Научная статья на тему 'Миссия педагогической публицистики в образовании'

Миссия педагогической публицистики в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / МИССИЯ / MISSION / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНО-МИССИОННАЯ РОЛЬ / MISSION ROLE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL PRESS / PEDAGOGICAL PRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутырина Татьяна Анатольевна

Педагогическая публицистика, обладая ментально-миссионными свойствами, является одним из эффективных средств, способных выявить, определить, сохранить гуманистические идеи и довести их до уровня общественного и педагогического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Pedagogical Press in Education

The paper describes pedagogical press as one of effective means which can reveal, define, keep and promote humanistic ideas in society.

Текст научной работы на тему «Миссия педагогической публицистики в образовании»

Образование и наука. 2010. № 3 (71)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.013

Т. А. Сутырина

МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Педагогическая публицистика, обладая ментально-миссионны-ми свойствами, является одним из эффективных средств, способных выявить, определить, сохранить гуманистические идеи и довести их до уровня общественного и педагогического сознания.

Ключевые слова: педагогическая публицистика, миссия, ментальность, менталитет, ментально-миссионная роль, функции, принципы педагогической публицистики.

Abstract. The paper describes pedagogical press as one of effective means which can reveal, define, keep and promote humanistic ideas in society.

Index terms: pedagogical press, mission, mentality, mission role, functions, principles of pedagogical press.

В условиях модернизации современного российского образования идет интенсивный поиск новых, инновационных по своей сущности подходов к содержанию образования. Закономерность такого поиска связана, с одной стороны, с изменением приоритетов в общественном сознании и практике, с необходимостью интеграции российской школы в мировое образовательное пространство. С другой стороны, образование, находясь в тесной связи с социальной системой, выступает как целенаправленная передача прошлыми поколениями знаний, социального опыта и культурных ценностей, необходимых для социализации и культурной адаптации индивида в обществе. Одним из источников и инструментов такой трансляции является педагогическая публицистика.

Казалось бы, что нового, инновационного может быть в таком известном педагогическом феномене, как педагогическая публицистика? Явление известное, понятие используемое. Определение? Вот здесь кроется первая проблема. Пользуясь понятием «педагогическая публицистика», педагогическая наука и практика не осуществляют четкого разграничения данной дефиниции, не имеют критериев ее распознавания. Более то-

го, даже справочная и специальная литература по теории и методологии проблемы не выделяют педагогическую публицистику как особый вид публицистики.

В последние годы начинают появляться исследования (пока лишь диссертационные) [3, 4], в которых предпринимаются попытки обозначить место педагогической публицистики, дать ей сущностное определение. Мы расцениваем ее как вид публицистики, обусловленный актуальными общественно значимыми проблемами образования, гуманистическими идеями и ценностями, приводящий к интенсивному развитию педагогической науки и практики, осуществляющий инверсионно-медиативное взаимодействие между ними, оказывающий влияние на последующий ход развития образования как социального института. Сущность педагогической публицистики заключается во взаимодействии понятийно-логических и эмоционально-образных средств изложения педагогической мысли, способствующем формированию общественного мнения и педагогического сознания, решая тем самым в образовании определенную задачу.

В этом определении уже заключена инновационность: педагогическая публицистика, являясь мощным инструментом влияния на общественное мнение, формирование педагогического сознания, выполняет важнейшую миссию, отвечающую большинству значений этого понятия: ответственное задание, поручение, предназначение, предвидение, кредо, инструмент управления. Публицистика имеет свойство активизироваться как раз в переломные, исторические моменты развития общества, когда возникает определенная потребность, лежащая в основе социальных процессов.

В обществе возникают проблемы, которые по той или иной причине не удается решить. Необходимо формировать общественное мнение, подготавливать общественное сознание к восприятию новых идей, решений. В этом заключается то задание, которое общество поручает, отдает в руки, вернее, перу публициста. Так, всплеск журнальной публицистики во второй половине XIX в. во многом связан с проблемами отмены крепостного права в России: выступления в печати революционеров-демократов предвосхитили это событие, подготовили почву для принятия данного решения. В начале XX в. наблюдался подъем политической публицистики, подготовивший передовые умы того времени к восприятию революционных преобразований. И пример из новейшей истории: появление новых журналов, в том числе и педагогических, острых публицистических статей, выступлений на страницах периодической печати, новых имен писателей-публицистов, педагогов-публицистов пришлось на конец 1980-х -начало 1990-х гг. - время глубоких перемен и реформ в России. Цель публицистики, таким образом, можно представить как предвосхищение

удовлетворения потребностей общества с помощью понятийно-логических и эмоционально-образных средств изложения педагогической мысли.

Для обозначения роли педагогической публицистики в области образования подходит и определение «духовная миссия». Педагогическая публицистика, возможно, даже приобретает роль мессии, поскольку, по определению, несет в себе гуманистические, демократические, личностно и общественно значимые ценности. Используя эмоционально-образные средства, она преобразует официальные ценности государственной политики и идеологии в личностные. Поэтому педагогическая публицистика - могучий идеологический инструмент, применяющийся не только для измерения и обработки общественного мнения по той или иной педагогической проблеме, касающейся отдельно взятой личности, но и превращающий идеологию государства в общенародную, и в этом ее величайшая государственная миссия.

Можно выделить следующие виды миссианства педагогической публицистики:

• сохранение - сбережение непреходящих ценностей гуманистических идей, характеризующих российское образование в разные периоды его развития [10];

• прогнозирование - предвосхищение тех гуманистических идей, которые не могут быть осуществлены в данный период, но будут востребованы в будущем;

• агитация - распространение педагогических идей, влияние на общественное мнение, воздействие на общество с целью убеждения в правильности той или иной педагогической или образовательной политики, привлечение к активному участию в ее осуществлении;

• пропаганда - углубленное знание о педагогических идеях, учениях, теориях, опыте, предназначенное конкретному кругу лиц, например педагогам, студентам педагогических вузов и т. д. Овладев знаниями, педагог получает возможность перейти к агитации.

Но, кроме миссионной, педагогическая публицистика исполняет и ментальную роль.

Общее определение менталитета как направленности и склада общественного сознания личности или общественной группы позволяет нам говорить о воздействии на его формирование публицистики как рода произведений [7] и педагогической публицистики как ее вида. Авторы «Психологического словаря» под ред. Ю. Л. Неймера утверждают, что данное определение менталитета не исчерпывается лишь этими понятиями [9, с. 234]. Более системной, на наш взгляд, является категория мен-тальности - универсальной способности индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется

принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Таким образом, конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов. «Структуру менталитета образуют "карта мира", "стиль мышления" и "кодекс поведения". Поле их пересечения, очевидно, и есть то, что называют "парадигмой сознания". Содержание парадигмы сознания - установки, лежащие в основе концепции мироздания (т. е. определяющие отношение человека ко времени, пространству, природе, обществу и самому себе), набор фундаментальных ценностей, априорные представления об истине, система универсальных оппозиций сознания, их модернизаций и воплощений» [9, с. 234]. Но «набор» данных понятий входит и в структуру понятия «педагогическая публицистика», т. е. в содержание ее функций и принципов.

Среди функций педагогической публицистики: информационной, информационно-когнитивной, антиципации, апперцепции, атрибутивной, формирующей, воспитательной, интегрирующей, стимулирующей, актуализирующей, диагностико-прогностической и инверсионной - обозначим те, которые наиболее важны для формирования менталитета и ментальности как качества принадлежности к определенной группе (а для нас важнее: к обществу, народу, культуре, ценностям). На наш взгляд, к этим функциям относятся:

• информационная: педагогическая публицистика отражает актуальные, общественно значимые педагогические проблемы;

• антиципации (от лат. anticipation - предвосхищение): предвосхищает, предвидит развитие событий, явлений, идей, результатов действий, новаций и т. д.;

• апперцепции (от лат. perceptio - восприятие): помогает адресату эффективнее воспринимать педагогическую информацию, обращаясь к его витагенному опыту и расширяя его, опираясь на устойчивые (мировоззрение, убеждения, образованность) и временные, ситуативные (эмоции, экспектации, установки) особенности восприятия личности;

• формирующая: как род произведений целенаправленно формирует общественное мнение по проблемам современного педагогического процесса, новации, теории, идеи;

• воспитательная: как видовая принадлежность, активно воздействует на сознание и поведение читателей, формирует целевые установки педагогического сознания через представления, взгляды, убеждения; формирует активную жизненную позицию;

• интегрирующая: интегрирует знания и информацию из различных областей образования, культуры, науки и создает некое качественно новое упорядоченное единство и целостность;

• стимулирующая: позволяет использовать знания, представленные в произведениях педагогической публицистики в качестве ориентира или даже руководства к действию; побуждает к самостоятельному решению теоретических и практических проблем;

• актуализирующая: постижение педагогической действительности, ее проблем, целей, осмысление педагогического опыта, искусства воспитания, профессиональной компетентности педагогов превращает полученную информацию в собственно витагенную, переводит потенциальное знание в актуальное;

• инверсионная: педагогическая публицистика не только «черпает» идеи, проблемы, «сюжеты» из социума, но и сама оказывает влияние на последующий ход развития социальной жизни и образования как социального института.

Особо следует остановиться на воспитательной и формирующей функциях педагогической публицистики. «Свою роль воспитателя масс, социального педагога публицистика выполняет в одном ряду со многими другими средствами общественного воспитания, занимая свое специфическое место, - пишет Е. П. Прохоров. - Воспитание в школе подрастающего поколения ведется главным образом на базе обучения основам науки. Воспитание в процессе труда своим объектом имеет уже более или менее сложившихся людей, но осуществляется в ходе производственной деятельности коллектива. Особый характер имеет также и самовоспитание. Огромную социально-педагогическую роль в жизни общества занимает искусство, занимающееся "воспитанием чувств", формированием миросозерцания людей, эмоционально-образной по форме ориентацией в мире явлений социальной жизни. Публицистика связана со всеми этими видами и направлениями воспитания, действует в согласии с ними, опираясь на них и, в свою очередь, служа опорой для них. Социально-педагогическое "дело" публицистики специфично тем, что оно имеет своим объектом все общество (а не определенный возрастной или профессиональный контингент)» [8, с. 115-116]. Если целью публицистики вообще является воспитание, то уж назначением педагогической публицистики, естественно, должно быть воспитание если не педагога, то личности, способной понимать и адекватно воспринимать педагогические проблемы, факты, явления. Воспитание происходит на основе всесторонней социальной ориентации в фактах и событиях, характеризующих современную область образования. Для того чтобы процесс воспитания был максимально эффективным, требуется согласованное и активное влияние на все стороны сознания - рациональную (идеи, понятия, суждения, оценки, взгляды), эмоциональную (чувства, настроения, представления), волевую (влечения,

стремления, побуждения). Именно такую деятельность и осуществляет публицистика в силу своей специфики, используя как логические, так и образно-эмоциональные средства.

Родовой признак публицистики - формирование общественного мнения и воздействие на сознание и поведение [8, с. 115-116]. Мы можем предположить, что в силу своих видовых особенностей и выполняемых функций педагогическая публицистика способствует формированию педагогического сознания, под которым, по определению С. А. Днепрова, подразумевается «совокупность смыслов и значений профессиональной деятельности, функционирующих в виде представлений, понятий и категорий и отраженных в мотивах, ценностных ориентациях и поведенческих установках» [1, с. 10]. Таким образом, педагогическая публицистика может обеспечить существенную составляющую педагогического сознания: сформировать представления, понятия, категории и отразиться в деятельности, формируя ментальность.

Особое место в концепции инновации педагогической публицистики занимает проблема ее взаимодействия с наукой, носящего инверсионно-медиативный характер.

Образовательная парадигма, прежде чем стать доктриной, проходит некую стадию апробации (принятия в той или иной степени) в общественном сознании, и эту функцию выполняет публицистика. То есть публицистика является формой, способом существования педагогической науки на уровне непрофессионального знания, формой проявления педагогических идей, механизмом их презентации, апробации «на публике». Педагогическая публицистика адаптирует научное знание, создавая некое уподобление обыденному сознанию. То, что только лишь разрабатывается: новая идея, концепция - становится предметом публицистики, пройдя соответствующую «обработку» для массового читателя. Наука в данном случае выступает как базис, а педагогическая публицистика -как надстройка. И друг без друга они или не существуют, или оказываются недостаточно эффективными. Другой вариант: то, что для науки давно уже перестало быть проблемой, долгое время может оставаться проблемой для публицистики, поскольку не полностью или недостаточно глубоко освоено массами в силу разного рода причин, например наличия социальных или гносеологических барьеров. Возможна и ситуация, когда педагогическая публицистика представляет знание о тех сторонах действительности, свойства и сущность которых неизвестны, но осмысление которых подготовлено всем предшествующим движением науки, общественной практики и общественного сознания, диктуется потребностями

общества. Но и сама действительность, отраженная публицистично, порождает новые педагогические идеи. Таким образом, происходит своеобразное «инвертирование» идей.

Публицистика, опираясь на законы, выводы, данные науки, пользуясь ее методами, имеет при этом свой предмет, свои цели задачи, функции. В педагогике известны случаи, когда публицисты устанавливали новое явление, фиксировали новую тенденцию, содействовали выработке новой теории, «опрокидывая» устаревшую. В первую очередь это касается гуманистических тенденций. Но новое, открытое публицистами, только тогда приобретает значение всеобщей истины, когда оно подтверждается наукой. Ведь публицист, как правило, подмечает изменения в практике, в реальной жизни. Ученый потом определит место этого нового в цепи явлений, его роль, качественную особенность. Факт жизни превратится в факт науки.

Цель педагогической науки - устанавливать объективные законы, выводить категории, принципы обучения и воспитания, искать тенденции развития. Публицистика же, будучи непосредственно связанной с социальной практикой, изучает все явления и процессы жизни с точки зрения субъективной - авторской. Отсюда без отображения этой практики, ее истолкования педагогическая наука обречена на заведомое отставание. Научность - одно из достоинств лучших произведений педагогической публицистики (публицистика К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили).

Можно говорить о следующих моментах взаимодействия педагогической науки и педагогической публицистики:

• наука выступает предметом публицистического познания, в специфической форме проходя апробацию в общественном сознании;

• публицистика рассматривает практическую деятельность с точки зрения достижений науки, «поверяет» теорию практикой;

• публицистика, сообщая о тех или иных новациях в практической деятельности, обобщая накопленный педагогический опыт, является для науки одним из источников;

• публицистика опирается на выработанные наукой методы объективного познания, осмысления действительности;

• публицистика выполняет функцию антиципации, т. е. предвосхищает появление новых научных теорий.

Поскольку важнейшей функцией педагогической публицистики является воспитательная, а сама она играет ментально-миссионную роль, способна формировать педагогическое сознание, насыщена гуманистическими идеями и ценностями, взаимодействует с педагогической наукой

в различных формах, использование ее в образовательном процессе подготовки будущих специалистов-педагогов просто необходимо.

В век информационных технологий, преобладания рационального над эмоциональным, снижения нравственных норм публицистика дает такой материал для осмысления, который, эмоционально воздействуя на читателя, заставляет его размышлять не только над сиюминутными проблемами, но и над вечными ценностями.

Педагогическая публицистика - мощное средство формирования профессиональной мотивации. Справедливо считается, что публицистические произведения способствуют раскрытию и закреплению в сознании будущего учителя понимания сущности и социальной (а мы бы сказали, миссионной) значимости педагогической профессии (К. З. Зарипова, С. А. Киперман, В. С. Морозова, Д. С. Яковлев и др.). И. Я. Лернер указывает на то, что публицистические материалы подсказывают идеи, помогающие определить стартовую площадку для дальнейшего поиска с целью постижения педагогического мастерства [6, с. 83]. С. Б. Елканов отмечает, что чтение публицистических материалов педагогического характера, в которых даются образцы личностей педагогов, достойных подражания, способствует формированию правильных профессионально-этических ориентиров самовоспитания будущего учителя [2, с. 37]. Стоит добавить, что и описание педагогических ситуаций, в которых учитель показан как личность, далекая от совершенства, допускающая ошибки в воспитании, не умеющая решать сложные педагогические задачи, предотвращать конфликты, не осуществляющая личностного подхода, т. е. не выполняющая свою высокую миссию, также имеет воспитательный характер: анализ таких ситуаций «от противного» может служить школой педагогического мастерства. Е. В. Квятковский заостряет внимание педагогов на том, что педагогическая публицистика, отражающая человеческие отношения, проявления порядочности и гражданственности, обладает огромной воспитательной силой, которая оказывает влияние на формирование гуманных качеств личности будущего учителя [5, с. 41-44].

Изучение педагогической публицистики в педагогическом вузе возможно в рамках как специального курса, так и обязательных, входящих в стандарт вузовского образования дисциплин. Естественно, технология проведения таких занятий содержит определенные условия, методы, приемы, включающие не только анализ ситуаций, деятельности сторон, возможные риски, но и предполагающие поиски выхода из сложившихся обстоятельств, оценку деятельности педагога.

Таким образом, инновационная роль педагогической публицистики заключается в возможности не только и не столько осмыслить педагоги-

ческий процесс с гуманных, педагогических позиций, воспитать у будущего учителя качества, необходимые в профессиональной деятельности, но и сформировать педагогическое сознание, определенную менталь-ность, подготовить его не просто к профессиональной деятельности, а к исполнению особой миссии, заключающейся в предвосхищении, распространении и сохранении гуманистических идей образования, воспитании особых качеств, проявляющихся в ценностных ориентациях и поведенческих установках педагога, который рассматривает свою деятельность как служение в самом высоком и благородном смысле этого слова.

Литература

1. Днепров С. А. Генезис научного педагогического сознания: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.

2. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.

3. Жиленкова Н. П. Гуманистическая направленность отечественной педагогической публицистики второй половины XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001.

4. Камышева Е. Ю. Педагогическая публицистика как средство воспитания интереса к учительскому труду у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.

5. Квятковский Е. В. Литературное произведение в нравственно-эстетическом воспитании учащихся // Сов. педагогика. 1982. № 1.

6. Лернер И. Я. О построении логики дидактического исследования // Сов. педагогика. 1970. № 5.

7. Новая иллюстрированная энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

8. Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1975.

9. Психологический словарь / под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д,

2003.

10. Сутырина Т. А. Гуманистические идеи педагогической публицистики. Екатеринбург, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.