УДК 372.881.1:373.31
ББК Ч426.81-243 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Копылова Елена Владимировна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Пермская государственная сельскохозяйственная академия; 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23; e-mail: l.k0pyl0va079@yandex.ru.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС КАК ЭЛЕМЕНТ ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа, обучение иностранному языку, природосообразная технология, многофункциональный учебно-игровой комплекс, творческий процесс, экологическое сознание.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности реализации природосообразной технологии в обучении иностранному языку в начальной школе. Уточняется понятие природосообразной технологии в контексте модели ноосферного образования. Раскрываются основные принципы природосообразной технологии обучения иностранному языку в начальной школе. Обращается внимание на важность создания педагогических условий, необходимых для реализации данной технологии. Отмечается важность формирования ценностных ориентиров на уроке иностранного языка. Многофункциональный учебно-игровой комплекс является необходимым элементом осуществления природосообразной технологии обучения. Комплекс организует реальное, не виртуальное образовательное пространство. Обосновывается преимущественное применение многофункционального учебно-игрового комплекса в образовательном процессе. В этой связи раскрываются факторы и принципы построения комплекса, определяются его функциональные аспекты. Принцип образности является ведущим, так как образ необходим и даже обязателен в любом процессе обучения. Фа-силитативная функция комплекса нацелена на всех участников педагогического процесса. Рассмотрены три функциональные зоны комплекса. Отмечается необходимость формирования у учащихся целостного мышления, экологического сознания и раскрытия творческого потенциала при обучении иностранному языку в начальной школе. Подчеркивается, что именно творческий процесс должен стать нормой любой учебной деятельности.
Kopylova Elena Vladimirovna,
Senior Lecturer of Foreign Languages Department, Perm State Agricultural Academy, Perm, Russia.
Sergeeva Natalia Nikolayevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MULTIFUNCTIONAL LEARNING-PLAYING COMPLEX AS A COMPONENT OF NATURE-ALIGNED TECHNOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN PRIMARY SCHOOL
KEYWORDS: primary school, foreign language teaching, nature-aligned technology, multifunctional learning-playing complex, creative activity, ecological consciousness.
ABSTRACT. The article deals with the specific features of implementation of the nature-aligned technology of foreign language teaching in primary school. The concept of the nature-aligned technology is described on the basis of the model of noospheric education. It outlines the main principles of the nature-aligned technology of foreign language teaching in primary school. The authors attract the readers' attention to the importance of pedagogical conditions that are essential for the use of this technology. The article highlights the necessity of formation of pupils' value system in the foreign language classes. Multifunctional learning-playing complex is the main element of implementation of the nature-aligned technology of foreign language teaching in primary school. This complex arranges a real learning environment (as opposed to the virtual environment). The article emphasizes the importance of implementation of multifunctional learning-playing complex in the educational process of elementary school. In this context the need to outline the main factors, principles and functions of the complex planning are justified. The imagery principle is supreme because imaging is necessary and even obligatory in any educational process. The facilitating function is targeted at all participants of the learning process. Three functional components of the multifunctional learning-playing complex are considered. The necessity of formation of pupils' holistic comprehension, ecological consciousness and creative potential in teaching a foreign language in primary school is outlined. The article argues that creative process should become the norm of any educational activity.
Ювременная наука рассматривает ционного общества. Связь с природой все /человека как систему, которая пред- больше и больше осознается человеком. И ставляет единство физического, духовного, это влечет за собой возникновение таких природного и социального. Гуманитарное отраслей знаний, как социобиология, биопознание становится необходимым компо- этика, биополитика, экопедагогика, экопси-нентом развития современного информа- хология, универсология и другие науки, ко-
о
Сч
© Копылова Е. В., 2016
торые рассматривают человека как элемент экосистемы. Каким образом будут строиться отношения в системе «человек-природа» будет зависеть не только настоящее, но и будущее как отдельно взятого человека, так и нации, всего человечества и вселенной. Развитое экологическое сознание и экологическая культура во многом определяют дальнейшие пути развития человечества. Подход к человеку как к части природы обусловлен необходимостью воспитания и развития человека в соответствии с объективными закономерностями в природе.
Принцип природосообразности, открытый еще в античном мире, имеет место и в современном образовании. Он отражен в системно-деятельностном подходе, который лежит в основе ФГОС НО. Природосообраз-ный подход в современной педагогической науке определяется как «методология, обосновывающая отношение к ребенку как части природы, воспитания его в единстве и согласии с природой, обеспечение экологически чистой природной среды его обитания и развития» [5, с. 7]. Данный принцип обладает универсальной основой воспитания и образования, поэтому его можно применять не только в отношении отдельных методик и технологий обучения, но и масштабных теорий, концепций и педагогических систем. Согласимся с педагогом и психологом А. Кушниром, что «подлинная наука предполагает наличие такого фундамента в своем основании, который не зависит ни от погоды, ни от идеологии, ни от государственного устройства, ни даже, от педагогического опыта, ни от исторической личности, наконец» [6, с. 62].
Природосообразный подход лег в основу современной педагогической системы ноосферного образования. М. С. Гончарен-ко, Н. В. Маслова, Н. Г. Куликова определяют ноосферное образование как наукоемкую инновационную технологию учебно-воспитательной деятельности, в основу которой положены теория генетического энергоинформационного единства Мира и теория Всеобщих Законов Мира, целью которого является раскрытие потенциала личности для выполнения на Земле своего предназначения благодаря целостно развитому мышлению [4].
Природосообразный подход в обучении - это взгляд на человека как часть природы, который представляет собой целостный органический микромир, природные задатки и потенциальные возможности которого раскрываются благодаря учету всеобщих законов мира, выработке духовных и ценностных ориентиров, мотивации системного, целостного мышления, любви к труду, творчеству, самодеятельности.
Дисциплина «Иностранный язык» носит комплексный, многоцелевой, полипредметный характер и относится к числу гуманитарных научных дисциплин, концентрирующих вокруг себя проблемы человека. Ценностный аспект содержания обучения иностранному языку является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Актуальным является формирование ценностных ориентиров на уроке иностранного языка. Целесообразно разработать природо-сообразную технологию обучения иностранному языку в начальной школе.
Под технологией вслед за В. М. Монаховым мы понимаем «совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе». При-родосообразная технология - это целостная здоровьесберегающая модель по построению, организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, учитывающая биологические законы системы человека, развивающая целостное мышление, формирующая экологическое сознание, способствующая раскрытию внутреннего потенциала личности, мотивирующая к творческой деятельности и требующая определенных условий реализации. К принципам построения природосообразной технологии обучения иностранному языку относятся: принцип целостности, принцип системности, принцип самодеятельности, принцип экологизации, здоровьесберегающий принцип.
1. Принцип целостности рассматривает человека как часть природы, поэтому мы определяем его как единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, которые направлены на организацию целостного образовательного процесса, учитывающего физические, психоэмоциональные, духовные и потенциальные ориентиры личности обучаемого на основе природных закономерностей и всеобщих законов мира.
2. Принцип системности подразумевает определенный порядок и условия к подаче учебного материала, которые нацелены на целостное восприятие и системное усвоение, тем самым мотивирующие и развивающие системное, целостное мышление в решении учебных, жизненных и творческих задач.
3. Принцип самодеятельности предполагает активизацию самостоятельной, познавательной деятельности по добыванию, совершенствованию, применению и реализации на практике полученных знаний творческим путем, вырабатывая при этом собственные взгляды и гармонично преобразуя окружающую действительность. Данный принцип нацелен на раскрытие
творческого потенциала личности заданного природой. Творческий процесс является нормой любой учебной деятельности.
4. Принцип экологизации - это гармонизация отношений в системе «человек-общество-природа», «семья-ребенок-школа» опирающиеся на ценностные, культурные, духовные, экологические, эмоциональные стороны участников педагогического процесса, происходящего в природо-сообразных условиях и являющегося ценностной составляющей и нравственным ориентиром с целью формирования экологического сознания.
5. Здоровьесберегающий принцип предполагает учет биоритмов жизнедеятельности человека и работы его головного мозга через формы, методы, приемы организации целостного образовательного процесса и условий его реализации.
Осуществление системно-деятельно-стного подхода в рамках реализации антропоцентрической научной парадигмы при обучении иностранному языку требует смещение центра тяжести с требований к результатам на требования к условиям образования. Понятие «условие» в справочной литературе понимается как: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит [10, с. 588]. В педагогике В. М. Полонский рассматривает условие как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание, обучение и формирование личности» [11, с. 36].
Необходимы условия для реализации природосообразной технологии обучения иностранному языку в младших классах. Мы выявили и учли при разработке комплекса три уровня факторов воздействия на организм человека:
1. Внешние факторы (социальные факторы - среда обитания, политические, географические; физические; экологические; эстетические; функциональные; фактор гуманизации пространства).
2. Внутренние факторы (биологические - генетика, наследственность, задатки, спсобности; психологический фактор; психоэмоциональный фактор).
3. Комплексные факторы (социально-психологические факторы; педагогические факторы - образование, воспитание, обучение, самовоспитание; культурно-религиозные).
Нами был создан многофункциональный учебно-игровой комплекс для обучения иностранному языку в младших классах. При разработке и построении комплек-
са учитывались следующие принципы: принцип природосообразности; принцип преемственности ДО и НО; принцип целостности образовательного процесса; принцип интеграции образовательных областей; принцип эстетической организации учебно-развивающей среды; принцип учета психоэмоциональных и возрастных особенностей детей; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип индивидуально-личностной направленности на развитие ученика; принцип системности; принцип полифункциональности и трансформируе-мости; принцип образности. Ведущим из данных принципов является принцип образности при создании учебно-игрового пространства, так как образ необходим и даже обязателен в образовании. Образ должен присутствовать не только в воображении, но и реальное присутствие образа обязательно. Любое обучение должно подкрепляться образами, наглядным примером, практикой. В теории ноосферного образования сделан акцент на то, что при отсутствии образности в методе обучения происходит нарушение всеобщих законов мира, а именно норм «закона биологической обратной связи» в образовании. Данные принципы еще раз подчеркивают необходимость и актуальность природосообразных технологий в образовательной сфере.
Согласно принципу образности, композиционное решение комплекса представляет собой три дерева, что символизирует триединство и является символом троичности бытия. «Сила трех» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира: физика, дух и разум. Дерево - это символ жизни, плодородия, жизненной энергии и модель мироздания. Композиция многофункционального учебно-игрового комплекса образует в целостном единстве треугольник, что также символизирует развитие, стабильность и триединство. Любая вещь несет в себе информацию и действует на человека подсознательно. Эстетическая целостность, гармония и выразительность многофункционального учебно-игрового комплекса создают эстетический образ, проникающий в сознание и оставляющий отпечаток как единство прекрасного и нравственного. Стилизованный кусочек природы заставляет маленького человека почувствовать себя неотъемлемой частью природы.
Комплекс организует реальное, не виртуальное образовательное пространство. Это реальное физическое пространство, в котором разворачиваются физические события, процессы, явления конструируемые участниками образовательного процесса. Многофункциональный учебно-игровой комплекс организует три уровня пространства.
Мы даем следующее определение учебно-игровому пространству. Учебно-игровое пространство - это элемент природосооб-разной технологии, отвечающий требованиям учебно-развивающей среды начальной школы, способствующий созданию педагогических условий для гармоничного становления личности с целью развития системного целостного мышления и потенциальных творческих способностей через иноязычную устно-речевую деятельность учащихся начальной школы.
Таким образом, комплекс состоит из трех зон взаимодействия:
1. Демонстрационно-учебная зона (рисунок 1), которая предполагает демонстрацию учебного материала, а также аудио-и видеоинформации, используется для нанесения графической информации при обучении иностранному языку.
/ А
в
Рисунок 1
Демонстрационно-учебная зона
2. Зона эмоционально-образного творчества (рисунок 2), организуется при помощи трансформируемых столов, которые рассчитаны для выполнения творческих заданий, направленных на совершенствование мелкой моторики и речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка.
3. Зона театрально-сценической деятельности (рисунок 3), становится функциональной за счет раздвижных перегородок и служит мини-сценой для учебных
сценических постановок и активной творческой деятельности для учащихся младших классов на уроках иностранного языка.
Рисунок 3
Зона театрально-сценической деятельности
Многофункциональный учебно-игровой комплекс выполняет следующие функции: обучающую, развивающую и воспитательную, фасилитативную [8, с. 16], организационную.
1. Обучающая функция состоит в закреплении и углублении предметных знаний, формировании предметных практических и познавательных умений, овладении универсальными учебными действиями. Также комплекс предоставляет возможности для реализации межпредметных связей и достижение учащимися метапредметных результатов обучения. Занятия с междисциплинарными связями и практической творческой направленностью создают образ необходимый для более эффективного осознания обучающимися учебного материала на уроках иностранного языка.
2. Развивающая и воспитательная функции состоят в активизации у учащихся целого комплекса познавательных процессов: воображения, представления, целостного мышления, восприятия, памяти, речи. Комплекс побуждает, заинтересовывает, мотивирует к творческой деятельности, являющейся ведущей всего процесса обучения, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств ребенка и формированию экологического сознания: самостоятельности, активности, инициативности, уважение к труду, любовь к природе, ответственность за свои действия и поступки, потребность в самореализации через творчество и т.д.
3. Организационная функция
предполагает организацию учебно-игрового пространства в соответствии с поставленными методическими целями при обучении иностранному языку, а также организация индивидуальной, парной, командной деятельности учащихся на уроке.
4. Фасилитативная функция очень
Рисунок 2
Зон а эмоционально-образного творчества
целостно представлена в многофункциональном учебно-игровой комплексе. Так комплекс создает благоприятные здоровьес-берегающие условия, стимулирует и активизирует познавательные способности и мотивы, способствует формированию личности, помогая раскрыть потенциальные возможности учащегося. Стимулирует не только детей, но и помогает педагогу создать творческую атмосферу и положительный эмоциональный настрой.
Таким образом, многофункциональный учебно-игровой комплекс, являющийся элементом природосообразной технологии при обучении детей иностранному языку, соответствует принципам природосообразной технологии, отвечает требованиям ФГОС НО и может быть использован при обучении иностранному языку в начальной школе. Комплекс способствует выработке духовных и ценностных ориентаций учащихся, помогает раскрыть внутренний потенциал лично-
сти. Инструментом, отличающим человека от всего духовно-материального мира, является творчество. Проявленное в разнообразных сферах жизни, оно определяет предназначение человека. Даже самая совершенная система не в состоянии изменить в корне природу человека. По своей природе человек является Творцом, частью природы. Творчество прекдставляет из себя наивысшую форму самореализации личности и проявления ее свободы, это также нравственный прогресс личности в обществе и вечный процесс совершенствования. Самое главное, что должен сделать учитель, - это научить ребенка любить природу с детства, уважать природу и заботиться о ней, научить учиться у природы, видеть, слышать и понимать законы природы. Если учиться от природы, то мы продлеваем жизнь себе и всему человечеству, так как в природе заключена гармония. Природа является примером гармонии, к которой должен стремиться человек в своей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биболетова М. З., Ладыженская Н. В. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. 20l5. N° 3. С. 2-l0.
2. Гальскова Н. Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание / / Иностранные языки в школе. 20l5. Ш 8. С. 2-9.
3. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в школе М. : Высш. шк., l982. 373 с.
4. Гончаренко М. С., Маслова Н. В., Куликова Н. Г. Ноосферное образование - ключ к здоровью. М. : Институт холодинамики, 20ll. l24 с.
5. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 20ll. Ж l. С. б-ll.
6. Копылова Е. В. Многофункциональный учебно-игровой комплекс/ / Патент РФ Ж97239. 20l5.
7. Кушнир А. М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. 200l. да l. С. б2.
S. Марина О. А. Аксеологические основы обучения иностранным языкам в различных культурах // Иностранные языки в школе. 20l5. Ж 3. С. 40-45.
9. Никитенко З. Н., Ромашина С. Я. Целевые приоритеты изучения младшими школьниками предмета «Иностранный язык» и фасилитативная функция учителя // Иностранные языки в школе. 20l6. Ж 4. С. l3-lS.
10. Никитенко З. Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе : дис. ... док. пед. наук. М., 20ll.
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов // 24-е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. 640 с.
12. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк. 2004. 5l2 с.
13. Соловцова Э. И., Пронина Н. В. Эмоции и профессиональная деятельность педагога в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 20l6. Ж 7. С. 35-40
14. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: Ы^р://минобрнауки.рф/ (дата обращения l0.l2.20l5).
15. Russel Jons Creativity in the primary Curriculum / Jons Russel, Wyse Dominic. - URL: http://Ъookzz.org/Ъook/9l5б07/flflfd (дата обращения 05.12.2015).
LITERATURA
1. Biboletova M. Z., Ladyzhenskaya N. V. Vospitatel'nyy potentsial predmeta «Inostrannyy yazyk» // Inostrannye yazyki v shkole. 20l5. да 3. S. 2-10.
2. Gal'skova N. D. Sovremennaya oteazovatel'naya model' v oWasti inostrannykh yazykov: struktura i soderzhanie / / Inostrannye yazyki v shkole. 20l5. Ж 8. S. 2-9.
3. Gez N. I. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v shkole M. : Vyssh. shk., 19S2. З7З s.
4. Goncharenko M. S., Maslova N. V., Kulikova N. G. Noosfernoe oteazovanie - klyuch k zdorov'yu. M. : Institut kholodinamiki, 2011. 124 s.
5. Kargina Z. A. Sovremennye metodologicheskie podkhody v sfere dopolnitel'nogo oЪrazovaniya detey // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 20ll. Ж l. S. 6-ll.
6. Kopylova E. V. Mnogofunktsional'nyy uchebno-igrovoy kompleks// Patent RF Ж97239. 20l5.
7. Kushnir A. M. Metodicheskiy plyuralizm i nauchnaya pedagogika // Narodnoe obrazovanie. 200l. Ж l. S. 62.
S. Marina O. A. Akseologicheskie osnovy oЪucheniya inostrannym yazykam v razlichnykh kul'turakh //
Inostrannye yazyki v shkole. 20l5. Ж 3. S. 40-45.
9. Nikitenko Z. N., Romashina S. Ya. Tselevye prioritety izucheniya mladshimi shkol'ni-kami predmeta «Inostrannyy yazyk» i fasilitativnaya funktsiya uchitelya / / Inostrannye yazyki v shkole. 2016. № 4. S. 13-18.
10. Nikitenko Z. N. Teoriya i tekhnologiya razvivayushchego inoyazychnogo obrazovaniya v nachal'noy shkole : dis. ... dok. ped. nauk. M., 2011.
11. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 53000 slov // 24-e izd., ispr. M. : OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izdatel'stvo Mir i obrazovanie», 2007. 640 s.
12. Polonskiy V. M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. M. : Vyssh. shk. 2004. 512 s.
13. Colovtsova E. I., Pronina N. V. Emotsii i professional'naya deyatel'nost' pedagoga v obuchenii inostrannym yazykam / / Inostrannye yazyki v shkole. 2016. № 7. S. 35-40
14. Federal'nye Gosudarstvennye Obrazovatel'nye Standarty. URL: http://minobrnauki.rf/ (data obrashcheniya 10.12.2015).
15. Russel Jons Creativity in the primary Curriculum / Jons Russel, Wyse Dominic. - URL: http://bookzz.org/book/915607/f1f1fd (data obrashcheniya 05.12.2015).