УДК 658.14/17:005.334.4
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.А. Микитухо, Н.В. Парушина
В статье рассматривается проблема необходимости формирования многоуровневого экономического анализа для диагностики и предупреждения банкротства коммерческих организаций, интегрирующая методику финансового и управленческого анализа, методы и приемы анализа при проведении процедур банкротства на стадии рассмотрения дела о банкротстве. Многофункциональная роль анализа заключается в осуществлении диагностических, контрольных функций и проведении надзорного контроля за соблюдением законодательства, качеством процедур банкротства и разработке предупредительных мероприятий.
Анализ, аналитические процедуры, аудит, диагностика, банкротство, несостоятельность.
За последние годы проблема банкротства коммерческих организаций не только не утратила остроту, а, наоборот, приобрела особую актуальность и получила свое дальнейшее развитие. Эксперты тематического интернет-портала «Все о несостоятельности (банкротстве)» констатируют, что появилась «Российская Мода на несостоятельность и банкротство» и отмечают, что «...дел о банкротстве становится все больше и больше. Причем зачастую банкротство подготовил сам собственник или менеджмент. Владельцы бизнеса идут на такую крайнюю меру, чтобы не платить по счетам: банковские кредиты, заемные средства и т.д. Не пугает даже наказание. Преднамеренное банкротство в России является преступлением.. .»[1]. Подтверждением являются участившиеся банкротства банков и туристических фирм. По сведениям Российской газеты, приведенным в статье «Сгоревший тур», только за летний период 2014 года «.список банкротов пополнила еще одна, уже седьмая по счету, туристическая фирма.» [2]. В их числе «Лабиринт», «Нева», «Альфа-тур», «Ветер странствий».
Сайт банков России опубликовал полный список банков, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России, с января 2014 года были отозваны лицензии и ликвидированы 55 российских банков [3].
Факты банкротства приводят не только к вынужденной ликвидации коммерческих структур, но зачастую связаны с громкими уголовными делами, расследуемыми на территории Российской Федерации, объектами которых становятся незаконные операции отчуждения имущества, мошеннические схемы, групповые рейдерские захваты [4].
Банкротство в России в настоящее время имеет двойственную природу. Оно может быть результатом политических и экономических кризисов в стране, неэффективной структуры производства, просчетов в управлении, передела корпоративного контроля и приводит к прекращению деятельности фирмы. С другой стороны банкротство представляется как спланированная и ожидаемая управляемая процедура, что вызывает распространение механизма преднамеренного и фиктивного банкротства и рост числа экономических преступлений. По данным официальной статистики Министерства внутренних дел РФ непосредственно доля уголовных преступлений, связанных с неправомерными действиями при банкротстве, преднамеренным и фиктивным банкротством, составляет ежегодно примерно около 1,5 процентов. Динамика преступлений в сфере экономической деятельности приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика выявленных преступлений экономической направленности в сфере банкротства в Российской Федерации [5]_
Показатель Январь- Январь- Январь- Январь- Январь-
декабрь декабрь декабрь декабрь июль 2014г.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, единиц 701 529 474 426 214
Удельный вес, % 1,22 1,30 1,37 1,55 1,25
Всего преступлений в сфере экономической деятельности, единиц 57162 40496 34405 27388 16991
Неправомерные действия при банкротстве совершаются в крупном или особо крупном размерах либо связаны с причинением крупного ущерба.
Понятие "банкрот" известно в русском языке с Петровской эпохи в значении сочетания "разорившийся должник". Этот термин появился как заимствование из французского языка, где он трактуется как banqueroute. В переводе с итальянского языка слово «банкротство» произошло от bankcarotta, а понятие «банкрот» от bankcarottiere. По сведениям Энциклопедического фонда России все же считается, что первоисточником понятия «банкротство» является староитальянское сочетание bankca rotta, дословно - "сломанная, разбитая скамья (прилавок, контора)", что связано с тем, что первоначально конторы разоренных банкиров, объявленных банкротами, подвергались разгрому. Первое упоминание о зарождении основ права приходится на период XVIII - XIX вв. Для подтверждения несчастной (неосторожной) и злонамеренной (безответственной) несостоятельности предпринимателей, купцов применялись документы: "Банкротский устав" (1740 г), "Устав о банкротах" (1800 г.), "Устав о торговой несостоятельности"(1832 г.), "Устав Судопроизводства Торгового" (1905 г.) [6].
В настоящее время значение дефиниции «банкротство» раскрывается в статье 2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Следовательно, факт банкротства должен быть юридически подтвержден вынесением решения арбитражного суда. Поэтому до процедуры признания организации банкротом возможно проведение комплекса антикризисных мероприятий, которые способствовали бы восстановлению платежеспособности и погашению долгов, и как следствие укреплению позиций отечественных предприятий на внутренних и мировых рынках. В этой связи численность организаций, прекративших свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе по причине банкротства, является ключевым объектом контроля и аналитического мониторинга ряда государственных структур, регулирующих и контролирующих сферу коммерческого бизнеса в части возложенных на них полномочий (таблица 2).
Таблица 2 - Полномочия контрольно-надзорных органов в сфере банкротства и финансового оздоровления_
Наименование контрольно-надзорного органа Полномочия контрольно-надзорного органа в сфере банкротства и финансового оздоровления
Федеральная налоговая служба Российской Федерации Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей; представление в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам [7].
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) Совершенствование механизмов саморегулирования и повышение эффективности реабилитационных процедур в отношении юридических лиц; совершенствование норм об ответственности менеджмента должника и обеспечение защиты имущественных интересов при банкротстве; совершенствование механизмов защиты интересов залоговых кредиторов и предупреждения банкротства небанковских финансовых организаций; правовое регулирование вопросов несостоятельности предпринимательских групп; введение
особенностей рассмотрения дел о банкротстве, осложненных иностранным элементом (трансграничная несостоятельность); совершенствование процедур банкротства стратегических организаций; установление особенностей банкротства застройщиков, осуществляющих долевое строительство многоквартирных домов [8].
Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Рассмотрение арбитражных дел о банкротстве, вынесение решений о назначении административного наказания арбитражным управляющим в виде дисквалификации [9]
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) • Противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности, осуществление мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, документирование преступлений экономической и коррупционной направленности [4].
Следственный комитет Российской Федерации • Расследование преступлений в сфере банкротства в соответствии с последовательностью, установленной уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [10].
Достижимость результата контрольно-надзорных функций государственными службами обеспечивается в процессе сотрудничества и подписания совместных соглашений об информационном взаимодействии, что обеспечивает прозрачность аналитических данных о банкротстве для заинтересованных пользователей (кредиторов, собственников, партнеров) и позволяет своевременно применять меры управленческого, административного и уголовного воздействия. Результаты анализа деятельности коммерческих организаций в масштабе Российской Федерации, по федеральным округам, регионам и организационно-правовым формам публикуются в официальном издании -журнале «Вестник государственной регистрации» [11].
Анализ состояния юридических лиц в Российской Федерации свидетельствует об устойчивой динамике роста числа коммерческих структур, осуществляющих деятельность, и количество вновь зарегистрированных предприятий растет. Однако, при этом, все большее число юридических лиц стремится приостановить бизнес. Так, по состоянию на июль 2014 года число юридических лиц, зарегистрированных и ведущих деятельность на территории России, составило 3970839 единиц, а количество субъектов, прекративших развитие, достигло 3289395 единиц (разница 681444 предприятий). Данные рисунков 1, 2 наглядно демонстрируют тенденцию неблагоприятного функционирования коммерческих организаций по отдельным федеральным округам Российской Федерации [11]. Процентное соотношение числа действующих и закрытых предприятий примерно одинаковое. Лидирующие позиции по активности развития бизнеса занимают следующие федеральные округа: Сибирский, Приволжский, Центральный и Северо-Западный, доля коммерческих организаций, ведущих деятельность в этих федеральных кластерах, составляет более 10 процентов. В этих же территориальных зонах активно ликвидируются коммерческие структуры, причем доля организаций, прекративших свою деятельность, составляет более 13 процентов.
Рисунок 1 - Динамика состояния коммерческих организаций, ведущих и прекративших деятельность в Российской Федерации, в разрезе федеральных округов на январь 2014 года
Рисунок 2 - Динамика состояния коммерческих организаций, ведущих и прекративших деятельность в Российской Федерации, в разрезе федеральных округов на июль 2014 года
Единый государственный реестр юридических лиц также является источником информации о количестве обанкротившихся юридических лиц и содержит сведения, отображающие динамику количества зарегистрированных и прекративших деятельность юридических лиц с начала вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001г. № 129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что позволяет анализировать и контролировать финансово-экономическую ситуацию в стране (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика количества коммерческих организаций, прекративших деятельность в результате банкротства, в разрезе федеральных округов Российской Федерации [11]_
Показатель Январь Январь Январь Январь Июль
2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2014г.
Российская Федерация
> прекратившие деятельность 1719939 2239035 2769428 3070958 3289395
> банкротство 168149 179218 188271 194226 198598
Уд. вес банкротства, % 9,8 8,0 6,8 6,3 6,0
Северо-Кавказский
> прекратившие деятельность - - 58941 60646 64107
> банкротство - - 8925 8929 9037
Дальневосточный
> прекратившие деятельность 67759 91788 113607 124461 125263
> банкротство 12986 13580 14176 13971 14203
Сибирский
> прекратившие деятельность 224838 294818 377225 411799 423424
> банкротство 35865 37626 37854 38609 39332
Уральский
> прекратившие деятельность 123992 167319 233671 273805 291149
> банкротство 11610 12551 13627 14260 14636
Южный
> прекратившие деятельность 159433 202676 185416 195853 207854
> банкротство 24048 25486 17538 17984 18421
Приволжский > прекратившие деятельность 255672 353291 416658 449706 468765
> банкротство 41516 44652 47214 48747 49715
Центральный
> прекратившие деятельность 684876 816100 951753 1072868 1211285
> банкротство 25010 27262 29819 31697 32728
Северо -Западный
> прекратившие деятельность 203369 313043 432157 481820 497548
> банкротство 17114 18061 19118 20029 20526
Об актуальности и своевременности проблемы анализа и контроля банкротства, формирования действенных рыночных механизмов регулирования процессов банкротства на всех уровнях управления свидетельствует устойчивая тенденция роста количества организаций - банкротов по всем территориальным округам страны. При этом за последние два года удалось несколько стабилизировать и выровнять долю случаев банкротства коммерческих структур в среднем по России. Количество таких фактов составляет примерно 6 процентов всего количества прекративших существование хозяйствующих субъектов.
Детальный анализ всех сведений о банкротстве с позиций контроля и надзора за деятельностью обанкротившихся организаций проводит газета «Коммерсантъ». В соответствии с распоряжением правительства РФ от 21 июля 2008 года №1049-р и заключенным с ФРС РФ договором №25 от 01.08.2008 года газета «Коммерсантъ» получила статус официального издания для публикации сведений, предусмотренных федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (таблица 4) [12].
Таблица 4 - Количество публикаций по типам сообщений о процедурах банкротства в масштабе Российской Федерации_
Показатель 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. по состоянию на август
О торгах 6106 7818 7388 4772
О принятии решения о признании банкротом и об открытии конкурсного управления 2725 3401 3327 2321
О вынесении определения о введении наблюдения 1946 2630 2546 1660
О прекращении производства по делу о банкротстве 942 298 280 209
Об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного 597 664 717 556
управляющего
Неизвестный тип 202 202 242 134
О введении внешнего управления 119 102 74 58
О проведении собрания кредиторов 24 37 28 22
Постановления судов об отмене или изменении указанных актов 20 16 20 14
О намерении погасить обязательства должника 15 20 25 17
О введении финансового оздоровления 15 15 16 7
Всего сообщений 7173 8484 5211 5033
Исходя из данных таблицы видно, что сбор и анализ сведений о процедурах банкротства осуществляется на всех этапах процесса банкротства и если в 2013 году наблюдалось некоторое снижение числа случаев информирования о банкротстве российских организаций (5211 сообщений), то только за 8 месяцев 2014 году зарегистрировано 5033 сообщения (разница 178 сообщений), активность принятия управленческих решений в делах о банкротстве субъектов экономики выше .
Регистрации и анализу подлежат не только сведения о процедурах банкротства, но также на каждом этапе рассмотрения дела о банкротстве применяются соответствующие аналитические процедуры. Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) "О несостоятельности (банкротстве)" выделяют следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение [13].
Ведущие российские ученые - аналитики (Балдин К.В., Ендовицкий Д.А., Казакова Н.А., Керимов В.Э., Кобозева Н.В., Кокорев Н.А., Савицкая Г.В., Старикова Л.Н., Чернова М.В., Шеремет А.Д.) уделяют внимание практике применения экономического анализа и прогнозирования банкротства, обобщая нормативные регламенты по данной проблематике и предлагая свое авторское видение развития системы аналитических показателей, методик и процедур. Однако их авторские концепции носят обзорный характер и не учитывают особенности ограничения информационного обеспечения и выбора технологии анализа при прохождении этапов в деле о банкротстве.
Керимов В.Э. определяет «...место и значение экономического анализа в антикризисном управлении организацией» и подчеркивает его важность [14]. Автор разделяет методику анализа и диагностики деятельности организаций при процедурах банкротства.
Руководствуясь положениями закона «О несостоятельности (банкротстве)» целесообразно определить цели и содержание анализа, нормативные регламенты, ответственных лиц и методы анализа, применяемые при банкротстве на разных его процессуальных этапах применительно к каждой процессуальной процедуре.
Как свидетельствуют данные анализа нормативного законодательства одним из контрольных параметров при банкротстве, являющихся в тоже время одним из ключевых его признаков, является сумма задолженности по обязательным платежам в бюджет, которая приостанавливается к взысканию и подлежит систематическому мониторингу Федеральной налоговой службой РФ. Банкротство юридических лиц нарушает своевременность поступлений в бюджетную систему, несмотря на принятие мер принудительного взыскания платежей посредством направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налогов, сборов, пени и штрафов.
Анализ структуры совокупной задолженности в бюджет страны показывает, что по банкротству приостановлено около 28 процентов обязательств по состоянию на январь 2014 г. К июлю 2014 года этот показатель составил 23 процента (таблица 5).
Таблица 5 - Структура совокупной задолженности в бюджетную систему Российской Федерации [15]_
Показатель На 01.01.2014 г. На 01.07.2014 г.
Сумма, млрд. руб. Уд. вес., % Сумма, млрд. руб. Уд. вес., %
Взыскивается налоговыми органами 582,9 50 635,9 55
Приостановлена по суду 54,3 5 49,0 4
Отсроченная реструктурированная 18,8 2 19,9 2
Приостановлена по банкротству 326,7 28 267,3 23
Взыскивается приставами 164,8 14 172,3 15
Невозможная к взысканию 7,7 1 11,5 1
Итого 1155,2 100 1155,9 100
При этом эффективность мер принудительного взыскания задолженности по банкротству не высокая и составляет в исследуемый период всего около 4 процентов, при условии, что показатель совокупной эффективности всех мероприятий, проводимых налоговыми органами в части погашения долгов перед бюджетом составляет примерно около 60 процентов, о чем свидетельствуют данные таблицы 6. В 2014 году на начало года было направлено юридическим лицам, находящимся в стадии банкротства, требований об уплате налогов, сборов, пени и штрафов на общую сумму 121,6 млн. руб., а взыскано было всего 5,3 млн. руб. (эффективность 4,3 процента). По состоянию на июль 2014 года сумма предъявленной к взысканию задолженности составила 62,3 млрд. руб., а фактически было уплачено в бюджет только 2,5 млрд. руб. (эффективность 4 процента).
Таблица 6 - Эффективность мер принудительного взыскания задолженности в бюджетную систему Российской Федерации [16]__
Показатель На 01.01.2014 г. На 01.07.2014 г.
Направ Пога % Направ Пога %
лено, млрд. шено, Эффек лено, млрд. шено, Эффек
руб. млрд. руб. тивности руб. млрд. руб. тивности
Требования 600 236,3 39,4 359,9 133,1 37
Инкассовые поручения 288,3 83,9 29,1 166,5 50,3 30,2
Статья 77 НК РФ 3,1 0,6 19,2 2,6 0,9 35,7
Статья 47НК РФ 197,0 42,3 21,5 82,2 20,7 25,3
Банкротство 121,6 5,3 4,3 62,3 2,5 4
Совокупная эффективность от х х 61,4 х х 57,7
всех мер
Таким образом, вопросы несостоятельности (банкротства) переросли в ранг особых проблем экономической безопасности, причем не только с позиций инициированного прекращения деятельности со стороны юридического лица, вызванного ухудшением финансового положения и неплатежеспособностью организации, но официально зарегистрированных фактов совершения уголовных преступлений по принудительному поглощению предприятий и уклонению от кредиторов.
Авторы Вержбицкая И.В., Зайцева С.С., Зенкина И.В., Клишевич Н.Б., Круш З.А., Мироненко О.В., Селевич О.С., Толпегина О.А., Усенко Л.Н., Юсупова Н.И. признают важность проработки проблемы несостоятельности (банкротства) на самом высоком уровне, развития единой аналитической системы по противодействию фактов банкротства, использованию информационных технологий обработки данных, в частности интеллектуального анализа данных и поддержки принятия решений. Необходимость использования анализа при разработке организационно-управленческих мероприятий по недопущению банкротства предприятий подтверждают все ведущие ученые в области экономического анализа: Ендовицкий Д.А., Мельник М.В., Казакова Н.А., Пласкова Н.С., Усенко Л.Н., Чеглакова С.Г., Шеремет А.Д.
Вместе с тем в среде научного сообщества отсутствует единство в определении роли и значения анализа для выявления и предупреждения признаков банкротства, подтверждения фактов банкротства, в том числе подпадающих под определенную статью уголовного кодекса. На наш взгляд, подытоживая неоспоримость перехода проблемы банкротства на иной экономический и политический уровень в силу объединения информационных усилий государственных служб по приданию ей публичности и прозрачности, необходимо уточнить функции анализа и расширить области его применения в системе банкротства.
Сторонников анализа в вопросах банкротства можно условно разделить на три
группы. К первой группе относятся ученые и специалисты, которые в своих работах уделяют первостепенное внимание управленческой диагностике: Ендовицкий Д.А. [17], Зайцева С.С. [18], Круш З.А. [19], Усенко Л.Н. [20].
Ученые второй группы отдают предпочтение тандему анализа и аудита при проведении мониторинга качества экономического состояния организации при банкротстве: Вержбицкая И.В. [21], Клишевич Н.Б. [22] , Чернова М.В. [23]
Третья группа специалистов - аналитиков, находящаяся в меньшинстве, обосновывают авторскую концепцию надзора (мониторинга) процесса банкротства: Юсупова Н.И. [24], Чесноков А.А. [25].
Усенко Л.Н. считает, что «.в подобной ситуации весьма необходимым является проведение постоянного и систематического контроля за изменением финансово-хозяйственной деятельности организации, диагностика тенденций и закономерностей» [20]. Кобозева Н.В. соглашаясь, отмечает, что «.актуализируется проблема организации эффективного финансового контроля в ходе процедур банкротства.», уделяя особое значение в условиях банкротства аудиторскому контролю и финансовому анализу [26]. Авторы подчеркивают важность контроля и анализа для выявления факторов кризисного состояния и обоснования наиболее эффективных мер по финансовому оздоровлению. Мы считаем, что диагностический анализ будет уместен на всех этапах рассмотрения дел о банкротстве, а контрольно -аналитические процедуры позволят своевременно выявить признаки банкротства, правильно классифицировать их для предупреждения и пресечения. В этой связи логично предположить, что анализ на современном этапе решения проблем банкротства с точки зрения сохранения экономической безопасности страны и ее регионов должен выполнять многофункциональную роль, которая состоит в определении его сути и групп пользователей. Анализ следует использовать не только по своему прямому назначению для подтверждения финансовой состоятельности развития организации, но и как основной метод контроля для выявления признаков и обстоятельств банкротства.
В современной экономике, на наш взгляд, анализ банкротства должен выполнять три основные функции, определяющие его суть: диагностическую, контрольную и надзорную. Для каждой функции анализа нами определены его субъекты и одновременно пользователи, а также раскрыто содержание и характер аналитических мероприятий в рамках выполнения функционального назначения анализа, что представлено на рисунке 3.
Диагностическая
функция
Пользователи анализа:
1. Топ-менеджеры и собственники
Генеральный директор, финансовый директор, (заместитель генерального директора по
экономическим вопросам), совет акционеров (учредителей)
2. Партнеры по бизнесу
Поставщики, покупатели, инвесторы, кредитные учреждения, финансовые
ппгаимоо! I ММ
ЛМ 1ЛЧ1/М
Ан ализ представляет собой комплекс методов и процедур для проведения всесторонней оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, выявления проблем и предупрежден ия неплатежеспособности
Комплексный, ретроспективный и текущий анализ
Пользователи анализа:
1. Службы внутреннего
предупредительного
контроля
Служба внутреннего аудита (контроля), ревизионная комиссия,
инвентаризационная комиссия, СРО арбитражных управляющих
2. Службы
внешнего
предупредительного контроля
Аудиторские организации, ревизионные органы,
ведомственные
Пользователи анализа:
1. Органы государственного финансового контроля
Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ, Минэкономразвития,
Федеральная антимонопольная служба
2. Правоохранительные органы:
ГУЭБиПК МВД России,
Анализ финансового состояния экономического субъекта с целью выявления и подтверждения наличия признаков несостоятельности (банкротства) на основе методик, регулируемых нормами действующего
Комплексный или тематический, ретроспективный, текущий и
Анализ деятельности организации для выявления признаков неспособности рассчитываться по обязательствам перед кредиторами, совершения уголовного правонарушения и возможной квалификации факта банкротства с позиций
Тематический, текущий и перспективный анализ
Я
Рисунок 3 - Многофункциональное назначение анализа в процедурах банкротства
Анализ в нормативных регламентах и научной литературе по проблемам банкротства классифицируется авторами как финансовый анализ. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. в частности, отмечают, что «.оценку вероятности банкротства можно проводить с помощью финансового анализа» [27]. Придерживаясь того же мнения Александров О.А., Егоров Ю.Н. констатируют, что финансовый анализ позволяет выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия [28]. Кован С.Е. трактует анализ, проводимый в рамках процедур банкротства, как финансово-
экономический, по тексту фактически отождествляя его с финансовым анализом арбитражных управляющих [29]. В тоже время ряд авторов значительно сужают области финансового анализа, проводя параллель с анализом финансового состояния организации: Бариленко В.И., Казакова Н.А., Панков В.В. Существуют и приверженцы расширения сферы финансового анализа до исследования производственно-управленческих аспектов деятельности организации, тем самым вводя понятие «экономический анализ несостоятельности (банкротства)». Зенкина И.В. так определяет цель экономического анализа несостоятельности (банкротства): «... - установить «болевые точки хозяйственного и финансового аспектов деятельности предприятия, предсказать на основе наблюдаемых тенденций возможное развитие событий, разработать необходимые управленческие решения для снижения риска банкротства»» [30]. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что инструментарий анализа банкротства должен базироваться на принципах экономического анализа, объединяющего методику финансового и управленческого анализа.
Таким образом изучение проблемных сторон финансовой и производственной деятельности организации, формирующих конечный финансовый результат в форме выручки и поступления денежных средств, позволит реализовать цели многофункционального анализа банкротства во всех его направлениях: при диагностике, контроле и надзоре.
The article considers the problem of forming a multi-tiered economic analysis for diagnosis and prevention of bankruptcy of commercial organizations, integrating the methodology of financial and management analysis, methods and techniques of analysis in bankruptcy proceedings pending bankruptcy case. The multifunctional role of the analysis is diagnostic, control functions and conducting Supervisory control over observance of the legislation, as bankruptcy procedures and the development of preventive measures.
Key words: Analysis, analytical procedures, audit, diagnostics, bankruptcy and insolvency.
Список литературы
1. Все о несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://bankrotstvo. ru/
2. Российская газета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/21/reg-sibfo/tyri.html
3. Газета «Банки» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/memory/
4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mvd.ru/
5. Сведения «Состояние преступности в России» ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» официального сайта МВД РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mvd.ru/
6. Программа «Энциклопедический фонд России» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.russika.ru/
7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]//Режим доступа:, http://www.nalog.ru/
8. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]//Режим доступа:, http://www.economy.gov.ru/
9. Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.arbitr.ru/
10. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://sledcom.ru/
11. Инфографика «Статистика юридических лиц». Вестник государственной регистрации [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.vestnik-gosreg.ru/
12. Газета «Коммерсант» [Электронный ресурс] //Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/917599
13. Официальный сайт компании «Консультант плюс» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.consultant.rU/popular/bankrupt/58_1.html#p1182
14. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет в условиях антикризисного управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ под ред. проф. В.Э. Керимова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. С. 175
15. Составлено на основе: Сводные данные «Структура совокупной задолженности в бюджетную систему Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/debt_bankruptcy/results/structure_zadolg/
16. Составлено на основе: Сводные данные «Эффективность мер принудительного взыскания задолженности» [Электронный ресурс]//Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/debt_bankruptcy/results/effect_zadolg/
17. Ендовицкий Д.А., Щербаков М.В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций: учебное пособие / под ред. проф. Д.А. Ендовицкого. М.: Экономист, 2007. 287 с.
18. Зайцева С.С. Управленческая диагностика финансового состояния предприятия// Бизнес в законе. 2011. №2. С 326-329
19. Ткачева Ю.В., Круш З.А. Диагностический анализ финансовой несостоятельности как этап предотвращения банкротства // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2008. №3-4. С.59-63
20. Усенко Л.Н.. Иванкова И.А. Анализ финансового состояния как основа диагностики банкротства предприятия// Вестник Академии. 2005. №1(20). С. 33-37
21. Вержбицкая И.В. Значение анализа кредиторской задолженности для предотвращения банкротства юридического лица//Наука и современность. 2012. С.162-167
22. Савельева И.А., Клишевич Н.Б. Анализ и аудит неплатежеспособных организаций и банкротств //Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №14. С. 378386
23. Чернова М.В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: монография. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2013. 208с.
24. Юсупова Н.И., Волик Е.О. Мониторинг банкротств с использованием метода интеллектуального анализа данных// Управление в социальных и экономических системах. 2008. №2(27). Т. 10. С. 71-79
25. Чесноков А.А. К вопросу об анализе признаков несостоятельности в процедуре банкротства //Алтайский юридический вестник. 2013. №3(3). С. 99-103
26. Кобозева Н.В. Банкротство: учет, анализ, аудит: практическое пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. С.5-6
27. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М. 2011. С. 350
28. Алексадров О.А. Экономический анализ/ О.А. Алексадров, Ю.Н. Егоров. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 77
29. Кован С.Е. Предупреждение банкротства организаций. М.: ИНФРА-М, 2011. С
159
30. Зенкина И.В. Омельченко О.А. Анализ и прогнозирование несостоятельности (банкротства) коммерческой организации //Учет и статистика.2008. №12. С. 177
Об авторах
Микитухо А.А. - Орловский государственный институт экономики и торговли, [email protected]
Парушина Н.В. - Орловский государственный институт экономики и торговли, parushinan@rambler. ru