О.В. Филиппов «Православной Церкви в Северо-Казахстанской Современное положение Русской области Республики Казахстан»
УДК 269.2
миссионерская деятельность русской
православной церкви в северо-казахстанской области республики казахстан
Филиппов Олег Вячеславович, выпускник Омской Духовной Семинарии
Ключевые слова: В статье рассматривается деятельность Русской Православной Церкви на территории Северо-Казахстанской области. Автор выявляет факторы и особенности распространения православия на данной территории, анализирует религиозную ситуацию в Северо-Казахстанской области, рассматривает возможности развития миссионерской работы Русской Православной Церкви. Аннотация: Русская Православная Церковь, миссионерская деятельность, Республика Казахстан.
missionary activity of the russian orthodox church in the north-kazakhstan region of the kazakhstan
Summary: The article deals with the activities of the Russian Orthodox Church on the territory of North-Kazakhstan region. The author names factors and peculiarities of the spread of orthodoxy on this territory, analyses religious situation in North-Kazakhstan region and proposes possible ways of developing missionary activity of the Russian Orthodox Church.
Key words: Russian Orthodox Church, missionary activity, Kazakhstan. fl
II еспублика Казахстан является поликонфессиональной страной, в которой | религия играет существенную роль в социально-политической жизни. Уси-ЩР ление влияния Русской Православной Церкви на территории Республики Казахстан произошло благодаря увеличению православного населения, в результате активной миссионерской политики.
По состоянию на 1 квартал 2015 года в области функционируют 169 культовых сооружений, в том числе, 66 мечетей, 31 православное культовое сооружение, 44 Римско-католических костела и часовни, 28 протестантских домов молитвы. В целом социально-политическое влияние религиозного фактора на нынешнюю ситуацию в области остается на прежнем уровне.
В области созданы и действуют 16 информационно-пропагандистских групп (ИПГ) (областная, городская, 13 районных и одна молодежная), которые занимаются разъяснением государственной политики в религиозной сфере. Всего 107 человек. В 31 православном приходе осуществляют службу 25 священников, из них 10 имеют высшее духовное образование.
Наряду с традиционными религиями активную деятельность в регионе осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и деноминаций. В области зарегистрировано 26 протестантских религиозных объединений, в том числе традиционно-протестантских и нетрадиционно-протестантских. В распоряжении верующих находится 26 культовых сооружений.
В Казахстане создана уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, признанная как «казахстанский путь». В целях взаимодействия с заинтересованными государственными органами отделом по делам религий Департамента юстиции Северо-Казахстанской области в данном направлении проводится активная работа по проведению совместных мероприятий в сфере обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания, а также по профилактике распространения идей религиозного экстремизма, терроризма и сепаратизма.
В настоящее время миссионерская деятельность представлена в двух направлениях: внешней, среди некрещеных и нехристианских народов, и внутренней, среди крещеных, но недостаточно просвещенных.
К внешней миссионерской деятельности относится апологетическая миссия, организация миссионерских поездок в труднодоступные регионы, организация миссионерских поездок и строительство храмов в странах, традиционно не исповедующих христианство.
Внутриприходская миссионерская деятельность ориентирована на людей, достаточно регулярно участвующих в богослужебной и таинственной жизни Церкви, либо с некоторой периодичностью посещающих храм, представлена в форме православного семейного отдыха, огласительных бесед перед таинствами Крещения и Брака, приходского сайта, листовок.
Вопрос о миссионерской деятельности русской православной церкви в Севе-ро-Казахстанской области актуализируется в связи с тем, что в последние годы наблюдается подъем религиозности, открытие конфессиональных духовных учебных заведений, учреждение религиозных общественных организаций, что, в свою очередь, сопровождается повышением интереса населения к истории церкви.
Рассмотрим деятельность Русской Православной Церкви на территории Севе-ро-Казахстанской области. Для решения поставленной задачи необходимо выявить факторы и особенности распространения православия на данной территории, проанализировать религиозную ситуацию в Северо-Казахстанской области, рассмотреть возможности развития миссионерской работы Русской Православной Церкви.
В Северо-Казахстанской области, как и в целом во всем Казахстане, действуют Закон Республики Казахстан от 11.10.2011 № 483-!У ЗРК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года № 137 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере религиозной деятельности», которые регулируют миссионерскую деятельность на территории.
Миссионеры на территории Республики Казахстан обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальных подразделениях уполномоченного органа.
Миссионерское служение Русской Православной Церкви невозможно рассматривать вне изучения миссии знаменитых просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Она имеет значение для нас в двойном аспекте: с одной стороны - непосредственное влияние на христианизацию Руси, с другой - сам уникальный опыт организации первой славянской Церкви, показанный святыми брать-
ями1.
Освоение Сибири, вплоть до берегов Америки, сопровождалось появлением в тех
1Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. - Режим доступа: ИН:р://т(:отн$$1а. ru/2013/12/05/missionerskaya-deyatelnost-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ [дата обращения 15.10.2015].
2016 (1)
О.В. Филиппов «Православной Церкви в Северо-Казахстанской Современное положение Русской области Республики Казахстан»
краях церквей и духовенства. Христово Евангелие народам Сибири проповедовали великие миссионеры - святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879), архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), митрополит Алтайский Макарий (Невский) (1835-1926), а также десятки приснопамятных их сподвижников и преемников. Благовестнические труды и подвиги выдающихся сибирских миссионеров, просветительная деятельность их и основанных ими миссионерских училищ и школ, книгопечатание на языках коренных народов Сибири, прежде не имевших письменности, обширнейшая благотворительная деятельность сибирских миссий, - все это является точными и верными характеристиками миссионерского служения Церкви. Особую роль в этих процессах играла личность митрополита Московского и Коломенского Филарета, который не только словом и личным примером, но и материально поддерживал миссионерские труды многих подвижников. Особое развитие получили зарубежные миссии: Урмийская (Иран и Турция), Пекинская, Японская.
Предреволюционные годы сопровождались всплеском научной и просветительской деятельности Церкви - развивалось Миссионерское общество, созданное свт. Иннокентием Московским, издавалось большое количество просветительской литературы. Миссионерство обретало все более системный характер - во многих епархиях проводились миссионерские съезды, открывались миссионерские курсы, появлялись штатные миссионеры.
Так, например, Архимандрит Мефодий был активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского Общества и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета. В 1911 году он был послан с миссионерскими целями в село Табынск Стерлитамакского уезда на праздник Табынской иконы Божией Матери. В своем отчете о поездке архимандрит Мефодий писал: «После богослужения начали записываться в Общество трезвости; в продолжение трех дней очень много было роздано народу листков и брошюр религиозно-нравственного и противопьянственного содержания»2.
26 января 1913 года в Омской епархии с миссионерской целью была учреждена вторая викарная епископская кафедра. Второму викарию вверялись дела по управлению внутренней миссией, руководство всеми деятелями противосектантской и противораскольнической миссии. Второй викарий должен был председательствовать в Общеепархиальном и в Епархиальном училищном советах. На место второго викария был назначен архимандрит Мефодий. 3 февраля состоялось прощание учащихся и корпорации преподавателей со своим ректором, за шесть лет общения с ним искренне полюбивших его.
После революции началась активная борьба с Церковью: закрывались и разрушались храмы, было запрещено религиозное образование, запрещен предмет «Закон Божий». Однако если вначале еще существовали открытые диспуты, то вскоре и они были прекращены. Церковная проповедь стала возможной только внутри храма, доступ в который серьезно ограничивался. Но личный подвиг исповедничества и мученичества никто запретить не мог, поэтому они стали основной формой миссии: святители Тихон Московский, Петр (Полянский), Серафим (Чичагов), Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие из числа духовенства и мирян примером своей жизни и смерти проповедовали Христа.
2Житие священномученика Мефодия (Красноперова). - Режим доступа: http://pbe.kz/zhitie-svyashchennomuchenika-mefodiya-krasnoperova-chast-1 [дата обращения 15.10.2015].
€)к 168 ЛТФЧ^АЧТ^^
Официально Церковь смогла вести какую-то деятельность только после 1943 года, но и эта деятельность жестко контролировалась и ограничивалась территорией храма или заграницей. Именно заграничные контакты и деятельность Церкви стали в этот период некоторым гарантом защиты и дали возможность внутреннего развития. Например, с 1946 года возобновила свою деятельность Московская духовная академия, в 1956 году впервые после восстановления патриаршества была издана Библия на русском языке. Церковь, стесненная в своих возможностях, всеми доступными ей средствами стремилась нести Слово Божие человеку. Даже в условиях атеистического государства на этом поприще появлялись и подвизались такие пастыри, как Иоанн (Крестьянкин), Александр Мень, Димитрий Дудко и многие другие.
Помимо внутреннего, зачастую невидимого со стороны служения, необходимо упомянуть о внешней миссии Русской Церкви, которую она совершала за пределами нашей Родины, свидетельствуя о Православии перед западным миром. Это свидетельство было востребованным, через него многие люди могли узнавать учение Православной Церкви о Христе, о верности Его традиции. Говоря об этом свидетельстве, невозможно не помянуть наставников наших, говоря словами апостола, особо потрудившихся в этом служении. Это и приснопамятные митрополиты Никодим (Ротов) и Антоний (Блюм), протопресвитер Виталий Боровой, и ныне здравствующие Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Ювеналий.
Новой страницей жизни Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Многотысячные крестные ходы, официальные визиты делегаций Поместных Церквей, всеобщий духовный подъем показали, что государственная политика не смогла за десятилетия гонений убить веру в русском народе. Помимо этого, празднование послужило импульсом для возникновения среди людей интереса к православной вере.
Первичными задачами Церкви в этот период стали врачевание церковных расколов, возникавших в связи с распадом СССР, организация приходской жизни, восстановление храмов, воспитание и образование духовенства. Многие люди пришли в Церковь, но не все остались.
В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви ведется в двух направлениях: внешняя (среди некрещеных и нехристианских народов - апологетическая миссия, миссионерские поездки, строительство храмов); внутренняя (среди крещеных, но недостаточно просвещенных - огласительные беседы, православный семейный отдых, приходской сайт, информационные стенды, приходское консультирование, социальное служение, в молодежной среде, в больничных учреждениях, в вооруженных силах, через взаимодействие со средствами массовой информации, в сети интернет и многих других)3.
На официальном сайте Управления по делам религий «udr.sko.gov.kz» на постоянной основе публикуются материалы видных деятелей из числа теологов, религи-
3Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. - Режим доступа: http://infomissia. ru/2013/12/05/missionerskaya-deyatelnost-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ [дата обращения 15.10.2015]. Василий Лосев, иер. Как устроить православный семейный лагерь? // Электронный ресурс. Режим доступа: http://pro.cerkov.ru/index.php/kak-ustroit-lager/ [дата обращения 15.10.2015]. Пономарева Н.В. От миссии к катехизации // Электронный ресурс. Режим доступа: http://azbyka.ru/katehizacija/ot-missii-k-katekhizatsii-all.shtml [дата обращения 15.10.2015].
2016 (1)
О.В. Филиппов «Православной Церкви в Северо-Казахстанской Современное положение Русской области Республики Казахстан
оведов, представителей официального духовенства и государственных органов. На сайте также размещены 15 документальных фильмов, раскрывающих негативную сущность религиозно-экстремистских течений.
На территории СКО в соответствии Постановлению акимата области от 7 ноября 2012 года № 322 и от 10 сентября 2015 года №357 «Об утверждении расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения» утверждены 8 магазинов для реализации книжной продукции религиозного содержания. Литература, распространяемая в данных торговых точках, имеет положительное заключение религиоведческой экспертизы.
В области созданы и действуют 16 информационно-пропагандистских групп (далее - ИПГ) (областная, городская, 13 районных и одна молодежная), которые занимаются разъяснением государственной политики в религиозной сфере. В состав ИПГ вошли представители традиционных конфессий, руководители местных исполнительных органов, ученые, сотрудники правоохранительных органов, лидеры молодежных и ветеранских организаций. ИПГ обеспечены методическим материалом.
Экспертами Центра совместно с представителями РПЦ было разработано 3 вида буклетов на русском и казахском языках, в том числе «Памятка для молодежи», памятка для тех, чьи родственники вовлечены в деструктивную религиозную организацию - «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «Важно знать» - об ответственности за нарушения законодательства РК в религиозной сфере, «Это должен знать каждый!» - данные по запрещенным религиозным организациям и полезные ссылки. Также проводится работа с заключенными - иеромонах Далмат, Серафим. По благословению епископа Петропавловского и Булаевского Владимира с августа 2015 года иеромонах Далмат (Прохоров), иеродиакон Серафим (Максимов) возобновили социальное служение в тюрьмах.
Основными направлениями катехизической деятельности, которые осуществляются в настоящее время, являются:
оглашение (подготовка взрослых людей, уверовавших в Бога, и восприемников и родителей младенцев к Таинству Крещения),
пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,
совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания,
систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, издание приходского листка и др.),
православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),
приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,
катехизация в процессе социального служения (центр социального обеспечения, помощь многодетным прихожанам, помощь в узах находящимся) 4.
Значительная часть миссионерско-катехизической деятельности осуществляет-
4Рекомендации и инструкции «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» от 24 июня 2010 г.
ся через досуговую форму: кружки и спортивные секции для детей (кинолекторий, кружок рисования и лепки, кружок церковного пения, кружок обучения игры на музыкальных инструментах, спортивный клуб, летний спортивно-патриотический лагерь, поездки по святым местам), и для взрослых (кинолекторий, поездки по святым местам, кружок обучения игры на музыкальных инструментах). Катехизическая деятельность осуществляется также и вне территории прихода. В том числе в процессе социального служения (например, как просвещение и подготовка к Таинствам сотрудников и престарелых посетителей Центра социального обслуживания), а также через работу с детьми в общеобразовательных школах через участие прихожан-учителей в образовательно-воспитательном процессе.
При современном кризисе семьи особое внимание уделяется подготовке к Таинству Венчания. Брачующиеся должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за него. Вступающим в брак разъясняется непосредственная связь Таинства Брака с Таинством Евхаристии, христианский смысл семьи, как пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о семье прихожан продолжается по мере доступности и возможности и после совершения Таинства Брака5.
В приходе распространяются катехизические листки, посвященные праздникам, таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, имеется информационная доска, содержащая просветительскую информацию. Новоначальным и малоцерковным прихожанам предлагается бесплатная литература. Как правило, храмы открыты ежедневно во внебогослужебное время с 10-00 до 17-00. В храме находится дежурный, способный давать вразумительные ответы на обычные вопросы приходящих, в случае нужды утешить их. Проводятся индивидуальные просветительские беседы с заходящими в храм людьми, в том числе невоцерковленными людьми.
В дни, когда храмы посещает большое число людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших) миссионерско-катехизические беседы проводятся педагогом-катехизатором и помощниками.
Для проведения миссии в молодежной среде Северо-Казахстанской области необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:
- приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в русскую православную церковь в Северо-Казахстанской области;
- просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей русской православной церкви в Северо-Казахстанской области, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;
- привлечение молодежи к христианскому служению русской православной церкви в Северо-Казахстанской области (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключенными и др.);
- создание открытой христианской социокультурной молодежной среды русской православной церкви в Северо-Казахстанской области;
Рекомендации и инструкции «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» от 24 июня 2010 г.
2016 (1)
О.В. Филиппов «Православной Церкви в Северо-Казахстанской Современное положение Русской области Республики Казахстан
- организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей русской православной церкви в Северо-Казахстанской области (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);
- продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества русской православной церкви в Северо-Казахстан-ской области: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.6.
При выборе наиболее эффективных приемов работы с молодежными группами следует учитывать их социальную направленность, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения.
Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви. Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода. Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:
1. Главная его цель - осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.
2. Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.
3. Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.
4. Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.
5. Приход обязан заниматься социальной диаконией.
6. В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.
7. В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.
В целях распространения миссии во всех сферах жизнедеятельности общества необходимо:
- привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений;
- помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания, использовать сеть библиотек для создания
6Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. pravmir.ru/library/readbook/2254 [дата обращения 15.10.2015].
Режим доступа: Ь^У/ПЬ.
в них миссионерских просветительских центров и проведения тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни;
- ориентировать мирян на особый вид миссионерской деятельности, направленной на церковное присутствие в интернет-пространстве;
- поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения, в первую очередь, с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни;
- находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями населения посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, походов;
- вести просветительскую работу с группами социального риска, (наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорными и др.);
- осуществлять миссионерскую, катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, юристов, экономистов, военнослужащих, деятелей культуры и науки для расширения поля миссионерского служения.
Можно подытожить, что перспективными возможностями по развитию миссионерской деятельности в Северо-Казахстанской области могут являться:
- обобщение накопленного опыта миссионерской деятельности с целью его анализа и дальнейшего применения;
- поддержка на общецерковном уровне миссионеров, несущих свое служение в отдаленных епархиях;
- развитие священнослужителями внутриприходской миссии;
- возрождение практики оглашения взрослых людей перед Крещением, привлечение к оглашению активных и подготовленных членов общины;
- и другие направления.
Одной из важнейших функций Церкви и областью пересечения ее интересов с государством является социальная защита населения. Церковь помогает государству в социальных вопросах.
Сплочение многонационального народа Казахстана через сохранение исторической памяти и традиций, обращение к непреложным духовным основам жизни общества, воспитание в гражданах патриотизма, сочетаемого с братолюбием и добрососедством это важные векторы совместной деятельности.
2016 (1)