ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
АНОСОВ А.В.
МИРОВЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ И РОССИЯ
В статье рассматриваются проблемы сотрудничества России и стран Азии. На сегодняшний день Азиатско-Тихоокеанский регион, все в большей степени включаясь в мировую экономику, является ее значительным игроком. Показана роль азиатского региона в мировой экономике, географическое распределение экспорта азиатского региона. Обосновано, что приоритетным направлением внешнеэкономической политики России может стать укрепление взаимоотношений с рядом интеграционных объединений Азии, а также создание постоянных органов сотрудничества.
АЖ)ЮУ А. И
THE WORLD REGIONAL CENTERS AND RUSSIA
In article problems of cooperation of Russia and the countries of Asia are considered. For today Asian-Pacific region, all in a greater degree joining in economic, is its considerable player. The role of the Asian region in economic, a geographic distribution of export of the Asian region is shown. It is proved that strengthening of mutual relations with a number integration obe-dineny Asia, and also creation of constant bodies of cooperation can become a priority direction of the external economic policy of Russia.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, интеграция, внешнеэкономическая политик, конъюнктуре мирового рынка, тенденции, сотрудничество, интеграционные объединения.
Keywords: Aziatsko-tikhookeanskiy region, integration, external economic politician, to the state of affairs of world market, tendencies, collaboration, integration associations.
Россия, большая часть территории которой находится в Азии, не играет значительной роли в Азии как экономический партнер. Российский ВВП составляет около 4% от азиатского. Доля России в торговле со странами Азии также невелика. Только 1% своего экспорта азиатские страны направляют в СНГ. После распада СССР Россия утратила свое влияние в регионе за счет преимущественной ориентации внешней политики на страны Запада. А значительные советские инвестиции в ряде азиатских стран, например, Китае и Вьетнаме, в настоящее время замещены американскими и европейскими. В целом Россия играет значительно меньшую роль для Азии, чем Азия для нее. Уже очевидно, что Россия потеряла значительные конкурентные
преимущества в регионе, оставаясь в основном поставщиком природных ресурсов и вооружения. Уровень сотрудничества России и стран Азии показывает, что положительные тенденции увеличения объемов торговли, характерные для последних лет, могут сохраняться только при благоприятной конъюнктуре мирового рынка. В этих условиях Россия заинтересована в налаживании экспорта готовой продукции, а также развитии других направлений экономического взаимодействия со странами Азии, которые в меньшей степени зависят от колебаний рынка.
Однако при разработке стратегии экономического взаимодействия с Азией Россия должна принимать во внимание и учитывать те процессы, которые происходят в регионе. На сегодняшний день Азиатско-Тихоокеанский регион, все в большей степени включаясь в мировую экономику, является ее значительным игроком. На страны Азии приходится более половины населения мира, трети мирового экспорта, а совокупный ВВП приближается к 40% мирового (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Роль азиатского региона в мировой экономике, в %1
Годы Доля в мировом ВВП (по ППСВ) Доля в мировом экспорте Доля в населении мира
1996 2000 2005 1996 2000 2005 2005
Япония 8,0 77,3 66,4 77,2 77,0 5,3 2,0
НИС2 3,4 3,4 3,2 110,2 99,9 9,4 1,3
Развивающиеся страны Азии, в т.ч. 22,5 21,6 27,1 7,3 9,2 12,0 52,3
Китай 10,0 11,6 115,4 22,9 3,7 6,6 20,7
Индия 5,0 4,6 6,0 н/д 0,8 1,2 17,3
Ближний Восток 2,6 2,6 2,8 н/д 4,2 4,5 3,7
Вместе с тем, Азия выступает одним из самых быстро развивающихся регионов мира. Среднегодовые темпы экономического роста в последние годы составляют не менее 7%. Такая динамика позволит региону в будущем занять лидирующие позиции в глобальной экономике. По оценкам The Economist Intelligence Unit, к 2020 г. на Азию будет приходиться более 43% мирового ВВП, из них на Китай - 19,4%, Индию - 8,8%
Тем не менее, столь значительные успехи в развитии региона не смогли сгладить неоднородность его структуры. Значительная экономическая мощь региона сконцентрирована в рамках нескольких азиатских экономик -Японии, Китая, Индии и Южной Кореи, на которые приходится 3/4 всего азиатского ВВП. За достаточно непродолжительный срок эти страны сумели добиться значительных успехов, которые в основном связаны с выбранными моделями экономического развития. Япония, например, в послевоенные годы
1 Источник: World Economic Outlook, International Trade Statistics.
2 НИС (новые индустриальные страны) — Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур.
начала с поддержки угольной и сталелитейной промышленности, рост этих отраслей обеспечивался их взаимным спросом на продукцию друг друга. Республика Корея пошла по пути развития экспортоориентированных отраслей. Примечательно, что первым экспортным товаром была далеко не высокотехнологичная продукция, на которой специализируется Корея сегодня, а парики. Рост экономики Китая связан с продолжающейся индустриализацией, а увеличивающийся спрос на внутреннем рынке и за рубежом способствует росту производства.
Вместе с тем, подавляющее число азиатских стран - развивающиеся, 10 из них входят в число наименее развитых стран мира. Несмотря на активные действия по борьбе с бедностью, по-прежнему около 20% населения Азии живут в крайней бедности (то есть менее чем на 1 долл. в день).
Интеграция стран Азии в мировую экономику проходила также асимметрично. В послевоенные годы Азия стала ареной конкуренции нескольких центров за свое господство в регионе - США, европейских стран и СССР, что в целом предопределило ее экономические и политические связи с другими регионами. В рамках межрегиональной торговли основные потоки экспорта направляются в страны Северной Америки (22,3% в структуре экспорта по итогам 2004г.), а также в страны Европы - 17,5% (см. Таблицу 2). В 1980-е гг. доля этих регионов была еще выше. На одни США приходилось около 30% экспорта только развивающихся стран Азии.
Таблица 2
Географическое распределение экспорта азиатского региона, .
Год Северная Америка Центральная и Южная Америка Европа СНГ Африка Ближний Восток Азия
2000 25,7 2,5 16,9 00,9 1,3 2,5 448,9
2001 25,1 2,7 16,8 11,1 1,6 3,0 448,2
2002 24,3 2,4 16,0 11,3 1,6 3,0 448,9
2003 22,5 2,2 16,8 11,7 1,7 3,0 449,9
2004 22,3 1,6 17,5 11,0 1,9 3,1 550,3
Однако с формированием таких региональных центров в Азии, как Япония, Китай, Индия, Южная Корея наблюдается тенденция увеличения удельного веса внутрирегиональной торговли. Впервые по итогам 2004 г. уже более половины экспорта Азии потреблялась в других азиатских странах (см. Таблицу 2). Рост экспортного потенциала стран Азии связан с появлением новых индустриальных стран-экспортеров, а также ростом объемов экспорта Китая и Индии. Увеличивающийся экспорт создавал спрос на импорт из соседних азиатских стран, что в значительной степени сказалось на увеличении внутрирегиональной торговли. Однако увеличение внутрирегиональной торговли происходит неравномерно, и ее рост в основном обязан значительному наращиванию экспорта Китая в регион.
Динамичный рост стран Азии вызывает трансформацию их
1 Источник: International Trade Statistics. (www.wto.org)
мирохозяйственных связей как ответ на изменяющиеся потребности региона. Тенденции развития региона свидетельствуют об увеличении спроса на сырьевую продукцию и топливно-энергетические ресурсы, необходимости поиска новых рынков сбыта и коридоров транспортировки, намерениях укрепления взаимодействия с устоявшимися партнерами и налаживания взаимоотношений с новыми. С учетом будущих потребностей региона Россия может выстраивать экономическую политику в отношении азиатских стран, основной целью которой станет укрепление торгового и инвестиционного сотрудничества. Наиболее перспективным направлением станет поиск точек соприкосновения во взаимодействии, которых, по всей видимости, будет немало, поскольку и Россия, и страны Азии обладают значительной ресурсной базой, производственным и научным потенциалом, а также инвестиционным капиталом. Немаловажным шагом будет развитие институционального диалога со странами Азии.
На современном этапе развития азиатского региона происходит либерализация торговых режимов на двусторонней и многосторонней основах, углубляется сотрудничество в финансовой сфере. В азиатском регионе функционирует более 60 соглашений о преференциальной и свободной торговле. К настоящему моменту функционирует ряд интеграционных объединений, предполагающих разную глубину сотрудничества, среди них можно выделить Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), Южно-Азиатскую зону свободной торговли (САФТА), Восточно-Азиатское сообщество, форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Бенгальскую инициативу многоотраслевого технического и экономического сотрудничества (БИМСТЕК), Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (АПТА). Подписано несколько десятков двусторонних соглашений.
Только в конце 1990-х гг. Россия осознала необходимость налаживания сотрудничества с азиатскими странами, диалог с которыми после распада СССР во многом был утрачен вследствие недальновидной внешней политики начала и середины 1990-х гг. Участие в азиатских интеграционных объединениях или сотрудничество с ними может дать России значительные преимущества. Взаимная либерализация торгового режима увеличивает конкурентоспособность местных товаров на зарубежных рынках, а институционально оформленный диалог со странами Азии позволяет создавать преференциальные режимы для взаимного инвестирования, реализации совместных проектов и т.д. Вместе с тем необходимо учитывать, что на сегодняшний день Россия, не стала членом ВТО и не может использовать преимущества многосторонних торговых соглашений в рамках этой организации. Поэтому приоритетным направлением внешнеэкономической политики России может стать укрепление взаимоотношений с рядом интеграционных объединений Азии, а также создание постоянных органов сотрудничества.
В 1998 г. Россия присоединилась к форуму Азиатско-Тихоокеанского эко-
номического сотрудничества (АТЭС), на котором рассматривается достаточно широкий круг вопросов, среди экономических задач следует выделить поддержание экономического роста стран региона и укрепление взаимной торговли между ними. Помимо ежегодных саммитов в рамках АТЭС функционирует Деловой консультационный совет, способствующий взаимодействию предпринимателей.
В 2001 г. Россия выступила одним из инициаторов учреждения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая базировалась на ранее созданной «Шанхайской пятерке» и изначально предполагала обеспечение безопасности на территории стран-членов. На сегодняшний день ШОС призвана решать более обширные задачи, среди которых можно выделить поощрение эффективного регионального сотрудничества в экономической, торговой и финансовой сферах.
Однако наиболее активное институциональное оформление диалога происходило в последние несколько лет. В декабре 2005 г. был проведен первый саммит Россия-АСЕАН, на котором лидерами стран была принята Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг., а также подписано соглашение между правительствами «О сотрудничестве в области экономики и развития». В тот же период было создано Восточно-Азиатское Сообщество (ВАС), которое объединяет десять стран АСЕАН, а также Японию, Южную Корею, Китай, Индию, Австралию и Новую Зеландию. Россия подала заявку на участие в этой организации, однако получила пока только статус наблюдателя. Президент страны В. Путин, выступая перед главами стран ВАС, заявил, что Россия «готова вносить реальный вклад в решение актуальных вопросов региональной жизни» организации. Однако полноправное участие России встречает несогласие ряда членов АСЕАН и Австралии, которые в качестве аргумента упомянули недостаточно активное экономическое сотрудничество нашей страны с ВАС.
Среди других многосторонних форумов, способствующих экономическому сотрудничеству в Азии, можно выделить Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), треугольник Россия-Индия-Китай.
Что касается двусторонних отношений, то на сегодняшний день они характеризуются достаточно регулярными встречами главных лиц государств и бизнес-структур, функционированием постоянных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и основными странами-партнерами. Однако досадно отметить отсутствие торговых соглашений, предусматривающих предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с рядом стран Азии, а также договоров о взаимной защите инвестиций. Например, до сих пор в стадии разработки находится инвестиционное соглашение между Китаем и Россией.
В перспективе взаимодействие России со странами Азии может происходить в нескольких направлениях. Первое - активная политика
интеграции России со странами Азии, которая, однако, имеет свои преимущества и недостатки. Ряд азиатских группировок проповедует открытый регионализм, поэтому это не помешает одновременной интеграции, например, на постсоветском пространстве. Однако на сегодняшний день роль России в торговле с азиатскими странами незначительна, поэтому перспективы ее членства, допустим, в Восточно-Азиатском Сообществе в ближайшие годы невелики. Не всегда выгодно участие в таких группировках и самой России, поскольку подписание соглашения о беспошлинной торговле с крупнейшими экономиками, ориентированными на экспорт, например Китаем, может негативно сказаться на внутреннем рынке.
По итогам 2005 г. торговый оборот России с азиатскими странами составил 53,5 млрд. долл., который традиционно характеризуется превышением экспорта в регион над импортом. Так, за тот же период сальдо торгового баланса (торговля товарами) составило примерно 11 млрд. долл. Вместе с тем, в рамках межрегиональной торговли нашей страны Азия занимает третье место после Европы и СНГ, представляя 14% всего торгового баланса России. Основными торговыми партнерами выступают Китай, Япония и Южная Корея, на которых сосредоточены основные торговые потоки в Азии. Так, например, только на Китай приходится 40% экспорта России в Азию и около 34% импорта из этого региона.
Россия как внешнеторговый партнер играет намного меньшую роль для Азии, чем Азия для нее. Для региона, чей ежегодный экспорт составляет более трети мировой торговли, оборот с Россией представляет собой незначительную величину.
Что касается инвестиционного сотрудничества России и стран Азии, то его анализ затрудняется отсутствием доступной информации об объемах инвестиций между регионами. Как правило, Росстат публикует только десятку лидеров по экспорту инвестиций в Россию, среди которых азиатских стран нет (если не считать условно азиатский Кипр, который является ко всему прочему оффшорной зоной, используемой для реинвестирования российских капиталов обратно в страну). Поэтому более реалистично рассмотреть и оценить перспективные отрасли инвестиционного сотрудничества.
Приоритетной сферой российско-азиатского сотрудничества стала энергетика. Среди стран региона наиболее активно развивают энергодиалог с Россией представители Восточной Азии. Во-первых, в ряде восточноазиатских стран уровень самообеспечения энергоресурсами находится на крайне низком уровне: Япония обеспечивает ими себя сама на 20%, Южная Корея - на 17%. Во-вторых, прогнозируемые высокие темпы экономического роста при условии запаздывания применения энергосберегающих технологий повлекут за собой дальнейшее увеличение импорта нефти и газа. В-третьих, расширение спроса на энергоресурсы вызовет значительное приумножение автопарка в ряде стран Азии, например, в Китае.
Россия, основные месторождения углеводородов которой находятся по соседству с Восточной Азией, готова удовлетворить потребности в энергоресурсах, однако серьезным ограничением на этом пути становится отсутствие развитой инфраструктуры по транспортировке нефти и газа. Использование железной дороги, а также аренда нефтепровода Атасу -Алашанькоу (Казахстан-Китай) не решит проблемы экспорта российских энергоносителей. В ближайшие годы объем перевозки нефти по железной дороге, например, в Китай даже сократится. Так, по словам начальника Восточно-Сибирской железной дороги А. Воротилкина, в 2007 г. экспорт нефти в Китай сократится на 25%. Главной причиной является выбывание ЮКОСа из числа экспортеров.
В этих условиях приоритетным проектом должно стать строительство нефте- и газопроводов в восточном направлении. В этой сфере разрабатывается несколько проектов. Уже достигнуто соглашение о сооружении нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан, пропускная способность которого составит до 80 млн. тонн нефти в год, планируется также совместно с Китаем строительство ответвления до этой страны (Сковородино-Дацин).
На сегодняшний день проектируется строительство нескольких газопроводов. Газпром собирается протянуть две сети по транспортировке газа из Западной и Восточной Сибири в Китай. В стадии обсуждения находится проект по строительству газопровода Сахалин-Хоккайдо, а также участие России в сооружении, газопровода в Южную Корею.
Перспективным направлением может стать также и занятие Россией важных позиций в статусе экспортера сжиженного природного газа (СПГ). На юге острова Сахалин закончено строительство первого в России причала для отгрузки сжиженного природного газа, который является частью завода по производству СПГ. Вместе с тем, Газпром в августе 2006 г. уже вышел на рынок СПГ в Азиатско-Тихокеанском регионе, поставив через посреднические структуры СПГ Японии - крупнейшему в мире импортеру сжиженного газа. Подписан также контракт с Южной Кореей о поставках СПГ, начиная с 2008 г.
Такие крупномасштабные проекты потребуют значительных инвестиций как со стороны России, так и стран Азии. Однако необходимо заметить, что строительство нефте- и газопроводов не решит все задачи по транспортировке. Необходимо будет сооружение на территории России современных нефтеналивных портов, газохранилищ и т.д.
Энергетическое сотрудничество не ограничивается чисто инфраструктурными проектами. Перспективно участие России в разработке нефтяных месторождений в Китае и Вьетнаме, строительстве газохранилищ в Китае. Россия уже упустила ряд проектов в данной сфере, поэтому ей целесообразно активизироваться в этом направлении.
Интерес азиатских стран в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России достаточно обширен. Во-первых, азиатские страны проявляют заинтересованность в участии в геологоразведочных работах на
месторождениях нефти и газа России, а также в последующей их разработке. Во-вторых, ТЭК становится отраслью, наиболее перспективной с точки зрения инвестирования. Именно азиатская страна (Индия) стала крупнейшим иностранным инвестором в энергетической сфере в первом полугодии 2006 г. В-третьих, предполагается строительство нефтеперерабатывающих заводов. Один из таких проектов будет реализовываться в Татарстане за счет корейских инвестиций.
Другим важным направлением сотрудничества России и стран Азии может стать сооружение транспортного коридора Восток-Запад. На сегодняшний день обсуждение этих проектов ведется на различных российско-азиатских форумах, например ЭСКАТО и ДСА. Россия, выступая своего рода мостом между Европой и Азией, может внести значительный вклад в развитие транспортных сетей. На сегодняшний день разработаны десять основных евроазиатских автодорожных маршрутов, семь из которых проходят по территории нашей страны. Проект Восток-Запад предполагает также модернизацию железнодорожных маршрутов, где важная роль отведена Транссибирской магистрали. Таким образом, при реализации этих проектов Россия значительно повысит конкурентоспособность своих транспортных коридоров, что особо актуально в условиях увеличения объемов торговли не только России и стран Азии, но и Европы и Азии.
В рамках научно-технического сотрудничества, в развитии которого наиболее заинтересована Россия, в последние годы происходят значительные подвижки. На сегодняшний день разрабатываемые проекты в большей степени носят международный характер, однако, вполне могут стать основой для будущего взаимодействия. Так, например, Россия и Япония проводят научно-исследовательское сотрудничество по реакторам на быстрых нейтронах в рамках многонационального проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР). Россия и Индия договорились о долгосрочном сотрудничестве в области совместного развития и использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Приоритетным направлением выступает также развитие сотрудничества России и стран Азии в космической сфере. Соответствующие договоренности существуют у России и Индии. Индонезия и Россия подписали меморандум о запуске спутника связи.
В условиях изменения статуса России и ее превращения в чистого донора перспективно получение членства России в Азиатском банке развития, занимающимся финансированием инвестиционных, инфраструктурных, интеграционных, социальных проектов в регионе. Можно рассмотреть членство как в статусе заемщика и донора. Первое даст России возможность получать заемные средства для регионального развития. Второй вариант не только улучшит имидж России, но и позволит российским компаниям принимать участие в реализации проектов, финансируемых банком развития.
Возможно также и развитие самостоятельных проектов по созданию банков развития по примеру Евразийского банка развития, а также
совместных инвестиционных и торговых кредитных организаций. Например, достигнута договоренность о создании организации по содействию торговле и инвестициям между Россией и Японией. Другим примером может служить предварительное соглашение, подписанное в конце августа 2006 г. об учреждении российско-вьетнамского банка. Участники новой кредитной организации Внешторгбанк (49%), а с вьетнамской стороны -Государственный банк инвестиций и развития (51%). Банк будет призван обеспечивать «быстрые и удобные финансовые операции» между Россией и Вьетнамом.
Литература
1. Алисов Н.В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. — М.: Гардарики, 2003. — 704 с.
2. Международная экономика и международные экономические отношения; Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А.; Феникс; 2007 г.
3. Международная экономика: Черченко Н.В., Суханов Н.И., Леонович А.Н.; РИВШ; 2006 г.; 200; 124 стр.
4. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. / Гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001. — 642 с.