УДК 271.11-762“18/19”:930.1
Е.И. Кочеткова, ассистент, 89207690708, ventus.rei@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
(К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА, 60-Е ГГ. XX - НАЧ. ХХ1 ВВ.)
Рассматривается миссионерская деятельность Русской Православной церкви второй половины XIX - начала XX вв. Охвачены работы советских и современных исследователей, оценивающие миссионерскую деятельность церкви с разных точек зрения, а также приведены сведения по научным конференциям, посвященным рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: Русская Православная церковь, миссионерская деятельность церкви, историография проблемы, вторая половина XIX - начало XX вв.
История русского миссионерства в широком смысле тесно связана с историей формирования русского государства и, в особенности, с историей колонизации и распространения в России монашеской жизни. Нарочитые миссии, т. е. отправки особых лиц из состава церкви в разные окраинные местности России, населенные неправославными народами, со специальной целью обращения их в христианство были плодом деятельности церкви вообще или благочестивой ревности отдельных лиц. Среди миссий можно выделить кадьякскую (введенная иноками Валаамского монастыря и продолженная почти единолично митрополитом Иннокентием Московским), алтайскую (Макарий Глухарев), киргизскую, иркутскую, забайкальскую, камчатскую, обдорскую, сургутскую, енисейскую, якутскую и др. Внутри России деятельность миссионерских обществ состояла в устройстве и поддержании миссионерских школ по системе инороднического образования в России.
Следует отметить, что после 1917 г. изучение миссионерского дела Русской православной церкви было практически прекращено и полноценно возобновилось лишь с 90-х гг. XX в. В настоящее время исследования в этом направлении идут весьма интенсивно, чему немало способствуют Миссионерский отдел при Патриархии, Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского университета и духовные академии. Большое внимание изучению истории миссионерского дела Русской Православной церкви уделяют и гражданские историки.
В 1997 г. в связи с 200-летием со дня рождения Апостола Сибири и Америки Иннокентия Вениаминова (с 1868 г. митрополита Московского и главы Миссионерского общества) были проведены посвященные ему (и вообще миссионерскому делу в России) научные конференции в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломо-
носова, в Троице-Сергиевой Лавре, в Белгороде и в Петропавловске-Камчатском. Материалы этих конференций были изданы в сборнике «Научно-богословские труды по проблемам православной миссии» (Белгород, 1999).
Переходя к более детальному рассмотрению историографической ситуации по данному вопросу, следует отметить, что, несмотря на вышесказанное, есть небольшое количество работ авторов советского времени. В этот период исследователи большее внимание уделяли недостаткам христианизации, оценивая миссионерскую деятельность как неудачную, насильственную и откровенно реакционную. Такие оценки можно встретить в работах Н. В. Никольского, Ю. М. Ивонина [1].
В сборнике «Русское православие: вехи истории» содержится глава по интересующей нас теме. Автор ведет речь о миссионерских организациях, начиная с середины XIX столетия и завершая событиями 1917-1918 гг. Приводится статистика по весьма многочисленным данным о крещенных по всей России, сообщается о миссионерских съездах. В частности, по миссионерской деятельности Русской Православной церкви «Вехи истории» сообщают следующее: «Характерной особенностью жизни церкви в 80-90-х годах было заметное расширение церковной печати и рост числа всевозможных церковных обществ. Начавшие выходить в 60-х годах в отдельных губерниях «епархиальные ведомости» к 80-м годам стали повсеместно органом епархий. Итак, рычагом церкви в реализации ее стремления овладеть умами вне стен храмов были церковные братства. В 1864 г. власти утвердили основные правила для учреждения православных церковных братств и положение о церковных попечительствах» [2]. Важно отметить, что миссионерская деятельность подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя миссия действовала главным образом среди иноверцев, т.е. неправославных, как внутри, так и вне государства, а внутренняя весь свой огонь направляла против старообрядцев и сектантов. Синодом разрабатывались правила, положения и уставы миссионерских организаций, проводились всероссийские и местные миссионерские съезды, рассылались всякого рода указания, предусматривавшие различные формы работы миссионеров - церковную проповедь, увещевательные беседы, разоблачения сектантских «заблуждений», устройство школ и библиотек. Миссионерами руководили миссионерские братства, евангелические союзы и другие подобные организации; для них выпускались специальные журналы («Православный благовестник» и др.) [3].
Автор издания заключает, что разрозненная деятельность многочисленных миссионерских организаций в XIX в. далеко не давала ожидаемого эффекта, поэтому было решено коренным образом перестроить всю систему миссионерской работы. От явно невыполнимой задачи обращения в православие всех иноверцев России миссионеры переключились на борьбу прежде всего против все возраставшего сектантского движения и против
усиления старообрядчества. Для выработки общих организационных мероприятий по борьбе с сектантством и старообрядчеством, равно как и для обмена опытом миссионерской работы, в 1887 г. в Москве был проведен всероссийский миссионерский съезд. В 1891 г. был создан второй миссионерский съезд, перед которым была поставлена задача разобраться в сущности учения отдельных сект и определить, насколько они вредны для церкви и государства. Съезд твердо заявил, что для пресечения роста сектантства необходимы меры административного воздействия. Таким образом, миссионеры расписались в бессилии вести борьбу против сектантства чисто религиозными средствами, признали, что без полиции они не могут «оградить православных от совращения в сектантские ереси и раскол.
Особый характер носила миссионерская деятельность церковных братств, насаждаемых преимущественно на окраинах государства. К началу ХХ в. братства имели до 200 штатных миссионеров, свои разъездные миссии, проводили съезды. Однако количество обращенных ими в православие не превышало к этому времени 3 тыс. человек. Особенно большую роль в усилении антисектантской деятельности сыграл третий всероссийский миссионерский съезд, происходивший в Казани в 1897 г.
В сущности, последним миссионерским съездом (1917 г.) закончилась история миссионерства в России. Реализации его решений помешала революция. Однако этот съезд наглядно показал, что верхи православной церкви в 1917 г. не только не думали отказаться от навязывания православия всем народам, но, наоборот, стремились расширить миссионерскую деятельность, чтобы задержать рост национального самосознания угнетенных народов [4].
Итак, рассматриваемое издание сообщает о миссионерской деятельности с середины XIX в. до 1917 г., оценивая ее как стремление привлечь в лоно церкви старообрядцев и сектантов, а также взять под свой контроль общественную активность и направить ее в благоприятное для власти русло.
В последнее время стало появляться большое количество общероссийских исследований, в которых преобладают положительные взгляды на миссионерскую деятельность.
Следует отметить работы протоиерея Бориса Пивоварова [5], Д. Адрианова [6], митрополита Антония Сурожского [7], С. Широкова [8], С.Л. Фирсова [9], А. Б. Ефимова [10], Г.М. Прохорова [11] и исследование группы авторов «Апостолы нового времени» [12]. Перечисленные работы предлагают объективный взгляд на миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви, охватывают (многие из них) историю миссионерства Церкви, показывают роль православия в становлении самосознания и формирования культуры русской нации, а также его влияние на развитие других народов и национальностей. Особое внимание уделено деятельно-
сти выдающихся миссионеров, а также процессу складывания централизованного подхода к организации миссионерства.
Книга профессора А.Б. Ефимова является первой работой в современной литературе, в которой дается обзор истории миссии Русской Церкви за весь период ее существования [13]. Этот труд просто уникален, потому что охватывает всю тысячелетнюю историю Русской Церкви. Во введении автор выделяет 10 этапов в истории русской православной миссии и формулирует основные принципы миссионерства. По интересующему нас периоду А.Б. Ефимов говорит о XIX веке как эпохе расцвета рус-
ского православного миссионерства, обобщает сведения об алтайской, камчатской, китайской, японской, корейской и других православных миссиях, действовавших в этот период [14]. Второй раздел книги посвящен периоду конца XIX - начала XX в. Автор констатирует, что великие реформы провалились в части попыток улучшить «быт» приходского духовенства. Однако в ходе этих реформ была заложена законодательная база и был дан толчок повсеместной организации церковных братств. Тогда же создается Всероссийское миссионерское общество, комитеты которого постепенно возникали почти во всех епархиях. Все это было сделано очень вовремя: те же великие реформы вызвали невиданные прежде волны секуляризации общества и общественного сознания. Деятельность миссионеров конца XIX - начала XX вв. стала ответом на сопутствовавшие этим процессам вызовы [15]. В связи с историей миссионерства в эту переходную эпоху автор отразил целый ряд интересных тем: церковные братства и их миссионерские задачи, миссионерское служение монастырей, деятельность Православного Миссионерского общества, институционализация и управление миссией (миссионерские съезды, соответствующие мероприятия Св. Синода) и др. [16]. Итак, автор определил, что в конкретноисторическом смысле «миссия» имеет вполне определенное значение: распространение христианского вероучения среди представителей других вер, среди неверующих или язычников; укрепление в вере формально верующих, подвергшихся секуляризации, отпавших от веры. Эти процессы, как правило, институционализированы: для внешней миссии России XIX - начала XX в. такой институционализацией служит создание административного центра миссии (миссионерского монастыря, подворья, архиерейской кафедры) и подчиненных ему, например, миссионерских станов; для внутренней - должности епархиальных, уездных, окружных миссионеров.
Помимо общероссийских исследований, существует большой круг работ, освещающий миссионерскую деятельность православной церкви в отдельных регионах России и за ее пределами, а также проблемы христианизации некоторых народов.
Исследование истории миссионерского дела Русской православной церкви проводится преимущественно в рамках деятельности отдельных православных миссий. Отметим исследования В.В. Макуриной и В.В.
Машковцевой [17]. В этих работах авторами рассматриваются изменения в конфессиональной политике государства, а также формы и методы миссионерской деятельности. В.В. Макурина анализирует этнокультурное взаимодействие удмуртов и русских в условиях православного прихода: «благодаря массовой христианизации удмуртского населения, проведенной в XVIII в., население края формально было конфессионально однородным, однако на деле в удмуртской среде сохранялись значительные пережитки языческих верований. К началу XX в. сложилась стройная церковно-приходская система, этноконфессиональная жизнь в удмурстко-русских приходах приобрела устойчивые формы. Таким образом, складывались условия православного прихода, в которых происходило этнокультурное взаимодействие удмуртского и русского этносов» [18].
В.В. Машковцева характеризует причины распространения старообрядчества и миссионерскую деятельность среди старообрядцев на материалах Вятской губернии второй половины XIX века. Примечательно, что старообрядческие религиозно-культурные учреждения являлись центрами сохранения самобытности староверов, они объективно препятствовали светским властям и официальной церкви в их деле «ликвидации раскола». Именно в силу этого отмеченные учреждения стали основными объектами конфессиональной политики властей [19]. Автор заключает, что лишь во второй половине XIX в. наблюдается определенное смягчение вероисповедного курса, в связи с чем на первый план выдвигается просветительская работа православного духовенства: открытие школ, распространение синодальной литературы, собеседования со староверами. Официальная церковь уделяла огромное внимание миссионерской деятельности среди старообрядцев. Общая цель, которую преследовали миссионеры - добиться воссоединения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Таким образом, во второй половине XIX в., в годы либерализации конфессиональной политики, правительство, не отказываясь от силового воздействия на старообрядцев, в борьбе с ними делало акцент на мерах увещевательного характера, миссионерской деятельности Русской православной церкви. Это позволило добиться определенного эффекта. В частности, с 1861 г. и до начала Первой русской революции вятские миссионеры ежегодно присоединяли к Русской православной церкви от 31 до 450 старообрядцев.
Большое значение в изучении миссионерской деятельности имеют работы А.В. Зайцева [20], Р.Р. Исхакова [21], В.Ю. Софронова [22], Л.Н. Харченко [23], В. Максимчука [24] и И.И. Мотыки [25]. В работе А.В. Зайцева и Р.Р. Исхакова прослеживается конфессиональная политика государства в среднем Поволжье, что позволяет уяснить специфику религиозной обстановки в крае и выявить предпосылки изменении конфессиональной политики. Авторами особо подчеркивается, что миссионерство всегда было государственным мероприятием. Мотыка провел историографический анализ исследований, посвященных христианизации мордвы. В. Мак-
симчук исследовал методы и результаты миссионерской деятельности Алтайской духовной миссии в Кузнецком крае и Кемеровской епархии. Харченко и Софронов провели анализ миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Сибири, изложили историю сибирского миссионерства и представили самых ярких миссионеров Сибирского края.
В рамках деятельности отдельных православных миссий следует отметить статью Е.М. Есиковой, посвященной миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди калмыков Оренбургской епархии (1859 -1917 гг.). Автор начинает статью, уточняя, что миссионерство Русской Православной церкви в XIX веке разделялось на два обширных направления - присоединение к Церкви старообрядцев и сектантов и обращение в православие нехристианских народов империи. Особенное значение внешняя миссия принимала в сложных полиэтнических и поликон-фессиональных регионах страны. Оренбургская епархия относилась именно к таким местам Российской империи [26]. В статье идет речь о калмыках, проживающих во второй половине XIX - начале XX века в Оренбургской епархии, которые были крещенными, но сохраняли обычаи ламаизма. Активная миссионерская работа с ними началась после 1905 года, когда вследствие издания закона о веротерпимости многие калмыки отпали от православия и образовали общины ламаистов. Данная работа связана с деятельностью священника-миссионера Иоанна Харитонова. «О. Иоанн в своей миссионерской работе с калмыками ставил перед собой следующие задачи:
- «увещание склонных к отпадению из православия в ламаизм»;
- «обследование отступничества среди православных калмыков»;
- определение мер «для возвращения отпавших в лоно православной церкви» [27].
Только с назначением о. Иоанна Харитонова дело религиознонравственного просвещения калмыков поставлено в благоприятные условия к дальнейшему процветанию. Так была охарактеризована миссионерская работа священника Иоанна Харитонова среди калмыков Оренбургской епархии [28].
Таким образом, отметим, что в советское время миссионерская деятельность Русской Православной церкви оценивалась негативно.
Издание «Вехи истории» 1983 г. - работа, которую мы обозначим переходной от советского времени к современным работам.
Исследователи 90-х - начала XXI в. оценивают вторую половину
XIX в. как расцвет русского миссионерства и придают ему большое значение в деле обращения иноверцев в Русскую Православную церковь.
Список литературы
1. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985. 448 с., ил. (Б-ка атеист, лит.); Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность / Ю.М. Ивонин. Устинов: Удмуртия, 1987. 112 с.
2. Русское православие: вехи истории. М., 1983. С. 374-375.
3. Русское православие: вехи истории. М., 1983. С. 438-439.
4. Русское православие: вехи истории. М., 1983. С. 442-443, 453, 462.
5. Пивоваров Б., прот. История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и современность // Миссионерское обозрение, 1997. № 1 (15). С. 20-23.
6. Адрианов Д. Миссиологический аспект отношения Православной Церкви к культуре. СПб., 2003.
7. Митрополит Антоний Сурожский. Миссионерство Церкви // Континент. 2004. № 120.
8. Широков С., свящ. Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований // Религия и право. 2004. № 1.
9. Фирсов С. Л. Миссионерская деятельность Русской Церкви от святителя Иннокентия до собора 1917-1918 гг.. // Церковь и время. 2006. № 4(37). С. 93-152.
10. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, 2007. 688 с.
11. Прохоров Г.М. Заметки о русском миссионерстве // Церковь и время. 2007. № 3(40). С. 60-76.
12. Апостолы нового времени: миссионерская деятельность Русской Православной Церкви от святителя Иннокентия до собора 1917-1918 гг.. М.; Государственный исторический музей, 2006. 128 с.
13. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, 2007. 688 с.
14. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, 2007. С. 115 - 394.
15. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, 2007. С. 397.
16. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, 2007. С. 424 - 514.
17. Макурина В.В. Религиозные верования удмуртов по сообщениям приходских священников середины XIX века // Актуальные проблемы со-
циальных наук, СПб., 1999; Машковцева В.В. Просветительство и его роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX века по октябрь 1917 г.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. СПб., 2005.
18. Макурина В.В. Этнокультурное взаимодействие удмуртов и русских в условиях православного прихода (конец XIX - начала XX вв.) // VI конгресс этнографов и антропологов России, СПб. 2005. С. 270.
19. См.: Машковцева В.В. Конфессиональная политика государства по отношению к просветительской деятельности старообрядцев во 2 пол.
XIX - нач. ХХ вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.1. М.: 2005. С. 27.
20. Зайцев А.В. Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии (вторая половина XIX - начало XX вв.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Казань, 2008.
21. Исхаков Р.Р. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX - нач. XX вв. (1800-1917 гг.): Автореферат дис. ... канд. истор. наук: Казань, 2008.
22. Софронов В.Ю. Три века сибирского миссионерства. Тобольск,
2005.
23. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Сибири (вторая половина XIX - 1917 г.): очерк истории. СПб., 2004.
24. Максимчук В., свящ. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в горной Шории на юго-западе Сибири в конце XIX - нач. XX вв.: автореф. дис. ... канд. богословия. СПб., 2003.
25. Мотыка И.И. Миссионерско-просветительская деятельность Русской Православной Церкви среди мордвы во второй половине XVII - нач.
XX вв. Саранск, 2002.
26. См.: Есикова Е.М. Миссионерская деятельность Русской Право-
славной церкви среди калмыков Оренбургской епархии (1859-1917 гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28. С.
134.
27. Есикова Е.М. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди калмыков Оренбургской епархии (1859-1917 гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28. С. 136.
28. Есикова Е.М. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди калмыков Оренбургской епархии (1859-1917 гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28. С. 140.
E. Kochetkova
Missionary activity of Russian Oirthodox Church in the second half of XIX - beginning of XX centuries (to the historiography of the problem, in the sixties of XX - beginning of ХХ centuries)
A missionary activity of Russian Orthodox Church in the second half of the XX - beginning of XXI centuries has been examined in this article. There have been studied works of soviet and modern writers estimating missionary activity of the church from different points of view and there have also been included data on scientific conferences devoted to the concerned problem.
Keywords: Russian Orthodox Church, missionary activity of the church, the historiography of the problem, the second half of XIX - beginning of XX centuries..
Получено 12.10.2010 г.
УДК 94(47).084.5
Н.А. Личак, канд. ист. наук, доц., 8(903)646-28-34, dimmyar@mail.ru (Россия, Ярославль, ЯГТУ)
РАЗРУШЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА В ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1920-1930-Х ГОДАХ
Рассмотрено отношение к церковному зодчеству и ценностям Иваново-Вознесенской губернии в 1920-1930-х годах. Изучены исторические условия разрушения конкретных памятников культовой архитектуры в годы первых десятилетий Советской власти.
Ключевые слова: памятники церковного зодчества, культурное наследие, Советская власть, государственная политика, 1920-30-е годы, индустриализация, Иваново-Вознесенская губерния
На современном этапе обострение споров по вопросам реституции церковных ценностей (в рамках проекта Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности») привели к необходимости изучения событий, связанных с изменениями в сохранении культурного наследия в годы первых десятилетий Советской власти.
Период 1920-1930-х годов в Советской России характеризуется резким усугублением идеологической тенденциозности в отношении к прошлому своей страны. Своеобразная оценка государством роли памятников старины как важного фактора социального развития общества отрицательным образом повлияла на всю охранную, музейную, краеведческую и реставрационную работу. В исследуемые годы наблюдалась борьба различных взглядов на сохранение храмовой архитектуры: с одной стороны, уничтожение «идеологически вредных» ансамблей и усадеб; с другой - активные попытки общественности сохранить памятники искусства и старины для потомков.
Начавшийся процесс массового разрушения памятников архитектуры в Иваново-Вознесенской губернии в 1920-х годах привел к тому, что были уничтожены важные культовые сооружения, разорены дворянские усадьбы.