Философия
УДК 140.8:168 DOI 10.21661/r-118570
А.В. Константинова
Мировоззренческие аспекты проблем науки
Аннотация
В данной статье исследуется мировоззренческая проблематика науки в составе культуры общества; характеризуется основное содержание функций науки в период глобализации государств и народов; антихаосное содержание науки оценивается её первичным признаком.
| Ключевые слова: наука, сущность науки, культура, человеческая деятельность.
A.V. Konstantinova
World outlook aspects of problems of science
Abstract
The article explores the world outlook perspective of science as a part of culture of society, characterizes the main content of functions of science during globalization of states and peoples. The anti-chaos maintenance of science is estimated by its primary sign.
Keywords: science, essence of science, culture, human activity.
Мировоззренческими аспектами исследования проблем науки являются познание сущности и специфики, функций и методов науки в системе культуры общества. Отрасль наук, в которой исследуются мировоззренческие и методологические проблемы науки - «гуманитарные науки», группа специальностей - «философские науки», специальность - «философия науки и техники» [1].
Мировоззренческое содержание познания науки исследуется в гуманитарных науках, преимущественно в философии, и в общественных, преимущественно в социологических науках, с применением различных методов. В концепции проф. Г.В. Баранова, наука как объект философских и общественно-научных исследований в истории культуры [2, с. 335-345] и современности [3, с. 4-7] отличается критерием многомерности: наука как социальный институт; наука - особая система знаний; наука - идеальное производство знания и информации; наука - деятельностное состояние общества; иные показатели.
Если отсутствует указание в составе существенных признаках науки признака вещественных изобретений, например, «наука - это специализированная система
идеальной, знаковой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности» [4, с. 28], или «наука как класс профессиональной познавательной деятельности специалистов - множество специализированных идеальных, знаковых и вещественных состояний общественной жизни, которые реализуются субъектами науки по критериям профессионального разделения труда» [5, с. 75], то сущность науки определяется неадекватно, ибо фиксирует один из аспектов информационного содержания её многомерности. В публикациях Г.В. Баранова «понятием «наука» обозначаются состояния общественной жизни, связанные получением вещественных изобретений и идеальных знаний, систематизацией и передачей знания потребителям и поколениям человечества» [6, с. 68].
По мнению Г.В. Баранова, если применять логический метод «изолирующего абстрагирования» [7, с. 21] при решении вопросов о специфике и сущности науки, то наука в системе общества является «классом культуры, продуцирующим исторические максимально возможные объективно истинные знания и вещественные
Phüosophy
изобретения объектов с целями их применения во всех классах бытия человека и социумов» [8, с. 360].
В концепции Г.В. Баранова, многочисленные смыслы понятия культуры содержат общий смысл: «Культура - это система вещественных, знаковых и идеальных информационных средств человеческой деятельности, созданная поколениями людей для программирования, реализации и стимулирования оптимальных видов поведения акторов общества» [9, с. 157; 10, с. 59-60].
Человеческая деятельность есть один из атрибутов антропного рода бытия, раскрывающий специфически человеческий имманентно-сокровенный способ существования всех его разделённых состояний и целостной определённости посредством осуществления индивидом и человечеством антихаосных трансформаций бытия-среды в условиях автономного существования в этом бытии (среде) [11].
Антропный тип деятельности реализуется во взаимодействии, коэволюции и синергии с природными и трансцендентными объектами. Атрибутами человеческой деятельности выступают активность, пассивность, предметность, знаковость, идеальность, сознательность, свобода, поведение, модульное единство, дискретная целостность форм и иные [12].
Раскрывая признак антихаосного содержания дея-тельностного бытия Г.В. Баранов утверждает, что сущность науки представляет собой класс антихаосного осуществления бытия, реализуемого учёными-специалистами в условиях культурного программирования трансформации хаоса свойств объектов бытия в состояния определённости идеальных знаний и инфор-
мации, а также в форму материальных изобретений [13, с. 16-17; 14, с. 30-31]. Этот процесс достаточно сложный, и по этому признаку наука относится к множеству высокоорганизованных саморазвивающихся неравновесных систем.
В системах культур исторически различных обществ наука имела ограниченный социальный статус по причинам низкой в сравнении с дешёвой рабочей силой производственно-промышленной значимостью. Со второй половины 19 в. и поныне наука функционирует в статусе доминирующей фундаментальной части культуры современного общества [15; 16].
По критерию внутренней специфики антихаосная сущность науки выражается в многомерности её внутреннего состава и структурного единства. По причине бесконечности и хаотичности объектов бытия, доступных для научного познания, и учитывая ограниченность способностей человеческого индивида к познанию, в научной деятельности создаётся состояние «модульного единства науки» [17, с. 350].
В концепции Г.В. Баранова, по критерию внешней специфики антихаосная сущность науки выражается множеством функций объекта общества. Функции объекта общества и науки, в частности, науки - это исторически определённые состояния воздействия объекта (науки) на сохранение и прогрессивную эволюцию человечества, отдельных классов культуры, общественную и личную жизнь человека [18, с. 36].
Концепция антихаосной мировоззренческой сущности науки как достояния культурного опыта человечества требует конкретизации по различным направлениям.
Литература
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
ВАК Паспорт специальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/, свободный.
Баранов Г.В. Философия науки: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. - 108 с. Баранов Г.В. Практикум по философии: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2011. - Т. Ч. 1. - 372 с. Концепции современного естествознания: Учебник / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 303 с. Вайц М.А. Специфика науки в культуре общества / М.А. Вайц, А.В. Константинова // Инновационные технологии научного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Казань, 20 октября 2016 г.): В 3 ч. Ч. 3. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 74-76.
Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности / Роль науки в развитии общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа, 2015. - С. 68-71. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2016. - 112 с.
Баранов Г.В. Наука как системное состояние культуры общества // Инновационное развитие экономики региона: опыт и перспективы. - Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске. - 2008. - №9. - С. 360. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как фактор инновационной экономики // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (3 февраля 2014 г.): В 7 ч. Ч. 1. - М.: Ар-Консалт, 2014. - С. 157-158.
Баранов Г.В. Вопросы современной науки: Коллект. науч. монография / Г.В. Баранов [и др.]; под ред. Н.Р. Кра-совской. - М.: Интернаука, 2016. - Т. 10. - 238 с.
Interactive science | 13 • 2017 143
Философия
11. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1998. - 43 с.
12. Баранов Г.В. Онто-метафизическая концепция деятельности // Вестник Омского университета. - 2014. -№3 (73). - С. 54-56.
13. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - Ч. 3. - 548 с.
14. Баранов Г.В. Концепция антихаосной сущности науки // Современные концепции развития науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. -Ч. 3. - С. 30-32.
15. Аброзе Е.А. Вопросы современной науки: Коллект. науч. монография / Е.А. Аброзе [и др.]; под ред. Н.Р. Кра-совской. - М.: Интернаука, 2016. - Т. 11. - 148 с.
16. Баранов Г.В. Общество и парадигмы социальной философии // Успехи современной науки. - 2016. - №9. -Т. 5. - С. 44-46.
17. Баранов Г.В. Наука как модульная система человеческой деятельности // Вопросы современной науки: Монография / Под ред. Н.Р. Красовской. - М.: Интернаука, 2015. - Т. 1. - С. 154-171.
18. Баранов Г.В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №2-2 (33). - С. 36-38.
(