Научная статья на тему 'МИШЕЛЬ ФУКО КАК ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О ДИСКУРСЕ'

МИШЕЛЬ ФУКО КАК ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурс / М. Фуко / власть / археология знания / биополитика / дискурсивные практики / discourse / M. Foucault / power / archaeology of knowledge / biopolitics / discursive practices

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилина Светлана Александровна, Шевченко Кристина Павловна

В статье рассматриваются актуальные вопросы вклада французского социолога Мишеля Фуко в развитие социологической науки. Авторы статьи показывают, что ученый стал одним из основателей учения о дискурсе, рассматривая вопросы взаимодействия общества и власти. В статье обозначены также вехи биографии социолога, представлены его основные труды. Проанализированы взгляды французского ученого на природу власти. Авторами делается вывод: значение трудов М. Фуко для социологической науки заключается в том, что он разработал понятие «археологии знания», которое позволяет исследовать исторические, социальные и политические условия возникновения и действия знания, ввел понятие дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICHEL FOUCAULT AS THE FOUNDER OF THE DOCTRINE OF DISCOURSE

The article deals with topical issues of the contribution of the French sociologist Michel Foucault to the development of sociological science. The authors of the article show that the scientist became one of the founders of the doctrine of discourse, considering the issues of interaction between society and government. The article also identifies milestones in the biography of the sociologist, and presents his main works. The views of the French scientist on the nature of power are analyzed. The authors conclude that the significance of M. Foucault's works for sociological science lies in the fact that he developed the concept of "archaeology of knowledge", which allows us to explore the historical, social and political conditions of the emergence and operation of knowledge, introduced the concept of discourse.

Текст научной работы на тему «МИШЕЛЬ ФУКО КАК ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О ДИСКУРСЕ»

УДК 316.25

МИШЕЛЬ ФУКО КАК ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О ДИСКУРСЕ

Шилина С.А., Шевченко К.П.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются актуальные вопросы вклада французского социолога Мишеля Фуко в развитие социологической науки. Авторы статьи показывают, что ученый стал одним из основателей учения о дискурсе, рассматривая вопросы взаимодействия общества и власти. В статье обозначены также вехи биографии социолога, представлены его основные труды. Проанализированы взгляды французского ученого на природу власти. Авторами делается вывод: значение трудов М. Фуко для социологической науки заключается в том, что он разработал понятие «археологии знания», которое позволяет исследовать исторические, социальные и политические условия возникновения и действия знания, ввел понятие дискурса. Ключевые слова: дискурс, М. Фуко, власть, археология знания, биополитика, дискурсивные практики.

Б0110.22281/2542-169 7-2024-03-01-64-70

Актуальным является обращение к вопросам генезиса и становления социологической мысли, вклада отдельных ученых в развитие социологии [1; 2; 3], ведь без знания истории науки невозможно понять её значение для эволюции общества. Научная мысль развивается вместе с эволюцией общества, порой опережая социальную действительность, создавая те ориентиры, к которым должно стремиться человечество на пути прогресса.

В эпоху стремительного развития информационных технологий [9; 15; 16] особое значение приобретает обращение к гуманитарному знанию, которое призвано прививать нравственные ценности [13]. Социология как наука об обществе в этом случае способствует распознаванию тех важных компонентов трансформации окружающего нас мира, которые могут помочь сохранению традиций нашего народа [5; 6; 7]. Поэтому без обращения к истории, в том числе к истории науки социологии, невозможно стать глубоко образованным специалистом. В связи с вышесказанным подчеркнем, что необходимо обращаться к именам великих, кто стоял у истоков того или иного научного направления. Наука делается порой отдельными личностями (не умаляя вклада коллективов ученых в формирование, становление и развитие той или иной отрасли науки), чьи взгляды и смелые гипотезы могут быть оценены по достоинству только по истечении времени (причем признание часто приходит посмертно). Значимость для науки того или иного мыслителя оценивается иногда только потомками.

Одним из ученых, внесших большой вклад в развитие социологической мысли, является Мишель Фуко. Он стал яркой фигурой французской культуры, войдя в один ряд с такими деятелями, как Жак Деррида, Жан-Поль Сартр, Ролан Барт и другие. Научные и культурологические труды, основные идеи исследователя оказали влияние на развитие современной философии, внесли вклад в психологию, литературоведение [14]. Социологи же по праву считают Мишеля Фуко представителем социологического знания.

Особый вклад М. Фуко внес в развитие учения о дискурсе, который впоследствии получил междисциплинарное распространение, перейдя из лингвистики в социологию, философию, политологию и другие сферы научного знания. Особый взгляд французского ученого на это понятие дал толчок новому направлению дискурсологии.

Термин «дискурс» имеет много значений, многие ученые (особенно лингвисты) сближают его с понятием «текст», но только такой, при анализе которого учитываются социальные условия создания и бытования этого текста, его целеполагание. Н.Д. Арутюнова образно выразила данное понимание дискурса как «речь, погруженная в жизнь». Это лингвистическая интерпретация, которая получила дальнейшее развитие в трудах многих как зарубежных, так и отечественных филологов, языковедов.

Для М. Фуко данный термин сближен с понятием «власть», с идеологическими

ценностями, поэтому многие последователи французского учёного, расширив и углубив такое понимание, применяют лексему «дискурс» в рассуждениях о взаимодействии государства и социума. Социальная подоплека дискурса предполагает использование данного феномена в создаваемых управленцами высказываниях.

Мы считаем такое понимание, как у М. Фуко, правомерным, ведь управленческие интенции, направленные на то, чтобы постулируемые властью положения воспринимались с одобрением и служили руководством к действию, имеют большую социальную значимость, а значит, управленческий дискурс должен создаваться с учетом тех реальных условий жизнедеятельности общества, изменение которых необходимо для поднятия уровня жизни людей и улучшения её качества. Дискурс, таким образом, предполагает обратную связь, без которой немыслимо взаимодействие социума и государства.

Поэтому высоки требования к созданию управленческого дискурса, к отбору языковых элементов, которые призваны способствовать эффективности воздействия на общество. Дискурс при этом подразумевает не только письменную, но устную форму своего бытования.

«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает», - было сказано Наполеоном двести лет назад. Задумаемся, справедливо ли данное утверждение в условиях нашего времени. Чтобы ответить на интересующий нас вопрос, разберемся, во-первых, что значит «умеет говорить», во-вторых, о какой карьере идет речь, наконец, чем наше время отличается от времени Наполеона. Этот политический деятель оставил, без сомнения, большой след в истории, пусть и неоднозначно оцениваемый в русской историографии под влиянием взглядов колосса русской классической литературы Л.Н. Толстого.

Поскольку Наполеон был полководцем и политическим деятелем, логично предположить, что для него «умеет говорить» значило «владеет ораторским мастерством». Ведь для того, чтобы увлечь массы, завоевать их авторитет, необходимо уметь убедить их в своей правоте, показать им ясную и привлекательную цель, представить доступно и ярко средства ее достижения. Чтобы решить перечисленные задачи, требуется владеть голосом, нормами языка, умением создать необходимую эмоциональную обстановку и поддерживать ее - в том числе и речевыми средствами. И, конечно же, надо импровизировать, что возможно лишь при условии отличного владения фактическим материалом и умением его композиционно организовать. Во все времена эти качества были важны для тех, чьей деятельности было публичное выступление (пусть и не как основное занятие).

Актуальны ли сегодня перечисленные требования? Разумеется, да. Более того. В условиях демократии, свободного выбора умение политика неординарно представить аудитории свою программу многократно увеличивает его шансы на победу на выборах. Значит, умение говорить - это умение выигрывать. Следовательно, для тех, кто мечтает о политической карьере, умение говорить является актуальным требованием. Примером может служить наша реальность.

Но поможет ли красноречие в иных сферах? Безусловно, да. Возьмите газету и просмотрите объявления работодателей. Многие предъявляют к претендентам, помимо чисто профессиональных требований, и такие как «коммуникабельность», «грамотная речь». Да и стоит ли напоминать, что речь человека в любой ситуации является и его визитной карточкой, и его личностной характеристикой. В этом смысле плохая речь - это синоним необразованности или даже небогатого интеллекта. Ведь самые умные «вещи», изложенные косноязычно, невнятно, с использованием жаргонной лексики, не будут восприниматься как умные. В условиях конкурентной борьбы шансы сделать карьеру для молчунов или говорящих с разного рода ошибками и «бесцветно» равны нулю. Требовательный работодатель «расшифрует» неумение говорить как необразованность, как умственную ограниченность. И будет прав. Ведь не зря сказано: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Образ фирмы, учреждения, заведения начинает формироваться у посетителя, клиента, потенциального приобретателя товаров и услуг с того момента, как возникает диалог с сотрудником (например, с секретарем в приемной, с человеком, который отвечает на

DOAJ

телефонные звонки). Положительный имидж может сформироваться по первому впечатлению, если сотрудник грамотно строит свою речь, четко выражает мысли.

Представленные соображения позволяют заключить: тезис Наполеона справедлив и в наши дни. Сегодня умение говорить - это одна из составляющих жизненного успеха, в котором карьерный рост стоит отнюдь не на последнем месте. Сегодня умение говорить -это заявка на то, что ты способен быть лидером. Это очень важно и для политического деятеля (в свете тематики нашей статьи).

Всё вышесказанное напрямую относится к управленческому дискурсу: очень часто именно от умения четко, точно, образно доносить до общества управленческие интенции зависит восприятие и положительное принятие постулируемых высказываний. Научная основа под понятие дискурса и дискурсивных практик, как уже сказано выше, была подведена французским ученым 20 века.

Обратимся к биографии Мишеля Фуко, что, с нашей точки зрения, позволит лучше понять истоки социологических воззрений французского исследователя дискурса. Как представляется, без знания жизненных вех того или иного мыслителя картина его научных достижений не представляется законченной.

Будущий ученый родился 15 октября 1926 года в Пуатье. Отец, как и оба деда, занимались хирургией. По отцовской линии мужчины носили имя Поль, однако ребенок, неприязненно относясь к родителю из-за его деспотичного характера, называл себя Мишелем. Кроме него, в семье воспитывались старшая сестра Франсин и младший брат Дени. По отзывам биографов, Мишель был жизнелюбивым, озорным ребенком, любящим розыгрыши и проказы.

В детстве Фуко учился в Лицее Генриха VI, а в 1940 году перешел в Колледж Святого Станислава. Получив в 1943-м степень бакалавра, юноша начал подготовку к вступительным экзаменам в Высшую нормальную школу. В молодости он увлекся философией, открыл для себя труды Георга Гегеля, Фридриха Ницше, Карла Юнга, Карла Маркса и других мыслителей. Это, конечно же, повлияло на дальнейшие научные интересны мыслителя.

В 1946 году, блестяще пройдя вступительные испытания, Мишель стал студентом. За время учебы молодой человек познакомился с новаторскими учениями в области социальной психологии, психопатологии. В рамках курсов француз посещал больницу Святой Анны и другие лечебные заведения для душевнобольных, наблюдая за поведением пациентов. Это также давало материал для размышлений пытливого юноши, формируя его научные интересы.

В начале 50-х ученый выступил в качестве лектора в Высшей нормальной школе. Лекции Мишеля вызвали интерес у студентов. Среди них оказался Жак Деррида, ставший впоследствии представителем школы деконструктивизма. Позднее он отмечал ораторское мастерство преподавателя. Параллельно совершенствуясь в изучении психологии и философии, Фуко начал писать первые научные работы. Во второй половине 50-х француз получил приглашение от шведского университета. Переехав, мужчина проводил занятия по французскому языку и литературе. Здесь же ученый приступил к написанию диссертации. Преподавательская деятельность продолжилась в Варшаве, Гамбурге, после чего философ вернулся в Париж. В 1961 году Мишель защитил диссертационный труд «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху». Во второй половине 60-х, отправившись вслед за Дефером в Тунис, начал читать в местном университете лекции по искусству и эстетике западной живописи. Одна из них — «Живопись Мане» — позднее была издана в печатном формате. Разносторонние увлечения позволяли М. Фуко с новой стороны увидеть многие устоявшиеся в научной сфере постулаты, что давало основу для собственных оригинальных гипотез.

В ранних научных работах «Слова и вещи» и «Археология знания» философ выступал как структуралист. В этих работах, анализируя феномен пространства в пространстве, мужчина использовал созданное им определение гетеротопия, граничащее с утопией и антиутопией. Однако позднее он отказался от идей этого направления. Большой интерес для

ученого представляли вопросы генеалогии отношения власти и преступности. В книге «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» Фуко описывает эволюцию тюремных институтов, показывает, как реалии каждой эпохи меняли представления общества о казни. Социальная проблематика, таким образом, всё больше интересовала французского ученого.

С середины 1970-х и до 1984 года Мишель создавал большой труд «История сексуальности». В планах исследователя было написание шести томов, однако успел издать лишь три. Философ рассматривал проблемы отношения полов с разных точек зрения, анализировал, как власть, индивидуальные потребности (том «Забота о себе»), исторические реалии формируют те или иные взгляды на эти вопросы. В начале 80-х Мишель читал лекции в Коллеж де Франс, которые затем были выпущены в печать. Среди них «Герменевтика субъекта», «Лекции о воле к знанию» и другие. Будучи человеком, имеющим активную политическую позицию, ученый писал статьи о гражданском обществе, в частности издал работу «Интеллектуалы и власть». Как видим, проблемы власти, а значит, и дискурсивных практик, занимают большое место в научном наследии французского мыслителя.

Также психолог увлекался сочинениями Сартра, темами светского экзистенциализма. Между современными критиками нет единого мнения, был ли Фуко постмодернистом. Некоторые идеи, изложенные в трудах француза, понимание им феномена текста и автора, кодов и дискурсов сблизили мужчину с представителями постмодернистской эстетики. Но в то же время философ не привязывался к конкретным направлениям, искал новые методы познания жизни. Путь становления социолога свидетельствует об оригинальности его взглядов.

Рассмотрим основные работы и теории. Это поможет более всесторонне рассмотреть вклад М. Фуко в науку.

Одним из основных вкладов Фуко в философию является его подход к власти и знанию. О востребованности данной темы до сих пор свидетельствуют многочисленные публикации (например, [4; 8]). Фуко анализировал природу власти и различные механизмы, которые обеспечивают ее функционирование. Он утверждал, что власть не только связана с политическими структурами, но и проникает во все аспекты нашей жизни, определяя наше мышление, поведение и даже субъективность. Кроме того, Фуко внес значительный вклад в понимание знания и его создания. Он разработал понятие «археологии знания», которое позволяет исследовать исторические, социальные и политические условия возникновения и действия знания. Фуко провозгласил, что знание является результатом властных отношений и дискурсивных практик, что существуют различные формы знания, которые служат интересам разных групп и институтов. Это нашло отражения в последующих работах других социологов (например, [11; 12]). А ведь очень важно, чтобы у учёного были последователи, чтобы его теории развивались, получали новое осмысление.

Одной из самых известных работ Фуко является «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы», в которой он анализирует историю и эволюцию тюрьмы. Эта работа имела огромное влияние на область криминалистики и позволила переосмыслить понятие наказания и функции тюремных учреждений. Социологический подход способствовал раскрытию механизмов данных социальных явлений общества, что впоследствии нашло отражение во многих последующих научных трудах юристов и социологов.

В целом, Фуко принес огромный вклад в философию, создав новые понятия и аналитические инструменты, которые позволили лучше понять природу власти, знания и социальных отношений [10]. Не меньший вклад этими изысканиями и идеями внесен и в сферу социологического знания, которое, как известно, выросло из философии.

Интересным является представление М. Фуко о понятии «археология знания». Рассуждения ученого любопытны и в 21 веке.

Фуко утверждал, что знание формируется и развивается в рамках конкретной социально-исторической практики. Он признавал, что знание не является объективным и нейтральным, а всегда связано с властью и дискурсом. Археология знания предлагает

анализировать исторические дискурсивные практики, чтобы понять, какие властные отношения и социальные структуры определяют, какое знание считается правильным и истинным в определенный период времени. Археология знания Фуко выделяет два основных аспекта: управление знанием и создание иерархий. Фуко исследовал, как в рамках различных дискурсивных практик формируются и поддерживаются властные режимы знания. Он обращал внимание на то, как разные дискурсы создают иерархии знания, определяют, какое знание признается важным и достойным изучения, а какое оказывается исключенным или невидимым. Археология знания Фуко способствует осмыслению перспективности знания и анализу его социального и культурного контекста. Она помогает понять, какие предпосылки лежат в основе нашего понимания мира и как они формируются и меняются со временем. Это позволяет критически относиться к знанию и его источникам, а также расширяет возможности для создания новых знаний и понимания. Как представляется, взгляды М. Фуко в этой области могут привнести много важного и в современных подходах к образованию как процессу получения знаний.

Интересна теория «биополитики» М. Фуко. Рассмотрим основные положения французского ученого в этой сфере.

По мнению Фуко, биополитическая власть направлена на управление совокупностью человеческих жизней и управление жизнеобеспечивающими процессами. Он считал, что современные общества развиваются в направлении все большей заботы о здоровье, долголетии и благополучии населения, при этом переносят ответственность за это на институты власти и биологические науки. Витальность зависит от многих составляющих, на что обращал внимание ученый.

Фуко утверждал, что биополитическая власть включает в себя такие механизмы, как медицина, санитария, популяционная статистика и регулирование рождаемости. Эти механизмы обеспечивают социально-биологический контроль над населением с целью обеспечения его выживаемости и размножения. События 2020-2021 года могут стать иллюстрацией для правомерности взглядов ученого, по нашему мнению.

Фуко умер 25 июня 1984 года в Париже, оставив после себя значительное наследие в области социологии, философии и истории. Его работы продолжают оставаться актуальными и влиятельными для современных исследований в области социологии и гуманитарных наук. Обращаясь к ним, современный ученый (в том числе и начинающий) может почерпнуть для себя много интересного и познавательного.

Ещё раз подчеркнем большую значимость обращения к истории науки, к ученым, которые своим упорным трудом, оригинальными взглядами на социальные процессы способствовали развитию социологического знания, привносили новое понимание перспектив преобразования общества под воздействием тех или иных событий, в которые вовлекаются большие социальные группы. Имя Мишеля Фуко по праву занимает высокое место в структуре социологического знания.

А учение о дискурсе стало междисциплинарным и востребованным на протяжении вот уже нескольких десятилетий, а значит, предвидение М. Фуко об актуальности этого понятия ставит этого социолога в один ряд с основоположниками социологической науки в целом.

Список использованных источников

1. Бабосов, Е. М. Теоретическое наследие классиков социальной мысли: Эрих Фромм. Москва, 2022. 124 с.

2. Бабосов, Е. М. Теоретическое наследие классиков социальной мысли: Карл Густав Юнг. Москва, 2019. 160 с.

3. Бабосова, Е. С. Развитие неопарсонсианства на рубеже XX-XXI в. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 3. С. 5-23.

4. Епремян, Т. В. Дискурсивные управленческие технологии текстовой деятельности // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 2. С. 52-57.

5. Ефимочкина, Н. Б. Мораль в динамике социокультурных контекстов // Социодинамика. 2022. № 4. С. 28-49.

6. Коркия, Э. Д. Трансформация ценностной системы современного текста // Теория и практика общественного развития. 2022. № 2(168). С. 14-21.

7. Коркия, Э. Д. Ценности публичной культуры: визуализация и социальные маркеры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 2. С. 45-50.

8. Мамедов, А. К. Логос Демоса. Судьба Прометея : от Эсхила до Шелли. Москва, 2023. 256 с.

9. Современный социум: новые вызовы и риски / А. Н. Данилов, Д. К. Безнюк, И. М. Богдевич [и др.] // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. -2022. - № 4. - С. 12-33.

10. Фуко, М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум: Касталь, 1999. С. 7-48.

11. Шилина, С. А. Дискурсивные технологии в социологических исследованиях языковой личности (Пётр Николаевич Киричёк) // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1(15). С. 180-191.

12. Шилина, С. А. Дискурсивные технологии в текстовой деятельности участников образовательного процесса // Современные дискурсы социологической теории и практики. Москва, 2023. С. 79-83.

13. Шилина, С. А. Коммуникативное поле дискурса культурного кода в условиях цифровизации // Роль социологии в конструировании России будущего. Москва, 2023. С. 502-506.

14. Эрибон, Д. Мишель Фуко. Москва: Молодая Гвардия, 2008. 378 с.

15. Korkiya, E. D. Features of self-design in the virtual world // Социодинамика. 2022. No. 3. P. 1-21.

16. Volnistaya, M. G. Truth as a sociocultural phenomenon: modern interpretation // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2020. No. 4. P. 14-22.

Сведения об авторах

Шилина Светлана Александровна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; e-mail: [email protected]. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. Рабочий телефон: + 84832 580520 (1231)

Шевченко Кристина Павловна - студент направления подготовки «Социология» факультета педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; e-mail: [email protected]. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14.

ШС 316.25

MICHEL FOUCAULT AS THE FOUNDER OF THE DOCTRINE OF DISCOURSE

Shilina S.A., Shevchenko K.P.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article deals with topical issues of the contribution of the French sociologist Michel Foucault to the development of sociological science. The authors of the article show that the scientist became one of the founders of the doctrine of discourse, considering the issues of interaction between society and government. The article also identifies milestones in the biography of the sociologist, and presents his main works. The views of the French scientist on the nature of power are analyzed. The authors conclude that the significance of M. Foucault's works for sociological science lies in the fact that he developed the concept of "archaeology of knowledge", which allows us to explore the historical, social and political conditions of the emergence and operation of knowledge, introduced the concept of discourse.

Keywords: discourse, M. Foucault, power, archaeology of knowledge, biopolitics, discursive practices.

References

1. Babosov, E.M. The theoretical legacy of the classics of social thought: Erich Fromm. Moscow, 2022. 124 p.

2. Babosov, E.M. The theoretical legacy of the classics of social thought: Carl Gustav Jung. Moscow, 2019. - 160 p.

3. Babosova, E. S. The development of neo-Parsonianism at the turn of the XX-XXI century. // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2015. No. 3. pp. 5-23.

4. Yepremyan, T. V. Discursive management technologies of textual activity // Russian Economic Bulletin. 2023. Vol. 6, No. 2. pp. 52-57.

5. Efimochkina, N. B. Morality in the dynamics of socio-cultural contexts // Sociodynamics. 2022. № 4. P. 28-49.

6. Korkiya, E. D. Transformation of the value system of the modern text // Theory and practice of social development. 2022. № 2(168). Pp. 14-21.

7. Korkiya, E. D. Values of public culture: visualization and social markers // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 2. Pp. 45-50.

8. Mamedov, A. K. The logos of Demos. The Fate of Prometheus : from Aeschylus to Shelley. Moscow, 2023. 256 p.

9. Modern society: new challenges and risks / A. N. Danilov, D. K. Beznyuk, I. M. Bogdevich [et al.] // Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022. № 4. P. 12-33.

10. Foucault, M. What is an author? // Foucault M. The will to truth: Beyond knowledge, power and sexuality. M.: Magisterium: Kastal, 1999. pp. 7-48.

11. Shilina, S. A. Discursive technologies in sociological studies of linguistic personality (Peter Nikolaevich Kirichek) // Scientific journal Discourse. 2018. No. 1(15). p. 180-191.

12. Shilina, S. A. Discursive technologies in the textual activity of participants in the educational process // Modern discourses of sociological theory and practice. Moscow, 2023. pp. 79-83.

13. Shilina, S. A. The communicative field of the discourse of the cultural code in the conditions of digitalization // The role of sociology in the construction of Russia of the future. Moscow, 2023. pp. 502-506.

14. Eribon, D. Michel Foucault. Moscow: Molodaya Gvardiya, 2008. 378 p.

15. Korkiya, E. D. Features of self-design in the virtual world // Sociodynamics. 2022. No. 3.P. 1-21.

16. Volnistaya, M. G. Truth as a sociocultural phenomenon: modern interpretation // Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020. №. 4. P. 14-22.

Author's information

Shilina Svetlana Alexandrovna - Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]. Address: 241036, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Work phone: + 84832 580520 (1231)

Shevchenko Kristina Pavlovna - a student of the Sociology department of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.