Педагогическая мастерская
Автор показывает возможности формирования у учащихся зрелости и свободоспособности через готовность к самоанализу; развитие навыка рефлексии, самодиагностики состояния. Предлагает практические действия, позволяющие определить модели восприятия, особенности полушарий головного мозга, репрезентативную систему и тип мышления.
Барбитова Анна Дмитриевна,
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
г.Ульяновск e-mail: a [email protected]
МНОГОГРАННИК "САМО", ИЛИ ПОБЕДИ В СЕБЕ ДРАКОНА
(Формирование зрелости, свободоспособности) Как можно организовать занятия с учащимися
по формированию зрелости и свободоспособности?
Ключевые слова: зрелость; свободоспособность; групповое обсуждение; методика составления многогранника «Свободоспособность и зрелость»
Кто не сможет сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.
Конфуций
Цель: Формирование у учащихся зрелости и свободоспособности через готовность к самоанализу.
Процесс самопознания на занятиях организуется с помощью методики самопознания и самоанализа работы над многогранником «САМО».
Самоанализ проводится и в форме группового обсуждения, и через самостоятельную работу по пунктам методики.
В дневнике каждый участник составляет многогранник из представленного ниже списка возможных составляющих ''САМО'', подписывая каждую грань. Каждый участник составляет свой многогранник «САМО». При этом расположение граней у составленных разными участниками многогранников «САМО» может быть и разным, и совпадать. Затем участников просят посмотреть полученные многогранники у других участников упражнения и найти участника с многогранником, у которого грани имеют такое же расположение.
В процессе работы над составлением многогранника проявляется индивидуальность каждого участника. Важно обратить внимание учащихся на то, что для них означает каждая грань, какое содержание они вкладывают в эту грань, какую роль и функцию она может выполнять в их жизни, что они могут получить для себя, когда работают над разными моделями многогранника. Очень важно, какую грань и почему именно эту грань ребята выбирают в качестве основы, а также порядок и последовательность работы с гранями «САМО», видят ли они многогранник, как плоскую или как объемную фигуру, как представляется он им сверху, снизу, сбоку, есть ли там впадины или только ровные поверхности.
В процессе создания многогранника у участника формируется механизм, который помогает ему развивать свободоспособность и зрелость.
С 1 - самопознание;
С 2 - самонаблюдение;
С 3 - самоанализ;
С 4 - самооценка;
С 5 - самообучение;
С 6 - самовоспитание;
С 7 - самоконтроль;
С 8 - самообладание;
С 9 - самодисциплина;
С 10 - самостоятельность.
ЗРЕЛОСТЬ
СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ
Групповая рефлексия проводится по вопросам: Что происходило с тобой в процессе работы? Как вы думаете, почему многогранник называется «САМО'' или ''Победи в себе дракона?''1 О чем говорят вам слова ''зрелость'' и ''свободоспособность''? Что вы вкладываете в понимание этих слов?
Занятие заканчивается притчей «Об историях вообще».
Притча ''Об историях вообще''
У Восточного ветра была тайна - о прекрасном месте за великим океаном, в котором он побывал. Ему было грустно, потому что там не было людей, которые могли бы порадоваться этой красотой. Поэтому, когда Восточный ветер дул в западном направлении, ему хотелось, чтобы, каким-то образом, он смог рассказать людям на западной стороне океана об этой красоте.
Однажды летая, ветер увидел людей, сидящих у костра. Он задул очень мягко и прошептал свой секрет прямо в ухо одному из людей.
1 Согласно восточной сказке в каждом человеке сидит свой дракон, который мешает человеку быть тем, кем он хочет быть. Поняв сущность каждой грани, можно победить в себе дракона.
68
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Педагогическая мастерская
Человек рассказал своей жене и детям о красоте по ту сторону океана. Дети рассказали своим товарищам по играм, те рассказали своим родителям. Все люди оказались заинтересованы этим новым местом. Они решили сделать лодки и пересечь океан, чтобы найти это красивое место.
Восточный ветер дул в их паруса и мягко и спокойно вел их через океан. Когда люди высадились на землю, то увидели, что это место действительно очень красивое, как и было в рассказе, который они передавали друг другу. Это место люди решили сделать своим домом.
Ночью, сидя вокруг огня, они думали о тайне, которую прошептал им ветер. Они никогда бы не узнали об этой красоте, если бы он не рассказал им историю, или если бы они ему не поверили.
С тех пор они придумывали истории обо всем, что было им интересно: как в небесах движутся звезды, как появился мир, как начинаются шторма. Все могло быть вплетено в историю. И именно так, я думаю, началось создание историй. И той, которую вы сегодня рассказали на занятии.
''Ах, вот я какой!''
(Восприятие реальности мира)
В мире, в котором творится хаос, есть один путь его упорядочить - это быть порядочным Б. Акунин
Цель: Знакомство с процессом восприятия, его особенностями.
1. Мини-лекция на (10-15 минут) на тему: «Основные модели восприятия, особенности полушарий головного мозга».
2. Определение учащимися своей репрезентативной системы и типа мышления.
Сенсорные представления
(Хэрри Алдер)
Цель. Определение ведущей репрезентативной системы.1
Для того чтобы определить свою ведущую репрезентативную систему, необходимо не только прочитать каждое выражение, но и представить то, о чём говориться в предложении. Начните работу с визуальных представлений. Вам необходимо оцените в баллах степень проявления у вас представлений от 1 до 9 баллов. Если образ какого-либо предмета в вашем воображении ясный и хорошо сфокусирован, почти столь же реальный, как сама реальность, рядом с выражением поставьте себе наибольшее число баллов из 9, если же испытываете затруднения с получением четкого представления образа или его не удается за-
1 Репрезентативная система - система, с помощью которой мы кодируем информацию в своем мозге, связана с сенсорными системами: визуальной, аудиальной, кинестетической, вкусовой и обонятельной. Ведущая репрезентативная система - репрезентативная система, в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание.
фиксировать, поставьте 1 или 2 балла, и т.д. То же самое относится к представлению звуковых и осязательных ощущений. Если вы будете искренни и последовательны, то вам удастся выявить характер своих предпочтений.
Визуальные представления.
1. У кого из ваших друзей или родственников длинные волосы?
2. Вспомните лицо своего школьного учителя.
3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
4. Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы живете, работаете.
5. Представьте себе своего любимого телевизионного ведущего в какой-нибудь высокой шляпе.
6. Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.
Аудиальные представления.
1. Вспомните свою любимую мелодию.
2. Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов.
3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?
4. Вспомните голос своего детского друга.
5. Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой.
6. Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.
Кинестетические представления.
1. Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду.
2. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бумажный стаканчик.
3. Представьте себе, что вы гладите кошку или собаку.
4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.
5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.
6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.
Обработка результатов. По каждой группе посчитайте общее число баллов, разделите на 6. Сравните результаты по всем трем группам. Отметьте, какие представления набрали наибольшее количество баллов. Это и будет ваша ведущая репрезентативная система. Если вы получили высокие показатели по всем трем модальностям, это значит, что у вас есть хорошая база для того, чтобы в дальнейшем добиться высоких результатов в любой сфере деятельности.
Отработка у старшеклассников навыков рефлексии, самодиагностики состояния.
Упражнение 1 (в кругу).
Предложите участникам выразить свое состояние, используя фразы: ''Я вижу....'', ''Я слышу....'', ''Я чувствую....''
Упражнение 2 (в тройках с ведением дневника наблюдений).
Время работы в тройках 15 минут.
Участникам предлагается побывать в трех позициях: наблюдателя, наблюдаемого и эксперта.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
69
Педагогическая мастерская
Наблюдатель фиксирует слова, которые произносит учащийся, за которым проводится наблюдение и заполняет табл. 11 2.
Таблица 1
Результаты наблюдения
Позиция Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
1-й участник
2-й участник
3-й участник
Эксперт ведет наблюдение за тем, говорят ли наблюдатель и его подопечный в одной или разных репрезентативных системах, трудно ли поддерживать им разговор, или беседа идет легко и непринужденно. Тема разговора выбирается тем учащимся, за которым ведется наблюдение. Если возникли трудности в выборе темы разговора, то можно попросить их сказать о том, что с ним происходило утром, в школе, или чем больше всего интересуется, увлекается и т.д. Наблюдатель поддерживает беседу, внимательно слушая, что говорит наблюдаемый. Каждый участник проходит все позиции. Эксперт наблюдает еще и за поведением участников ведущих беседу и фиксирует свои наблюдения в дневник.
После того как беседа закончится, участники все вместе обсуждают полученные результаты своих наблюдений. Проводится рефлексия своих переживаний и ощущений в процессе выполнения задания.
Заканчивается занятие притчей «Слепые и слон».
Притча ''Слепые и слон''
За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился неподалеку от города. В королевском войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет.
Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое - слон. И несколько слепых пошли узнать это.
Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон.
Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он знает что-то.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых граждан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался.
Люди расспрашивали о форме и размерах слона и выслушивали их объяснения.
Человек, трогавший ухо слона сказал: ''Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер''. Но
1 Слова человек может произносить в системах связанных с органами восприятия: слухом, зрением, ощущением и осязанием. Например, смотреть, видеть красивый и т.д. - это слова, характеризующие зрительное восприятие (визуальная система); слышать, петь, громко, звук и т.д. - слова, характеризующие слуховое восприятие (аудиальная система); чувствовать, тяжело, трудно, кислый, скользко и т.д. - это слова кинестетического восприятия (кинестетическая система).
тот, кто ощупывал хобот, сказал: ''У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную''.
''Слон могуч и крепок, как колонна'', - возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.
Каждый из них ощущал только одну из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины.
Занятие седьмое ''Мои глаза тебе о многом скажут''
(Наблюдение глазных паттернов2)
В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.
Ф. де Ларошфуко
Цель: Формирование умения у учащихся определять собственную ведущую модальность3.
Мини-лекция (на 10 минут) на тему: «Диагностика ведущей модальности по движению глаз».
Упражнение 1.
1. Наблюдение за движением глаз (работа в тройках с ведением дневника наблюдений).
Vk - конструирование образов - визуальная модальность;
Vв - воспоминание образов - визуальная модальность;
Ak - конструирование звуков - аудиальная модальность;
Ав - воспоминание звуков - аудиальная модальность;
K - кинестетическая модальность;
Ad - аудиально-дигитальная система восприятия, или внутренний диалог.
Работа со схемой «Глазные паттерны».
Рис.1. Глазные паттерны.
2 Глазные паттерны - движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиаль-ный или кинестетический способ мышления.
3 Ведущая модальность - способность головного мозга человека обрабатывать информацию в определенной репрезентативной системе.
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Педагогическая мастерская
Время работы в парах 15 минут. Участникам занятия предлагается побывать в двух позициях: наблюдателя, наблюдаемого.
Наблюдатель зачитывает, не торопясь, выражения из теста ''Сенсорные представления'' [9]. Наблюдатель фиксирует движение глаз того, за кем наблюдает, заполняя табл. 2.
Таблица 2
Фиксирование движения глаз
Позиция Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
1-й участник
2-й участник
Наблюдаемый отвечает на вопросы наблюдателя. Каждый участник проходит все позиции. Затем участники упражнения меняются позициями.
В кругу проводится обсуждение, высказывание своих мнений, эмоций и анализ ощущений, а также анализ записей наблюдений в тетрадях.
Занятие заканчивается притчей «Три премудрости».
Притча ''Три премудрости''
Рассказывают, что однажды в Бухаре появился человек в одеждах странствующего дервиша. Он ходил по городу и выкрикивал:
- Найдется ли в славной Бухаре кто-нибудь, готовый купить три мудрых изречения за тысячу золотых монет?!
Некий купец, все богатство которого составляло тысячу золотых монет, позвал дервиша в свой дом.
- Вот монеты, - сказал купец. - Их тут ровно тысяча. Это все, чем я владею. Каковы твои изречения?
- Вот первое, - сказал дервиш. - «Ты сам не беспорочен, и вокруг тебя нет ни одного добродетельного человека». Вот второе: «Хотя люди и таковы, но от них не отделаешься и без них не обойдешься». А вот третье: «Следует знать степень праведности и порочности каждого, дабы держаться благого и избегать зла».
Купец был поражен тем, что услышал. Слова, произнесенные дервишем, проникли, подобно стреле, в самое его сердце. Он молча пододвинул дервишу тысячу золотых.
- Нет, денег я не возьму, - сказал тот. - Ведь я искал того, кто готов заплатить золотом, а не самих денег.
Человек в одеждах дервиша поднялся и покинул дом купца, добавив на прощанье: «Подумай о том, что ты услышал, а затем разыщи меня».
Занятие восьмое и девятое Слышащий, да, услышит, видящий, да увидит.
''Я чувствую, и, значит, я живу.''
(Развитие многосенсорности1)
Мы радуемся, постигая истину.
Если же радости нет, это означает,
что мы только знакомы с истиной,
но не сумели ее постичь.
Р. Тагор
Цель: Развитие эффективной коммуникации между учащимися.
Мини-лекция на тему «Раппорт».
Оснащение: магнитофон, аудиопленка с записью танцевальных мелодий.
Упражнение 1. Танец.
Необходимо выбрать себе партнера, которому больше всего доверяешь. Потанцуйте с ним. Танцуя, наблюдайте за тем, что с вами происходит: что вы чувствуете, видите, слышите, что происходит с вашим телом, мыслями, ощущениями. Удобно ли вам танцевать, кто является ведущим в танце, было ли ощущение единства с партнером? Поменяйте партнера и понаблюдайте, что происходит с вами, когда вы танцуете с другим партнером. Запомните свои впечатления и поделитесь ими, когда будет обсуждение упражнения.
Упражнение 2. Волна.
Встаньте так, чтобы образовался круг. Возьмитесь за руки со стоящими рядом партнерами. Затем ведущий начинает плавное движение, как волна. Рядом стоящий повторяет это движение, присоединяясь к ведущему. Затем следующий и т.д. При верном выполнении упражнения возникает ощущение мягкого переката волны, и каждый ощущает себя как единое целое с другими участниками движения.
Упражнение 3. Подстройка к позе тела, жестам, дыханию партнера.
Выберите себе партнера, желательно, кого меньше всего знаете, не говоря ему об этом. Попробуйте стоять или сидеть в той же позе, что и он, изменить осанку или склонить голову набок. Необходимо повторять его жесты движениями рук, головы и тела (при этом не обязательно обезъянничать). Лучше мысленно просчитайте по себя ''1001,1002, 1003'', и только после этого ''зеркальте''. Можно использовать прекрасную подстройку - это, например, когда в ответ на складывание рук партнером на груди вы скрещиваете ноги, или шаркаете ногой в ответ на то, что он потирает руки. Если ваш партнер изменил внезапно позу, не торопитесь тот час же ее скопировать.
Упражнение 4.Слепой и поводырь1 2.
Участникам предлагается выбрать себе партнера и договорится, кто будет слепым, а кто поводырем.
1 Многосенсорность - способность человека обрабатывать получаемую информацию сразу в трех системах: ауди-альной, кинестетической, визуальной.
2 Упражнение требует соблюдения безопасности со стороны участвующих в нём.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
71
Педагогическая мастерская
Упражнение выполняется молча. Поводырь должен ознакомить слепого с окружающим миром. Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение результатов упражнений 1-4.
Рефлексия своих переживаний и ощущений проводится по вопросам: В какой роли как вы себя чувствовали? Ваше состояние? В какой роли было легче, а в какой труднее? Познакомил ли вас партнер с окружающим миром? Чувствовали ли вы тревогу или спокойствие? Что понравилось в упражнении больше всего?
Упражнение 5. Таможенники и контрабандисты.
Из группы необходимо выбрать несколько добровольцев (три-четыре человека), кто хотел бы быть в роли контрабандистов. Они выходят из комнаты и между собой решают, у кого будет вещь, которую они спрячут у себя. Роль контрабандистов состоит в том, чтобы не сознаваться, когда их будут спрашивать таможенники. Группе, которая выполняет роль таможенников, ведущий говорит, что один из контрабандистов действительно провозит запрещенную вещь. Задача таможенников - с помощью вопросов обнаружить этого человека.
Обсудите результаты игры. Кому удалось обнаружить «контрабандистов»? Как это было сделано? Какую стратегию применял таможенник, обнаруживший контрабандиста.
Упражнение 6. Сочиняем сказку.
Сядьте так, чтобы образовался круг, и определите, о чем будет сказка. Затем каждый из участников должен будет добавлять по предложению, но предложение должно быть простроено с учетом модальности, которую ему обозначит ведущий (ау-диальная, кинестетическая, визуальная, связанная со вкусовыми качествами , с запахами и т. д . по кругу).
Ведущий начинает сказку словами ''жил-был'', или ''однажды'', или ''в некотором царстве, в некотором государстве''...
Когда сказка будет рассказана, всем предлагается подумать о своем отношении к сказкам и ответить на следующие вопросы:
1. Кто читал или рассказывал вам истории в детстве (отец, мать, брат, сестра, дедушка, бабушка, воспитательница детского сада и др.)?
2. Можете ли вы вспомнить ситуации, при которых вам рассказывали истории? Что вы тогда чувствовали?
3. Как вы относитесь к сказкам и историям?
4. Какую историю, рассказ, сказку вы можете вспомнить сразу?
5. Кто ваш любимый автор?
6. Какие пословицы и афоризмы имеют для вас важное значение?
Дома попробуйте сочинить сказку в трех вариантах с использованием аудиальной, кинестетической, визуальной систем и запишите ее в дневнике.
Занятие десятое ''Мир, в котором я живу''
(Сотрудничество, поддержка)
Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит
Цель: Диагностика группы, групповых связей, развитие сотрудничества, сопереживания среди участников занятия, сплочение группы.
Игра "Партизаны"
В классе расставляются 8 стульев так, чтобы все могли уместиться на них.
Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы в партизанском отряде. Ваш отряд располагается в глубоком лесу, в болотах, куда враги не могут добраться. Стулья - это кочки - сухие места, на которых после длительного, трудного боя отряд размещается на отдых. Вы только что вернулись из боя. Ваша задача - разместиться на ночлег».
Когда группа займет все места, ведущий объявляет: «Наступила ночь. Партизаны отдыхают». Здесь ведущему важно выдержать паузу и посмотреть, как расположились ребята, кто с кем, как шла борьба за место, как выполнили задачу. Проявляют ли они поддержку и помощь друг другу, заботятся ли о других.
Далее ведущий объявляет, что наступил день и партизаны ушли в бой. После этого он убирает несколько стульев и говорит: «К вечеру отряда вернулся в лагерь, не потеряв ни одного бойца. И опять отряд разместился на ночлег».
Далее ведущий опять убирает еще несколько стульев и наблюдает за тем, как группа решит проблему размещения.
После игры идет обсуждение всего происходившего.
Заканчивается занятие притчей «Об альтруизме».
Притча об альтруизме1
Раввин вел разговор с Господом о Рае и Аде.
- Я покажу тебе Ад, - с этими словами Господь ввел раввина в комнату, полную истощенных, отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого круглого стола. В центре стола стоял дымящийся горшок с тушеным мясом, такой огромный, что с лихвой хватило бы каждому. Мясо источало такой восхитительный аромат, что
1 Альтруизм - почтенный, освященный веками терапевтический фактор. К примеру, в примитивных культурах было принято давать страдающему человеку задание: приготовить пир или выполнить какую-то другую общественно-полезную работу. Лучший способ помочь человеку - это позволить ему помочь вам. Людям необходимо ощущать себя нужным и полезным. Существует и другой, более тонкий, благоприятный аспект альтруистического акта. По мнению Виктора Франкла, ''чувство смысла жизни вытекает из самой жизни, его нельзя намеренно, сознательно добиться: это всегда только производный феномен, материализующийся, когда мы выходим за рамки самих себя, когда мы забываем себя и погружаемся в кого-то (или что-то) вне нас''.
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Педагогическая мастерская
рот у раввина наполнился слюной. Но никто не прикасался к еде. Каждый из окружающих стол едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой - достаточно длинной, чтобы ею можно было дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной, чтобы ею можно было положить мясо в рот.
Раввин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны, и сочувственно склонил голову.
- А теперь я покажу тебе Рай, - сказал Господь, - и они вошли в другую комнату, точную копию первой -тот же большой, круглый стол, тот же гигантский горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. Однако здесь царила атмосфера веселья, все были сытыми, упитанными, розовощекими.
Раввин в замешательстве посмотрел на Господа.
- Все очень просто, - объяснил Господь, - требуется лишь непрерывный навык. Дело в том, что люди в этой комнате научились кормить друг друга.
Занятие одиннадцатое и двенадцатое "Принеси то, знаю - что''
(Самопринятие)
Где надежда, там и боязнь.-боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ф. де Ларошфуко
Цель: Формирование у учащихся стратегии достижения цели.
Для достижения поставленной цели используется технология самопрограммирования с использованием теста ''Иерархия потребностей'' (А. Маслоу).
Техника "Рассуждение" (авт.).
Стратегию достижения цели можно формировать двумя путями: через рассуждение и через визуализацию. Ниже предлагается технология самопрограммирования достижения цели с использованием логического рассуждения и теста ''Иерархия потребностей''.
Инструкция. Ниже даны 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 бланка ответов. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Результаты вписывайте в колонку 2 бланка ответов. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте, проговаривая ''Я хочу...'':
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение влияния.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в последние клетки столбца каждого утверждения в бланке ответов. Эти операции дают вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитываются суммы баллов по пяти шкалам:
I шкала Материальное положение Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13.
II шкала Потребность в безопасности Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10.
III шкала Потребность в межличностных связях Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15.
IV шкала Потребность в уважении со стороны Подсчитывается сумма по позициям 1,9, 12.
V шкала Потребность в самореализации Подсчитывается сумма по позициям 7, 11,14.
Завершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы по каждой шкале отложить на графике. На графике указываются три зоны:
полная удовлетворенность - от 0 до 13 баллов; частичная удовлетворенность - от 13 до 26 баллов; полная неудовлетворенность - от 26 до 39 баллов.
39
26
13
0
I II III IV V
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
73
Педагогическая мастерская
Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.
Выберите доминирующую потребность и дома напишите сочинение на тему ''Мой путь достижения цели''.
Занятие тринадцатое и четырнадцатое ''Мы рождены, чтоб сказку сделать былью''
Процесс целеполагания)
Дорогу осилит идущий
Цель: Формирование у учащихся целеполагания, развитие умения ставить цели.
Используется технология достижения цели. Перед началом выполнения упражнений проводится беседа на 10-15 минут на тему «Как достигнуть свою цель».
Упражнение 1. Стратегия реализации целей [9].
На листе бумаги запишите себе, чего вы хотите добиться в вашей жизни (не менее 3-х целей). Распределите написанные цели по уровням в виде пирамиды: в верхней части - намерение достичь чего-то, в нижней - ближайшие цели, сформулированные достаточно конкретно. Подумав о собственной иерархии целей, определите насколько ваши повседневные дела, отнимающие наибольшую часть вашего времени и энергии, соответствуют целям среднего и высшего уровня.
Проведите обсуждение результатов упражнения.
Упражнение 2.
Каждому человеку присущи своя особенная структура мышления, разные жизненные ориентиры и ценности, разные формы поведения. Все цели, которые ставит перед собой человек, как правило, можно разделить на пять основных категорий: иметь; действовать; знать; относиться; быть.
Напишите несколько целей (5-6). Распределите их с учетом вышеназванных категорий. Рассмотрите каждую цель с позиции каждой из пяти категории. Какая их них для вас была бы самой важной? Все ли перечисленные цели были для вас значимыми, если да, то в какой степени? Для этого проранжируйте цели: на первое место поставьте самую важную для вас цель, затем вторую по важности, третью и так далее. Выбор за вами. Ясное осознание собственных целей важно для их достижения.
Проведите обсуждение процедуры выполнения упражнения.
Упражнение 3.
Некоторые цели больше похожи на мечты. Для того чтобы мечта стала реальностью, проделайте следующее. Подумайте о своей мечте. Задайте себе вопрос, что именно мне нужно? Постарайтесь сформулировать цель достаточно конкретно. Запишите ее. Напишите сроки ее достижения. Чем конкретнее и определеннее будет ваша мечта, тем быстрее вы найдете путь ее достижения.
Вспомните, была ли у вас мечта, которая сбылась. Проанализируйте то, что с вами происходило, что вы делали и как для ее исполнения, какие испытали чувства, когда достигли своей мечты. Поделитесь с другими участниками упражнения своими размышлениями.
Занятие пятнадцатое и шестнадцатое 'Я не волшебник, но я им стану''
(Развитие гибкости поведения, самоуважения)
Хотеть недостаточно, надо действовать.
И. Гете
Цель: Развитие у учащихся гибкости поведения и самоуважения.
Каждому участнику для выполнения упражнения 1 понадобится три отдельных одинаковых листа.
Упражнение 1. (авт. Д Леонард, В Лаут).
Всем предлагается последовательно выполнять следующие шаги:
1. На первом листе составьте список наиболее важных изменений, которые хотите сделать в своей жизни. Будьте конкретны.
2. Возьмите второй лист и составьте список того, чего вы больше всего боитесь.
3. Третий лист приложите рядом со вторым листом и напишите на нем, напротив каждого страха, что вы хотите от данной ситуации (положительное жела-ние).(Сформулируйте желание как цель).
4. Уберите второй лист и выбросите его.
5. Из списков на первом и третьем листах отметьте значком наиболее важный пункт. (Это ваша перспективная цель).
6. Посмотрите, отвечает ли перспективная цель следующим критериям: она должна быть конкретна; достигнута в течение 3 месяцев; важна для вас; это должен быть вызов.
Если в 6 пункте нет соответствия перечисленным критериям, то вернитесь к пятому шагу и выберите другой наиболее важный для вас пункт. Если ни один из 10 пунктов не удовлетворяет всем четырем критериям, то вернитесь к первому шагу.
7. На шкале от 0 до 100 отметьте точку, соответствующую вашей решимости, достичь эту цель.
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
Сверьтесь со своими чувствами, действительно ли вы отметили нужную точку.
8. Если ваш ответ на вопрос шестого пункта был 99% или меньше, отметьте для себя, какое препятствие находится между уверенностью и тем, чего вы хотите достичь.
9. Когда ваша решимость в желании достичь цели достигнет 100%, составьте список того, что, по вашему мнению, может помочь вам в достижении этой цели.
10. Используя список пункта 8, разработайте логический план серии шагов, которые будут способствовать достижению этой цели.
11. Посмотрите, удовлетворяет ли план, составленный в девятом пункте следующим критериям: план должен быть конкретным; целенаправленным; в высокой степени выполним; создавать у вас чувство эмоциональной активности и удовлетворения; вы должны быть способными начать осуществление плана немедленно.
Если план не удовлетворяет всем перечисленным выше критериям, то вернитесь назад к восьмому шагу.
74
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Педагогическая мастерская
12. В течение двух минут говорите себе то, что вам мешает следовать этому плану и что нужно отбросить, чтобы получить изменение. Это прояснит вам ситуацию.
13. Спросите себя, насколько велико ваше желание на шкале от 0 до 100% начать осуществлять этот план немедленно и следовать ему через трудности. Делайте это до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.
14. Вставьте этот план в ваш распорядок дня так, чтобы вы точно знали, когда вы шаг за шагом будете выполнять его.
15. Начните делать это.
Дополнительное упражнение 4. Мини-сочинение "Моя цель: как ее достигнуть". (Если не успеваете выполнить его на занятии, то можно сделать это дома).
Перед тем, как писать сочинение на тему ''Моя цель: как ее достигнуть'', из теста ''Иерархия потребностей'' напишите свою цель и критерии, по которым можно будет судить о ее достижении. Определите, к какой категории целей она относится (иметь, действовать, знать, относиться, быть). Согласно перечню критериев, напишите сочинение.
Обсудите на следующем занятии написанное мини-сочинение.
Занятие семнадцатое:
''Как ваше слово отзовется''
(Убеждения, сенситивность, самоуважение)
Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.
С. Моэм
Цель: Формирование у учащихся представления об убеждении, его составляющих.
1. Краткое обсуждение мини-сочинения «Моя цель: как её достигнуть».
1. Мини-лекция на тему «Убеждения».
2. Работа с опросником ''Экологичность убеждений'' [9]. Обсуждение результатов.
Опросник «Экологичность убеждений»
(А. Эллис по книге Д Нейдхарда '' Властелин эмоций'' с изменениями)
(С.В. Ковалев. НЛП педагогической эффективности. С. 30)
Ниже предложены несколько убеждений. Убеждения могут быть как экологичными, помогающими стать успешным в жизни, так и неэкологичными, препятствующими достижению успеха. Прочитайте выражения и оцените выражение по предложенной ниже семибалльной шкале:
7 - да, это так;
6 - вероятно, это так;
5 - скорее всего это так, чем не так;
4 - это и так и не так;
3 - скорее это не так, чем так;
2 - вероятно, это не так;
1 - нет, это не так.
1. Мне необходимо постоянно получать доказательства любви и одобрения со стороны людей, мнение которых для меня значимо.
2. Мне беспрестанно хочется доказывать свою безоговорочную компетентность во всем или же, по крайней мере, в каких-то вполне определенных вопросах.
3. Я рассматриваю свою жизнь как сплошную цепь неудач и невезений, если вдруг в ней наступает черная полоса.
4. Людей, нанесших мне обиду или причинивших вред, отношу к категории злобных ничтожеств и либо ''наказываю'' их, либо постоянно рассказываю об этих людях, проклиная их и обличая во всех смертных грехах.
5. Мои мысли и переживания в основном заняты тем, что представляется мне опасным или вызывает страх.
6. Весь мир испорчен и плох, а если я не могу найти выход из негативной ситуации, он выступает просто ужасным.
7. Моя эмоциональная неудовлетворенность является результатом преимущественно внешних факторов, поэтому я не могу управлять своими чувствами и избавиться от уныния или враждебности.
8. Для меня легче и привычнее избежание жизненных трудностей и ответственности, чем, сталкиваясь с ними, воспитывать свой характер.
9. Я постоянно помню о своем прошлом - так, что если что-то однажды повлияло на мою жизнь, оно и, по сей день, определяет мои чувства и поступки.
10. Я нахожу счастье, покой или удовлетворенность в бездействии. Настолько, что моя инертность вполне устраивает меня.
Обработка полученных результатов
Неэкологичным будет, то убеждение, напротив которого вы поставили семь баллов. Именно данное убеждение мешает вам достичь успеха в жизни. Необходимо работать по переформированию данного убеждения. Помните, что переформирование, хотя бы одного неэкологичного убеждения повлечет за собой переформирование и других неэкологичных убеждений.
Упражнение 1. Комплимент.
В дневнике напишите несколько предложений -комплиментов. Подойдите к каждому участнику группы и скажите ему комплимент. Постарайтесь не повторяться. Наблюдайте за собой и за партнером. Что происходит, когда вы говорите друг другу приятное? Обсудите, что с вами происходило в процессе выполнения упражнения.
Упражнение 2."Очень хорошо!"
В дневнике запишите, как можно больше, способы сказать: ''Очень хорошо!''. Составьте групповой список этих высказываний. Повесьте его в классной комнате. Используйте его в своей повседневной жизни.
Дополнительное задание. Попробуйте сказать знакомым и незнакомым людям комплимент. Наблюдайте, что будет происходить с ними и с вами? Запишите свои наблюдения в дневник.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
75