210
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Прирост смелости как волевого качества в экспериментальной группе по сравнению с контрольной явно больше.
Мы видим, что по всем исследуемым показателям в экспериментальной группе обнаружен значительный прирост волевых качеств относительно контрольной группы.
В ходе исследования спортсмены контрольной и экспериментальной групп принимали участие в соревнованиях, из полученных данных видно, что средний балл выступления спортсменов контрольной группы составил 39,3, в экспериментальной группе 32,7, чем ниже средний балл, тем выше занимаемые места, следовательно, наша программа положительно влияет на выступления спортсменов в соревнованиях.
Таким образом предложенная экспериментальная методика способствовала воспитанию в спортсменах целеустремленности, решительности и смелости, оказала эффективное воздействие на формирование волевых качеств спортсменов, о чем свидетельствуют результаты тестирования спортсменов и выступления спортсменов в соревнованиях.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - С. 148-154.
2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1974.
3. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе воспитания. - Л.: ГДОИФК., 1988.
4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: ФиС, 1987.
5. Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М., 1981.
6. Новиков А.А. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе / А.А. Новиков, С.Н. Смоляр // Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1983.
МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В ПРОЦЕССЕ УРОКА И ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ И РОССИИ
© Юсупов И.Ю.*, Корчинский Н.Н.*
ДЮСШООиСП, г. Новый Уренгой
Предлагаемая работа тесно связана с многолетним планом подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции в процессе урока по
* Тренер-методист, кандидат педагогических наук, доцент.
* Преподаватель высшей категории.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
211
физической культуре в общеобразовательных учреждениях и на тренировочных занятиях в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России. В настоящее время отмечается тенденция глубокого, эффективного применения и конкретного выполнения оптимального объема тренировочных нагрузок по возрастным категориям, что способствовало бы оздоровлению организма, повышению спортивного мастерства, развитию двигательного качества на высоком уровне. Все это позволит выполнять подготовку спортивного резерва по видам спорта и, в частности, в беге, специализирующемся на средние и длинные дистанции в зависимости от местных климатических условии южных регионов России и Украины.
Ключевые слова Объем учебной и тренировочной нагрузки в многолетнем плане подготовки спортсменов, структуры урока и тренировочного занятия по возрастным категориям; объемы физической нагрузки для развития двигательного качества; средства и методы тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды.
Введение
Практика по теории и методике проведения урока физической культуры и спортивной тренировки показала, что эффективность и величина соотношения физической нагрузки на уроках и внеурочных формах занятий в системе общеобразовательной школы возрастает тогда, когда весь учебный материал распределяется рационально и равномерно с учетом местных климатических условий, возрастных особенностей детей и уровня их физической подготовленности. Часы учебной программы по разделам должны иметь взаимосвязь в процессе обучения и совершенствования развития двигательного действия. В связи с этим, в используемых средствах и методах на каждом уроке и спортивной тренировке ежемесячно и в каждой четверти, по циклам и периодам необходимо увеличивать оптимальный объем физической нагрузки, особенно в возрастном аспекте с учетом местных климатических условий [3, 5, 6, 14].
Эффективность региональной системы планирования сетки часов по разделам программы и ее качественное выполнение в большей степени зависит не только от методов занятия, но и от климатических условий и сезонов года, обеспеченности необходимой материальной базой и специалистами, проводящими учебные и тренировочные занятия на современном научно-медицинском уровне.
Опыт работы показывает, что на повышение качества уроков, спортивных тренировок и на увеличение динамики объемов физической нагрузки немаловажное влияние оказывает местный климат [3, 15]. Известно, что для проведения систематических и круглогодичных уроков физической культуры и спортивных тренировок на свежем воздухе наиболее благоприятное время наступает в период с 15 февраля по 30 апреля, а затем с октября по 15 ноября
212
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
в южных регионах Украины и России, где температура воздуха в среднем повышается до плюс 25 °С, а в остальное время года, т.е., летом - возрастает от плюс 25 °до 42 °С, а зимой, - понижается от минус 5 до минус 15 °С. Поэтому в этих регионах школьный учебный материал планируется по классам, а для квалифицированных спортсменов - по видам спорта, с учетом особого уклона в развитии двигательного качества, и особенно выносливости, что не представляет большой сложности, и это, в свою очередь, позволяет заниматься систематически на свежем воздухе. Естественно, все это ведет к повышению качества и эффективности каждого урока и тренировочного занятия. Оптимальные климатические условия, разнообразные средства и методы занятий способствуют большему увеличению двигательной активности и развитию двигательного качества у школьников во время уроков, а у спортсменов - в спортивных тренировках.
Цель исследования: определить взаимосвязь и взаимодействие урочных и тренировочных занятий для проявления у учащихся и спортсменов интереса, активности и развития динамики, а также всех необходимых качеств, результативности при подготовке спортивного резерва в многолетнем цикле занятий с учетом возрастных категории, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции, проживающих в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России.
Методика исследования заключалась: в применении общепринятых методов анализа и сообщения научно-методической литературы по проблеме исследования; анкетировании, опросах и беседах с учителями и тренерами; педагогических контрольных испытаниях, учете и анализе метеорологических факторов; инструментальных методах; педагогического эксперименте; врачебномедицинском обследовании и математико-статистических обработках.
Уроки физической культуры проводились по расписанию в неделю 3 раза по 45 минут с 10.30 до 11.20 часов, а тренировочные занятия - при температуре воздуха до 25 °С - от 3 до 5 раз продолжительностью от 120 до 180 минут, а при температуре плюс выше 25°С - с 18 до 20 часов вечера в течение учебного года при поточном методе обучения. Поточные формы занятий были обусловлены: во-первых, необходимостью привлечения и активизации детей к урокам физической культуры и спорта в массовом плане, создания постоянного и сплоченного коллектива в одной организации и выполнения оптимального объема и интенсивности физической нагрузки; во-вторых, ускорить усвоение содержания материала занятий, способствующих большему подъему и развитию двигательного качества, морально-волевых и психологических способностей детей, с целью достижения путем единообразной методики занятий в соответствии с концепцией тренировки по видам спорта [4]; в-третьих, совершенствование разносторонней, функциональной, координационной и физической подготовки, развития технико-тактических навыков и умений соответствующими видами спорта.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
213
Исследования проводились на базе Криворожского госпед. университета, были организованы клуб «ДЮСШООиСП» и спортивные группы для занятий (по легкой атлетике, плаванию, гимнастике, футболу, волейболу, баскетболу и борьбе). К этим видам спорта было привлечено 450 мальчиков 9-10 лет из школ № 32 и 112 г. Кривой Рог. Эти дети продолжали учебную и тренировочную деятельность до 19 лет в школе, а затем в вузе. Основным учебным материалом для школьников служила ежегодная «Программа средней школы». -М., 2002. - 220 с., в которой были даны разделы видов спорта (см. табл. 1), при выполнении их по месяцам и четвертям в последовательности с 3 по 11 классах, и организации специализаций по видам спорта. Отдельно нами был выделен бег на средние и длинные дистанции. После окончания средней школы эти спортсмены, совмещая, продолжали учебу и тренировки в вузе.
Результаты и их обсуждение
Исследования в условиях повышенной температурной среды у школьников в возрасте 9-10 лет показали следующее: с 3 класса у мальчиков уровень развития двигательного качества на начальном этапе соответствовал оценке «3-5» только у 35 %, а у девочек - 25 % по сравнению с детьми, проживающими в средней полосе регионов России и Украины, где температура воздуха в летний период поднимается в оптимальных и умеренных показаниях до + 25 °С. Низкий уровень физической подготовленности у детей, проживающих в условиях повышенной температурной среды, по нашему мнению, связан с тем, что, как, учебные, так и тренировочные задания проводятся в основном по общетрадиционной форме занятия - однообразно и без учета местных климатических условий проживания. Поэтому это нам дало возможность снизить выполнение запланированного общего объема двигательной активности, используя разнообразные средства и методы занятий на уроке и в спортивной тренировке.
Таблица 1
Примерное распределение объема часов по месяцам и четвертям для групп, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции (5 класс)
Разделы программы Кол-во часов Учебные часы по месяцам и четвертям
I II III IV
IX X XI XI I II III IV V
I. Лёгкая атлетика 38 10 8 - - - 6 8 6
II. Гимнастика 20 - - 2 6 6 2 - - -
III. Плавание 22 - 2 6 6 3 3 2 - -
IV Борьба 20 - - 4 - 3 7 4 2 -
V Подвижные и спортивные игры (ф/б, б/б, в/б) 9 2 2 2 3
Всего 105 24 24 36 21
В табл. 1 указано соотношение объема часов по месяцам и четвертям в процессе урочных занятий для детей, специализирующихся в беге на средние
214
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
и длинные дистанции. Естественно, все это положительно отразилось на качестве, количестве и плотности занятий, а также на выполняемом объеме физической нагрузки и подготовке спортивного резерва. В связи с этим, в соотношении с планируемым годовым объемом физической нагрузки, временем проведения уроков и спортивной тренировки по месяцам и четвертям, структурой и периодизацией в спортивной тренировке с 3 по 11 классах с целью улучшения общего состояния здоровья, основных двигательных качеств и других показателей.
В таблице представлена годовая сетка часов, последовательно осуществляемая в процессе урока, как раздельно, так и в сочетании с несколькими видами спорта, с одновременным обучением и совершенствованием техники и тактики с тем, чтобы при переходе с одного вида спорта на другой или возрастную группу, не было бы отставания или не приходилось бы обучать индивидуально каждого человека. Поэтому при переходе с одного на другой вид специализации мы плавно, без срывов избавились от сложностей и отставания в теоретических знаниях, практических умениях и навыках. Следует отметить, что содержание материала по учебной программе и ее задачи для каждого возраста по классам были одинаковы. Поэтому в каждом поурочном материале соблюдались во время урока и в тренировочном процессе индивидуальный подход и подбор средств, методов обучения, а также совершенствование и соотношение выполняемой физической нагрузки для учащихся каждого класса, с учетом местных климатических условий.
По содержанию уроки составляли следующее. На каждом уроке сначала выполнялись общеразвивающие упражнения в течение 10-15 мин., а затем осуществлялось обучение или совершенствование по планируемой теме.
На первом же уроке использовались из раздела легкой атлетики кроссовые пробежки в виде медленного равномерного бега с чередованием ходьбы на расстояние от 1000 до 2000 м, а в последующих уроках дистанции увеличились в переменном беге с ходьбой от 3 до 8 км с интенсивностью 60 % от максимальной скорости каждого учащегося. Объем бега для 2-3 классов доводился до 3-4 км., в 4-6 классах - до 5-6 км, в 7-11 классах - до 7-8 км -для юношей, а для девушек объем бега уменьшался на 20-25 %.
На уроках легкой атлетики также выполнялись общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами в объеме 10-12 упражнений с повторением 4-6 раз каждое, затем 2-3 раза по 30-60 м. После этого выполнялись на одном уроке не более 2-х основных и одной вспомогательной задач. Например: 1) обучение технике бега с низкого старта. Для этого необходимо было выполнить объем бега 10-20 раз по 30-80 м с отдыхом между отрезками повторного бега за 45-60 сек; 2) метание малого мяча или гранаты с места, или шага способом «из-за головы через плечо» на точность и дальность -до 10-20 раз. И, последнее: подвижные, народные или спортивные игры с элементами бега, а также прыжки в течение 10-15 мин. При этом учитыва-
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
215
лись методические приемы с той позиции, которые вначале необходимо давать как новый материал для обучения технике по видам, затем как совершенствующие упражнения для развития быстроты, силовых и скоростносиловых способностей и, наконец, как упражнения, преимущественно развивающие выносливость и координацию движений. Следует отметить, что в младших 3-х классах для развития качества быстроты необходимо больше использовать народные, подвижные игры, бег на 20-30-60 м, эстафетный бег на расстояние 30-50-80 м в 2-3-х повторениях, т.е. сохранять продолжительность бега с максимальной скоростью в течение до 10 сек. Для средних и старших 4-11 классов отдавать предпочтение преимущественно спортивным играм (баскетболу, ручному мячу, футболу), бегу на дистанции 60-80100 м с максимальной скоростью в многократном повторении [1, 16].
Для развития силы в 3-х классах на более приемлемыми явились: упражнения на гимнастических снарядах, подтягивания на перекладине, отжимание от пола и упражнения с гантелями весом 0,3-0,5 кг. Для 4-11 классов более эффективными оказались упражнения, проделываемые в динамическом и статическом режимах с многократным повторным методом 8-15 раз в одном подходе. Отдых между подходами выполнения - 45-60 сек., а между сериями - 2-3 мин.
Для скоростно-силовых качеств в 3-х классах использовались: многоскоки вверх на одной, на двух ногах за 60 сек. (кол-во раз); прыжки со скакалкой в две серии по 100 раз за 60 сек.; прыжки в длину с места и с разбега; метание теннисного мяча на дальность и точность; бег с высоким подниманием колен; челночный бег на 10 м c повторением два раза пробегания; разгибание и сгибание рук в упоре лежа.
Для 4-11 классов, кроме этих упражнений, необходимо еще добавить прыжки через козла, коня; упоре лежа с одновременным отталкиванием руками вверх на месте; жонглирование гирями весом в 16 кг или 24 кг в одном подходе 15-20 раз; подтягивание на перекладине; лазание по канату, шесту; прыжки в высоту с места и с разбега; передвижения на руках (четвереньки 2 раза по 10 м на время); челночный бег на отрезках в 10 м по 10 раз или 20 м по 5 раз. Каждое упражнение целесообразно повторить 8-10 раз в 2-3 сериях.
Для развития общей выносливости в 3-х классах целесообразно использовать ходьбу и переменный бег на расстояние 1000-1500 м или бег на время в 10-15 мин.; марш-бросок на 3-4 км; подвижные и народные игры, связанные с элементами бега; плавание на расстояние 25-50 м с повторением 8-10 раз.
Для 4-11 классов осенне-весенний период соответственно выполнить бег в равномерном и переменном темпе от 3 до 8 км; зимой - на лыжах - до 510 км; плавание - по 25-50 м с повторением о 8 до 15 раз в одном уроке; и, спортивные игры - по 20-30 мин. Все эти выбранные средства и разделы программы в системе общеобразовательной школы при использовании на уроках физической культуры способствуют большему развитию и поддер-
216
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
жанию двигательных качеств на доступном уровне, к тому же, если на каждом уроке выполняется оптимальный объем физической нагрузки с соответствующей интенсивностью. Эти же средства воздействуют на частоту сокращений сердечно-сосудистой системы. По данным исследования [5, 7, 9, 14] установлено 5 зон изменения показателей ЧСС под воздействием физической нагрузки и его интенсивности от 50 до 70 % макс. скорости в беге на 30 м с хода. Исходя из этого, следует отметить, что показатели каждой зоны ЧСС характеризуют определенные сдвиги, количество и качество выполнения работы на уроках физической культуры, степень влияния на организм и на развитие двигательных качеств школьников.
Опыт показал, что, когда выполняемый объем физической нагрузки очень мал, а интенсивность низка и моторная плотность урока не превышает 50 % от общего времени, тогда развитие двигательного качества составляет в году 2-5 %. По этому поводу наиболее приемлемым является некоторое повышение на одном уроке выполнение бега, развивающую общую выносливость со скоростью 2,5-3 м/сек на расстояние 3000-10000 м или бега на время -20-30 мин. с интенсивностью не ниже 50 % от максимальной скорости. А также выполнения упражнения на скоростно-силовые качества прыжков от 15 до 30 раз с небольшими перерывами отдыха (2-3 минуты) больше способствуют прироста в среднем скоростные качества до 20-25 %. Силовые упражнения (подтягивание на перекладине) в одном подходе 15-30 раз, толкание ядра или выбрасывание набивного мяча в 3 кг не более 15-30 раз и т.д. В связи с этим наблюдается бурного развития силовым качествам у школьников.
Полученные данные показали, что все виды физических упражнений, если они выполняются при режиме установленного пульса в среднем от 121 до 155 уд./мин., следует относить по сложности воздействия на организм ко второй зоне. Поэтому объем и интенсивность работы становятся выше. В связи с этим, бег на выносливость без перерыва выполняется со скоростью до 4 м/сек. на дистанции от 3 до 10 км, силовые упражнения как подтягивание на перекладине, - в одном подходе - до 15-20 раз. Жим со штангой - 4045 % от собственного веса ученика - до 10-15 раз, толкание набивного мяча или толкание ядра - 3-5 кг - до 20 раз; жим с гирями весом в 16 кг или 24 кг с повторением от 10 до 20 раза в 2-3 серии с выполнением отдыха - 45-60 сек.; при прыжки в длину, высоту, с места или с разбега - до 20-30 раз, с интервалами отдыха между прыжками 45-60 сек.; прыжки со скакалкой - 2-3 серии по 60 сек. Все эти повторения по количеству и объему в значительной степени умеренно воздействуют на повышение ЧСС и способствуют увеличению до 50 % максимального потребления кислорода. При таком режиме работы уровень двигательных качеств школьников в целом возрастает до 12 % в году.
К третьей зоне относится, каждое выполняемое физическое упражнение, которое по количеству повторяется и по объему повышается больше, на 20 %, а интервалы отдыха между повторениями уменьшаются, тогда как
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
217
количество ЧСС повышается от 156 до 175 уд./мин., а потребность в кислороде увеличивает - до 60-65 % от максимальной возможности, и тем самым повышаются двигательные качества до 25 % в году.
Физическая нагрузка, которая выполняется на уроке при смешанном аэробно-анаэробном условии с интенсивностью от 75 до 90 % и больше, с многократным повторением, относится к четвертой и пятой зоне и при этом ЧСС повышается от 176 до 200 уд./мин. и больше, а потребление кислорода возрастает не более 90 % от максимальной возможности. В этих зонах все виды работы по выполняемому объему физической нагрузки и интенсивности, по-возможности, необходимо уменьшить, а время отдыха увеличить, чтобы эффективность работы по функциональной системе были на оптимальном уровне и воздействие физических нагрузок на организм человека сохранилось в физиологической норме, с целью поднятия работоспособности и проявления высокой психологической устойчивости и противостояния утомлению организма. Поэтому в этих зонах необходимо выполнять на одном уроке объем физической нагрузки по общей выносливости со скоростью 5 м/сек. на расстояние 5 км с интенсивностью 70 %.
Таким образом, следует учесть, что при планировании уроков по легкой атлетике необходимо сочетать упражнения с элементами подвижных и спортивных игр, способствующих развитию ловкости, гибкости, координации, психологической устойчивости и других качеств.
По результатам исследования установлено, что при многолетней системе подготовки спортивного резерва годовые учебные часы целесообразно распределять по физическим нагрузкам с учетом возрастной направленности по этапам и периодам тренировки применительно к местным климатическим условиям в следующем объеме: 1) В подготовительном периоде в возрасте 9-10 и 10-11 лет отводить на ОФП по 50 %, РФП - по 40 %, технической подготовке - по 10 %. В этих возрастных категориях отсутствуют СФП и тактическая подготовка; 2) В возрасте 11-12 и 12-13 лет в осеннем и осенне-зимнем этапах отводить время на ОФП по 40 %, РФП - по 40 %, технической и тактической подготовке по 10 %; 3) Для детей 11-12 лет отводить время для бега на СФП в объеме до 5 %, а для 12-13 лет - 10 %; 4) В возрасте 13-14 и 14-15 лет в соотношении времени осеннего и осенне-зимнего этапов необходимо сохранять ОФП - 40 %, РФП - 35 %, СФП - 10 %, тактическую и этапе техническую подготовки - по 15 %; 5) В возрасте 15-16 лет в осеннем периоде приемлемо выполнять ОФП - 40 %, РФП - 30 %, СФП -25 %, технической и тактической подготовки - 5 %. В осенне-зимнем этапе увеличить объем ОФП до 50 %, сохранить РФП - 30 %,снизить СФП до 15 % и оставлять технической и тактической подготовке 5 %; 6) В возрасте 16-17 и 17-18 лет в осеннем и осенне-зимнем этапах подготовки сохранять объем ОФП по 35 %, РФП по 25 %, СФП по 30 %, технической и тактической подготовке вместе по 10 %;7) В возрасте 18-19 лет в осеннем и осеннее-зимнем
218
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
этапах подготовки поддерживать объем ОФП - 30 %, РФП - 25 %, СФП -40 %, технической и тактической подготовки вместе до 5 %. В соревновательном периоде в весенне-летнем этапе подготовки в возрасте 9-10 и 10-11 лет довести объем ОФП до 30 %, РФП до 45 %, уделять внимание СФП до 10 %, технической подготовке до 15 %. В возрасте 11-12 и 12-13 лет в каждой группе объем нагрузки по ОФП сохранять по 35 %, РФП - 35 %, технической и тактической подготовке соответственно по 10 и 15 %. Объем СФП становится в этих возрастных категориях соответственно 15 и 20 %. В возрасте 15-16 лет объем нагрузки составлял по ОФП - 35 %, РФП - 15 %, СФП 40 %, технической и тактической подготовке вместе - 10 %. В возрасте 16-17 и 17-18 лет объем нагрузки составлял по ОФП - 25 %, РФП - по 15 %, СФП - по 45 %, технической и тактической подготовке до 5 % в каждой группе. В возрасте 1819 лет объем нагрузки по ОФП и РФП вместе составлял по 35 %, СФП по 60 %, технической и тактической подготовке по 5 %.
Экспериментальные исследования показали, что использованное и на уроках и тренировочных занятиях каждое физическое упражнение при многократном выполнении в системе многолетнего этапа подготовки спортсменов в условиях жаркого климата, безусловно, больше воздействовало на уровень общего развития физического и двигательного качества организма во всех возрастных категориях и, тем самым, на показываемых спортивных результатах.
Скоростные способности у испытуемых детей и подростков экспериментальной группы 9-14 лет возросли в среднем в беге на 60 м с низкого старта на 30,37 (исходные данные 10,34 сек, и конечные - 7,20 сек). На этих же дистанциях в контрольной группе прирост равен 27,93 (исходные показания - 9,99 сек, а конечные - 7,50 сек.). У спортсменов в возрасте с 14 до 19 лет скоростные способности в беге на 100 м с хода улучшились в экспериментальной группе до 17,34 %, а с низкого старта до 16,25 % (исходные данные были 12,80 сек, а конечные достигали до 10,72 сек.). У испытуемых контрольной группы прирост соответствовал 15,67 % и 14,26 % (улучшилось от 13,97 сек до 11,12 сек.). Приросты ощутимы и достоверны (Р < 0,05).
Однако многолетние систематические занятия, содержание уроков, спортивные тренировки, особенно с учетом возрастной направленности, имели свое положительное влияние на улучшение результатов в экспериментальной группе в беге на 800 м в следующем процентном соотношении: 14-15 лет -8,54; 15-16 лет - 6,16; 16-17 лет - 7,38; 17-18 лет - 5,67; 18-19 лет - 4,74. В беге на 1500 м прирост в процентах соответственно равен: 6,95; 6,99; 7,60; 7,88; 0,52; 0,45 %.
У спортсменов контрольной группы прирост результатов по возрастным категориям - в беге на 800 м равен: 14-15 лет - 3,14; 15-16 лет - 3,9; 1617 лет - 4,28; 17-18 лет - 5,23; 18-19 лет - 0,52., а в беге на 1500 м у этих испытуемых соответственно составляет: 5,74; 6,29; 6,80; 7,38; 0,46; 0,28 %.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
219
Улучшение результатов во всех периодах исследования в течение 10 лет составляет у одних и тех же спортсменов в экспериментальной группе по пяти качествам в среднем 7,47 %, а в контрольной группе лишь 5,42 % (Р < 0,05).
Полученные результаты по группам свидетельствует о том, что достоверные различия в беге на скорость, специальную и общую выносливость у спортсменов, занимающихся в экспериментальной группе с 9 до 19 лет оказались выше. Это обусловлено тем, что используемые средства и методы на уроке и спортивной тренировке, такие как игровые виды, плаванье, также беговые отрезки от 30 до 1200 м и многократное участие в различных соревнованиях способствовали большему увеличению объемов физической нагрузки и двигательного режима работы организма, связанного с аэробной и анаэробной производительностью [2, 5, 6]. В связи с этим целесообразно опираться на мнение авторов [4] в том, что в возрасте с 9 до 10 лет и старше приемлемо использовать игровые виды спорта, плавание и бег на короткие, средние и длинные отрезки с интенсивностью 60-70 % от максимальной скорости в беге на 30 м с хода [1, 8, 10, 13]. Но при этом варианте бег должен выполняться с учетом температуры воздуха, не превышающей более 25 °С и только тогда возможно увеличить объем и интенсивность бега, а при более высоких показателях температуры воздуха уменьшить сумму объема и снизить интенсивность его выполнения.
Список литературы:
1. Вафаев Г.Ф., Юсупов И.Ю., Исламов И.З. Определение эффективности воздействия национальных спортивных видов и подвижных игр на развитие физических качеств у юных легкоатлетов / И.Ю. Юсупов // Тезисы респуб. научн. практ. конф. - Ташкент: Джиззак, 1991. - С. 35-37.
2. Губа В.Е. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.Е. Губа. - М., 2008. - 304 с.
3. Длигач Д.Л., Пономарев В.А., Литвин Л.Г. Влияние повышенной температуры воздуха на адаптацию организма спортсменов и физическим нагрузкам / Д.Л. Длигач, В.А. Пономарев, Л.Г Литвин // Тезисы докладов 17-й Всесоюзной научной конф. О физиологическом механизме адаптации к мышечной деятельности. - М., 1984. - С. 79-80.
4. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (Программа общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию учащихся I-XI классов). - М.: Просвещение, 2003. - 204 с.
6. Летунов С.П. Оценки воздействия многолетних занятий спортом на состояние сердечно-сосудистой системы / С.П. Летунов // Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки. - М., 1966. - С. 35-38.
7. Никитушкин В.Г Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г Ни-китушкин. - М., 2010. - 240 с.
8. Травин Ю.Г. Развитие двигательных качеств у школьников / Ю.Г. Травин // Физ. культ. в школе. - 1981. - № 4. - С. 9-15.
220
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
9. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов /
B. П. Филин. - М.: ФиС, 1974. - 232 с.
10. Филин В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс // Современная система подготовки / В.П. Филин. - М.: СААМ, 1995. - С. 351-389.
11. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов / В.Д. Фискалов. - М., 2011. - 392 с.
12. Юсупов И.Ю. Совершенствование средств и методов развития двигательного качества в комплексе на уроках физической культуры / И.Ю. Юсупов // В кн. Педагогика вищо1 та середньо1 школи. - Кривий Рщ 2007. -Вип. 19.
13. Юсупов И.Ю. Многолетняя система тренировки и работоспособность организма бегунов на средние и длинные дистанции в условиях жаркого климата // Педагогика: Семья - школа - общество. Монография / И.Ю. Юсупов; Воронежский Гос. пед. университет. Книга 15. - Воронеж, 2008. - С. 263-274.
14. Юсупов И.Ю, Корчинский Н.Н. Влияние стандартного объема и разнообразных физических упражнений на работоспособность организма юных бегунов на средние и длинные дистанции в зависимости от температурных условий / И.Ю. Юсупов, Н.Н. Корчинский // Матепа1у IY Mezinarod-ni vedecko-prakticka conference EYROf SKA YEDA XXI StOlTTI. - Pzaha, 2008. - С. 43-51.
15. Юсупов И.Ю. Начальные этапы совершенствования системы спортивной подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды / И.Ю. Юсупов // Сборник статей по материалам XVII международная заочная научно-практическая конф. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - М., 2013. - № 8 (17). -
C. 109-117.
16. Яковлев Н.Н. Игры для детей / Н.Н.Яковлев. - М.: ФиС, 1977. - 158 с.