Бахтин Сергей Анатольевич
Bahtin Sergey Anatolievich Сибирский государственный университет путей сообщения
Siberian State Railway University канд техн. наук, профессор, декан факультета «Мосты и тоннели» candidat of technical Science, professor, dean of «Bridges and Tunnels» faculty
E-Mail: [email protected]
Полянкин Г еннадий Николаевич
Polyankin Gennady Nikolaevich Сибирский государственный университет путей сообщения
Siberian State Railway University канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Тоннели и метрополитены» Candidate of engineering Science, docent, head of department «Tonnela and metropolitens»
E-Mail: [email protected]
05.23.11 Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, мостов и транспортных тоннелей
Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты и тоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения по подготовке
инженеров - тоннельщиков
Years of experience and new approaches of the faculty "Bridges and Tunnels" SGUPS
for training tonnel - engineers
Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки инженеров-тоннельщиков в современных условиях в связи с реализацией крупных тоннельных проектов.
The Abstract: The article is devoted to the training of tonnel engineers under current conditions in the implementation of major tunnel projects.
Ключевые слова: Инженер путей сообщения, тоннель, квалификация, кадры.
Keywords: Railway engineer, tunnel, qualifications, personnel.
***
Ежегодно Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) получает до 50-60 заявок на «тоннельщиков», т.е специалистов в области проектирования и строительства тоннелей и метрополитенов. Это вызвано огромными объемами подземного строительства в последние годы. Достаточно сказать про комплекс Олимпийских тоннелей на железной и автомобильной дорогах «Адлер - Альпика-Сервис» общей длиной 33 км, ускоренное строительство метрополитенов в Москве и Казани, реконструкция и строительство тоннелей на железных дорогах на Дальнем Востоке, в Красноярском крае, на Кавказе и т. д.
Несколько цифр: СГУПС имеет план бюджетного набора в последние годы на специальность «Мосты и транспортные тоннели» от 40 до 55 чел. При разделении на специализации на 3 курсе формируются: 26-30 студентов на специализацию «Мосты» и 15-16 чел на специализацию «Тоннели и метрополитены» (это при условии максимальных усилий по сохранению контингента, которые разработаны и применяются в СГУПС в 1995 -2012 гг).
На выпуске 5 курса данные цифры уменьшаются до 24-28 «мостовиков» и 12-14 «тоннельщиков». Причем это наивысшие цифры выпускников по российским вузам. Естественно, при таких цифрах дефицит специалистов в области подземного строительства постоянно нарастает. И единственная возможность «насытить» отрасль молодыми инженерами - прием абитуриентов на договорной основе.
Это также важно для сохранения факультета «Мосты и тоннели», коллектива преподавателей и качественную подготовку тоннельщиков и мостовиков в составе полноценного курса (80-90 чел.). Поэтому мы вынуждены и должны ежегодно набирать не менее 40-50 абитуриентов на договорной основе к имеющимся бюджетным местам.
Эти цифры мы привели не с целью обозначения нашей «тяжелой доли», а для привлечения внимания к общей проблеме подготовки инженеров, как теперь принято говорить, - «представителей бизнеса» - те. в нашем случае - крупных и малых мостовых и тоннельных организаций, причем как строительного, так и проектного профиля.
Сегодняшняя позиция государства в данном вопросе ясна, она объективна и юридически выверена:
• государство создало за несколько десятилетий (причем не самых благоприятных
в экономическом плане) достойную базу для подготовки специалистов, включая инфраструктуру (учебные корпуса, общежития, библиотеки), кадры
преподавателей высокой квалификации;
• и теперь оно «приглашает к дальнейшему сотрудничеству» негосударственные
структуры. Ведь мостовые и тоннельные организации, выйдя из министерств
путей сообщения и транспортного строительства, стали действительно
представителями малого, среднего и крупного бизнеса.
В настоящее время можно отметить ряд организаций, которые оказывают существенную поддержку нашему вузу по подготовке мостовиков и тоннельщиков: Группа компаний СК «МОСТ» (включающая в себя и тоннельные организации (ОАО «БТС», ОАО «УМ ГКР», ЗАО «УС ЮГСК», ООО «Тоннельный отряд 18»), ООО
«Красноярскметропроект», ТО-12 «Бамтоннельстроя»). Другие организации: ФГУП
«Управление строительством № 30, ООО «Бамтоннельпроект», ОАО «Казметрострой», филиал ОАО «РЖД» •
За
падно-Сибирская железная дорога, «Мостострой-11», «Мостострой-12», «Сибмост» и др.
Эти организации сотрудничают с СГУПСом по хоздоговорной и научноисследовательской работе, содействуют в обеспечении учебного процесса, организации производственных практик студентов и т. п.
Но главную поддержку вузу данные крупные организации оказывают своеобразным «заказом специалистов» - путем заключения договоров на обучение с абитуриентами - как мы называем «своими» (т.е. направленными самой организацией) и «чужими» (это абитуриенты не прошедшие по конкурсу на бюджет и отобранные кадровой службой организаций для заключения тройственных договоров для обучения студентов за счет данной организации).
Причем количество студентов, обучаемых за счет предприятий, достаточно велико: ежегодно заключается по 20-25 договоров. Как показал опыт взаимодействия СГУПСа со многими организациями - наиболее плодотворное сотрудничество получается с теми мосто- и тоннелестроительными предприятиями, которые возглавляют наши выпускники.
Возникает вопрос об участии в процессе подготовки инженеров и небольших проектных и строительных организаций, возникших 10-15 лет назад и укомплектованных
пока кадрами инженеров, подготовленных еще в 1960-1980 гг. Сегодня большинство этих предприятий откровенно рассчитывают получить как при социализме от государственных вузов специалистов бесплатно, а иногда и переманивают выпускников и молодых специалистов из других организаций, пользуясь сегодняшними правовыми «ямами». Хотя поле деятельности таких фирм постоянно сокращается и в ближайшие годы они должны почувствовать настоящий кадровый голод, который может даже привести к их уходу из данного бизнеса.
Выход для небольших проектных и строительных фирм, заинтересованных вести «честную игру» в деле подготовки инженеров, видится нам в создании Ассоциаций мостовых и тоннельных организаций или участия в этом некоммерческих саморегулируемых объединений проектировщиков и строителей.
Принятый в конце 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 3 поколения самое главное сохранил инженерную пятилетнюю подготовку тоннельщиков и метростроителей в рамках новой специальности 270215 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» специализация № 4 «Транспортные тоннели и метрополитены» (дипломированный специалист).
Но данная специальность может существовать только в железнодорожных вузах, а вузы Минобразования (МАДИ, ЛИСИ, ХабПолитех, Саратовский политех, ТИСИ, СибАДИ, КазИСИ и т.д. перешли на подготовку бакалавров по направлению «Строительство» с 4-х летним сроком обучения.
В ФГОС сформированы современные требования к подготовке инженеров, но ряд положений нового ФНОС просто удивляет. Например, существенно сокращена производственная практика студентов - основа новых знаний студентов и преподавателей, т.к. вуз не сможет угнаться за быстро меняющейся современной, сложной и дорогостоящей техникой (тоннелепроходческими механизированными комплексами и т. д.).
Цифры таковы: была практика по ГОС-2 (2000 г): после 3 курса - 6 недель, после 4 курса - 11 недель. Станет с 2011 г : после обоих курсов по 2 2/3 недели (19 дней - с дорогой туда и обратно). Учебная практика по геодезии уменьшилась с 4 недель до 3 недель. Из пяти лет обучения 42 недели составляют каникулы.
Кроме того, в настоящее время не решены вопросы оплаты студентам, обучающимся по договорам, медицинских комиссий, проезда до мест практики, суточных и т.д.
Один из нерешенных в полной мере вопросов - получение рабочей профессии («горный рабочий», «бетонщик», «арматурщик») студентами третьего курса до прохождения практики. Образуется замкнутый круг: студент должен пройти кроме теоретической подготовки, которую способен обеспечить вуз, еще и практическую подготовку в достаточно большом объеме часов. Данную подготовку можно было бы пройти в первые недели производственной практики, но студент не допускается до подземной работы без документа о получении рабочей профессии.
Насколько нам известно, в настоящее время изучается мнение железнодорожных вузов по внесению коррективов в ФГОС 3 поколения. В этой связи следует объединить усилия вузов для возвращения необходимых сроков производственной практики и проработки технологии получения рабочих профессий.
В 1995 - 2012 гг. в учебном плане подготовки по специальности «Мосты и транспортные тоннели» введены новые дисциплины, позволившие существенно поднять уровень инженерной подготовки: «Графические средства», «Программное обеспечение», САПР, «Основы научных исследований», «Специальные способы сооружения тоннелей»,
«Подводные тоннели», «Технология сооружения метрополитенов» и т.д. В новом ФГОС 2010 г. добавляются новые дисциплины: «Механика подземных сооружений», «Расчет и моделирование в 30», «Инновационные технологии в тоннелестроении» и т.д.
Постоянно пополняется электронная база видеофильмов и чертежей по конструкциям и ППР современного тоннелестроения, создаются новые специализированные лаборатории и аудиторий, которые оснащаются современной компьтерной и мультимидийной техникой для преподавания. Особо следует отметить, что три одних из лучших в вузе и стране аудиторий (лекционная «Мосты и тоннели», лаборатории «Архитектуры и строительства мостов», «Освоение подземного пространства, тоннели и метрополитены») отремонтированы и оборудованы на средства мосто- и тоннельных организаций.
Создание современных учебных лабораторий в СГУПСе реализуется в соответствии с принятой инновационной программой, основной целью которой является повышение качества образовательного процесса на основе внедрения в учебный процесс достижений науки, методов и технологий, соответствующих современным требованиям транспортной отрасли. Для достижения этой цели при проектировании и оснащении интеллектуальной учебно-исследовательской лаборатории «Освоение подземного пространства, тоннели и метрополитены» решались следующие задачи:
• Внедрение современных технологий обучения, позволяющих за счет
применения информационных технологий, значительно «уплотнить» обучение, повысить эффективность аудиторных занятий.
• Реализовать принцип визуализации информации, в данном случае на реальных и виртуальных моделях строительства и фото- и видео-материалах, как одного из самых эффективных методов обучения при изучении конструкций и технологии строительства подземных объектов. Использование трехмерного компьютерного моделирования.
• Создать корпоративно-информационную среду у студентов, как залог их
успешной адаптации в производственной деятельности.
• Создать условия для организации видео-конференций с научными,
управленческими и производственными подразделениями строительной отрасли и транспортными вузами.
Для реализации поставленных задач вузом была выделена просторная аудитория (80 м2), выпускниками - «тоннельщиками» создан фонд, позволивший провести качественный ремонт, приобрести современное оборудование для обеспечения учебного и научноисследовательского процесса (мультимедийные технические средства (виртуальная доска, проекторы, плазменный экран, усилитель, колонки, современные расчетные программы и компьютеры, осуществлено подключение к интернету и компьютерной сети университета, планируется подключение оборудования для проведения видео - конференций.
В учебно-исследовательской лаборатория «Освоение подземного пространства, тоннели и метрополитены» имеются, используемые в учебном процессе, реальные и виртуальные модели по технологии строительства подземных сооружений, модели и элементы проходческого оборудования (буровая установка, перфоратор, буровой инструмент и др.), модели элементов конструкций, фото- и видео-материал по истории и технологии строительства тоннелей БАМа, известных мировых тоннелей и метрополитенов. Коллекция собиралась на кафедре «Тоннели и метрополитены» на протяжении десятков лет и отражает основные классические и современные решения тоннелестроения. Однако инновационные методы и технологии строительства, внедренные в последнее десятилетие, недостаточно полно были отражены в моделях и стендах. Поэтому, экспозиция дополнена стендами и
моделями уникальных тоннельных комплексов использованных на олимпийской трассе Сочи 2014, инновационными решениями транспортных проблем в г. Москве и подводным тоннелем под р. Лена в районе г. Якутск, и др.
Изготовлены тематические стенды (Архитектурные и конструктивные решения станций метрополитена в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Казани) с фотографиями; Фотографии и технические решения по строительству и реконструкции тоннелей, что позволят отразить масштабность и перспективы развития железных дорог России.
Реализация принципа визуализации информации на моделях тоннелей и объектах метрополитена, в фото- и видео-материалах позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса при изучении основных дисциплин специальности «Мосты и транспортные тоннели».
Следует отметить, что результате реализации инновационной программы повышается творческий потенциал студентов, решаются задачи привлечения студентов к реальной производственной (проектирование) и научно-исследовательской деятельности, в том числе по плану НИОКР Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», включая Западно-Сибирскую железную дорогу. В процессе обучения на базе создаваемой интеллектуальной аудитории л 203 студенты адаптируются к будущей производственной деятельности.
Важнейший вопрос, требующий серьезных материальных вложений бизнеса -повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация стажировок. В первую очередь следует создать систему по закупке лицензионных программных продуктов, зарубежных журналов и буклетов передовых фирм и т.д. Можно ли всерьез говорить о зарубежных стажировках, если вуз сегодня экономит на командировках преподавателей по руководству практикой студентов и научных конференциях в пределах страны.
Одной из самых сложных задач, требующей совместных действий вуза и предприятий, является программа сохранения и дальнейшей подготовки преподавательских кадров.
Закрепить способных к научной и педагогической деятельности выпускников сегодня объективно трудно, т. к. зарплата мастера на стройке или простого инженера в проектной фирме в несколько раз превышает жалование молодого преподавателя без ученой степени, которую, кстати, получать с каждым годом все труднее.
Поэтому объединения тоннельных и мостовых организации должны разработать программу «Преподавательские кадры», в которой предусмотреть финансирование надбавок для молодых и перспективных преподавателей, привлечение в вузы специалистов с производственным опытом, оплату их стажировок в передовых зарубежных фирмах, предоставление льготных кредитов на решение жилищного вопроса и т. д.
Причем не обязательно производственные организации должны оказывать финансовую поддержку вузам безвозмездно. Существует несколько вариантов сотрудничества на взаимовыгодной основе. Например, кафедры и научные лаборатории могут осуществлять либо научно-техническое сопровождение строящихся объектов либо создавать научноинформационные центры, которые будут на договорной основе проводить поиск и анализ современной информации о мировом опыте проектирования и строительства подземных сооружений и мостов. В процессе такой деятельности выиграет и качество подготовки инженеров, и производственники получат отдачу от вложения своих средств не через десяток лет, а значительно раньше.
В последние годы в СГУПСе большое внимание уделяют проблематика изучения студентами и аспирантами технического английского языка. В 2008 г. открыты курсы
переводчиков, которые за 4 года дают второй диплом на платной основе. 4-5 студентов и выпускников факультета «Мосты и тоннели» обучаются на каждом курсе по данной программе.
На факультете МТ проведены факультативные курсы изучения английского и французского языков по 90 часовой программе. Слушатели этих курсов проходили стажировку в известных мировых фирмах «Фрейссине» (Франция) и УБЬ (Швейцария).
В настоящее время 4 выпускника факультета работают в фирме «Фрейссине», трое студентов 2011 -12 гг. были на практике, 2 студента 1 курса обучаются по договору с «Фрейссине» - в основе хорошие знания по специальности и знание иностранного языка.
Опыт взаимодействия СГУПСа со многими организациями, возглавляемыми нашими выпускниками, дает пример плодотворного сотрудничества. Более десяти лет существует Верховный Совет выпускников факультета «Мосты и тоннели», созданный по их инициативе в составе 24 наиболее уважаемых и активных выпускников разных лет для решения многих вопросов жизни факультета. В процессе этой деятельности в 2000 г. был зарегистрирован «Благотворительный Фонд факультета «Мосты и тоннели», который оказывает материальную поддержку студентам и сотрудникам факультета
Факультет «Мосты и тоннели» СГУПС продолжает лучшие традиции мосто-тоннелестроительного образования страны: фундамент нашей деятельности в том
положительном заряде, который несут в большинстве своем наши преподаватели, начиная от безупречного изложения материала на лекциях; высокой и благожелательной требовательности к студентам; в инициировании у них потребности в каждом проекте найти свою изюминку и т. д. Главное, что мы все пять лет с первого шага учим студентов делать свое дело профессионально и честно.
Эта Школа заложена такими патриархами факультета «Мосты и тоннели», как профессора с мировым именем: Г.П. Передерий, К.К. Якобсон, А.Я. Александров, К.Н. Коржавин. Ей сегодня более 80 лет и она продолжает свое движение вперед.
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчинников И.Г., Маринин А.Н., Овчинников И.И., Желнов А.Г. О поиске новых методов подготовки инженеров путей сообщения, основанных на применении современных информационных технологий// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 421-425.
2. Овчинников И.Г., Желнов А.Г. Информационные технологии при решении инженерных задач (в области транспортного строительства)// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 440-444.
3. Овчинников И. Г., Овчинников И. И., Желнов А. Г. О необходимости создания виртуальной кафедры в области транспортного строительства// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 452-455.
4. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Выпускающая кафедра вуза - основа сохранения высшей инженерной школы и внедрения инновационных технологий в вузах// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «Инновации в транспортном комплексе. Безопасность движения. Охрана окружающей среды». Том 3. Инновации в транспортном строительстве. Издательство Пермского государственного технического университета. Пермь. 2010. С. 107-113
5. Овчинников И. Г. Применение инновационных решений в практике проектирования строительства и эксплуатации мостовых сооружений Поволжского региона// Наука: 21 век. Саратов. 2011. №1(13).с 36-43
6. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Квалификация под угрозой. Дорожная Держава. 2012. № 42. с. 52-54.
7. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Квалификация под угрозой (продолжение). Дорожная Держава. 2012. № 44. с. 67-69.
8. Овчинников И.Г, Овчинников И.И. Проблемы внедрения современных инновационных решений в транспортном строительстве// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 10, Иннов. деят. Вып. 7. 2012. с. 105 - 109.
Рецензент: Овчинников Игорь Георгиевич, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта, профессор кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., д-р. техн. наук, профессор.