Научная статья на тему 'Многофункциональное логическое устройство сравнения с косвенным определением ошибки по угловой скорости для синхронно-синфазного электропривода'

Многофункциональное логическое устройство сравнения с косвенным определением ошибки по угловой скорости для синхронно-синфазного электропривода Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОПРИВОД С ФАЗОВОЙ СИНХРОНИЗАЦИЕЙ / СИНХРОННО-СИНФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД / ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СРАВНЕНИЯ / ДИСКРИМИНАТОР / THE ELECTRIC DRIVE WITH PHASE SYNCHRONIZATION / SYNCHRONOUSLY-INPHASE ELECTRIC DRIVE / MULTIFUNCTIONAL LOGIC COMPARATOR / DISCRIMINATOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бубнов Алексей Владимирович, Четверик Алина Наилевна, Чудинов Александр Николаевич

Синхронно-синфазный электропривод, построенный на основе электропривода с фазовой синхронизацией, широко используются в тепловизионных и лазерных сканирующих системах благодаря высоким точностным и динамическим характеристикам в широком диапазоне регулирования угловой скорости. Целью статьи является разработка классификации методов косвенного определения ошибки по угловой скорости в электроприводе с фазовой синхронизацией и разработка схемных решений по построению блока определения частотного рассогласования, являющегося одним из основных элементов многофункционального логического устройства сравнения. Предложена классификация методов косвенного определения ошибки по угловой скорости ( вариантов построения блока определения частотного рассогласования сравниваемых импульсных последовательностей) и разработаны функциональные схемы блока определения частотного рассогласования, реализующие косвенные методы определения ошибки по угловой скорости в синхронно-синфазном электроприводе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бубнов Алексей Владимирович, Четверик Алина Наилевна, Чудинов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multifunctional logic comparator with indirect determination of angular velocity error for synchronous-inphase electric drive

The synchronously-inphase electric drive, built on the basis of electric drive with phase synchronization, widely used in thermal imaging and laser scanning systems due to the high accuracy and dynamic characteristics in a wide range of adjustment of the angular velocity. The aim of the article is to develop a classification of methods for the indirect determination of the angular velocity error in an electric drive with phase synchronization and the development of circuit solutions for the construction of the frequency error detection unit, which is one of the main elements of the multifunctional logical comparator. Classifications of methods for indirect error determination by angular velocity (variants for constructing a block for determining the frequency deviation of the compared pulse sequences) and the functional schemes of the frequency error detection unit have been developed, which implement indirect methods for determining the angular velocity error in a synchronous-in-phase electric drive.

Текст научной работы на тему «Многофункциональное логическое устройство сравнения с косвенным определением ошибки по угловой скорости для синхронно-синфазного электропривода»

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА

удк 62-83 д. в. БУБНОВ

А. Н. ЧЕТВЕРИК Д. Н. ЧУДИНОВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СРАВНЕНИЯ С КОСВЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОШИБКИ ПО УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ДЛЯ СИНХРОННО-СИНФАЗНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА_

Синхронно-синфазный электропривод, построенный на основе электропривода с фазовой синхронизацией, широко используются в тепловизионных и лазерных сканирующих системах благодаря высоким точностным и динамическим характеристикам в широком диапазоне регулирования у г ловой скорости. Целью статьи яв ляется разработка классификации методов косвенного определения ошибки по у гловой скорости в электроприводе с фа зовой синхронизацией и разработка схемных решений по построению блока определения ч а стотного ра ссогласования, я в ляющегося од ним из основных элементов многофункционального логического устройства сравнения. Предложена классификация методов косвенного определения ошибки по у гловой скорости (вариантов построения блока определения частотного рассогласования сравниваемых импульсных последовательностей) и разработаны функциональные схемы блока определения ч а стотного рассогласования, реализующие косвенные методы определения ошибки по угловой скорости в синхронно-синфазном электроприводе. Ключевые слова: электропривод с фазовой синхронизацией, синхронно-синфазный электропривод, логическое устройство сравнения, дискриминатор. Работа выполнена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 16-08-00325а «Разработка и исследование способов управления синхронно-синфазным электроприводом, реализованных на основе комплексного подхода к обеспечению высоких показателей качества регулирования в широком диапазоне угловых скоростей в режимах стабилизации и слежения».

Синхронно-синфазные электроприводы (ССЭ), построенные на основе электропривода с фазовой синхронизацией (ЭПФС), применяются в узлах оптико-механической развертки обзорно-поисковых и сканирующих систем, в том числе в системах лазерного сканирования, в системах технического зрения современных робототехнических комплексов, видео-записывающей аппаратуры, в копировальных установках, что обусловлено их высокими точностными и динамическими показателями в широком диапазоне регулирования угловой скорости [1—7].

Одно из перспективных направлений развития теории электропривода связано с сокращением используемых в электроприводе датчиков, разработкой косвенных методов измерения требуемых параметров и, в конечном итоге, переходом на проектирование бездатчиковых электроприводов. В ЭПФС благодаря использованию цифрового логического устройства сравнения частот и фаз входных импульсных последовательностей появляется возможность косвенного определения ошибки по углу, ошибки по угловой скорости и углового уско-

Рис. 1. Обобщенная функциональная схема синхронно-синфазного электропривода

рения путем логической обработки импульсных сигналов задания и обратной связи [8].

Обобщенная функциональная схема ССЭ (рис. 1) выполнена в виде двухконтурной системы автоматического управления (САУ), включающей в себя внутренний контур — ЭПФС, реализованный на основе принципа фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ), и внешний контур управления доворотом вала электродвигателя в заданное начальное угловое положение (фазирования), соответствующее началу строки сканирования, управление которыми осуществляется от блока задания частоты БЗЧ, формирующего импульсы опорной частоты /оп (задания частоты вращения электропривода) и импульсы угловой привязки (задания начального углового положения вала электродвигателя) _Роп.

Электропривод с фазовой синхронизацией состоит из логического устройства сравнения ЛУС частот и фаз двух импульсных последовательностей: задания /п и обратной связи /ос; формируемой на выходе импульсного датчика частоты вращения ИДЧ, расположенного на валу электродвигателя ЭД, корректирующего устройства КУ и силового преобразователя СП.

Внешний контур фазирования включает в себя датчик положения вала электродвигателя ДП, формирующий импульсы индикации текущего положения вала электродвигателя Foz, и фазирующий регулятор ФР, содержащий блок определения фазового рассогласования БОФР импульсов частот Гоп и Гос (пропорционального угловой ошибке Да электропривода), блок определения частотного рассогласования БОЧР входных импульсных последовательностей /п и /с (пропорционального ошибке по частоте вращения Дю электропривода) и блок управления БУ угловым положением вала электродвигателя. Фазирующий регулятор преобразует по определенному закону импульсы задающей частоты /оп в импульсы входной задающей частоты ЭПФС /'оп.

Блок определения фазового рассогласования и блок определения частотного рассогласования образуют многофункциональное логическое устройство сравнения (МЛУС). Датчик положения и импульсный датчик частоты вращения ИДЧ образуют блок импульсных датчиков БИД, расположенный на валу электродвигателя.

В качестве ЛУС в системах фазовой автоподстройки частоты ФАПЧ используется импульсный частотно-фазовый дискриминатор (ИЧФД) [8]. Алгоритм работы ИЧФД основан на логической обработке порядка следования импульсов частот / п и /ос, и по результатам анализа дискриминатор устанавливается в один из трех следующих режимов работы:

— режим насыщения при разгоне (Р) электропривода (/оп >/0с- у=1);

— режим фазового сравнения (П — пропорциональный) дискриминатора (/оп » /ос, у = Аф, где Аф — фазовое рассогласование импульсов частот /оп и /ос);

— режим насыщения при торможении (Т) электропривода (/оп < у = 0 ).

Переход из одного режима в другой осуществляется в моменты прихода двух импульсов одной из сравниваемых частот между двумя импульсами другой частоты.

Целью статьи является разработка классификации методов косвенного определения ошибки по угловой скорости в электроприводе с фазовой синхронизацией и разработка схемных решений по построению БОЧР, являющегося одним из основных элементов многофункционального логического устройства сравнения (МЛУС).

В современных системах управления ЭПФС и ССЭ применяются методы косвенного определения ошибки по угловой скорости, реализованные в БОЧР, входящем в состав МЛУС. Основу многофункционального логического устройства сравнения составляет импульсный частотно-фазовый дискриминатор (ИЧФД) с расширенными функциональными возможностями [9]:

— индикация режимов работы ИЧФД (Р, П, Т);

— индикация моментов времени изменения режима работы ИЧФД (0/2 — ситуации отсутствия импульсов обратной связи между двумя соседними импульсами опорной частоты, 2/2 — ситуации прохождения двух импульсов обратной связи между двумя соседними импульсами опорной частоты).

На основе ИЧФД с расширенными функциональными возможностям могут быть реализованы методы косвенного определения ошибки по угловой скорости, классификация методов приведена на рис. 2.

Известные методы косвенного определения ошибки по угловой скорости реализуются в трех основных вариантах построения блока определения частотного рассогласования (БОЧР).

В первом варианте построения БОЧР (рис. 3) осуществляется подсчет повторяющихся совпадений во времени импульсов частот / и / . При

оп ос

использовании двухразрядного счетчика импульсов определяется область текущих значений ошибки по угловой скорости Дю [8]:

|Дю| < 2 • t • j0 • f

(1)

где т — длительность импульсов /оп и /ос;

ф0 — угловое расстояние между соседними метками

ИДЧ.

2

Рис. 2. Классификация методов косвенного определения ошибки по угловой скорости и вариантов построения БОЧР

Совпадение во времени импульсов /оп и /с определяется с помощью логического элемента И, совпадение во времени пауз импульсных сигналов fm и f^ определяется с помощью логического элемента ИЛИ — НЕ. Первый двухразрядный счетчик импульсов подсчитывает количество повторных совпадений входных импульсов. Сброс счетчика импульсов в нулевое состояние осуществляется при появлении между совпадающими импульсами двух совпадений пауз импульсных сигналов, что позволяет не подсчитывать единичные совпадения входных импульсов. Сброс второго счетчика импульсов в нулевое состояние осуществляется при появлении совпадающих входных импульсов, что позволяет вернуть схему в исходное состояние. При появлении двух повторных совпадений входных импульсов первый счетчик импульсов устанавливается в состояние «10», срабатывает одновибратор ОВ, сигнализируя о нахождении электропривода в заданной области ошибки по частоте вращения.

Из выражения (1) следует, что определяемая область ошибки по частоте вращения зависит от опорной частоты. В то же время синхронизация ЭПФС на любой заданной частоте вращения происходит в области начальных условий Aw < Awr, где

Awr = д/2 • ф0 • em , где em — максимальное ускорение электродвигателя в режимах насыщения ИЧФД. Для расширения диапазона рабочих угловых скоростей электропривода может быть использовано регулирование длительности t импульсов частоты fm в зависимости от заданной угловой скорости t = К / fon2, где К = const (рис. 4, где ПЧК — преобразователь частота — код, ФДИ — формирователь длительности импульсов).

При использовании n-разрядного счетчика совпадающих импульсов (рис. 5) подсчитывается количество повторяющихся совпадений импульсов N, полученное значение переписывается в регистр и по нему вычисляется текущее значение ошибки по угловой скорости (при разгоне электропривода) [8]:

Aw =

Фо

e • N • T

m оп

N • Г

(2)

Рис. 3. Функциональная схема БОЧР 1 с определением ситуации повторного совпадения во времени входных импульсов

Рис. 4. Функциональная схема БОЧР 1 с коррекцией длительности импульсов f

где s =

; Т = 1/f

Для защиты от ложных срабатываний БОЧР при большой ошибке по частоте вращения, когда за время прохождения одного импульса частоты /ос проходят несколько импульсов частоты / , в схему БОЧР дополнительно вводят ИБ-триггер и второй логический элемент И (рис. 6).

Рис. 5. Функциональная схема БОЧР 1 с подсчетом количества повторяющихся совпадений входных импульсов

с -

2

t +1

оп

Рис. 6. Функциональная схема БОЧР 1 с зашитой от ложных срабатываний при больших значениях ошибки по угловой скорости

Рис. 7. Функциональная схема БОЧР 2 с подсчетом импульсов задающей частоты между ситуациями 0/2 или 2/2

ИЧФД 2/2 1

0/2

Г

"С СТ2

и ки

Я Р <с

N

=>

Рис. 8. Функциональная схема БОЧР 2 с подсчетом импульсов высокой частоты между ситуациями 0/2 или 2/2

Во втором варианте построения БОЧР осуществляется подсчет импульсов тактовой частоты /оп между двумя ситуациями 0/2 или 2/2 (рис. 7). Ошибка по угловой скорости рассчитывается по формуле:

Дю =

Фо

N • Т

е • N • Т

т о1

2

(3)

При использовании данного метода косвенного измерения ошибки по частоте вращения исчезает зависимость от длительности входных импульсов и повышается точность измерения за счет увеличения значения N, подсчитываемого на интервале между ситуациями 0/2 или 2/2 (в данном методе подсчитываются все импульсы частоты /оп, а в предыдущем — только совпадающие с импульсами частоты / ).

ос'

В качестве источника тактовой частоты может быть использован независимый генератор импульсов /г (рис. 8) или высокочастотный генератор импульсов в БЗЧ [8]. Определение ошибки по угловой скорости рассчитывается по формуле:

Дю =

Ф0

N • Т

2

(4)

где Тг=1//г.

В этом случае в формуле отсутствует переменная величина Т (заменяется постоянной величиной Т),

оп г

что упрощает процедуру вычисления, и, кроме того, точность измерения Дю может быть повышена за счет выбора частоты / > / , при этом значение N.

г оп

подсчитываемое на интервале между ситуациями 0/2 или 2/2, увеличивается.

В третьем варианте построения БОЧР формируется дополнительная опорная последовательность импульсов с частотой /п (рис. 9, где ГВЧ — генератор высокой частоты, ДЧ — управляемый делитель частоты, ВУ — вычислительное устройство), близкой к текущему значению частоты следования импульсов в канале обратной связи /ос [10]. На основе данной частоты определяется значение ошибки по угловой скорости Дю', которое в дальнейшем пересчитыва-ется на реальное значение ошибки по угловой скорости путем добавления разности АюП между заданной угловой скоростью юЗ и угловой скоростью, соответствующей дополнительной подстраиваемой

частоте / :

п

Дю = Дю' + Аюг

Аю' = ф

N • Т

Аю„ = юз "®„ = Ф0 • /г

Nn

N

е • N • Т

т п

е т • N • Т

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

1

50

Рис. 9. Функциональная схема БОЧР 3 с подсчетом импульсов подстраиваемой частоты между ситуациями 0/2 или 2/2 и последующей коррекцией

Аю

è N - T 2 J T0 г I N „,

No

(5)

Данный метод определения ошибки по угловой скорости позволяет получать более точные значения при больших отклонениях текущей угловой скорости от заданной. Первое слагаемое в выражении (5), соответствующее Аю', дает большую точность измерения по сравнению с выражением (3), т.к. при выборе /п » f^ происходит значительное увеличение Мп и снижение погрешности (1/NJ его измерения. Второе слагаемое в выражении (5), соответствующее АюП, может быть рассчитано с высокой точностью, т.к. входящие в его состав аргументы характеризуются высокой точностью.

Анализ выражений (1—5) показывает, что основными аргументами, влияющими на точность вычисления ошибки по угловой скорости, являются em и N. Реальное угловой ускорение в режимах насыщения ЛУС может изменяться в зависимости от режима работы ЛУС и текущей угловой скорости электропривода. Для получения его более точного значения можно использовать косвенный метод измерения e m [8]. Погрешность, вносимая измеренным значением N, определяется как 1/N (погрешность целочисленного значения N). Поэтому более перспективными являются схемные решения БОЧР 2 и БОЧР 3, реализующие косвенные методы измерений ошибки по угловой скорости, путем подсчета количества импульсов между ситуациями 0/2 или 2/2. При больших ошибках по угловой скорости достаточную точность измерений может обеспечить только БОЧР 3.

Рассмотренные варианты построения БОЧР могут эффективно применяться при построении ЭПФС и ССЭ с улучшенными динамическими показателями, в режимах синхронизации и фазирования. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании современных ССЭ для сканирующих и обзорно-поисковых систем.

Библиографический список

1. Трахтенберг Р. М. Импульсные астатические системы электропривода с дискретным управлением. М.: Энергоиздат, 1982. 169 с.

2. Hsieh G. C., Hung J. C. Phase-Locked Loop Techniques. A Survey // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 1996. Vol. 43, Issue 6. P. 609-615. DOI: 10.1109/41.544547.

3. Best R. E. Phase-Locked Loops: Design, Simulation, and Applications. NY: McGraw-Hill, 2003. 421 p.

4. Wu Y., Zhao H., Zhao N. PLL Control System Based on FPGA for Brushless DC Motor // Proc. of the 33rd Chinese Control Conf. Nanjing, China, 2014. P. 7897-7902. DOI: 10.1109/ CHiC.2014.6896319.

5. Pan C.-T., Fang E. A Phase-Locked-Loop-Assisted Internal Model Adjustable-Speed Controller for BLDC Motors // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2008. Vol. 55, Issue 9. P. 3415-3425. DOI: 10.1109/TIE.2008.922600.

6. Zhang J., Zhao H., Ma K. Phase-Locked Loop in Constant Speed Control for the Flywheel Motor // Recent Advances in Computer Science and Information Engineering. 2012. Vol. 6. P. 323-330. DOI: 10.1007/978-3-642-25778-0_45.

7. Lanza P. T., Shtessel Y. B., Stensby J. L. Improved Acquisition in a Phase-Locked Loop Using Sliding Mode Control Techniques // Journal of the Franklin Institute. 2015. Vol. 352 (10). P. 4188-4204. DOI: 10.1016/j.jfranklin.2015.06.001.

8. Бубнов А. В., Чудинов A. H. Улучшение динамики электропривода сканирующих систем на основе косвенных методов измерения ошибки по угловой скорости: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. 100 с.

9. Bubnov A. V., Gokova M. V., Chetverik A. N. Features of constructing a logical device for comparing systems with a frequency phase-locked loop // Measurement Techniques. 2016. Vol. 59, Issue 9. P. 985-989.

10. Пат. 2608177 Российская Федерация, МПК H 02 Р 6/06, 7/06, 21/06. Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя и устройство для его осуществления / Бубнов А. В., Емашов В. А., Чудинов A. H. № 2015122321; заявл. 10.06.2015; опубл. 17.01.2017, Бюл. № 2.

БУБНОВ Алексей Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Электрическая техника». Адрес для переписки: [email protected]. ЧЕТВЕРИК Алина Наилевна, старший преподаватель кафедры «Электрическая техника». Адрес для переписки: [email protected]. ЧУДИНОВ Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрическая техника».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.08.2017 г. © А. В. Бубнов, А. Н. Четверик, А. Н. Чудинов

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.