3. Shamlikashvili C.A. Osnovy mediacii kak procedury uregulirovanija sporov: Uch. pos. M.: MCUPK, 2011. - 128 s.
4. Havanskij S. Mediacija - razreshenie konfliktov, uregulirovanie sporov: principy mediacii [Jelektronnyj
resurs]. - rezhim dostupa: http://subscribe.ru.
5. Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 g. № 193-FZ «Ob al'temativnoj procedure uregulirovanija sporov s
uchastiem posrednika (procedure mediacii)» [Jelektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12177508.
6. Barsukova V.N. Mediacija kak sredstvo zashhity chesti, dostoinstva i delovoj reputacii // Zakony Rossii:
opyt, analiz, praktika. 2011. № 8. - S. 20 - 22.
7. Galazova S.S. Intrajekonomika: problemy analiza vnutrikorporativnyh otnoshenij // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhestvennye nauki. 1999. № 1. - S. 22 - 36.
8. Horuzhaja O.S., Panfilova E.A. Antikrizisnyj potencial nacional'nyh sistem bankrotstva // Sovremennye
tendencii v jekonomike i upravlenii: novyj vzgljad. Sbornik materialov HH mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2013. - S. 202 - 205.
9. Panfilova E.A. Kategorizacija opportunisticheskogo povedenija jekonomicheskih sub#ek-tov // Aktual'nye
voprosy jekonomicheskih nauk. 2013. № 31. - S. 20 - 27.
10. Horuzhaja O.S. Mediativnaja dejatel'nost': metodologicheskie podhody, vidy i funkcii // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij Severo-Kavkazskij region. 2014. № 5. - S. 76 -80.
11. Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 g. № 127-FZ «O nesostojatel'nosti (bankrotstve) [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt Krug-lyj stol «Mediacija v bankrotstve» [Jelektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://www.ieay.ru/news/show/id/265
12. Razmer administrativnogo shtrafa dlja arbitrazhnyh upravljajushhih uvelichen v 10 raz [Jelektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://www.to54.rosreestr.ru/arbitration/urgent_info/4417825
13. Ignatov V.G., Ignatova T.V. Vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa na Juge Rossii: jekspertnye ocenki i postkrizisnoe regulirovanie // Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2013. № 1 (51). - S. 118 - 121.
УДК 330.123.6
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, консультант Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected] Аннотация
Формирование благоприятного инвестиционного климата для создания и развития малых и средних предприятий является важным направлением деятельности органов власти всех уровней. В статье рассматриваются вопросы организации качественного и доступного предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса, что является одним из механизмов влияния на развитие предпринимательства.
Ключевые слова: административная реформа, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, благоприятный инвестиционный климат, малое и среднее предпринимательство.
На выбор предпринимательства как вида деятельности оказывает влияние внешняя среда, прежде всего состояние рынка труда в том населенном пункте, в котором проживает гражданин.
В связи с отсутствием альтернативных способов трудоустройства и получения дохода многие люди в России создают свой бизнес в силу сложившихся обстоятельств,
Саломатин
Дмитрий
Юрьевич
«по необходимости». Для такой категории предпринимателей, которые, как правило, не обладают значительными финансовыми средствами и необходимыми знаниями, наиболее актуальна государственная поддержка [1].
В России к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства [2] как в сфере производства товаров, так и в сфере предоставления услуг населению.
Увеличение числа малых и средних предприятий в регионе способствует росту налоговых поступлений в доходы соответствующих бюджетов, позволяет снизить уровень безработицы и отток населения из малых населенных пунктов региона в крупные города страны.
Органы региональной власти [3, с. 33] и органы местного самоуправления заинтересованы в создании и развитии условий, улучшающих местный предпринимательский климат [4]. Осуществляется реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Однако говорить о комфортных условиях создания и развития собственного дела в России пока не приходится.
По результатам глобального исследования «Ведение бизнеса» за 2012 год и составленного на его основании рейтинга стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса Россия занимает 112-е место (111-е - Палау, 113-е - Сальвадор) из 185 стран [5]. Возглавляют рейтинг Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Южная Корея, Грузия и Австралия.
Рейтинг составлен по методике Всемирного банка и Международной финансовой корпорации путем анализа нормативно-правовых актов и статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности и деятельности малых и средних предприятий на протяжении всего их жизненного цикла на основе таких показателей как регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий.
Государство начинает осознавать необходимость изменения условий для ведения бизнеса, что выражается в установках на повышение места России в международных рейтингах условий ведения бизнеса, введении поста Уполномоченного по защите прав предпринимателей, создании механизмов «обратной связи» с бизнес-сообществом, внедрении новых критериев оценки деятельности губернаторов [6].
В рамках составления группой РИА Новости рейтинга качества жизни в регионах Российской Федерации в 2012 г. [7] была проведена комплексная оценка такого показателя, как «развитие предпринимательской инициативы» на основании анализа значений доли инвестиций в основной капитал малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал, объема инвестиций в основной капитал малых предприятий и оборота малых предприятий в расчете на одного жителя. По итогам оценки развития предпринимательской инициативы в 83 регионах России в первую десятку вошли Нижегородская область, Новосибирская область, Краснодарский край, Московская область, город Москва, Ростовская область, город Санкт-Петербург, Камчатский край, Республика Башкортостан и Смоленская область.
Организация качественного и доступного предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса является одним из механизмов влияния на развитие предпринимательства. Существует широкий спектр государственных и муниципальных услуг, связанных с малым и средним предпринимательством: выдача разрешений и лицензий на осуществление различных видов деятельности, предоставление информации в виде выписок, консультационная поддержка, а также предоставление субсидий на компенсацию различных затрат.
С этой точки зрения интересным примером является Ростовская область, в реестре государственных услуг [8] которой 34% государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, - это предоставление субсидий, которые направлены на поддержку
малого и среднего предпринимательства, прежде всего осуществляющих деятельность в аграрном секторе экономики. Реестр содержит 235 государственных услуг, 79 из которых - это субсидии, предоставляемые министерством сельского хозяйства и продовольствия (46), департаментом инвестиций и предпринимательства (20), департаментом охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов (11), министерством экономического развития (2). По данным департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, в регионе зарегистрировано 198,4 тыс. организаций, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства по состоянию на 3-й квартал 2013 г, при этом в 2012 году органами исполнительной власти в общей сложности предоставлено 12,2 тыс. субсидий и 13,7 тыс. консультаций по вопросам получения субсидий.
Бизнес-сообщество на местах недостаточно информировано о формах поддержки, предоставляемых органами власти области, при том что в региональном бюджете на развитие малого и среднего бизнеса предусматриваются значительные финансовые средства [9, с. 17].
В муниципалитетах Ростовской области данная работа организована на недостаточном уровне, в то время как оценка деятельности глав муниципалитетов по созданию благоприятного климата для малого и среднего бизнеса в самой ближайшей перспективе будет влиять на поддержку муниципалитетов из регионального бюджета.
В современных условиях региональная государственная политика должна быть нацелена на формирование и расширение бизнес-подхода в аграрной отрасли экономики [10, с. 122].
Одним из способов информирования предпринимателей и продвижения форм государственной поддержки в 2012-2013 годах стала организация Правительством Ростовской области информационно-консультационных пунктов бесплатной поддержки предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей на базе региональной сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В Ростовской области сформирована полноценная система многофункциональных центров, которые работают во всех 43 муниципальных районах и 12 городских округах области, более 90% жителей имеют возможность по месту жительства обратиться за получением более 100 государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна». В многофункциональных центрах работают универсальные специалисты, которые принимают документы и осуществляют консультирование по широкому спектру услуг различных органов власти.
Обращение в многофункциональный центр является удобным, комфортным, транс-портно доступным и оперативным для предпринимателя (фермера), так как не нужно тратить время и средства для поездки в необходимый орган власти в областной или районный центр.
В многофункциональных центрах 10 пилотных муниципалитетов (Белокалитвин-ский, Зимовниковский, Кашарский, Миллеровский, Октябрьский, Орловский, Сальский, Семикаракорский, Цимлянский районы и город Шахты) в течение 12 месяцев 2012-2013 годов предоставлено около 12 тыс. консультаций по вопросам организации и ведения собственного дела, получения государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса. При этом 75 % консультаций предоставлено при непосредственном обращении в многофункциональный центр, 15 % - по телефонам организованных в многофункциональных центрах «горячих линий», 10 % - в режиме on-line на областном портале сети многофункциональных центров (www.mfc61.ru).
Успешная реализация данного проекта позволила не только практически доказать, что для предпринимателей и фермеров наиболее удобной, доступной формой получения информации является обращение в многофункциональный центр, но и определить возможные способы дальнейшего использования системы многофункциональных центров как инструмента развития малого и среднего бизнеса.
Одно из направлений региональной политики формирования благоприятного инвестиционного климата для малых и средних предприятий - последовательная организация
во всей сети многофункциональных центров следующих сервисов: консультирование по вопросам ведения бизнеса; информирование о видах государственной или муниципальной поддержки; прием документов для получения федеральной, региональной или муниципальной субсидии; предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг по принципу жизненной ситуации «Ведение собственного дела».
Возможность получения информации и консультаций по вопросам ведения бизнеса очень важна - организация собственного дела требует от начинающих предпринимателей подготовки и специфических знаний в сферах регистрации бизнеса, налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, бизнес-планирования и привлечения инвестиций и многих других направлениях.
Действующие в России бизнес-инкубаторы обычно ограничиваются предоставлением начинающим предприятиям недвижимости на льготных условиях, а такие услуги, как бесплатные консультации по подбору и обучению персонала, составлению финансовых и маркетинговых планов, юридическим вопросам, обучению самих предпринимателей, являющиеся основой успеха бизнес-инкубаторов в развитых странах, не предоставляются [11].
Организация информирования предпринимателей о существующих формах государственной поддержки является не менее актуальным вопросом, так как соответствующую информацию необходимо донести до целевой аудитории. При этом существующие официальные интернет-сайты по вопросам оказания государственной поддержки не всегда выполняют свои функции. В частности, как показал проведенный в 2013 году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» опрос (выборка - 690 респондентов в 45 субъектах Российской Федерации), около 57% предпринимателей охарактеризовали уровень развития официальных интернет-ресурсов, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, как невысокий (с точки зрения объективности и актуальности размещенной на них информации).
Проблемный вопрос информирования о формах государственной поддержки может быть решен путем использования инфраструктуры многофункциональных центров для размещения информации о формах и условиях предоставления государственной поддержки как в самих многофункциональных центрах на информационных стендах, так и на порталах региональных сетей многофункциональных центров.
К концу 2015 года доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания в многофункциональных центрах, должна составить не менее 90 % [12]. Создание соответствующей инфраструктуры позволит осуществить широкомасштабную организацию предоставления в многофункциональных центрах услуг экономической направленности.
На базе многофункциональных центров последовательно организуется предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», перечни которых определяются нормативными правовыми актами различных уровней [13].
При обращении в многофункциональный центр за получением любой услуги, в том числе субсидии, предпринимателям необходимо предоставить минимальный пакет документов личного хранения, не предоставлять документы и информацию, находящиеся в распоряжении органов власти всех уровней: федерального, регионального и муниципального [14].
Получение практически любой субсидии требует обязательного межведомственного информационного взаимодействия с ФНС России, ПФР, ФСС России. В зависимости от вида поддержки может также потребоваться взаимодействие с Росреестром, МЧС России, другими государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями, организациями, а также органами местного самоуправления. В настоящее время для получения субсидии требуется в среднем 15 документов (сведений), 5 из которых подлежат получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Все необходимые справки и сведения после поступления заявки на получение субсидии с приложением минимального
пакета документов личного хранения вместо предпринимателей самостоятельно запрашивают работники многофункционального центра и направляют сформированный пакет документов на предоставление субсидии в соответствующий орган власти.
Рассмотренное предоставление финансовой поддержки в виде субсидий является только одной из групп услуг для бизнеса. Существует достаточно большое количество услуг, которые могут потребоваться или быть полезны предпринимателю на всех стадиях ведения собственного дела.
Для организации комплексного предоставления услуг по принципу жизненной ситуации «Ведение собственного дела» в регионе может быть сформирован реестр государственных и муниципальных услуг по принципу вневедомственного подхода - вне зависимости от органа власти (федерального, регионального, муниципального), предоставляющего услугу, а на основании полезности, необходимости, важности, востребованности получения услуг для предпринимателя. Реестр позволит организовать в многофункциональных центрах предоставление услуг таким образом, что предпринимателю не нужно думать о том, какие именно услуги ему нужно получить: федеральные, региональные или муниципальные.
На основании такого реестра предпринимателям будут предложены все услуги, которые они могут получить от государства и муниципалитета, в том числе услуги, о которых они могут даже и не знать.
Предпринимателями могут быть востребованы услуги следующих основных блоков: получение информации (например, о состоянии на рынке труда для поиска необходимых работников или об объектах недвижимости для размещения предприятия);
регистрация бизнеса, получение необходимых прав, лицензий и разрешений для осуществления деятельности;
подбор земельных участков и получение разрешений на строительство для размещения предприятия;
получение поддержки в виде субсидий для компенсации понесенных затрат; периодическое предоставление отчетности о деятельности в регулирующие органы и организации и другие услуги.
Организация комплексного консультирования, информирования и предоставления взаимосвязанных с предпринимательской деятельностью услуг по принципу «одного окна» в режиме полноценной «шаговой доступности» позволит существенно улучшить условия ведения малого и среднего бизнеса в регионе.
В качестве продолжения развития системы взаимоотношений «многофункциональный центр - предприниматель» в региональной системе многофункциональных центров могут быть сформированы специализированные многофункциональные центры для бизнеса.
Современный этап развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг ориентирует регионы на выполнение двух ключевых задач:
создание инфраструктуры многофункциональных центров, соответствующих требованиям Правил организации деятельности многофункциональных центров [15], при которой доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания в многофункциональных центрах, должна составлять к 2015 году не менее 90 %;
организация предоставления в многофункциональных центрах наиболее массовых и востребованных государственных услуг, в том числе федеральных, при этом целевой аудиторией получения услуг являются прежде всего граждане - физические лица.
В то же самое время органами власти предоставляется значительное количество государственных и муниципальных услуг для представителей бизнеса - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Создание отдельных многофункциональных центров для бизнеса целесообразно в городах федерального значения, административных центрах и крупных городах регионов. В муниципалитетах дифференцировать многофункциональные центры для граждан и бизнеса нецелесообразно ввиду относительно небольшой численности обслуживаемого населения [16].
Многофункциональные центры для бизнеса - это специализированные многофункциональные центры региональной сети, а не отдельная сеть, управление многофункциональными центрами как для граждан, так и для бизнеса осуществляется уполномоченным многофункциональным центром региона.
Многофункциональный центр как новая форма взаимодействия государства и граждан позволит улучшить условия ведения собственного дела в селах, небольших поселках и городах, обеспечить необходимой информацией и предоставить реальный механизм получения услуг для фермеров и сельских предпринимателей, которые в настоящее время не в полной мере пользуются теми финансовыми, организационными, образовательными и другими ресурсами, которые имеются у органов власти.
Литература
1. Верховская О.Р. Факторы формирования нарождающегося предпринимательства: особенности России // Вестник СПбГУ. 2009. Сер. 8. Вып. 2. - С. 32 - 52.
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего пред-
принимательства в Российской Федерации».
3. Ладыгин В.В. Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне в России: основные
этапы и тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. - С. 32 - 49.
4. Ведение бизнеса - информация об исследовании. [Электронный ресурс] // Центр гумани-
тарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/doing-business/info.
5. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013.Т. 11. № 2. - С. 51 - 60.
6.http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2012.pdf.
7. Постановление Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. № 150 «Об утверждении Реестра государственных услуг Ростовской области».
8.http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=92218&mid=83793&itemId=47357
9. Огородов И.П. Развитие регионального аграрного бизнеса: социальные и экономические аспекты. Опыт Пермского края // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. - С. 16 - 31.
10. Праздничных А.Н. Построение инновационной экономики для будущего // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. - С. 107 - 150.
11. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
12. Часть 6 статьи 15 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
13. Статья 7 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2013 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».
16. Игнатова Т.В. Теория управления ресурсами многоотраслевого местного хозяйства: межмуниципальное сотрудничество и кооперирование // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 3 (46). - С. 18 - 25.
Salomatin Dmitryi Yurievich, Postgraduate student of South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; consultant of the Economic Governance Department, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]. MULTIFUNCTIONAL CENTERS OF PROVIDING THE GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL SERVICES AS A TOOL FOR THE FORMATION OF A FAVORABLE REGIONAL INVESTMENT CLIMATE FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Abstract
Creation offavourable investment climate for the development of small and medium-sized enterprises is an important direction of activities of government bodies at all levels. The organization of qualitative and accessible provision of state and municipal services for business is one of the mechanisms of influence on the development of entrepreneurship.
Keywords: administrative reform, multi-function centre of providing the governmental and municipal services, favourable investment climate, small and medium business.
References
1. Verhovskaja O.R. Faktory formirovanija narozhdajushhegosja predprinimatel'stva: osobennosti Rossii //
Vestnik SPbGU. 2009. Ser. 8. Vyp. 2. - S. 32 - 52.
2. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v
Rossijskoj Federacii».
3. Ladygin V.V. Podderzhka malogo biznesa na municipal'nom urovne v Rossii: osnovnye jetapy i tendencii
// Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2010. № 4. - S. 32 - 49.
4. Vedenie biznesa - informacija ob issledovanii. [Jelektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyh tehnologij.
URL: http://gtmarket.ru/ratings/doing-business/info.
5. Chepurenko A.Ju., Jakovlev A.A. Teorija predprinimatel'stva: vazhnost' konteksta // Rossijskij zhurnal
menedzhmenta. 2013.T. 11. № 2. - S. 51 - 60.
6. http ://vid1. rian.ru/ig/rating s/life_2012.pdf.
7. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 18 nojabrja 2011 g. № 150 «Ob utverzhdenii Reestra
gosudarstvennyh uslug Rostovskoj oblasti».
8. http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=92218&mid=83793&itemId=47357
9. Ogorodov I.P. Razvitie regional'nogo agrarnogo biznesa: social'nye i jekonomicheskie aspekty. Opyt Permskogo kraja // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2010. № 4. - S. 16 - 31.
10. Prazdnichnyh A.N. Postroenie innovacionnoj jekonomiki dlja budushhego // Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2013. T. 11. № 2. - S. 107 - 150.
11. Podpunkt «b» punkta 1 Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2012 g. № 601 «Ob osnovnyh napravlenijah sovershenstvovanija sistemy gosudarstvennogo upravle-nija».
12. Chast' 6 stat'i 15 Federal'nogo zakona № 210-FZ «Ob organizacii predostavlenija gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug».
13. Stat'ja 7 Federal'nogo zakona RF ot 27 ijulja 2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predostavlenija gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug».
14. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 dekabrja 2013 goda № 1376 «Ob utverzhdenii Pravil organizacii dejatel'nosti mnogofunkcional'nyh centrov predostavlenija gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug».
15. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 sentjabrja 2011 g. № 797
«O vzaimodejstvii mezhdu mnogofunkcional'nymi centrami predostavlenija gosudarstvennyh (municipal'nyh) uslug i federal'nymi organami ispolnitel'noj vlasti, organami gosudarstvennyh vnebjudzhetnyh fondov, organami gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii, organami mestnogo samoupravlenija».
16. Ignatova T.V. Teorija upravlenija resursami mnogootraslevogo mestnogo hozjajstva: mezhmunicipal'noe sotrudnichestvo i kooperirovanie // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2014. № 3 (46). - S. 18 - 25.