Научная статья на тему 'Миссионерство и государственно-религиозные отношения в Туркестане'

Миссионерство и государственно-религиозные отношения в Туркестане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
508
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МИССИОНЕРСТВО / КИТАЙСКИЕ ЭМИГРАНТЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР / СВЯЩЕННИК-МИССИОНЕР / ПРОСВЕЩЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ / THE MISSIONS' ACTIVITY /PROSELYTISM / ORTHODOX COMMUNITIES / MISSIONARY CAMPAIGNING / CHINESE EMIGREES / ORTHODOX MISSION / GENERAL GOVERNOR / MISSIONARY PRIEST / ENLIGHTENMENT OF PAGANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болков И. Б.

Царское правительство широко использовало православие для расширения своего влияния на нехристианизированное население Российской Империи. Основной причиной этого стала острая необходимость сохранить целостность государства и интегрировать недавно приобретенные территории в состав Российской Империи. Миссионерская деятельность проводилась под надзором государства и являлась частью национальной политики. Территория Туркестана не стала исключением в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Болков И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX MISSIONARY CAMPAIGNING WITHIN THE CONTEXT OF THE RELATIONS BETWEEN THE TSARIST GOVERNMENT AND DIFFERENT RELIGIOUS CONGREGATIONS IN RUSSIA'S TURKISTAN

The Tsarist Government was broadly using the advantage of the Orthodox Christianity in terms of expanding its influence on the non-Christian parts of the Empire's population. This was chiefly connected with the urgent necessity to preserve the unity of the entire state along with the newly-annexed territories' integration into the Russian Empire. The missionary activity was directly supervised by the State being the part of its national policy. The Turkistan Territory was hardy an exception to this end.

Текст научной работы на тему «Миссионерство и государственно-религиозные отношения в Туркестане»

ИСТОРИЯ

УДК 94(5) и.В. Волков

МИССИОНЕРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ

Царское правительство широко использовало православие для расширения своего влияния на нехристиани-зированное население Российской Империи. Основной причиной этого стала острая необходимость сохранить целостность государства и интегрировать недавно приобретенные территории в состав Российской Империи. Миссионерская деятельность проводилась под надзором государства и являлась частью национальной политики. Территория Туркестана не стала исключением в этом процессе.

Ключевые слова: православное население, миссионерство, китайские эмигранты, православная миссия, миссионерская деятельность, генерал-губернатор, священник-миссионер, просвещение язычников.

I.V. Volkov

ORTHODOX MISSIONARY CAMPAIGNING WITHIN THE CONTEXT OF THE RELATIONS BETWEEN THE TSARIST GOVERNMENT AND DIFFERENT RELIGIOUS CONGREGATIONS IN RUSSIA'S TURKISTAN

The Tsarist Government was broadly using the advantage of the Orthodox Christianity in terms of expanding its influence on the non-Christian parts of the Empire's population. This was chiefly connected with the urgent necessity to preserve the unity of the entire state along with the newly-annexed territories' integration into the Russian Empire. The missionary activity was directly supervised by the State being the part of its national policy. The Turkistan Territory was hardly an exception to this end.

The key words: Orthodox communities, missionary campaigning, Chinese emigrees, Orthodox mission, the missions’ activity /proselytism, General Governor, missionary priest, enlightenment of pagans.

Деятельность православных приходов на территории Русского Туркестана начинается с 40-х гг XIX в. после добровольного присоединения к Российской империи Казахстана с Киргизией и последующего завоевания русскими войсками Маверроунахра (Узбекистана) и Закаспия (Туркменистана). Вместе с армией шли полковые священники; походные храмы размещались в палатках или шатрах из непромокаемой ткани.

На территории Русского Туркестана первоначально была образована Туркестанская область (1865 г), а затем - Туркестанское генерал-губернаторство1 (1867 г), которое с 1886 г. начало официально именоваться

1 В 1867 г. в Туркестанское генерал -губернаторство входили две области: Сырдарьинская и Семиреченская, которая в 1882 г. была передана в Степное генерал-губернаторство. Ферганская область была присоединена в 1876 г. В 1899 г. на основании царского указа о новом военно-административном разделении в состав края была возвращена Семиреченская и дополнительно введена Закаспийская область, созданная в 1881 г. на базе существовавшего с 1874 г. Закаспийского отдела.

Туркестанским краем. При этом следует учитывать, что в отличие от других губерний Российской империи, которые были в ведении МВД, Туркестанский край подчинялся Военному ведомству

Приходы восточных районов Туркестанского генерал-губернаторства (Семиреченская область) подчинялись Томской епархии, а западных (Сырдарьинская область) - Оренбургской. Но подчинение это было чисто номинальное: ни один из архипастырей по отдаленности Туркестана от их резиденций не посещали церквей Русского Туркестана. Вскоре сделалось очевидным, что для окормления паствы столь необъятного края требуется самостоятельная архиерейская кафедра. Императорский Указ об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии был принят 4 мая 1871 г, а функционировать она начала 24 мая 1872 г с прибытием в г Верный преосвященного Софония (Сокольского)2.

2 Софония (Сокольский) - Архиепископ Ташкентский и Туркестанский (1872 - 1876). Погребен в г. Верном.

Церкви Сырдарьинской области составили одно Ташкентское благочиние (13 церквей) протяженностью более 1 200 верст в длину и около 1 000 в ширину. Церкви Семиреченской области, ранее присоединенной к России, принадлежали к двум благочиниям меньшего размера: За-Илийское (8) и Лепсинское (5).

Учреждение епархии не вызвало особого энтузиазма у туркестанской военной администрации, считавшей, что авторитет духовной власти может как-то ограничить ее самовластие. Туркестанский генерал-губернатор фон-Кауфман3 воспрепятствовал размещению Епархиального управления в краевом центре - Ташкенте, заявив: «Я не потерплю в Ташкенте ни архиерея, ни жандармов». По его настоянию местом архиерейской кафедры был назначен г Верный, недавно переименованный из укрепления в город - областной центр Семиреченской области, находящийся на окраине новой епархии. Население города преимущественно состояло из поселенных казаков, чиновного люда и военнослужащих. Численность его не превышала 10 тыс. человек.

Миссионерство во все времена являлось труднейшим делом пастырского служения. Главными причинами, мешавшими успешному его ведению, были недо -статок материальных средств, отсутствие опытных исполнителей и должной поддержки местной администрации.

В 1894 г. в Москве торжественно праздновался 25-летний юбилей Православного Миссионерского Общества (ПМО), которое состояло под Августейшим покровительством Государыни Императрицы и имело своими председателями Высокопреосвященных Митрополитов Московских. При подведении итогов деятельности Общества, в частности, отмечалось, что «более трех веков страны Сибирские и заволжские славными нашими предками присоединены к Православной Руси и до сего времени они еще не стали христианскими» [6, с. 66].

За этот срок количество просвещенных святым крещением составило 103 531 человек. К 1893 г ПМО имело всего около 100 миссионерских станов (в тех местах, где действовали православные миссии), а количество служащих в этих миссиях достигало 390 лиц, школ при миссиях было 378, а учащихся в них - 12 189 человек. И это на всю Российскую Империю.

Что касается Туркестанской епархии, то за 23 года с момента ее образования миссионерское дело не могло быть достаточно обеспечено материально. К тому же, как пишет известный туркестановед профессор П.П. Литвинов, государство не жаловало особым вниманием новую епархию и до 1893 г. выделяло на содержание ее служб немногим боле половины тех сумм, которые предоставлялись центральным епархиям. Св. Синод впервые упомянул о Туркестанской епархии только в отчете Обер-прокурора за 1900 г В последующем упоминания о ней тоже были весьма редкими [3, с. 24].

Очень сложным был кадровый вопрос. Опытных миссионеров катастрофически не хватало не только в Туркестане, но и в Сибири, на территории самой России. Надо отметить, что не всегда имелись и условия для ведения миссионерской деятельности. Туркестанский ге-

3 Кауфман Николай Петрович (1818 - 1882) - русский во-

енный деятель, Генерал-адьютатнт, Туркестанский генерал-

губернатор (1867 - 1882), почетный член Петербургской Академии наук (1873 г.).

нерал-губернатор Кауфман придерживался позиции о неприемлемости миссионерства в среднеазиатском регионе. Он решительно выступал против ведения различного рода миссионерской деятельности в крае и неоднократно давал отказ в проповеднической деятельности миссионерам Томской епархии, Алтайской Духовной Миссии и председателю Миссионерского общества в Петрограде князю Н.С. Голицыну: «Мы должны вводить в Туркестанском крае христианскую русскую цивилизацию, но не должны стараться предлагать туземному населению православной веры» [4, с. 43 - 45].

Выпускник Казанской Духовной академии, противо-мусульманского отделения, Н.П. Остроумов, сам в душе миссионер, проживший в г. Ташкент 40 лет, изначально был сторонником просвещения, а не насаждения православных догматов, вполне разделял основную мысль генерала фон Кауфмана, что вести среди туземцев религиозную пропаганду было бы по меньшей мере преждевременно. По его мнению, дело миссионерства среди мусульман везде и всегда имело ничтожные результаты, как это видно из историй христианских миссий, а в Туркестанском крае, кроме того, лиц, способных осуществлять его систематически, с христианским смирением и усердием почти не было.

Практически все последующие генерал-губернаторы вплоть до 1917 г были против ведения миссионерской деятельности в Туркестанском крае. В связи с этим весьма интересен отрывок из письма Туркестанского епископа Александра к преосвященному Амвросию от 20 июня 1881 г., в котором он объясняет некоторые неправильные мнения о духовной миссии, какие ему приходилось слышать от людей, принадлежащих к ад -министрации края: «Наша местная администрация, состоя почти исключительно из военных, усвоила себе издавна особенный, своеобразный, чисто военный взгляд на духовную миссию. В представлениях не только туркестанских, но и российских светских администраторов духовная миссия для обращения киргизов или калмыков должна действовать как военный отряд, которому приказано либо выполнить указанную ему задачу либо лечь костьми.

Они не понимают, что смысл духовной миссии в «мирном, терпеливом, настойчивом, незаметном для поверхностного наблюдателя, но, тем не менее, действительном, благотворном влиянии духовного миссионера на массы, об ослаблении в них мало-помалу фанатизма, нетерпимости, предубеждения и недоверия, о разъяснении недоразумений и ложных понятий, о разъяснении предрассудков и суеверий, о сближении исподволь с русским православным населением на почве честного труда и общих (как тем, так и другим) патриотических чувств, повиновения закону уважения к властям, заботливости об общественном благе и проч., и проч., одним словом, обо всей этой мелкой, но безусловно необходимой подготовительной работе, требующей и ума, и много настойчивости и терпения, не бьющей на эффект и скромной, но, тем не менее, фундаментальной» [2, с. 43 - 44].

Одним из важных сдерживающих факторов ведения миссионерской деятельности являлось нахождение Епархиального управления на окраине Туркестанского края. На протяжении всего дореволюционного периода епархиальные власти неоднократно добива-

лись переноса архиерейской кафедры в Ташкент, однако военная администрация всячески этому противодействовала. Так, из 12 генерал-губернаторов лишь один - Н .А. Иванов4 - пытался реализовать епархиальные намерения, но не успел сделать этого [3, с. 25]. Добиться перевода кафедры в г. Ташкент удалось лишь в 1916 г.

Мы не ставим себе целью в этой статье определять благочестивость туркестанских генерал-губернаторов, которые в своем большинстве содействовали развитию православия в крае, занимались строительством храмов, учреждением церковных причтов, устройством быта православных переселенцев. Что же касается миссионерства, то одно сравнение хотелось бы все-таки провести.

В 1900 г. епископ Аркадий (Карпинский) известил начальника края (1898 - 1901) генерала от инфантерии С. М. Духовского об учреждении в г Верном Епархиального комитета ПМО и предложил ему стать членом этого Комитета. Но С.М. Духовской ответил отказом, сославшись на то, что «это возбудит к нему личное недоверие в туземцах» [4]. А военный губернатор Семи-реченской области генерал-лейтенант ГА. Колпаков-ский сразу же после присоединения Средней Азии к России не обращал внимания на то, что о нем подумают туземцы и на протяжении 25 лет службы в Русском Туркестане принимал активное участие в миссионерской деятельности. Он был одним из очень немногих полных генералов в российской истории, не имевшим специального военного образования и дослужившимся до таких чинов начиная с рядового. Кроме того, он был награжден всеми российскими орденами, в том числе и орденом св. Александра Невского с бриллиантами. Во многом успехи миссионерской деятельности в Семиречье были связаны с его именем. Эту незаурядную личность характеризует тот факт, что в 1890 г. он стал Почетным членом ПМО. За 25 лет существования Общества подобное звание было присвоено лишь 12 лицам5.

Миссионерская деятельность в Семиречье началась еще до открытия Туркестанской епархии, когда в 1868 г епископ Тобольский Алексей крестил китайских эмигрантов, тысячами бежавших в 1867 г. из Китая в копальский и верненские уезды Семиреченской области во время восстания дунган в Синьцзяне.

19 октября 1867 г. Государем Императором было соизволено принять 283 семейства китайских эмигрантов в русское подданство. При этом ежегодно выделялось 920 руб. на содержание священника, церковного причта и учителя школы [4. Д.224. Л.1]. Эмигрантов, ок-

4 Иванов Николай Александрович - русский военный деятель, генерал от Кавалерии, Туркестанский генерал-губернатор (1901 - 1904). Заслужил прозвание «единственного благочестивого» генерал- губернатора.

5 В числе Почетных членов ПМО: Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович и Супруга Его Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисаве-та Федоровна, Московский генерал -губернатор князь В.А. Долгоруков, Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан, Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий, другие архиереи, два протоиерея и дочь коллежского асессора А. Г. Товарова.

рещенных в копальском уезде, только за 1868 - 1872 гг. было 721. К новокрещенным был направлен священник-миссионер для окормления, строительства церкви и открытия школы6.

Просвещение китайских язычников в Саркандском выселке и распространение его дальше в Бахты, Ур -жар, Кульджу проходило при активной поддержке генерала Колпаковского. Чтобы лучше обеспечить судьбу новокрещенных китайских эмигрантов и содействовать их религиозно-нравственному возрождению, начальником Семиреченской области при участии благотворителей7 в 1868 г в г Верном было учреждено православное церковное братство при храме св. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Уставом была определена общая задача братства: «Православное общество попечения о духовном благе и русской гражданственности кочевых обитателей степи инородцев, обнимая своим участием и русских, местных граждан, нуждающихся в христианском просвещении и благотворительности, имеет быть посредником между степными кочевниками, принятыми под скипетр русского Государя, и всем русским православным миром, на сочувствие которого к меньшим его степным братьям общество возлагает твердое упование и к помощи которого будет обращаться в той мысли, что дело всей русской земли, соединяющейся чрез братство, как чрез звено, с дальнею степною инородческою ее окраиною» [5, с. 93].

Весьма символичным является создание в Русском Туркестане миссионерского монастыря, который, как представляется, должен был бы стать приемником и продолжателем апостольского благовествования в Центральной Азии. 21 мая 1882 г., в день св. Царя Константина и матери его Елены, этих ревностных просветителей древнего языческого мира, был освящен Свято -Троицкий мужской миссионерский монастырь на берегах величественного Иссык-Кульского озера, по -близости от затонувшей древней армянской обители, где хранились честные мощи святого апостола Матфея8.

6 Священник-миссионер о. Василий Покровский за 5 лет службы в Сарканском выселке продолжил просвящение язычников и добился серьезных успехов в деле миссионерства.

7 Семиреченское Братство весьма много обязано бывшему русскому консулу в Кульдже К.И. Павлинову (сын астраханского протоиерея). В 1874 г. братством были открыты школа и приют на 10 человек из новокрещенных.

8 Св. Апостол Матфей претерпел мученическую кончину от рук язычников за проповедь Христа в Сирии. В период гонений на христиан верующие (249 - 251 гг) перенесли честные мощи св. Матфея в Среднюю Азию. Весь христианский мир знал о их местонахождении. На Каталонской карте мира, датированной 1375 г., на северном берегу о. Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». С 1999 г. под руководством академика В.М. Плоских организуются археологические экспедиции, которые установили наличие подводного городища и идентифицировали расположение развалин зданий христианского монастыря и храма. А в 2002 г. с помощью американской геофизической аппаратуры обнаружили на побережье Иссык-Куля на глубине 27 метров саркофаг, который, возможно, и является ракой св. Апостола Матфея.

Священный Синод определил отпустить на устройство миссионерского монастыря 5 000 руб. безвозвратно и сверх того выдать ПМО ссуду в 20 000 руб. за счет капитала на распространение православия в Империи (Указ Св. Синода от 31 января 1883 г за № 238) [1, с. 27 - 38].

А 13 марта 1887 г Государь Император высочайше соизволил закрепить за вновь учрежденным Иссык-кульским монастырем участок земли в количестве 509 десятин 200 сажен9.

Деятельность Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря начала налаживаться лишь в 1894 г когда с северного Ладожского озера на высокогорное озеро Иссык-Куль прибыла группа Валаамских иноков (к 1917 г. в обители подвизалось более 40 человек братии, велась обширная и разнообразная деятельность).

Таким образом, миссионерская деятельность в Туркестанском генерал-губернаторстве проводилась в основном в Семиреченской области. При этом ей оказывалось активно содействие не только со стороны представителей местной военной администрации, Православного миссионерского общества и Святейшего Синода, но и со стороны Государя Императора. Предпосылки для ведения миссионерской деятельности на остальной территории Туркестанского края до 1917 г. сформироваться не успели. Политика российского правительства в Туркестане, как и во всей Империи, была направлена на включение населения, исповедующего ислам, в социально-экономическую, правовую и политическую системы России.

Наиболее действенным средством считалось проведение политики ассимиляции и русификации. Этот процесс был рассчитан на длительный период и должен был проводиться постепенно - через принятие мусульманами системы ценностей, разделяемых и поддерживаемых православным населением России [6, с. 39]. При этом данный процесс не осуществлялся насильно.

1. Булгаковский Д. Иссык-кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. СПб., 1896. (Цит. по: Восток Свыше. 2006. Вып. XII.)

2. Комаров Н. Троицкий миссионерский монастырь при озере Иссык-Куль в Туркестане // Православный благовестник. 1894. № 4, 6, 8,11 - 13. Цит. по: Восток Свыше. 2006. Вып. XII.

3. Литвинов П.П. Государственно-религиозные и этно-конфессиональные отношения в Туркестане (1865 - 1917): по архивным материалам: автореф. дис. ...д- ра истор. наук. М.,1998.

4. О миссионерской деятельности в Туркестане // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.400. Оп.1. Д. 2689. Л.5.

5. Остроумов Н.П. Константин Петрович фон-Кауфман, устроитель Туркестанского края. Личные воспоминания (1877 - 1881 гг.). Ташкент, 1899.

6. Православный благовестник. 1895. № 2.

7. Тихонов А.К. Политика российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII -начале XX в.: автореф. дис. .д-ра истор. наук. СПб., 2007.

9 Был закреплен участок с тремя заливами - Долгим, Уз -ким и Песочным с прилегающим к последнему заливу озер -ком Содко и берегами озера Иссык-Куля, с отведением места под мельницу на восточной стороне реки Курментинки. В 1892 г. генерал-губернатор разрешил бесплатный отпуск из казенных лесных дач 400 корней на постройку церкви и монастыря, а Миссионерское Общество выслало 6 000 руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.