Радиостроение
Научно-практический журнал ИКр ://www. гас! iovega.su
Ссылка на статью: // Радиостроение. 2018. № 02. С. 1-12.
Б01: 10.24108/^е^.0218.0000130
Представлена в редакцию: 23.02.2017
© НП «НЕИКОН»
УДК 621.396.967
Многофункциональный трёхкоординатный радиолокатор региональных аэродромов
Лоскутов В.Ю.1*, Скосырев В.Н.1, Растворов С.А.1
ЕЬаДо'-у^таД-ги
:НИИ радиоэлектронной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Москва, Россия
Рассмотрена и обоснована концепция нового типа трёхкоординатного радиолокатора для диспетчерских служб региональных аэродромов, обеспечивающего контроль и управление полётами воздушных судов при подходе к аэродрому, в зоне аэродрома, при взлёте и посадке, а также контроль лётного поля.
Ключевые слова: контроль летного поля аэродрома, радиолокация, управление воздушным движением, диспетчерская служба аэродрома
Успехи, достигнутые в настоящее время при создании и развитии глобальной системы спутниковой навигации и новых технологий в области радиоэлектроники, оптоэлек-троники и связи простимулировали поиски и исследования в области информационных датчиков для диспетчерских служб аэропортов.
При рассмотрении различных вариантов реализации аэродромных диспетчерских служб и информационных датчиков для этих служб руководствуются не только требованиями к информационным датчикам обеспечивать информацию, гарантирующую безопасность полётов в сложных метеоусловиях, но и решением задачи снижения затрат на оснащение аэродромов и эксплуатации техники. Достаточно остро эта проблема стоит у нас в стране при реализации информационно-управляющей системы диспетчерских служб региональных аэродромов, особенно в северных районах.
В настоящее время на большинстве аэродромах для управления полётами воздушных судов (ВС) в зоне аэродрома, при взлёте и посадке, а также для контроля лётного поля применяются радиолокационные системы. Так как реализовать эффективное управление полетами и контроль поля с помощью одной системы представляет собой сложную инженерную задачу, чаще всего используется совокупность из трех радиолокационных систем [1, 2]: РЛС обзора летного поля (РЛС-ОЛП), РЛС контроля воздушного пространства в зоне аэропорта (РЛС-А) и РЛС контроля посадки (РЛС-РЛП). Такая система наблюдения достаточно сложна и дорога в эксплуатации, и ее возможности избыточны для региональных аэродромов с низкой загруженностью.
Необходимость расширения сети региональных аэропортов и увеличение количества аэродромов для малой авиации привели к активному обсуждению облика системы управления для региональных аэропортов и аэродромов малой авиации [3]. Следует отметить, что при обсуждении одним из основных критериев эффективности предлагаемых систем является стоимости системы для региональных аэропортов по сравнению с крупными аэропортами.
Одним из методов уменьшения стоимости информационных систем малых аэродромов согласно ИКАО является внедрение к 2020 году [3, 4] «навигации, основанной на характеристиках» (Performance Based Navigation - PBN). Внедрение PBN позволит проводить контроль полетов ВС в отдельных локальных зонах и, потенциально, осуществлять управление полетом ВС с помощью синтеза траекторий для управляемых объектов. Внедрение системы PBN приведет к комплексированию средств наблюдения [1, 4], так как требования к предоставляемой системе управления движения информации о местоположении ВС значительно изменятся.
Современные ВС согласно стандартам ИКАО [3] должны быть оснащены навигационным оборудованием, в том числе средствами глобальной навигации, ряд разработчиков предлагает применять указанные средства навигации совместно с оптико-электронными системами наблюдения (ОЭСН) [5]. ОЭСН должны в таком случае решать задачи контроля за положением ВС в зоне аэродрома, на летном поле и на прилегающей контролируемой территории.
Перспективным решением также считается переход к полетно-информационному обслуживанию с применением «Удаленных вышек» [5], оснащенных автоматизированными многофункциональными системы наблюдения и контроля за ВС и наземным движением, что позволяет обеспечить управление воздушным движением в зоне аэропорта с помощью удаленных диспетчерских служб [6-8].
Впрочем применение ОЭСН существенно ограничено в сложной метеорологической обстановке и сложностью осуществления независимого контроля за ВС в аэродромной зоне. С учетом климатических особенностей Российской Федерации и ограничениями на применение ОЭСН, а также большим числом ВС без современного наивгационного оборудования в эксплуатации, наилучшей системой наблюдения за летным полем и аэродромной зоной является радиолокатор.
В настоящей статье рассматривается концепция построения многофункционального трёхкоординатного радиолокатора нового типа для диспетчерских служб региональных аэродромов. Под многофункциональностью понимается, что данный радар будет выполнять функции традиционно выполняемые триадой РЛС-РЛП, РЛС-ОЛП и РЛС-А.
Для обеспечения полноценного функционирования диспетчерских служб региональных аэродромов предлагаемый многофункциональный радиолокатор (МФРЛС) должен в полной мере выполнять функции РЛС-РЛП и РЛС-ОЛП, а функции РЛС-А частично.
Перечисленные функциональные задачи и определяют облик и основные характеристики МФРЛС. Из анализа задач решаемых упомянутыми радиолокаторами следует, что
предлагаемый аэродромный многофункциональный радиолокатор должен быть радиолокатором кругового обзора. Темп обзора должен составлять, в соответствии с требованиями к РЛС-ОЛП, не более 1 с.
Наряду с указанными функциями данный тип МФРЛС должен обеспечивать решение двух, в некоторой степени, противоречивых задач - широкий диапазон дальностей обнаружения (от 10 метров до 30-40 километров) и высокую информативность - высокую разрешающую способность по дальности и контрастность. Решение этих задач успешно обеспечивается применением двух ветвей технологии широкополосных зондирующих сигналов - технология сверхкоротко импульсной радиолокации (СКИРЛ) и технологии широкополосных модулированных сигналов типа ЛЧМ (ФКМ).
Эти технологии обеспечивают кроме требуемой зоны по дальности возможность реализацию передающей системы на твердотельной СВЧ элементной базе с невысокой импульсной мощностью (600 - 1000 Вт). Твердотельный передатчик в сочетании с цифровой аппаратурой обеспечивают высокую надёжность и ресурс данного типа МФРЛС, а малая импульсная мощность - его экологическую безопасность.
При обзоре в МФРЛС одновременно применяются два типа зондирующих сигналов: для работы в ближней зоне, на дальностях от 10 м до 3-5 км, применяется сигнал по технологии СКИРЛ, а для контролируемой зоны, на дальностях 3-30 км, применяется ЛЧМ сигнал. Применение двух типов зондирующего сигнала позволяет обеспечитьи темп кругового обзора порядка 1 с, что соответствует требованиям, предъявляемым к темпу обновления первичной информации в РЛС-ОЛП и РЛС-РЛП. Применение технологии СКИРЛ с длительностью зондирующего сигнала 8-10 нс, обладающих высокой разрешающей способностью по дальности и режим контрастности обеспечивают обнаружение и селекцию малоразмерных объектов на лётном поле аэродрома (рисунок 1).
Для выполнения функций РЛС-РЛП в МФРЛС используется новый способ измерения угла места (высоты полета) ВС на основе оценки дальности и разности азимутов измеряемых двумя специально ориентированными антеннами, размещёнными на одном опорно-поворотном устройстве [9-12]. Этот способ идейно подобен методу V-луча, ранее применявшемуся в РЛС кругового обзора для измерения высоты летательных аппаратов (ЛА) на больших и средних высотах [12-16]. Однако координаты высоты ЛА под малыми углами места (режим захода на посадку), при методе V-луча практически не оцениваются. Это связано не только с недостатками метода, но и с проблемой обнаружения и оценки параметров целей при переотражении зондирующего сигнала от земной поверхности. Переотраженные сигналы интерферируют с эхо-сигналами от цели, что приводят к явлению изрезанности ДНА под малыми углами места. Для борьбы с этим явлением разработано множество способов и приёмов, которые описаны в различной литературе [12-15].
Рисунок 1 - Результаты обнаружения и селекции малоразмерных объектов на лётном поле аэродрома с
помощью технологии СКИРЛ
В МФРЛС для исключения влияния многолучевого распространения на точность измерения угла места низколетящих целей применяется метод вычисления угла места обнаруженной цели на основе оценок дальности и разности оценок азимутов цели, измеряемых в вертикальном и наклоненном на 45 градусов в угломестной плоскости лучей антенной системы вращающейся вокруг вертикальной оси [16-18].
Применение данного метода измерения высоты низколетяших ЛА в РЛС кругового обзора позволяет создать МФРЛК, способного обеспечить выполнение для региональных аэродромов всех функций по управлению воздушным и наземным транспортом в зоне аэродрома.
РЛС-РЛП необходимо работать в области, ограниченной по углу места в пределах [-1°: 7°], что оказывает существенное влияние на облик и характеристики антенной системы (АС) МФРЛС. С учётом требований назначения всех замещаемых систем наблюдения антенная система МФРЛС должна обладать разрешением по азимуту порядка 0,8° - 1°, а по углу места порядка 8°-10°, при этом для реализации предложенного способе измерения
угла места [17-19] в радиолокаторе применяются два одновременно работающих приемно-передающих каналов, нагруженных на свою антенну.
Таким образом, в МФРЛС формируется две независимые диаграммы направленности (ДНА): первая ДНА шириной 0,8° по азимуту и 8° по углу места соответственно, а вторая ДНА шириной 0,8° по азимуту и 11° по углу места. Диаграммы направленности антенной системы пересекаются в верхней части зоны ответственности под углом 45° и разнесены в нижней части зоны ответственности над поверхностью земли (рисунок 2). Обе ДНА неподвижны относительно друг друга и вместе вращаются вокруг вертикальной оси.
Рисунок 2 - Расположение формируемых диаграмм направленности антенной МФРЛС
Дальность и азимут цели оцениваются по результатам обработки принятого вертикальным лучом ДНА эхо-сигнала, угол места и высота полета вычисляются для измеренной дальности с учётом полученных оценок азимута в вертикальном и наклонном лучах. Определение угла места производится аналогично методу V-луча [17-18], соответственно для оценки точности определения угла места можно использовать приведенные соотношения. Как показано в [19-20], если дисперсия оценки азимута в обоих лучах ДНА одинаковы, то дисперсия оценки угла места равна:
А=>/з • я
где - дисперсия оценки угла места;
Оа - дисперсия оценки азимута.
Поскольку в РЛС кругового обзора, при работе в пределах однозначной дальности измерения, точность определения азимута зависит от отношения сигнал/шум и от числа накапливаемых при обработке импульсов в сигнале. Это число импульсов определяется шириной ДНА по азимуту, темпом обзора и периодом повторения импульсов.
Так как для выполнения многофункциональности в МФРЛС при каждом обращении к цели используются оба типа ЗС, тогда для инструментальной дальности 45 км получим
для МФРЛС рекуррентный период порядка 300 мкс. Соответственно для оценки азимута при ширине ДНА 0,8°, темпе обзора 1 с и времени накопления 1,8 мс используется пачка из 6-8 импульсов. При использовании в качестве ЗС сигнала по технологии СКИРЛ, размер обрабатываемой пачки составит 8-10 импульсов для инструментальной дальности 6 км.
В этих условиях, при достаточном отношении сигнал/шум, точность измерения азимута составила 4-5' и угла места - 7-9' для единичных измерений на выходе первичной обработки. Точность оценки отклонения ВС от курса при заходе на посадку при трассовом сопровождении и соответствующие точности оценок азимутальных и угломестных координат для приведённого примера составят 2-3' и 3,5-5' соответственно. Точность оценки угловых координат определяется отношением сигнал/шум и другими параметрами радиолокатора, поэтому приведенные значения параметров являются иллюстрационными.
Поскольку в настоящей статье рассматривается только концепция МФРЛС, то все цифровые значения являются оценочными и демонстрируют принципиальную возможность выполнить требования регламентирующих документов для аэродромных радиолокационных систем при взвешенном подходе к параметрам систем предложенного типа РЛС.
Рассмотренный МФРЛС позволяет не только достичь высоких характеристик по измерению угловых координат, но и повысить точность измерения дальности до 0,3 - 0,5 метров.
Повышение точности измерения дальности возможно за счёт применения в качестве зондирующего сигнала широкополосного ЛЧМ, что повышает точность сопровождения ВС при заходе на посадку. Приведённые цифровые характеристики МФРЛС и его антенной системы базируются на технических решениях, используемых, в частности, в ОКР по разработке Д-РЛК и достижимы при современной элементной базе [21].
Выводы
Предложена концепция и облик нового типа МФРЛС для диспетчерских служб региональных аэродромов. Применение современной твёрдотельной СВЧ электроники и цифровой техники в сочетании с применением широкополосных ЗС и нового способа измерения высоты под малыми углами места обеспечивают реализацию высоконадёжного и высокоинформативного аэродромного радиолокатора, решая все задачи диспетчирования и управления ВС, заменяя триаду традиционно применяемых радиолокаторов. (РЛС-ОЛП, РЛС-РЛП и РЛС-А).
Список литературы
1. Нормы годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэродромов и воздушных трасс (НГЭО-81). М.: Воздушный транспорт, 1983. 129 с.
2. Изменения и дополнения к нормам годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэродромов и воздушных трасс (НГЭО-81) и методикам оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэродромов и воздушных трасс (МОС НГЭО). Л., 1991. 79 с.
3. Глобальный аэронавигационный план на 2013-2028 гг. / Междунар. организация гражданской авиации (ИКАО). Монреаль, 2013. 147 с.
4. Шумов А.В. Анализ целевых направлений развития технических средств наблюдения глобальной аэронавигационной системы // Радиооптика. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. № 5. С. 16-36. DOI: 10.7463/rdopt.0515.0825966
5. Руководство по авиационному наблюдению / Междунар. организация гражданской авиации (ИКАО). Монреаль, 2012.
6. Сайт компании Frequentis. Режим доступа: www.frequentis.com (дата обращения 20.04.2015).
7. Авиационные правила. Ч. 170: Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс (АП-170). Т. II: Сертификационные требования к оборудованию аэродромов и воздушных трасс. М., 2013. 216 с.
8. Ananenkov A.E., Konoval'tsev A.V., Nuzhdin V.M., Rastorguev V.V., Skosyrev V.N. Multi-functional aerodrome control radar by USPR technology // 29th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences: ICAS 2014 (St. Petersburg, Russia, September 7-12, 2014): Proc. Vol. 5. Red Hook: Curran Associates Inc. Publ., 2014. Pp. 3867-3873.
9. Кочкин В.А., Нефедов С.И., Скосырев В.Н., Шумов А.В. Концепция создания многоспектральной системы наблюдения для региональной авиационной инфраструктуры России // Радиооптические технологии в приборостроении: XI Всерос. науч.-техн. конф. (с. Небуг, Туапсинский район, Краснодарский край, 20-25 августа 2015 г.): Тр. М.: Моск. НТО радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова, 2015. С. 62-80.
10. Скосырев В.Н., Кочкин В.А., Ананенков А.Е. Пути создания радиооптического комплекса контроля воздушного и наземного пространства в зоне аэродрома // Радиооптические технологии в приборостроении: XI Всерос. науч.-техн. конф. (с. Небуг, Туапсинский район, Краснодарский край, 20-25 августа 2015 г.): Тр. М.: Моск. НТО радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова, 2015. С. 100-103.
11. Скосырев В.Н., Кочкин В.А., Шумов А.В., Ананенков А.Е., Слукин Г.П., Нефедов С.И., Федоров И.Б. Пути создания радиооптического комплекса контроля воздушного и наземного пространства для диспетчерских служб региональных аэропортов // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. № 11. С. 301-324. DOI: 10.7463/1115.0825935
12. Пятин А. И. Динамика полета и пилотирование самолета Ту-154: учебное пособие. М.: Воздушный транспорт, 1994. 192 с.
13. Особенности выполнения полетов самолета ТУ-204-300 в особых случаях: учебное пособие / Сост. В.П. Бехтир. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2010. 101 с.
14. Основы импульсной лазерной локации: учеб. пособие / под ред. В.Н. Рождествина. 2-е изд. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 573 с.
15. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации (ФАП 128): Федеральные авиационные правила. М., 2009. 84 с.
16. Скосырев В.Н., Нуждин В.М., Ананенков А.Е., Коновальцев А.В. Технология сверх-короткоимпульсной радиолокации - ключ к повышению информационных возможностей РЛС // Сверхширокополосные сигналы и сверхкороткие импульсы в радиолокации, связи и акустике: 1-я междунар. конф. (г. Суздаль, Россия, 27-29 сентября 2005 г.): Тр. М., 2005. С. 53-61.
17. Скосырев В.Н., Нуждин В.М., Ананенков А.Е., Марин Д.В., Соколов П.В. Пути повышения наблюдаемости малоразмерных объектов в РЛС малой дальности // Радиооптические технологии в приборостроении: Х Всерос. науч.-техн. конф.: Тр. М.: МНТОРЭС им. А С. Попова, 2014. С. 306.
18. Голубцов М.Е., Слукин Г.П., Скосырев В.Н., Скосырев С.В. Способ измерения угла места (высоты) низколетящих целей под малыми углами места в радиолокаторах кругового обзора при наличии мешающих отражений от подстилающей поверхности: пат. 2630686 Российская Федерация. 2017.
19. Бакулев П.А., Степин В.М. Методы и устройства селекции движущихся целей. М.: Радио и связь, 1986. 286 с.
20. Скосырев В.Н., Ананенков А.Е. Инновационные пути повышения потенциала перспективных цифровых РЛС // Инженерный вестник. 2014. № 12. С. 661-666. Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/751328.html (дата обращения 01.10.2015).
21. Реализация комплексного проекта по созданию совместного высокотехнологичного производства радиолокационного комплекса для системы управления воздушным движением с удаленной диспетчеризацией: проект 02.G25.31.0106 от 14 августа 2014 г.
Radio Engineering
Radio Engineering, 2018, no. 02, pp. 1-12. DOI: 10.24108/rdeng.0218.0000130 Received: 23.02.2017
Multifunctional Three-Dimensional Airport and Terminal Area Radar
V.U. Loskutov1'*, V.N. Skosyrev1, ' i&adov,_shadov,:gmail-ru
S.A. Rastvorov1
^adioelectronic Subdepartment of Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia
Keywords: airfield control, radiolocation, airport traffic management, airport surveillance
The article presents analysis of factors, which define a concept of systems to provide flight control, airport traffic management and airfield control. Shows an efficiency of radar systems used as an airport surveillance system.
Conducts analysis of applications and requirements of radar systems designed to control the take-off, landing, and movement of aircrafts in the terminal area. As a result, formulates requirements for multifunctional three-dimensional radar system to provide control and management in regional airports and airfields for small aircraft.
Proposes a multifunctional three-dimensional radar capable of solving the tasks stated, justifies a choice of the sounding signals for the radar system under consideration and a new method to measure angular coordinates for low-flying aircrafts. For this method, a complementary dependence of azimuth and elevation angle accuracy has been obtained.
Presents calculation results of characteristics of the multifunctional three-dimensional radar to show that these characteristics satisfy the international requirements for airport control and management systems of this class.
The considered multifunctional three-dimensional radar for airfield surveillance of regional airport and terminal areas allows us to have a highly reliable and informative airfield radar to solve all the tasks of airport traffic management and airfield control thereby replacing a set of radars traditionally used in regional airports.
References
1. Normy godnosti k ekspluatatsii v SSSR oborudovaniia grazhdanskikh aerodromov i vozdushnykh trass (NGEO-81) [The standards of airworthiness for operation in the USSR of equipment for civil airports and air routes (NGEO-81]. Moscow: Air Transport Publ., 1983. 129 p. (in Russian).
2. Izmeneniia i dopolneniia k normam godnosti k ekspluatatsii v SSSR oborudovaniia grazhdanskikh aerodromov i vozdushnykh trass (NGEO-81) i metodikam otsenki sootvetstviia normam godnosti k ekspluatatsii v SSSR oborudovaniia grazhdanskikh aerodromov i vozdushnykh trass (MOS NGEO) [Amendments and additions to the standards of airworthiness equipment civil of airdromes and air routes in USSR (NGEO-81) and methods for assessing conformity with airworthiness equipment in civil airdromes and air lines in USSR (ISO NGEO)]. Leningrad, 1991. 79 p. (in Russian).
3. Global'nyj aeronavigatsionnyj plan na 2013 - 2028 [Global Air Navigation Plan 20132028] / Intern. Civil Aviation Organization (ICAO). Montréal: Intern. Civil Aviation Organization Publ., 2013. 147 p. (in Russian).
4. Shumov A.V. Analysing the target surveillance technology development trends of the global air navigation system. Radiooptika [Radiooptics], 2015, no. 5, pp.16-36.
DOI: 10.7463/rdopt.0515.0825966 (in Russian)
5. Rukovodstvo po aviatsionnomu nablyudeniyu [Guide to aircraft surveillance] / Intern. Civil Aviation Organization (ICAO). Montréal, 2012 (in Russian).
6. Frequentis. Available at: www.frequentis.com, accessed 20.04.2015.
7. Aviatsionnye pravila. Chast' 170: Sertifikatsiia oborudovaniia aerodromov i vozdushnykh trass (AP-170). Tom II: Sertifikatsionnye trebovaniia k oborudovaniyu aerodromov i vozdushnykh trass [Aviation rules. Pt. 170: Certification of equipment of airfields and Airways (AP-170). Vol. II: Certification requirements for aerodrome and airway equipment]. Moscow, 2013. 216 p. (in Russian).
8. Ananenkov A.E., Konoval'tsev A.V., Nuzhdin V.M., Rastorguev V.V., Skosyrev V.N. Multi-functional aerodrome control radar by USPR technology. 29th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences: ICAS 2014 (St. Petersburg, Russia, September 7-12, 2014): Proc. Vol. 5. Red Hook: Curran Associates Inc. Publ., 2014. Pp. 3867-3873.
9. Kochkin V.A., Nefedov S.I., Skosyrev V.N., Shumov A.V. Kontseptsiia sozdaniia mnogospektral'noj sistemy nablyudeniia dlia regional'noj aviatsionnoj infrastruktury Rossii [Concept of creation of multispectral surveillance system for the regional aviation infrastructure in Russia]. Radioopticheskie tekhnologii vpriborostroenii : XI Vserossijskaia nauchno-tekhnicheskaia konferentsiia [Radio-optical technologies in instrument engineering : 11th All-Russian scientific and technical conf. (Nebug, Tuapse district, Krasnodar region, August 20-25, 2015)]: Proc. Moscow, 2015. Pp. 62-80 (in Russian).
10. Skosyrev V.N., Kochkin V.A., Ananenkov A.E. Puti sozdaniia radioopticheskogo kompleksa kontrolia vozdushnogo i nazemnogo prostranstva v zone aerodrome [Ways of creation of radio-optical complex of air and ground space control in the airfield zone]. Radioopticheskie tekhnologii v priborostroenii : XI Vserossijskaia nauchno-tekhnicheskaia konferentsiia [Radio-optical technologies in instrument engineering : 11th All-Russian scientific and technical conf. (Nebug, Tuapse district, Krasnodar region, August 20-25, 2015)]: Proc. Moscow, 2015. Pp. 100-103 (in Russian).
11. Skosyrev V.N., Kochkin V.A., Shumov A.V., Ananenkov A.E., Slukin G.P., Nefedov S.I., Fedorov I.B. Ways to create the radio-optical airspace and surface control system for dispatch services of regional airports. Nauka i obrazovanie MGTU im. N.E. Baumana [Science and Education of the Bauman MSTU], 2015, no. 11, pp. 301-324.
DOI: 10.7463/1115.0825935 (in Russian)
12. Piatin A.I. Dinamika poleta i pilotirovanie samoleta Tu-154 [Flight dynamics and piloting the Tu-154 aircraft]: a textbook. Moscow, Vozdushnyj Transport Publ., 1994. 192 p. (in Russian).
13. Osobennosti vypolneniia poletov samoleta Tu-204-300 v osobykh sluchaiakh [Features of the flight TU-204-300 in special cases]: a textbook / Comp. by V.P. Bekhtir. Ul'yanovsk, 2010. 101 p. (in Russian).
14. Osnovy impul'snoj lasernoj lokatsii [Basics of pulsed laser location]: a textbook / Ed. by V.N. Rozhdestvin 2nd ed. Moscow.: Bauman MSTU Publ., 2010. 573 p. (In Russian).
15. Podgotovka i vypolnenie poletov v grazhdanskoj aviatsii Rossiiskoj Federatsii (FAP-128): Federal'nye aviatsionnye pravila [Preparation and execution of flights in civil aviation of the Russian Federation (FAP 128): Federal aviation rules]. Moscow, 2009. 84 p. (in Russian).
16. Skosyrev V.N., Nuzhdin V.M., Ananenkov A.E., Konoval'tsev A.V. Tekhnologiia sverkhkorotkoimpul'snoj radiolokatsii - klyuch k povysheniyu informatsionnykh vozmozhnostej RLS[Ultrashort pulse radar technology is the key to improving information capabilities of radar station]. Sverkhshirokopolosnye signaly i sverkhkorotkie impul'sy v radiolokatsii, sviazi i akustike: 1 mezhdunarodnaia konferentsiia [Ultrawideband and ultrashort impulse signals in radar, communications and acoustics: 1st intern. conf. (Suzdal, Russia, Sept. 27-29th, 2005)]: Proc. Moscow, 2005. Pp. 53-61 (in Russian).
17. Skosyrev V.N., Nuzhdin V.M., Ananenkov A.E., Marin D.V., Sokolov P.V. Puti povysheniia nablyudaemosti malorazmernykh ob'ektov v RLS maloj dal'nosti [Ways of increasing observability of small objects in short range radar station]. Radioopticheskie tekhnologii v priborostroenii: 10 Vserossiiskaia nauchno-tekhnicheskaia konferentsiia [Radio-optical technologies in instrument engineering:10th All-Russian scientific and technical conference]: Proc. Moscow, 2014. P. 306 (in Russian).
18. Golubtsov M.E., Slukin G.P., Skosyrev V.N., Skosyrev S.V. Sposob izmereniia ugla mesta (vysoty) nizkoletiashchikh tselej pod malymi uglami mesta v radiolokatorakh krugovogo obzora pri nalichii meshayushchikh otrazhenij ot podstilayushchej poverkhnosti [A method of measuring the angle of place (height) of low-flying targets at small angles of place in the radar of a circular view in the presence of interfering reflections from the underlying sur-face].Patent RF, no. 2630686. 2017 (in Russian).
19. Bakulev P.A., Stepin V.M. Metody i ustrojstva selektsii dvizhushchikhsia tselej [Methods and devices of selection of moving targets]. Moscow: Radio i Sviaz' Publ., 1986. 286 p. (in Russian).
20. Skosyrev V.N., Ananenkov A.E. Innovative ways to increase the potential of advanced digital radar station. Inzhenernyj vestnik [Engineering Bulletin], 2014, no. 12, pp. 661-666. Available at: http://engbul.bmstu.ru/doc/751328.html , accessed 01.10.2015 (in Russian).
21. Realizatsiia kompleksnogo proekta po sozdaniyu sovmestnogo vysokotekhnologichnogo proizvodstva radiolokatsionnogo kompleksa dlia sistemy upravleniia vozdushnym dvizheniem s udalennoj dispetcherizatsiej [Implementation of a comprehensive project to create a joint high-tech production of a radar complex for an air traffic control system with remote dispatching]: project 02.G25.31.0106 of August 14th, 2014 (in Russian).