Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сжиженный природный газ / производители и потребители СПГ / экспорт и импорт СПГ / заводы по производству СПГ / регазификационные терминалы / танкеры-газовозы.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кононенко К. В.

В статье рассматриваются тенденции развития рынка сжиженного природного газа (СПГ) в Российской Федерации и в зарубежных странах. СПГ играет важную роль в мировой экономике и в развитии топливно-энергетической отрасли. Благодаря СПГ появилась возможность уменьшить зависимости стран от поставок нефтяных видов топлива, заменив их на сжиженный природный газ, который используется в качестве моторного топлива для различных видов транспорта, для производства оборудования и отопления зданий, для обеспечения пиковых нагрузок в системах теплоснабжения в зимний период. С увеличением объемов производства СПГ расширяется мировая география его потребления и появляются новые сферы его применения в отраслях экономики. С учетом реализации проектов по производству СПГ Российская Федерация может занять лидирующие позиции в мире по поставкам СПГ на мировой рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА»

Список использованной литературы:

1. Государственная налоговая служба Туркменистана. (2021). Основы налогового администрирования в Туркменистане. Ашхабад: Издательство "Туркменистан".

2. Минкин, И. А. (2019). Совершенствование налоговой системы развивающихся стран. Москва: Издательство "Юрайт".

3. Всемирный банк. (2020). Налоги и цифровизация: глобальный опыт и перспективы для развивающихся стран. Вашингтон, D.C.: Всемирный банк.

© Кертиев К., Алламурадов М., 2024

УДК 33.338.264

Кононенко К.В.

студент

Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Научный руководитель: Воронцова С. Дж.,

к.э.н., доцент

Санкт-Петербургского государственного экономического университета МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА

Аннотация

В статье рассматриваются тенденции развития рынка сжиженного природного газа (СПГ) в Российской Федерации и в зарубежных странах. СПГ играет важную роль в мировой экономике и в развитии топливно-энергетической отрасли. Благодаря СПГ появилась возможность уменьшить зависимости стран от поставок нефтяных видов топлива, заменив их на сжиженный природный газ, который используется в качестве моторного топлива для различных видов транспорта, для производства оборудования и отопления зданий, для обеспечения пиковых нагрузок в системах теплоснабжения в зимний период. С увеличением объемов производства СПГ расширяется мировая география его потребления и появляются новые сферы его применения в отраслях экономики. С учетом реализации проектов по производству СПГ Российская Федерация может занять лидирующие позиции в мире по поставкам СПГ на мировой рынок.

Ключевые слова:

сжиженный природный газ, производители и потребители СПГ, экспорт и импорт СПГ, заводы по производству СПГ, регазификационные терминалы, танкеры-газовозы.

Сжиженный природный газ является смесью метана (основной элемент), бутана, пропана и этана, которая переведена в жидкое состояние путем конденсации при криогенных температурах. Плотность сжиженного природного газа составляет 430-470 кг/м3, а объем 1/600 объема природного газа в атмосферных условиях. Сжиженный природный газ на треть легче воздуха, поэтому при разливе СПГ он возвращается в газообразное состояние. СПГ не является токсичным или ядовитым веществом, не имеет запаха, транспортируется и хранится при сверхнизких температурах порядка -161,5 °С. В процессе сжижения природного газа происходит уменьшение его объема ориентировочно в 600 раз, поэтому его удобно хранить и перевозить, так как СПГ занимает гораздо меньше объема, чем газ в газообразном состоянии. Перевозки СПГ осуществляются в криоцистернах на автомобильном транспорте с

использованием передвижных криогенных автогазозаправщиков (криоПАГЗ), в специальных криоконтейнерах и в танкерах.

СПГ применяется для различных целей:

- в качестве моторного топлива для автотранспорта, морских и речных судов, магистральных и маневровых локомотивов;

- для автономной газификации с целью отопления жилых, административных, производственных и коммерческих помещений, находящихся на значительном расстоянии от магистральных газопроводов;

- при производстве станков и оборудования;

- для обеспечения пиковых нагрузок в системах теплоснабжения в зимний период.

История производства СПГ начинается с 1941 года, когда была создана первая криогенная установка. В 1959 году первую партию СПГ отправили из США в Великобританию. С 1964 года экспортировать СПГ начала Австралия. В 70-ых годах прошлого века были построены первые терминалы для приема СПГ и его регазификации (преобразования СПГ из жидкого состояния в газообразное) для дальнейшего использования, подачи по газопроводам потребителям и закачки в газовые баллоны. Создание СПГ-терминалов способствовало расширению применения СПГ в различных странах. В XXI веке СПГ стал частью мирового энергетического рынка. Основными экспортерами СПГ в мире являются США, Катар, Австралия, Россия и Малайзия.

По данным ежегодного обзора компании Shell LNG Outlook 2024 [1], в 2023 году объём мировой торговли сжиженным природным газом достиг 404 млн тонн (на 1,8% больше по сравнению с 2022 годом). Первое место в мире по экспорту СПГ в 2023 году заняли США, поставившие около 86 млн тонн. На втором и третьем местах находятся Австралия и Катар, которые обеспечили поставки СПГ на мировой рынок в объемах 80,8 млн тонн и 78,6 млн тонн соответственно. Четвертое место заняла Россия, обеспечив поставки на экспорт 32,3 млн тонн СПГ.

Китай, Япония и страны Европы являются основными импортёрами СПГ в мире. Объёмы импорта СПГ зависят от внутреннего спроса этих стран на электрическую и тепловую энергию, цен на СПГ и на альтернативные источники энергии.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Китай импортировал в 2023 году 71,3 млн тонн сжиженного природного газа (больше на 12,5% по сравнению с 2022 годом). Основными поставщиками СПГ в Китай в 2023 году стали Австралия (поставила 24,2 млн тонн), Катар (16,7 млн тонн), Россия (8,1 млн тонн), Малайзия (7,1 млн тонн) и Индонезия (4 млн тонн) [2]. Китай догоняет Японию и Южную Корею по мощностям регазификации. В Китае в настоящее время функционирует 40 регазификационных терминалов общей мощностью 133 миллионов тонн СПГ в год. В 2024-2025 гг. ожидается ввод в эксплуатацию новых регазификационных терминалов общей мощностью 77,5 млн тонн СПГ.

Общий объём импорта сжиженного природного газа в 2023 году составил: в страны Европы - 124 млн тонн (на 2% больше по сравнению с 2022 годом), в Японию - 66,2 млн тонн (меньше на 8,1% по сравнению с 2022 годом), в Южную Корею - 45,5 млн т (меньше на 3,5%), в Индию - 21,1 млн т (+10,3%) , в Великобританию — 14,9 млн тонн (-22,9%) [2].

По данным Минэнерго России объём производства сжиженного природного газа в России в 2023 году составил 32,3 млн тонн (на 2% меньше, чем в 2022 году в связи с проведением ремонтных работ на заводах по производству СПГ «Ямал СПГ» и «Сахалин-2»). В 2023 году:

- завод «Ямал СПГ» произвел около 19,9 млн тонн СПГ (- 5,2% по сравнению с 2022 годом), свыше 70% отгрузок с которого были направлены в страны Европы;

- завод «Сахалин-2» произвел 10,2 млн тонн (- 11,4% по сравнению с 2022 годом), весь объем СПГ был отправлен в страны Азии;

- среднетоннажный завод «Криогаз-Высоцк» произвел 0,8 млн тонн СПГ (- 7,5% по сравнению с 2022

годом);

- завод «Портовая СПГ» «Газпрома» произвел 1,5 млн тонн СПГ.

Главными покупателями российского СПГ в 2023 году стали:

- страны Европы - 16,4 млн тонн СПГ (больше на 1% по сравнению с 2022 годом), из которых наибольшие объемы СПГ закупили Испания и Бельгия (по 5 млн тонн), Франция (3,7 млн тонн);

- в страны Азии - 15,5 млн тонн (меньше на 6,1% по сравнению с 2022 годом), из которых наибольшие объемы закупили Китай (8,1 млн тонн) и Япония (6 млн тонн).

В настоящее время страны Европы, которые относятся к крупнейшим потребителям СПГ в мире, активно развивают инфраструктуру для приема, хранения и использования сжиженного природного газа для компенсации многократного снижения объемов поставок российского газа по трубопроводам. На рисунке 1 показаны крупнейшие проекты строительства регазификационных терминалов для импорта СПГ в странах ЕС с указанием их мощности. Самые крупные проекты создания новых регазификационных мощностей реализуются в Нидерландах и Германии. Часть проектов предусматривает создание плавучих терминалов, преимуществами которых по сравнению с береговыми терминалами является их способность к передислокации и меньший период их строительства и ввода в эксплуатацию.

TES Wilhelmshaven LNC Terminal (Germany)

Stade LNG Terminal (Germany) Polish Baltic Sea Coast Terminal (Poland)

Gioia Tauro LNG Terminal (Italy) Wilhelmshaven TES FSRU (Germany) Shannon FSRU {Ireland) Brunsbüttel LNG terminal (Germany) Porto Empedocle LNG Terminal (Italy!

El Musel LNG Terminal (Spain) Thessaloniki FSRU (Greece) Krk FSRU Phase II (Croatia)

Luhmin FSRU Phase II (Germany)

Zeebiugge LNG teiminal 2024 expansion (Belgium)

Thrace FSRU Terminal (Greece!

Fos Cavaou LNG terminal expansion II (France)

Alexandroupolis FSRU (Greece!

Рисунок 1 - Крупнейшие проекты строительства терминалов для импорта СПГ в странах Европы

с указанием их мощности, млрд. куб. м в год [3]

Всего в настоящее время в Европе задействовано 129 судов для транспортировки СПГ, среди которых 22 судна-бункеровщика СПГ (63% от общей численности судов-бункеровщиков СПГ в мире). На рисунке 2 представлена структура флота СПГ в разбивке по типам судов в странах Европы.

В связи с введением США санкций в отношении проекта компании ПАО «НОВАТЭК» «Арктик СПГ-2» и ограничений на покупку российского СПГ странами ЕС ожидается снижение экспорта СПГ из России в Европу в ближайшие годы. При этом объем поставок СПГ из США и стран Азии в Европу будет увеличиваться.

Рисунок 2 - Структура флота СПГ в разбивке по типам судов в странах Европы в 2023 году [4]

В ежегодном докладе World Energy Outlook 2024 Международное энергетическое агентство сделало следующий прогноз о развитии рынка сжиженного природного газа:

- в 2024 году мировая торговля СПГ увеличится примерно на 3,5% по сравнению с 2023 годом;

- в период с 2023 по 2030 год спрос на СПГ вырастет на 145 млрд куб. м;

- если все запланированные заводы по производству СПГ будут построены в мире, то в 2030 году производственные мощности вырастут почти на 50% (с 580 млрд куб. м до 850 млрд куб. м) [2].

По прогнозу компании Shell к 2040 году мировой спрос на СПГ увеличится до 625-685 млн тонн (в 1,5 - 1,7 раза по сравнению с 2023 годом) [2]. Основными драйверами роста спроса на СПГ станут:

- увеличение объемов потребления СПГ в Китае из-за перевода промышленности с использования угля на газ для сокращения объемов выбросов углекислого газа;

- рост объемов потребления СПГ в странах Южной и Юго-Восточной Азии из-за сокращения внутренней добычи газа и необходимости обеспечения потребностей промышленности и работы электростанций для поддержания экономического роста.

В Российской Федерации в последнее годы увеличиваются объемы производства сжиженного природного газа за счет расширения существующих мощностей и реализации новых проектов строительства комплексов по производству СПГ.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют:

- 18 малотоннажных комплексов по производству СПГ общей мощностью свыше 0,26 млн тонн в год;

- 3 среднетоннажных комплекса по производству СПГ общей мощностью около 3,2 млн тонн в год;

- 2 крупнотоннажных комплекса по производству СПГ общей мощностью порядка 29,2 млн тонн в год [5].

Суммарная мощность действующих комплексов по производству СПГ в Российской Федерации составляет около 33 млн тонн в год.

В Российской Федерации функционируют 22 завода малотоннажного производства СПГ, которые расположены в Калининградской, Ленинградской, Московской, Кемеровской, Псковской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской и Челябинской областях, в Пермском крае и Республике Татарстан, а также в других регионах. Объем производства СПГ на этих заводах достиг в 2023 году 149,8 тыс. тонн, одна часть из которого была направлена на экспорт в зарубежные страны, а вторая часть использовалась на внутреннем рынке Российской Федерации в качестве газомоторного топлива, а также в целях автономной

газификации и снабжения топливом объектов распределенной генерации. Загрузка заводов малотоннажного производства СПГ составила в 2023 году 56%, поэтому объемы производства СПГ могут быть увеличены.

В настоящее время ведется строительство шести новых заводов малотоннажного производства СПГ в Тверской, Ленинградской, Сахалинской и Свердловской областях, в Республике Татарстан и в Приморском крае. На период до 2030 г. предусматривается реализация еще порядка 50 проектов малотоннажного производства СПГ суммарной мощностью около 2 млн тонн в год, самые крупные из которых планируются к строительству в Архангельской, Астраханской, Кемеровской, Новороссийской, Псковской, Ростовской, Томской, Тульской и Тюменской областях, в Хабаровском крае, в Республике Башкортостан и в Республике Саха (Якутия).

В последние годы расширяется перечень частных компаний, вкладывающих инвестиции в развитие малотоннажного производства СПГ. Помимо компаний нефтегазовой отрасли, инвестиции в строительство заводов по производству СПГ вкладывают частные инвесторы из других отраслей экономики с учетом приемлемых прогнозируемых сроков окупаемости и прибыльности таких проектов. Большинство частных инвесторов ориентируются на экспорт части произведенного СПГ, что связано с существенной разницей в цене СПГ на внутреннем рынке и на зарубежных рынках.

В Российской Федерации функционируют три среднетоннажных комплекса производства СПГ, два из которых расположены в Ленинградской области (операторами являются ООО «Криогаз-Высоцк» и ООО «Газпром СПГ Портовая») и один - в Ямало-Ненецком АО (оператор АО «Ямал СПГ»). ООО «Криогаз-Высоцк» планирует увеличить мощность производства СПГ со 165 тыс. тонн до 895 тыс. тонн в год. Поставки СПГ с этих комплексов осуществляются на экспорт в различные страны мира, в Калининградскую область, а также используются для бункеровки судов в акватории Балтийского моря. Судно-бункеровщик «Дмитрий Менделеев» осуществляет бункеровку СПГ танкеров ПАО «Совкомфлот» и паромов ФГУП «Росморпорта», работающих на маршруте порт Усть-Луга - Калининград.

На период до 2030 года к реализации планируются новые проекты строительства среднетоннажных комплексов по производству СПГ общей мощностью свыше 12 млн тонн в год, которые будут расположены в Ленинградской и Кемеровской областях, Краснодарском крае, Приморском крае, Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком АО.

Крупнотоннажные производства СПГ расположены в Сахалинской области - проект «Сахалин - 2» и в Ямало-Ненецком АО - проект «Ямал СПГ», суммарная мощность которых составляет около 30 млн тонн СПГ в год. Весь СПГ с объектов крупнотоннажного производства направляется на экспорт в зарубежные страны.

На период до 2030 года к реализации планируются новые проекты строительства крупнотоннажных комплексов по производству СПГ общей мощностью свыше 68 млн тонн в год, которые будут расположены в Ленинградской области («Балтийский СПГ»), Хабаровском крае («Дальневосточный СПГ»), Республике Саха (Якутия) («Якутский СПГ»), Ямало-Ненецком АО («Арктик СПГ-2» и «Обский СПГ»).

На более далекую перспективу до 2035 года рассматриваются возможности увеличения мощностей проектов «Сахалин-2» в Сахалинской области, «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-2» в Ямало-Ненецком АО, а также планируется реализация еще нескольких проектов строительства крупнотоннажных комплексов по производству СПГ, которые будут расположены Архангельской и Мурманской областях, Красноярском крае и в Республике Саха. Суммарная мощность этих крупнотоннажных комплексов по производству СПГ составит порядка 80 млн тонн в год.

Таким образом, на перспективу до 2035 года прогнозируется значительный прирост мощностей малотоннажных, среднетоннажных и крупнотоннажных комплексов по производству СПГ. В случае реализации всех заявленных проектов, суммарная мощность комплексов по производству СПГ в Российской Федерации может возрасти к 2030 году до 115 млн тонн в год, а к 2035 году - до 195 млн тонн

в год. За счет роста объемов производства СПГ доля Российской Федерации в мировом производстве СПГ может увеличиться с 8% в 2023 году до 20 - 25% в 2035 году.

Основной прирост мощностей по производству СПГ планируется в Арктической зоне Российской Федерации. В «Плане развития Северного морского пути на период до 2035 года», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2022 № 2115-р, определены перспективные проекты и прогнозируемые объемы производства СПГ в Арктической зоне Российской Федерации.

К приоритетным направлениям развития производства СПГ в Российской Федерации относятся:

- разработка отечественных технологий и оборудования для производства СПГ;

- оптимизация мест размещения перспективных комплексов по производству СПГ и объектов заправочной инфраструктуры СПГ (КриоАЗС, бункеровочных баз СПГ, экипировочных пунктов СПГ на сети железных дорог и т.д.);

- создание территориальных производственных кластеров для формирования комплексной системы разработки, производства, обеспечения эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования для заводов по производству СПГ;

- стимулирование роста спроса на СПГ за счет увеличения объемов производства техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива;

- строительство терминалов для перевалки СПГ в морских портах Российской Федерации для увеличения экспорта СПГ;

- расширение мер государственной поддержки производителей технологического оборудования для производства СПГ и газозаправочной инфраструктуры;

- развитие биржевой торговли СПГ в Российской Федерации.

С целью обеспечения доступности объектов производства СПГ для всех потенциальных потребителей необходимо предусмотреть строительство комплексов по производству СПГ во всех регионах, где прогнозируется существенный спрос на СПГ с учетом оптимального расстояния доставки СПГ, не превышающего 500 км.

Сжиженный природный газ поставляется потребителям в специализированных танкерах-газовозах. За последние 10 лет численность танкеров для перевозки СПГ в мире увеличилась в 3 раза (рисунок 3).

900 МО

734

2010 2011 2012 2013 2014 2016 201 7 201S 2019 2020 2021 2022

Рисунок 3 - Динамика численности судов для транспортировки сжиженного природного

газа в мире за период 2010 - 2022 гг. [6]

Крупнейшие производители танкеров-газовозов — японские и корейские верфи Mitsui, Daewoo,

Hyundai, Mitsubishi, Kawasaki, Samsung. Самые крупные танкеров-газовозы способны перевозить до 354 тыс. куб. м СПГ.

С учетом строящихся судов прогнозируется, что мировой флот танкеров-газовозов возрастет до 1000 судов в 2026 году.

В Российской Федерации эксплуатируются танкеры - газовозы СПГ, которые обеспечивают транспортировку СПГ для проекта «Ямал СПГ» («Кристоф де Маржери», «Николай Евгенов», «Николай Зубов» и др.) и танкеры - газовозы «Маршал Василевский» и «Портовый», которые используются как перегрузочные комплексы и плавучие хранилища СПГ на Балтике. В качестве основного топлива танкеры - газовозы используют перевозимый СПГ. В настоящее время танкер-газовоз «Маршал Василевский» используется как регазификационная установка и обеспечивает сжиженным природным газом потребителей в Калининградской области. Танкер-газовоз «Портовый» используется как плавучее хранилище СПГ для бункеровки судов СПГ, производимого на заводе «Газпром СПГ Портовая».

Два новых морских перегрузочных комплекса СПГ будут установлены в Мурманской области (в акватории Кольского залива Баренцева моря) и в Камчатском крае (на севере Авачинского залива Тихого океана). Плавучие хранилища СПГ будут обеспечивать ПАО «НОВАТЭК» реализацию проекта «Арктик СПГ-2», который предусматривает строительство комплексов по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн тонн в год на Ямале и экспорт СПГ в зарубежные страны. Благодаря использованию плавучих хранилищ, удастся сократить расстояние и время перевозки СПГ танкерами ледового класса от порта Сабетта на Ямале до регазификационных терминалов в Мурманской области и на Камчатке. Сжиженный природный газ, доставляемый на танкерах-газовозах ледового класса, будут перегружать в плавучие хранилища, откуда его будут забирать танкеры неледового класса и доставлять потребителям в разные страны мира. В настоящее время 15 танкеров-газовозов ледокольного класса Arc 7 для проекта «Арктик СПГ-2» строятся на судостроительном комплексе «Звезда».

Для увеличения в Российской Федерации численности судов водного транспорта, работающих на СПГ, предусматривается реализация следующих мероприятий:

- проведение НИОКР по созданию линейки главных судовых двигателей и энергетических установок для работы на СПГ, систем хранения и регазификации СПГ для водного транспорта, запуск их серийного производства в Российской Федерации;

- увеличение объемов строительства судов на СПГ за счет формирования долгосрочного заказа предприятиям судостроения в Российской Федерации;

- предоставление субсидий российским верфям, осуществляющим строительство судов на СПГ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание инфраструктуры для бункеровки судов СПГ (береговые СПГ бункеровочные базы) в крупных морских портах Балтийского, Азово-Черноморского, Каспийского, Дальневосточного и Арктического бассейнов;

- строительство судов-бункеровщиков СПГ для морских бассейнов;

- создание инфраструктуры для бункеровки судов СПГ на основных маршрутах плавания по системе внутренних водных путей Российской Федерации;

- закупка КриоПАГЗ для обеспечения бункеровки речных судов СПГ в крупных речных портах Российской Федерации.

Эксплуатация судов-бункеровщиков СПГ и создание объектов бункеровочной инфраструктуры СПГ планируется, в первую очередь, в крупных морских портах, имеющих важное значение для обеспечения перевозок, значительный грузооборот и большое количество судозаходов. К таким морским портам относятся портовые комплексы, расположенные в Балтийском бассейне - в Усть-Луге, Санкт-Петербурге и Приморске, в Арктическом бассейне - в Мурманске и Архангельске, в Азово-Черноморском бассейне - в Тамани, Новороссийске и Туапсе, в Дальневосточном бассейне - во Владивостоке, Восточном, Ванино и Находке, в Каспийском бассейне - в Махачкале и Астрахани.

Важно обеспечить бункеровку судов СПГ на всем протяжении морского маршрута от Мурманска до Владивостока, где в перспективе прогнозируется существенный рост перевозок за счет переключения на него части грузопотоков между Азией и Европой с традиционного маршрута, проходящего через Суэцкий канал.

В перспективе возможность бункеровки судов СПГ по конкурентным ценам может стать одним из драйверов роста числа судозаходов зарубежных судов большой грузоподъемности и вместимости в морские порты Российской Федерации.

Планируется организация бункеровки судов сжиженным природным газом, обеспечивающих северный завоз на линиях Красноярск - Дудинка и Осетрово - Ленск - Якутск, а также по трассе Северного морского пути, на Камчатке и Сахалине.

С целью развития регулярного паромного сообщения в Каспийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном бассейнах предусматривается строительство серии СПГ-судов.

Создание бункеровочной инфраструктуры СПГ на внутренних водных путях потребуется, в первую очередь, по трассе Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации, где наблюдается наиболее интенсивное судоходство. Среди всех бассейнов внутренних водных путей наибольшие объемы грузовых перевозок выполняются в Волжском, Московском, Волго-Балтийском и Камском бассейнах, на которые суммарно приходится около 90% от общего объема перевозок на внутреннем водном транспорте.

При строительстве и эксплуатации речного флота на СПГ наибольший спрос на бункеровку сжиженным природным газом прогнозируется в речных портах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ростова-на-Дону, Череповца, Ярославля, а также на наиболее загруженных линиях движения судов: Астрахань - Санкт-Петербург, Астрахань - Ростов-на-Дону, Череповец - Санкт-Петербург, Череповец - Ростов-на-Дону, Самара - Санкт-Петербург и др. Для бункеровки речных судов могут использоваться КриоПАГЗы.

Строительство российского флота на СПГ и создание бункеровочной инфраструктуры СПГ позволит решить задачи снижения себестоимости морских и речных перевозок, повышения их доходности и экологичности.

Создание флота танкеров-газовозов будет способствовать повышению конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке СПГ, расширению географии поставок СПГ и росту экспортных доходов страны.

С учетом роста спроса на СПГ потребуется существенно увеличить объемы отечественного производства и комплектной поставки технологического оборудования для строительства заводов по производству СПГ и заправочных станций СПГ.

Введенные санкционные ограничения существенно усложнили доступ российских компаний к зарубежным технологиям производства СПГ и оборудования для объектов газозаправочной инфраструктуры, а также потребовали замены иностранных поставщиков и разработки отечественного технологического оборудования.

Для решения этих задач целесообразно создание территориальных производственных газомоторных кластеров, объединяющих производителей и поставщиков техники на СПГ и оборудования, научно-исследовательские и образовательные организации, а также специализированные компании, предоставляющие производственные и сервисные услуги. Организация эффективного взаимодействия участников кластеров будет способствовать более быстрому распространению новых знаний, трансферу современных технологий, внедрению результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий газомоторной отрасли.

Одной из главных задач кластеров станет создание комплексной системы разработки, производства, обеспечения эксплуатации, технического обслуживания и ремонта газомоторного

оборудования и техники, использующей сжиженный природный газ в качестве моторного топлива, на протяжении полного жизненного цикла.

Создание кластеров позволит увеличить объемы производства отечественного газомоторного оборудования и объемы выполнения ремонтных и сервисных работ по его обслуживанию, решить задачи импортозамещения, привлечь инвестиции для строительства комплексов по производству СПГ и перевооружения существующих предприятий, оснащения их современной технологической базой, обеспечить подготовку квалифицированных кадров для предприятий газомоторной отрасли.

В перспективе территориальные производственные газомоторные кластеры целесообразно создать в каждом федеральном округе Российской Федерации.

Для стимулирования развития газомоторной отрасли необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по подготовке кадров и повышению квалификации специалистов, включая:

- проведение мониторинга потребностей в подготовке и повышении квалификации кадров для сферы производства, эксплуатации и обслуживания газомоторной техники и технологического оборудования;

- формирование учебно-методических модулей образовательных программ профильных ВУЗов с целью подготовки специалистов в области разработки нового поколения газомоторной техники, современных технологий производства СПГ, строительства, содержания и ремонта объектов газозаправочной инфраструктуры и др.;

- формирование системы базовых кафедр, разработку компетентностью моделей выпускников ВУЗов, создание центров оценки компетенции выпускников с участием работодателей;

- внедрение гибких образовательных программ и дистанционных образовательных технологий, использование интерактивных методов обучения и виртуальных тренажеров, внедрение в обучение программ использования искусственного интеллекта;

- создание инновационной инфраструктуры на базе ВУЗов (научно-исследовательских и внедренческих центров, технопарков и т.д.), привлечение студентов и магистрантов к участию в НИОКР;

- обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов газомоторной отрасли и

др.

Организация эффективного процесса подготовки специалистов будет способствовать инновационному развитию газомоторной отрасли в Российской Федерации, внедрению современных технологий производства СПГ, расширению номенклатуры и увеличению объемов выпуска техники, использующей сжиженный природный газ как моторное топливо, для поставок на внутренний рынок страны и для экспорта на зарубежные рынки. Список использованной литературы:

1. Shell LNG Outlook 2024 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eneken.ieej.or.jp/data/11724.pdf (дата обращения 24.03.2024)

2. World Energy Outlook 2024 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iea.blob.core. windows.net/ assets/a5ba91c9-a41c-420c-b42e-1d3e9b96a215/WorldEnergyOutlook2024.pdf (дата обращения 24.03.2024)

3. Сайт statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1251671/ leading-lng-import-terminals-projects-in-the-eu-by-capacity/ (дата обращения 24.03.2024)

4. Европейская обсерватория альтернативных видов топлива при поддержке европейской комиссии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://alternative-fuels-observatory.ec.europa.eu/transport-mode/maritime-sea/vessels (дата обращения 24.03.2024)

5. Карта российской СПГ отрасли [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nasslng.ru/assets/ files/spravochnye-materialy-spg-karta-2023.pdf (дата обращения 24.03.2024)

6. Сайт statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/468412/global-lng-tanker-fleet/ (дата обращения 24.03.2024)

© Кононенко К.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.