ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сиденко Алла Степановна
профессорФГАОУДПОАПК иППРО, Яшина Галина Алексеевна
директор ГБОУ Школа №64 г.Москва
J ^
МИССИЯ ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ШКОЛ-КОМПЛЕКСОВ
л__________________________________________с
Аннотация. В статье обсуждается объединяющая роль миссии в условиях создания школ-комплексов. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Рассматриваются этапы формирования миссии, действующие факторы, задачи, решаемые руководителем школы-комплекса.
Ключевые слова: миссия, школа-комплекс, организационная инновация, инновационная система.
Среди разнообразия внедряемых в Российское образование анноваций осдбвю дстнедьсость приобретает инновация, связанная со школами-ком-плексими. Кенепредесюно втеирии днсосаций[2,й], инновициодсаясостема образоваееядсого тчеижде-ния представляет собой единство: технологических,
экондмсчеекио, педигогимеддие и идгaнизaрсoнаыx исюовоц ио.
В настоящее время с введением организацион-едй инноввции,и имтнго: иоздин1^р^«)л-кемш^^и^^^ ввжнм ссгоите, зоо измеоенидйоаm^о мк ог^^мды тов приводит к изменению состояния всей системы.
Рис.1.Инновационная системаобразовательногоучреждения
(изпрезентацииТ. Г. Новиковой,В. А. Сологуб)
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
15
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Школьная команда должна быть готова к тому, что создание комплекса потребует пересмотра применяемых компьютерных и телекоммуникационных технологий; усилится эффект введения новых экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и оплаты труда педагогов; потребуются новые методы, приемы, технологии преподавания, потребуется работа и над миссией новой школы-комплекса.
Напомним, что миссия школы (организации) -смысл, основное назначение существования организации. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Руководителю школы-комплекса необходимо понимать, что миссия не формулируется в один момент. Руководитель не сможет в одиночку обдумать эти идеи и распространить их в коллективе.
Процесс формирования миссии учреждения включает три основных этапа - подготовку, формулирование, развитие (пересмотр) [1,9,10].
Подготовка. Прежде всего, необходимо определить влияющие на миссию внешние и внутренние факторы.
К внешним относятся следующие:
• требования и ожидания рынка по отношению к выпускникам - промышленность, учебные заведения;
• особенности окружающего социума - специфика образовательных учреждений, наличие учреждений дополнительного образования и т.д.;
• цели и результаты работы интегрируемых образовательных учреждений, из которых приходят ученики; детских садов, из которых приходят воспитанники;
• изменения на рынке труда;
• требования федеральных стандартов второго поколения и др.
Внутренние факторы следующие:
• взгляды и убеждения учителей, воспитателей и других работников школы, детского сада;
• уровень профессионального мастерства работников интегрируемых образовательных учреждений;
• состав учеников школы, воспитанников детского сада;
• организационная культура интегрируемых образовательных учреждений;
• материально-техническая и финансовая обеспеченность;
• взгляды попечителей школы, учеников, родителей, воспитанников;
• традиции и прошлый опыт интегрируемых образовательных учреждений;
• восприимчивость к инновационным процессам [8].
При анализе внешних и внутренних факторов
руководителю и возглавляемой им команде по подготовке и формулированию миссии необходимо помнить, что вышеперечисленные факторы различны по способности к изменениям, следовательно, сте-
пень влияния на них со стороны команды может быть различной.
В процесс подготовки миссии необходимо вовлечь как можно больше работников интегрируемых образовательных учреждений, учеников, родителей, общественности. С этой целью проводятся опросы, анкетирование, тестирование всех заинтересованных сторон. Это особо важно в плане обеспечения мотивирующей функции цели - миссии.
Формулирование должно быть основано на анализе внутренних и внешних факторов, результатов опросов, анкетирования. Важно, чтобы словесная интерпретация помогала четко формулировать цели школы-комплекса.
Развитие и пересмотр. Миссия - это такая целевая установка, к которой приходится все время возвращаться. С одной стороны, развитие организации можно сверять с миссией, а с другой, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившимся обстоятельствам [10].
Условием успешной разработки и реализации миссии школы в условиях создания школ-комплексов является наличие слаженной школьной команды педагогов и руководителей [5,6,7].
Здесь будет важна работа руководителей по созданию системы условий для мотивации педагогов школы к инновационной деятельности, учитывающей:
• недостаточный лично-значимый опыт творческой деятельности учителей в условиях интеграции коллективов;
• недостаточное владение учителем технологией проектирования инновационной деятельности;
• синдром эмоционального выгорания учителя.
Руководителю важно решить задачи:
Задача 1. Активизация личностно-значимой творческой деятельности педагога.
• Комплексная диагностика личностно-профессиональных предпочтений педагогов.
• Презентация личностно-значимого опыта творческой деятельности в контексте личностно-ориентированной, гуманной педагогики.
• Разработка карты успешности педагогов школы с учетом их актуальной зоны развития и определение их зоны ближайшего развития.
• Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов по проблеме.
• Коллективное принятие критериев успешности педагогов в инновационной деятельности.
Задача 2. Овладение эффективными технологиями проектирования инновационной деятельности.
• Организация повышения квалификации педагогов в режиме «обучающей организации».
• Организация повышения квалификации педагогов в режиме самообразования.
• Организация повышения квалификации педагогов в режиме практикумов, мастер-классов, вебинаров.
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Задача 3. Создание условий для стабильного эмоционального фона в педагогическом коллективе.
• Тренинги эффективного педагогического общения.
• Тренинг управления конфликтами.
• Практикум овладения инновационными технологиями управления (психотерапевтический подход, су-первизия, технология рефлексивного управления, коучинг).
• Овладение техниками релаксации.
Такая работа, проводимая на внутришкольном уровне, будет способствовать формированию у педагогов способностей к инновационной деятельности, к успешной работе в условиях изменения состояния всей педагогической и управленческой системы образовательного учреждения, к реализации миссии школы-комплекса.
В работах В. С. Лазарева -доктора психологических наук описывается инновационная деятельность школы, раскрывается модель введения инноваций в образовательных учреждениях [2,3]. Модель определяет последовательность и содержание действий по введению инноваций в школе, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы, адаптируя которые к нашей ситуации, можем сформулировать:
1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы-комплекса и органов управления программой реализации проекта.
2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для создания школы-комплекса.
3. Выработка и согласование с коллективом педагогов миссии школы-комплекса.
4. Разработка проекта образовательной системы школы-комплекса.
5. Разработка плана-графика создания образовательной системы школы-комплекса.
6. Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы-комплекса.
В заключение хотелось бы перефразировать высказывание В. С. Лазарева [2], из которого следует
вывод, что развитие школы-комплекса определяется как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа-комплекс должна приобрести способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования, а иначе, какой смысл в комплексах. И очень важным на этом пути перемен является миссия новой школы.
Литература
1. Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: Учеб. пособие для системы дополнительного профессионально-педагогического образования / Авт. кол.: Т. Г. Бедешко, А. В. Зеленцова, А. Н. Кузибецкий и др.; под ред. А. Н. Кузибецкого. Волгоград: Перемена, 1998. 132 с.
2. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
3. Лазарев В. С. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5.
4. Новиков А. М. Структура педагогической деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4.
5. Сиденко А. С. Инновационный потенциал педагогов // Народное образование. 2013. № 1. С.121-126.
6. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.65-77.
7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1. С.3-16.
8. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С.35-48.
9. Табарданова Т. Б. Особенности планирования деятельности инновационного образовательного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 1.
10. Табарданова Т. Б. Управление инновационными процессами в образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 4.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
№4, 2014
17