УДК 378.4
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ВЫСШЕГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.М. Панькова
Томский политехнический университет E-mail: korovky@list.ru
Анализируются миссии современных университетов, в которых находят отражение как либеральные, так и прагматические тенденции высшего образования. В концепции технического инновационного университета при синтезе либерального и утилитарного подходов подчеркивается важность культурного, либерального аспекта и необходимость обучения техническим наукам, получения инженерной квалификации, что прежде происходило в рамках учебных заведений, в которых базовой обозначалась прагматическая составляющая.
Ключевые слова:
Инновационный технический университет, либеральная и прагматическая тенденции, миссия университета, инновация.
В конце XX в. все чаще стало говориться о смене формации, о постиндустриальном обществе, а позднее - об информационном обществе.
Постиндустриальное общество сменило общество индустриальное, основной чертой которого была рациональность1. Если индустриальное общество представляло собой координацию человека и техники для производства материальных благ, то постиндустриальное общество организуется вокруг знания с целью социального контроля и управления нововведениями и изменениями; а это в свою очередь, порождает новые социальные структуры и отношения [1, 2]. И если ранее роль основного фактора прогресса играло знание прикладное, то для постиндустриального общества эту роль берет на себя знание теоретическое. А на центральное место в обществе выдвигается социальный институт.
В современных условиях университет активно влияет на формирование общественного мнения, занимается политическим прогнозированием, а также занимается научными исследованиями.
Университеты играют важную роль в развитии экономики, государства, гражданского общества, предоставляя знания, навыки, идеи и фундаментальные исследования, необходимые любой стране для обеспечения экономического, социального, политического развития и роста. Практически все вузы видят свою миссию и роль в том, чтобы быть центрами образования, науки и культуры. Сущность моделей университетов состоит не в отрицании какой-либо из функций университета, а в преимущественном развитии одного из направлений деятельности, которое становится для данного университета базовым.
Вопрос о соотношении общекультурного, либерального и узкопрофессионального, утилитарного знания сегодня особенно актуален. Рассмотрев различные точки зрения на развитие университета, Д. Белл приходит к выводу о необходимости синтеза положительных моментов, которые были как в концепции либерального, так и утилитарного образования.
Так, например, характеризуя либеральное образование, Д. Белл делает акцент на том, что неважно чему учить, а важно как. Материал, представленный как истина в последней инстанции, будет перекрывать возможность творческому поиску и выражению индивидуальности, причем как у гуманитариев, так и у технических специалистов. То есть, либеральным, свободным может быть любое знание, не потому, что оно в большей степени ориентировано на изучение гуманитарных дисциплин, а потому, что оно дает возможность обучаемому вести самостоятельный поиск, переосмыслить представленную информацию самостоятельно.
Либеральная тенденция в истории формирования идеи университета всегда носила элитарный характер. Белл указывает на то, что в современном обществе университетский диплом станет не просто атрибутом, который подтверждает общественный статут человека. Университет станет важнейшим социальным институтом общества, как консультационный центр для правительственных учреждений и организаций, а также как поставщик кандидатов на руководящие должности, управляющих производством.
Несколько иную концепцию представил американский футуролог К. Керр. Все более разрастающиеся университеты, которые он называет мульти-верситетами - это особые интеллектуальные города, которые играют ведущую роль для окружающего социокультурного пространства [3].
Университет уже не является только лишь совокупностью преподавателей и студентов. По сути, это конгломерат из нескольких таких совокупностей. Его уже нельзя определять термином университет, ориентируясь на первоначальную трактовку этого термина. Следовательно, новый термин -мультиверситет, будет наиболее адекватным отражением идеи современного университета, как нового социокультурного явления.
Мультиверситет состоит из целого ряда сообществ, объединенных одним идеалом - поиском ис-
1 Рациональность применительно к процессу развития была рассмотрена в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера.
тины. Он коммунитарен по своей природе. Его целью является как сохранение вечных истин, так и поиск нового знания, а также уточнение, каким именно образом истина и знания могут служить потребностям человека. Такое разнообразие задач, решаемых мультиверситетом, отражает и его принципиальное отличие от университета в особенностях вну-триструктурных связей. К. Керр сравнивает мульти-верситет с городом-государством, который управляется единым административным органом. Этот город-государство он называет Город Интеллекта, который нужно рассматривать как сообщество, охватывающее все интеллектуальные ресурсы общества.
К. Керр предполагал, что в дальнейшем большие университетские центры начнут срастаться и формальные связи преподавателей с каким-либо определенным университетом ослабнут, появится возможность свободного перемещения от одного университетского города к другому, с необходимостью будут развиваться новые информационные технологии, позволяющие сделать возможным общение между такими образовательными центрами. Вся страна превратится в огромный конгломерат, состоящий из университетских центров, который будет называться Идеополис.
Это становится возможным при наличии единого информационного и образовательного пространства, неотъемлемой частью которого в современном обществе стала глобальная информационная сеть - Интернет. При этом следует учитывать, что это средство коммуникации имеет многогранное применение в различных областях общественной жизни, в том числе, наряду со сферой образования, также в экономике, политике и т. д. Направления использования Интернет в глобальной системе образования достаточно разнообразны. Благодаря этому средству можно организовать и руководить учебным процессом из одного центра в любой стране, что, в свою очередь, приведет к решению проблемы нехватки квалифицированных кадров и финансовых средств на содержание обучающихся, учебных помещений, необходимости выделять дополнительные ресурсы на печатание учебников, их доставку в учебные заведения и т. д.
Практика работы с вузами в области разработки стратегий развития позволяет определить ключевые модели университетов, с одной стороны наиболее «проработанные», а с другой - наиболее востребованные вузами. Дискуссии, ведущиеся в вузовском сообществе, рассматривают широкий спектр концептуальных моделей. К таким относятся концепции исследовательского университета [4], университета как регионального научно-образовательного и культурного комплекса (региональный университет), пассионарный университет [5], предпринимательский университет [6] и ряд других [7], в которых осуществлен своего рода синтез либеральной и прагматической тенденций.
Уже во второй половине ХХ в. появившаяся необходимость в кардинальных преобразованиях нашла свое отражение в концепции технического
университета, которая послужила основанием для формирования концепции академического инновационного университета.
Концепция технического университета предполагает, с одной стороны, приверженность классическому либеральному университетскому образованию, для которого характерными тенденциями являются гуманизация и фундаментализация университетского образования, служение истине и свобода научного творчества, с другой стороны, необходимость адаптации выпускников к особенностям современного мира. Это обстоятельство предопределило синтез утилитарного и либерального подходов к концептуализации технического университета.
Действительно, в концепции технического университета при синтезе либерального и утилитарного подходов подчеркивается важность культурного, либерального аспекта и необходимость обучения техническим наукам, получения инженерной квалификации, что прежде происходило в рамках учебных заведений, в которых базовой обозначалась прагматическая составляющая.
Характерным для технического университета является развитие межотраслевых научных исследований, которые охватывают инженерно-техническое, естественнонаучное, социально-экономическое и гуманитарное направления, преимущественным, при этом, является развитие фундаментальных исследований.
Университет становится профессиональным, культурным и исследовательским центром, выполняя ряд задач, стоящих перед техническим университетским образованием, к числу которых относятся как подготовка высококвалифицированных профессионалов, так и воспитание специалистов, способных к исследовательской деятельности. Целостность этих задач обеспечивает интеллектуальную атмосферу технического университетского образования. Определяя назначение университета в обществе, представители современного университетского сообщества используют понятие «Миссия», которое в широком смысле соотносимо с классическим понятием идеи университета.
Так, например, Л. Мишед [8] определяет миссию университета в реализации единства интеллектуальной, социальной и образовательной функций университета, что является продолжением либеральной тенденции развития. Среди задач и целей - сохранение, передача и развитие знаний и культуры, свободный поиск истины, подготовка специалистов, обеспечение услуг экспертных оценок. Культурная и гуманистическая функции реализуются через формирование интеллектуальных и других способностей, через понимание фундаментальных ценностей человечества, отдельных цивилизаций, через овладение фундаментальными идеями. Таким образом, миссия в данном аспекте понимается в качестве смыслообразующего ядра университетской идеи, определяющего предназначение университета в современном обществе.
Понятие миссия университета может обладать и более узким, корпоративным смыслом, обусловленным идеей стратегического управления. Таким образом, миссия оказывается связанной с самоопределением данного высшего учебного заведения среди других, с его спецификой.
Российские классические университеты, представляя себя частью мирового научного сообщества, видят свою миссию в сохранении, развитии и распространении отечественной и мировой культуры. Следует отметить, что такое видение предназначения университета как культурно-образовательной миссии было свойственно университетам на всех этапах его развития.
Например, Томский государственный университет, как «университет исследовательского типа, видит свою миссию в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов»2.
Современные университеты стремятся сохранить за собой и свою значимую роль в подготовке интеллектуальной элиты общества, указывая на необходимость развивать у студентов способности к исследовательской деятельности, что согласуется с Великой Хартией университетов3, которая предполагает единство учебного процесса в университетах и исследовательской деятельности. Кроме того, в Хартии указывается, что «университет должен обеспечить будущим поколениям такое образование и такую подготовку, которые позволят им внести свой вклад в соблюдение великого равновесия окружающей среды и самой жизни»4, поднимая тем самым систему университетского образования на новый уровень решения задач нравственного воспитания и обосновывая миссию формирования личности. Так, например, Дальневосточный государственный университет, определяя основные ценности университетского образования, указывает на необходимость «формирования нравственной, высокоинтеллектуальной и физически здоровой личности, имеющей честь и волю к победе, стремящейся к саморазвитию, свободной от догм, способной найти свое призвание и действовать во имя прогресса и процветания человечества»5.
Поскольку современные университеты определяют свою историческую роль, кроме всего сказанного, в том, чтобы быть представителями российского образования, науки и культуры, они становятся центрами развития регионов и активно рабо-
тают над созданием системы переноса знаний из сферы науки в сферу экономики, промышленности, социальную сферу. Эту направленность можно обозначить как миссию содействия социально-экономическому развитию региона.
Современное общество нуждается в технологиях, которые способны обеспечить устойчивое развитие в условиях рыночной экономики, и университеты, с необходимостью должны включиться в инновационную деятельность, учитывая и эту тенденцию современного мира. Следуя требованиям времени, Томский политехнический университет «создает условия и стимулы для свободного выражения мыслей и идей, поддерживает культ знаний и стремления к успеху. Вот почему на нашем гербе девиз: «Знание. Свобода. Процветание». Миссия университета заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококлассных специалистов и эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования»6.
Таким образом, в миссиях современных университетов находят свое отражение как либеральные, так и прагматические тенденции концепции высшего образования, что отражает и опыт прошлого, и проблемы современности, обозначает будущие тенденции развития.
Академический инновационный университет активно создает нововведения и использует инновации в своей деятельности. Он ориентирован на развитие инновационного образования с применением проблемно-ориентированных технологий обучения, осуществление опережающей подготовки элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности, формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды [9].
Сам термин «инновация» (лат. innovation, обновление) означает процесс, приводящий к появлению какого-либо новшества. Было отмечено, что эффективность инновационного процесса обеспечивается благодаря преемственности и последовательности стадий. В самом широком смысле понятие инновации означает форму целенаправленного и управляемого процесса развития.
В целом, инновация - это конечный результат интеллектуальной деятельности, представленный в виде какого-либо нового объекта (системы, технологии, товара или услуги) или в виде некоторого
2 Миссия Томского государственного университета http://www.tsu.ru/WebDesign/TSU/core.nsf/structurl/common_missiya.
3 Великая Хартия Европейских Университетов http://www.russianenic.ru/int/bol/charter.html.
4 Там же.
5 Миссия Дальневосточного государственного университета http://www.dvgu.ru/info/mission.phtm.
6 Миссия Томского политехнического университета http://www.tpu.ru/html/missia.htm
объекта, существенно отличающегося от созданного ранее. Инновация характеризуется более высоким научным уровнем, новыми потребительскими качествами продукта.
Формирование инновационного академического университета представляет собой инновационный процесс, предполагающий последовательное получение новых и обобщение уже имеющихся знаний до использования потребителем научно-образовательных услуг инноваций, созданных на основе этих знаний. При этом с необходимостью предполагается наличие обратной связи между потребителем инноваций и научно-образовательной инновационной сферой.
По природе своей инновационный процесс -это процесс, охватывающий весь цикл преобразования научного знания, научных идей, открытий и изобретений в инновацию от отработки идеи до её реализации.
По мнению В. Ващенко [10], можно выделить два подхода к определению термина инновация:
• Описательный, в рамках которого инновация -это синоним терминов нововведение, новшество, изобретение, ноу-хау, то есть вывод из результатов современных научно-технических разработок на уровне потребителей товаров;
• Функциональный, который связан с выявлением сущности базового понятия.
Таким образом, инновация может быть представлена как действие (или результат действия), направленное на удовлетворение новой потребности (или предложение нового пути удовлетворения старой), в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), что в свою очередь привело к появлению новых технологий, новых комбинаций производственных факторов. Целью такого рода деятельности является снятие последствий деструктивных процессов или получение новых продуктов или услуг (возможно, имеющих новые свойства) с высоким рыночным потенциалом.
Можно обозначить цели инновационного образования, которые отражены в таких задачах, как обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента, создание условий для овладения им навыками научных исследований и выработки соответствующего стиля мышления, овладение методологией нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах. Если достижение первой цели осуществимо в процессе изучения блока гуманитарных, общенаучных и естественных дисциплин, на основе применения таких учебных технологий, которые содействуют развитию навыков самостоятельного мышления, овладению методологией творческого решения задач, то вторая цель (постижение сути методологии научных исследований) достигается в процессе изучения фундаментальных общепрофессиональных теоретических дисциплин.
Что же касается развития инновационного мышления, эта цель реализуется в ходе изучения специальных профессиональных дисциплин, но ключевым моментом инновационной образовательной деятельности является человеческий фактор [11]. Производственное поведение персонала, направленное на достижение стоящих перед вузом стратегических задач, может быть обеспечено только творческой деятельностью всех его сотрудников.
Таким образом, анализ формирования современных моделей высшего университетского образования показал, что одной из наиболее перспективных идей их становления и развития стала идея предпринимательства. В начале 90-х гг. XX в. термины «предпринимательский» и «инновационный» считались синонимами, хотя концепция инновационного университета охватывает больше, чем перспектива увеличения прибылей. Недостаточное государственное финансирование и постоянное изменение требований внешней среды поставили университеты в условия необходимости принять предпринимательскую концепцию для сохранения своей академической сущности, автономности независимости, заставив решать сложную задачу интеграции академических ценностей и предпринимательской культуры.
Стратегической целью создания инновационного университета является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов НИР, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России [12].
В качестве основных базовых принципов трансформации университетов в структуры инновационного типа и их особенностей следует отметить следующие:
• Развитие инновационного образования с использований междисциплинарных, проблемно-и проектно-ориентированных технологий;
• Создание системы элитной подготовки специалистов на базе научных школ, которая должна включать конкурсный отбор способных студентов, усиление роли фундаментального образования, максимальную интеграцию университета и производственных организаций в учебном процессе, а также определенную мотивацию всех участников этого процесса (студентов, преподавателей, научных организаций и работодателей);
• Интеграция научной образовательной и инновационной деятельности в университете, которая предполагает организационное оформление взаимодействия университета и институтов Российской академии наук, а также объединение их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов и создания учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники;
• Развитие взаимодействия университета с внешней средой, которая включает попечителей университета, Ассоциацию его выпускников, институты Российской академии наук, а так же малые и крупные предприятия и транснациональные компании, фонды и общественные организации;
• Формирование корпоративной культуры университета, которая понимается как совокупность коллективных базовых представлений, необходимых и достаточных для адаптации к изменениям внешней среды и создания конкурентной внутренней среды университета7;
• Совершенствование системы управления университетом, для чего необходимо четко сформулировать миссию университета, принятую руководителями и сотрудниками университета, которые готовы и способны ее реализовать. Проанализировав возможные перспективы развития университета на примере модели иннова-
ционного академического университета, мы пришли к выводу, что университет является сложной самоорганизующейся системой, в которой фундаментальное образование и исследовательский процесс (либеральный подход) дополнены перспективой трансформации университета в предпринимательскую структуру, выпускающую высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда (прагматический подход). Таким образом, можно утверждать, что любая система учебных заведений может рассматриваться в качестве системы образования только в той мере, в какой ей удалось пройти свой инновационный путь развития, который связан с использованием потенциала культуры данного сообщества. Иначе эта система может быть квалифицирована как система не образования, а обучения, подготовки специалистов. Слепое копирование чужих решений не обеспечивает развития учебного заведения и системы образования [13].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. - N.Y.: Basic Books, 1973. - V. XII. - 507 p.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
3. Kerr C.A. The uses of the University. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. - V. IX. - 204 p.
4. Майер Г.В. О критериях Исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ / Уральский гос. технический ун-т: журнал. - 2003. - № 3 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/in-side/353/. - 04.06.08.
5. Журавлев В.А., Ладыжец Н.С. Пассионарный университетский менеджмент // Университетское управление: практика и анализ / Уральский гос. технический ун-т: журнал. - 2003. - № 1 (24) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/328/. - 04.06.08.
6. Сорокина И. Предпринимательский университет (Шведский опыт) // Высшее образование в России. - 2002. - № 3 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.umj.ru/in-dex.php/pub/inside/. - 04.06.08.
7. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ / Уральский гос. технический ун-т: журнал - 2003. - № 3 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.umj.ru/in-dex.php/pub/inside/355/. - 04.06.08.
8. Мишед Л. Университеты Европы // Alma Mater. - 1991. - № 9. - С. 85-90.
9. Месяц Г.А., Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Чудинов В.Н. Инновационный университет: интеграция академических ценностей и предпринимательской культуры // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. - М., 2003. - С. 6-7.
10. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma Mater. - 2000. - № 5. - С. 15-18.
11. Чучалин А.И., Могильницкий С.Б., Коровкин М.В. Инновационная деятельность Томского политехнического университета в области совершенствования управления качеством подготовки специалистов // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. - М., 2003. - С. 78-79.
12. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование: содержание и технологии // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. - М., 2003. - С. 9-11.
13. Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы образования // Alma Mater. - 2000. - № 10. -С. 24-30.
Поступила 23.05.2008 г.
7 Существующая корпоративная культура университетов может быть описана как семейно-иерархическая, для успешного же функционирования университета в современных условиях необходимо развитие организационной культуры типа «конкуренция».