Научная статья на тему 'МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА'

МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / MISSION / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / STRATEGIC PRIORITIES / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Букреев А. М., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И.

В статье обоснованы миссия, состав и содержание стратегических приоритетов Воронежской области на долгосрочную перспективу. Воронежская область является регионом с диверсифицированной структурой экономики, высоким уровнем промышленного, сельскохозяйственного, инновационного потенциала. Географическое и транспортное положение благоприятно для развития транспортно-логистической, культурно-рекреационной, туристической деятельности. Это предполагает возможность эффективного решения проблем социально-экономического развития самого региона и активного участия в экономической жизни страны. В то же время многообразие возможностей региона усложняет формулирование миссии и стратегических приоритетов социально-экономического развития области. Сложность данной задачи сделало необходимым детальный анализ динамики показателей социально-экономического развития области в сравнении с иными регионами Центрального федерального округа. В статье предложены обоснование и содержательная характеристика миссии и стратегических приоритетов Воронежской области как ключевых элементов Стратегии ее развития на период до 2035 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Букреев А. М., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION AND STRATEGIC PRIORITIES SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT THE VORONEZH REGION DURING THE PERIOD TILL 2035

The purpose of the article: to justify the mission, composition and content of the strategic priorities of the Voronezh region in the long term. The Voronezh region is a region with a diversified economic structure and a high level of industrial, agricultural and innovation potential. Geographical and transport position is favorable for the development of transport and logistics, cultural and recreational, tourism activities. This implies the possibility of effective solutions to the problems of socio-economic development of the region and active participation in the economic life of the country. At the same time, the variety of opportunities in the region complicates the formulation of the mission and strategic priorities of socio-economic development of the region. The complexity of this task made it necessary to analyze in detail the dynamics of indicators of socio-economic development of the region in comparison with other regions of the Central Federal district. The article offers the substantiation and content characteristics of the mission and strategic priorities of the Voronezh region as the key elements of its development Strategy for the period up to 2035.

Текст научной работы на тему «МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.142

МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

А. М. Букреев

Департамент экономического развития Воронежской области Воронежский государственный университет

И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 17 мая 2018 г.

Аннотация: в статье обоснованы миссия, состав и содержание стратегических приоритетов Воронежской области на долгосрочную перспективу. Воронежская область является регионом с диверсифицированной структурой экономики, высоким уровнем промышленного, сельскохозяйственного, инновационного потенциала. Географическое и транспортное положение благоприятно для развития транспортно-логистической, культурно-рекреационной, туристической деятельности. Это предполагает возможность эффективного решения проблем социально-экономического развития самого региона и активного участия в экономической жизни страны. В то же время многообразие возможностей региона усложняет формулирование миссии и стратегических приоритетов социально-экономического развития области. Сложность данной задачи сделало необходимым детальный анализ динамики показателей социально-экономического развития области в сравнении с иными регионами Центрального федерального округа. В статье предложены обоснование и содержательная характеристика миссии и стратегических приоритетов Воронежской области как ключевых элементов Стратегии ее развития на период до 2035 года.

Ключевые слова: миссия, конкурентные преимущества, стратегические приоритеты, Стратегия социально-экономического развития Воронежской области.

Abstract: the purpose ofthe article: to justify the mission, composition and content of the strategic priorities of the Voronezh region in the long term. The Voronezh region is a region with a diversified economic structure and a high level of industrial, agricultural and innovation potential. Geographical and transport position is favorable for the development oftransport and logistics, cultural and recreational, tourism activities. This implies the possibility of effective solutions to the problems of socio-economic development of the region and active participation in the economic life of the country. At the same time, the variety of opportunities in the region complicates the formulation ofthe mission and strategic priorities of socio-economic development of the region. The complexity of this task made it necessary to analyze in detail the dynamics of indicators of socio-economic development of the region in comparison with other regions of the Central Federal district. The article offers the substantiation and content characteristics of the mission and strategic priorities of the Voronezh region as the key elements of its development Strategy for the period up to 2035.

Key words: mission, competitive advantages, strategic priorities, Strategy of social and economic development of the Voronezh region.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» инициировал

© Букреев А. М., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И., 2018

в субъектах Российской Федерации разработку стратегий регионального развития на долгосрочный период [1]. Важным этапом такого процесса является определение миссии и стратегических приоритетов социально-экономического развития субъекта РФ.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблемам стратегического развития регионов страны [2-6], проблема формулирования базовых положений стратегий не решена. В этой связи полагаем целесообразным предложить обоснование и содержательную характеристику названных элементов стратегии применительно к Воронежской области.

При разработке миссии Воронежской области было принято во внимание, что этот элемент Стратегии ее социально-экономического развития на период до 2035 года (далее - Стратегия-2035) призван определить:

- главные рубежи в повышении благосостояния населения и развитии экономики региона, достигаемые в долгосрочной перспективе;

- роль Воронежской области в системах более высокого уровня (российского, глобального), обе-

По данным Росстата, численность постоянного населения Воронежской области на 1 января 2016 г. составила 2333,5 тыс. человек, что на 0,1 % выше уровня 2015 г. При этом по состоянию на 1 января 2015 г. численность постоянного населения Воронежской области составляла 2331,1 тыс. человек, что на 0,1 % выше уровня 2014 г.

Таким образом, в характеристике численности населения Воронежской области важным является

спеченная его нынешним и будущим местами в национальном и мировом разделении труда.

Решение названных задач сопряжено с установлением достигнутого уровня и оценкой совокупного потенциала социально-экономического развития Воронежской области [7].

Учет результатов стратегического анализа позволил осуществить выбор ограниченного перечня сильных сторон Воронежской области, идентифицируемых в качестве ее относительных конкурентных преимуществ. Их состав и экономическое пространство реализации определены нами следующим образом.

1) Воронежская область занимает 3-е место в Центральном федеральном округе по площади территории после Тверской и Костромской областей, по численности населения - после Москвы и Московской области (табл. 1).

зафиксированный впервые за двадцать лет его рост в 2014 и 2015 гг.

Соотношение численности населения и размера территории свидетельствует о достаточно низком значении коэффициента плотности населения Воронежской области (44,7 человек на 1 км2) в сравнении с другими субъектами РФ, являющимися лидерами в ЦФО по численности населения (в Белгородской области - 57,2, Тульской области -

Таблица 1

Площадь территории и численность населения регионов ЦФО в 2015 г. [7, с. 18-21, 102]

Регионы ЦФО Площадь территории, тыс. км2 Численность населения (на 1.01.2016), тыс. чел. Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Белгородская область 27,1 1550,1 806

Брянская область 34,9 1225,8 624

Владимирская область 29,1 1397,2 760

Воронежская область 52,2 2333,5 1162

Ивановская область 21,4 1029,8 548

Калужская область 29,8 1009,8 535

Костромская область 60,2 651,5 325

Курская область 30,0 1120,0 571

Липецкая область 24,0 1156,1 595

Московская область 44,3 7318,6 3938

Орловская область 24,7 759,7 385

Рязанская область 39,6 1130,1 538

Смоленская область 49,8 958,6 530

Тамбовская область 34,5 1050,3 526

Тверская область 84,2 1304,8 704

Тульская область 25,7 1506,4 803

Ярославская область 36,2 1271,9 688

г. Москва 2,6 12330,1 7067

58,6, Московской области - 165,2, г. Москве -4742,3). Сопоставимые с Воронежской областью характеристики имеют такие регионы, как Ростовская (41,9), Нижегородская (42,6) области. Существенно выше значение этого показателя в Самарской области (59,8).

Низкая плотность населения является одной из существенных характеристик перспектив жилищного строительства, а в сочетании с умеренно-континентальным типом климата стимулирует миграционный прирост населения.

2) Воронежская область имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение в экономическом пространстве России.

Воронежская область расположена на пересечении транспортных потоков, связывающих Север Европейской части России с Югом и Запад с Востоком. Через нее проходит меридиональный транспортный коридор «Санкт-Петербург - Москва -Воронеж - Ростов - Новороссийск» и широтный коридор «Саратов - Воронеж - Курск».

Меридиональная железная дорога «Москва -Воронеж - Ростов - Новороссийск» связывает Центральный федеральный округ с Черноморским побережьем Кавказа, зоной отдыха и единственным крупным российским портом на Черном море -г. Новороссийском.

Протяженность федеральных дорог на территории области - 803,7 км. По состоянию на конец 2015 г. коэффициент плотности автомобильных дорог в Воронежской области - 327 км путей на 1000 км2 территории, что более чем в пять раз превышает средний показатель в России (61 км путей на 1000 км2 территории).

Наличие магистральных дорог создает возможности эффективного участия хозяйствующих субъектов Воронежской области в системе пассажирского и грузового оборота.

Автомобильные дороги имеют не только экономическое, но и геополитическое значение, позволяющее Воронежской области претендовать на роль коммуникативного узла в системе связей столицы с южными границами государства.

Актуализация этой стороны Воронежской области обусловлена близостью и динамичным развитием Московской агломерации, формированием одной из перспективных в Российской Федерации агломераций «Ростов-на-Дону - южные порты».

В социально-экономическом плане выгодное экономико-географическое и транспортное положение Воронежской области свидетельствует о наличии у нее объективных предпосылок для по-

явления и реализации регионом функций центра транспортно-логистического обеспечения макро-регионального уровня.

3) Воронежская область имеет одну из наиболее развитых в России систему высшего образования. По состоянию на начало 2015/2016 учебного года действовало 16 высших учебных заведений, общая численность обучающихся в них составляла 91,8 тыс. человек.

По числу высших учебных заведений, величине контингента обучающихся в них студентов (в 2015/2016 уч. году - 91,8 тыс. человек) Воронежская область устойчиво занимает 3-е место в ЦФО, уступая только Москве и Московской области; в общероссийском рейтинге - 12-е место по числу высших учебных заведений и 14-е место по величине контингента обучающихся в них студентов [7, с. 414-417].

Воронежская область в ЦФО занимает ведущие позиции не только по масштабам системы высшего образования, но и по разнообразию вузов, качеству образования. В подтверждение могут быть приведены национальные рейтинги. Так, Воронежский государственный университет (ВГУ) в 2016 г.:

- в национальном рейтинге университетов («Интерфакс»): классические университеты и национальные исследовательские университеты занял 22-е место в России;

- в рейтинге востребованности вузов (Россия сегодня) - 6-е место;

- в рейтинге репутации вузов: топ-50 вузов в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки» («ЭкспертРА») - 43-е место;

- в рейтинге репутации вузов: топ-50 вузов в сфере «Экономические и управленческие направления» («ЭкспертРА») - 23-е место.

Воронежский государственный медицинский университет вошел:

- в топ-50 лучших вузов России («ЭкспертРА»);

- в топ-10 российских медицинских вузов, по востребованности выпускников занял в нем 7-е место, по качеству приема - 5-е место («ЭкспертРА»).

Система высшего образования обеспечивает качественное образование по широкому перечню направлений при относительно низкой его стоимости по сравнению с другими ведущими учебными центрами России (Москва, Ростов, Краснодар, Нижний Новгород, Самара и др.).

4) Воронежская область относится к регионам Центрального федерального округа, имеющим один из наиболее высоких уровней развития базовых характеристик человеческого капитала.

Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого потенциала в ЦФО и ЦЧР представлены в табл. 2.

Таблица 2

Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого потенциала (по данным за 2015 г.) [7, с. 69-70, 80-81; 228-229; 392-393; 414-417; 439-440]

Показатель Место Место

в ЦФО в ЦЧР

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 4 2

Заболеваемость на 1000 чел. населения (зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни) 2 2

Численность студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в расчете на 10 000 населения 4 2

Среднедушевые денежные доходы населения 3 1

Валовой региональный продукт на душу населения (по данным за 2014 г.) 7 3

Позиции Воронежской области по уровню развития человеческого потенциала в России:

- по заболеваемости населения - 5-е место;

- по численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения -11-е место;

- по среднедушевым денежным доходам населения - 23-е место;

- по потребительским расходам в среднем на душу населения - 21-е место.

5) Воронежская область относится к регионам Центрального федерального округа, имеющим высокий уровень развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности.

Воронежская область обладает сетью научно-исследовательских и образовательных учреждений, обеспечивающих проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных технических систем.

Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР приведены в табл. 3.

Таблица 3

Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР [7, с. 1008-1009]

Показатель Место в ЦФО Место в ЦЧР

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки 3 1

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками 3 1

Численность аспирантов 3 1

Численность докторантов 3 1

Внутренние затраты на научные исследования и разработки 4 1

Число патентных заявок на изобретения 3 1

Число патентных заявок на полезные модели 4 1

Число выданных патентов на изобретения 3 1

Число выданных патентов на полезные модели 3 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) Воронежская область входит в группу регионов-лидеров в России по производству продукции сельского хозяйства, имея значительный потенциал для выхода на мировой рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

В характеристике этой стороны Воронежской области следует учесть благоприятные естественные и институциональные условия:

- в структуре почвенного покрова преобладающими являются плодородные черноземные почвы;

- традиции занятия населения сельскохозяйственным трудом. Они относительно постоянны и долговечны, нежели навыки занятых в других отраслях экономики;

- наличие старейшего аграрного вуза, НИИ федерального уровня (сахарной свеклы; экономики и организации АПК ЦЧР).

Земельные ресурсы региона представлены 4,2 млн га сельскохозяйственных угодий (80,2 % всех земель области), в том числе 3 млн га пашни. Высокоплодородные черноземные почвы занимают более 70 % земельного фонда области.

Воронежская область имеет самый значительный в ЦФО размер посевной площади сельскохозяйственных культур: в 2015 г. - 2590,5 тыс. га, что составляет 16,9 % всей посевной площади в ЦФО. Идущая на второй позиции Тамбовская площадь имеет значение этого показателя, меньшее почти в полтора раза.

Воронежская область не только полностью обеспечивает свои внутренние продовольственные потребности, но является регионом-донором по производству животноводческой продукции, зерна, масла растительного, сахара. Основными потребителями являются регионы, расположенные в европейской части страны.

Традиционные направления в сельском хозяйстве - производство зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, мясное и молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Воронежская область занимает лидирующие позиции по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 4).

Таблица 4

Вклад Воронежской области в производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции (по данным за 2016 г.)

Показатель Место в РФ Удельный вес Воронежской области в валовом сборе РФ, % Удельный вес Воронежской области в валовом сборе ЦФО, %

1. Валовой сбор зерна 5 4,0 17,7

2. Валовой сбор сахарной свеклы 2 11,8 21,9

3. Валовой сбор семян подсолнечника 4 8,3 34,4

4. Валовой сбор картофеля 1 5,0 16,1

5. Валовой сбор овощей 7 3,4 17,2

6. Валовой сбор плодов и ягод 7 4,1 17,7

К значимым характеристикам аграрного сектора Воронежской области относятся:

- быстрый рост производительности труда. За период 2010-2015 гг. значение этого показателя выросло в 3,25 раза;

- динамично развивающийся процесс интеграции сельскохозяйственных и промышленных предприятий, в том числе посредством создания кластеров (молочного, мясного), объединяющих ресурсы производителей и инвесторов, хозяйствующих субъектов разных муниципальных образований и ориентированных на развитие молочного и мясного скотоводства в регионе, обеспечение продовольственной безопасности.

7) Воронежская область относится к регионам Центрального федерального округа, имеющим один из наиболее высоких уровней развития наукоемких отраслей промышленности (ракетно-космической, радиоэлектронной, авиастроительной, химической).

Воронежские предприятия производят аэробусы ИЛ-96 (единственное российское производство широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских самолетов), региональные самолеты АН-148, комплектующие и запасные части для авиационной корпорации «Airbus», ракетно-космические двигатели, средства связи, синтетический каучук, минеральные удобрения и др.

На долю Воронежской области приходится более 10 % общероссийского производства синтетических каучуков, 10 % - электроэнергии, выработанной атомными электростанциями, около 4 % - минеральных удобрений.

Важная характеристика индустриального сектора - наличие крупных предприятий федерального значения (в частности, оборонно-промышленного комплекса), обеспечивающих устойчивую финансовую базу регионального бюджета. В реестре предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации 28 воронежских предприятий ракетно-космической, авиационной и радиоэлектронной отраслей, 13 из которых включено в перечень стратегических предприятий. Успехи отечественной космонавтики обусловлены во многом высоким уровнем ракетного двигателе-строения, потенциал которого в значительной части сосредоточен в г. Воронеже.

Одним из стратегических направлений является производство импортозамещающего нефтегазового оборудования. В настоящее время реализуются «дорожные карты» использования технологий, продукции и услуг предприятий Воронежской области для нужд государственных корпораций (АО «Роснефть», АО «Газпром нефть», ГК «Ро-стех», ПАО «Лукойл» и др.).

Важная характеристика индустриального комплекса Воронежской области - наличие производств в ракетно-космическом, радиоэлектронном, авиастроительном, химическом комплексах, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках продукции гражданского и военного назначения.

Позитивным моментом является независимость обрабатывающих производств от внешних (находящихся за пределами региона) источников его энергообеспечения (потребление промышленными

предприятиями энергии, производимой НВ АЭС-1, в перспективе - НВ АЭС-2).

По объему производства электроэнергии область занимает 26-е место в Российской Федерации. По данным энергетического баланса в области ежегодно производится около 13 млрд кВтч электроэнергии, потребляется более 9 млрд кВтч, что предопределяет энергопрофицитность региона.

Промышленные предприятия имеют возможности удовлетворения потребностей в рабочих и инженерно-технических кадрах преимущественно за счет выпускников региональной системы среднего и высшего образования.

Важной предпосылкой инновационного обновления промышленности являются устойчивые связи ее базовых предприятий (Воронежский ме-

8) Воронежская область относится к регионам Центрального федерального округа, имеющим динамично развивающийся сектор информационно-коммуникационных технологий.

В сфере информационных технологий Воронежской области осуществляют деятельность более 100 компаний, разрабатывающих и реализующих

ханический завод, ОКБ «Химавтоматики», ОАО «Концерн Созвездие», ОАО «Синтезкаучук» и др.) с ведущими вузами и НИИ города, опосредующие выполнение заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Индустриальный сектор экономики Воронежской области имеет достаточно высокий потенциал импортозамещения, формируемый и используемый кластерными структурами (кластеры производителей нефтегазового и химического оборудования; электромеханики; радиоэлектроники и др.).

В последние годы динамика развития индустриального сектора экономики Воронежской области заметно превосходит средние значения этого показателя по России и ЦФО (табл. 5).

программное обеспечение, занимающихся автоматизацией производственных и бизнес-процессов, осуществляющих разработку, поддержку и продвижение интернет-приложений и веб-сайтов, интернет-провайдеров, операторов цифровой телефонии и кабельного ТВ, представлены крупнейшие операторы сотовой связи.

Таблица 5

Индексы промышленного производства в регионах ЦФО, в % к предыдущему году [8]

Регионы ЦФО Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

РФ 107,3 105,0 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1

ЦФО 105,5 106,9 105,7 101,4 101,4 97,2 104,6

Белгородская область 113,9 108,7 105,6 102,1 102,5 105,5 104,7

Брянская область 122,9 110,6 115,7 96,8 102,1 113,5 107,8

Владимирская область 114,7 107,4 103,4 108,0 109,2 99,8 97,0

Воронежская область 106,6 110,1 129,7 106,1 108,0 103,7 104,7

Ивановская область 107,9 105,7 104,6 106,2 97,3 92,1 106,6

Калужская область 133,5 125,3 110,2 105,9 103,9 94,6 108,6

Костромская область 115,7 108,2 103,7 104,6 100,0 91,5 102,5

Курская область 106,5 104,6 103,3 100,8 105,8 104,3 104,9

Липецкая область 110,7 111,1 107,4 100,3 102,9 100,8 103,4

Московская область 107,1 109,7 107,9 105,2 104,1 101,1 113,8

Орловская область 118,1 107,8 106,4 100,4 104,9 100,2 98,6

Рязанская область 111,6 109,7 100,8 105,7 102,0 97,2 100,8

Смоленская область 106,1 102,7 105,9 104,7 101,7 101,4 98,0

Тамбовская область 102,5 116,4 112,9 106,2 108,5 104,5 103,2

Тверская область 107,2 105,9 111,0 102,1 96,7 97,7 103,5

Тульская область 110,9 120,0 108,4 110,5 104,5 111,9 112,6

Ярославская область 106,2 111,3 104,1 98,5 104,6 105,6 107,1

г. Москва 97,8 100,7 100,4 95,3 98,9 97,2 103,0

В регионе действуют крупные подразделения международных компаний, региональные отделения компаний: Microsoft, Fujitsu, ATOS, DataART, SAP, NetCracker, Siemens IT Solutions and services, Nokia Siemens Networks и др.

На протяжении последних пяти лет прослеживается тенденция роста оборота организаций ИТ-отрасли региона. Информационные технологии в Воронежской области являются развивающейся областью бизнеса, способной обеспечить высокий вклад в конкурентоспособность экономики региона в случае своего дальнейшего интенсивного развития.

По данным ежегодного аналитического исследования НП «РУССОФТ», в 2015 г. столица Воронежской области заняла 6-е место в рейтинге российских городов по количеству главных и удаленных центров разработки программного обеспечения, 7-е место - по численности разработчиков программного обеспечения и 13-е место - по количеству аккредитованных в Минкомсвязи компаний.

Одним из ведущих вузов, осуществляющих подготовку ИТ-специалистов международного уровня, является Воронежский государственный университет, на базе которого в настоящее время ведется реализация проекта по созданию Центра информационных технологий.

С учетом названных конкурентных преимуществ объективное основание миссии формируют стратегические позиции, которые Воронежская область способна занять в долгосрочной перспективе в социально-экономическом пространстве России. Их состав включает следующие:

- закрепление Воронежской области в группе регионов-лидеров Центрального федерального округа по уровню развития человеческого капитала, качеству жизни населения;

- сохранение Воронежской областью позиции региона-локомотива роста экономики России;

- превращение Воронежской области в ведущий инновационно-технологический и научно-образовательный центр Центрального федерального округа;

- повышение роли Воронежской области в национальной экономике, связанной с производством наукоемкой высокотехнологичной продукции в широко диверсифицированном спектре направлений промышленной деятельности (ракетно-космическая, радиоэлектронная, авиастроительная, химическая), опережающим развитием сектора информационно-коммуникационных технологий;

- укрепление ведущих позиций Воронежской области на национальном рынке сельскохозяй-

ственной продукции, освоение новых сегментов мирового рынка продукции агропромышленного комплекса;

- реализация Воронежской областью функций транспортно-логистического центра международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», обеспечивающих коммуникации между регионами Российской Федерации, а также Европы и Восточной Азии;

- развитие Воронежской областью функций культурно-исторического и туристического центров России.

Учет названных стратегических позиций позволил определить миссию Воронежской области следующим образом:

Воронежская область - регион с высоким качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, локомотив роста наукоемкой экономики в Центральном федеральном округе, опорный центр агропромышленного, культурно-исторического и туристического развития России.

Следующий этап обоснования региональной стратегии связан с определением стратегических приоритетов развития Воронежской области. В решении такой задачи нами учтены приоритеты, общие для всех субъектов РФ (инвариантные). Они установлены:

- Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9];

- в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2016 г. [10];

- в проекте Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации [11].

Систематизация таких приоритетов дана в табл. 6.

Анализ информации, представленной в табл. 6, свидетельствует о том, что установленные Федеральным центром общие приоритеты регионального развития различаются по сфере реализации. С учетом этого критерия можно выделить три группы приоритетов:

1. Приоритеты, определяющие векторы развития социально-экономической системы региона. В их числе повышение качества жизни граждан; умножение человеческого капитала; экономический рост; экология живых систем и рациональное природопользование; государственная и общественная безопасность.

Таблица 6

Стратегические приоритеты, установленные Федеральным центром Российской Федерации

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации

В проекте Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации

Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Государственная и общественная безопасность;

- повышение качества жизни российских граждан;

- экономический рост;

- наука, технология и образование;

- здравоохранение;

- культура;

- экология живых систем и рациональное природопользование;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умножение человеческого капитала;

- экономический рост;

- развитие сельского хозяйства и укрепление позиций на мировом рынке сельскохозяйственной продукции;

- ориентация ОПК на наращивание выпуска современной конкурентоспособной гражданской продукции для широкого спектра отраслей;

- накапливание мощного технологического потенциала будущего;

- развитие цифровой экономики;

- интеграция научных центров с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями;

- модернизации дорожной сети

Повышение степени интегриро-ванности и сбалансированности пространства Российской Федерации на основе интенсификации межрегиональных связей и снижения межрегиональной и внутрирегиональной социально-экономической дифференциации;

- повышение конкурентоспособности экономики;

- максимальное раскрытие регионального и местного социально-экономического потенциала;

- минимизация пространственных трансакционных издержек для хозяйствующих субъектов, поддержание мобильности агентов экономики;

- достижение и поддержание необходимого уровня транспортной доступности, обеспечивающего надежное функционирование поселений и хозяйственных объектов;

- обеспечение конкурентоспособной интеграции в систему мировых хозяйственных связей;

- разработка и реализация долгосрочных мегапроектов межрегионального сотрудничества;

- обеспечение гармоничного и сбалансированного развития экономики и социальной сферы в каждом макрорегионе и субъекте РФ;

- совершенствование размещения производительных сил, инновационная модернизация экономики на федеральном, региональном и локальном уровнях;

- развитие форм пространственной организации экономики;

- сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

- интеграция пространственных структур в евразийское и мировое экономическое пространство

Развитие здравоохранения, повышение его качества и доступности;

- развитие образования, повышение его качества и доступности;

- развитие ипотеки и арендного жилья;

- развитие жилищно-коммунального хозяйства и городской среды;

- улучшение экологии;

- создание сети безопасных и современных качественных дорог;

- улучшение ситуации в моногородах;

- развитие малого бизнеса и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

- совершенствование сферы контрольно-надзорной деятельности;

- повышение производительности труда;

- стимулирование участия российских предприятий в международной кооперации, поддержка несырьевого экспорта, в первую очередь высокотехнологичного экспорта

2. Приоритеты, определяющие векторы развития подсистем социально-экономической системы региона. В их числе развитие сельского хозяйства и укрепление позиций на мировом рынке сельскохозяйственной продукции; ориентация ОПК на наращивание выпуска современной конкурентоспособной гражданской продукции для широкого спектра отраслей; развитие здравоохранения и образования, повышение их качества и доступности; развитие ипотеки и арендного жилья; развитие жилищно-коммунального хозяйства и городской среды.

3. Приоритеты, определяющие векторы интеграции региона в социально-экономическое пространство России. В их числе интенсификация межрегиональных связей и снижение межрегиональной и внутрирегиональной социально-экономической дифференциации; максимальное раскрытие регионального и местного социально-экономического потенциала; минимизация пространственных трансакционных издержек для хозяйствующих субъектов, поддержание мобильности агентов экономики; разработка и реализация долгосрочных мегапроектов межрегионального сотрудничества.

В определении состава избирательных приоритетов социально-экономического развития Воронежской области учтены:

1. Стратегические приоритеты развития Воронежской области, установленные в Стратегии ее развития на период до 2020 г. [12], состав которых включает:

- сокращение неравенства и преодоление бедности населения;

- улучшение здоровья населения и создание благоприятных условий жизни;

- развитие рынка труда, миграционной политики и профессионального образования;

- повышение конкурентоспособности промышленного комплекса;

- обеспечение устойчивого развития диверсифицированного АПК;

- стимулирование строительства и обеспечение территориального развития области;

- формирование институциональной среды для привлечения инвестиций и стимулирование развития МСП, развитие конкуренции;

- повышение общего культурного уровня населения;

- формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического центра;

- содействие экономической и политической интеграции области, формирование единого экономического и транспортного пространства;

- повышение экономической и социальной эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

2. Приоритеты социально-экономического развития Воронежской области, установленные в Прогнозе ее развития на долгосрочный период до 2030 г. [13], в числе которых:

- развитие машиностроения, производства медицинского оборудования и фармацевтики, промышленности строительных материалов и жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, сектора ИКТ;

- модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала промышленного комплекса, преодоление технологического отставания и обеспечение эффективного участия в международной технологической интеграции;

- сохранение позиций крупнейшего аграрного региона Российской Федерации по объему производимой продукции сельского хозяйства.

Следует заметить, что суммирование всех вышеназванных приоритетов, как инвариантных, так и избирательных, дает общий их перечень, составляющий порядка 50 позиций.

Очевидно, что стратегические приоритеты региона не могут быть определены в таком количестве, поскольку в таком случае не может быть реализовано их предназначение, суть которого -в концентрации ресурсов и действий субъектов реализации Стратегии-2035 на ограниченном составе направлений социально-экономического развития субъекта РФ, получающих статус «ключевых».

Учитывая выявленные нами относительные конкурентные преимущества Воронежской области, агрегируя вышеназванные приоритеты, полагаем возможным предложить следующий вариант стратегических направлений ее социально-экономического развития в долгосрочной перспективе:

- развитие человеческого капитала, достижение эффективной занятости, повышение качества среды жизнедеятельности человека;

- обеспечение экономического роста;

- развитие наукоемких, высокотехнологичных производств, цифровой экономики;

- расширение импортозамещения на региональном и национальном рынках продовольственных и непродовольственных товаров;

- развитие функций транспортно-логистиче-ского, культурно-исторического и туристического центров макрорегиона;

- развитие Воронежской агломерации, улучшение социально-экономической ситуации в моногородах.

ЛИТЕРАТУРА

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N° 172-ФЗ. - Режим доступа: справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

2. БукреевА. М. Стратегия опережающего развития региона : опыт разработки и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года / А. М. Букреев, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, В. Н. Эйтингон // Регионы России : стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Труды Восьмой Международной научно-практической конференции 31 мая - 1 июня 2012 г. Часть 1. РАН ИНИОН. -М., 2012. - С. 212-219.

3. Мясникова Т. А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России : теория, методология, методическое обеспечение : монография / Т. А. Мясникова. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. - 271 с.

4. Преображенский Б. Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике : монография / Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский // Сер.: Межрегиональные исследования в общественных науках ; Воронеж, Межрегиональный ин-т общественных наук (МИОН). - Воронеж, 2003. - 160 с.

5. Рисин И. Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов : монография /

Департамент экономического развития Воронежской области

Букреев А. М., руководитель, доктор экономических наук, профессор

Воронежский государственный университет

Рисин И. Е., заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления доктор экономических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Трещевский Ю. И., заведующий кафедрой экономики и управления организациями, доктор экономических наук, профессор

E-mail: [email protected]

И. Е. Рисин, Л. М. Никитина, Ю. И. Трещевский. - Воронеж, ВГУ, 2004. - 256 с.

6. Трещевский Ю. И. Теоретико-методическое обоснование механизма управления регионами России в условиях асинхронности их развития I Ю. И. Трещев-ский, А. И. Щедров II Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 104-113.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016 : стат. сб. I Росстат. - М., 2016. - 1326 с.

8. Индекс промышленного производства по субъектам РФ (в процентах к предыдущему году). - Режим доступа: http:IIwww.gks.ruIfree_docInew_siteIbusinessI promIind_prom_sub.xls

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. - Режим доступа: http:II www.consultant.ruIdocumentIcons_doc_LAW_191669I61 a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593fI

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. - Режим доступа: http:IIwww.consultant.ruIdocument/cons_doc_ LAW_207978I

11. Проект Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - Режим доступа: http:IIxn—7sbbhnbqial 1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFilesIfilesIKontseptsiya_SPR. pdf

12. О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года : закон Воронежской области от 30 июня 2010 г. № 65-ОЗ. -Режим доступа: http:IIeconom.govvrn.ruIimagesI storiesI2015I03IZakon_strateg_VO_02032015.doc

13. Проект прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2030 года. - Режим доступа: http:IIeconom.govvrn. ru/imagesIstoriesI2016I11Idoc18Ш61650.zip .

Department of Economic Development of the Voronezh region

Bukreev A. M., Head, Doctor of Economics, Professor

Voronezh State University

Risin I. E., Doctor of Economics, Professor, Head of the Regional Economy and Territorial Management Department

E-mail: [email protected]

Treshchevsky Yu. I., Doctor of Economics, Professor, Head of the Economy and Management of the Organizations Department

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.