве участвуют нейтральные Швеция и Финляндия. Достигнута договорённость о создании общей спутниковой системы слежения, объединённых частей ВМС и ВВС, военного отряда быстрого реагирования. Военные силы скандинавских стран немногочисленны, но хорошо оснащены.
США обладают военной базой в Туле на Гренландии, радарными станциями раннего предупреждения в Британии, на Аляске и в Норвегии. Они патрулируют Арктику атомными подводными лодками, строят ледокольный флот. На Шпицбергене США участвуют в работе американо-норвежского центра спутниковой связи. Они усилили береговую охрану Аляски, проводят боевое дежурство в воздухе и море в Северном Ледовитом океане. Летом 2012 года США провели учения в Арктике по ликвидации разливов нефти при бурении на шельфе в связи с планами компании "Ройял Датч Шелл" по освоению месторождений в арктической зоне. Однако, подготовительные работы компании были заблокированы экологами "Гринпис".
США активно использует подводный флот в арктических морях ещё со времён "холодной войны". Их интерес к Арктике вырос после 2007 года, когда российская экспедиция была направлена на Север, чтобы собрать доказательства, что подводные хребты Ломоносова и поднятие Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Во время экспедиции был водружён российский флаг на дне Ледовитого океана в районе Северного полюса. США возобновили регулярные испытания атомных подводных лодок в Арктике. Эти лодки используются также для проведения там научно-исследовательских работ, прежде всего для изучения толщины льдов. Америка тесно сотрудничает в арктической зоне с Канадой, ледокольный флот которой превосходит американский в три раза. Разработан пятилетний план стратегического сотрудничества между военными ведомствами двух стран в Арктике. США принимают участие в канадских военных учениях "Нанук".
Вместе с тем и США, и другие арктические страны заинтересованы в сотрудничестве с Россией в проведении поисково-спасательных операций в арктических водах. Поэтому в 2011 году в Нууке в Гренландии было заключено международное соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, согласно которому за каждой из восьми арктических стран была закреплена зона ответственности за проведение соответствующих операций.
В 2009 году в столице Исландии прошёл семинар НАТО по Арктике, на котором было объявлено, что Арктика - это зона стратегического интереса НАТО. В марте 2012 года были проведены крупные военные учения на Крайнем Севере
под кодовым названием "Холодный ответ-2012" при участии четырёх арктических стран, которые являются членами НАТО: США, Канады, Дании и Норвегии. Эти учения - уже пятые по счёту - проводились без огласки, и мир, вероятно, вообще не узнал бы о них, если бы не крушение норвежского военно-транспортного самолета. В учениях наряду с арктической четвёркой приняли участие представители ещё 11 стран НАТО с общим количеством 16 тысяч военнослужащих. Среди целей проведения учений указывалось на отражение террористической угрозы, и это притом что именно на Севере террористов не было замечено. Обращает на себя внимание тот факт, что учения проводились не в Канаде и не на Аляске, а в северных регионах Норвегии и Швеции, то есть в непосредственной близости от территории России.
Кроме партнёров по Северному Совету, Норвегия в Арктике тесно сотрудничает в военной сфере с НАТО и с США, она дважды провела самостоятельные военные учения на Крайнем Севере. В феврале 2009 года в северной Норвегии была введена в строй новая радиолокационная станция НАТО, которая способна проводить слежение за баллистическими ракетами и измерять их траекторию. Именно Норвегия явилась инициатором усиления военного сотрудничества между странами Северной Европы. Королевство переместило свой главный военно-командный пункт за Полярный круг, переведя высшее военное командование из г. Ставангер в г. Будё, соорудив там комплекс, способный выдержать даже ядерный удар.
Некоторые аспекты взаимодействия ВВС и ВМС в Арктике не имеют целью достижение чисто военных целей, а направлены на содействие проведению совместных операций по поиску и спасанию. Например, летом 2012 года в Баренцевом и Норвежском морях были проведены уже в четвёртый раз совместные учения ВМС России, США и Норвегии под названием "Северный орёл 2012"1. Начиная с 1995 года Россия и Норвегия проводят совместные учения в Баренцевом море с целью отработки проведения поисково-спасательных работ.
Зонаразвития мирного сотрудничества
Несмотря на несовпадение ряда национальных интересов циркумполярных стран, в настоящее время Арктика - это регион низкой конфликтности и широкого консенсуса (например, в отношении признания Конвенции ООН 1982 г.), зона мирного сотрудничества. Во многом такое положение сложилось благодаря деятельности Арктического совета, который служит площадкой для согласования интересов, хотя потенциально регион может стать источником острых международных конфликтов и военного противостояния. Здесь есть пограничные споры. Имеет место несовпадение арктических стратегий, что влечёт за собой расхождение приоритетов, например, в сфере охраны окружающей среды, создания природоохранных зон и заповедников. Могут возникать несовпадения интересов и конфликты между арктическими и внерегиональными "игроками". Расширение хозяйственной деятельности несёт угрозы для природной среды, климата всей планеты, а также интересов местных малочисленных народов. Во избежание конфликтов важно обеспечить, чтобы международное согласование позиций по тем или иным вопросам (рыболовство, глубоководное бурение, охрана окружающей среды и т.д.) предшествовало осуществлению соответствующей экономи-
1 Учения "Северный орел" уже проводились в 2004, 2006 и 2008 гг.
ческой деятельности стран. Имеющаяся на сегодняшний день международная нормативно-правовая база - недостаточна для регулирования действий всех арктических стран в силу своей фрагментарности, а существующие сегодня международные соглашения не всегда позволяют однозначно решать все возникающие в регионе вопросы. Поэтому в первую очередь необходимо сосредоточиться на решении сложных вопросов концептуального характера (например, договориться о согласованном переходе к освоению Крайнего Севера на принципах устойчивого развития) и развитии нормативно-правовой базы. С одной стороны, это будет сдерживать использование природных ресурсов региона, но с другой - предохранит от негативных последствий, сопровождающих экстенсивные методы хозяйствования. Следует иметь в виду, что из-за специфики региона возможные негативные последствия имели бы не региональный, а глобальный характер, то есть цена таких последствий намного выше, чем в других регионах мира.
Пограничные и территориальные разногласия
Арктика - последний в мировом хозяйстве регион, в котором ещё не проложены устоявшиеся и признанные международным сообществом границы между странами. Раньше территории, расположенные на Крайнем Севере, не вызывали сильного интереса, не было настойчивых притязаний на них. Это проявилось, например, в беспрецедентном юридическом статусе архипелага Шпицберген, который, будучи отданным в юрисдикцию Норвегии, предоставлял другим странам, подписавшим Парижское соглашение 1920 года, право ведения хозяйственной деятельности. Всё круто изменилось, когда мировое хозяйство вплотную подошло к эре добычи углеводородов с морского шельфа, в том числе со дна арктических морей. Теперь даже за небольшие необитаемые клочки арктической суши, например, остров Ханса (не говоря уже о шельфе), между соседними странами разгораются острые споры и конфликты. Национальный суверенитет в соответствии с ныне действующим международным правом может распространяться на территории в пределах 200 морских миль (370 км), которые при некоторых условиях могут быть расширены до 350 морских миль (650 км). Бремя обоснования прав лежит на соответствующих странах, но оно требует проведения дорогостоящих исследований строения морского дна, включая глубоководное бурение. Поэтому во многих случаях арктические страны проводят такие исследования на основе сотрудничества.
Россия была первой из циркумполярных стран, которая подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2001 году, однако первой получила юридическое признание заявка Норвегии, поданная ею лишь в 2006 году. Её претензии были удовлетворены почти в полном объёме. В результате Норвегия получила законное право расширить свой суверенитет на морскую площадь, представляющую примерно 2/3 её сухопутной территории.
Помимо уточнения морских границ, существует также проблема урегулирования пограничных споров. Есть взаимные претензии на обладание территорией. США и Канада не определили границу в море Бофорта, имеют разногласия относительно статуса Северо-Западного прохода. Канада и Дания одновременно претендуют на остров Ханс, расположенный между Гренландией и Канадой. Не достигнута договоренность о границе между Гренландией и островом Эсмир. Спорными территориями являются подводный хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, на которые одновременно претендуют Россия, Дания и Канада. Рос-
сия не ратифицировала соглашение о разграничении вод в Беринговом заливе, разделяющим территорию России и Аляски.
Регулятор климата планеты
Арктика - своеобразный "детерминант" климата всей планеты. Поэтому очень важно поддерживать в этом регионе природный баланс. Общепризнано, что северная природа отличается особой уязвимостью. В Арктике образуются холодные водные и воздушные течения, которые, сталкиваясь с теплыми южными потоками, влияют на климат и погоду всего северного полушария Земли. Многими учёными поддерживается теория глобального потепления. Другие ученые, напротив, говорят о приближении всемирного похолодания. Короче говоря, наука не располагает неопровержимыми научными данными, которые бы недвусмысленно свидетельствовали в пользу той или иной гипотезы. Однако, большинство учёных сходится в том, что процессы, происходящие в Арктике, оказывают непосредственное влияние на климат в глобальном масштабе.
Природный заповедник, который нужно сохранить
Арктика - природный заповедник. Именно так и было в течение многих столетий, хотя юридического оформления этого не существовало. Однако сокращение полярных льдов породило сильное стремление к освоению природных богатств этого сурового края. Развитие техногенной цивилизации принесло в регион новые проблемы: химическое и радиоактивное загрязнение, сокращение численности или даже исчезновение отдельных видов животных и растений, ухудшение условий для жизни и традиционных промыслов коренного населения. Следует отметить, что сокращение ледовой поверхности в Арктике происходит неравномерно, оно сильнее проявляется с западной стороны, чем с восточной. Этому феномену пока нет исчерпывающего научного объяснения. Изучение флоры и фауны Арктики, стремление сохранить биологическое разнообразие и сложившиеся экологические системы ведёт к тому, что учёные призывают расширять существующие природоохранные зоны и создавать новые заповедники. Однако такая политика может быть использована как инструмент ограничения хозяйственной деятельности одних стран другими. В международной практике уже есть примеры подобной практики.
Как показал инцидент около платформы "Приразломная", которая начала бурение на морском шельфе в Печорском море, это чревато возникновением весьма острых международных конфликтов.
ЕС выступил с идеей создания морских природоохранных зон, в которых запрещена любая хозяйственная деятельность, и предложил организовать мониторинг загрязнения морской среды в международных водах. Были выдвинуты планы создания международного природоохранного парка "Берингия" на территории Чукотки и Аляски. Канада приняла решение о создании трёх новых национальных территорий дикой природы на Земле Баффина, на горе Торгнгат и на полуострове Лабрадор. В проливе Ланкастер создана охранная зона для морской рыбы и фауны. Норвегия расширяет природоохранные зоны и заповедники на острове Шпицберген.
Источник полезных ископаемых
Арктика - обширная и ещё почти не использованная кладовая полезных ископаемых, причём основные обнаруженные месторождения находятся в пределах экономических зон арктических стран. Международная конвенция ООН 1982 года объявляет все территории, расположенные за пределами 350 морских миль от сухопутных границ прибрежных государств, всеобщим достоянием человечества. Потенциальная доступность месторождений минеральных ресурсов является одним из сильнейших императивов, толкающих страны усиливать проникновение в Арктическую зону. Здесь располагается по разным оценкам от 13 до 25% мировых запасов углеводородов, а также есть другие полезные ископаемые: золото, медь, редкие металлы и другие минеральные ресурсы. Однако по большей части они находятся на морском шельфе, следовательно, при использовании современных технологий добычи они труднодоступны, а их добыча с морского дна чревата техногенными и экологическими катастрофами. Особенно большую опасность несёт с собой глубоководное бурение морского дна с целью поиска и добычи нефти. Есть угроза катастроф, подобных той, которая произошла на платформе "Бритиш Петролеум" в Мексиканском заливе. В настоящее время мир не располагает надежными технологиями, позволяющими эффективно ликвидировать последствия разлива нефти в морской среде, тем более в арктических водах или подо льдом Северного Ледовитого океана.
Прежде чем страна получит право добывать полезные ископаемые в Арктике, она должна получить признание своих морских границ от Комиссии ООН по границам континентального шельфа. А добыча ископаемых регулируется другим органом ООН - Международным органом по морскому дну.
Принятие курса на создание безуглеродной экономики в ЕС и некоторых странах-участницах (наиболее успешно этот курс осуществляется в Швеции и Дании), расширение добычи сланцевого газа в США, попытки начать его добычу в Европе - всё это принципиально изменяет ситуацию на мировом рынке углеводородов. Скорее всего, это положит конец высоким ценам на углеводороды уже в среднесрочной перспективе. Однако сохранится значение углеводородов в качестве сырья для нефте- и газохимического производства. Углеводороды, добываемые со дна Арктического шельфа, не могут быть дешёвыми. Динамика добычи будет зависеть от соотношения вышеназванных тенденций, а также от степени развития арктических технологий. Насколько безопасными могут стать эти технологии? Какие меры ответственности за возможные экологические катастрофы могут быть введены? В рамках Арктического совета идет подготовка к заключению соглашения о мерах ликвидации последствий разливов нефти в арктических водах.
Сфера научных исследований и научного взаимодействия
Арктика - объект интенсивных и разнообразных научных изысканий. В
первую очередь, здесь изучаются факторы изменения климата Земли, северная флора и фауна, масштабы загрязнения природы, проводятся геологические изыскания и т.д. На Шпицбергене действует международный исследовательский центр и университет. В Арктике с большим успехом прошёл Международный арктический год, который дал обильную информацию для научного обобщения. Это один из самых удачных примеров успешного международного сотрудниче-
ства на крайнем Севере. Полярные исследования - очень капиталоёмкие, они требуют специфического снаряжения, специальных судов, ледокольного сопровождения, хорошо подготовленного персонала, в том числе обладающего высокой квалификацией. Поэтому страны охотно объединяют свои усилия в этом отношении и согласны обмениваться результатами полученных наблюдений, так как ни одна страна в одиночку не в состоянии собрать достаточно полный массив данных.
Регион технологических инноваций
Самый, пожалуй, важный образ многоликой Арктики - это Арктика как инновационный регион. Заполярье уже сейчас становится своеобразной лабораторией для налаживания международного сотрудничества по широкому кругу вопросов, которое носит по своей сути инновационный характер. Это сотрудничество должно иметь своей целью организованный и согласованный между странами переход на принципы устойчивого развития. Именно поэтому здесь должны найти применение новые технологические решения. Дело в том, что специфические условия Крайнего Севера малопригодны для применения традиционных технологий, которые были разработаны для южных широт. Использование в Арктике таких технологий чревато негативными последствиями, такими как повышенная капиталоёмкость, экологическая опасность, энергетическая неэффективность и т. д. Примером успешной разработки и применения специфических арктических технологий является атомный ледокольный флот. Но во многих случаях современные цивилизации не ставят себе задачу разрабатывать технологии, специально предназначенные для полярных условий, а пытаются использовать здесь вопреки природно-климатическим условиям технологии, созданные для совершенно других географических зон. Арктические условия в этом отношении подобны космическим условиям - они требуют особого подхода и специфических технологий.
Длительный и во многом успешный опыт освоения Севера в СССР показал, что применение здесь традиционных приёмов обустройства инфраструктуры и систем жизнеобеспечения влечёт за собой очень высокие капитальные и социальные затраты, требует постоянного проведения ремонтных работ, что делает освоение Севера крайне затратным. Между тем технологии, специально разработанные для арктических условий, позволяют избежать многих трудностей. Более того, они более универсальны и зачастую могут быть с успехом применены в условиях умеренных и южных широт. Такие технологии уже созданы в нашей стране, но они с трудом пробивают себе дорогу, так как в России крайне низкий спрос на инновации, практически не существует инновационного климата. При реализации различных арктических проектов есть опасность того, что краткосрочные ведомственные интересы, связанные с традиционными методами строительства, возьмут верх над долгосрочными общегосударственными интересами. Важно иметь в виду, что государственный бюджет России не в состоянии нести расходы, сопоставимые по масштабу с теми, которые выдерживал бюджет СССР, когда доходы всех промышленных предприятий складывались в один государственный карман, ведь в настоящее время в бюджет РФ поступает только часть таких доходов. Поэтому очень важно перейти от экстенсивных методов освоения Арктики к интенсивным.
Для разработки и применения инновационных методов освоения Севера достаточно создать такие условия, которые уже давно и успешно применяются в
западных странах, специализирующихся на экспорте наукоёмкой продукции. Имеется в виду создание венчурных зон, которые активно используются на Западе, а с недавних пор и у нас в стране. Действительно, почему бы не организовать своеобразное арктическое "Сколково", имея в виду грандиозность встающих в этом регионе задач и заманчивость перспектив? В рамках таких венчурных зон инновационной направленности обычно вводятся в действие налоговые льготы на период становления новых предприятий, которые используют инновационные технологии и производят инновационную продукцию. Такие предприятия целесообразно обеспечивать государственными заказами после проведения независимой экспертизы, свободной от ведомственных интересов. Помимо более успешного освоения Севера, развитие и применение технологий, специально предназначенных для Арктических условий, позволит решить другую очень важную задачу, которая уже неоднократно ставилась в нашей стране на протяжении её истории. А именно - уйти от преимущественно топливно-сырьевой специализации, которая не позволяет реализовывать на международном рынке продукцию с высокой долей стоимости, добавленной обработкой и постепенно перейти на интенсивный путь развития экономики, создавая "умную экономику", прогресс которой основан на знаниях. В современной России предпринимаются некоторые шаги по инновационному обновлению экономики, но их ещё явно недостаточно для получения значимого результата. У России уже был такой шанс на основе конверсии оборонных и космических НИОКР, который остался нереализованным. И вот история вновь предоставляет России такой шанс на основе арктических технологий, критически важно не упустить его.
Инновации позволяют решать непротиворечивым образом разнообразные и сложные задачи, возникающие в Заполярной зоне. Арктика должна стать первым регионом мира, где последовательно проводится курс на устойчивое развитие без нанесения необратимого вреда нынешним и будущим поколениям. Таким образом здесь может практически произойти становление принципиально новой системы хозяйствования, когда прибыль не будет единственным первостепенным и самодовлеющим фактором, она должна уступать по приоритетности интересам, связанным с выживанием человечества и сохранением жизни на земле. И что же, неужели теперь заморозить хозяйственную деятельность в Арктике? Конечно, нет. Инновационные технологии уже разработаны и продолжают разрабатываться и в России1, и за рубежом. Нужно лишь создать для них необходимые условия в рамках венчурных зон (технологических парков, технополисов, инкубаторов бизнеса и т.д.), обеспечить им инфраструктурную и информационную поддержку, предоставить разумные налоговые льготы на хорошо обоснованных условиях, обеспечить их государственными и частными заказами. Со многих точек зрения важно не допустить хищнического использования богатейших ресурсов Арктики, а для этого необходимо достичь международных договорённостей о хозяйствовании в Арктике только на условиях устойчивого развития.
1 См. в Интернете материал: Краснов М.А. "Технологические основы Арктической цивилизации". (http://www.proza.ru/2012/01/18/1573).