Научная статья на тему 'Мировые трансформационные тенденции образовательных процессов'

Мировые трансформационные тенденции образовательных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстяков Роман Рашидович

Проведен анализ основных трансформаций рынка образовательных услуг стран, интегрированных в информационное общество. Рассмотрены основные системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг в рамках интернационализации образования. Определены новые субъекты образовательного рынка, составляющие конкурентную среду традиционным вузам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые трансформационные тенденции образовательных процессов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1 (139).

Экономика. Вып. 17. С. 27-30.

Р. Р. Толстяков

мировые трансформационные тенденции образовательных процессов

Проведен анализ основных трансформаций рынка образовательных услуг стран, интегрированных в информационное общество. Рассмотрены основные системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг в рамках интернационализации образования. Определены новые субъекты образовательного рынка, составляющие конкурентную среду традиционным вузам.

Ключевые слова: образование, глобализация, интернационализация, качество образования, новые образовательные технологии.

Развитие современного общества в условиях глобальной информационной революции обусловлено активизацией интеграционных процессов в экономической, политической и меж-культурных сферах деятельности. Это обостряет проблему совершенствования систем образования, как в национальных, так и в межнациональных аспектах. Подписание Болонской декларации и вытекающие из нее задачи перестройки и координации национальных систем образования по созданию единого образовательного пространства ставят много вопросов и в плане модернизации сложившихся норм и национальных приоритетов, и координированного взаимодействия между академическими кругами отдельных стран и регионов.

Сам процесс глобализации высшего образования принимает в XXI в. новые черты и претерпевает изменения. К ним относится:

- изменение мотивов интернационализации от культурных и образовательных к экономическим. Эти экономические мотивы могут быть как краткосрочными (стремление вуза получить дополнительный доход от реализации международных образовательных программ), так и долгосрочными (установление между регионами крепких партнерских отношений в рамках академического сотрудничества с целью подготовки рабочей силы и специалистов соответствующей квалификации);

- развитие и укрепление конкурентного международного рынка образовательных услуг. Отсутствие или ограниченность предложения образовательных услуг определенного уровня и качества в отдельных районах способствует росту спроса на международном рынке. Причем интерес к рынку проявляют как традиционные вузы, так и корпоративные провайдеры образовательных услуг из коммерческого

сектора. Традиционное образование трансформируется в крупный бизнес, использующий зарубежные и офшорные кампусы, франчайзинг и дистанционное обучение. Эти новые технологии образовательных услуг ставят вопрос о контроле качества образования, предоставляемого зарубежными организациями, а также вопрос о защите и безопасности информации. Международный рынок образовательных услуг работает не только с потребителями из регионов со слаборазвитым предложением образования, но и со студентами развитых стран, желающими получить зарубежные дипломы. Примером этого является активизация австралийских и американских вузов на образовательном рынке Европы;

- на высшее образование влияет процесс глобализации экономики. Региональные и глобальные договоры и альянсы стимулируют мобильность профессиональных услуг и специалистов так же, как движение товаров, капитала и собственно граждан через национальные границы. Это требует глобальных подходов к определению качества образования и разработки общих критериев его оценки. Возникают международные системы лицензирования, аккредитации и нострификации как средства укрепления международной мобильности специалистов. Либерализация торговли всё в большей степени проявляется и в торговле образовательными услугами. Требования открытости рынков образовательных услуг, отношения к зарубежным провайдерам так же, как и к национальным, с трудом вписываются в национальные системы регулирования образовательными процессами;

- изменяется и роль правительства в регулировании высшего образования. Во многих странах в последние годы это регулирование

ослабло, усилились автономия и независимость вузов, используются рыночные механизмы регулирования. Обострение конкуренции, глобализации экономики и сокращение государственного финансирования побуждает вузы расширять деятельность за пределы национальных границ;

- изменяется профиль и возраст студентов. Создание информационного общества и задачи непрерывного образования как на национальном, так и на европейском и международном уровне привели к постановке задачи большого разнообразия в образовательных программах, большей гибкости в сроках и задачах образования, включая оценку предшествующего образования, перевод кредитов и т. д.

Все перечисленные изменения вызвали необходимость общеевропейских мер, направленных на укрепление конкурентоспособности европейского высшего образования. Вопросы качества образования стали предметом обсуждения на уровне вузов, национальных правительств и межправительственных встреч в связи с расширением процесса интернационализации образования. Со временем из уникальной возможности для элиты программы международного студенческого обмена превратились в массовые программы (хотя и сейчас в них принимает участие менее 5 % всех студентов Европы). Интернационализация стала стратегической задачей многих вузов.

Изменилось и отношение вузов к интернационализации: от восторженного отношения как к смелому эксперименту вузы перешли к более трезвой оценке этих программ. Одной из актуальных стратегических задач международной деятельности вузов становится повышение эффективности образовательной и научноисследовательской деятельности за счет внедрения передового мирового опыта с учетом отечественных традиций фундаментального образования, формирования высокопрофессиональной структуры, обеспечивающей качественное развитие образования и науки, экспортную привлекательность образовательных научных программ.

До 1991 г. вопросы контроля качества образования среди европейских стран рассматривались как национальное дело каждой конкретной страны. Пионерами в вопросе разработке собственных систем управления качеством

можно считать Великобританию, Францию и Нидерланды (с 1985 г.). Исследование, инициированное Европейской комиссией в 1991 г., привело к выработке общеевропейской модели оценки качества образования. В 1993 г. Ассоциацией академического сотрудничества (АСА) была создана рабочая группа для исследования оценки качества международных программ, чему была посвящена конференция 1994 г. В 1994-1998 гг. предпринят совместный проект исследования воздействия интернационализации на качество образования, который сейчас продолжается совместно с Ассоциацией европейских вузов (СRE).

Аналогичные тенденции наблюдались и в других частях мира: в Австралии специальные инициативы по изучению влияния интернационализации на качество образования появились в 1996 г., а Совет по аккредитации вузов США сделал вопрос об интернационализации и качестве образования центральным в повестке своей ежегодной конференции с 2000 г.

Из всех этих программ стало ясно, что хотя вопросы интернационализации и качества высшего образования связаны на концептуальном уровне, на практике между ними мало реального взаимодействия. Было установлено, что:

1) оценить воздействие интернационализации на повышение качества образования очень трудно;

2) качество самой интернационализации не контролируется и не оценивается;

3) связь между управлением качеством и международным признанием квалификации высшего образования не ясна;

4) субъекты и агентства, занятые интернационализацией и управлением качеством высшего образования, представляют абсолютно разные группы и организации.

В то же время процесс глобализации стал затрагивать и область управления качеством, организации занимающиеся данными проблемами стали объединяться в международные сети, через которые обменивались информацией и опытом. В результате был сформирован так называемый Кодекс поведения, в разработке которого наряду с европейскими представителями университетского сообщества приняли участие страны-представители признанных во всём мире экспортеров образования (США, Канады, Австралии), страны, в которых

предлагаются транснациональные программы (Израиль, Словакия, Испания), а также страны, которые одновременно являются потребителями и провайдерами подобных программ (Россия, Латвия).

Несмотря на принятые отдельными вузами и рядом международных организаций мер, гарантирующих качество международных образовательных программ, эти правила можно обойти. Например, если дистанционные программы не используют поддержку местных вузов или не создают национальные консультационные центры, они не попадают под разработанные схемы контроля качества образования. Поэтому особо остановимся на новых моделях обучения, для которых характерны:

—междисциплинарный подход,

—разнообразие формируемых навыков,

—обучение в процессе применения знаний и навыков,

—разнообразие схем управления образованием,

—усиление отчетности перед обществом,

—широкая система контроля качества. Развитие информационно-телекоммуникационных технологий предоставляет новые возможности для предложения образовательных программ, позволяющих студентам совмещать обучение с другими жизненными задачами и видами деятельности, но это ставит новые проблемы перед организациями, обеспечивающими контроль качества образования.

Как в промышленно развитых, так и развивающихся странах возникла сеть вузов, предлагающих программы дистанционного и открытого образования. Некоторые из них (например, Открытый университет, Великобритания) предлагает свои услуги самому широкому кругу потенциальных потребителей, другие (например, университет Феликса, США) фиксирует свое внимание на отдельно выбранном сегменте потребителей.

С традиционными вузами успешно конкурируют организации, практикующие новые формы предоставления образовательных услуг:

—телекоммуникационные компании, которые своими системами кабельной и спутниковой связи участвуют в предложении программ дистанционного обучения;

—издательства и крупные медиаагентства, разрабатывающие и предлагающие различные обучающие материалы;

—компании, производящие программные и информационные продукты, создающие собственные обучающие программы;

—корпоративные «университеты», которые крупные компании (например, Motorola) создают для подготовки и повышения квалификации своих сотрудников;

—виртуальные вузы, которые не присуждают своих собственных квалификационных степеней, но предлагают образовательные программы других вузов или корпоративных провайдеров.

Традиционные вузы осознали конкурентную угрозу этих новых игроков на образовательном рынке, а регулирующие органы и агентства предусматривают меры контроля этого всё более конкурентного рынка. Все перечисленные изменения ставят перед системой управления качеством образования задачи, требующие незамедлительной реакции на новые тенденции международного рынка образовательных услуг.

Трансформационные процессы, происходящие под воздействием глобализации и интернационализации, являются одновременно и угрозой, и возможностью для системы высшего образования. Основные аспекты глобализации высшего образования можно обобщить следующим образом:

1. Глобализация экономики ставит перед высшим образованием новые задачи в плане содержания и методов обучения, знаний и навыков, необходимых специалистам для работы в современной социально-экономической системе.

2. Глобальные процессы в высшем образовании, такие как мобильность, интернационализация учебных планов, совместные образовательные программы, появление на национальном рынке зарубежных провайдеров и т. д., требуют от правительств и отдельных вузов адекватных ответных действий по управлению этими процессами.

3. Сохранение национальных ценностей и самобытности в эпоху глобализации становится важной задачей высшей школы, требующей пересмотра стратегий и организационных механизмов в связи с меняющейся ролью высшего образования.

Список литературы

1. Федоров, М. П. Современные тенденции международного академического сотрудничества / М. П. Федоров, Д. Г Арсеньев, В. П. Шко-дырев // Международное сотрудничество в образовании и науке : материалы междунар. конф. СПб., 2008.

2. Арефьев, А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А. Л. Арефьев. М. : Центр социал. прогнозирования, 2007.

3. Сагинова, О. В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе

России (теория, методология, практика) : дис. ... д-ра экон. наук / О. В. Сагинова. М., 2006.

4. Вашурина, Е. В. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006.

5. Романова, И. Б. Организация и управление внебюджетной образовательной деятельностью государственного вуза : дис. . канд. экон. наук / И. Б. Романова. Ульяновск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.