ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ РУССКОГО КОСМИЗМА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сазонова Е. В.
менеджер по обучению за рубежом, ООО «Брайт» (Россия), специалист в области международных отношений, Российский государственный гуманитарный университет (Россия), katie.sazonova@gmail.com
УДК 1(470)
ББК 87.3(2)+60.02
Цель. Выявление универсального характера мировоззрения русского космизма и возможности применения его идеологии в процессе разрешения современных проблем человечества.
Методы. Проанализированы исторические этапы развития основных постулатов русского космизма, первоначально сформулированных основоположниками данного мировоззрения - Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским, В. И. Вернадским и А. Л. Чижевским. Базисная роль русского космизма в формировании общего поля разрешения глобальных проблем доказана с помощью теории О. Л. Кузнецова и Б. Е. Большакова о применении единого для всех сфер человеческой жизни языка. В данной связи предложены несколько вариантов такого языка. Классифицирована взаимосвязь кризисов современного мира из разных сфер жизнедеятельности человека - экологии, демографии, экономики, морали и др.
Результаты. По итогам проведенного анализа теоретических аспектов русского космизма, альтернатив поиска общих точек соприкосновения специалистов из разных областей знаний и степени взаимозависимости современных проблем человечества была обоснована конструктивность мировоззрения русских космистов для разрешения мировых кризисов, так как, выступая в качестве связующего звена, среди прочего, ме^ду наукой и религией, идеология русского космизма способствует объединению людей разных рас, вероисповеданий, социального класса. Сделан вывод, что сопоставимой альтернативы данному мировоззрению нет.
Научная новизна. Проведено целенаправленное исследование вопроса разрешения глобальных кризисов современности в рамках мировоззрения русского космизма. Рассмотрены различные аспекты подхода к данной проблеме со стороны русских космистов, Выявлена взаимосвязь проблем человечества и необходимость их разрешения системным междисциплинарным подходом, основанным на единой идеологической базе.
Ключевые слова: Вселенная, глобальный кризис, идеология, космос, мировой кризис, русский космизм, глобальные проблемы человечества.
WORLD VIEW OF THE RUSSIAN COSMISM AND GLOBAL PROBLEMS OF TODAY
Sazonova E. V.
manager on studies abroad, OOO"Bright" (Russia), specialist in international relations, Russian State University for the Humanities
(Russia), katie.sazonova@gmail.com
Purpose. Identification of the universal character of Russian cosmism outlook and the possibility of using its ideology in the process of resolving the problems of modern humanity.
Methods. Analyzed historical stages of development of the basic postulates of Russian cosmism originally formulated by the founders of the world - N. F. Fedorov, Konstantin Tsiolkovsky, V I. Vernadsky and A. L. Chizhevsky. Base role in shaping Russian cosmism general field to solve global problems proved using the theory and O. L. Kuznetsova ° B. E. Bolshakova of use across all spheres of human life language. In this regard, several options are proposed such a lan- m" guage. It classifies the relationship crises of the modern world from different spheres of human activity - ecology, demog- uj raphy, economics, morality, etc.
Results. According to the results of the analysis of the theoretical aspects of Russian cosmism, alternatives to find o common ground specialists from different fields of knowledge and the degree of interdependence of the modern problems ¿5 of mankind has proved constructive outlook for the Russian cosmists resolve world crises, as acting as a bridge, among ©
Сазонова Е. В.
other things, between science and religion, the ideology of Russian cosmism helps unite people of different races, religions and social classes. It was concluded that comparable alternative to this outlook there.
Scientific novelty. A focused study on solving the global crisis of the modern world in the framework of Russian cosmism. Various aspects of the approach to this issue by the Russian cosmists The correlation problems of humanity and the need for resolution of the system interdisciplinary approach based on a common ideological base.
Key words: Universe, global crisis, ideology, space, world crysis, Russian cosmism, global problems of the humanity.
Перечень глобальных проблем достаточно широк и со временем только увеличивается. Как правило, под ними подразумеваются терроризм, валютно-экономический кризис, гуманитарные катастрофы, кризис общеценностных ориентиров человечества и другие. Во многих случаях национальный и международный опыт в противодействии этим вызовам более ограничен по сравнению с традиционными военными угрозами безопасности. Для противодействия им требуется мобилизация ресурсов международного сотрудничества. В большинстве случаев такому взаимодействию препятствуют разногласия стран по вопросам традиционной политики, военной безопасности, экономической и энергетической взаимозависимости и др. Однако противодействовать подобным глобальным проблемам необходимо в обязательном порядке, поэтому требуются совместные усилия, на которых не должно отражаться состояние политических отношений.
Базой для сотрудничества стран всего мира и совместного объединения усилий в практическом разрезе в обязательном порядке должно быть теоретическое и идеологическое обоснование такого сотрудничества, принятие общей мировоззренческой концепции. Соответствующая стратегия борьбы с глобальными вызовами и угрозами была разработана русскими космистами на протяжении последних полутора столетий.
Русский космизм, сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового космизма, обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире.
В современной философской, теологической, научной литературе и публицистике интерес к феномену русского космизма неизменно высок. Данное мировоззренческое течение считается одним из фундаментальных и, вместе с тем, оригинальных проявлений русской культуры Х1Х-ХХ вв., идеи которого плавно перетекли и развиваются в XXI веке. Исследованию русского космизма посвящена большая по количеству публикаций литература. В ней даны различные определения и интерпретации русского космизма, выявляются разные его формы, изучается эволюция.
Исторический экскурс в русский космизм
Глубинная и даже сакральная философия русского человека всегда заключалась в его космизме.
Д. О. Рогозин [5]
Еще в первобытных верованиях и мифах прослеживается мысль о взаимозависимости человечества и вселенной. Образы и символы космических объектов и самого космоса в быту и в искусстве дают представление об общей идее единства человека и космоса, целостности Вселенной. Фактически до конца XIX в. вопрос взаимосвязи людей и космоса поднимался только в поэзии, фольклоре, мифах, отдельных философских и фантастических творениях. Примечательно, что именно в России, где зародилось учение о биосфере и ее переходе в ноосферу, а также где был проложен путь в космос, было задано исключительное направление научно-философской космической мысли. Последователями данного направления стали такие ученые и философы, как К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный,
B. Ф. Купревич, А. К. Манеев. В ряде философских трактатов В. С. Соловьева, П. А. Флоренского,
C. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева также проходит мысль, близкая идеям русского космизма.
В качестве определения русского космизма остановимся на том, которое предлагает один из его последователей О. Д. Куракина: «Русский космизм - это результат тысячелетней отработки в Российской мета-культуре мировоззрения живого нравственного Всеединства человека, Человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению. Русский космизм - это также синтез современного фундаментального мировоззрения, в котором традиционные ценности отечественной культуры соединяются с научными концепциями о мире» [3].
4-мя «столпами», на которых базируется русский космизм, по мнению автора статьи «Когнитивные исследования и глобальные проблемы современности» В. Ф. Пряхина, являются Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский, которые
Сазонова Е. В.
выступают в качестве основоположников мировоззренческого направления русского космизма [4]. Таким образом, обрисовав основные постулаты их исследований в данном вопросе, попробуем представить общую картину, на которой базируется русский космизм.
Родоначальником философии космизма в России был Н. Ф. Федоров. Основная мысль философии Федорова сводилась к следующему: «всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение»)» [6].
На протяжении истории развития человечества было создано и усовершенствовано множество различных технических средств и машин. С их помощью человек пытался совладать со стихиями и утвердить свое господство в мире. На этом пути были достигнуты значительные успехи. В то же время люди работали над развитием исключительно техники, но не своей природы, оставляя нетронутыми границы своих физических и умственных возможностей. Таким образом, разрыв ме^ду возможностями техники и человека рос высокими темпами. По мнению Федорова, развитие техники должно продолжаться в качестве сопроводительного процесса, но отнюдь не основного. Главным же вектором человеческой мысли должно стать улучшение, развитие и преображение самого человека, его внутренних органов, а не придаточных искусственных материалов. Федоров затрагивает даже тему бессмертия, предлагая конкретный способ его достижения - путем эмпирического познания, изменения законов природы, общечеловеческого труда.
К. Э. Циолковский считается основоположником именно мировоззренческого направления русского космизма. В становлении его философско-мировоззренче-ской концепции можно выделить 3 основных этапа:
1. 1898-1914 гг. - главный принцип на этом этапе был сформирован как «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевается не только человек. «Простейшее существо», согласно космической философии - «атом-дух». Совокупность «атомов-духов» образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», «причина» и «воля» которого в строгих рамках определяет поведение человека и других «существ» космоса;
2. 1915-1923 гг. - основное внимание ученый уде -ляет другим проблемам, отличным от космоса: Циолковский подчеркивает несовершенство социальных отношений;
3. 1923-1935 гг. - разработан «активно-эволюционный» принцип космизма, смысл которого
заключается в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности» [9].
Философско-мировоззренческие взгляды Циолковского получили название «Космической философии» по его одноименной статье 1935 года. В основе его философии лежит принцип единства, который выражает целостность базовых частиц мира, образуемого «атомами-духами». Циолковский утверждал: «Материя едина, и основные свойства ее во всей Вселенной должны быть одинаковы». Это означает:
• единство материального и духовного начала Вселенной;
• единство живой и неживой материи: «материя едина, также ее отзывчивость и чувствительность»;
• единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции;
• выводимость этических норм из метафизики космоса [10].
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени. В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперед и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ^дет нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет наш разум и его сила» [9].
В. И. Вернадский в основу биосферы поставил живое вещество, которое владеет всеми химическими и минеральными движениями, и с которым связаны процессы размножения и питания в активном поверхностном слое планеты. Гипотеза Вернадского получила название «третий синтез космоса». Ученый подчеркнул неразрывную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом - это «продукт» биосферы. Таким образом, важна каждая частица мироздания - и большая, и малая. Так как все они взаимосвязаны ме^ду собой и представляют единое целое в природе планеты Земля и вне ее, также и человек не может быть исключением из общего движения вещества.
В качестве результатов своих научных изысканий Вернадский сделал ряд выводов, которые сводились к тому, что пространство и время - реальные свойства природы, а не философские абстрактные категории. Время и жизнь - невозвратны, поэтому живое вещество (в виде отдельной живой клетки и всей биосферы в целом) никогда не может вернуться в прежнее
Сазонова Е. В.
состояние, оно всегда новое и находится в непрерывной стадии изменения.
Основываясь на реальности пространства и времени, Вернадский обосновал «третий синтез космоса», в котором поставил жизнь и живое вещество, имеющее космическое значение, наравне с другими природными сущностями. Кроме проявлений жизни, среди природных сущностей он также выделил «материю», «радиацию» и «энергию», которые не вытекают одна из другой, но разнородны.
Таким образом, учение Вернадского открывает новую страницу в познании человеком самого себя -как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания. Непреходящее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает действительное обоснование, переводится в рациональный план.
А. Л. Чижевский является основоположником гелиобиологии - науки, изучающей влияние Солнца на земные организмы. Приводя множество различных фактов, он доказывает существование и взаимосвязь природных и космических ритмов, зависимость общественной и биологической жизни на планете от «Пульса Космоса». Следует отдельно отметить утверждение Чижевского о влиянии солнца не только на биологические процессы на Земле, но и на социальные (войны, общественные катаклизмы, беспорядки, эксцессы и другое).
Междисциилинариость русского космизма как первооснова осознания всеобщей взаимообусловленности
Слишком долго ученые естественных и социальных наук говорили, не слыша друг друга, практически на разных языках. Пришло время объединить дисциплины, найти общий язык.
Из доклада Группы Верхнего уровня при Генеральном Секретаре ООН, 21.06.2012 [2]
Во второй половине XX века интенсивное развитие получили предметные знания, языки физики, химии, биологии, геологии. И перед научным сообществом более остро, чем прежде, встала необходимость создания дополнительных «языков», функцией которых стало бы соединение разнородных процессов в разных научных сферах, как то физические, биологические, социальные системы.
Существующие научные знания о законах культуры, экономики, экологии, образования, техники и других сфер жизни выражены на столь разных языках, что затруднительно представить их в единой
системе устойчивого развития и ее эффективного управления.
Кроме того, для разрешения глобальных проблем необходимо иметь общее видение их разрешения, т.е. общий для разных сфер деятельности «инструментарий конструирования, проектирования и управления, основанный на законах развития Жизни как космопла-нетарного явления» [2, с. 122].
В данной связи возникает вопрос, как установить связь между различными сферами жизни человека (естественнонаучной, социальной и духовной), с использованием единого, доступного человеческому сознанию, языка. В статье О. Л. Кузнецова и Б. Е. Большакова «Русский космизм, глобальный кризис, устойчивое развитие» рассматриваются следующие варианты в качестве альтернативы такого языка:
• язык алгебраических и дифференциальных уравнений;
• междисциплинарный язык термодинамики и синергетики;
• язык пространственно-временных величин (ЬТ- язык).
Авторы статьи предлагают использовать последний вариант как первоочередной. На его основе возникла идея ноосферного языка. Принадлежит она, по словам исследователей, В. И. Вернадскому: «Исходной основой точного научного знания является язык пространства-времени. Выразить различные формы движения - это выразить их на универсальном языке пространства-времени. ... Время не только неотделимо от пространства, а является как бы другим его выражением. Время заполнено событиями столь же реально, как пространство заполнено материей и энергией. Мы изучаем не пространство и время, а пространство-время». Из сказанного следует, что ноосферный язык должен быть пространственно-временным или, сокращенно, ноосферный ЬТ-язык» [1, с. 124].
Ноосферный ЬТ-язык - это многомерный пространственно-временной язык, который сшивает воедино законы разных научных парадигм, устанавливает связь между естественными, социальными и духовными мерами и, используя Единый, доступный человеческому сознанию язык, дает возможность генерировать новые знания о законах системы «Космос - Земля -Биосфера - Человечество - Человек» [1, с. 125].
Федоров призывал к необходимости осуществления синтеза наук в космическом масштабе, при этом высшим критерием истины должны стать практические опыты, всеобщая регуляция и достигнутый показательный результат. Таким образом, ученым разных областей знаний необходимо работать сообща и взаимоувязано над всей природой, над самим человеком, его физическим и душевным состоянием, над разгадкой тайны
Сазонова Е. В.
бессмертия. [Термин «всеобщая регуляция» был введен самим Федоровым и подразумевает управление слепой силой в самих людях, на планете Земля, в Солнечной системе и во всей Вселенной (прим. авт.).]
Стратегия разрешения глобальных кризисов в русском космизме
Действительная истинная добродетель может заключаться только в управлении слепыми силами природы.
Н. Ф. Федоров [8, с. 11]
Современное состояние человеческого общества повсеместно признается в научных кругах как переходное. Этот переходный период связан с глобализацией и проблемами, вызванными ее ростом. В статье В. Ф. Пряхина «Когнитивные исследования и глобальные проблемы современности» дано определение данных проблем как «глобального кризиса» современной цивилизации [4, с. 35].
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун на Международной конференции по устойчивому развитию в 2012 г. объявил: «Планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Нам необходимо признать, что нынешняя модель глобального развития нерациональна. Необходимо найти новый путь для продвижения вперед» [1, с. 113].
В статье О. Л. Кузнецова и Б. Е. Большакова «Русский космизм, глобальный кризис, устойчивое развитие» выдвигается следующая глобальная причинно-следственная цепь кризисов:
1. В основании лежит «Глобальный кризис Человека и созданного им хрематического мира».
Хрематический мир определяется как мир, где доминирует хрематическое сознание, которое, в свою очередь, является сознанием, ориентированным на наживу любой ценой за счет других. Таким образом, «Кризис Человека - это деградация его способности созидать во имя развития Жизни, обусловленная его хрематическим сознанием».
2. Хрематическое сознание породило и «Глобальный кризис смены поколений», суть которого заключается в том, что «под влиянием хрематического сознания деградирует система воспитания и образования молодого поколения, ориентированного на ложные хрематические ценности, разрушающие созидательную жизнь общества».
3. «Глобальный кризис смены поколения технологий» связан с низкой эффективностью устаревшего поколения технологий, что является следствием отставания в общественном осмыслении достижений научно-технического прогресса.
Это отставание нашло свое отражение в так называемых «технократических перекосах», согласно И. Т. Фролову, которые выражаются в:
• влиянии потребностей потребительского рынка на научные исследования;
• отсутствии системного междисциплинарного анализа новых вызовов и угроз;
• распространении псевдоидеологий и экстремистских мировоззренческих концепций [4, с. 35].
4. «Глобальный валютно-экономический кризис» также является следствием хрематического сознания: создает иллюзию развития и усиливает риски неэффективного управления.
5. Все вышеперечисленные кризисы привели к «Глобальному 100-летнему цивилизационному кризису», требующему смены хрематических ценностных ориентаций на «антихрематические ценности посредством реализации стратегии устойчивого развития на основе партнерства цивилизаций».
6. Глобальный 1000-летний духовный, этико-эко-логический кризис. Авторы рассматриваемой статьи считают, что выходом из подобного кризиса когда-то послужили религиозные преобразования. Сегодня религия уже не является средством его преодоления, поэтому необходимо искать новые ответы на духовный кризис.
7. «Космопланетарный кризис перехода в ноосферу» заключается в необходимости преодоления всех вышеперечисленных кризисов с целью перехода в «качественно новое эволюционное состояние» [1, с. 132-133].
Среди последствий мирового кризиса авторы статьи «Русский космизм, глобальный кризис, устойчивое развитие» выделяют:
• чрезмерную антропогенную нагрузку, ведущую к экологической катастрофе и требующую контроля динамики народонаселения и ресурсопотребления;
• экспансию транснациональных корпораций, породившую нищету, голод, безработицу [1, с. 132-133].
Главным принципом, на котором основан подход космистов к разрешению мировых кризисов, является то, что эта цель должна стать «Общим делом» человечества.
Создание универсальной мировой идеологии представляется возможным на основе предложенного К. Э. Циолковским толкования религии как фольклорной концепции научно-технического прогресса, а общих для всех конфессий сакральных понятий (бессмертие, воскрешение) как задач прикладной науки.
Сегодня мощность компьютеров удваивается меньше чем за год, и совсем скоро информационная мощность одного компьютера будет равна суммарной информационной насыщенности мозгов всего
Сазонова Е. В.
человечества. Эти возможности позволят реально моделировать мыслящее существо не только в общем, но и в конкретном виде. Другими словами, в перспективе при наличии достаточной информации о человеческой личности возможно ее посмертное воспроизведение в модели, приближенной к оригиналу. Таким образом, подтвердится прогноз К. Э. Циолковского о том, что религиозный символ «воскрешения» становится реально выполнимым проектом прикладной науки. Возможность обрести новую плоть создает значительную заинтересованность всех людей на Земле в продолжении жизни и накоплении о себе должного объема позитивной информации.
Мировоззрение, основанное на объединении рационального научного познания и религиозной веры, на толковании сакральных понятий как задач прикладной науки, позволяет объединить людей независимо от их расовой, национальной, социальной или какой-либо другой принадлежности.
Толкование религиозных символов как задач прикладной науки не должно противоречить догматам или убеждениям верующих. Оно призвано проложить путь для давно назревших реформационных изменений в деятельности современных конфессий. О необходимости этих изменений говорится еще в учении об «общем деле» человечества Н. Ф. Федорова.
Ученый считал необходимым «создать центры, которые изучали бы научно-технические приемы. управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так, чтобы рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить в тела отцов.». Для решения этой задачи российский мыслитель, всю свою жизнь остававшийся глубоко верующим человеком, считал возможным отойти от церковных канонов божественного промысла сформулировал вполне материалистическую задачу внехрамовой литургии - «наше тело должно стать нашим делом» [7, с. 469].
Следующим этапом является посмертное восстановление личности - «патрофикация», под которой подразумевается не механическое собирание атомов и молекул, но составление из других материалов и структур, являющихся моделями личностей «отцов». По мнению современных космистов необходимым материалом для этого служат не бренные останки, как это мыслилось когда -то Н. Ф. Федорову, а информация об ушедших из жизни и методология когнитивных исследований для использования этой информации посредством моделирования индивидуальности и личности.
Последствия научно-технической революции XX века к концу столетия привели к ряду кризисных явлений, связанных, в том числе, и с экологией. Техногенный вектор развития всегда был неразрывно связан с научной рациональностью, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью преобразования
окружающего мира. Здесь видится важным отметить схожесть ряда представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. Ведь именно в русском космизме предпринимается попытка развить идею органичной связи человека и космоса.
При изучении философии русского космизма становится очевидным, что выделяются 2 основных аспекта взаимосвязи человека и космоса:
1) человек является неотъемлемой частью космоса. Меняется космос - меняется и человек;
2) человек сам также меняет окружающий его мир, развивая свои способности, создавая новые технологии.
На рубеже XIX и XX столетий сложно было предугадать будущие кризисные последствия бурного развития технологий. Тем не менее, космисты высказывали опасения о негативном влиянии техники на природу, которое еще даст о себе знать. Таким образом, с учетом сложившейся на сегодняшний день ситуации (в том числе, экологической) в мире, поиск «общего знаменателя» приобретает уже приоритетное значение.
В качестве подытога также будет немаловажным выделить основные отличительные черты русского космизма:
• само мировоззрение русского космизма, построенное на осознании единства всего и со всем;
• акцент на неразрывной взаимосвязи космоса и человека, влиянии законов космического развития на прошлое и будущее человечества, а также на приоритетности непрерывного освоения космоса самим человеком;
• идея дальнейшего развития и даже трансформации «человека разумного»;
• во многом загадочный «внутренний космос человека», или микрокосмос (тесно связанный с макрокосмосом);
• значимость философских аспектов процесса развития технологий.
В этой связи важным станет отметить совпадение основных идей философии космизма и многих принципов современной научной картины мира.
Так как космизм акцентирует внимание на единстве человека и космоса, целостном видении мира, представляется перспективной его конструктивная роль в сближении идей европейской и восточной философских систем, в последней из которых человек изначально рассматривался в качестве неотъемлемой части космоса. Кроме того, ни в одной из ранее выдвигаемых человечеством в качестве своей высшей цели идей, не предлагалось объединение всех до единого - и живых, и мертвых - людей со всей природой и даже со всей Вселенной.
Сазонова Е. В.
Литература:
1. Кузнецов О. Л., Большаков Б. Е. Русский космизм, глобальный кризис, устойчивое развитие // Партнерство цивилизаций. 2013. № 1-2. С. 112-139.
2. Куракина О. Д. Русский космизм и ноокосмоло-гический взгляд в будущее // Русский космизм. 12 марта 2011 г. [электронный ресурс]. URL: http:// cosmizm.ru/c422o-d-kurakina-russkij-kosmizm-i-nookosmologicheskij-vzglyad-v-budushhee/ (дата обращения 28.04.2015 г)
3. ПряхинВ. Ф. Когнитивные исследования и глобальные проблемы современности // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4. С. 35-44.
4. Птичкин С. Русский космос // Столетие. 11 апреля 2014 г [электронный ресурс]. URL: http://www.stoletie. ru/obschestvo/russkij_kosmos_790.htm. (дата обращения 28.04.2015 г)
5. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Вступ.ст. С. Г. Семеновой; Предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Прим. А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
6. Семенова С. Г. Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М.: Издательский дом «ПоРог», 2012. 720 с.
7. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под ред. В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. Т. 1. Верный: Тип. Семиречен. обл. правления, 1906. 731 с.
8. Циолковский К. Э. Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения / Предисл. В. И. Севастьянова. Тула: Приокское книжное издательство, 1986. 448 с.
9. Циолковский К. Э. Космическая философия // Техника молодежи. № 4. 1981 [электронный ресурс]. URL: http://www.myshambhala.com/books/ufo/ ciolkovsky/kosmicheskaja_filosofija.html (дата обращения 28.04.2015 г)
References:
1. Kuznetsov O. L., Bolshakov B. E. Russian cosmism, global crisis, sustainable development // Partnership of civilizations. 2013. № 1-2. P. 112-139.
2. Kurakina O. D. Russian cosmism and a noo-cosmo-logic look into the future // Russian cosmism. March 12, 2011 [e-resource]. URL: http://cosmizm.ru/c422o-d-kurakina-russkij -kosmizm-i-nookosmologicheskij -vzg-lyad-v-budushhee/ (date of access 28.04.2015)
3. Pryakhin V. F. Cognitive research and global issues of today // Slozhnost. Razum. Postneklassika. 2013. № 4. P. 35-44.
4. Ptichkin S. Russian space // Stoletie. April 11, 2014. [e-resource]. URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/ russkij_kosmos_790.htm. (date of access 28.04.2015)
5. Russian cosmism: anthology of philosophical thought / Comp. by S. G. Semenova, A. G. Gacheva; Forew. by S. G. Semenovoy; Introd. to texts by S. G. Semenova, A. G. Gacheva; Note by A. G. Gacheva. M.: Pedagogika-Press, 1993. 368 p.
6. Semenova S. G. Over paths of heartfelt thoughts: sketches, fragments, excerpts from the diary. M.: Publishing House "PoRog", 2012. 720 p.
7. Fedorov N. F. The philosophy of common cause. Articles, thoughts and letters of Nikolai Fyodorov-ich Fyodorov, publ. and edit. V.A. Kozhevnikov and N. P. Peterson. V. 1. Vernyi: Typ. Semirechen. obl. prav-len., 1906. 731 p.
8. Tsiolkovsky K. E. Dreams of Earth and sky: science fiction / Forew. by V. I. Sevastyanov. Tula: Priokskoe book house, 1986. 448 p.
9. Tsiolkovsky K. E. Space philosophy // Tehnika molodyozhi. № 4. 1981
10. [e-resouorce]. URL: http://www.myshambhala.com/ books/ufo/ciolkovsky /kosmicheskaja_filosofija.html (date of access 28.04.2015)